Зачем нужны музеи в современном мире
Зачем нужны библиотеки и музеи?
Историко-культурное наследие в нашей жизни играет немаловажную роль. Чтобы создать полноценное, духовное общество, нужно не только иметь большое желание, но и обладать познаниями в истории, науке, литературе, других жизненных сферах.
Именно понимание прошлого, ценности культуры и научных идей позволяют нам оставаться людьми и удерживают от животных инстинктов. Значительную часть этих знаний мы получаем еще на школьной скамье, но более глубокое развитие и духовную пищу дарят нам музеи и библиотеки.
Что такое библиотеки?
Чтобы оценить важность библиотек, нужно разобраться, что представляют собой эти культурные заведения. Основная задача библиотек – сбор и хранение печатных изданий для общественного использования.
Условно их можно разделить на публичные, то есть предназначенные для читателей разных возрастов и профессий, и научные, которые создаются с целью хранения информации в различных направлениях и отраслях знаний.
Родиной библиотек считается Древний Восток. Самая первая из них появилась примерно в 2500 году до нашей эры в Вавилоне и представляла собой собрание глиняных табличек с историческими свидетельствами.
В античные времена крупнейшим центром книжности была Александрийская библиотека, основанная египетским царем Птоломеем I в III столетии до нашей эры. Сегодня же самой большой является Библиотека Конгресса в Вашингтоне, насчитывающая около 155,3 млн единиц хранения.
Для чего нужны библиотеки?
Библиотеки нужны, прежде всего, для того, чтобы получать новые знания. Не каждый человек по финансовым соображениям может позволить себе покупать необходимые книги, тем более что в последнее время они стоят достаточно дорого.
Кроме того, не всегда целесообразно приобретать издания, если вам нужно прочесть только отдельные главы. В этом случае на помощь приходят библиотеки, где можно бесплатно или за символическую цену взять на время любую книгу и ознакомиться с ее содержимым.
С ростом популярности Интернета новым витком в библиотечном развитии стало появление электронных библиотек. На специальных сайтах пользователи Сети всегда могут найти нужную информацию, а при необходимости – скачать книгу на компьютер и пользоваться ею без ограничений во времени.
За всю историю человечества еще не придумано более совершенного способа хранения данных, чем библиотека, поэтому, пока людям нужны знания, эти хранилища будут существовать.
Что собой представляют музеи?
Если необходимость посещения библиотек мы понимаем еще в школьные годы, то важность музеев приходит к нам только с возрастом. В детстве произведения искусства и другие музейные коллекции воспринимаются нами поверхностно, а вот с взрослением мы начинаем более остро ощущать их великую ценность и стремимся ближе познакомиться с каждым представленным экспонатом.
Что же такое музеи? Как и библиотеки, это учреждения для сбора и хранения, только вместо книг в них содержатся картины, скульптура, археологические находки, древние артефакты, техника – словом, всё, что связано с человеком и нашей планетой в целом.
Понятие «музей» произошло от греческого слова mouseĩon – «храм музы». Первый музей был основан в Александрии в 290 году до н. э., причем его создателем стал тот же Птоломей I, открывший Александрийскую библиотеку.
На территории учреждения были разбиты зоологические и ботанические сады, внутри здания выставлялись чучела животных, астрономические приборы, статуи и другие исторические предметы. В наше время в мире насчитываются десятки тысяч музеев, а самым посещаемым является Лувр, куда ежегодно наведывается более 9 миллионов человек.
Зачем нужны музеи?
Значимость музеев сложно переоценить. Они дарят нам знакомство с богатым культурным наследием человечества, позволяют углубиться в далекую историю и получить бесценный опыт для будущей жизни.
Экспонаты, собираемые музеями, дают возможность сохранить давние традиции разных народов, демонстрируют новым поколениям путь, который прошли наши предки, и помогают избежать тех ошибок, которые они совершали.
«Народ, забывший свое прошлое, не имеет будущего», – слова Платона как нельзя лучше отражают всю важность той информации, которую музейные коллекции позволяют приобрести каждому современному человеку.
Манифест: для чего нужен современный музей
Strelka Magazine запускает рубрику «Манифест», где эксперты формулируют главные принципы современной культуры и объясняют, какими должны быть сегодня музеи, театры, парки, образование и архитектура.
Фото предоставлено Московским музеем современного искусства
Клара Броххаген и Джессика Твитчелл — кураторы независимого художественного пространства в Кёльне — Simultanhalle. Их и других художников Гёте-Институт и музей ММОМА позвали, чтобы в помещении нового образовательного центра Московского музея современного искусства рассказать о том, какими могут быть современные музейные практики. Это обсуждение касается и самой площадки центра в Ермолаевском переулке: он планируется не только как выставочное пространство, но и как общественный центр и студия для знакомства с современным искусством. Марина Анциперова поделилась со Strelka Magazine основными выводами кёльнских кураторов.
Фото: Jonas Gerhard
ЗНАКОМИТЬ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ
Музей должен стать ближе людям — как кино или бар. Любая семья должна понимать, что это просто один из вариантов вечернего времяпрепровождения. То, что это открытое пространство, должно стать очевидным для всех.
Для многих музеев — возможно, в Москве как раз такая ситуация — намного важнее хранение искусства и сохранение культуры. Однако не менее важно, что все мы приходим в музеи также для того, чтобы встретиться друг с другом. В Германии много государственных музеев, приоритет которых — быть центром городской жизни.
НЕ ТОЛЬКО ХРАНИТЬ СТАРЫЕ ЭКСПОНАТЫ, НО И ЗАСТАВЛЯТЬ ДУМАТЬ О СОВРЕМЕННОСТИ
Сохранение важно не только для исторических музеев, но и для современных. Сохранять современное искусство и то, что в английском языке называется modern art, не так-то просто — это отдельная задача и большая тема для дискуссий. Также невероятно важно, чтобы современные музеи не только сохраняли прошлое, но и задавали вопросы о современной культуре, показывали современность.
ВАЖНО ОСТАВЛЯТЬ ЗРИТЕЛЮ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Понятно, что музеи имеют чёткую структуру, но хочется, чтобы в них что-то понемногу менялось с каждой выставкой. В этом как раз заключается работа куратора: нас в институте учили, что не обязательно всё предельно разжёвывать для зрителя, как раз здорово, когда история не прописана до конца, в ней не всё объяснено, остаётся место недосказанному. Тогда сам зритель может решить, правильно это было или нет, — грубо говоря, что именно нарисовано на стене. Интересно показывать что-то не очень буквальное, тогда каждый будет заполнять пробелы сам для себя и тем самым общаться с искусством.
В ГОРОДЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОЖЕСТВО РАЗНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ИСКУССТВА С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ СВОБОДЫ
Музей и центр местного сообщества — разные вещи. Музей кажется более холодным и закрытым пространством. Хотелось бы, чтобы эта ситуация изменилась — и, возможно, это как раз тот путь, которым мы идём.
Фото: Jonas Gerhard
Фото: Jonas Gerhard
Фото: Jonas Gerhard
Фото: Jonas Gerhard
Но есть и другие пространства для знакомства с искусством. В так называемых независимых пространствах бурлит очень много энергии. За ними не так внимательно следит власть, и там происходят самые настоящие эксперименты. Наверное, в них будут показывать свои работы начинающие художники, до того как заслужат право выставляться в музеях и галереях.
Нам в Германии повезло: у нас много государственных музеев, чья независимость варьируется от города к городу. Ещё у нас есть так называемые арт-клубы, kunsthalle, которые поддерживает городское сообщество. Иначе может случиться то же, что и в США, где многие музеи зависят от частных коллекционеров, которые в основном стремятся показывать художников из собственных собраний.
ТЕАТР И ХОРЕОГРАФИЯ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ НА ТЕРРИТОРИИ МУЗЕЯ
В Кёльне много перформативного искусства, многие коллекционеры работают с танцем, им активно интересуются скульпторы. Художники также часто отправляются в театр, чтобы показать там свои работы. У нас недавно возникла идея поменяться площадками: мы бы устроили в театре своё пространство, а они, наоборот, расположились бы у нас. Такие комбинации возможны, и мы думаем, что все эти направления искусства — дизайн, театр, то, что раньше называлось изящным искусством, — всё это совсем не противоречит друг другу, а отлично должно работать вместе.
В чём главное отличие театра от музея? Театр — это про восприятие и в некотором смысле потребление: ты приходишь на определённое время в определённое пространство, потребляешь ту или иную постановку и выходишь с головой, полной важных вещей. Но в пространстве музея всё перестаёт быть однократным событием: на выставке перформанс могут повторять либо документировать на видео.
В КАЖДОМ НОВОМ ГОРОДЕ ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН СОЗДАВАТЬ РАБОТУ ЗАНОВО
Несколько художников, которых мы показываем здесь, в Москве, создают работы специально для этого пространства. После выставки работы будут разрушены — и появятся в новом виде в новом месте. С одной стороны, это трагедия, с другой — заставляет задуматься о том, как мы в каждом месте видим для себя что-то новое. Мир изменился, и мы все живём в дороге — многие художники специально производят искусство, которое вслед за ними может перемещаться по миру.
Но как можно одинаково показывать одну и ту же работу в Москве и Риме? Это просто колониальный подход. Неправильно показывать один и тот же объект в разных пространствах, не задумываясь о том, как он меняет смысл. Надин Штейдлер для своих инсталляций всегда выбирает камни из того места, где будет проходить её выставка, поэтому её работы никогда не будут одинаковыми.
МУЗЕЙ ДОЛЖЕН ВЫЙТИ НА УЛИЦЫ ГОРОДА
В идеальном мире город должен понимать, как сильно искусство его обогащает. Для этого музей должен выйти на улицу. Показывать своё искусство в совершенно неожиданных пространствах. Например, использовать рекламные баннеры.
Реклама предлагает нам купить что-то, чтобы стать счастливыми, — почему бы на этом месте не показывать искусство, которое делает людей счастливыми на самом деле?
Конечно, музей стал бы намного более открытым, если бы в каждом было кафе или устраивался рейв, но это не обязательно. Почему музей должен ограничиваться своими стенами? В Кёльне как-то проходила интересная выставка, когда в частных домах — совсем разных, от студенческого общежития до реконструированного особняка местного архитектора — устраивались разные арт-программы. Например, ты мог позвонить в дверь незнакомой квартиры, а внутри тебя ждал перформанс.
Simultanhalle / Фото: Facebook
Все эти места были удалены друг от друга и заставляли по-новому почувствовать город. Они показывали не только искусство, но и место, где ты живёшь. Люди привыкли ходить привычными дорогами каждый день, самыми короткими и эффективными — на работу, в детский сад и супермаркет, а такой подход заставлял как минимум изменить картинку вокруг. Вот зачем нужно искусство.
Зачем нужны музеи?
- li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” id=”folders”>
- Безопасность детей (1)
- Консультации для родителей (1)
- Мои сообщения (4)
Зачем нужны музеи?
Музей – «это срез истории». Именно он помогает нам соединять прошлое и будущее через настоящее, что позволяет обогатить личность ребенка духовным наследием прошлого, так как это является одним из назначений музея. Чем раньше мы начнем знакомить детей с искусством, тем проще ему будет понять и пережить опыт предшествующих поколений. Мама поет колыбельную своему ребенку, рассматривает иллюстрации, читает сказки и стихи это – самое первое прикосновение ребенка к искусству. В 3 года ребенка ведут в театр для малышей. Короткие по времени спектакли, яркие привлекательные иллюстрации, коротенькие и понятные малышу сказки, песенки. Ведь восприятие, устойчивость внимания у малышей еще не сформировано, надо развить сначала эмоциональную отзывчивость и вызвать интерес ко всему. И первый воспитатель это – родитель. Любящий, заботливый. Малыша необходимо развивать. В старшем дошкольном возрасте, когда эти процессы на более высоком уровне. И мы говорим о подготовке ребенка к обучению в школе, приобщении ребенка к жизни в социуме, можно смело расширить кругозор ребенка. И музей нам в этом поможет. Естественно, надо выбирать доступные к восприятию экспозиции, учитывая возраст ребенка. Детям понятны интерактивные экспозиции, построенные на основе усложнения интеллектуальных узлов. От простого к сложному. ГМИИ Пушкина, Исторический государственный музей, Политехнический музей, Музей космонавтики, Дарвинский музей, Музей техники, Палеонтологический музей, Музей «Музей Хлеба» – это лишь малый перечень музеев готовых принять Вас. Сегодня многие музеи разработали и ведут специальные программы для детей и родителей, которые хотят помочь своему ребенку «открыть» музей, как удивительное пространство. Это и лектории, и специально подготовленные экскурсии. На таких встречах вещи начинают «разговаривать» и «оживать». Нельзя ребенка насильно, без его желания вести в музей. Необходимо настроить ребенка на восприятие. Заинтересовать его. Ребенок сам задает много вопросов. Нужно быть внимательным слушателем и подумать где и как можно зрительным восприятием дополнить Ваш ответ на вопрос ребенка. Очень важно помнить, что при восприятии предмета (вещи) рекомендуется соблюдать некоторые условия. Необходимо поразмышлять какова утилитарная функция вещи, какие чувства, ассоциации вызывает тот или иной предмет. Всмотреться в изображение, подумать, чем отличается эта вещь от подобных предметов. Подумать, кому могла бы принадлежать эта вещь, что мы можем предположить о времени ее создания. Дома Вы сможете поговорить с ребенком о прошедшей экскурсии. Но надо знать, что ребенку необходимо время для того чтобы в его памяти закрепился тот материал, с которым Вы познакомились. Здесь тоже нужна Ваша помощь. Беседы с наводящими и уточняющими вопросами, чтение, рассматривание. Рисование или лепка, составление детского репортажа – книжки, фотографии и открытки все это позволит легко и надолго запомнить увиденное, закрепит полученные знания.
К сожалению, жизнь в современном мире не совсем спокойна и определена – приходиться быстро и четко ориентироваться в бесконечном потоке информации. Порой даже взрослому человеку не просто сделать выбор, влиться в городской социум.
Москва по праву считается культурной столицей нашей многонациональной Родины, одним из центров мировой цивилизации, городом разных национальностей и религий. Знакомство с музеями надо начинать от чего то близкого и доступного ребёнку. Рассмотрите ценности вашей семьи, «бабушкин сундучок». Рассмотрите свой дом и сравните его другими зданиями. Что отличает современное здание от здания старой застройки. Какие архитектурные украшения можно увидеть на жилом доме, поликлинике, магазине. Начинать надо с этого.
Если музей рассматривается как место систематизированного собрания предметов, несущих информацию об истории, традициях, мастерах, канонах того или иного времени, то произведения искусства воспринимаются как модель мира. Музейное пространство способствует развитию личности, позволяет развивать уверенность в себе, коммуникабельность, вариативность, самостоятельность, способность творчески мыслить и действовать. Дает определенные знания и умения, навыки, воспитание, учит самостоятельно добывать информацию. Учит интересно отдыхать, помогает приобщиться к жизни в городском социуме, приобрести навыки безопасного, правильного поведения.
Все это развивает внимание, память, мышление, помогает воспитывать детей истинными патриотами своей Родины, пытливыми, ищущими и стремящимися открывать все новые и новые страницы в развитии нашего общества. Любить и уважать свою страну, семью. Охранять культурное наследие своей Родины.
Удачи Вам. Музеи ждут Вас.
Источники:
http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/zachem-nuzhny-biblioteki-i-muzei/
http://strelkamag.com/ru/article/museumnow
http://roskoshnaya-ds27-schel.edumsko.ru/articles/post/1313124