2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем нужна хлопушка в кино

Кинохлопушка! Для чего она нужна?

«Сцена первая, дубль третий!» — скорее всего вы слышали нечто подобное, когда молодая девушка появляется в кадре с чёрно-белой хлопушкой и затем куда-то пропадает. «И на кой чёрт она это делает?» — спросите Вы.

На самом деле в киноиндустрии практически каждый фильм снят с использованием данного инструмента. У многих любителей кино сформировано мнение, что кинохлопушка — это абсолютно ненужная вещь в съёмочном процессе, придающая лишь излишнюю пафосность. После прочтения этой статьи вы точно не будете в их числе.

Настало время приоткрыть завесу тайны и узнать, какова же роль кинохлопушки в кино. Для наглядности, я подготовил для Вас несколько интересных видео. Итак, поехали!

1) Монтаж. Экономия времени.

Представьте, что материал для вашего будущего фильма готов. Вы импортировали его в программу монтажа и приступаете к творческому процессу. Вы смотрите в сценарий (если есть, конечно), раскадровку (вряд ли вы таким занимаетесь) и: «Эээ…а где, чёрт побери, этот файл? А не удалил ли я его тогда? Ладно, значит без него…». Именно в такой ситуации Вы рискуете оказаться, если позволите пренебречь кинохлопушкой. Теперь посмотрим, как изменится процесс монтажа с её использованием. Стоит сразу отметить, что без наличия раскадровки хлопушка здесь мало чем поможет. Но мы ведь здесь не просто так собрались…поэтому продолжим.

Теперь вы знаете, что одно из достоинств хлопушки — это функция разметки отснятого материала на сцены, дубли и кадры. Очевидно, что при наличии множества сцен и дублей в ваших проектах роль хлопушки при монтаже просто незаменима!

2) Звук. Синхронизация с изображением.

Изначально это первое, ради чего стали использовать хлопушку. Как было отмечено выше, если ваш проект состоит из множества сцен, то процесс монтажа значительно ускоряется, если все кадры пронумерованы. Если в сценах преобладают диалоги актёров, то, как правило, их ждёт дальнейшая переозвучка в студии. Во время щелчка хлопушки вы слышите характерный звук. Именно этот звук и станет вашим незаменимым помощником на этапе озвучки фильма.

И снова небольшой пример:

Качественная озвучка ваших работ — ещё одна из причин использования хлопушки в своём арсенале!

3) Эффективная коммуникация с группой.

Если вам уже приходилось быть в эпицентре съёмочного процесса, то вы не понаслышке знаете, что управлять несколькими людьми не так-то просто. Особенно это заметно, если вы взяли на себя роль режиссёра. То, как вы ладите с актёрами и со съёмочной группой напрямую влияет на конечный результат ваших усилий. Поэтому с самого начала, прежде чем вы скажите «Мотор!», очень важно создать профессиональную, но в тоже время дружественную обстановку в группе.

Достичь этого можно многими способами, но хлопушка, пожалуй, один из мощнейших инструментов для этого. По своему опыту скажу, что наличие хлопушки на съёмочной площадке неизвестным мне образом заставляет всех участников относиться к рабочему процессу более серьёзно. И неудивительно. Сам факт присутствия этого инструмента придаёт вашему проекту атмосферу настоящего кино. Актёры-любители неосознанно перевоплощаются в профессиональных актёров, а съёмочная группа становится слаженной командой.

На днях, работая над короткометражкой, я заметил весьма любопытный факт. Во время щелчка хлопушкой, актёры сами приступали к игре и давать дополнительных команд при этом не приходилось. Учитывая, что мы работали с актёрами-любителями, они очень быстро привыкли к хлопушке и от этого процесс проходил быстро и слаженно.

Читать еще:  Как установить Windows на Mac

Иными словами, использование кинохлопушки сильно дисциплинирует всех участников во время работы и в тоже время создаёт дружественную обстановку внутри команды.

Собираясь в очередной раз снять что-нибудь интересное, не забудьте прихватить с собой эту штуку, и ваша работа станет гораздо комфортней!

Ах да, если вы до сих пор не обзавелись этим полезным инструментом, то предлагаю посмотреть как я сделал кинохлопушку своими руками.

Конечно, её можно купить, но на мой взгляд, работать с самодельной хлопушкой как-то приятней 🙂

Как работать с кинохлопушкой

Разбираемся с тем, как правильно держать хлопушку, что именно на ней нужно писать, как облегчить жизнь монтажеру и другие неочевидные советы из зарубежной практики

  • 6 августа 2015
  • 18898
  • Евгений Белов

Популярное

Что не так с фильмом «1917»: лишние телодвижения, отсутствие логики, невнятный сценарий и непонятная «оскаровская» перспектива

Взрывы, кинотрупы и единый план: как снимали «1917»

Как создать нелинейную историю

«Мандалорец»: новые технологии в Галактике

Художник-фоновщик в анимации: Анна Атаманова

За всю историю развития кинематографа, пожалуй, только хлопушка не претерпела глобальных структурных изменений в отличие от камер, световой или звукозаписывающей техники. Именно этот атрибут до сих пор является главным символом съемочного процесса, и никто еще не придумал ему достойную замену. Первый прототип кинохлопушки появился в 20-х годах прошлого века благодаря Фрэнсису Вильяму Трингу, австралийскому режиссеру и владельцу «Efftee Studios». Хлопушки этого времени были довольно громоздкими и состояли из двух раздельных деталей: деревянных брусков, соединенных болтами, и черной доски, на которой мелом обозначались номера сцен, кадров и дублей. Один человек произносил написанную на доске информацию и делал громкий хлопок при помощи скрепленных брусьев, второй – держал в руках табличку. Постепенно на съемочных площадках возник дефицит работников и один человек был вынужден управлять разъединенными «запчастями» хлопушки, что прилично удлиняло процесс съемки. Тяжелую табличку с номером кадра приходилось засовывать подмышку, чтобы освободившимися руками хлопнуть бруски. Однажды молодой киноработник студии Universal Леон М. Леон (в будущем известный иллюзионист) устал держать локтем выскальзывающую дощечку и попросил студийного плотника приколотить бруски прямо к доске. Так и появилась хлопушка – гениальное изобретение, которое моментально распространилось по всему миру.

На дощечке стали указывать дополнительную информацию: имя режиссера, оператора (иногда и продюсера), дату, фильтры, время (ночь/день) и место (интерьер/экстерьер) съемок. На брусках появились косые белые полоски, которые затем превратились в цветные. С появлением цифровых камер деревянная черная доска стала акриловой белой. На наиболее продвинутых хлопушках появился LED-дисплей с тайм-кодом. При этом функции этого важнейшего киноизобретения остались прежними – фиксация аудиовизуальной информации о кадре для последующего монтажа, цветокоррекции и озвучки.

Человеком с хлопушкой обычно является второй ассистент оператора (Second Assistant Camera или просто 2AC), его также называют Clapper Loader (жаргонный вариант Clapper Boy, в отличие от нашего «девушка с хлопушкой»). Процесс работы достаточно однотипен: режиссер или помощник режиссера командует «Мотор!», звукорежиссер отвечает «Мотор идет!», оператор включает камеру, в это время хлопушка уже находится в кадре, после положительного ответа оператора, второй ассистент оператора с хлопушкой зачитывает данные, делает хлопок и бесшумно выходит из области кадра. Несмотря на кажущуюся простоту в эксплуатации хлопушки, существует несколько важных правил, которые необходимо соблюдать при работе с ней.

Текст на хлопушке должен быть написан разборчивым почерком и без ошибок. Название фильма, имя режиссера и оператора можно написать при помощи трафарета, если на проект не была заказана специальная хлопушка с выгравированными инициалами. Иногда в высокобюджетных проектах оригинальное название заменяется на вымышленное, чтобы не допустить утечек в СМИ.

Читать еще:  Кто такой модератор группы

Информацию о номере сцены, кадра и снимаемых в данный момент дублях второму ассистенту оператора обычно предоставляет скрипт-супервайзер (script-supervisor). На небольших проектах эти должности иногда совмещают, и тогда помимо «хлопания» в кадре клаппер-бою придется следить за процессом съемки и вносить всю информацию в специальные монтажные карточки.

Существует дополнительная маркировка кадров: к номеру сцены или кадра могут добавляться буквы, например, «1А» или «1В», если уникальные буквы закончились, то можно написать «1АА» и т.д. Также на хлопушке указывается дополнительная информация: вид светофильтра, номер объектива и карты памяти (пленочной катушки), время суток (день/ночь), вид локации (Int/Ext). Если в кадре отсутствует звук – можно оставить пометку MOS (motor only shot), либо держать хлопушку закрытой. В зарубежной практике используются и другие обозначения: буква «R» (reshoot) перед номером кадра обозначает пересъемку сцены; маркер «TV» после номер кадра – съемка версии сцены для телевидения; «p/u» – досъемка (pickup) в случае, если актер испортил дубль и режиссер решил переснять небольшой кусочек с запоротым диалогом; плюс различные специализированные маркеры для художников компьютерной графики и т.д. Обычно в дополнительной маркировке не используются буквы «О» и «I», так как они похожи на цифры. При съемке рекламных роликов на хлопушке редко пишут дополнительные буквы, обычно используют другую нумерацию, например, «101» и «201» для разных роликов.

Если вы находитесь в стесненных условиях, например, при съемке детали, когда расстояние между камерой и объектом ограничено, можно использовать специальные миниатюрные дощечки где сцена и дубль пишутся вместе («20А/1»). Этой информации для монтажа будет достаточно. Если необходим звук, то нужно поместить в кадре часть хлопушки с изображением сцены, кадры и дубля, а затем сдвинуть ее вниз, чтобы была видна верхняя часть и хлопнуть. Третий вариант, самый распространенный – так называемая «перевернутая хлопушка», когда хлопушку переворачивают верх ногами и помещают в конце дубля после команды режиссера «Снято!». Только нужно убедиться, что оператор в этот момент не выключил камеру.

В обычной ситуации хлопушка располагается недалеко от кинокамеры (примерно 30 см на каждый 10 мм фокусного расстояния), чтобы текст был читабельным и легкоразличимым. Хлопушка должна быть хорошо освещена, особенно если съемки проходят в темноте (в таких случаях можно носить с собой фонарик). Так как монтажер будет ориентироваться в превью на самый первый кадр, второму ассистенту оператора необходимо всегда следить за тем, чтобы хлопушка на момент начала записи уже находилась перед камерой.

Нужно также контролировать свои руки, чтобы во время удара хлопушка не двигалась – это облегчает монтажеру поиск нужного момента для синхронизации видео со звуком. Обычно хлопушку держат в левой руке, а сам хлопок осуществляют правой. Но с опытом можно наловчиться делать это все одной рукой. После удара хлопушку нужно подержать в кадре в течение секунды и после беззвучно исчезнуть, как ниндзя. Пока идет съемка текущего дубля, нужно подготовиться к следующему и обновить информацию на хлопушке. Особо продвинутые «хлопари» обладают мастерством бесшумно снимать колпачок с маркера. Кстати нужно заранее подобрать маркеры, которые будут легко оттираться и запастись специальным спиртовым раствором, чтобы к концу съемок хлопушка не превратилась в месиво из черных разводов.

На общих планах нужно громко и четко проговаривать номер сцены, кадры и дубля, и не стесняться при совершении хлопка. Если же снимается крупный план, то надо поберечь актеров и хлопать как можно тише, чтобы те не испугались и не потеряли нужной эмоции. В зарубежной практике перед тем как совершить хлопок второй ассистент оператора кричит слово «Маркер!» («Mark!» или «Marker!»), чтобы монтажер знал, что на следующий громкий звук придется удар хлопушки. Часто функции записи номера сцены, кадры и дубля лежат на плечах звукорежиссера, и чтобы сократить время, человек с хлопушкой произносит только «Маркер!». Если вдруг хлопок не получился, можно крикнуть «Второй удар!» («Second Sticks!») и повторить попытку.

Читать еще:  Триколор тв личный кабинет

Очень часто на съемках возникают ситуации, когда новички отлучаются с площадки вместе с хлопушкой, чем навлекают на себя праведный гнев съемочной группы. Поэтому нужно всегда оставлять хлопушку недалеко от камеры, чтобы ассистент оператора смог в случае вашего непродолжительного отсутствия самостоятельно написать новый дубль и хлопнуть его вместо вас.

В случае многокамерной съемки существует несколько вариантов поведения. Самое простое решение – найти оптимальное место, с которого вас увидят все камеры. Либо поочередно подносить хлопушку к каждой камере, что особенно эффективно в том случае, если у вас цифровой аппарат с бегущим единым тайм-кодом. Другой вариант – использовать несколько хлопушек для каждой камеры. При этом они должны быть все промаркированы своими буквами «А», «В», «С» и так далее, у каждой буквы свой цвет. Во время съемки необходимо проговорить в кадре отдельные команды: «Маркер для камеры А!», «Маркер для камеры В!». Нужно следить, чтобы другие хлопушки не попали в кадр, это избавит от проблем с неправильной синхронизацией на монтаже.

Таким образом, работа второго ассистента оператора не так проста, как может показаться. Человек с хлопушкой необходим в любом съемочном процессе, так как он синхронизирует работу его участников от момента съемок до окончания постпродакшна. И хлопушка не просто инструмент, это символ, который удивительным образом дисциплинирует съемочную группу, создавая волшебную атмосферу на площадке вне зависимости от бюджета проекта.

Кинохлопушка. В чем ее истинный смысл?

«Сцена первая, дубль четвертый!» – наверняка, многие из вас вы слышали нечто подобное, и видели в этот момент, как молодая девушка появляется в кадре с чёрно-белой хлопушкой, а после сразу исчезает. Кто эта фея и в чем смысл ее загадочного атрибута?

В отечественном кинематографе советского периода работу с хлопушкой и учёт отснятых сцен вёл помощник режиссёра. Современная технология кинопроизводства предусматривает для этой цели второго ассистента оператора.

Во время съёмки каждого дубля, после запуска киносъёмочного аппарата (команда «Мотор!») и звукового сигнала о начале синхронного хода, ассистент помещает хлопушку с надписями перед объективом, и громко произносит основные данные о номере сцены и дубля вслух, после чего производит один хлопок и убирает доску из кадра. В результате, номера кадра и дубля оказываются записанными в фонограмме и изображении.

При последующем монтаже фильма кадрик с заснятым моментом удара хлопушки и звук её щелчка на фонограмме совмещаются, позволяя синхронизировать звук с изображением, а запись номеров кадра и дубля позволяет подобрать соответствующие друг другу отрезок киноплёнки и часть исходной фонограммы, исключая путаницу. При немой съёмке изображение доски снимается для систематизации отснятого материала.

Говоря простыми словам, кинохлопушка ( хлопушка для кино, или хлопушка кинематографическая, называйте, как угодно) — это такой инструмент, который в первую очередь облегчает процесс синхронизирования звуковых и видео дорожек на этапе съемочного процесса, во-вторых, помогает определять начало нового дубля или сцены, ну и, конечно, нумеровать их, для того чтобы потом при монтаже не запутаться, ведь бывает, что одну сцену снимают в несколько дублей, чтобы получить оптимальный результат.

В начале 2000-х появились электронные хлопушки.

Источники:

http://moviesecrets.ru/snimaem-film/kinohlopushka-zachem-ona.html
http://tvkinoradio.ru/article/article4044-kak-rabotat-s-kinohlopushkoj
http://pikabu.ru/story/kinokhlopushka_v_chem_ee_istinnyiy_smyisl_4195799

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×