1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чём смысл авангарда

Значение слова &laquoавангард»

1. Часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил (при движении в сторону противника). Вожак показал брод, и авангард конницы, а вслед за ним и генерал со свитою стали переправляться. Л. Толстой, Набег. Когда забрезжил оранжевый морозный рассвет, авангард отряда вышел, наконец, на опушку. Б. Полевой, Последний день Матвея Кузьмина.

2. перен. Передовая, ведущая часть класса, общества. Партия — это авангард класса, и задача ее вовсе не в том, чтобы отражать среднее состояние массы, а в том, чтобы вести массы за собой. Ленин, Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Аванга́рд (от фр. avant-garde — передовой отряд):

Авангард (военное дело) — военный термин

Авангард (искусство) — термин в искусстве

Авангард (музыка) — термин в музыке

Авангард (кинематограф) — направление в развитии кино

АВАНГА’РД, а, м. [фр. avant-garde]. Отряд войска, флота, находящийся впереди главных сил (воен.). || перен. Передовая часть какой-н. общественной группы, ведущая за собой массы (книжн.). Коммунистическая партия — а. рабочего класса.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

авангард

1. военн. передовой отряд; части, находящиеся впереди основных сил армии или флота

2. перен. передовая часть в каком-либо общественном течении, направлении и т. п.

3. перен. авангардистское искусство

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: остолбенелый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Абстрактное искусство

Одно из основных направлений авангарда. В отличие от тради­ционного искусства не подражает реальности и не воспроизводит ее элементы. Объект абстрактного искусства — инструментарий художника: цвет, линия и форма. Первые абстрактные произведения создал Василий Кандинский в конце 1900‑х — начале 1910‑х; первым абстрактным произведением считается его «Картина с кругом» (1911). В 1912–1915 годах появились абстрактные живо­писные системы лучизма (Ларионов, 1912) и супрематизма (Малевич, 1915).

Авангард

Сначала термин употреблялся в военном деле и по отношению к политическим событиям — до тех пор пока в 1885 году французский критик Теодор Дюре не использовал его в художественной критике. Впрочем, в таком значении слово не прижилось. Лишь в 1950-х годах оно вернулось в искусствоведение благодаря французскому критику Мишелю Сёфору, который впервые назвал авангардом русское искусство начала XX века.

Всёчество

Термин придумал весной 1913 года Илья Зданевич — художник, писатель, издатель и журналист. В основу всёчества легли художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и художников его круга: в каталоге к выставке «Мишень» он признал все существующие стили — кубизм, футуризм, орфеизм и другие. 5 ноября того же года Зданевич публично представил свою концеп­цию в Москве на закрытии выставки Наталии Гончаровой. Лекция называлась «Наталия Гончарова и всёчество». После этого Зданевич отправился в Петер­бург, чтобы и там пропагандировать идеи всёчества на лекциях и в диспутах. Эти выступления носили характерный для авангарда эпатажный характер. Так, в конце выступления «Раскраска лица» 9 апреля 1914 года Зданевич выкрасил лицо черной краской, а 17 апреля того же года на акции «Поклонение башмаку» отрицал все, что считалось прекрасным, и воспел красоту башмака, «красивого, подобно автомобилям и двигателям».

Читать еще:  Как наладить режим сна

Заборная живопись

Обращение к сюжетам и стилистике надписей на заборах — одна из характер­нейших особенностей авангарда и неопримитивизма. Особенно заметно это направление в работах Ларионова неопримитивистского периода.

Конструктивизм

От латинского constructio — «построение». Основные черты конструкти­визма — строгость, лаконизм и геометричные формы. Официально стиль был обозначен в 1922 году в одноименной книге художника и теоретика искусства Алексея Гана. Среди самых известных конструктивистов — Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, архитекторы Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины. Конструктивизм распространился в самых разных сферах художественного творчества: театральных декорациях и костюмах, книжном оформлении, архитектуре и проч.

Космизм

Философское понятие, возникшее в 1870-е годы и обозначающее философов и ученых, размышлявших о внеземном пространстве и космосе. Развитию космизма способствовало беспредметное, или абстрактное, искусство, а ученики Малевича — художник Иван Кудряшов и архитектор Лазарь Хидекель — развивали космический аспект геометрической беспредметности и идеи космизма.

Кубизм

Кубизм сформировался во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо. В Россию он проникает разными путями. Так, художница Александра Экстер регулярно привозит из Парижа разные сведения о новом модном стиле, а в 1908 году коллекционер Сергей Иванович Щукин открывает всем желающим свой особняк в Большом Знаменском переулке. В собрании среди прочего есть работы кубистов, и в галерею регулярно заходят будущие бубновалетцы. В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Кубизм, пишет он, подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких точек зрения. Три года спустя в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину. В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с ее смыслом, сущностью и назначением».

Кубофутуризм

Впервые это понятие в 1912 году использовал французский критик Марсель Буланже, а на следующий год термин получает распространение и в русской культуре. К кубофутуристам причисляет себя поэтическо-художественная группа «Гилея», а также художники круга «Союза молодежи». В кубофуту­ристических произведениях мир предстает раздробленным на фрагменты или разобранным на элементы. В ноябре 1913 года кубофутуристическими называет свои работы Малевич в каталоге выставки «Союза молодежи». В 1912–1913 годах появляется кубофутуристичная живопись Наталии Гончаровой («Фабрика»).

Читать еще:  Какой запах не любят кошки

Левое искусство

Весной 1915 года после Выставки картин левых течений в Петрограде термин «левое искусство» наравне с понятием «футуризм» стал применяться по отношению к новаторскому искусству. В 1917 году были созданы три федерации; одна из них называлась «левой» и объединяла большинство художников-авангардистов. К 1919-му термин меняет свое значение: теперь так называют беспредметников и пролетарских художников. В начале 1920-х последние образуют группировку вокруг журнала «Леф».

Линиизм

В 1919 году термин изобрел Александр Родченко, обозначив так одно из тече­ний в беспредметном искусстве. «Ввел и объявил линию как элемент конст­рукции и как самостоятельную форму живописи», — писал он в Манифесте раннего конструктивизма.

Лучизм

Одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом Ларионовым. Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный мир и мир духовный. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства». В 1913 и 1914 годах лучистская живопись Ларионова экспонировалась на выставках «Мишень» и «Номер 4». Для реалистического лучизма характерны анималистические сюжеты. Для следующей стадии лучизма — пневмолучизма — использование других техник (например, вставки из папье-маше, знаков вроде нот, крестов и проч.).

Ориентализм

Важная часть программы художников раннего авангарда. Влияние восточного искусства в основном отразилось на теории и манифестах и привлекало худож­ников авангарда скорее сюжетами и темами, чем приемами. Важно было само погружение в атмосферу Востока, а не изучение особенностей искусства. Теоретическое обоснование ориентализма разработали Михаил Ларионов и Илья Зданевич. И как раз любовь к Востоку стала поводом к разрыву Ларио­нова с «Бубновым валетом» — его членов художник обвинял в подража­тельном западничестве. Впрочем, к середине 1910-х тема Востока оказалась забыта, а ориентализм исчерпал себя.

Примитивизм

Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику. Впервые слово было использовано поэтом и критиком Сергеем Маковским в статье о выставке «Голубая роза»: «Они — возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников — в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта. Современный сознательный примитивизм, понятый как основная задача, — последняя победа художнического освобождения». Летом 1907 года термин также используется в анонсе выставки Бурлюков в Херсоне.

Супрематизм

Так в декабре 1915 года Малевич охарактеризовал свои работы, показанные на «Последней футуристической выставке „0,10“». Его «Черный квадрат» открыл новое поле опытов — чисто геометрическую беспредметную форму. В начале 1920 года Малевич уехал преподавать в Витебск, и там супрематизм становится основой новой педагогики Уновиса — «Утвердителей нового искусства».

Футуризм

От итальянского futuro — «будущее». Футуризм возник в Италии в 1909 году благодаря Филиппо Томмазо Маринетти и распространился на все области художественного творчества. Основа футуризма — новый язык искусства, соответствующий изменившемуся миру. По свидетельству Давида Бурлюка, русские художники и литераторы начали использовать термин с 1911 года. Сами футуристы, однако, тогда называли себя будущниками или будетлянами. Ближе всего к футуризму были группы «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». Особенно популярен в русской живописи футуризм был до 1914 года.

Читать еще:  Что такое Растафарай

Смысл и значение слова «авангард»

Каково значение слова «авангард»? Если вы сейчас читаете эти строки, то смеем предположить, что вас очень интересует этот вопрос. Чтобы получить на него полный и развернутый ответ, мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с нашей публикацией, в которой подробно раскрыта данная тема.

Оригинальное значение слова авангард

Кого-то это может удивить, но авангард — это иноязычное слово, которое пришло к нам из Франции. В переводе с французского avent-garde означает «передовой отряд». Со временем данное слово обросло новыми смыслами, о которых мы расскажем чуть ниже.

Что означает слово авангард?

Не будем ходить вокруг да около, а сразу же скажем все как есть. По словарю Ожегова у термина «авангард» значения два:

  1. Передовая, ведущая часть определенной социальной группы или класса.
  2. Часть флота или войск, которая находится впереди главных сил.

Мы могли бы закончить на этом нашу статью, вот только слово «авангард» имеет еще одно значение, о котором мы подробно напишем чуть ниже.

Авангард в искусстве

Когда речь заходит о значении слова «авангард», нельзя не сказать об одноименном культурном явлении прошлого столетия. Авангард — течение в изобразительном искусстве, суть которого заключается в полном непринятии устоявшихся традиций и экспериментировании с новыми образами и формами. Течение возникло в начале прошлого столетия и было напрямую связано с модернизмом, который и породил тенденцию на полное переосмысление классических традиций. К ярким представителям авангарда можно отнести такие направления в искусстве, как футуризм, супрематизм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм и т. д.

Образование течения в большинстве своем было связано с отказом от позитивизма в эстетике и реализма в искусстве, а также с активным распространением радикальных политический идей вроде коммунизма, анархизма и т. д.

Как направление искусства авангард не может похвастаться стилистическим единством. Признаком принадлежности определенного творца к этому направлению является необыкновенная реализация собственных творческих идей и негативное отношение к сформировавшимся стереотипам. Идейный авангардист создает не просто произведение искусства, а яркое и эффектное противопоставление с открытым настроем в русле активной полемики.

Существует точка зрения, согласно которой авангард является типичным явлением прогрессивного века и логическим итогом развития цивилизации. Более подробно эта тема раскрыта в работе «Закат Европы» Освальда Шпенглера. По мнению автора, на смену идеям гуманизма приходят сугубо прагматические ценности.

Несмотря на то что творческие произведения авангардизма далеко не всегда вызывают у зрителей положительные эмоции, многие из них давно считаются шедеврами мирового искусства. К гениальным творцам данного течения можно отнести Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала, Пита Мондриана, Василия Кандинского, Казимира Малевича и многих других.

Теперь вы знаете об истинном значении слова «авангард». Надеемся, что информация, представленная в этой статье, была вам полезна.

Источники:

http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B4
http://arzamas.academy/materials/449
http://fb.ru/article/420872/smyisl-i-znachenie-slova-avangard

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector