В чём комизм ситуаций созданных Чеховым
В чём комизм ситуаций созданных Чеховым
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
1. Вы прочитали юмористические рассказы А.П. Чехова. Как вы думаете, над чем иронизирует писатель, над чем смеётся, а в каком случае ему не до смеха?
Тема в первом рассказе “Пересолил” изначально смешная, если вдуматься: герой настолько боится другого человека, одетого и говорившего не так, как он, что сам напугал его до смерти. Когда читатель понимает, насколько у страха глаза велики, его смешат незадачливый обманщик и пугливый возница.
А во втором произведении “Злоумышленник” автору не досмеха. Разве виноват русский мужик в том, что он беден, притом, что работает он не покладая рук. И такой ли он страшный преступник, если в поисках средств к существованию он вытаскивает гайки из железной дороги, чтобы мастерить неводы и затем продавать их? Безусловно, этот поступок достоин порицания и всяческого осуждения, ведь из-за этого поезда сходят с рельсов и погибают люди. Но так ли провинился этот несчастный мужик, чтобы величать его преступником .
2. В чём комизм ситуаций, созданных Чеховым?
В рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» комизм ситуации в том, что судят простого мужика Дениса Григорьева за то, что он открутил гайку, чтобы сделать грузило для рыбалки.
В рассказе “Пересолил” комизм ситуации заключается в том, что землемер Глеб Гаврилович Смирнов, приехавший на станцию, настолько испугался мужика возничего, что сам напугал его до смерти.
3. Было ли вам смешно при чтении рассказов? Это состояние сохранялось у вас до конца чтения или сменилось другим?
При чтении рассказов было смешно, но это состояние не сохранялось до конца чтения. Смех сменялся переживанием за судьбу главного героя в рассказе “Злоумышленник”, когда становится ясно, что его осудят, и он будет сидеть в тюрьме.
4. Из чего складывается у писателя образ? Из деталей и обыденных фраз, которые вдруг, как бы по волшебству, становятся необычными.
Вот как пишет об этом в своей книге о Чехове К.И. Чуковский: “Вообще всё в жизни было для него так любопытно, что он с охотничьим азартом выслеживал, как дорогую добычу, каждый, казалось бы, зауряднейший факт окружающей его обыденности:
и то, что голуби, взлетев над голубятней, становятся золотыми от солнца;
и то, что гуси на зелёном лугу тянутся длинной и белой гирляндой;
и то, что трусливая собака подходит к хозяину так, словно лапы её касаются раскалённой плиты;
и то, что севастопольская бухта глядит как живая множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз. “
К.И. Чуковский отмечает зоркость, наблюдательность Чехова.
Найдите в рассказах “Пересолил” и “Злоумышленник” примеры, сходные или продолжающие тот ряд, который наметил К.И. Чуковский. Определите приёмы, использованные писателем.
телега взвизгнула и задрожала как в лихорадке;
лениво догорала холодная, осенняя заря;
стало коробить вдоль спины, словно холодным терпугом;
целая шапка давно уже не чёсанных, путаных волос, что придаёт ему ещё большую, паучью суровость;
усиленно мигает глазами, словно видит перед собой не сукно, а солнце;
Урок по рассказу А.П. Чехова “Злоумышленник”
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Урок литературы в 5 классе
Тема. Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа.
помочь учащимся осмыслить авторскую позицию, жанровые особенности рассказа;
формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, выборочного чтения
воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся в процессе выявления художественной идеи рассказа и авторской позиции.
Оборудование: мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Рассказ об А.П.Чехове.
II. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
1. Слушание рассказа
2. Беседа по первичному восприятию.
– Кто является главными героями рассказа?
– Было ли вам смешно при чтении рассказа? Это состояние сохранялось у вас до конца чтения или сменилось другим?
3. Слово учителя.
Впервые рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» был напечатан в «Петербургской газете» в 1885 г. под псевдонимом «А.Чехонте». В 1886 г. он был включен в сборник «Пёстрые рассказы».
В критическом обозрении Л.Е.Оболенского «Обо всём» рассказ «Злоумышленник» отнесён к числу наиболее удачных и характерных рассказов Чехова: «Мелкие штрихи, иногда в одно слово, рисуют быт и обстановку так ясно, что вы только удивляетесь этому уменью – свести в один крохотный фокус все необходимые детали, только самые необходимое, а в то же время взволновать и чувство ваше и разбудить мысль: в самом деле, вглядитесь глубже в этого следователя и в этого мужика, ведь это два мира, оторванные от одной и той же жизни; оба русские, оба в сущности не злые люди и оба не понимают друг друга. Подумайте только над этим, и вы поймёте, какая глубина содержания в этом крохотном рассказике, изложенном на двух с половиной страницах».
Известен отзыв Л.Н.Толстого: «Злоумышленник» – превосходный рассказ… Я его раз сто читал».
При жизни А.П.Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, немецкий, сербохорватский, словацкий и чешский языки.
4. Лексическая работа.
Объясните значение слов бабки, живец, шилишпер (шереспер), пестрядинный, недоимка, злоумышленник.
5. Выразительное чтение описания портрета Дениса Григорьева.
6. Исследовательская работа с текстом.
– О чём свидетельствуют детали портрета мужика?
О чём говорит портрет мужика
Трудная, голодная жизнь
Рубахи из пестрядины – одежда простолюдина
Изъеденное рябинами лицо
Обросшее волосами лицо, нависшие брови, нечёсаные, путаные волосы
Детали напоминают о том, как выглядели первобытные люди, свидетельствуют о дремучести
Угрюмая суровость, паучья суровость
Паук – символ дикости
– Почему в тексте употреблено слово мужичонка, а не мужик? (Слово «мужичонка» передаёт впечатление о герое как о жалком и ничтожном человеке).
– Какая деталь противоречит такому представлению о герое? (Выражение угрюмой суровости глаз противоречит представлению о мужике как о ничтожном человеке).
7. Выразительное чтение отрывка от слов «Денис Григорьев!» до слов «Так ли это было?». Почему Денис Григорьев не понял вопроса следователя? (В речи следователя немало слов, непонятных Денису Григорьеву: «седьмого числа сего июля»; «коей рельсы прикрепляются»; «с каковою гайкою». Следователь не находит нужным или не умеет просто объяснить мужику, в чём тот виноват).
– Денис Григорьев действительно умышленно совершил зло и притворяется непонимающим (как считает следователь) или он действительно не понимает обвинения?
8. Выразительное чтение по ролям отрывка от слов «Чаво?» до слов «Дураку закон не писан».
– Почему Денис Григорьев так подробно начал рассказывать следователю о рыбной ловле? (Рыбная ловля – занятие, известное русскому человеку с незапамятных времён. Крестьяне знают о нём всё. Денис охотно рассказывает следователю про грузила, выползков, живцов, уклеек, пескарей, окуней, щук, налимов, шилишперов, головлей и всякую иную добычу. Он уверен, что следователь ничего не знает ни о жизни крестьян, ни о рыбной ловле и интересуется лишь тем, зачем ему понадобилось грузило).
9. Характеристика речи героев.
– Назовите просторечные слова, не свойственные литературному языку, сочетания слов и фразеологизмы, встретившиеся в речи Дениса Григорьева. (Просторечные слова: «чаво», «ежели», «нешто». Фразеологизмы: «чёрт ли в нём». Не свойственные литературному языку обороты речи: «который непонимающий».)
– Как речь характеризует героев? (Герои ведут разный образ жизни. Быт Дениса Григорьева незнаком следователю, герои находятся на разных уровнях образования, воспитания, нравственности, на разных ступенях социальной лестницы.
Герои изначально не понимают друг друга, поскольку говорят на разных языках).
10. Выразительное чтение отрывка рассказа от слов «Так ты говоришь…» до слов «Ты людей убил бы!»
– Почему следователь считает, что Денис прикидывается идиотом, врёт? (Он считает, что Денис Григорьев хочет сбить с толку следователя и уйти от ответственности).
11. Слово учителя.
Следователь не верит мужику, потому что, по старой русской традиции, мужик хитёр, скрытен и всегда готов обвести господина или барина вокруг пальца, прикинется неучем или дурачком, а потом сам же хвастается тем, как ловко и легко обманул барина-глупца. Такая игра между барином и мужиком хорошо знакома по фольклорным произведениям, где мужик и барин постоянно менялись местами: то умный барин превратится в дурака, то дурак-мужит обернётся умником).
– Вспомните название прочитанной ранее сказки, в которой мужик обвёл барина вокруг пальца?
12. Выразительное чтение по ролям отрывка от слов «Избави Господи, ваше величество!» до слов «Не каждый невод, почитай, штук десять».
– Прокомментируйте описание жестов, мимики, интонации Дениса Григорьева. Заполните правую часть таблицы.
Хрипит Денис, косясь на потолок
Смущается, потому что оказался в непривычной обстановке
Бормочет Денис, мигая глазами
Оскорблён – говорит правду, а ему не верят
Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза
Он знает, что много лет всей деревней гайки отвинчивали, и хранил Господь
Зевает и крестит рот
Чувствует, что следователь говорит то, что всем известно. Ему скучно слушать прописные истины
– Прав ли следователь, подозревая Дениса в обмане? (Денис вовсе не притворщик, не хитрец, пытающийся обмануть следователя, а человек, убеждённый в том, что он прав, потому что опирается на свой личный опыт и опыт всей деревни).
– О каком качестве характера свидетельствует замечание Дениса: «На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши…»? (Герой наделён человеческим достоинством, и хотя готов признать преимущество следователя, но не унижается перед ним. Он удивляется тому, что следователь никак не может понять простых вещей).
13. Слово учителя.
Логика мужика безупречна. Она уходит корнями в вековой опыт патриархальной жизни, когда крестьянин мог свободно пользоваться дарами природы, землёй, лесом, водой, если они были общими, принадлежали всему «миру». В новое время он так же относится к железной дороге, которая пролегла через его родные места. Железнодорожное полотно проходит по земле, на которой издревле жили его предки, теперь живут другие крестьяне, значит, гайки общие, принадлежащие всем, как вода в реке или грибы в лесу.
– Почему Денис с недоверием отнесся к словам следователя о том, что откручивание гаек может привести к крушению поезда? (В сознании мужика это никак не укладывается, и не только потому, что тёмен и необразован. Он считает, что если малое отнять от большого, оно не станет меньше. Гайка столь малый предмет, что не может принести никому и ничему никакого вреда. Гайка не бревно или рельс. К тому же одна гайка ничего не значит («Мы ведь не всё отвинчиваем… оставляем… Не без ума делаем… понимаем…»). Кроме того, житейский опыт убедил мужика и всю деревню, что от отвинчивания гаек ничего не произойдёт: «Уж сколько лет всей деревней отвинчиваем…»)
14. Выразительное чтение отрывка от слов «Послушай… 1081 статья Уложения о наказаниях говорит…» до слов «Ну молчи».
– Какого признания добивается следователь от Дениса Григорьева? (Следователь хочет выяснить, знал или не знал Денис о том, что с «умыслом учинённое повреждение железной дороги может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт»).
15. Выразительное чтение отрывка от слов «Наступает молчание» до конца рассказа.
16. Слово учителя.
Следователь решил, что каждый разумный человек должен понимать и, несомненно, понимает, что отвинчивание гаек ведёт к крушению поездов; Денис Григорьев – разумный человек, и, следовательно, он знал и понимал, что говорит. А раз так, то он виноват. «Я должен взять тебя под стражу и отослать в тюрьму», – говорит мужику следователь.
– Прав ли следователь? (Преступление совершено, но виновный не должен нести наказание, потому что он не знал о последствиях своего поступка. Закон в таких случаях освобождал от наказания. Следователь допустил ошибку, заключив под стражу невиновного по закону человека, и поэтому сам стал преступником).
– В чём причина ошибки, почему следователь не поверил мужику? (Следователю не хватает человечности, понимания конкретной ситуации, поэтому он в непросвещённом мужике увидел сознательного преступника).
17. Слово учителя.
Рассказ с необыкновенной художественной убедительностью демонстрирует абсолютную невозможность понимания и согласия между мужиком и следователем, причина которой состоит в том, что у них разная «система» мышления, разная нравственность, разная логика, разное отношение к действительности; истоки этого уходят в глубь веков. Денису Григорьеву прекрасно живётся в его собственном патриархальном мире и он нисколько не чувствует какой-либо ущербности. Это не значит, что он глуп и не способен мыслить вообще. Просто у него другой, нежели у следователя, ум. Следователь наделён рациональным умом, мужик – «мужицким». Рациональной логике, основанной на законе, Денис Григорьев противопоставляет «право по совести», религиозно-патриархальное право, возникшее ещё в Древней Руси.
– Как вы понимаете слова Дениса: «Нас три брата. Кузьма не платит, а ты, Денис, отвечай…»? (Крестьянин, убеждённый в правдивом суде следователя, ищет поначалу причину не в нём, а в каких-то посторонних людях: в старосте, который напутал «насчёт недоимки», в брате, который не платит и за которого ему, Денису, приходится отвечать, хотя брат за брата не ответчик).
– К кому обращены слова героя: «Судьи! Помер покойник барин-генерал… а то показал бы вам, судьям… Надо судить умеючи, не зря…» (Эти слова обращены к следователю. Денис Григорьев считает, что судить нужно «за дело», за действительный проступок, за настоящее преступление. Обвинение в том, что он откручивал гайки, с его точки зрения, таким делом не является).
19. Слово учителя.
Денис Григорьев хочет, чтобы следователь судил его «по совести»… Если исходить из «суда по совести», он никакого преступления не совершил, потому что не знал о последствиях отвинчивания гаек, у него не было злодейского умысла и желания погубить людей. Если же исходить из «суда по уму», то Денис Григорьев, даже не зная о роковых последствиях отвинчивания гаек и не подозревая о том, что поезда могут сойти с рельсов, а люди жестоко пострадать, виноват и подлежит наказанию. Мужик настаивает на том, чтобы его судили по тем нравственным законам, которые существовали от века, которые он впитал с молоком матери, а не по тем новым, европейским, просвещённым, которые привнесены образованными людьми, которые чужды его сердцу и его разуму, всему образу его жизни и которые он не понимает и не принимает.
III. Подведение итогов урока.
– В чём комизм ситуации, созданной Чеховым? (Смешен Денис с его паучьей суровостью и тщедушностью, с его непониманием происходящего и уверенностью в своей правоте. Смешен и следователь, тоже не понимающий ситуации).
– Как вы думаете, в каком случае автору не до иронии и не до смеха? (За смехом возникает страшное: слепая разрушительная сила, таящаяся в непросвещённом народе, и жестокая, не видящая человека власть).
– Как в названии рассказа и его финале отразилась авторская позиция? (Отношение к изображённому ярко выражено в заглавии рассказа, окрашенном иронией, и в том, что вся сцена смешна, а финал драматичен. Показывая нелепость, абсурдность жизни, автор не только смеётся над своими героями, но оценивает происходящее с высоты гуманистического идеала, сожалеет об отсутствии истинной человечности).
В чём комизм ситуаций , созданных Чеховым ?
Ответ оставил Гость
Антон Чехов обладал очень тонким чувством юмора,множество его рассказав-это шедевры мировой классики сатиры и юмора.С юмором написаны “Хирургия”-Дьячок Вонмигласов и “радетель”-врач Курятин ,с окурком в руке,и “Лошадиная фамилия”-Овсов. Сюжеты жизненные ,простые,заставляют смеяться читателей персонажи и их диалоги.Описание героев забавное,нелепые говорящие фамилии красноречивы. Чеховский юмор высмеивает человеческие недостатки,глупость людей,непрофессионализм,всё это делает рассказы весёлым и добрыми. Более серьёзные проблемы ,в юмористическом ключе,затронуты Чеховым в “Хамелеоне”-барский щенок кусает золотых дел мастера Хрюкина,жалоба полицейскому приводит к выяснению,не что случилось,а чей это пёс.Выяснив,что собака принадлежит брату Генерала,виновником происшествия становится сам укушенный,а городовой становится посмешищем толпы,лишь при упоминании имени генерала. Смех смеху рознь,уже сатира в рассказе “Толстый и тонкий”, обличает поклонение чинам.Два однокашника ,не видевшиеся несколько лет,встречаются на вокзале.Приятели рады встрече,но узнав о достигнутом положении “толстого”,”тонкий” начинает заискивать,унижаться,съёживается и становится мелким человечишкой. Сатирическая новелла “Смерть чиновника” вызывает не только смех,но и жалость. Случайно в театре,чихнув на лысину генералу, экзекутор Червяков умирает от собственной трусости и глупости,впав в расстройство от страха преследования по службе. “Маска”-на благотворительный бал маскарад приезжает человек в маске и оскорбительно ведёт себя с окружающими.Сняв маску,буян превращается в благодетеля и почётного гражданина,перед которым все преклоняются.Самоунижение интеллигентов отвратительно,они жалки и беспомощны,по собственной воле.Это произведение,через сатиру,обличает пороки высшего света. Произведения Чехова -это не только привлечение внимания к проблеме общества ,но и попытка призвать это общество прекратить быть добровольными рабами,униженными и оскорблёнными. Все перечисленные произведения принадлежат к раннему периоду творчества Антона Павловича.В каждом рассказе Чехов обличает пороки общества,заставляет читателей задуматься над проблемами социального неравенства и пресмыкания одних людей,перед другими.Острым словом,искромётным юмором,тонкой шуткой Чехов призывал людей оставаться людьми и не терять чувство достоинства в любом обществе.
Источники:
http://picakin.ru/literature49.php
http://infourok.ru/urok-po-rasskazu-ap-chehova-zloumishlennik-433536.html
http://hotcore.info/literatura/6321232