5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем сущность любой власти обществознание

1. Сущность власти

можно дать следующее определение общей сущности власти: власть — это способность и возможность осуществлять свою волю (личностью, классом, группой, партией, государством и т.п.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и другими способами (экономическая, политическая, государственная, семейная власть и другие виды власти).

2. Происхождение власти

Одной из наиболее примечательных характеристик общественной реальности является феномен власти. По словам экономиста Джона Кеннета Гэлбрейта: «Осуществление власти, подчинение одних воле других в современном обществе неизбежно; без этого не обходится никакая человеческая деятельность. Власть может быть общественно опасной, но она в то же время общественно необходима» [20]. Важнейшая роль власти в общественной организации связана с неизбежностью конфликта интересов. В силу данной человеку способности устанавливать предпочтения и действовать соответственно им, конфликты интересов будут возникать в любом обществе, и власть — это средство их разрешения.

При этом власть отнюдь не означает угрозу или применение насилия. В своем замечательном очерке Гэлбрейт различает три вида власти в зависимости от применяемых ею средств. Принудительная власть достигает подчинения путем угроз или применением наказаний, компенсаторная власть — предлагая стимулы и поощрения, а власть обусловленная — путем воздействия на общественное мнение посредством убеждения и образования [21]. В отыскании должной пропорции этих трех разновидностей власти с целью разрешения конфликтов и уравновешивания конкурирующих интересов как раз и состоит искусство политики.

В культурном плане властные отношения определяются соглашениями об авторитете, являющимися частью характерных для данной культуры правил поведения. Такие соглашения, по-видимому, появились на довольно ранних этапах человеческой эволюции — с возникновением первых сообществ. Наличие у некоторых членов сообщества авторитета принимать и претворять в жизнь решения позволяло такому сообществу более эффективно разрешать конфликты интересов. Подобное социальное устройство, безусловно, давало ему существенные эволюционные преимущества[25].

Собственно говоря, первоначальное значение слова «авторитет» — не столько «полномочия», сколько «четкие основания для того, чтобы понимать и действовать» [22]. Нуждаясь в четких основаниях для понимания, мы можем обратиться к авторитетному тексту; заболев, мы стремимся найти врача, авторитетного в соответствующей области медицины.

С древнейших времен человеческие сообщества, признав мудрость и опыт некоторых своих членов достаточным основанием для коллективного действия, избирали их своими лидерами. Такие лидеры облекались властью — это означало, что им даровались ритуальные одежды, служившие символом их главенства, и их авторитет ассоциировался с данными им полномочиями. Источник власти, таким образом, находится в культурно определенном положении авторитета, на который сообщество полагается в вопросах разрешения конфликтов и принятия решений, способствующих разумной и эффективной деятельности. Иными словами, подлинный авторитет заключается в предоставлении полномочий другим действовать.

Между тем нередко случается, что формальные атрибуты власти — одеяние, корона и тому подобные символы — переходят к человеку, не обладающему подлинным авторитетом. Теперь уже такой переданный авторитет, а не мудрость подлинного лидера становится единственным источником власти, и характер ее легко может превратиться из передачи полномочий другим в преследование правителем собственных интересов. Именно в таких случаях власть влечет за собой эксплуатацию.

Связывание власти с преследованием личных интересов составляет основу большинства современных исследований ее природы. По словам Гэлбрейта: «Индивидуумы и группы людей ищут власти, преследуя собственные интересы и стремясь навязать другим свои личные, религиозные или общественные интересы» [23]. Следующая стадия эксплуатации достигается, когда власти ищут ради нее самой. Хорошо известно, что большинству людей осуществление власти приносит значительные моральные и материальные дивиденды, источником которых являются изощренные символы и ритуалы поклонения — от бурных оваций, фанфар и воинских салютов до роскошных апартаментов, лимузинов, персональных самолетов и автомобильных кортежей.

По мере разрастания и усложнения сообщества в нем укрепляются и позиции власти. В сложных сообществах разрешение конфликтов и планирование действий может быть эффективным только если полномочия и власть организованы в рамках административных структур. Такая потребность в координации и распределении власти за долгую историю человеческой цивилизации привела к возникновению множества форм социальной организации.

Власть, таким образом, играет ключевую роль в возникновении социальных структур. В социальной теории к числу социальных структур относятся все правила поведения, будь то неписаные, происходящие из постоянной координации поведения, или же формализованные, документированные и предписанные законом. Все такого рода формальные структуры, или социальные институты, суть в конечном счете правила поведения, облегчающие принятие решений и воплощающие властные отношения. Эта важнейшая связь между властью и социальной структурой многократно обсуждалась в классических трудах по данному вопросу. Социолог и экономист Макс Вебер констатирует: «Власть играла решающую роль. в наиболее экономически важных социальных структурах прошлого и настоящего» [24]; по словам же политического теоретика Ханны Арендт, «все политические институты суть проявления и воплощения власти» [25].

Власть возникает вместе с человеческим обществом и является его атрибутом. Вначале она носит общественный характер, обходясь без штатных сотрудников. Со временем власть обрастает особым аппаратом, принудительными учреждениями, вооруженными силами, отделяется от общества и становится над ним.

Исторический опыт свидетельствует о том, что власть — обязательное и неизбежное условие устойчивого функционирования и успешного развития обществаво всех его сферах: экономической, политической, социальной, духовной. Прежде всего, она необходима для организации общественного производства и всех других взаимоотношений в процессе жизнедеятельности общества. Властью обеспечивается реализация интересов всего общества в целом.

И в политической, и в обыденной речи слово власть не имеет какого-то одного устоявшегося значения. Показательно, что почти все политические мыслители прошлого, говоря о власти, не дают ей четких дефиниций. Так, для одних теоретиков власть — это волевое влияние особого рода, для других — способность к достижению определенных целей, для третьих — возможность использования тех или иных средств, для четвертых — особое отношение между управляемыми и управляющим и т.д.

Учитывая многие подходы, определение власти должно включать следующие элементы: Книги по военной техникедля ознакомления.

— во властных отношениях предполагаются субъект и объект власти, которыми могут выступать отдельные лица, а также социальные общности, организации и учреждения;

— распоряжение или приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тем, над кем он осуществляет власть; распоряжение или приказ сопровождаются явным или неявным применением санкций в случае неповиновения или неисполнения;

Читать еще:  Как настроить себя на похудение

— подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто осуществляет власть, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.

Наличие этих элементов необходимо для возникновения общественного отношения власти.

Итак, власть — это способность и возможность одних субъектов оказывать определенное воздействие на социальную активность других субъектов с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, морали, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившийся порядок и организационные действия, воплощается в них. Право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью. При этом социальная активность субъектов проявляется в поведении, общении и деятельности, как со стороны властвования, так и со стороны подчинения.

Подчеркнем, что власть не всегда двустороннее и симметричное взаимодействие. Во-первых, существует власть субъекта над самим собой. Во-вторых, она часто несимметрична из-за того, что осуществляется с «легкостью» властвования, но трудностью подчинения. Если такого подчинения нет, то нет и власти, даже если субъект обладает мощными средствами принуждения.

Субъект власти воплощает ее активное начало. Им могут быть отдельный человек, организация, общность людей, институт. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к власти, которая проявляется в приказах или распоряжениях. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Для них она не является ценностью, тем более, если властвование связано с особой психологической и социальной ответственностью. Но власть открывает широкие возможности для получения различного рода благ — дохода, престижа, связей, привилегий и т.п. Поэтому стремление к власти у части граждан носит и инструментальный характер — она служит средством достижения смысложизненных целей. Помимо желания руководить и готовности брать на себя связанную с этим ответственность, субъект власти должен быть компетентным. У него должны быть способности властвования, умения и навыки использования ресурсов власти, необходимый авторитет. В реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами.

Поскольку власть не может проявиться иначе, как через отношение управляющих и управляемых, она имеет институциональный характер. Но институционализация властных отношений не может не сопровождаться и отчуждением власти от конкретного лица, группы, когда она начинает играть самостоятельную регулятивную роль в обществе.

Власть иногда отождествляют с ее орудиями (инструментами) — государством, политической организацией общества, со средствами управления (или со способами) — принуждением и убеждением. Помимо этого, часто ставится знак равенства между властью и авторитетом. Оснований для подобных отождествлений нет. Власть и управление, например, взаимосвязаны, но не тождественны. Конечно, без управления невозможно осуществлять власть, а без власти невозможно управлять. Сама власть выступает в виде управления, управление — в виде власти. Но управление не есть функционирование власти, оно шире власти. Власть — элемент управления, момент его возникновения, источник силы управления. Управление — это средство, при помощи которого всякое целенаправленное непосредственное или опосредованное воздействие одних субъектов на других из возможности превращается в действительность.

Нет оснований отождествлять власть с ее основными способами — принуждением и убеждением. Принуждать и убеждать может не только властитель, но и подвластный.

Например, оппозиция, не входящая в правительство, может принудить его пойти на уступки, но от этого оппозиция не становится властвующей.

Вряд ли оправдано отождествление власти с авторитетом. Авторитет — это качество, которым субъект власти может и не обладать. В то же время авторитет означает дополнительную власть, опирающуюся на согласие, на признание заслуг и положительных качеств властвующего. Авторитет не приемлет принуждения, являющегося важным элементом власти. Можно сказать, что авторитет является одновременно источником, критерием и результатом власти, основанной на согласии и распорядительстве.

Власть, определяемая как возможность одного человека убеждать или принуждать другого к совершению какого-либо действия, представляется как бы встроенной в человеческую сущность. Однако почему же одни люди обладают властью, а другие нет? В чем причины повиновения одних другим? Наверное в том, что другой или сильнее, или умнее и опытнее, или является начальником. Итак, в основе подчинения лежит неравенство.

Ресурсы власти представляют все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти. Ресурсы представляют собой либо важные для властвования ценности (деньги, предметы потребления, социальный статус, престиж и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно является жизнь.

В чем сущность любой власти.

Тема в разделе «Любые вопросы», создана пользователем White-sugar.

White-sugar почемучка

baby-boss отличник

Naumchick отличник

fBarbie гость

1 волевая сила — энергия, направленная на достижение желаемого.

волевого напряжения — отражает степень выработки личностью психической энергии для организации собственного поведения в каждый текущий момент жизни.

2 Автор приводит сравнение того что физическая сила и силовое воздействие пагубно влияет так только слабые воздействуют на народ и от этого нечего нед обивают необходимо путём авторитета и слов показывать свою силу и власть. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей нaстpoение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности

3 Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внYтpeннeгo волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью eгo внешних проявлений В этом предложении чётко определено что только за счёт авторитета государствоа принмается добровольно всё и люди подчиняются

4 Какая бы ни была обстановка в обществе ненужно рубить с плеча и решать всё силой необходимо всячески разговаривать с народом заробатывать авторить и нужн несомнено обратная связь пока её не будет не будет и развития только когда народ примет своих провителей тогда и будет нормальное государство

hudotepl ботан

vgagarinov стажер

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила

Власть есть сила воли

Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внYтpeннeгo волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью eгo внешних проявлений

Властвовать — значит как бы налагать свою волю на волю других

Читать еще:  Как найти работу в Японии

Волевая сила в данном случае- моральное превосходство власти и правительства над народом, психологическое воздействие на умы людей. Власть должна быть признана людьми, властитель должен быть сильной личностью, превосходящей других
2.

Физический аспект силы автор считает менее важным, т. к важна власть над сознанием человека, чтобы человек желал подчиняться данной власти, а не превращение страны в полицейское государство мятежников.
3.

На мой взгляд, в том случае, если действия властей не ущемляют прав и достоинств человека
4.
Нужно в первую очередь осознавать власть над собой и не действовать бездумно по приказам сверху

Costas гость

Документ. Из работы русского философа И. А. Ильина «О сущности правосознания».

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ её действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный. Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека, — необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет основного способа действовать, присущего государству. Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из её опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные. Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определённости, завершённости, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвовать – значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопросы и задания к документу

1) Найдите в тексте фразы со словом «воля» или производными от него словами. В чём смысл этих высказываний?

2) Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы?

3) В каком случае наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется?

4) Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания современных властных отношений?

sofi-durso гость

1. «Волевая сила» — то, что ты желаешь и направляешь на других.

«Сила воли» — степень волевых усилий

«Волевое напряжение» — когда что-то делать не хочешь но воля заставляет тебя

«Налагать свою волю на волю других» — то что ты желаешь, направляешь на других. Напр законы

2. А) И. А. Ильин видит соотношение духовного и физического начал во власти с физическим силовым так, что физическая необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет основного способа действовать. Способ действия есть по самой природе своей внутреней, психической и притом духовной. А физической мало чего добьешься, только если против воли. б) Ильин считае, что есть такие периоды когда нужно применять силовые методы, но эти периоды исключительные и ненормальные.

3. Наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется в том случае если принятые законы нравятся людям и они хотят их исполнять. Если все хорошо обдуманно и оговоренно.

4. Из данного текста я могу сделать такой вывод, что власть не должна быть с силовыми методами. Что властвующий не должен только хотеть и решать, но и приводить других к согласному хотению и решению.

Farmaceft гость

Документ

Из работы pyccкoгo философа И. А. Ильина «О сущности правосознания».

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ ее действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный. Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека,- необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет Oснoвнoгo способа действовать, присущего государству. Мало тoгo, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит ceбе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность гocyдарственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из ее опор. Бывают положения и периоды, когда власть без мeча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внYтpeннeгo волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью eгo внешних проявлений. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей нaстpoение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только xoтеть и решать, но и других систематически приводить к coгласному хотению и решению. Властвовать — значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, что- бы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопросы и задания к документу

1. Найдите в тексте фразы со словом « воля» или производными от нeгo словами. В чем смысл этих выcкaзываний?
2. Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы?
3. В каком случае наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется?
4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания современных властных отношений?

mariwka812 хорошист

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила

Власть есть сила воли

Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внYтpeннeгo волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью eгo внешних проявлений

Властвовать — значит как бы налагать свою волю на волю других

Читать еще:  Как заполняется заявление на возврат НДФЛ

Волевая сила в данном случае- моральное превосходство власти и правительства над народом, психологическое воздействие на умы людей. Власть должна быть признана людьми, властитель должен быть сильной личностью, превосходящей других
2.

Физический аспект силы автор считает менее важным, т. к важна власть над сознанием человека, чтобы человек желал подчиняться данной власти, а не превращение страны в полицейское государство мятежников.
3.

На мой взгляд, в том случае, если действия властей не ущемляют прав и достоинств человека
4.
Нужно в первую очередь осознавать власть над собой и не действовать бездумно по приказам сверху

В чём сущность любой власти? Природа и сущность власти. Функции власти

Великие диктаторы и благородные монархи, узурпаторы и законные наследники престола, президенты и императоры — всех их объединяет одна-единственная черта. Едва ли не самым серьезным и значимым двигателем цивилизации законно можно считать желание силы, славы, величия, если можно так говорить.

Выживает сильнейший

Этот простой закон, окончательно сформулированный Чарльзом Дарвиным, действительно является одним из самых обоснованных и неоспоримых за все время существования человечества. Если задуматься, именно стремление к власти, господству над более слабыми сподвигало человека совершенствоваться с незапамятных времен.

Еще во время первобытно-общинного строя наблюдается тяготение к лидерству, завоеванию и подавлению других претендентов на место самого сильного, ведущего, а не ведомого.

Сформировавшись еще на заре времен, это простое правило и понятное желание дошло до наших дней, сохранившись в управленческой системе, причем как на уровне правительства, так и на уровне иерархии в каждой отдельной семье, группе или коллективе.

Философия силы

О том, в чем сущность любой власти, человечество задумывалось с незапамятных времен. По сути, именно этот вопрос стал одним из главных с момента окончания эпохи синкретизма. Сегодня даже самый простой, заурядный обыватель время от времени задумывается на предмет того, в чем сущность любой власти.

Ответ на него, казалось бы, прост и очевиден — суть данного понятия заключается в силе, способной подавить более слабого индивидуума или группу. Тем не менее такое понимание кажется сегодня довольно поверхностным и не совсем правомерным.

В эпохи великих свершений и завоеваний закон такого рода был совершенно неоспоримым, а определяющим фактором в отношении обретения власти выступала численность армии и ее боеспособность. Сегодня же все обстоит несколько иначе — президенту вовсе не нужно подавлять население для установления собственной позиции, а корона из поколения в поколение передается в Великобритании уже не одну сотню лет. Следует заметить, что ни капли крови при этом не проливается.

Так в чем сущность любой власти в таком случае заключается?

Подавление и харизма

Как правило, именно эти два пути являются наиболее действенными в отношении обретения того или иного статуса. Вспомним, к примеру, Вторую мировую войну и болезненное стремление Адольфа Гитлера к мировому господству, формированию чистой арийской расы. В данном случае в качестве рычага выступает именно силовое давление, захватничество по отношению к другим странам и народностям.

В то же время существуют и обширные предвыборные кампании США, во время которых кандидаты на президентский пост катаются по штатам, доказывая народу необходимость и правильность своего избрания. Такой демократический путь к завоеванию позиций базируется прежде всего на харизме потенциального лидера.

Для чего же она нужна

Чтобы определить, в чем сущность любой власти, нужно прежде всего обратить внимание на ее функции, назначение. Говоря наиболее обобщенно, их можно свести к формированию своеобразного управленческого механизма в той или иной сфере, будь то государственная деятельность или рабочий, школьный или, к примеру, творческий коллектив.

Условия существования

Система власти не может быть организована полноценно без как минимум двух субъектов — лидера и ведомого, что кажется вполне очевидным. Более же значимым фактором можно назвать обязательное, априорное выражение воли властвующего, находящее соответствующее выражение в деятельности подавляемого.

Суть и специфика

Обращая внимание на регулятивные управленческие функции власти, нельзя не отметить характерные ее черты. Прежде всего это, конечно, всеохватность, глобальность. Такого рода субъектно-объектные отношения, как уже говорилось ранее, характерны для любой сферы жизни. Из первой особенности закономерно вытекает и вторая — инклюзивность власти, ее способность проникать во всю деятельность, свойственную человеку.

Также к основным свойствам данной реалии можно отнести ее асимметричность и инверсионность.

Ресурсы и необходимые условия

Ни одно явление не способно существовать без достаточной для этого базы. Функции власти могут осуществляться только при наличии определенных ресурсов, причем в как можно большем выражении.

Так, экономические, материальные запасы всегда выступали в качестве наиболее значимого подспорья в отношении обретения власти над чем и кем-либо. К примеру, генеральный директор предприятия становится лидером в силу не столько выдающихся способностей, сколько в результате наличия достаточной материальной базы для оплаты труда подчиненных.

Немаловажную роль в этом отношении играют ресурсы социальные: большая народная поддержка, симпатия той или иной группы.

К юридическим ресурсам можно отнести свод имеющихся на данный момент правил и нормативных актов. А уж административно-силовые элементы и вовсе не требуют отдельных пояснений.

Режимы и государство

В чем же заключается сущность государственной власти? Прежде всего, как и любая другая, она носит глобальный характер, распространяясь на каждого члена того или иного общества. Отличительной же чертой такого рода лидерства можно назвать его суверенность, относительную независимость от властных структур других стран. В данном случае следует понимать право на своеобразие, особость управленческой, регулирующей составляющей.

Наконец, государственная власть закономерно считается наиболее иерархичной и всеобъемлющей одновременно. С одной стороны, легитимный лидер имеет наибольшую степень влияния на то или иное явление. С другой же, его полномочия распределены по всевозможным системам, начиная от парламента, заканчивая мэрами и губернаторами.

Что же касается основных политических механизмов, большинство исследователей выделяют такие режимы власти, а точнее, их группы, как авторитаризм, демократия и так называемые «чрезвычайные» управленческие ситуации. К первым, как правило, относят тоталитаризм и социализм. Вторая группа, основанная на решении народа, сформировалась еще в далекую эпоху Античности. Третья же — в так называемое время переворотов и революций.

Источники:

http://studfile.net/preview/3668201/
http://schoolmaks.ru/thread-24690
http://fb.ru/article/190478/v-ch-m-suschnost-lyuboy-vlasti-priroda-i-suschnost-vlasti-funktsii-vlasti

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector