В чем смысл фильма Опасная игра Слоун
Рецензия на фильм «Опасная игра Слоун»
Движимая исключительно талантом Джессики Честейн вялая политическая драма о том, как несколько неверно составленных бумажек способны перетряхнуть власть в большой стране
Элизабет Слоун – одаренный, работоспособный, смелый и расчетливый аналитик в крупной лоббистской компании. Благодаря ее талантам и умению работать с сенаторами американский конгресс принимает законы, необходимые ее заказчикам, от введения новых пошлин до ограничения прав и свобод. Новый контракт, который предлагают Слоун, а речь идет о дискредитации законопроекта об усилении контроля за продажей и хранением оружия, заставляет ее не просто отказаться от крупной сделки. Она переходит на противоположную сторону и, к счастью своей команды, берется всячески содействовать тому, чтобы Конгресс устоял перед давлением оружейников. Схватка за голоса конгрессменов выходит за грань морали, и Элизабет оказывается перед судом, исход которого может стоить ей карьеры, но впервые эта женщина может почувствовать себя не только дельцом, но и человеком.
Кадр из фильма «Опасная игра Слоун»
Сложно представить себе поклонника кино, который хоть сколько-нибудь сомневался бы в таланте Джессики Честейн. Рыжеволосая красавица давным-давно доказала любому скептику, что ей подвластны любые жанры, любые эпохи и любая фактура. Она способна лететь в космос и ловить террористов, погружаться вместе со зрителем в философские притчи и испытывать ужас, ее игра украшает сказки и ленты, основанные на реальных событиях. Однако даже при всех запоминающихся вехах в карьере Честейн не смогла отказать себе в удовольствии сыграть в картине-бенефисе, в политической драме «Опасная игра Слоун», где все камеры будут направлены на нее, ей достанутся самые яркие слова, где смысл будет теряться за красотой и богатством оттенков работы актрисы. В результате зритель получил что-то похожее на «дипломную работу» Джессики – фильм с яркой центральной ролью, но в остальном не слишком уверенный и обязательный.
Кадр из фильма «Опасная игра Слоун»
Избегая соблазна сравнивать систему лоббирования в России и США, сразу отметим, что даже для Америки сюжет «Опасной игры Слоун» выглядит слишком приторным, со всеми этими «комиссиями по этике», «недопустимостью манипуляций», «нерушимостью Конституции» и «соблюдением конфиденциальности частной жизни» – герои картины испытывают целую гамму чувств, обращаясь к весьма болезненной теме, но режиссер Джон Мэдден с подачи сценариста Джонатана Переры здесь чуточку перегибает. Лоббисты – люди дела, и потому они действительно действуют методами Элизабет Слоун и даже позволяют себе более грубые, но действенные манипуляции, ведь на кону часто оказываются миллиарды долларов. Так что не стоит рассматривать ленту как нечто основанное на реальных фактах, это скорее размышление на тему.
Кадр из фильма «Опасная игра Слоун»
Точно так же фантастичны и условны метаморфозы характеров ведущих персонажей, в этом компоненте Мэдден пустился в мелодраму самого невысокого уровня. Главная героиня в финале едва ли не рвет на себе тельняшку с завуалированными словами извинения всем, кого так или иначе обидела или подвергла опасности. Конечно, хотелось бы верить, что подобные «холодные сердцем» люди оттаивают под воздействием обстоятельств, но в жизни так не бывает. Столь же наивно выглядит и условно-романтическая линия главной героини, которую обманом защищает влюбившийся в нее мальчишка. Простите, но для политического триллера и остросоциальной драмы это несколько вульгарно.
Кадр из фильма «Опасная игра Слоун»
С другой стороны, сугубо деловой, политический пласт ленты подан весьма убедительно и любопытно. Проблема с вооруженными нападениями для Америки стоит очень остро, копья вокруг «второй поправки» действительно трещат. Посмотреть на то, каким образом общество оценивает опасности, а власть маневрирует между Сциллой и Харибдой, лишним не будет, как минимум о такой дискуссии на темы внутренних проблем, так или иначе затрагивающих каждого, можно помечтать. Другое дело, что фильм от обилия разговоров, сложно выстроенных схем и на первый взгляд маловажных деталей выглядит перегруженным и не особенно увлекательным. Если картины «В центре внимания», «Игра на понижение» или «Инсайдеры» вас не привлекают, то «Опасная игра» в ваших глазах будет иметь лишь один козырь…
Кадр из фильма «Опасная игра Слоун»
…Зато какой! Джессика Честейн в картине поистине великолепна. Как и положено фильму, сконцентрированному на единственной звезде (да простят нас фанаты Элисон Пилл, Марка Стронга и Джона Литгоу). «Опасная игра Слоун» дает возможность актрисе показать себя во всей красе – в вечернем наряде и тюремной робе, прижавшей к стене сильных мира сего и прижатой к постели любовником, энергичной и страстной, умной и красивой, нуждающейся в поддержке, но демонстрирующей свою независимость. Как и было сказано, два часа ленты являются лучшим резюме Честейн для последующих проектов. Порой, правда, чувствуется, что Джессике не хватает соизмеримого по таланту и возможностям партнера, отчего ей приходится переигрывать, но это можно списать на неудачу постановщика, который не смог соблюсти баланс.
За вычетом стараний Джессики Честейн, «Опасная игра Слоун» теряет 90% своей энергетики, а так быть не должно. Увы, картина вряд ли выдержит испытание временем даже при наличии в сюжете всегда актуального оружейного вопроса – для драмы она слишком наивная, а для триллера – пресная. Но такова уж политика во всем мире – если ее не ведет красотка, то смотреть там не на что.
«Опасная игра Слоун»: Джессика Честейн в политической драме под Аарона Соркина
Мисс Слоун (Джессика Честейн) — сверхэффективный лоббист, работающий в жанре «цель оправдывает средства» в крупной вашингтонской пиар-фирме, специализирующейся на сфере налогообложения. Однажды в фирму обращается большой клиент — оружейные производители: они хотят повлиять на общественное мнение перед сенатскими прениями по поводу закона, который ужесточит проверки для граждан, желающих приобрести оружие. Слоун против оружия, поэтому грубит, увольняется, забирает нескольких сотрудников и переходит с ними в более скромную фирму, которой зато руководит приличный человек (Марк Стронг) и которая собирается, наоборот, проталкивать этот законопроект. Соответственно, Слоун начинает воевать за колеблющихся сенаторов со своими бывшими коллегами (Майкл Сталбарг, Сэм Уотерстон).
Если бы этот фильм был снят сегодня — после Трампа, после стрельбы в школе во Флориде, после маршей, бойкотов, новых законов — вероятно, он был бы немного другим. Но «Слоун», которая доползла до российского проката с большим опозданием, в Америке вышла полтора с лишним года назад, примерно одновременно с памятными выборами, а придумывалась, разумеется, еще гораздо раньше. И с одной стороны, темы фильма за это время не только не потеряли актуальности, а совсем наоборот. С другой, из сегодняшнего дня риторика «Слоун» уже кажется невинной, почти наивной: невозможно языком Сидни Люмета описывать мир Армандо Ианнуччи.
Впрочем, у сценариста-дебютанта «Слоун» по фамилии Перера, корпоративного юриста по образованию, очевидно был другой образец для подражания — Аарон Соркин. Профессиональные скороговорки, которыми обмениваются герои — а уж Слоун в них вообще заслуженный мастер спорта, — недвусмысленно отсылают к «Западному крылу» или «Новостям». И Перера, приходится признать, — не Соркин: тут есть очень удачные реплики, но в смысле плотности, упругости его диалоги значительно слабее (как назло Джессика Честейн одновременно снялась у настоящего Соркина в «Большой игре»). Правда, если подумать, а у кого не слабее?
В интересах прежде всего драматургии в политический фильм вплетена судебная драма: «Слоун» начинается и заканчивается на сенатских слушаниях, посвященных моральному облику и методам главной героини; за великого инквизитора — Джон Литгоу. Это позволяет всем мало-мальски важным персонажам собраться в одном зале и раз за разом обмениваться многозначительными взглядами, а самой Слоун — готовиться к заключительному слову и делу, которые со всей определенностью напомнят нам, что дело происходит не в Вашингтоне, а в Голливуде (и французском Голливуде — бессоновской EuropaCorp).
Но в первую очередь это все-таки человеческий портрет, и в этом плане у британского ветерана Джона Мэддена («Влюбленный Шекспир») получается если не все, то довольно много. Для Честейн это идеальная роль в самом подходящем ей амплуа «строгая госпожа», и смотреть на нее не скучно ни секунды: безупречные брючные костюмы, хищные шпильки, рыжие волосы, пронзительные синие глаза и ярко накрашенные губы, привыкшие приказывать и унижать.
К мисс Слоун есть вопросы: крайняя степень цинизма и приступы идеализма уживаются в ней не очень правдоподобно, попытки смягчить ее образ (одиночество, бессонница, таблетки), как правило, грубоваты, а трогательные отношения с мужчиной по вызову балансируют на грани карикатуры. Любопытный момент: можно ли представить, чтобы в 2018 году герой или даже антигерой мужского пола, которому мы мало-мальски симпатизируем, рутинно ходил к проституткам? Но к Джессике Честейн вопросов никаких, и она лоббирует этот благонамеренный и несколько механический в своих сюрпризах политический триллер так, словно искренне уверена в его способности победить.
Рецензии
Рецензия на фильм «Опасная игра Слоун»: еще одна блестящая игра Честейн
Политический триллер «Опасная игра Слоун» с Джессикой Честейн в главной роли порадует любителей подобного жанра. Лента повествует о беспринципной Элизабет Слоун — самом востребованном лоббисте в мире американской политики. Она невероятна умна, сексуальна и не приемлет правил и запретов. Ловко жонглируя законами, политиками и судьбами людей вокруг, Слоун настроена только на победу. Причем любой ценой. Но когда ей предлагают загубить законопроект , который ограничивает свободу покупки и владение огнестрельным оружием в США (в фильме он получил название «Проект Хиттона-Харриса»), рыжеволосая лоббистка на шпильках и в дорогом костюме неожиданно присоединяется к небольшой группе людей, отстаивающих проект. Более того вместе с ней уходит большая часть ее команды. Но не все. Ее правая рука, Джейн Маллой, неожиданно предпочла остаться на прежнем месте. С этого момента зрителя ждут «русские горки» в американской политике.
Фильм снят по сценарию Джонатана Переры. Это его дебютная работа. Отчасти — автобиография, ведь Перера сам когда-то работал в юридической фирме и знает, что такое 16-часовый рабочий день не понаслышке. В целом история интересна и держит в напряжении, но на протяжении всего фильма нет-нет да и промелькнет ощущение вторичности. Эти пафосные и напыщенные фразы, полные морали и социального контекста, и грязные политики с их интрижками — все это мы уже видели и не раз. В этом плане нам не показали ничего нового.
Кадр из фильма «Опасная игра Слоун»
Режиссер картины, Джон Мэдден, известен такими работами, как «Влюбленный Шекспир» и дилогии «Отель Мэриголд». В «Опасной игре Слоун» он вместе с Перерерой попытался донести до зрителей идею того, что уже давно пора менять законодательство в отношении оружия. Но есть одно «но»: создатели картины перенасытили ленту юридическими терминами, в которых легко запутаться, но которые играют немаловажную роль. Но нужно отдать должное: проблема оружия в ленте раскрыта с разных сторон. Авторы даже ввели сцену, в которой на сторонницу билля Хиттона-Харриса покушается противник этого законопроекта. Однако, признаться честно, этот эпизод вызывает множество вопросов. Кажется, что вот-вот выяснится, что этот инцидент не случаен. А если все это случайность, то почему всем все равно, что в итоге (спойлер!) был убит человек.
На самом деле подобные случаи в США вызывают совсем обратную «шумиху», а не ту, что показана в фильме. Тот факт, что в итоге был убит человек и то, что спасти девушку можно было по-другому, порождают сомнение в этом эпизоде. Понятно, что он был больше нужен как логический мостик для других событий в картине, но все же можно было сделать этот ход более изящным. В целом же история построена в законах жанра и не отходит от него практически ни на миллиметр. Принцип «Если на стене висит ружье, то оно должно обязательно выстрелить» в данном случае отработан на все сто. Но это вовсе не делает ленту плохой. В целом, все сбалансировано.
Кадр из фильма «Опасная игра Слоун»
Но все же в фильме не хватает человеческих историй, а именно — рассказа про саму Элизабет Слоун. Вопрос «Почему она стала такой?» возникает слишком часто, но ответа на него мы, увы, так и не получим. Да, мы увидим разрушающее одиночество, которое доведет главную героиню до отчаяния. Узнаем историю девушки, пережившей в детстве стрельбу в школе. Поймем, что глава фирмы, которая борется за билль, не приемлет нечестных методов борьбы, в то время, как сама Слоун иногда прибегает к ним. Но это все лишь обрывки «сгоревшей» книги под названием «Элизабет Слоун». Все персонажи прописаны немного однобоко, в то время, как хочется узнать их «получше». Лишь иногда посреди ночных встреч с парнем с томным именем Форд из службы эскорта нам бросят косточку относительно того, из чего же сделана стальная мисс Слоун.
Исполнительница главной роли, Джессика Честейн, превосходно справилась с ролью рыжеволосой акулы американской политики на шпильках и с красной помадой на губах. Сильная, волевая, успешная женщина — этот образ идет актрисе, с одной стороны. С другой, слишком часто Честейн берется за подобные персонажи — Молли Блум из «Большой игры», Майя из «Цель номер один». Оба эти образа всплывают в памяти на протяжении всей «Опасной игры». Но нельзя сказать, что это плохо. Честейн сыграла великолепно, что доказывает номинация на премию «Золотой глобус» 2017 года как «Лучшая актриса драмы». Благодаря ее игре, фильм смотрится на одном дыхании, отбрасывая на задний план имеющиеся нестыковки и вопросы.
Кадр из фильма «Опасная игра Слоун»
Весь актерский состав картины безупречен — Марк Стронг, Сэм Уотерсон, Элисон Пилл и Гугу Мбата-Роу (ее мы видели в лентах «Ларри Краун», «Красавица и Чудовище», а также в «Изломе времени»). Свита делает короля. В данном случае — королеву.
Картина вышла в ограниченный прокат США в ноябре 2016 года. Несмотря на положительные, в целом, отзывы, она не смогла окупить себя. Это объясняет тот факт, почему фильм так долго добирался до российского проката — в нашей стране такие ленты не пользуются зрительским успехом. Взять хотя бы отличную картину «Игра на понижение». Однако если вы хотите размять мозг и посмотреть действительно не глупое и приятное кино, то «Опасная игра Слоун» идеальна для этого. Интриги, загадки, грязные политики, закулисье американского Конгресса, роскошные наряды главной героини и, конечно, мощный нравственный посыл и восторжествование справедливости — все это ждет вас во время просмотра этой драмы.
В кино — со 2 августа 2018 года, 18+
Текст: Наталья Тимонина
Источники:
http://www.film.ru/articles/odna-i-bez-oruzhiya
http://daily.afisha.ru/cinema/9661-opasnaya-igra-sloun-dzhessika-chesteyn-v-politicheskoy-drame-pod-aarona-sorkina/
http://cultofcinema.com/%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC-%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83%D0%BD/