Сколько лет Новосибирску
VSEON.com
Лента новостей
Онлайн-версии
- Категория:Простые истории
- 2017-09-18
Сколько Новосибирску лет?
Сколько лет Новосибирску? Глупый вопрос. Ни для кого не секрет, что Новосибирск был основан в 1893 году на месте строительства железнодорожного моста через реку Обь.
Вначале поселок назвали Александровским, но в 1895 году переименовали в Ново-Николаевский в честь св. Николая Чудотворца – небесного покровителя императора Николая II. И вот уже в 1903 году этот маленький участок на карте мира получает статус города, а в 1925 году жители гордо называют его Новосибирском – названием, которое до сих пор родное для всех горожан.
В 2019 году Новосибирску исполнится 126 лет!
В истории Новосибирска было два переломных момента. Во-первых, это строительство Транссибирской магистрали и моста через Обь, сделавшее Новосибирск важным транспортным узлом. Существует легенда, что первоначальный проект предполагал строительство моста в районе Томска, но местные ямщики пролоббировали перенос моста, посчитав, что строительство железной дороги приведет их бизнес в упадок. Однако это всего лишь миф. Настоящей причиной выбора является тот факт, что долина Оби в районе Томска сильно заболочена, а скальный грунт в районе будущего Новосибирска изначально привлек внимание инженеров – именно данное место для строительства моста посчитали идеальным.
Вторым фундаментальным событием стал перенос в Новосибирск большого количества промышленных предприятий во время Великой Отечественной войны. Сюда, в тыл, было эвакуировано более 50-ти крупных заводов из европейской части страны. Например, оловозавод, заводы «Тяжстанкогидропресс», металлургический, электровакуумный, строительных машин, химический, химико-фармацевтический, шоколадная фабрика и др. Так стремительная индустриализация и сопровождавший ее приток мигрантов позволили провинциальному городу за короткое время развиться в современный мегаполис.
Итого: Новосибирску 12 лет.
Но так ли это на самом деле?
Геннадий Чибряков, известный новосибирский историк-энтузиаст, много лет исследует историю Новосибирска. По его мнению, город втрое старше, чем считается официально. Он уверен, что до сих пор историки ошибочно отождествляют понятия «основание города» и «дата рождения города», не обращая внимания на законодательные основы того времени, когда были основаны поселки и когда они были преобразованы в город Ново-Николаевск. По их мнению, Новосибирск основан в 1893 году, но согласно документам – в 1704 году, то есть на 189 лет раньше!
На самом деле Новосибирску 315 лет!
Геннадий Чибряков считает, что города зарождаются столетиями, а значит, точкой отсчета следует считать появление поселка, который позднее стал превращаться в город. Также, согласно доводам историка, основателем столицы Сибири следует считать первого российского императора Петра Великого, по указу которого в 1704 году началось строительство первого русского градообразования в Приобье Кривощеково, которое является основанием нашего города.
Дата рождения Новосибирска – безусловно, спорный вопрос. Кому верить: официальной истории города или современному историку Чибрякову – неизвестно. Сколько все-таки лет Новосибирску, 125 или 314? Неизвестно. Поэтому каждый должен ответить на этот вопрос для себя.
Основан Новосибирск
Третий по величине город России появился лишь в конце XIX в. под названием Новая Деревня. Позднее – пос. Александровский, потом – г. Новониколаевск, а с 1926 – Новосибирск.
О ДАТЕ ОСНОВАНИЯ
В Государственном архиве Новосибирской области среди ценных исторических документов хранится сообщение о переименовании поселка Новониколаевска (Новосибирска) в безуездный город. Документа же о возникновении самого города, к сожалению, в архиве нет. Закладку железнодорожного моста через реку Обь считают датой основания Новосибирска. Она состоялась, как утверждают многие авторы справочников, 20 июля (1 августа) 1893 года.
Постройка железнодорожного моста, соединившего оба берега одной из крупнейших рек мира – Оби, была большим событием и не могла пройти незаметно. Когда возводилось крупное сооружение, то обычно к нему прикреплялась памятная доска с указанием точной даты; об этом сообщалось в печати. Местные старожилы уверяли, что видели такую доску у моста на левом берегу реки, другие – на правом (мост возводился одновременно на двух берегах). Работники управления западно-сибирской железной дороги не раз обследовали мост, но никаких признаков даты его закладки не нашли. В областной библиотеке большой список литературы о Новониколаевске. Это в основном сообщения о жизни и быте города.
В популярном литературно-художественном еженедельном журнале «Нива», издававшемся во второй половине XIX века, был опубликован очерк «Новониколаевский поселок», посвященный его пятилетию, но даты возникновения не указано. В тексте даны три рисунка: поселка в 1893, 1898 годах, пароходной пристани и рельсового пути в поселке.
В архиве управления Западно-Сибирской железной дороги хранится редкий альбом «Великий путь» (виды Сибири и ее железных дорог), подготовленный в 1899 году в Красноярске «М.Б. Аксельродом и К°». В альбоме имеется большой снимок железнодорожного моста через реку Обь, без указания времени его закладки.
Новониколаевским городским общественным управлением также был изготовлен и издан альбом «Виды города Новониколаевска 1895-1913 гг.», который хранится в Новосибирской областной библиотеке. В альбоме в описании истории города Новониколаевска Томской губернии говорится: «Всего 20 лет назад в том месте, где теперь возник город, насчитывающий десятки тысяч жителей, рос сосновый бор. Но вот в 1893 г. Великий Северный железнодорожный путь перерезал величайшую сибирскую реку Обь, и с этого момента в узле пересечения зародилась новая жизнь». Это первая ссылка на дату возникновения города.
Одним из основателей нашего города называют талантливого инженера-путейца и известного писателя Н.Г. Гарина-Михайловского. Он искал наиболее удобное место постройки моста через Обь для сибирской железнодорожной магистрали. По проекту намечалось линию провести вблизи Колывани. С изыскательской партией Гарин-Михайловский пошел по берегу Оби на юг. Весной 1891 года изыскатели появились у села Кривощеково против устья речки Каменки. Здесь оказалось наиболее выгодное место для сооружения моста. Вот запись из дневника Гарина-Михайловского: «На 160-верстном протяжении это единственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в трубе. Другими словами оба берега реки и ложе скалисты здесь. И при том это самое узкое место разлива: у Колывани, где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки 12 верст, а здесь 400 сажен». Много потребовалось сил, прежде чем экономически выгодное предложение о постройке моста через могучую Обь у Кривощеково удалось осуществить.
Время появления изыскательской партии послужило для возникновения еще одной даты основания города – 1891 год. Она приводится в первом томе «Азиатской России», изданном Главным управлением землеустройства и земледелия. Открываем «Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1895 год» (Томск, 1895 год, страница 317). Там сообщается: «В конечном пункте участка в с.Кривощекове на берегу Оби приступлено к постройке постоянного на кессонных основаниях моста через реку Обь. Торжественная закладка этого сооружения была произведена 20 июля 1894 года».
Эта же дата указывается в адресно-справочной книге «Весь Новониколаевск на 1924-1925 гг.» , изданная сибирским отделением Российского телеграфного агентства. Книга открывалась историческим очерком о Новониколаевске. На странице 5 первого раздела говорится: «20 июля 1894 года состоялась торжественная закладка моста, а на месте ст.Новониколаевск-I началась расчистка площади под станционные пути и постройку станции Обь». Дата имеется, но нет ссылки на источник. В изданной в том же 1924 году в Новониколаевске книге «Вся Сибирь» приводится дата закладки железнодорожного моста – 1893 год. Эта же дата – в «Спутнике пассажира», книге «Весь Новосибирск». Закладку железнодорожного моста 1893 годом датируют также: энциклопедия Брокгауза и Эфрона, Большая, Малая и Сибирская советские энциклопедии.
Когда же в действительности была произведена закладка железнодорожного моста через реку Обь? Как это доказать документально?
После долгих поисков, просмотра большого количества литературы наконец найдено сообщение о точной дате закладки моста – в газете «Томский справочный листок», которая начала выходить во второй половине 1894 года. Ее редактором-издателем был П.И. Макушин, книготорговец, пионер книжной торговли и просвещения в Сибири, известный в то время общественный деятель. В седьмом номере газеты за 9 июля дана небольшая заметка «Закладка моста через Обь». В ней говорится: «Мы сообщали, что 22 июля, после торжественного молебствия в Кривощековской состоится закладка моста через Обь. На торжество это, кроме начальника работ по постройке средне-сибирской железной дороги, выедут начальник губернии и другие приглашенные лица». В пятнадцатом номере за 19 июля еще заметка: «Торжество закладки моста через Обь. В воскресенье, 17 июля, на пароходе «Николай» выехали в с. Кривощеково на торжество закладки моста через Обь начальник губернии Г.А. Тобинез, начальник управления работами по постройке Средне-Сибирской железной дороги инженер Н.И. Меженинов, и управляющий Контр. Палатой М.К. Шпейр. Закладка моста состоится 20 июля. К этому дню на торжество ожидается из Петербурга помощник управления по постройке Сибирской железной дороги Соколов». Вот передо мной заметка из местной хроники: «Вчера, вечером прибыли в Томск из Кривощеково г. начальник губернии и др. лица, ездившие на закладку железнодорожного моста». Указывается точная дата основания Новосибирска (бывшего Новониколаевска) – 20 июля (1 августа) 1894 года. И еще одно подтверждение – из иркутской газеты «Восточное обозрение». Интересна еще одна деталь, касающаяся города. Во многих дореволюционных изданиях о Новониколаевске высказывалось мнение, что у нового города большое будущее – он станет крупным центром. Вот что, например, писали авторы краткой истории к указанному альбому «Виды города Новониколаевска 1895-1913 гг.»: «Возможно, что недалеко то время, когда Новониколаевск будет сделан губернским городом, так как он вполне заслуживает этого уже в настоящее время. Таким образом, сама жизнь показывает, что место главного города или столицы Западной Сибири от Челябинска до Иркутска, сказочно выросшей возле пересечения Великого железнодорожного и водного пути. – город Новониколаевск». И это предположение оправдалось. В годы Советской власти Новосибирск стал одним из крупнейших индустриальных центров нашей страны, городом науки и культуры, известным далеко за рубежом.
НОВОНИКОЛАЕВСКИЙ ПОСЕЛОК
Проведение великой сибирской железной дороги так изменило картину Сибири и так отразилось на некоторых населенных пунктах, что невольно приходится изумляться. К одному из таких центров, поражающих своим чисто американским ростом, следует отнести поселок Ново-Николаевский, известный и теперь еще под именем «Кривощеково». На левом берегу Оби, против теперешнего Ново-Николаевска, до 1894 года было расположено село Кривощековское, но так как у самого села прошла линия железной дороги, то с. Кривощековское перенесли в д. Бугры (в трех верстах от села); теперь не осталось от бывшего села и признаков, так что с трудом верится, при взгляде на пустое место, что тут недавно было расположено большое торговое село с пристанью, церковью, волостью, школой и даже каменными магазинами.
Еще большего удивления заслуживает правый берег Оби. До 1893 года на этом берегу, против села Кривощековского, ниже впадения маленькой реки Каменки в Обь, по берегу расположено было 26 избенок, окруженных со всех сторон непроходимым бором. Но с весны 1893 г. местность быстро изменилась: наехали строители железной дороги, а с ними множество разных предпринимателей, и на месте непроходимого бора стали вырастать всевозможные жилые помещения. Первые пришельцы начали строиться по правому, крутому берегу реки Каменки, так как этот берег, благодаря своей крутизне, представлял весьма удобное место для землянок и бараков.
Само собой разумеется, что между этими жилыми помещениями, расположенными в самом хаотическом беспорядке, много было (да и теперь еще есть) таких, что невольно поражаешься выносливости русского человека, способного жить в помещении, в которое добрый хозяин постесняется и скотину запереть. Находившиеся до 1893 года на правом берегу 26 избенок при самом начале постройки железной дороги были перенесены с берега в бор, а на месте их уже в 1894 году была устроена пароходная пристань и проложен рельсовый путь. К этому времени, т.е. к лету 1894 года, правый берег реки совершенно преобразился: бор постепенно исчез, а на его месте росли не землянки, а вполне приличные дома, строившиеся пока в беспорядке, так как за порядком следить было решительно некому. Появился у впадения реки Каменки в реку Обь довольно солидный базар с магазинами, лавками, лавчонками, балаганами и проч., насчитывавший до 60 торговых помещений.
К осени 1894 года на правом берегу Оби насчитывалось уже до 400 жилых помещений, а народ все прибывал и прибывал; квартиры поднялись в цене до ужасающих размеров: так, например, за комнату в 3-4 кв. аршина платили до 20 р. в месяц, чернорабочие платили за «угол», т.е. за право приходить ночевать в избе, по 5-7 р. в месяц. Несмотря на дороговизну квартир, новый поселок все увеличивался; базарная площадь оказалась слишком тесной, а потому осенью 1895 года, в сентябре месяце, базарная торговля была переведена на вновь отведенную базарную площадь, которая была в первое время до того усеяна пнями, что почти невозможно было пробираться по ней на лошади. С переведением базара на новую площадь, естественно переселились туда же и местные коммерсанты со своими лавками и магазинами, а с их переселением и площадь быстро приняла вид вполне благоустроенный. Вокруг площади разместились довольно приличные дома, местами двухэтажные, с магазинами, а самую площадь очистили от пней и привели к весне 1896 года в полный порядок. Самый поселок из хаотического преобразился в благоустроенный населенный пункт; постройки между правым берегом р. Каменки и линией железной дороги быстро росли, и на этот раз не в виде землянок и бараков, а в виде приличных домов с очищенной от пней улицей, хотя и со следами недавнего бора. Вместе с поселком росла и железная дорога, и к весне 1897 года новый поселок, получивший еще осенью 1895 года название Ново-Николаевского, соединился с Европейской Россией и Европой рельсовым путем: в марте 1897 г. окончена была постройка железнодорожного моста через р. Обь.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
1893 г. – «Кривощековский выселок» или Новая деревня
Лето 1893 г. – Образование вокзального поселка у станции Обь
Май-июнь 1894 г. – Возникновение Нового поселка у реки Каменки
Лето 1894 г. – Объединенный поселок (в печати 18 ноября 1894 г. назван Обским)
Ноябрь 1894 г. – Поселок назван Александровским
17 февраля 1898 г. – Поселок переименован в Новониколаевский (впервые это название упоминается 3 декабря 1895 г.)
28 декабря 1903 г. – Поселок возведен в степень безуездного города
11 декабря 1908 г. – Город получил права городового положения в полном объеме
17 апреля 1917 г. – 15 августа 1925 г. – Центр Новониколаевского уезда
14 декабря 1919 г. – 9 января 1920 г. – Центр Новониколаевского Ревкома
23 декабря 1919 г. – 14 марта 1920 г. – Центр Томской губернии
26 декабря 1919 г. – 27 апреля 1920 г. – Центр Губревкома
13 июня 1921 г. – 25 мая 1925 г. – Центр Новониколаевской губернии
23 июня 1921 г. – 9 декабря 1925 г. – Центр Сибревкома
25 мая 1925 г. – 30 июля 1930 г. – Центр Сибирского края
8 декабря 1925 г. – Город переименован в Новосибирск (12 февраля 1926 г. это решение утвердил ЦИК СССР)
25 мая 1925 г. – 12 февраля 1926 г. – Центр Новониколаевского округа
12 февраля 1926 г. – 23 июля 1930 г. – Центр Новосибирского округа
30 июля 1930 г. – 28 сентября 1937 г. – Центр Западно-Сибирского края
28 сентября 1937 г. – Центр Новосибирской области
22 ноября 1937 г. – 3 ноября 1943 г. – Город отнесен к режимной местности
3 ноября 1943 г. – май 1945 г. – Город отнесен к режимной местности первой категории.
21 августа 1943 г. – 3 июня 1958 г. – Город отнесен к республиканскому подчинению.
3 июня 1958 г. – Город переведен в областное подчинение.
13 мая 2000 г. – Центр Сибирского Федерального округа.
23 интересных факта о Новосибирске
Новосибирск – столица Сибирского федерального округа. Но, безусловно, это далеко не единственное, чем примечателен этот город. Новосибирск может похвастаться довольно многими вещами, в которых он самый-самый.
Население Новосибирска
- Численность населения Новосибирска – 1,6 миллиона человек. Это самый густонаселённый город азиатской части России. В масштабах страны Новосибирск – третий по численности населения после Москвы и Санкт-Петербурга.
2. Днём, когда люди приезжают на работу, население пригорода Новосибирска увеличивается на 100 тысяч человек.
3. Новосибирск – первый региональный город России (то есть исключая исторические столицы Москву и Санкт-Петербург), который достиг численности населения в 1,5 миллиона человек.
4. Новосибирск попадал в Книгу рекордов Гиннеса как самый быстрорастущий город-миллионник. Он был основан в 1893 году в виде маленькой деревушки, а статус города получил всего через 10 лет. И всего через 60 лет Новосибирск стал городом-миллионником.
5. Считается, что миллионный житель Новосибирска родился 2 сентября 1962.
6. Новосибирск – самое большое по численности населения муниципальное образование России (Москва и Санкт-Петербург – отдельные субъекты РФ и муниципальными образованиями не являются).
Мосты и улицы Новосибирска
7. Занимая 3 место по численности населения, Новосибирск является всего 13-м в России по площади. Всё потому, что в Новосибирске очень высокая плотность населения – свыше 3 тысяч человек на квадратный километр.
8. В Новосибирске находится самая длинная прямая (без поворотов) улица в мире – Красный проспект. Длинна – почти 7 километров.
9. В Новосибирске находится самая короткая улица России – улица Сибстройпути. Её длинна всего 40 метров. На ней расположено всего 3 дома.
10. Здесь находится самый длинный крытый метромост в мире. Его длинна – 2145 метров. Состоит он из 7 пролётов. Кстати, составные части этого моста имеют специальные ролики, за счёт чего становятся подвижными. Это сделано потому, что из-за перепадов температур длинна моста может меняться в диапазоне до полуметра.
11. Автомобильный мост с самым большим в мире русловым арочным пролетом – Бугринский мост в Новосибирске. Кстати, эта арка выполнена в красном цвете и визуально напоминает лук – один из элементов герба Новосибирска.
Крупнейшие учреждения Новосибирска
12. Новосибирский академический театр оперы и балеты – самое большое театральное здание в России. Площадь всех помещений – 40,6 тысяч квадратных метров. Объём здания – почти 300 тысяч кубометров. Большой зал рассчитан на 1774 зрителя.
13. Новосибирский планетарий – крупнейший планетарий в азиатской части России. Диаметр купола – 16 метров. Зал рассчитан на 114 мест.
14. Новосибирский международный аэропорт Толмачёво – крупнейший по пассажиропотоку аэропорт Сибири и 6-й – по России. Годовой пассажиропоток превышает 4 миллиона человек.
15. Вокзал Новосибирск-Главный имеет самое большое здание в Сибири среди вокзалов. Также он является одним из крупнейших в России. Площадь помещений вокзала – порядка 30 тысяч квадратных метров. В нём одновременно могут разместиться 4 тысячи человек. Также это одна из крупнейших железнодорожных станций – 14 платформ.
16. Новосибирский зоопарк – самый крупный зоопарк в азиатской части России. Причём не только по площади (60 гектаров), но и по численности животных (11 тысяч особей). В год его посещает порядка 1,5 миллиона человек.
Рекорды Дня города в Новосибирске
17. В 2013 году во время празднования Дня города в Новосибирске было приготовлено самое длинное в мире пирожное-суфле. Оно получилось длинной в 90 метров и 52 сантиметра. Его готовили одновременно 30 лучших новосибирских кондитеров. Когда рекорд был зафиксирован, этим пирожным угостили всех желающих.
18. В 2007 году ко Дню города в Новосибирске было зафиксировано самое большое почтовое отправление. На центральной площади была размещена открытка длинной 250 метров и высотой 1,6 метра, на которой каждый желающий мог оставить пожелание любимому городу. Вес открытки был около 120 килограммов.
Научные рекорды Новосибирска
19. Новосибирск в 1912 году стал первым городом России, где было введено всеобщее начальное образование.
20. Новосибирский проспект Лаврентьева занесён в Книгу рекордов Гинесса как самая умная улица мира. Вдоль этой улицы находится свыше 20 научных учреждений.
21. Государственная научно-техническая публичная библиотека Сибирского отделения РАН, которая находится в Новосибирске, является крупнейшей универсальной библиотекой во всей Азии. Здесь хранится более 15 миллионов книг. Эта библиотека призвана обслуживать жителей всей Сибири.
Уникальный Новосибирск
22. За свою историю Новосибирск много раз менял имена. В момент основания этот населённый пункт имел имя Никольский погост. Чуть позже он стал селом Кривощёково. Какое-то время, когда жителям пришлось потесниться, дав место Транссибирской магистрали, было имя Новая деревня. Когда дорога была построена, станция называлась Обь. Новая деревня и Обь росли и вскоре соединились – возник город с именем Ново-Николаевск. И только после Революции и Гражданской войны город получил имя Ново-Сибирск. Но дефис в названии не прижился и вскоре имя изменилось на Новосибирск. Всего насчитывается 7 имён.
23. В царское время считалось, что Новосибирск находится в самом центре Российской Империи. А на месте, которое предполагалось самым-пресамым точным центром страны, была установлена часовня Николая Чудотворца, покровителя императора Николая II. Сегодня часовня восстановлена, правда находится она чуть в стороне от того самого исторического места.
Новосибирск имеет очень много примечательных черт, которые выделяют на фоне остальных городов. А для новосибирцев есть ещё одна черта, которая делает Новосибирск лучшим городом на свете – это их любимый город и малая родина, которая навсегда будет занимать в их сердцах главное место.
Источники:
http://vseon.com/analitika/prostye-istorii/skolko-novosibirsku-let
http://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/osnovan-novosibirsk
http://sib100.ru/23-interesnyh-fakta-o-novosibirske/