0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему сожгли Жанну д’Арк

За что сожгли Жанну д’Арк

В феврале 1431 года начался процесс Жанны д’Арк. Орлеанская дева была не только политическим врагом, она слышала голоса святых, о ней говорили древние пророчества. Ее обвиняли в колдовстве, но сожгли за ересь.

Тайные цели

Вопреки всеобщему мнению, Жанна не была бедной крестьянской девушкой. Ее родной дом в Домреми может и не был роскошным дворцом, но для XV века был вполне комфортным и просторным. У Жанны была даже собственная комната. Орлеанская дева принадлежала со стороны матери к знатному, но обедневшему аристократическому роду. Кроме того, к моменту встречи с Карлом VII она прекрасно владела оружием и держалась в седле, что было абсолютно несвойственно девушке того времени.

Эти факты наводят на мысль, что ее готовили к этому заранее. Некоторые исследователи полагают, что за появлением Жанны стояли городские братства Святого Марселя и Святого Мишеля, которые и были «голосами Орлеанской девы». Они возлагали на нее скорее дипломатическую, нежели военную задачу, их цель – «воспитать» своего короля, возвести на трон третьего сына короля, будущего Карла VII, дабы потом использовать его в своих целях. Жанна должна была, в первую очередь, оказать финансовую поддержку дофину.

Именно об этом, якобы, говорило ее знамя, которое трактуют следующим образом: «Дайте серебро для коронации, чтобы Карл мог сражаться с англичанами; смелее, Марсель сдержит свое слово». Карл не остался в долгу, в парламенте были предоставлены новые права третьему сословию — бюргерству. Только вот Жанна была больше не нужна, напротив, она стала слишком опасной фигурой, чтобы оставлять ее в живых.

Пророчество Мерлина

У инквизиции было достаточно поводов «точить зуб» на Жанну и без политических мотивом. Одни слухи о «пророчестве Мерлина» чего стоят. Современные историки, в частности Ольга Тогоева, утверждают, что к первой встрече с дофином девушка подготовилась заранее.

Представим себе Францию XV века – страну отнюдь не демократическую. К тому же период Столетней войны. У принца должны были быть достаточные основания, чтобы выслушать простую девушку из народа, пусть даже она утверждала, что послана небом. Таких, в то время всеобщего упадка, было немало.

Но у Жанны был козырь в рукаве. Один из свидетелей на процессе реабилитации Жанны упомянул о «пророчестве Мерлина», в котором легендарный волшебник предрекает приход девы из Дубового леса в Лотарингии, которая явится «на спинах лучников и пойдет против них», то есть против англичан. Еще один современник событий, Жан Барбен говорил о предсказании Марии Авиньонской о пришествии девы в доспехах. Очевидно, Жанна еще при жизни слышала эти легенды и удачно оперировала ими, что впоследствии дало повод церкви обвинить ее в идолопоклонничестве.

Богородица в доспехах

Помимо языческих предрассудков, Жанна прибегала и к христианским образам, уподобляя себя Деве Марии. Ее противопоставляли «развратной правительнице» Изабелле Баварской, которая фактически управляла государством при своем муже Карле VI Безумном и вошла в историю как «губительница Франции».

Девственность была той силой, которая поддерживала популярность Жанны. Из всех женщин того времени, войско могла вести за собой только королева или святая. Саму героиню не раз обследовали специально приглашенные матроны, которые подтверждали факт ее девственности, а ее противники англичане пытались обвинить Жанну в распутстве.

Однако ее невинность, столь поддерживающая ее во время успеха, обошлась ей боком во время руанского пленения. Согласно протоколам реабилитационного процесса, во время инквизиторского следствия над Орлеанской девой несколько раз пытались надругаться.

Впоследствии многие английские авторы, в том числе и Уильям Шекспир, будут утверждать, что Жанна не только лишилась невинности к моменту казни, но и была беременна. Англичанам и инквизиторам было необходимо «лишить» Жанну девственности, чтобы превратить ее в «публичную женщину», в которой больше нет ничего святого, которую можно, не вызывая божьего гнева и народных волнений, обвинить в ереси и сжечь.

Предательство Карла

Одной из главных загадок дела Жанны д’Арк является молчание короля Карла VII, который был стольким обязан Орлеанской деве.

Как известно, сам король оказывался непричастен к ее гибели. Жанна д’Арк была схвачена во время осады бургундцами города Компьеню. Ее предали, подняв мост в осажденный город и оставив один на один с многочисленной армией врагов, которые после битвы продали ее англичанам.

Еще современники видели здесь тщательно спланированную операцию, в которой обвиняли Гийома де Флави – капитана Компьена: «Из-за предательства военачальников, которые не могли перенести, чтобы главенствовала девица и чтобы победа вновь досталась ей, ее в конце концов продал англичанам Лотарингский бастард, который предательством взял ее в плен».

Но еще до последнего поражения Орлеанская дева была уже «не у дел». Ее разногласия с королем начались сразу после коронации, после которой возрастающее влияние Жанны превратилось в угрозу его власти, к которой он так долго стремился.

Интересно то, как Карл VII тайно инициировал процесс реабилитации Жанны. После освобождения Руана, он написал своему советнику: «В этом городе был проведён некий процесс, организованный нашими старинными врагами, англичанами». Этот намек стал причиной пересмотра процесса.

Сломанный меч Карла Мартелла

У Карла были все основания опасаться Жанны, которую столь любил народ, а главное — солдаты. Бытовала легенда о легендарном мече героини. Считалось, что им владел Карл Мартелл, лично оставивший его в аббатстве после победы над сарацинами осенью 732 года. Очень важно, что Карл Мартелл не был франкским королем, но всесильным майордомом, который был фактическим правителем при ослабленных Меровингах.

Обретение легендарного меча еще в древности играло особую роль в инициации королевской власти и продолжило свою историю в куртуазных французских романов. Таким образом, мечом Карла Мартелла Жанна лишний раз подчеркивала, какой было ее настоящее место при дофине.

Уже в ходе процесса реабилитации, еще при Карле появилась история, что Жанна, будто палкой, гоняла этим мечом проституток по лагерю, и сломала его о спину какой-то девицы. Этот слух демонстрировал, что, несмотря на все свои успехи, Жанна не могла быть достойна короля и нравами своими не отличалась от низшего сословия, которое понятия не имеет, что делать с символами королевской власти.

Читать еще:  Какой бизнес открыть женщине на дому

Демоны Жанны

Изначальным «грехом» Жанны в глазах инквизиции была вовсе не ересь, а колдовство. Основным поводом для этого послужили «голоса», которые, якобы, слышала Жанна. Орлеанская дева утверждала, что «ангелы неба» указывали ей, что нужно делать, именно они послали ее к дофину. Вот только инквизиторы не верили в ее ангелов. Они предписывали эти речи то демонам, то феям.

Родина Жанны – деревня Домрери была известна своими древними кельтскими святилищами. Орлеанскую деву спрашивали о местных феях, об обрядах деревни, о магических знаниях, которые она могла получить по наследству. Впоследствии инквизиторы сообщали, что добились признания от Жанны в связях с Ришаром и Екатериной из Ларошели, которых молва обвиняла в колдовстве.

Они «доказали», что эта ведьмовская троица гуляла на шабашах, а однажды пыталась вместе увидеть некую «белую даму». Версия о ведовстве Жанны была проработана намного тщательней, нежели в ереси, но по некоторым причинам, сначала ушла на второй план, а потом вообще исчезла из обвинения.

Последнее слово инквизиции

То, что Орлеанская дева должна быть не только осуждена, но и приговорена к смертной казни, понимали все. Следовательно, обвинение могло быть только самым тяжелым. Чем же тогда не подходило обвинение в колдовстве, ведь в то время уже началась «охота на ведьм»? Но в инквизиционных трактатах для ведьм оставалась небольшая лазейка.

Ведовство могло быть признано суеверием, которое не влекло за собой смертной казни. Оставалась только ересь, но согласно законам, осужденный в ней мог подписать отречение и отделаться тюремным заключением. Кроме того, обвиняемый сам должен признаться в своем грехе. Поэтому судьи пошли на хитрость.

Глава трибунала – епископ Кошон пообещал Жанне сохранить жизнь, если она отречется от ереси и поклянется Церкви в послушании. Неграмотной Жанне зачитали один текст, а подписала она уже другой, в котором полностью отрекалась от всех своих заблуждений. Разумеется, Кошон не сдержал обещания, «грешницу» вновь бросили в ту же камеру, а через несколько дней под предлогом, что Жанна вновь облачилась в мужское платье – ее обвинили в повторном впадении в ересь. Костер стал неизбежным.

МУЗЕЙ ПРАВА

За что сожгли Жанну д’Арк?

Жанна д’Арк – Орлеанская дева, исторический персонаж, сыгравший значимую роль в истории Европы. Сведения о ее жизни описывают Жанну как героя рыцарского романа. Смерть женщины-воина, приговоренной к сожжению в результате противоречивого судебного процесса, была не менее героической.
Однако до сих пор многих, узнавших историю Жанны д’Арк, поражают формулировки обвинений, отправивших на костер национальную героиню Франции.


«Жанна Д’Арк, целующая Меч Освобождения».1863г. Данте Габриэль Россети. Музей современного искусства. Страсбург

Жанна не сдержала свое обещание не одеваться как мужчина. 30 мая 1431 года за это она и отправилась на костер.

Жанну д’Арк объявили еретичкой и отправили на костер вовсе не потому, что она слышала «голоса» или каким-то иным образом нарушала церковные каноны. Ее «преступление» было гораздо хуже: она снова надела мужскую одежду, хотя ранее пообещала никогда больше такого не делать. В общем, на костер она пошла за мужские штаны.

Единственный прижизненный портрет Жанны д’Арк, датированный 10 мая 1429г. Коллекция Национального архива и Исторического музея Франции

Чтобы лучше понять, в какую ловушку попала Орлеанская девственница, вернемся к 24 мая, когда церковные судьи напугали бедную девушку, которой едва исполнилось 19 лет, притащив ее на кладбище Сент-Уэн в городе Руане, чтобы показать ей костер, который ее может ожидать. Затерроризированная, Жанна признает свои заблуждения и, в обмен на обещание, что из обычной тюрьмы, которую охраняли грубые солдаты, ее переведут в церковную тюрьму, подписывает (естественно, будучи неграмотной, ставит крестик, что само по себе в ее «еретическом» деле уже курьезно) все, что от нее хотят: она признает, что не слышит никаких «святых голосов», отрекается от своих заблуждений и отдается на волю Церкви. Она также клятвенно обещает больше никогда в жизни не носить мужскую одежду. Почему вообще, черт возьми, выдвигалось это требование? Она не задает сама себе этот вопрос, поскольку не может даже предположить какую ловушку в стиле Макиавелли ей готовит эта свинья Кошон*. Если бы в те времена существовал модный дом Zara, то Жанна, будучи девушкой очень обязательной, непременно бы пошла туда и заказала бы себе вполне сексуальное платье. Действительность менее очаровательна: англичане бросают ей какие-то старые женские тряпки, в которые она и одевается.


«Пленение Жанны д’Арк». Миниатюра из рукописи XVв. «Вигилии на смерть короля Карла VII», Национальная бтблиотека, Париж

«Пусть лучше мне 7 раз отрубят голову»

В воскресенье утром, 27 мая, она просит у своих английских тюремщиков, чтобы с нее сняли цепи. Она хочет размяться. Один из них подходит к ней, но лишь для того, чтобы содрать с нее женскую одежду, оставив ее абсолютно голой. Другой тюремщик бросает ей мужскую одежду, которая хранится в ее сумке. Она отказывается: «Господа, вы же знаете, что это мне запрещено: я ни за что ее не надену». Тюремщики начинают ржать. Все утро на Жанне не больше одежды, чем на каком-нибудь нудисте на пляже. К полудню сама мать-природа напоминает ей, что даже будущая святая должна соответствовать неким стандартам. Поскольку она не может выйти из камеры на прогулку в одеянии Евы, Жанна решает надеть мужскую одежду, потому что «тело требует». Возвратившись в камеру, она напрасно умоляет англичан вернуть ей юбку. Вот таким вот образом Жанна вновь впала в ересь…


«Унижение Жанны д’Арк в тюрьме» Isidore Patrois, 1866г.

Понятно, что вся эта ситуация была подстроена Пьером Кошоном, епископом из Бове. Он тут же, во вторник, 29 мая, спешит вновь созвать церковный суд, чтобы объявить ее вероотступницей. По идее, такой приговор сначала должен вынести светский суд. Но этот тип не хочет, чтобы что-то вдруг пошло не так, поэтому он пропускает эту часть процесса. И уже на следующее утро монах Мартен Ладвеню сообщает Жанне приговор. На дворе среда, 30 мая. Бедняжка в шоке.

Читать еще:  Насколько опасен некроз тканей


Бартелеми Реми или Луи Бондан. Надгробный камень Пьера Кошона. Капелла Святой Марии (Лизьё). Около 1705г.

Она плачет, жалуется монаху: «Со мной обращаются так жестоко и бесчеловечно только для того, чтобы мое чистое и непорочное тело превратилось сегодня вечером в пепел! Ах! Пусть лучше мне 7 раз отрубят голову, чем сожгут. Увы! Если бы я находилась в церковной тюрьме, к которой меня приговорили, а не у этих моих врагов, со мной бы не поступили таким ужасным образом». Эти ее слова известны от брата Жана Тумуйе**, который сопровождал брата Ладвеню. Можно подумать, что у него под капюшоном был спрятан магнитофон. Жанна исповедуется, затем над ней производят последние обряды. Самое забавное состоит в том, что никакая исповедь и никакие обряды ей не положены: она ведь отлучена от церкви и объявлена еретичкой. Она спрашивает у каноника Пьера Мориса: «Мэтр Пьер, где я буду сегодня вечером?» Тот, весь в слезах, сам задает ей вопрос: «Вы верите в Бога?» Жанна отвечает, что надеется на помощь Господа и рассчитывает оказаться в раю. Но напрасно она прислушивается: в этот раз не слышно никаких «голосов», которые подтвердили бы ее надежду о рае…


«Жанна д’Арк в тюрьме». Говард Пайл, ранее 1911г., США

«Иисус, Иисус»

В сопровождении палача Жоффруа Теража, в окружении восьми сотен английских солдат, вооруженных секирами и мечами, Жанну д’Арк приводят на площадь Старого рынка, где уже воздвигнут костер. В течение всего пути монах Ладвеню и другие братья читают молитвы. Она плачет, причитает. Большинство из сопровождающих ее служителей Церкви, также как и многие англичане, преисполнены к ней сострадания. По дороге Жанна просит, чтобы ей дали крестик. Какой-то крестьянин тут же делает его из двух кусочков дерева. Жанна сует его себе за пазуху. По прибытию к месту казни палач с трудом привязывает ее к столбу, так как вязанки хвороста очень большие и мешают. Жанна просит Ладвеню и еще одного монаха, которого зовут Изамбар де ля Пьер, протянуть ей распятие.


Миниатюра из рукописи XVв. «Вигилии на смерть короля Карла VII», Национальная бтблиотека, Париж

Она беспрестанно повторяет: «Иисус, Иисус». Но он не слышит. Толпа взволнована. Один английский солдат, который говорил, что первый подбросит в костер вязанку хвороста, падает в обморок. Палач (ну что с него взять – профессия у него такая) поджигает вязанки. Тяжелый, едкий дым окутывает молодую женщину, которая безуспешно продолжает взывать к Иисусу. Вскоре, из-за облаков дыма, ее уже не видно. Вероятнее всего, Жанна умерла от удушья. Англичане просят палача отодвинуть сгоревшие вязанки хвороста, чтобы все на площади могли видеть то, что осталось от тела Орлеанской девственницы. И чтобы какой-нибудь шутник не стал потом рассказывать, что она не сгорела. Когда огонь погас, можно было видеть несколько еще кровоточащих кусков тела, в частности, сердце, которое, по ряду свидетельств, осталось абсолютно не тронутым огнем. Огонь развели повторно, чтобы все сгорело дотла, а затем и в третий раз. Наконец, дело сделано, а чтобы никто не пришел взять пепел на реликвии, кардинал Винчестерский приказывает палачу бросить все, что осталось от костра, в Сену. Так вот умерла Жанна. И все из-за каких-то штанов.


«Сожжение Жанны д’Арк» Жюль Эжен Леневё. 1886-1890гг. Фреска, Пантеон, аббатство св.Женевьевы, Париж, Франция

*Игра слов по-французски, так как фамилия епископа «Кошон» произносится точно так же, как и слово «свинья».
**Игра слов по-французски: фамилия «Тумуйе» звучит также, как выражение «мокрый от слез».

Жанна д’Арк – обычная девушка с необычной судьбой

Жанна д’Арк – национальная героиня Франции. Эта девушка смогла в 17 лет командовать армией, преломить ход Столетней войны и участвовать в освобождении страны. Она единственный человек, осуждённый католической церковью, но впоследствии ею же реабилитированный и канонизированный. О биографии Орлеанской Девы известно мало, но она считается положительным историческим деятелем.

Детство и юность Жанны д’Арк

Будущая спасительница Франции родилась в Домреми – деревушке у границ Лотарингии. Согласно официальной версии, это случилось 6 января 1412 г., однако точные годы жизни Жанны д’Арк не установлены: когда папа Пий X причислял её к лику блаженных, он указал, что девочка появилась на свет в 1408 или 1409 г.

О детстве известно мало. Родители, вероятно, считались зажиточными, хотя некоторые источники сообщают, что это была крестьянская семья. Жанна росла набожной и часто ходила в церковь. В то время шла Столетняя война, конца которой ничто не предвещало, поэтому в народе появилась легенда о деве из Лотарингии, спасающей страну.

Жанна была обычным ребёнком, но в возрасте 12 или 13 лет стала слышать голоса с небес. Предположительно это был архангел Михаил и великомученицы Екатерина Александрийская и Маргарита Антиохийская. Иногда они являлись как видения – по словам Жанны, она даже могла их обнять.

Неожиданные гости приказывали освободить Орлеан, вернуть на престол Карла VII и изгнать англичан. Четыре года Жанна сопротивлялась видениям, но всё же сдалась.

Первые шаги к спасению Франции

Когда будущей героине исполнилось 16 лет, она поехала в город Вокулёр, чтобы поговорить с управляющим – капитаном Робером де Бодрикуром. Жанна планировала добиться встречи с дофином Карлом, но поддержки не встретила: ей попросту не поверили.

Девушка вернулась домой, а через год вновь отправилась к Бодрикуру и добилась своего, впечатлив капитана целеустремлённостью, а также предсказанием результата будущей “Селёдочной битвы”. Возможно, сыграло роль и пророчество о деве из Лотарингии.

Де Бодрикур отправил девушку к дофину. Ей выдали лошадей, сопроводительное письмо, мужской костюм и несколько сопровождающих.

Встреча с дофином Карлом

В марте 1429 г. Жанна добралась до Шинона, где в то время жил Карл. Последний, желая проверить гостью, усадил на трон подданного, а сам встал в стороне.

Читать еще:  Кто такой Бобби Фишер

Хитрость не удалась – девушка узнала будущего монарха и подошла к нему, сообщив, что послана высшими силами спасти свою страну. Затем они отошли и общались наедине. Тема разговора осталась неизвестной, но окружающие обратили внимание, что Карл после него выглядел счастливым.

Церковнослужители подвергли Жанну испытаниям и допросам, результатом которых стало подтверждение чистоты её помыслов. Также девушке разрешили надевать мужскую одежду и выковали доспехи. После этого Карл допустил её к армии.

Жанна Орлеанская

Голоса приказывали Жанне, которую к тому моменту уже окрестили Девой, освободить Орлеан. Туда она и направилась, по пути посетив часовню в Блуа. Там, по легенде, хранился меч короля Карла Великого. Девушка забрала оружие, чтобы оно принесло ей удачу.

Когда отряд Жанны прибыл под стены Орлеана, известие о Деве из Лотарингии облетело всю Францию, поэтому солдаты радостно встретили 17-летнюю военачальницу. Талант полководца у неграмотной простолюдинки проявился сразу, но девушка утверждала, что её ведут небесные помощники.

Осаждённый Орлеан казался неприступным, но Жанна с маленьким отрядом умудрилась проникнуть в город и освободить бастион Сен-Лу. Вслед за этим в борьбу вступили остальные войска и крепость была взята за 4 дня. Юная девушка смогла совершить то, что не удавалось опытным полководцам, и за это удостоилась титула Орлеанской Девы.

Коронация Карла VII

Победа имела важное психологическое значение – солдаты поверили в свой успех и в Жанну. Следующей задачей отважной девушки была коронация дофина, для чего следовало освободить Реймс – город, где традиционно совершалось это торжество.

Карл долго колебался, не решаясь отдать приказ о наступлении, но в армии царил небывалый патриотический подъём. По командованием Орлеанской Девы войска выступили на Реймс 9 июня, освободили по пути Луару, Жаржо, Божанси и другие города, а 17 июля дофин был коронован и официально получил имя Карл VII. Жанна присутствовала на церемонии.

Пленение и казнь

Для завершения миссии Орлеанской Деве надо было освободить Францию, поэтому она убеждала Карла наступать на Париж, пользуясь смятением в рядах англичан. Однако монарх вновь проявил нерешительность, упустив благоприятный момент.

Весной 1430 г. военные действия всё же начались, но 23 мая в битве за Компьень, осаждённый бургундцами, девушка попала в плен. Герцог Бургундский просил за неё выкуп, но Карл VII на это не согласился, поэтому пленницу продали более заинтересованному противнику. В начале зимы она была перевезена в Руан.

Англичане не собирались просто казнить Жанну Орлеанскую, они хотели прежде очернить её имя, а приговор девушке должен был вынести французский суд, чтобы у соотечественников не осталось сомнений в её грехах. Для этой цели возглавить процесс пригласили местного епископа Пьера Кошона.

Слушания начались 21 февраля 1431 года. Жанна держалась мужественно, отрицала все обвинения и даже на самые коварные вопросы отвечала так, что её слова нельзя было истолковать двояко.

Казнить девушку по надуманному предлогу было нельзя – в таком случае в глазах народа она бы стала великомученицей. Сломить Орлеанскую Деву удалось хитростью: 24 мая церковнослужители подвели её к костру, сложенному якобы для неё, и предложили подписать согласие на отречение от ереси и перевод в другую тюрьму.

Жанна не стала отказываться, но документ подменили на другой, с признанием всего, в чём её обвиняли. В числе прочих пунктов было ношение мужской одежды – немыслимое преступление для женщины в те времена.

Когда девушка поставила подпись, её вернули в тюрьму, где силой отобрали платье, фактически вынудив вновь облачиться в мужское одеяние. Естественно, поступок оценили как упорство в ереси, поэтому сразу приговорили заключённую к смерти.

Казнили Жанну д’Арк в Руане 30 мая 1431 г. Жанна мужественно держалась до конца, уже с костра выкрикнув, что вызывает епископа на божий суд. Затем попросила палача дать ей крест, и, получив две хворостины, сложила их соответствующим образом. Очевидцы утверждают, что почти все присутствующие на казни плакали.

Реабилитация

Карл VII, зная, что Жанне грозит смерть, не предпринял ни одной попытки её выручить, однако в 1452 году инициировал второе судебное разбирательство. На решение монарха повлияли просьбы матери девушки, а также собственное желание убедиться, что он взошёл на престол с помощью героини, а не еретички.

По указу короля были собраны все документы, отправлены гонцы на родину Жанны д’Арк, опрошены участники процесса и его свидетели. В ходе проведения расследования стало окончательно ясно, что девушка невиновна, а судьи сами нарушали закон.

Все обвинения с казнённой были сняты 7 июля 1456 г. Процесс объявили недействительным, а один экземпляр несправедливого заключения суда показательно разорвали перед собравшимися. Так доброе имя легендарной Девы было окончательно восстановлено.

В 1920 г. папа Бенедикт XV канонизировал её, назначив памятный день 30 мая, и сейчас статуя святой есть почти в каждом французском католическом храме. Жанна д’Арк на картинах и в скульптурных композициях изображается в доспехах, со знаменем или мечом в руках.

Альтернативные варианты истории

В биографии Жанны д’Арк много нестыковок и отсутствующих фрагментов, благодаря которым появились дополнительные версии жизни и смерти французской героини. Некоторые легенды возникли ещё в XV в.

Так, распространено предположение о дворянском и даже королевском происхождении девушки: историки находят косвенные подтверждения тому, что Жанна могла быть дочерью Изабеллы Баварской и Людовика Орлеанского или Карла VI и его фаворитки.

Не менее популярна гипотеза о том, что Жанна в действительности не погибла. Свидетели казни не могли видеть её лицо, так как оно было скрыто капюшоном, а сам костёр оцеплен солдатами, не позволяющими подойти ближе.

Официальная версия истории отвергает доводы бастардистов (сторонников королевского происхождения) и сюрвивистов (сторонников чудесного спасения), однако предположения обсуждаются до сих пор.

Как бы ни обстояли дела, сегодня Орлеанская Дева – любимая героиня Франции, увековеченная в книгах, фильмах и памятниках. Французы ежегодно отмечают день Жанны д’Арк – он приходится на 8 мая, когда был взят Орлеан, а 30 мая память святой чтит католическая церковь.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5cc9d9da007b5200b31caf12
http://www.zakonia.ru/site/2042/za-chto-sozhgli-zhannu-d-ark
http://onona.online/biografii/zhanna-d-ark

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector