Почему нужно бояться бога
The Jizn
Страх Божий: нужно ли бояться Бога?
Что такое страх Божий? Нужно ли бояться Бога? Фото Бога бояться нужно. Но необходимо понимать природу этого страха. Церковная мудрость предлагает рассуждение о страхе раба, наемника и сына. Раб боится прогневать хозяина из-за страха наказания. Наемник опасается не выполнить план работы, так как это грозит уменьшением зарплаты. Сын же боится огорчить отца своей нерадивостью. Итак, […]
Что такое страх Божий? Нужно ли бояться Бога?
Бога бояться нужно. Но необходимо понимать природу этого страха. Церковная мудрость предлагает рассуждение о страхе раба, наемника и сына. Раб боится прогневать хозяина из-за страха наказания. Наемник опасается не выполнить план работы, так как это грозит уменьшением зарплаты. Сын же боится огорчить отца своей нерадивостью. Итак, каждый имеет некоторый страх, но качественно разный. Страх Божий может начинаться со страха раба, но должен иметь направление роста к страху сыновнему, переходя постепенно в чистую любовь к Небесному Отцу.
Важно знать, что страх Божий – понятие положительное, а не отрицательное. Словом «страх» Писание именует самого Бога. Исаия пишет: «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» (Ис. 8:13). Иаков выговаривает Лавану: «Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем» (Быт. 31:42). Богобоязненность, в библейском понимании, есть первичная и основная добродетель, от которой происходят все основные: «Начало мудрости – страх Господень… Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Пс. 110:10; Притч. 14:27). По сути, боязнь Бога есть признание Его Творцом, Господином и Судьей, полная открытость сердца перед Ним, всегдашняя память о Нем (что в Писании часто означено выражением «ходить пред Богом»). И, конечно же, устремленность любить Его как источник жизни, света, добра.
Надо сказать, слово «бояться» в Библии часто употребляется почти в том же значении, что и «любить».
Например, во время Венчания из Апостола читаются такие слова: «Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33). Очевидно, боязнь мужа надо понимать не как требование рабской покорности, а как страх огорчить его, разрушить таинство взаимной любви. Поэтому библейский текст в одном случае может сказать: «Возлюби Бога», а в другом: «Бойся Бога». Смысл один и тот же, но акцентируется некий оттенок зависимости меньшего от большего.
Правда, Иоанн Богослов все же отмечает разницу между любовью к Богу и страхом Божьим: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). Здесь речь идет о любви в высшем смысле как о «совокупности совершенства» (Кол. 3:14); о любви, в огне которой переплавляется всякий страх. Тонкие же грани разницы между любовью и страхом Божьим излагают святые отцы Церкви в своих аскетических книгах. В них есть некоторая тайна духовной жизни. Могущий вместить – пусть вместит.
Современный человек, запуганный изнутри личными фобиями, а снаружи страхом безденежья, голода, войны, отрицает единственный полезный для него страх – богобоязненность. Почему?
Отчасти по причине гордости («чего я должен кого-то бояться?»). А также потому, что безуспешно пытаться понять добродетель богобоязненности одним умом, без опыта веры, покаяния, молитвы. «Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) (1).
Поэтому о добродетели страха Божьего стоит просить Господа. Перечисляя в молитве множество частных просьб, нельзя забывать просить главного: страха Божьего. Имея эту добродетель, мы будем иметь все. К главному прилагается второстепенное. «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12:31), – обещает Христос. Хорошо будет, если эта мысль войдет в круг наших ежедневных размышлений и молитвенно выразится в обращении к Подателю всех благ. Тогда, даст Бог, со временем придет к нам опытное познание слов Писания: «Страх Господень – как благословенный рай» (Сир. 40:28).
5 веских причин, почему надо бояться Бога
Сколько бы ни раздавалось возмущений со стороны атеистов и возражений со стороны верующих против необходимости страха Божьего – бояться Бога надо.
Причем всем – и неверующим, и верующим. Потому что Творец есть вне зависимости от того, верите вы в Него или нет.
Он создал этот мир и вас. Установил правила. И каждому предстоит дать отчет в том, как он пользовался тем, что ему дал Вседержитель этого мира.
Но страх Божий – это не то подобострастное и заискивающее поведение, которое практикует человек перед власть имущими. Страх Божий другого рода. Он отвращает от зла и открывает путь Божьим благословениям.
Библия называет несколько причин, почему человек должен бояться Бога. Вот три из них:
Причина первая: наличие страха Божьего – признак неповрежденного ума у человека.
Да, вопреки утверждениям богоборцев и атеистов, что в Бога верят только малообразованные, не совсем умные и темные люди, дело обстоит с точностью наоборот. Разум верный у тех, кто к Богу обратился. У необращенных он помутнен, поврежден и всегда искажает реальную действительность.
Причина вторая: страх Божий удаляет человека от смерти.
Бояться Бога надо для того, чтобы не грешить. Грех губит человека. Он гораздо опаснее, чем обычный человек это себе представляет. Бог считает грех мерзостью, ненавидит его и установил наказание за грех – cмepть. Самое страшное горе – это уход близких людей. Да и каждый рано или поздно умрет.
Но не все знают, что человек смертен именно потому, что грешен. Безгрешен только Сам Бог. Поэтому Он и пришел на землю, чтобы освободить человека от власти греха и спасти от смерти. Обратившийся к Господу и боящийся Бога удаляет себя от греха. И идет по пути жизни. К жизни вечной, а не к cмepти.
Причина третья: страх Господень продлевает дни жизни человека.
Боящийся Бога проживает долгие дни земной жизни в здравии – духовном, душевном и телесном.
Нет, это не гарантия от полного отсутствия болезней, все таки мы живем во плоти, в этом грешном мире. Но Слово Божье верно, Бог не может лгать: если хотите, чтобы дни вашей жизни на земле продлились, имейте страх Божий, не сокращайте их сами себе.
Причина четвертая: т от, кто боится Бога, перестает бояться людей.
Только не надо говорить, что вы и так смелый. От посягательств злодеев никто не застрахован. Но богобоязненный человек получает сверхъестественную защиту от врагов, злопыхателей, зложелателей и неприятелей.
Причина пятая: страх Господень отводит человека от зла.
Об этом Писание напоминает неоднократно. Тот, кто внимательно исследует Писание, заметит, как много раз обещает Бог уберечь богобоязненного человека от любого рода зла.
Хорошая жизнь, которой доволен – разве это не мечта каждого человека? Многие стремятся достигнуть ее, но не все могут. Даже богатые плачут, страдают, терпят в жизни крах и неприятности. А вот те, кто боится Бога, от зла защищены – зло их не постигнет.
Надо ли бояться Бога?
Господа, Бога твоего, бойся — говорит заповедь Моисея (Втор. 6: 13). И она повторяется в псалмах, у пророков, в книгах Соломона — на многих страницах священных книг Ветхого Завета. Действительно, наиболее характерная картина Богоявления для древних людей — это огнь поядающий (Евр. 12: 29). Для грешного ветхозаветного человечества страшен был Господь Бог Саваоф. Таким должен и будет являться Бог тем, кто не имеет покаяния и не тянется к Богу сердцем своим.
Но не такого отношения хочет Бог от людей. И, посылая в мир Своего Сына с призывом к покаянию, Бог Отец иное представление дает о Себе через учение Христа, Его жизненный пример. Господь Иисус Христос Сын Божий научил нас, что Бог есть наш Отец (См.: Мф. 6: 9) и что Он безмерно человеколюбив и милосерд к тем, кто сокрушенно кается в своих грехах и хочет исправиться.
Доказательством этого служит притча о блудном сыне (См.: Лк. 15: 11–32). В этой притче отец выбегает навстречу блудному сыну, когда тот был еще далеко, падает ему на шею и целует его. В ответ на смиренные слова возвратившегося, что он более недостоин называться сыном, отец одевает его в лучшую одежду и дарит ему драгоценный перстень на руку. Затем он устраивает пир, закалывает для этого откормленного теленка и призывает всех веселиться.
Как много подробностей упомянул в этой притче Господь, чтобы как можно лучше охарактеризовать особую милость Небесного Отца к покаявшемуся грешнику и Его великую радость о возвращении к Нему ранее падшей, но смирившейся и покаявшейся души человеческой!
Господь хочет видеть в нас Своих детей и друзей, а не подневольных слуг и рабов. Он хочет владеть нашим сердцем и жить в нем — хочет ответной горячей любви к Себе. Об этом желании Бога и Его таинственной близости к душе человеческой так пишет преподобный Макарий Великий: «Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душою. Бог сотворил разные твари, сотворил небо и землю, солнце, луну, воды, древа плодоносные, всякие роды животных. Всякая тварь во власти Его, однако не установил с ними общения. Благоволил же о едином человеке, с ним вступив в общение и в нем почивая. Видишь ли в этом сродство Бога с человеком и человека с Богом? Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и успокаиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Поэтому душа осмысленная и благоразумная, обышедше все создания, нигде не находит себе успокоения, как только в Едином Господе».
Поэтому путь человечества после грехопадения — это путь усыновления, путь блудного сына, возвращающегося к отцу и не смеющего еще называть себя сыном. Таков же путь каждой души христианской: исходя от страха к Богу, она должна со временем достигать любви к Нему. Естественный страх перед Владыкою всего мира и Судьей падшего человечества должен у христианина преобразовываться в страх как бы не оскорбить Его своими грехами, невоздержанием и нерадением, как бы не удалить Его от себя своей нечистотой.
Источники:
http://thejizn.com/2016/10/17/strah-bozhiy/
http://zen.yandex.ru/media/id/5c2f715b871d9300abf8a786/5ddbbc538f3e21637ee0c4bb
http://obitel-minsk.ru/chitat/den-za-dnyom/1/nado-li-boyatsya-boga