12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему Моцарта похоронили в общей могиле

Так где же Моцарт похоронен?

Легенда о том, что Моцарт был похоронен вместе с бродягами и нищими не соответствует действительности. Для таких категорий были предусмотрены бесплатные похороны.

Погребением Моцарта руководил его друг и покровитель, член масонской ложи барон Готфрид ван Свитен. Он заказал похороны по третьему разряду, который относился к одному из самых дешевых, но все же не бесплатному.

Такой разряд предполагал захоронение на кладбище Святого Марка в могиле, которая была рассчитана на четверых взрослых и двоих детей.

02. Когда-то кладбище Святого Марка находилось на окраине Вены, а сейчас оно окружено жилыми кварталами и найти его оказалось не такой простой задачей, но мы справились.

03. Моцарт был похоронен в декабре 1791 года, и его жена не присутствовала на похоронах, сославшись на болезнь. Через много лет Констанция объяснила свое отсутствие на погребении мужа суровой зимой, однако по данным венского Центрального управления метеорологии и геодинамики, погода 6 и 7 декабря 1791 года была мягкой, безветренной, без осадков.

04. Первое время могилу Моцарта посещали его друзья, ученики и композиторы, но постепенно её место затерялось. Через 17 лет после смерти Моцарта на его могилу впервые приехала жена, но точного места его захоронения найти уже не удалось.

05. Лишь в 1859 году был обнаружен план кладбища Святого Марка, по которому удалось определить примерное место его захоронения.

06. Тогда же на месте предполагаемого захоронения был установлен памятник работы фон Гассера. Но простоял он там недолго. Местные чиновники, которые не смогли принять участие в достойном захоронении великого композитора в 1791 году, решили перенести этот памятник на другое кладбище сто лет спустя.

07. Для того, чтобы в очередной раз не потерять место реального захоронения Моцарта смотритель кладбища соорудил из остатков надгробий временный памятник. Однако спустя какое-то время справедливость восторжествовала, и “Плачущий ангел” фон Гассера был возвращен на свое законное место.

08. Давайте посмотрим, куда пытались перенести памятник с могилы Моцарта. Для этого нам нужно сесть в трамвай и переместиться на Центральное кладбище Вены.

09. В отличии от кладбища Святого Марка, найти Центральное кладбище не составляет труда. Остановка трамвая расположена непосредственно перед входом на кладбище.

10. Слева от входа на кладбище находятся православные захоронения, но никого из наших известных соотечественников там нет. Церковь была закрыта.

11. Так почему же решено было перенести памятник Моцарту на Центральное кладбище?

12. Дело в том, что в начале XIX века начинает резко возрастать статус музыкантов в обществе. Похороны Бетховена в 1827 году проходили уже совершенно в другой обстановке. Он бы похоронен на новом Центральном кладбище Вены.

13. К 1891 году, когда отмечалось 100 лет со дня смерти Моцарта, на Центральном кладбище уже сформировался “музыкальный уголок”, где были похоронены композиторы мировой известности.

14. Памятник Моцарту был установлен в окружении могил Бетховена, Шуберта, Штрауса, Шуберта и Сальери.

15. Интересно, что на кладбище Святого Марка мы были одни. На Центральном кладбище посетителей тоже было немного. В “музыкальном уголке” встретили китаянку, которая попросила меня сфотографировать её напротив памятника Бетховену.

16. В заключение можно сказать, что точное место захоронение великого композитора так и осталось неизвестно, однако поклонники его творчества имеют возможность возложить цветы к обоим памятникам.

Посещение Вены состоялось в ноябре 2017 года. Ожидается ещё несколько заметок по результатам этой поездки.

И всё же: как хоронили Моцарта?

Когда-то всем нам рассказывали на уроках музыки, что великого гения – Моцарта похоронили в общей могиле для бедняков (или даже для нищих). Милош Форман в финале своего знаменитого фильма “Амадей” эту картинку впечатляюще визуализировал под музыку Реквиема (с отметки 2.25):

Читать еще:  Куда полететь без визы

Откуда взялась эта информация?

В воспоминаниях свидетелей обстоятельства похорон Моцарта описаны очень скупо, сам процесс захоронения никто, кроме самих могильщиков, не видел, и все биографы вынуждены были реконструировать подробности, исходя из двух известных фактов:

  • барон ван Свиттен (покровитель и брат Моцарта по масонской ложе, взявший на себя все расходы), оплатил церемонию по очень скромному третьему разряду;
  • за семь лет до смерти Моцарта австрийский император Иосиф II издал новый указ о порядке захоронения. Он запретил хоронить умерших на городских кладбищах и повелел, “чтобы тела были зашиты в льняной мешок в обнажённом виде, без всякой одежды, затем положены в гроб и транспортированы на кладбище.” Далее “тело должно быть вынуто из гроба и положено в яму, покрыто негашеной известью и немедленно засыпано землей. В случае, если несколько тел прибудут одновременно, их можно поместить в одну и ту же яму.”

Всё это преследовало единственную цель “как можно более быстрого разложения” , чтобы через несколько лет можно было бы на этом же месте похоронить других усопших венцев. Памятники на могилах устанавливать не разрешалось, кроме тех, что располагались возле самой ограды кладбища.

Для таких захоронений в мешках были предусмотрены специальные многоразовые гробы, например, вот такие:

То есть всё как в фильме. Переходящий гроб, мешок, негашёная известь.

Эта версия похорон Моцарта больше двухсот лет считалась единственной, и по сей день венские экскурсоводы рассказывают эту историю туристам. Но сравнительно недавно австрийские историки внесли в неё существенные коррективы.

Всё было не так

Точнее, не совсем так.

Указ Иосифа II не только нам кажется изуверским, венцы тоже были шокированы и начали выступать с протестами против лишения граждан последнего права – быть похороненным по-человечески.

В итоге городской совет Вены добился от императора отмены трёх пунктов указа (про мешки и общие могилы), и спустя год Иосиф внёс в него поправки, в которых не без досады написал, что раз уж венцам так дороги их предрассудки, пусть хоронят своих мертвецов в гробах, так и быть.

Это было в 1785 году, Моцарт умер спустя шесть лет, когда всё уже вернулось на круги своя, и индивидуальные гробы для каждого умершего тоже.

Пункт, в котором говорилось о совместных захоронениях нескольких трупов в одной могиле тоже был отменён.

Поэтому Моцарт был похоронен в отдельной могиле. В гробу.

Так хоронили не только почтенных граждан Вены, но даже самых простых горожан. Пример тому – похороны соседа Моцарта , простого ремесленника, который жил этажом ниже, умер двумя годами раньше Моцарта и был похоронен в гробу (это документально подтвердил австрийский музыковед Михаэль Лоренц ).

Креста на могиле Моцарта не поставили по досадному недоразумению: вдова почему-то решила, что это обязана сделать кладбищенская служба, а кладбищенская служба не считала себя обязанной ставить кресты бесплатно.

Ничего страшного?

Теперь везде написано ( и даже в школах детям говорят), что ничего ужасного в том, как похоронили Моцарта, нет, что всех обычных людей так хоронили (кроме аристократов), такие в Австрии были порядки, и не надо драматизировать. Вон и Вивальди в той же Вене где-то под асфальтом лежит, никто не знает, где именно. И ничего.

Похоронная тема в Австрии действительно выглядит, мягко говоря, странно. К примеру, сам Иосиф II, умерший на год раньше Моцарта, похоронен, как и все Габсбурги, сразу в трёх местах, по частям: сердце, внутренности и само тело покоятся по-отдельности в разных соборах Вены.

Читать еще:  Сколько лет Солнцу

Но вообще ситуация с Моцартом далеко выходит за рамки нормы, даже если учесть, что “любовь к отеческим гробам” характерна не для всех наций.

Ведь Моцарт не был “одним из”, его социальный статус и художественная репутация в Вене были довольно высоки. Он занимал пост придворного капельмейстера, был успешным композитором, педагогом и лучшим пианистом Европы.

Кто виноват?

От городских ворот до кладбища Святого Марка – около четырех километров. Естественно, что небольшая траурная процессия не пошла за повозкой с гробом по зимней слякоти. Был декабрь.

Но как объяснить с точки зрения элементарной человечности тот факт, что его безутешная вдова – Констанция – впервые решила осведомиться, где же могила её дорогого супруга, только через 18 лет? При том, что за эти годы она уже нажила себе неплохое состояние на растущей посмертной славе Моцарта.

Почему этот вопрос не интересовал любимую старшую сестру Моцарта Марию Анну ?

Почему настолько равнодушны были те люди, с которыми он дружил, и которые при жизни называли его “первым композитором мира” (высказывание Гайдна) ?

Почему только спустя 60 лет после смерти Моцарта власти Вены (под давлением многочисленных обращений) предприняли хоть какое-то расследование и установили на кладбище Святого Марка условное надгробие с фигурой ангела на предполагаемом месте захоронения?

Моцарт – венский бренд

В конце 19 века было устроено великое переселение останков всех венских гениев с разных кладбищ на одно – Центральное. Туда перевезли прах Бетховена, Шуберта, Глюка, Сальери, Штрауса-отца . Поскольку в случае Моцарта перевозить было нечего, там организовали уже вторую его условную могилу с памятником.

Теперь Моцарт везде. В Вене (не говоря уж о родном городе Моцарта – Зальцбурге) и шагу нельзя ступить, чтобы не увидеть в витрине его портрет в парике и красном камзоле.

Моцарт стал культом, брендом, двигателем туризма, кондитерской промышленности и концертного бизнеса.

Но его утерянная могила остаётся мрачным пятном на репутации просвещённой Вены и всей Австрии.

апрель 20 Почему Моцарта похоронили в общей могиле

апрель 20 Почему Моцарта похоронили в общей могиле

Маленького мальчика с белыми кудрями (Алена до сих пор хранит его локоны в конверте), когда ему было три года, как положено, подвели к инструменту. Спросили: хочешь, сынок, заниматься музыкой?

У нас с ним отношения доверительные, как со взрослым. Юра открыл крышку, полазил под инструментом. Рояль был трофейный, достался его деду после войны. На нем еще занимались маленькая Алла с братом. Р.С[ 9 ] с этого рояля каждый день сдувал пыль.

До этого Юру уже сводили на балет, и он все время спрашивал, когда еще пойдем на «Сцыкунчик». Театр полюбил, но тогда, около рояля, мое предложение отклонил: нет, говорит, не хочу заниматься. Я попросил его хорошенько подумать, он ни в какую. Юра человек самостоятельный, никакого насилия к нему никогда не применялось. Даже ремня. «Не хочешь — дело твое» — у нас с Аленой такой метод. По-моему, правильный. Помните, Анучкин[ 10 ] обижался на отца, говорил: «Я был тогда еще ребенком, меня легко было приучить — стоило только посечь хорошенько». Нет, Юра так не скажет — он ценит свою свободу.

Недавно увлекся шахматами. Ходил к Владимиру Григорьевичу Заку[ 11 ], учителю Спасского и Корчного. Тот открыл в нем способности, особенно в разыгрывании гамбитов. Юре нравился стиль Таля (все жертвовать!!), особенно королевский гамбит, который он чаще всего применял. Придумал одно свое продолжение и хотел доказать, что оно «корректно» (такой есть у шахматистов термин). Он дошел до первого разряда, выиграл важный турнир и. все бросил.

Читать еще:  Как запросить возврат средств в steam

Когда я подарил ему книжку Шкловского «Тетива. О несходстве сходного», он выучил ее наизусть и везде цитировал. Собрал потом все другие его книжки и стал пробовать писать «под Шкловского». Кончилось это олимпиадой по литературе среди школьников, в которой моему сыну достался диплом второй степени. Когда председатель жюри вручал ему этот диплом, он шепнул ему на ухо: «Попахивает формализмом. Вы — формалист?» Со Шкловским было покончено.

Началось увлечение античностью. Юра пропадал в Эрмитаже и каждый день спрашивал что-нибудь новенькое: кто такой психагог или Рыцарь Наугольника. Мы отправились на Литейный, к букинистам, и купили Мифологический словарь. Но этого мало. Они с Аллой идут на консультацию в Университет — на кафедру греческой филологии. Туда берут трех-четырех человек и через год обучения, как правило, их же и отсеивают. Юра там понравился, ему дали целую программу, чтобы он готовился. Слава Богу, определился.

Однажды достали два билета на хоры в Филармонию. Был вечер устных рассказов Андроникова. Мыс ним пошли. Юра меньше слушал рассказы, а все разглядывал колонны, бархат, вообще зал. В антракте забрели в маленький музейчик, который находится наверху, за органом. Моему сыну обрадовалась старенькая библиотекарша и стала ему рассказывать о зале Дворянского собрания. Разглядывали старые афиши. Неожиданно мой сын попросил разрешения прийти сюда еще раз, но чтобы была музыка. Спросил у библиотекарши, можно ли купить билет на завтрашний концерт. Она сказала, что на завтрашний — никак нельзя, потому что играет Мравинский. Юра не знал, кто это. «Зевс! — коротко пояснила библиотекарша. — Он уже две недели репетирует. Будет играть «Франческу» и «Аполлона».

На следующий день Юре удалось с рук купить входной билетик на хоры, и с этого все началось. Он заболел музыкой и в особенности «Франческой» Чайковского. «Представляешь, папа, — говорит после концерта потрясенный сын, — Мравинский ногой распахнул двери в ад! Ногой! Чайковский ведь написал эту поэму по «Пятой песне ада» Данте. Зашипел гонг, и он. жжах. ногой. »

После этого он два дня с нами не разговаривал и вот теперь объявил о своем решении поступать в Консерваторию.

. Пока Юра разыгрывался в другой комнате, я все это рассказывал профессору Консерватории, к которой мы пришли консультироваться.

Она послушала интермеццо Брамса, улыбнулась снисходительно, проверила слух, заварила кофе и. обрушилась: «Олег Иванович, зачем ему теоретический? Какого дьявола? Из него вырастет еще один музыкальный критик, и что? Неужели вы не можете увлечь его чем-нибудь живым? Вы обрекаете его всю жизнь быть возле музыки (в этот момент Юра поперхнулся кофе). Вы знаете всех театральных критиков, они же все — возле театра, а кинокритики — возле кино. Все без исключения. Это — несчастные люди, почти все импотенты, я хорошо по себе знаю. Ведь именно критики виновны в том, что Моцарта бросили в общую могилу! Кого — Моцарта!!»

Это «возле музыки», «возле театра» она произносила с такой брезгливостью и вместе с тем с такой беспощадной честностью, что сострадание к этой «несчастной» женщине взяло верх. Я подумал, ведь она права, я должен был сам до этого додуматься.

Мы поблагодарили ее за кофе и, не сказав больше ни слова, ушли. У меня в ушах еще долго стоял ее повизгивающий голос.

Юра затих. Никто не знает, что будет дальше.

Источники:

http://vagant.livejournal.com/225083.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a7f384057906a312275b6ab/5cc6cb1c87569900b3653922
http://biography.wikireading.ru/202286

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: