3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему лжедмитрия 1 называли расстригой

Лжедмитрий 1(Григорий Отрепьев)

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ЛЖЕДМИТРИЯ 1

По самой распространенной версии, Лжедмитрий Первый был сыном галицкого дворянина Богдана Отрепьева. Юшка (Юрий) принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы. Родился в Галиче (Костромская волость). Отслужив в одном из московских приказов, в 1600 году Юрий Отрепьев постригся в монахи под именем Григория. Считается, что Юрий был на 1 год или 2 старше царевича.

Судя по сохранившимся портретам и описаниям современников, он был низок ростом, имел круглое и некрасивое лицо, руки разной длины. По характеру был мрачен и задумчив, неловок, но отличался недюжинной физической силой, мог легко согнуть подкову. И он, по словам современников, действительно был похож на царевича Дмитрия.

В 1601 году он обосновался в московском Чудовом монастыре, вскоре получил чин дьякона и стал келейником архимандрита Успенского собора Пафнутия, состоял при патриархе Иове «для книжного письма». В 1602 году бежал в Польшу, назвался именем сына Ивана IV Грозного — Дмитрием и тайно перешёл в католичество.

В марте 1604 года король Сигизмунд III за помощь в войне со Швецией и участие в антитурецком союзе пообещал Лжедмитрию поддержку. Тот обязался в случае воцарения жениться на дочери воеводы Е.Мнишка Марине, передать ей Новгород, Псков и уплатить Мнишку 1 млн. злотых.

Осенью 1604 года во главе трехтысячного отряда польского «рыцарства» он вступил в Россию. 21 января 1605 года Лжедмитрий I был разбит под селом Добрыничи Комарицкой волости, но укрепился на юге, в Путивле.

В мае 1605 года умер царь и часть войска во главе с П.Ф. Басмановым встала на сторону самозванца. 1 июня 1605 года в Москве вспыхнуло восстание, которое свергло правительство Годуновых. Федор Годунов (сын Бориса) вместе с матерью были убиты по приказу Лжедмитрия, а его сестру Ксению он сделал наложницей. Но позже по настоятельной просьбе родственников М.Мнишек Ксения была пострижена.

ПРАВЛЕНИЕ ЛЖЕДМИТРИЯ 1

17 июля 1605 года для доказательства «царского» происхождения была проведена инсценировка признания Лжедмитрия матерью Дмитрия, Марией Нагой. Рязанский архиепископ грек Игнатий 21 июля венчал Лжедмитрия на царство в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Желая опереться на провинциальное дворянство, он конфисковал средства у монастырей, реорганизовал армию, сделал уступки крестьянам и холопам, южные районы России были освобождены от налогов на 10 лет.

Однако он вызвал недовольство москвичей тем, что приказал в Кремле построить большой деревянный дворец с потайными ходами, отменил всеобщий послеобеденный сон, заложил костелы, способствовал расширению иноземных забав: штурмов снежных крепостей, сооружению потешного «гуляй-города» (крепости, разрисованной изображениями чертей и «страшных мук» и получившей прозвище «Ад»).

Возмущение горожан довершила свадьба с М.Мнишек 8 мая 1606 года, прошедшая по католическому обряду.

Не проявлял фанатизма в религиозных вопросах, он объяснял это тем, что все верят в одного бога, разница только в обрядах. Удивлял окружающих начитанностью и знаниями. Отлично умел обращаться с лошадьми, ездил на медвежью охоту, любил весёлую жизнь и развлечения, женщин.

Во время многодневного празднования свадьбы Лжедмитрия и Марины Мнишек, приехавшие поляки в пьяном угаре врывались в московские дома, грабили прохожих. Это послужило толчком к началу реализации боярского заговора во главе с князем Василием Шуйским. Василий Шуйский не скрывал своих подлинных мыслей, прямо высказавшись заговорщикам, что Дмитрий был «посажен на царство» с одной целью — свалить Годуновых, теперь же пришло время свалить и его самого.

14 мая 1606 года начались столкновения москвичей с поляками. Сначала Шуйский направил народ против поляков якобы спасая царя, а после приказал толпе «идти на злого еретика», нарушающего русские обычаи.

СМЕРТЬ ЛЖЕДМИТРИЯ ПЕРВОГО

На рассвете 17 мая 1606 года вооруженный отряд под руководством В.И.Шуйского вошел в Кремль. С криком «Зрада!» («Измена!») Лжедмитрий попытался убежать, но был жестоко убит. Его труп подвергли торговой казни, посыпали песком, мазали дегтем.

Среди жителей Москвы цареубийство вызвало неоднозначную реакцию, многие плакали, глядя на поругание. Его сначала похоронили в так называемом «убогом доме», кладбище для замёрзших или упившихся, за Серпуховскими воротами. Сразу после похорон ударили суровые морозы, которые уничтожили траву на полях и посеянное зерно.

По городу пошли слухи, что виной тому волшебство бывшего монаха. Говорили также, что «мёртвый ходит» и над могилой вспыхивают и движутся огни, слышатся пение и звуки бубнов. А на следующий день после погребения, тело само собой оказалось у богадельни, а рядом с ним сидели 2 голубя, не желающие улетать.

Труп «расстриги-еретика» Лжедмитрия, как рассказывают легенды, попытались закопать еще глубже, но через неделю он вновь очутился на другом кладбище, то есть «земля его не принимала», впрочем, как не принимал и огонь. Все же, тело Лжедмитрия выкопали, сожгли и, смешав его пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришел — в сторону Польши. По воспоминаниям Марины Мнишек, «последнее чудо» совершилось, когда труп Лжедмитрия тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дороги.

Читать еще:  Как поменять имя пользователя на windows 7

В народной памяти образ Лжедмитрия сохранился в нескольких балладах и сказах, в которых он предстает в роли колдуна, чернокнижника с помощью нечистой силы захватившего над Москвой власть. Также, неоднозначный образ Лжедмитрия нашел место в пьесе Лопе де Вега «Великий Князь Московский или Преследуемый император», в стихотворных трагедиях А. П. Сумарокова (1771) и А. С. Хомякова (1832), носящих одно и то же имя («Димитрий Самозванец»), в пьесе А. Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1886), в опере Антонина Дворжака «Димитрий» (1881—1882), в романах Харольда Лэма Хозяин волков», Райнера Мария Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910) и творчестве Марины Цветаевой (цикл «Марина»).

Детей у Лжедмитрия не было.

Несмотря на столь двойственную судьбу, как правитель, Лжедмитрий, в соответствии со всеми современными отзывами, отличался огромной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами.

«§ 10. ЛЖЕДмИтрИй I При каких обстоятельствах заявил о себе «воскресший царевич Дмитрий»? Как он стал царём? 1. Начало . »

§ 10. ЛЖЕДмИтрИй I

При каких обстоятельствах заявил о себе «воскресший царевич

Дмитрий»? Как он стал царём?

1. Начало самозванства. Самозванец появился в 1602 году

в Речи Посполитой. Молодой человек, внешне немного напоминавший погибшего царевича, объявил себя чудесно спасшимся

Дмитрием. Считают, что это был Юрий Богданович Отрепьев,

сын небогатого галичского дворянина, ставший монахом московского Чудова монастыря под именем

В Польше, куда бежал самозванец, он обрёл покровителя — воеводу города Сандомира Юрия Мнишека. Договорились, что Григорий женится на его дочери — Марине Мнишек, а когда сядет на русский престол, отдаст ей во владение Новгородскую землю. Речи Посполитой он обязался передать Смоленскую и Северскую земли. Заручился самозванец и поддержкой Католической церкви. Тайно приняв католичество, Отрепьев после восшествия на престол должен был ввести католичество на русских землях.

Политическая поддержка Речи Посполитой сыграла большую роль в истории Лжедмитрия I. Но и русский народ был готов пойти за самозванцем. Это показали Марина Мнишек последующие события.

2. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. В конце 1604 года с небольшим отрядом своих сторонников самозванец вступил в пределы Московского государства. Он выбрал путь через Чернигов и Северские земли. Там находилось немало казаков и холопов, недовольных политикой Годунова.

Русские города один за другим переходили на сторону Отрепьева. Его воинство росло с каждым днём. Повсюду радостно встречали «законного царя Дмитрия».

Борис Годунов тоже собрал верные силы и под руководством боя- Царь Фёдор Борисович рина князя Фёдора Ивановича Мсти- Годунов. Миниатюра. XVII в.

славского двинул их навстречу врагу.

У села Добрыничи в январе 1605 года войско авантюриста было разгромлено. Но это не погасило разгоравшийся пожар Смуты. Царь

Борис не на шутку взволновался:

власть ускользала из его рук. В этой тревожной обстановке 13 апреля 1605 года Годунов внезапно скончался. Ходили слухи, что, не выдержав напряжения, царь принял яд.

Наследником Бориса стал его молодой сын Фёдор, начавший править под руководством матери — Марии, Убийство Фёдора Годунова.

Художник К.Е. Маковский. 1862 г.

дочери Малюты Скуратова. Однако царствование Фёдора оказалось быстротечным. В Москве началось брожение. Между тем под городом Кромы близ Орла царские войска перешли на сторону самозванца.

Теперь путь на столицу был открыт.

Лжедмитрий направил в Москву двух дворян — Г. Пушкина и Н. Плещеева (оба — предки известных русских поэтов, правда не по прямой линии). Они собрали на Красной площади народ и объявили о милостях нового царя. Москвичи взбунтовались, толпа ворвалась в Кремль. Фёдор Годунов и его мать были убиты.

20 июня 1605 года так называемый царевич Дмитрий Иоаннович торжественно въехал в столицу, а через месяц венчался на царство. Церемония прошла в Московском Кремле, в двух главных соборах страны — Успенском, где венчались на царство все московские цари, и в Архангельском, где их погребали.

Из далёкого монастыря привезли мать царевича Дмитрия на встречу с самозванцем. Бывшая царица признала в нём сына.

3. Правление Лжедмитрия I (1605–1606). Новому царю удалось склонить на свою сторону большинство Боярской думы. Патриархом Московским и всея Руси Лжедмитрий сделал своего ставленника — грека Игнатия вместо сторонника Годуновых Иова.

Народ поначалу приветствовал самозванца, поскольку связывал с ним надежды на «доброго государя». В этом и заключался успех столь лёгкого восшествия Отрепьева на российский престол.

Однако Лжедмитрий не оправдал ни надежд Польши, ни чаяний собственного народа. Он как бы оказался между двух огней: взяв обязательства перед поляками, он должен был их выполнить, но понимал, что это вызовет недовольство в России. Поэтому Отрепьев не торопился ни отдавать русские территории Речи Посполитой, ни вводить в стране католичество.

Вместо обещанных земель полякам предложили денежный выкуп.

Внешне Лжедмитрий не походил на былых московских государей. В нём не было степенства, по дворцу он ходил так быстро, что бояре не поспевали за ним. Вместо послеобеденного отдыха он прогуливался по Москве. И даже вознамерился сам принимать челобитчиков.

Читать еще:  Каково значение почвы для жизни на Земле

Всё это не укладывалось в традиционные представления о русском государе и отталкивало от него бояр. Странным он выглядел и в глазах простого люда. Особенно возмутила народ свадьба Лжедмитрия с приехавшей в Москву Мариной Мнишек.

Появившиеся в столице поляки вели себя нагло и бесцеремонно. В народе пошли толки о том, что царь отвернулся от православных обычаев, потворствует латинянам.

Зыбкой ситуацией решили воспользоваться Золотая бояре во главе с В.И. Шуйским. Они организомедаль вали заговор против Лжедмитрия. Ранним утЛжедмитрия I.

ром 17 мая 1606 года заговорщики проникли в Начало XVII в.

Кремль. Самозванца убили, труп его выволокли за Спасские ворота и сожгли, а пеплом, по легенде, зарядили пушку, выстрелившую в ту сторону, откуда Лжедмитрий пожаловал в Москву.

Марину Мнишек и польских шляхтичей из окружения самозванца отправили в ссылку.

Гибель Лжедмитрия I весьма способствовала падению престижа царской власти. Фигура монарха уже не внушала людям прежнего трепета. Оказалось, царя можно свергнуть, а можно и убить. Открывался простор для последующих бесчинств Смутного времени.

ИЗ «ЛЕТОПИСНОй КНИГИ» 1626 ГОДА О бОРИСЕ ГОДУНОВЕ,

ЛжЕДМИТРИИ I И ВАСИЛИИ ШУйСКОМ

Царь борис красотой цвёл и внешностью своей многих людей превзошёл. Роста был среднего. Муж удивительный, редкостного ума, сладкоречив, благоверен и нищелюбив, распорядителен, о государстве своём много заботился и много хорошего по себе оставил. один лишь имел недостаток, отлучивший его от Бога, — неукротимо был властолюбив.

Расстрига [лжедмитрий I] ростом был мал, широк в груди, мышцами крепок. внешность у него была нецарственная, препростое имел обличье и всё тело смуглое. однако же был остроумен и в науке книжной сведущ, дерзок и многоречив, любил конные состязания, с врагами сражался смело, будучи сильным и храбрым; воинов очень любил.

Царь Василий был маленького роста, некрасивый, подслеповатый. в книжном учении сведущ, рассудителен и разумен, скуп очень и неотзывчив. Единственно к тем благоволил, кто нашёптывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью. любил гадать у волхвов, а о воинах своих не радел.

1. Почему лжедмитрий I назван «расстригой»? о чём свидетельствует то, что автор летописи использует это прозвище?

2. какие качества, по мнению автора, важны для правителя? кто из героев описания получил от него более высокую оценку в этом отношении?

3. Можно ли сказать, что автор стремился быть объективным в своих оценках?

1. Где и при каких обстоятельствах появился «воскресший царевич Дмитрий Иоаннович»?

2. Кто и почему поддержал Лжедмитрия на его пути к царскому трону? Представьте свою точку зрения, а также известных исторических лиц и представителей основных сословий.

3. Начните составление хронологической таблицы «Основные события Смуты (1604–1618)» (работа над таблицей продолжается и на следующих уроках).

4. Охарактеризуйте личные качества Лжедмитрия I. Используйте текст параграфа и приведённый отрывок из летописи.

5. Чем отличалось положение Лжедмитрия I как правителя?

6. Как и почему был свергнут Лжедмитрий I?

7*. Современный историк Р. Скрынников так писал о царе Борисе Годунове: «Овладев короной, Борис навлёк на свою голову негодование знати. Однако благодаря гибкой политике ему удалось сплотить верхи вокруг трона. Роковой для династии Годунова оказалась ненависть низов. Борис воздвиг трон на вулкане».

Что можно отнести к понятию «вулкан», о котором говорит историк? Как вы считаете, почему венчанный на царство государь не устоял перед самозванцем?

Почему лжедмитрия 1 называли расстригой

Лето 1606 года. Ещё не успел развеяться прах первого самозванца, ещё не высохла кровь тысяч убитых во время погрома поляков, как по Московии и по Речи Посполитой поползла молва о вторичном чудесном спасении царя Дмитрия.

А через два года явился и он сам. В короткий срок он привлёк на свою сторону множество людей самых разных сословий, включая высшую знать. Он расколол страну на два лагеря, между которыми развернулась упорная гражданская война. Лжедмитрий потерпел в ней поражение и был убит своими же союзниками. Но смута, поднятая им, продолжалась ещё долгие годы.

Его личность остаётся, пожалуй, ещё более загадочной, чем личность первого самозванца. Обилие противоречащих друг другу свидетельств сбивает с толку. Так кем же был Лжедмитрий Второй?

Гражданская война

Почва, вызвавшая появление первого Лжедмитрия, его убийством была, похоже, только удобрена. Уже в августе 1606 года некто Иван Болотников, называвший себя воеводой царя Дмитрия, пересёк русско-польскую границу с небольшим отрядом. Отовсюду к нему стекались недовольные. И хотя в том же году рать Болотникова была разбита под Москвой, а в 1607 году предводитель повстанцев сдался в плен в осаждённой Туле, имя «законного царя» вновь и вновь поднимало людей против правительства.

А в июне 1607 года в пограничном городе Стародубе явился тот человек, который объявил себя царём Димитрием Иоанновичем, дважды чудесно спасшимся от рук убийц и теперь шедшим отвоёвывать престол. И вновь недовольные существующими порядками обрели центр притяжения. Нарастая, как снежный ком, войско второго самозванца покатилось к Москве. Как и в случае с первым Лжедмитрием, по дороге на его сторону переходили царские воеводы с войсками, города отворяли ему ворота и присягали как законному царю. Правда, в ряде случаев воеводы царя Василия Шуйского оказывали ему упорное сопротивление, и не обходилось без кровопролитных сражений.

Читать еще:  Как развестись с мужем

Наконец, Лжедмитрий Второй летом 1608 года подошёл к Москве. Поскольку правительство Василия Шуйского удержало контроль над столицей, новому самозванцу, в отличие от первого, не удалось торжественно вступить в неё под колокольные звоны. Он обосновался укреплённым лагерем в селе Тушино, которое на время стало альтернативной столицей России. Отсюда отряды самозванца растекались по всем уголкам страны, беря города и приводя население к присяге «законному царю». С непокорными они творили, согласно летописям, всякие зверства. Противники прозвали Лжедмитрия Второго «цариком» или «тушинским вором».

Многие города сохранили верность Василию Шуйскому. Широко прославилась упорная оборона Троице-Сергиевой лавры от войск самозванца. В Зарайске воевода Михаил Пожарский храбро отразил все приступы его рати. Однако было много и тех, кто искал выгод у «законного царя Дмитрия». Среди них был репрессированный при Борисе Годунове боярин Фёдор Романов, отец будущего царя Михаила, постриженный в монахи под именем Филарета. Лжедмитрий Второй созвал альтернативный церковный собор из своих сторонников в высшем духовенстве, который провозгласил Филарета Патриархом московским и всея Руси.

Для придания своей власти легитимности Лжедмитрий Второй приказал доставить ему жену первого самозванца Марину Мнишек, венчанную московскую царицу. Марина из честолюбия решила притвориться, будто перед ней её настоящий муж. Самозванец проводил хитрую политику. Чтобы создать себе массовую опору, он отменил крепостное право и пустил в раздел между холопами и крестьянами земли тех бояр, которые ему не присягнули. Лжедмитрий Второй щедро раздавал своим сторонникам милости и привилегии, которым, по мнению его противников, цена была грош в базарный день (что совсем не так, как мы видим на примере патриарха Филарета, вполне легитимного).

Долгое время гражданская война находилась в состоянии равновесия, и решающий успех не склонялся ни в ту, ни в другую сторону. Наконец, царь Василий Шуйский, не доверяя своим подданным, прибег к тому же средству, что и самозванец – к иностранной интервенции. Набрав шведских наёмников, его племянник Михаил Скопин-Шуйский зимой 1609/10 года разбил тушинцев и снял осаду Москвы.

Но борьба не закончилась. Лжедмитрий Второй (как ранее Болотников) обосновался в Калуге, которая на сей раз стала центром движения не только против Шуйского, но и против поляков. Летом 1610 года на Москве бояре свергли Шуйского и призвали на престол польского королевича Владислава. Тем самым они хотели замириться с поляками и подавить движение Лжедмитрия Второго, которое всё больше принимало антикрепостнический характер. Поляки, ранее служившие самозванцу, стали в массе оставлять его. С Лжедмитрием оставались казаки и татары, ставшие непримиримыми врагами поляков. Но у самозванца случился конфликт со знатным татарином, который в декабре 1610 года убил Лжедмитрия на почве личной мести.

Мог ли быть спасшийся царевич

Все русские источники были оставлены противниками Лжедмитрия Второго, наделившими его самыми непривлекательными чертами. Но самым загадочным остаётся его происхождение.

Свидетельства о том, что второй самозванец был крещёный евреем, следует, по-видимому, оставить, так как их пристрастность очевидна. Принадлежность к «племени, распявшему Христа» была в глазах современников самой ужасной характеристикой.

Из источников, не имевших целью заранее очернить самозванца, наибольшего доверия заслуживают, по-видимому, «литовские», то есть западнорусские того времени. Один из них подробно описывает биографию и явление Лжедмитрия Второго. Он был грамотным человеком родом из Стародуба возле русско-литовской границы. Оттуда он переселился в Белую Русь и был домашним учителем в семье священника. Его учительство подтверждается и другими источниками, так что может считаться вполне достоверным. Но был ли он простым мещанином из самого Стародуба?

Известно, что второй самозванец умел бегло говорить, читать и писать не только по-русски и по-польски, но, по некоторым известиям, и по-древнееврейски. Он хорошо знал весь церковный круг годичного богослужения. Правда, не знал ни латыни, ни древнегреческого, что явно указывает на его происхождение не из Речи Посполитой, а из Московии.

В то время человеку без роду без племени было практически невозможно принять на себя авторитетное руководство движением, в котором бы под его началом находились знатные вельможи. Да и поступки второго самозванца обнаруживают в нём умелого, циничного и жестокого политика. Современный историк Д. Левчик обосновывает версию о том, что Лжедмитрий Второй был… подлинным царевичем Дмитрием (он, а не первый самозванец)! Опровергнуть молву о «чудесном спасении», всплывающую даже сейчас, на пятом веку от событий, очевидно, сможет только генетический анализ мощей царевича Дмитрия.

Источники:

http://pikabu.ru/story/lzhedmitriy_1grigoriy_otrepev_6281811
http://os.x-pdf.ru/20politologiya/766589-1-lzhedmitriy-pri-kakih-obstoyatelstvah-zayavil-sebe-voskresshiy.php
http://russian7.ru/post/pochemu-lzhedmitriya-vtorogo-nazvali-t/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector