Основы методологии научного исследования
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Понятие о методе и методологии исследования. Уровни методологии
. Правильные принципы в руках посредственных людей оказываются сильнее бессистемных и случайных попыток гения. Дайте самому Наполеону ложные принципы, и результаты, которых он достигнет, в лучшем случае окажутся посредственными.
Обыденное знание основано на практическом опыте, но оно нс является научным. Научное знание возникает на основе фиксируемых результатов наблюдения и эксперимента, правильной их обработки, соответствующих логических посылок, рассуждений и здравого смысла. Процесс трансформации мысли от незнания к знанию определяет методология науки как особое учение о принципах, формах и способах научной деятельности.
Начинающему исследователю чрезвычайно важно иметь представление о методологии и методах науки, поскольку именно на первых шагах научной работы возникает наибольшее число проблем методологического характера. Практика работы с магистрами и аспирантами показывает, что молодым ученым обычно нс хватает опыта использования методов научного познания того или иного явления или предмета, технологий проведения эксперимента, навыков правильной обработки результатов моделирования, навыков аргументации и логического выведения заключений и т. п.
Подходы к понятию «методология» довольно противоречивы, и достаточно значительное число ученых, даже имеющих определенный опыт в науке, не дифференцируют понятия «метод», «методика» и даже «методология».
Метод – способ познания какого-либо явления или процесса действительности, а методика – совокупность приемов выполнения какой-либо работы. В этой связи в отечественной практике сложилась традиция рассматривать методологию как учение (теорию) о методах научного познания окружающей действительности или как систему научных принципов, на которых базируется исследование и осуществляется выбор совокупности способов, методов и приемов, правил и норм познания. Для этого нет достаточных аргументов, поэтому рассмотрим эти понятия подробнее.
Метод – это специальная формализованная процедура исследования (решения) научных задач определенного типа, состоящая из взаимосвязанных и упорядоченных в определенной последовательности операций и действий, приводящих к познанию какого-либо явления или процесса. Иначе говоря, это правила и способ достижения частной научной цели, определенным образом упорядоченная последовательность действий ученого по исследованию конкретной научной задачи, включая технику исследования и разнообразные операции с фактическим материалом.
По области научного исследования методы могут быть общенаучными или специальными (частными); по уровню познания – теоретическими и эмпирическими; по функциям – методами систематизации, объяснения, предсказания и т. п.; по точности результатов – детерминированными и стохастическими. В каждой научной отрасли может быть комплекс методов, которые усовершенствую гея в ходе исследования. Выбор конкретного метода определяется характером фактического материала, условиями и целями исследования.
Отмечая роль и значение метода в науке, выдающийся французский ученый и философ Рене Декарт писал, что «для поиска истины вещей необходим мегод – . достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно, шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать» [19]. Он четко сформулировал четыре правила, которые отличают любой научный метод:
во-первых, никогда не принимать за истинное ничего, в чем с очевидностью не уверен;
во-вторых, делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить;
в-третьих, располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных;
в-четвертых, делать повсюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
В отличие от метода, методика представляет собой совокупность методов, приемов и операций дтя проведения исследования с конкретным фактическим материалом для решения частной научной задачи, а также набор правил, показателей и критериев, позволяющих объединять эти методы и приемы между собой, согласовать входные и выходные параметры.
Как правило, при разработке любого научного труда методам и методике исследования посвящают его первый раздел, поскольку от четкого определения методологических основ в значительной степени зависит достижение целей и задач исследования. При этом под методологическими основами обычно понимают основные исходные положения, на которых базируется научное исследование.
В соответствии с толковым словарем русского языка методология (от греч. jjetoSos – путь, метод и Aoyos – знание) – общая совокупность приемов, применяемых в какой-либо деятельности. Методология – это учение об организации деятельности, о системе понятий и их отношений, базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации. А чем принципиально методология научного исследования отличается от методологии любой другой человеческой деятельности? Принципиально – ничем. Такой подход однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности.
Исходя из сказанного, методология науки – это концептуальное изложение целей, содержания и совокупности приемов, применяемых в какой- либо науке для получения объективной, точной и систематизированной информации о явлениях и процессах, а также о закономерностях взаимосвязи между ними. То есть методология науки – это некий алгоритм достижения модели знания как теоретической цели и формирования программы приемов и способов исследования как цели практической.
Философия же науки рассматривает методологию как учение о методах и процедурах научного познания окружающей действительности, как систему научных принципов мышления, на которых базируется научное исследование и осуществляется выбор совокупности способов, методов и приемов, правил и норм познания. Также методология науки рассматривается как раздел общей теории научного познания.
Иногда методологию научного исследования трактуют исключительно как науку о методах исследования, которая рассматривает совокупность таких методов, в том числе:
- – методы наблюдения, сбора и обработки научных фактов;
- – правила постановки и формулирования научной проблемы и генерации научных идей;
- – методы выдвижения и доказательства рабочих гипотез;
- – методы выведения законов и закономерностей, построения концепций и теорий;
- – методы классификации систем и другие способы исследования.
Все это свидетельствует о многозначности и расплывчатости предмета методологии науки.
В целом методология науки выполняет следующие функции:
- – определяет способы получения научного знания о процессах и явлениях окружающей действительности;
- – дает возможность выбрать пути исследования, позволяющие достигать определенных научных целей;
- – обеспечивает системность рассмотрения изучаемого явления;
- – помогает превращению научной информации в научную теорию;
- – обеспечивает уточнение и систематизацию понятийного аппарата;
- – создает систему научной информации и способы ее формализации.
Эти функции позволяют дать следующее определение.
Методология научных исследований – это учение о принципах, формах, способах и правилах научно-исследовательской работы и научного мышления при добывании нового научного знания.
Принято рассматривать три уровня методологии науки: фундаментальный, или философский, уровень, общенаучный уровень и технический методологический уровень конкретной науки.
Фундаментальный уровень методологии представляет собой теоретическое обоснование методов научного познания [20], получивших наибольшее развитие в новой философии начиная с Ф. Бэкона и Р. Декарта. Научное познание на этом уровне рассматривается как элемент внешней системы – познавательной деятельности человека по отношению к объективному миру.
Существенный вклад в данный уровень методологии внес Г. Гегель, впервые подчеркнувший специфический характер философского метода, его отличие от методов конкретных наук, несводимость к ним. Он отмечал, что метод должен рассматриваться в контексте с содержанием исследования, поскольку является движущей силой содержания.
Идеалист И. Кант рассматривал закономерности познания в самом мышлении, он подчеркивал, что в самом разуме зазожено неискоренимое стремление к безусловному знанию. Кант доказывал невозможность построить систему умозрительной философии до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Диалектическая логика познания стала универсальным инструментом для всех наук. Как метод познания мышления, природы и общества она является фундаментальным научным принципом многоплановых исследований действительности. Она дает возможность обосновывать причинно-следственные связи, выяснять основные противоречия между сущностью и явлением, содержанием и формой.
Диалектика не подменяет конкретные научные методы, а проявляется в них и реализуется через принцип преемственности и непротиворечивости методологии.
В рамках данного уровня важнейшее значение имеют и такие принципы диалектики, которые раскрывают сущностное устройство объективной реальности – детерминизма (лат. determinare – определять) как объективной причинной обусловленности всех явлений и изоморфизма (грсч. bog – одинаковый, равный и рор
Что представляет из себя методологическая основа научного исследования
Любой научный труд должен привнести в жизнь общества что-то новое. Как достичь успеха и совершить открытие? Чтобы покорить новые вершины, принести пользу в ходе написания научной работы используется определенная методологическая основа.
Любой научный труд должен привнести в жизнь общества что-то новое. Как достичь успеха и совершить открытие? Чтобы покорить новые вершины, принести пользу в ходе написания научной работы используется определенная методологическая основа.
В переводе с греческого «метод» означает «путь к чему-либо», способ достижения поставленной цели. Методология – это целая система всех возможных вариантов, которые способны привести к желаемому результату, достижению цели.
Методологическая основа научных исследований выполняет следующие функции:
– определяет направление и способ достижения поставленной цели, решения проблемы;
– обеспечивает полноценный поиск и изучение, сортировку и систематизацию информации в рамках рассматриваемой темы;
– создает целую систему данных, которые опираются на достоверные и обоснованные источники;
– определяет способы анализа информации.
Методологическая основа научной работы как часть введения
Если рассматривать методологические основы проекта как отдельную часть введения, то она представляет собой краткую характеристику тех методов, которые автор использовал в ходе проведения исследования. Как правило, они выражаются в 1-2 предложениях. Указываются эксперты и труды, на которые опирался автор при написании научной работы, а также отмечаются все методы обработки информации, анализа и прочих действий (например, методика анализа показателей финансово-экономической деятельности по Савицкой, дедуктивный метод и пр.).
На выбранной методологии фактически строится вся работа: этапы изучения темы, тезисы, механизмы определения нюансов и проблем, анализ деятельности объекта исследования, теоретические аспекты в рамках рассматриваемой темы и пр.
В этой части важно отразить ключевые труды, которые составляют основу теоретической главы. Эти постулаты показывают историю развития, недостатки ранее выдвинутых теорий, проявившиеся с течением времени и пр.
Методологический анализ поставленной проблемы и выдвинутой гипотезы позволяет автору тщательно обдумать, как обобщить и правильно изложить собранный материал, выделить главную мысль, описать свою точку зрения и доказать ее.
Выделяют следующие виды (уровни) методологии:
- Всеобщая. Она может применяться ко всем наукам без исключения. В рамках этого способа обработки и систематизации информации используются общенаучные методы: сравнение, анализ, обращение к историческим или архивным данным, дедукция и индукция, и пр.
- Частная. Она применима в отдельных отраслях имеет свою специфику в зависимости от вида деятельности. Например, в экономике существуют свои способы определения результата предлагаемых мероприятий: расчет прибыли или убытков, анализ коэффициентов банкротства, финансовой устойчивости и пр.
- Общенаучные. Эти методы действуют в конкретных областях, направлениях на всех этапах изучения сведений.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Формулировка методологической основы в научном исследовании
Методологическая основа является обязательной частью введения любого проекта. Без этого подраздела ВКР, диссертация или иной научный труд не будет допущен к защите.
В этом небольшом сегменте автору необходимо отразить те источники, которые послужили основой теоретической и практической частью: труды, источники информации, которые пригодились исследователю в ходе проведения «научного расследования» и обоснования своей позиции. Важно, чтобы все сведения были актуальными, а срок их публикации не превышал 3-5-летней давности.
Помимо этого, методологическая база предполагает указание использованных в работе методов обработки данных. Они могут быть как самыми распространенными (общими), так и специфическими (используемыми в конкретной отрасли или деятельности предприятия).
Такой подход позволит обосновать правильность и справедливость выводов автора, обеспечить полноценное и глубокое изучение темы, аргументировать позицию студента или аспиранта.
Фактически, методологическая база демонстрирует экзаменационной комиссии и читателям, какими средствами и способами пользовался исследователь при создании научной работы, его профессионализм и компетентность, аналитические и иные способности.
Лучше всего выбирать методологическую основу проекта после постановки проблемы, цели и задач. Такой способ гарантирует выбор наиболее подходящих способов обработки информации, подбор более качественной и соответствующей теме исследования литературы, методов достижения цели.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Методология исследования – это не набор методов исследования, а его теоретическая основа. Что же такое теоретическая основа исследования?
Методология исследования – это важный раздел научной работы, в котором раскрывается теоретический базис исследования.
Часто авторы научных статей путают методологию исследования с методами исследования и ошибочно перечисляют преимущества использования различных техник и технологий вместо того, чтобы показать теоретическую основу исследования. Об этом мы вкратце написали в предыдущей статье .
Итак, давайте изучим вопрос детальнее, чтобы разобраться в сути реализации методологии в выполняемом исследовании.
Содержание
1. Определяем методологию исследования
Прежде чем претендовать на что-то новое и своё в науке необходимо определить методологию собственного исследования. Одной из сложностей в формализации исследования является выбор и конкретизация его теоретической основы. Дело в том, что в современной науке нет фактической возможности разработать новое знание без опоры на уже известное. В этом и заключается смысл определения теоретической основы исследования. Проще говоря, прежде чем «замахнуться» на формулировку научной новизны собственного научного исследования, нужно проверить, кто уже выполнял исследования в этом вопросе, и на что они опирались. То есть в науке существует преемственность, которую принято озвучивать в своих исследованиях, чтобы понимать, какая теория предшествовала рождению нового знания.
2. Как влияет полнота библиографического исследования на его результат?
Итак, мы выяснили, что говорить о научной новизне мы можем только по отношению к современному научно-историческому состоянию разработанности указанной проблемы исследования в научном сообществе.
Может оказаться так, что исследователь считает свое «детище» великим открытием, о котором вообще еще никто не знает, и тем самым автор претендует на свое первенство в научном познании. Всё это сопряжено с поиском того, где и кем подобное уже было описано, и в каких вариациях. Иначе можно попасть в курьезное положение, при котором это «новое» является новым только для самого исследователя, только потому, что он недостаточно хорошо изучил то, что до него уже сделали другие.
Так было с Циолковским, когда он оформил свою первую научную работу «теория газов» и отправил с попутным грузом в Петербург, в «Русское физико-химическое общество». Работу его изучили, оценили, но публиковать не стали. И дело было не в том, что оформлена работа была не подобающим образом. Дело было совсем в другом! Все разъяснил Менделеев, с которым Циолковский состоял в переписке. На самом деле, кинетическая теория газов, которую Циолковский сам разработал, уже отчасти была разработана 25 лет назад.
Поэтому очень важно смотреть, что же указывают в списках литературы предшественники и исследователи, занимающиеся схожей или подобной проблемой. Может быть то, что преподносится как новое, уже давно разработано, и тем более, имеет своих последователей.
3. Что не следует брать в качестве научной основы исследования?
Сведения, которые берутся учеными в качестве научной основы собственного исследования, должны отвечать критериям научного знания. Существует фундаментальная наука, которая дает «пищу» для всех прикладных наук, и это тоже следует учитывать в выполнении научного исследования.
Когда я сама защищала кандидатскую диссертацию в Москве (2008 г.), я проживала с аспиранткой, которая рассказала мне о ситуации, случившейся у её знакомых (начинающих ученых) на предзащите. Один из присутствующих, когда в докладе была озвучена теоретическая основа, подошел и выхватил доклад из рук, разорвал его, бросил на пол и начал при всех его топтать. Можно себе представить, что докладчик при этом просто впал состояние шока. Разумеется, с таким финалом предзащита не прошла, и была назначена детальная экспертиза.
Дело в том, что существуют и абсолютно не научные публикации (лженаука), и публикации в научных журналах, которые выполнили интернет-тролли для того, чтобы проверить и снизить репутацию и статус научного журнала. Чего стоит только скандал со статьей «Корчеватель: Алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности», опубликованной в 2008 году как результат машинного перевода.
Понятно, что для докладчика и так большой стресс – выступление перед членами диссертационного совета, ведь все они имеют большой авторитет в науке, но использовать свою осведомленность о трудах и заслугах членов комиссии, чтобы «задобрить» их, крайне не рекомендуется. Особенно не следует указывать их труды в качестве «научной основы», если эти работы имеют отдаленное отношение к теме исследования. Все это «шито белыми нитками», и скорее произведет обратный эффект, чем приведет к одобрению вашей научной работы.
4. Так что же можно и нужно брать в качестве научной основы?
Итак, для того, чтобы выбрать научную основу, нужно, чтобы эта основа была «железобетонной». Это не означает «общепризнанной», ибо в науке существуют и революционные открытия, и постоянная оглядка на существующие авторитеты как раз может науку и тормозить. Но очень часто основанием могут являться научные знания, которые включают в себя используемый понятийный аппарат. Как правило, он уже разработан, и в своих исследованиях ученые так или иначе используют термины и понятия, которые имеют общепринятый смысл в науке. Не лишним является как раз указание, кто именно разработал подобную формулировку, и затем исследователь либо следует этим формулировкам, либо их уточняет в своем исследовании применительно к какой-либо ситуации или проблеме.
То есть следует помнить, что то, что кажется само собой разумеющимся и не вызывает вопросов, возможно когда-то было революционным и уж точно разработано кем-то. А знать своих предшественников в науке – это необходимость для любого ученого.
Это также касается теоретических гипотез и концепций, которые уже были доказаны ранее в чьих-то уже проведенных научных исследованиях. Если что-то уже доказано в науке, то оно уже может быть использовано в качестве научной основы.
Все мы знаем из геометрии о системе исходных допущений, аксиом, постулатов, из которых впоследствии выводятся следствия и теоремы. Подобное движение и происходит в науке, только со временем уже доказанные «теоремы» могут стать основой для дальнейшего исследования, если они пройдут проверку на практике и окажутся достоверным знанием.
5. Понятийный аппарат, понятие, термин, категория, определение, аксиома, постулат – как примеры теоретической базы исследования
Чем отличается понятие от понятийного аппарата? Понятие – это суждение, включающее в себя отличительные признаки изучаемого объекта, в то время как понятийный аппарат – это совокупность не только одних понятий, но и терминов, категорий, определений, аксиом и постулатов, используемых в рамках определенной научной теории.
Термин является «именем», названием определенного понятия в определенной научной области. Откроем словари, для того чтобы уточнить, в каком аспекте можно еще рассматривать понятия. А именно:
1) категория – это основное понятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания;
2) определение – пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения.
Разумеется, все это создавать заново не имеет смысла, хотя и не запрещено. Но как правило, для того, чтобы быть понятыми, исследователи выбирают понятный и общепринятый в научном сообществе язык, лишь уточняя его при необходимости.
6. Можно ли создать что-либо в науке без опоры на теоретические доказательства?
Как правило, любая научная теория проверяется практикой, и строится для того, чтобы дать необходимые и актуальные практические результаты. Конечно, теория может быть и абстрактной, и в то же время в теоретическом конструировании возможно использование некоторых основополагающих пунктов вообще без каких-либо доказательств.
То есть существуют еще два «столпа» научных теорий, которые принимаются в науке на особых положениях, а именно им не требуются доказательств вообще. Это «аксиома – отправное, исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства других положений этой теории, в пределах которой они принимаются без доказательства». И «постулат – принцип или положение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого в её рамках».
Можно, конечно, сформулировать и собственные аксиомы, и постулаты, а затем создать на основе этого свою собственную научную теорию. Однако вопрос с доказательствами не будет снят – теория все равно так или иначе проверяется на практике и вам придется доказывать ее состоятельность теми методами, которые общеприняты в науке.
Может оказаться и так, что в каких-то обстоятельствах разработанная вами теория не будет работать. Поэтому необходимо для каждой теории указать допущения – «предположения, положенные в основу упрощения описания реального объекта (процесса), используемые при исследовании». И ограничения – «требования к форме представления и пределам изменения варьируемых данных, вводимые при исследовании».
7. Что такое эмпирические научные основы?
То есть мы с вами разобрались, что любая научная теория имеет свой базис (теоретические основания), на котором она строится. Научные основы – это характерные структурные элементы знаний любой науки, не зависимо от того, является она фундаментальной или же прикладной.
Какие же бывают научные основы? В качестве примера предлагаю выделить несколько их видов, не претендуя на полноту их описания.
В первую очередь – эмпирические основы. Это та экспериментальная база, которая и побуждает любого исследователя искать теорию, которая научно описала бы интересные и необычные факты, которые не могут быть объяснены в рамках уже существующих теорий. Эмпирические основы должны иметь возможность воспроизводства в эксперименте, иначе они не могут быть восприняты научным сообществом в качестве доказательной базы.
Известным примером из этой «оперы» является «чайник Рассела». Он писал: «Если бы я стал утверждать, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть моё утверждение, добавь я предусмотрительно, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов». Поэтому эмпирическая основа очень важна в качестве доказательной базы исследования. Думаю, когда-нибудь в честь ученого этот чайник все же будет запущен в космосе по данной орбите.
8. Что называют теоретическими основами и научно-методическими основами исследования?
Теоретические основы определяются некоторыми авторами как «сборная солянка», которая включает в себя как исходные эмпирические, так и исходные теоретические основы данной предметной области, так как теория не может существовать в отрыве от практики.
Так же некоторые исследователи включают в них и научно-методические основы. Согласно одной из общепринятых научных позиций, научно-методические основы науки включают в себя два элемента:
1) научно-методический аппарат науки,
2) методологические основы данной науки.
Воспользуемся еще раз словарем для разъяснения приведенных данных: «Научно-методический аппарат – часть теории в виде арсенала процедурных знаний, основными элементами которых являются методы, алгоритмы, методики, имитационные модели, технологии решения научных и практических задач. Методологические основы предметной науки объединяют в своём составе методы научного обоснования конкретных элементов научно-методического аппарата и сами обоснования».
9. Как выбрать методологические основы своего исследования?
То есть если мы хотим указать методологические основы своего исследования – мы должны грубо говоря взять тот способ, благодаря которому были построены и обоснованы уже известные термины, понятия, определения, процедуры, методы, алгоритмы, методики, технологии, положенные в основу вашего исследования и применить этот же СПОСОБ ОБОСНОВАНИЯ к созданию и применению уже подобного, но своего, авторского научного продукта.
10. Когда можно писать в своей работе не научно-методические, а научно-методологические основы исследования?
Если наука, в которой выполняется исследование, является методологической, то и научно-методический аппарат такой науки может быть назван научно-методологическим. То есть если в вашей науке развита система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины или системы научных дисциплин, то смело можете говорить о научно-методологических основах вашего исследования, поскольку в вашей науке все это давно существует, общепринято и может быть реализовано в качестве инструмента, доступного для вас в рамках вашего исследования.
Но при этом, вы не должны говорить только об одном перечне методов, применяемых в вашем исследовании, разумеется, научно-методологические основы – это не просто набор и не перечень методов исследования!
Заключение
Итак, методология исследования – это важный элемент научного знания, в ней конкретизируется теоретическая основа исследования. А теоретическая основа – это те теории и знания, которые послужили основой для нового знания.
Перед любым научным исследованием подробно изучайте работы ваших предшественников и определяйте свой теоретический базис и уже потом приступайте к формулированию новизны исследования.
Калеева Жанна Григорьевна , к.пед.н.
Профессор Российской Академии Естествознания
Заслуженный работник науки и образования
Источники:
http://studme.org/193393/menedzhment/metodologicheskie_osnovy_nauchnyh_issledovaniy
http://disshelp.ru/blog/chto-predstavlyaet-iz-sebya-metodologicheskaya-osnova-nauchnogo-issledovaniya/
http://xn--90aexm.xn--80aegcaa6cbngm5a6c1ci.xn--p1ai/metodologiya-issledovaniya-eto/