1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чём фильм рай

Рай (2016)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Действие ленты разворачивается во время Второй мировой войны. В центре сюжета три героя: русская эмигрантка и участница французского Сопротивления Ольга, француз-коллаборационист Жюль и высокопоставленный немецкий офицер СС Хельмут.

Ольгу арестовывают за то, что она прячет от нацистской облавы еврейских детей. Ее дело ведет Жюль. Он увлекается ею и в обмен на интимные отношения, кажется, готов смягчить участь заключенной, но этому не суждено случится. Призрачная надежда на свободу сменяется жестокой действительностью – Ольга попадает в немецкий концлагерь. Здесь она встречает Хельмута, который когда-то в прошлом был безнадежно влюблен в неё. Между ними завязываются странные, болезненные отношения. Нацисты уже близки к поражению, и Хельмут решает спасти Ольгу из концлагеря и бежать с ней в Южную Америку. Ольга, утратившая надежду на свободу, соглашается, но в последний момент осознает, что ее представление о рае изменилось.

Фильм напоминает попытку соединить отдельные эпизоды, найденные куски пленки, где не все элементы сюжета были обнаружены, одним из важных элементов языка являются монологи-исповеди персонажей.

последнее обновление информации: 31.01.18

Премия «Золотой орёл» (2016):
Лучший фильм
Лучший режиссер (Андрей Кончаловский)
Лучшая актриса (Юлия Высоцкая)

Номинация на премию «Золотой орёл» (2016):
Лучший сценарий
Лучший оператор

Премия «Ника» (2016):
Лучший фильм
Лучший режиссер (Андрей Кончаловский)
Лучшая актриса (Юлия Высоцкая)

Номинация на премию «Ника» (2016):
Лучший сценарий
Лучший оператор

«Рай» Андрея Кончаловского: рецензия Станислава Зельвенского

В 1942 году в Париже Ольгу (Юлия Высоцкая), русскую эмигрантку, вышедшую замуж за князя и работающую в журнале Vogue, ловит полиция: она сотрудничала с Сопротивлением и во время облавы на евреев пыталась спасти двух детей. Ее делом в префектуре занимается усатый коллаборационист (Филипп Дюкен), озабоченный тем, как между допросами сводить жену и сына в цирк. В результате некоторых событий Ольгу увозят в концлагерь.

Тем временем в Германии молодой аристократ Хельмут (Кристиан Клаусс), славист и романтик, вместо диссертации про Чехова делает карьеру в СС, привлекает внимание рейхсфюрера Гиммлера (Виктор Сухоруков) и получает ответственное задание: проинспектировать лагеря смерти на предмет коррупции.

После катастрофы «Щелкунчика» Андрей Кончаловский, которому вскоре 80, в очередной раз переформатировал свою кинокарьеру, вернувшись к интимным и относительно недорогим авторским фильмам космополитического европейского толка, наверняка к собственному удовольствию и к радости небольшой, может быть, но ценной аудитории (два подряд «Серебряных льва» в Венеции). Квазидокументальные «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» про русскую глубинку перекликались — робко и, вероятно, ненамеренно — с актуальными трендами окраинного арт-кино. «Рай» — это, конечно, другая история: фильм, обращенный в прошлое не только тематически, но и стилистически, пытающийся, впрочем, найти собственную уникальную перспективу.

Центральный формальный трюк состоит в том, что три (скорее два с половиной) главных героя регулярно комментируют и объясняют происходящее, глядя в камеру на невидимого собеседника, о природе которого можно догадаться довольно быстро, хотя раскрывается она лишь в самом конце. Любопытно, что родственный замысел использовал Джузеппе Торнаторе в фильме «Простая формальность», который Кончаловский, скорее всего, видел, поскольку в знаменитом каннском конкурсе-94 его «Курочка Ряба» вместе с «Формальностью» (и конечно, «Утомленными солнцем») проиграли «Криминальному чтиву».

Другие фигуры, с которыми Кончаловский где‑то перемигивается, а где‑то полемизирует, тоже в первую очередь итальянские — Лукино Висконти, Лилиана Кавани. Но то, что однажды выглядело радикальным и провокационным, сегодня оказывается вполне невинным, гуманистическим. Неслучайно критики, и доброжелательные, и не очень, хором хвалят режиссера — что может быть обиднее — за «благие намерения». И дело не в том, что темы холокоста, нацизма, коллаборационизма стали менее горячими, чем полвека назад (это, в общем, не так), а в выборе Кончаловского, и драматургическом, и эстетическом.

Читать еще:  Как продвигать лендинг пейдж в интернете

«Рай» снят в изумительно красивом контрастном ч/б и демонстрируется в классическом формате 4:3, который усиливает клаустрофобию кабинетов и бараков. Александр Симонов, оператор позднего Балабанова и «Почтальона Тряпицына», не снимает камеру со штатива — зачастую она, облюбовав себе какой‑нибудь угол, просто держит общий план помещения, почти как «камеры наблюдения» в «Почтальоне», — и отыгрывается на сложном, изысканном освещении.

Однако этот нарочитый аскетизм, граничащий с манерностью, не оголяет страсти, которые бушуют на экране (они не бушуют), а аккуратно их придушивает, заменяя эмоцию рефлексией, а сопереживание дистанцией. Когда уже глубоко во второй половине картины происходит встреча героев, к которой нас готовили больше часа, вдруг выясняется, что им совершенно нечего друг другу сказать, кроме «пойди прими душ и ложись в постель»: все, что можно, они уже сказали в камеру. Театральная, мелодраматическая манера игры, свойственная Высоцкой, как‑то работает — во всяком случае, на замысел — в сценах «интервью», но в обычной части фильма порой выглядит почти пародийно («Vous allez me torturer?» («Пытать будете?»), — с вызовом интересуется княгиня у жандарма, элегантно закидывая ногу на ногу). Во многих диалогах слишком ясно слышно, что они написаны в далеком будущем. «Лагерь хорош тем, что вы можете удовлетворить здесь любой свой каприз», — сообщает ревизору нелюдь-комендант, поглаживая овчарку. «А что если немцы под Сталинградом не справятся, что тогда?» — волнуются парижские коллаборационисты. Не говоря уже, например, о страннейшей сюрреалистической сцене в кабинете Гиммлера, которая составила бы честь многим фильмам, но, пожалуй, не этому.

Немецкий актер вполне хорош, но конфликты, разрывающие его героя, носят запутанный и даже несколько припадочный характер. И его очарованность Гитлером, и его любовь к Чехову (дорогой автору мотив, с которым он поэтому явно пережимает), и антисемитизм, и сентиментальность, и мечты о нацистском рае, и позднейшее прозрение — связанное, кажется, не с тем, что в печах сжигают людей, а с тем, что даже на этом деле кто‑то умудряется воровать, — даны через запятую, без неумолимой внутренней логики. Мы хорошо знаем этот миф — и сами можем что‑нибудь дофантазировать и про сумрачный германский дух, и про банальность зла, — но в этом Хельмуте не чувствуется никакой правды, одна литература. Любое его действие, вплоть до физических отправлений, рискует обернуться метафорой: вышел пописать — из тумана выступают призраки убитых, встретился с Гиммлером — затошнило, открыл форточку — несет трупным ветром, полез на чердак за детскими вещами — там оловянные солдатики. О нем сказано так много и так красиво, что в итоге не сказано толком ничего. Как, в общем-то, и о героине, чей большой финальный жест если и понятен, то скорее в контексте ее объяснений, чем того, что мы видим собственными глазами на экране. Кончаловский, впрочем, напоследок напоминает, что мы не единственный и не главный зритель этих жизней, а значит, очевидно, и его фильма.

Фильм Рай

Юлия Высоцкая в исторической военной драме Андрея Кончаловского «Рай» – межнациональной трагедии о природе зла и роли отдельных личностей, выживающих под бурей войны. «Серебряный лев» за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале. Во время Второй мировой решаются судьбы трех героев – участницы французского Сопротивления Ольги, эмигрантки дворянского рода, француза Жюля, сотрудничающего с оккупантами, и высокопоставленного немца-эсэсовца Хельмута. Эта черно-белая лента – проникновенная исповедь трех человек перед камерой о всех их заблуждениях, прегрешениях, обидах и тайнах. Самые острые и болезненные моменты исповеди оживают на экране в театральной манере, погружая зрителя в жуткую атмосферу военных лет, в которые самой большой наградой считается возможность сохранить человеческое лицо. Спася двух еврейских мальчишек от погибели, Ольга сама отправляется в концлагерь и уже знает все о своей судьбе. Но могла ли она поступить иначе? Был ли шанс избежать наказания и не обречь себя на душевные страдания до конца жизни? Эти и многие другие вопросы, ответы на которые найти, пожалуй, невозможно, ставит перед зрителем Андрей Кончаловский. Смотреть фильм «Рай» онлайн можно уже сейчас на нашем сайте.

Читать еще:  Кто жена петросяна

Рейтинг показывает сильные стороны фильма

Фактическое качество воспроизведения будет зависеть от возможностей устройства и ограничений правообладателя

Сюжет

Фильм представляет собой череду монологов, мыслей вслух. Это комментарии к разворачивающимся на экране событиям.

Французский полицейский коллаборационист Жюль в 1942 году в Париже раскрывает ячейку Сопротивления, которая укрывает еврейских детей. По подозрению в этом преступлении арестована русская эмигрантка Ольга Каменская. Ее соратника пытают. Ольга пытается соблазнить Жюля, чтобы избавить от мучений товарища. Жюль назначает ей свидание на следующий день, но встретиться с Ольгой ему так и не удается. Выстрелом в затылок Жюля убивают бойцы Сопротивления прямо на глазах его сына, с которым они в лесу наблюдали за обитателями большого муравейника. Ольгу отправляют в концентрационный лагерь.

Хельмут рассказывает об истории своей семьи. Он немецкий аристократ, многие его предки прославились на полях сражений. Сам Хельмут обучался в Гейдельбергском университете, изучал в том числе и славистику, прекрасно разбирается в творчестве Толстого и Чехова, владеет русским языком. После заключения Версальского мира Германия была унижена, Хельмут с горечью рассказывает о страданиях своей родины. Ему пришлось продать родовое именье. Хельмут убежденный антисемит, но он спасает от депортации женщину, которая только на четверть еврейка, а высылке подлежат люди уже с половиной еврейской крови. Хельмут вступает в ряды национал-социалистической партии Германии, начинает службу в СС, быстро поднимается по карьерной лестнице. Его принимает лично Генрих Гиммлер, который ценит службу аристократа в войсках СС. Гиммлер поручает Хельмуту ответственную миссию. Он должен расследовать дела о коррупции в концлагерях.

Ольга ведет жизнь заключенной в гитлеровском лагере смерти. Ее избивают, она недоедает. Когда ночью у нее крадут ботинки, Ольга на следующий день в драке добывает для себя обувь, которую ей удается содрать с только что умершей узницы.

Однажды Ольга встречает в лагере двух мальчиков. Это Янек и Данек. Именно их в Париже пыталась спасти Ольга Каменская. Она приводит малышей в свой барак, берет их под свою защиту. Главная по бараку Роза (еврейка, о чем не догадываются гитлеровцы) покрывает Ольгу. За губную помаду Ольга оказывает сексуальные услуги Розе.

Ольга работает на складе, где сортируют вещи евреев, отправленных в газовые камеры. Тут царит повальное воровство, крадут все, начиная от заключенных и заканчивая офицерами лагерной охраны. Сюда с инспекцией заявляется Хельмут. Внезапно он узнает в Ольге красавицу, с которой он него случился мимолетный роман в 1933 году на отдыхе в Тоскане (Италия). Тогда Хельмут провел с ней всего одну ночь, после чего Ольга покинула курорт. Хельмут узнал ее адрес, писал ей письма, но ответа на них так и не получил. Ольга вышла замуж за князя, с которым познакомилась в Тоскане.

Читать еще:  Чем полезна йога

Хельмут встречает в баре, где отдыхает после работы, друга своей студенческой юности Фогеля. Они вместе выпивают, вспоминают студенческие времена. Фогель рассказывает о том, что самое ужасно в его нынешней работе – это наблюдать, как шевелится земля, в которой в несколько слоев захоронены трупы вперемешку с еще живыми людьми. Он видит на книжной полке Хельмута томик Чехова и рассказывает другу о том, что в этом лагере отправили в газовую камеру пожилую еврейку Дуню Эфрос, она когда-то была невестой Чехова, но брак с ней у писателя расстроился.

Хельмут берет к себе Ольгу в качестве уборщицы. Он приказывает ей принять душ и лечь к нему в постель. Ольга быстро превращается из животного, которое думает только о еде, в человека. Она начинает ухаживать за собой, красить губы. Приближается конец войны. Ольга, слушая приемник Хельмута, узнает, что от немцев освобождена Югославия.

К Хельмуту приходит пьяный Фогель. Он говорит, что все потеряно, что построить рай для немцев не получилось. Он протягивает другу пистолет и просит выстрелить ему в голову. Хельмут зовет денщика и приказывает увести Фогеля и уложить его в постель.

Война приближается к лагерю, слышны звуки взрывов авиабомб. Воровство становится все более откровенным. Хельмут потребовал от солдата, чтобы тот вернул украденные на складе драгоценности, но тот его просто послал. Хельмут собирает доказательства виновности коменданта лагеря Краузе в коррупции. Он говорит разоблаченному вору, что доложит об этом Гиммлеру. Краузе грозит расстрел. Тот в оправдание говорит, что для построения рая немецкой нации необходимо вначале выстроить ад, чем он и занимался. Значит, воровство для него простительно. Однако на Хельмута подобные доводы не действуют.

Хельмут сообщает Ольге, что он спасет ее от неминуемой гибели в концлагере. Он сумел раздобыть документы, благодаря которым Ольга под видом медсестры сможет добраться до Швейцарии. Оттуда они вместе с Хельмутом уедут в немецкую колонию в Парагвае, которую основал один из его предков. Ольга в порыве благодарности становится перед Хельмутом на колени, целует ему руки и говорит, что теперь она поняла: он настоящий сверхчеловек, а немцы – высшая раса. Она готова делать все, что он ей прикажет. Хельмут приходит в ярость, он кричит, что все разговоры о высшей расе – бред. Ольга просит вывезти из лагеря спасенных ею еврейских мальчиков, но Хельмут говорит, что это невозможно.

Из лагеря начинается повальное бегство гарнизона. Комендант Краузе застрелился. Хельмут просит Фогеля вывезти Ольгу из лагеря, он отдает ему ее документы, дает машину. Ольга возвращается в свой барак. Всех узников, которые не в состоянии работать, отправляют в газовую камеру. Эта участь грозит и Розе, она больна. Роза просит Ольгу сообщить о ее судьбе дочери в Кемерово. Ольга внезапно принимает решение занять место Розы. Она просит подругу позаботиться о малышах и отправляется в газовую камеру. Фогель напрасно ждет ее у машины. Хельмут сидит в своем кабинете, начинается бомбежка лагеря. Роза с мальчиками вырывается на свободу.

Последний монолог Ольги завершается мольбой к Богу. Она слышит ответ. Ее допускают в рай.

Источники:

http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/hud/118589/annot/
http://daily.afisha.ru/cinema/4280-ray-andreya-konchalovskogo-recenziya-stanislava-zelvenskogo/
http://www.ivi.ru/watch/156540

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector