6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Над чем смеется гоголь в комедии ревизор

Над чем смеется гоголь в комедии ревизор

Ответ или решение 2

Комедия Гоголя

Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» вышла в свет в 1836 году. Это был совершенно новый тип драмы: необычная завязка сюжета, которая состоит всего из одной фразы «К нам едет ревизор», и не менее неожиданная развязка. Сам писатель в «Авторской исповеди» признавался, что с помощью этого произведения хотел собрать все дурное, что есть в России, всю несправедливость, с который мы сталкиваемся каждый день, и посмеяться над этим.

Гоголь старался охватить все сферы общественной жизни и управления («неприкосновенными» остались лишь церковь и армия):

  • судопроизводство (Ляпкин-Тяпкин);
  • просвещение (Хлопов);
  • почта (Шпекин):
  • социальное обеспечение (Земляника);
  • здравоохранение (Гибнер).

Как организовано произведение

Традиционно активную интригу в комедии ведет главный плут. Гоголь видоизменил этот прием и ввел в сюжет так называемую «миражную интригу». Почему миражную? Да потому что Хлестаков, главный герой, вокруг которого все вращается, на самом деле не является ревизором. Вся пьеса построена на обмане: Хлестаков обманывает не только жителей городка, но и самого себя, а зритель, посвященный автором в эту тайну, смеется над поведением действующих лиц, наблюдая за ними со стороны.

Драматург выстроил пьесу по «принципу четвертой стены»: это такая ситуация, когда между персонажами художественного произведения и реальными зрителями находится воображаемая «стена», то есть герой пьесы не знает о вымышленной природе своего мира и ведет себя соответственно, живя по правилам, которые выдумал автор. Гоголь намеренно разрушает эту стену, заставляя Городничего установить контакт с залом и произнести знаменитую фразу, ставшую крылатой: «Над чем смеетесь? Над собою смеетесь. «

Вот и ответ на вопрос: зрители, смеясь над нелепыми действиями жителей уездного города, смеются и над собой, потому что узнают в каждом персонаже себя, своего соседа, начальника, друга. Поэтому Гоголю удалось блестяще выполнить сразу две задачи: рассмешить людей и одновременно заставить их задуматься над своим поведением.

В комедии «Ревизор» Гоголь смеётся над лживостью и гнусностью человека, над тем, что некоторые люди, такие, как Хлестаков, готовы пойти на любой обман ради того, чтобы его почитали и уважали. Гоголь смеётся над Хлестаковым, который жаждет власти над всеми.

Хлестаков по природе был непорядочным и нечестным человеком, он любил беззаботную жизнь, был настоящим повесой. Поэтому, когда он понял, что его принимают за вышестоящее лицо, он этому безмерно обрадовался, а также и смутился, потому что он не ожидал такого поворота в своей жизни.

Над чем смеётся Гоголь в своей комедии «Ревизор»

«Собрать в одну кучу всё дурное и за одним разом посмеяться над всем», — писал Гоголь о замысле своей комедии «Ревизор». Что же это такое «всё дурное»? Над чем же смеётся автор? Какие стороны жизни людей в России 19-ого века высмеивал Н.В Гоголь в своей комедии.
Время написания пьесы 1835-1836 года. Это было время царствования Николая I. Для борьбы с коррупцией при Николае I впервые были введены регулярные ревизии на всех уровнях. Суды над чиновниками стали обычным явлением. Сам Николай I критически относился к успехам в этой области, говоря, что в его окружении не воруют только он сам и наследник. Высмеять воровство из казны, взяточничество, наплевательское отношение к должностным обязанностям чиновников, их желание скрыть от всеобщих глаз всё это — вот в чём была главная задача Гоголя.
19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра в Петербурге пьеса была поставлена. Николай I не только сам присутствовал на премьере, но велел и министрам смотреть «Ревизора». Во время представления он хлопал и много смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!». Сегодня можно сказать, что беззаконие, казнокрадство, взяточничество — все это изображено в «Ревизоре» не как индивидуальные пороки отдельных чиновников, а как общепризнанные «нормы жизни», без которых власть имущие не мыслят своего существования.
Городничий — Антон Антонович Сквозник — Дмухановский считает себя в праве делать всё, что ему вздумается: брать и давать взятки, расхищать казённые деньги, вершить несправедливую расправу. В пояснениях для господ артистов Гоголь говорит: «Он чувствует, что грешен; он ходит в церковь, думает даже, что в вере тверд, даже помышляет когда-нибудь потом покаяться. Но велик соблазн всего того, что плывет в руки, и заманчивы блага жизни, и хватать все, не пропуская ничего, сделалось у него уже как бы просто привычкой».
Под стать своему начальнику и остальные чиновники. Среди образов чиновников нет ни одного положительного. И Гоголь, изображая чиновников, смеха не жалеет.
Судья Ляпкин-Тяпкин, например, ничего не видит плохого в том, что берет взятки борзыми щенками. В приемных суда творится несусветное: сторожа завели гусей, по стенам развешена «всякая дрянь», заседатель постоянно пьян. А сам Ляпкин-Тяпкин не может разобраться в простой докладной записке.
Попечитель богоугодного заведения использует для лечения оригинальную методику: дорогих лекарств не давать. А больные или сами выздоровеют, или просто умрут. Ни о какой гигиене или обыкновенном порядке в больничке не знают.
Почтмейстер искренне недоумевает, почему нельзя читать чужие письма. Для него вся жизнь – интересные сюжеты из писем. Особенно понравившуюся корреспонденцию почтмейстер даже оставляет у себя и перечитывает на досуге. В учебных заведениях царят глупость, показуха и наигранность. Так что можно сказать, что каждый чиновник не выполняет своих государственных обязанностей и по-своему вредит городу. Понятно, почему их сковал страх при известии, что должен приехать ревизор. Страх лишил их рассудка. Поэтому они ничтожного, глупого, проигравшегося в карты проезжего принимают за серьёзного человека.
Вызывает наш смех и пара городских сплетников: Бобчинский и Добчинский. Для усиления эффекта Гоголь делает их похожими внешне и дает одинаковые имена, даже фамилии персонажей отличаются всего одной буквой. Это совершенно пустые и бесполезные люди. Бобчинский и Добчинский заняты только сплетнями. Они всегда «в курсе». Таким образом, им, пустым людям удается оказаться в центре внимания и почувствовать свою значимость.
В комедии всего два женских образа: Анна Андреевна — супруга и Марья Антоновна — любимая дочь городничего. Гоголь нарисовал их невероятно комичными. Обе женщины избалованы и капризны. Они живут в хорошем, наверно, богатом доме, но мечтают о светской жизни в городе, полной богатства и роскоши. Жизнь в провинциальном городе им вроде бы скучна, а на самом деле – они так глупы, мелочны, хвастливы и манерны, что большой город их никогда не изменит.
Образ Хлестакова наиболее полно выразил ещё одну извращённую сторону жизни, когда человека принимают и судят не по его деловым и душевным качествам, а по его общественному положению. Чтобы занять высокое положение, иногда достаточно лишь случая, который выведет тебя “из грязи в князи”, не надо прилагать никаких усилий, заботиться об общественном благе. Хлестаков не просто комическая фигура со всем своим враньём о том, что он в Петербурге живёт и является важным государственным лицом: «Меня сам Государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого. я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам». Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш. » Смешно, что у перепуганных чиновников не вызывает сомнений глупость Хлестакова. Они и сами неумные, и другие, видно, редко были умнее.
Смех у зрителей вызывают прежде всего поступки героев. Например, Хлестакова застают за двусмысленными ухаживаниями за престарелой дамой – женой городничего, он тут же выворачивается и готов уже просить руки дочери городничего. Смешно. Но в большей степени комизм проявляется в манере разговора героев. Например, вызывает смех, когда солдафонская речь городничего быстро переходит от грубости и бешенства к трусости и льстивому угодничеству: «Славно завязал узелок! Врет, врет — и нигде не оборвется! А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его. Ну, да постой, ты у меня проговоришься. Я тебя уж заставлю побольше рассказать! (Вслух.) Справедливо изволили заметить. Что можно сделать в глуши? Ведь вот хоть бы здесь: ночь не спишь, стараешься для отечества, не жалеешь ничего, а награда неизвестно еще когда будет». Еще смешнее слышать произнесённые им вслух собственные мысли: «Как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно. ». Типичный взяточник, не привыкший «пропускать того, что плывет в руки», он, между тем, стремится показать себя солидным. Сам Гоголь о комедии сказал, что в ней только один положительный герой – смех.
Ушли ли в прошлое все недостатки, которые Гоголь высмеял в комедии? Ответить на этот вопрос, руководствуясь своим опытом, я не могу. Но если довериться информации, которая исходит из огромной массы источников, — изменений существенных не произошло. Говорит об этом, например, фильм «Дурак» режиссёра Юрия Быкова. В нём рассказывается о безразличии и продажности местных властей, они воруют деньги, выделенные на ремонт жилого фонда, а из – за этого погибает человек. Образ нечистого на руку мэра города можно увидеть и в фильме «Левиафан» Андрея Звягинцева. А вот образы Бобчинского и Добчинского — это же малообразованные журналисты из «желтой прессы». Что называется, – узнаваемые образы! Поэтому, становится понятным почему современные театры часто включают в свой репертуар комедию Гоголя «Ревизор».

Читать еще:  Почему кричат чайки

1439 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Уездный город и его обитатели (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
Обличающая роль смеха в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Чиновники уездного города N (по пьеме Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Образ города в комедии Гоголя «Ревизор»

Над чем смеется Н. В. Гоголь в комедии “Ревизор”?

“Смеяться, право, не грешно Над тем, что кажется смешно!”

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” была поставлена в апреле 1836 года. В ней автор поставил широкую общественную задачу: собрать вместе все дурное, все несправедливое, что есть в России. Над чем же смеется автор в своей знаменитой комедии?

Гоголь использует прием гротеска, с помощью которого он как будто создает новую реальность, Действие построено на том, что одно лицо приняли за другое, в результате чего обнажились все недостатки чиновничества не только небольшого уездного

городка, но и всей России.

Завязка действия – известие о возможном ревизоре. Ревизия сама по себе вещь малоприятная, а тут еще Ревизор – “инкогнито проклятое”. Много повидавший на своем веку городничий хватается за голову: за последние две недели высечена унтер-офицерская жена, арестантам не давали еды, на улицах грязь. Достойный пример жизни в уездном городке.

И виноваты в этом “отцы города”, которые так плохо им управляют.

Кто же они, эти “отцы” и защитники? Прежде всего, это городничий, затем чиновники, представляющие различные министерства: суд, просвещение, здравоохранение, почту. Есть там и помещики Бобчинский и Добчинский.

Все они – дармоеды и бездельники, которые видят смысл своей жизни в набивании карманов и обмане. Более всего их волнует, чтоб подведомственные им учреждения выглядели красиво внешне, а внутри может быть запустение и грязь.

Читать еще:  Какой фоамиран лучше китайский или иранский

Главное, чтобы эта грязь не была видна.

Как же случилось, что все эти чиновники, все эти воры в вицмундирах приняли заезжего прощелыгу за “важную персону” из Петербурга? И недалекие чиновники, и умный, бывалый городничий легко поверили в то, что человек, который давно живет в гостинице и ничего не платит, ревизор. Действительно, кем же еще может быть тот, кому дозволено получать и не платить?

Гоголь смеется, а иногда даже издевается над своими героями. Он делает это с помощью кратких характеристик персонажей комедии в авторских замечаниях “для господ артистов”. Свою роль играют и их “говорящие” фамилии: Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, Хлестаков, Хлопов.

В пьесе нет главного героя. А, может быть, этот главный герой – смех?

До сих пор по-разному произносятся в театрах знаменитые слова городничего: “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” Со времен Гоголя они звучали как пощечина всем.

Немая сцена в финале пьесы выглядит, как приговор Гоголя всему чиновничьему царству взяточничества и неправды.

Источники:

http://vashurok.ru/questions/nad-chem-smeetsya-gogol-v-komedii-revizor
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00367631550143172829/
http://ege-essay.ru/nad-chem-smeetsya-n-v-gogol-v-komedii-revizor/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector