2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ложголово церковь георгия победоносца

Церковь Георгия Победоносца в деревне Ложголово

Церковь Великомученика Георгия Победоносца стоит на горе вблизи деревни Ложголово (Сланцевский район Ленобласти). Деревня располагается в ложбине (в просторечии — «ложжине»), образованной двумя соседствующими возвышенностями. Отсюда и происходит ее название.

В стародавние времена территория нынешнего Сланцевского района принадлежала Новгородской республике и привлекала внимание недружелюбных соседей. На эти земли совершали крестовые походы рыцари Тевтонского ордена, стремившиеся обратить местное население в католическую веру. Однако их нападения были отбиты войсками Александра Невского. Неподалеку от деревни Ложголово археологи обнаружили захоронение тевтонцев.

В последующие годы поселения, расположенные на этих землях, еще неоднократно подвергались вражеским нашествиям. В период Смутного времени вооруженные отряды разграбили деревни и разрушили церковные сооружения. После заключения мира со шведами в 1617 году новая граница стала пролегать недалеко от Ложголово, что представляло опасность для жителей этих мест. После победы России в Северной войне ситуация изменилась в лучшую сторону. Граница государства была передвинута дальше. Проживание на территории стало безопасным. Это привело к значительному росту местного населения. Появились новые деревни, были выстроены новые церкви и часовни.

Считается, что первая Георгиевская церковь в Ложголово была построена в 60-е гг. XVII в. Она была деревянной и располагалась в пределах деревни. В 30-е гг. XIX в. церковь сгорела, после чего было решено построить храм из камня. Местом для строительства нового религиозного сооружения была выбрана вершина ближайшей горы. Проектированием и строительством церкви занялся архитектор Комаров.

Первая каменная церковь была выполнена в итальянском архитектурном стиле и представляла собой строение прямоугольной формы, внутреннее пространство которого было поделено на сегменты посредством колонн. С восточной стороны к основной части церкви примыкал пониженный прямоугольный выступ, перекрытый сомкнутым полусводом. С западной – располагалась колокольня с высоким шпилем. Входы в Георгиевскую церковь были оформлены в виде порталов с треугольными завершениями, поддерживаемыми круглыми опорами. Завершалсооружение плоский купол с главой и крестом.

Интерьер церкви был выполнен в классическом стиле. Внутрихрамовое пространство состояло из трех частей, разделенных двумя рядами колон. Стены были выровнены и покрыты белой краской. Деревянный пол окрашен в желтый цвет. Гордостью Георгиевской церкви был иконостас, декорированный полукруглыми колоннами. Восхищение вызывали и резные Царские ворота с образами святых. По стенам были развешены выполненные на холсте иконы.

В конце 70-х годов XIX века церковь была реконструирована, в результате чегоизменилась алтарная часть. Работами руководил архитектор Г. Соловьев.

В начале XX века в Георгиевской церкви были произведены кардинальные изменения. Во многом это было связано со значительным увеличением церковного прихода. Руководящий перестройкой архитектор П.П. Трифонов, по просьбе местных жителей, переделал «итальянский стиль» церкви в «русский». Обновленный храм стал крестообразным. Его теперь увенчивал высокий лукообразный купол в центре и четыре главки по бокам. Порталы на входах были сняты. Появилось «древнерусское» крыльцо. Полы были отделаны керамической плиткой. Стены и своды были украшены живописью.

Георгиевская церковь стойко выдержала все войны XX века, советские «чистки». Однако в 60-е гг XX века из нее по приказу местной власти были вывезены все иконы, утварь, книги. После этого церковь служила складом и местом для размещения мастерских. Постепенно стала разрушаться.

В наше время церковь Великомученика Георгия Победоносца является действующей.

Ложголово. Церковь Георгия Победоносца.

Георгиевская церковь

Ложголово, Георгиевская церковь. Построена в 1835 г., архитектор А. Комаров. Перестроена в 1879 (архитектор Г. Соловьев), 1908 (инженер П. Соколов), 1912 (архитектор П. Трифанов).

Закрыта в 1936, ныне действует. Отреставрирована в 2004 г.

Село Ложголово находится в 140 верстах от Петербурга, в 85 от Гдова. Церковь в Ложголове существует издавна. До 1831 г. церковь была деревянная во имя вмч. Георгия, с теплым приделом Покрова, выстроенная около 1660 г. одним зажиточным крестьянином по прозвищу «Шишимарь». В 1831 г. она сгорела от неосторожного обращения дьячка с жаровнею; из имущества церковного спасен только колокол в 12 пуд., сундук со свечами и 40 руб. ассигн. денег.

Читать еще:  Каково это быть девушкой

Нынешний храм построен в 1832 -34 гг. на сборную сумму, которой было больше 8000 руб. ассигн. Храм строил помещик усадьбы «Долгая мельница» — Николай Александрович Татаринов, при пособии прихожан. Храм освящен в ноябре 1835 г. гдовским протоиереем Константином Несвицким. Храм каменный, 15 саж. длины, 5 ширины и около 15 высоты, во имя вмч. Георгия. Антиминс освящен епископом Леонтием и подписан митрополитом Исидором. Церковь сперва тесная, темная, в 1879 г. сделана светлою и просторною.

Церковные бумаги имеются, в неполном составе, с 1812 г. Церкви принадлежит дом для священника, выстроенный в 1840 г. помещиком Татариновым, в 1858 г. обновленный священником Кедровым, при пособии от помещика Шкляревича. Дьячок помещается в собственном доме, построенном в 1856 г. Церковный капитал, возросший к 70-м годам до 1200 руб., употреблен на постройку церкви.

Всех прихожан муж. пола 592, жен. пола 730. Прихожане занимаются маркитанством, т. е. забирают по деревням кур, телят, рогатый скот, на озере — рыбу, в глухих местах дичь, также масло, говядину, зелень – и все это продают в Петербург и др. города.

Школ в приходе три: в Ложголове в особом доме, в Ликовске и Муравейне – в крестьянских избах. Учашихся во всех школах до 120 человек обоего пола, грамотных очень много, особенно среди мужского населения.

В праздники церковь посещают около 100 человек. Часовни в приходе следующие: в 100 саж. от церкви — во имя св. Георгия каменная, в Ликовске, Муравейне и Лососкине – во имя Николая чудотв., в Лычне и Ориновщине — во имя Рождества Богородицы, в Загорье – во имя прор. Илии.

Попечительство открыто в 1878 г. Оно было вызвано необходимостью собрать деньги на перестройку церкви. Члены обязались вносить по 10 руб. в течение трех лет, дабы ускорить перестройку церкви. Потом заботы касались построения каменной Георгиевской часовни. Собираемые попечительством деньги идут теперь на уплату денег, взятых у крестьян в долг на постройку часовни.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, №36), 1885 г.

Церковь Великомученика Георгия Победоносца в Ложголово

Путешествовавшие по России в прошлых веках поражались большому количеству сельских церквей, встречавшихся на пути. На необъятных просторах, среди зелени лесов и полей белые силуэты церквей были ориентирами и маяками. Но это ли составило известность России как православной страны?

Среди многих этих церквей была и Георгиевская церковь в селе Ложголове, расположенном в 120 км от Петербурга и в 26 км от станции Веймарн Балтийской железной дороги. Церковь красуется на горе. С горы и с соседней возвышенности открывается вид вплоть до Нарвы — на всю местность, поросшую лесом и покрытую болотами. Ложбина между двумя горами («ложжина» в просторечьи), очевидно, и дала название здешнему поселению. Внизу, неподалеку протекает река Долгая, впадающая в Лугу.

Места здешние — древние и исторические. В первоначальные времена становления земли Русской и ее крещения они относились к новгородским владениям. На эти земли давно зарились западные соседи. В тот год, когда татарами были взяты Рязань, Козельск и Чернигов (1237 г.), папа Григорий IX объявил крестовый поход, имеющий целью подчинить русские земли Тевтонскому ордену и обратить Русь в католичество. Первоначально походу сопутствовал успех: захватчики проникли далеко на восток от Пскова. В пяти верстах от Ложголово, в деревне Лососки, в XIX веке было обнаружено кладбище с могилами рыцарей — след тех далеких времен. Святой благоверный князь Александр с Божией помощью отразил врага и не допустил, чтобы Русь постигла судьба Византии, павшей под ударами латинян.

Читать еще:  К чему чешется левая ладонь

В смутные времена в начале XVIII века пострадал и северо-западный край. Проходившие здесь отряды жгли православные храмы и монастыри, разрушали селения. По Столбовскому миру 1617 года новая граница, отрезавшая Россию от выхода к морю, пролегла в окрестностях погоста Ложголово — по речке Пята. Мир этот не мог быть «вечным». При Петре I от Новгорода к Нарве двинулись русские полки. От Самры до Ямбурга через Ложголово и непроходимые места была пробита дорога, по которой прошло сорокатысячное войско. Она была видна еще в прошлом веке и известна как «шереметьевская». Победы над шведами отодвинули границу далеко от Ложголово. Места эти стали быстро заселяться — появились новые деревни и разрастались старые, строились православные храмы и часовни.

По преданиям, первоначальная церковь во имя св. великомученика Георгия была построена в Ложголове около 1660 года, в царствование Алексея Михайловича. Она была деревянная с теплым приделом Покрова. Строил ее зажиточный крестьянин по прозвищу Шишимарь. Вследствие неосторожного обращения дьячка с жаровней храм в 1831 году сгорел. После пожара священник Георгиевской церкви Федор Космин (Козьмин) вместе с церковным старостой составили прошение о сооружении в Ложголове более обширной каменной церкви, оно было направлено митрополиту Санкт-Петербургскому, Новгородскому, Эстляндскому и Финляндскому Серафиму, который 22 года с лишним управлял епархией. Владыка Серафим благословил сооружение нового храма в Ложголове 30 сентября 1832 года.

Место для новой церкви было отведено на возвышенности. Деньги на построение дали помещик Николай Александрович Татаринов (похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры) и прихожане. Церковь строилась по плану и фасаду архитектора Комарова и была освящена в ноябре 1835 года Гдовским протоиереем Константином Несвицким.

Первоначально она имела другой вид, нежели ныне. Как говорил современник, она была «итальянской архитектуры», что подтверждают чертежи в Центральном государственном историческом архиве Петербурга. Это была прямоугольная в плане базилика, на востоке завершалась полукруглой апсидой, на западе возвышалась колокольня. Архитектурное убранство фасадов было выдержано в стиле классицизма: главный и боковой входы оформлены в виде порталов с треугольными фронтонами, поддерживаемыми круглыми колоннами. Гладкие стены завершались антаблементом с фризом, украшенным траглифами. Над центральной частью возвышался барабан, который имел плоский купол с главою и крестом. Колокольня была прямоугольной и оканчивалась высоким шпилем. Такое оформление храма не было характерно для 1830-х годов. Очевидно, Комаров, проектируя каменную церковь, исходил из того, чтобы она внешним видом напоминала первоначальную деревянную.

Внутри храм разделялся на три части двумя рядами прямоугольных колонн — по три колонны в каждом ряду. Две колонны, ближайшие к притвору, были деревянные и поддерживали хоры. Стены были оштукатурены и побелены, полы — дощатые, выкрашенные желтой краской.

В глаза бросался красивый иконостас, несколько необычный для простой сельской церкви. В архивной описи церковного имущества от 1848 года о нем написано: «Иконостас столярной работы с полукруглыми колоннами. Царские двери, таковой же работы с резьбою и с круглыми в них рамами образов Божией Матери, Архангела Гавриила и четырех Евангелистов. Над царскими дверями — сияние резное, круглое с изображением в нем Всевидящего Ока. По правую сторону царских дверей — образ Иисуса Христа. Южныя двери, на них образ Архангела Михаила, и третий образ — Великомученника и Георгия Победоносца. По левую сторону царских дверей: образ Божией Матери с предвечным Младенцем; северные двери, на коей образ Марии Магдалины, а третий — Покрова Божией Матери. Все оныя образа равномерны, писанныя на холсте.

Сверх Иконостаса над царскими дверями четырехугольная арка. в середине означенной арки обложена полуциркулем рама, в ней образ Тайныя Вечери, а кругом онаго образа, в рамах же, разныя изображения Новаго и Ветхаго завета. Означенный Иконостас с образами, кроме храмового во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия и Покрова Божией Матери и верхних арок со знаками резными, получен в 1834 году по ходатайству местнаго священника Феодора Космина из С.Петербургской церкви, что при Воспитательном Императорском Доме». Воспитательный дом для воспитания подкидышей и сирот был основан Екатериной II и долгое время находился под покровительством Императрицы Марии Федоровны. Церковь Апостола Павла Воспитательного дома в конце XVII века украшали лучшие мастера и художники столицы, главным образом из Академии художеств — ее профессора и академики.

Читать еще:  Что такое фавикон

После возведения первая значительная перестройка церкви датируется 1879 годом — по проекту архитектора Григория Соловьева, алтарная часть храма была удлинена на одну ось, сам алтарь приподнят на одну ступень.

К началу XX века село Ложголово разрослось и приход значительно вырос. Христианскому просвещению местных жителей способствовала также построенная в селе деревянная церковь — школа во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В приходе Георгиевской церкви имелись три каменных и пять деревянных часовен. Церковный капитал значительно увеличился, что позволило в 1907—1908 гг. произвести большую перестройку храма, чтобы он мог вместить больше прихожан.

Проект перестройки был выполнен архитектором П. П. Трифоновым; он же руководил строительством. Архитектор, возможно, по желанию прихожан, изменил «итальянский» облик церкви. Ее план, интерьер, фасады были выполнены в русском стиле. На месте бывших боковых входов были устроены боковые приделы церкви, отчего церковь стала крестообразной в плане. Четыре мощных пилона стали основами для поддержки нового большого барабана с высоким лукообразным куполом. Храм обрел пятиглавие, так как над главным куполом появились главки, увенчанные крестами. Классические порталы снаружи исчезли, на паперти было устроена крыльцо в древнерусском стиле. Для большей вместимости была уменьшена площадь алтаря. Деревянные полы заменили на керамические. По стенам и сводам была выполнена живопись.

В таком обновленном обличий и встретила Георгиевская церковь потрясения, обрушившиеся на русскую землю. Над нею пронеслись гражданская и Отечественная войны, но она выдержала их как и страшное атеистическое лихолетье 1920—1930 годов. Беда пришла, когда поубавилось молитвенное усердие поредевшего населения. Летом 1965 года из церкви вынесли образа, утварь и книги, погрузив на грузовую машину, увезли. Жители в это время работали в поле и не смогли воспрепятствовать беззаконию. Здание церкви было отдано под склад и мастерские. Его не ремонтировали, оно начало разрушаться. Недавно церковь была возвращена православному населению деревни Ложголово.

Теперь прихожанам Георгиевской церкви нужно спасти, отремонтировать и восстановить свою разрушающуюся древнюю и любимую церковь. Здесь упование на помощь Божию и весь православный мир. Георгиевской церкви, ее приходу нужен свой, постоянный священник; свой отец духовный, способный повторить подвиг о. Федора Козьмина, поднявшего новый каменный храм после пожарища.

Разоренные архивные документы и предания сохранили имена прежних священнослужителей этой церкви: о. Василий Петров (†1820 г., на 58-м году жизни), о. Федор Козьмин (†1850 г.), о. Петр Кемецкий, о. Николай Павский (построил в 1890-х годах по своему проекту дом для священника).

Последним настоятелем Георгиевской церкви был о. Николай Недренский, сын местного дьякона. В годы гражданской войны он вынужден был уйти в соседнюю Эстонию. В 1940 году вернулся в Ложголово и служил в родной церкви до своей кончины в 1965 году. Ему не успели найти преемника, что также привело к вышерассказанным печальным последствиям.

Престольные праздники в Ложголово происходят в дни: св. Георгия весной 19 апреля (2 мая) и зимой 26 ноября (9 декабря). Особо отмечается также праздник Покрова Пресвятой Богородицы: с ним связано освящение деревянной церкви-школы, ныне превращенной в жилой дом.

Мы проследили историю Георгиевской церкви в Ложголово, в которой отразились и судьбы многих сельских церквей России. За заботами о восстановлении больших храмов в городах и монастырей — нельзя забывать и о скромных сельских церквах, приходах. Ибо, если иссякнут источники православной молитвы среди полей и лесов, то не будет и ее мощной реки. Да не повторятся ошибки тех государственных деятелей, которые пренебрегли селом и в результате получили нынешнее нестроение.

Источники:

http://oblast47.ru/places/info/the-church-of-st-george/
http://sobory.ru/article/?object=01263
http://spb-eparh-vedomosti.ru/article.php?id=146

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector