9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто такие каготы

Неприкасаемый народ в Западной Европе

Каготы – племя, с момента своего появления считавшееся низшей кастой, «неприкасаемыми» в западной Франции или северной Испании, на Пиренеях.

Первые упоминания о каготах обитавших в Западной Европе, появились в средневековых письменных документах примерно XI — XIII веках под именами Каготы — Cagots, Аготес — Agotes, Гахетс — Gahets, Капетс — Capets, Кака — Caqueux. К этому времени каготов уже считают изгоями, неприкасаемыми, и они отделены от обычных крестьян.

Странный народ.

Средневековые письменные источники описывают каготов, как коренастых, темноволосых людей, в других источниках о них сообщается, как о голубоглазых людях, всегда носивших длинные светлые волосы, «как пшеница на солнце». Однако всюду говорится о внешних странностях каготов: в основном это маленький рост, высокая температура тела, отсутствие мочек ушей, так называемая «круглоухость» — именно это отличало их от окружающих.

Каготы должны были селиться в пригородах, на болотисты землях и малярийных берегах рек. Мрачные гетто Каготов называли Cagoteries, их следы всё ещё можно найти в пиренейских общинах, таких как Кампан или Хагетмау.

Вся жизнь каготов была отмечена апартеидом. Представителей этого племени долгое время всячески притесняли: каготы не имели права вступать в брак с «обычными» гражданами, не имели права заниматься сельским хозяйством и животноводством. Каготы не могли использовать те же водоёмы и места для купания, что и другие люди. Им не разрешалось касаться парапета, перил лестниц и мостов, есть вместе с другими людьми. Хоронили каготов на отдельном кладбище. Их считали то умственно отсталыми, то больными проказой, то каннибалами, то колдунами. Каготы должны были оповещать окружающих людей о своём приближении специальной трещоткой, как это делали прокажённые.

Современные археологические раскопки кладбищ каготов XII-XIII века, обнаруживают совершенно здоровые скелеты, лишенные страшные повреждения кости, которые можно увидеть на останках прокаженных.

Некоторые из запретов для каготов были довольно странными. Каготам не разрешалось ходить босиком, как обычным крестьянам, что породило легенду о том, что у них были перепончатые пальцы. Представители каготов были обязаны носить на одежде ярко-красную гусиную лапку (коготь) — знак кагота, приколотый к одежде, чтобы окружающие сразу узнавали в них отверженный род.

Каготам (Cagots) были запрещены большинство ремёсел и профессий, они могли занимались лишь теми ремеслами, которые были связаны со смертью. Они работали дровосеками, могильщиками, гробовщиками, палачами, а также плотничали и плели веревки. Последние две специальности ассоциировались со смертью: плотник сооружал виселицы, да и веревки, в первую очередь, тоже изготавливались для казни.

Каготы со временем превратились в гильдию плотников, они не только делали гробы и бочки для вина и воды, но и строили деревянные храмы.

В средневековых документах имелись списки всех местных каготов. Если напротив имени стояла пометка «плотник», значит, его обладатель был точно каготом.

По иронии судьбы каготы, как хорошие плотники, построившие множество деревянных католических храмов в Пиренеях, но не имели права входить в храм наравне со всеми прихожанами. Для каготов был отдельный вход через низкую дверь, чтобы изгои общества, всякий раз входя в храм, сознавали свое бесправное положение. Внутри храма представители каготов сидели отдельно от остальных прихожан за перегородкой.

В некоторых литературных произведениях каготы часто упоминаются как самая бесправная общность. Франсуа Рабле в своём романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» упоминает надпись на двери Телемского аббатства, которая запрещает вход «лицемерам, фанатикам и каготам».

Кропильница со святой водой у каготов была своя, а если кто-то из отверженных прикасался к воде в общей кропильнице, ему отрубали руку. Причастие каготам священник подавал на длинной ложке, чтобы не приближаться к ним.

Читать еще:  Как научиться жить

Во время Великой Французской революции дискриминационные законы против каготов были официально отменены — на самом деле многие каготы во время революции разграбили локальные архивы и уничтожили любые записи о своих предках, было сделано всё, чтобы навсегда вычеркнуть своё имя из средневековых списков каготов. После французской революции 1789 года, каготы постепенно ассимилировались среди населения Франции.

История Франциска Мишеля «История гонений» («История проклятых рас», 1847) была одним из первых исследований каготов. Автор обнаружил в средневековых текстах описание внешности каготов, где сообщается, что у них были «вьющиеся коричневые волосы».

В 1847 году Франциск Мишель обнаружил, что по меньшей мере 10 000 каготов, по-прежнему, страдают от неравноправия в разных областях Гаскони и Наварры, почти через 70 лет после того, как «неприкасаемая» каста каготов (Cagot) была «упразднена».

Однако суеверия, касающиеся каготов, живы в обществе до сих пор, в современном французском языке слово «кагот» — это оскорбление, а в 60 пиренейских церквях по-прежнему имеют отдельные входы «Cagot».

По поводу происхождения самого слова «кагот» до сих пор ведутся оживленные споры. Каготами их окрестили жители Европы, но сами себя так не называли, но самоназвание их неизвестно. Одни предполагают, что слово «кагот» берет свои истоки от бретонского kakouz , и испанского cafo – «прокаженный», другие – что от окситанского cago – «дерьмо», третьи говорят о происхождении каготов от вестготов, а потому и сам термин считают производным от canis gothus – «готская собака». В Италии жители Рима и Неаполя грубо и пренебрежительно называю крестьян — caffoni (от исп. cafo – «прокаженный»)

Откуда же появились каготы? И почему долгие тысячелетия страдают они от жестокого преследования, апартеида и фанатизма?

В средневековье о каготах существовало множество легенд и ложной информации, распространяемой слухами. В шестнадцатом веке Амбруаз Паре (1509 — 1590), отец современной хирургии, служивший при дворе короля Генрих II, с научной точки зрения изучал эту странную расу, проклятую в то время уже три столетия.

Стараясь не быть под влиянием слухов, Амбруаз Паре исследовал способности каготов, сделав медицинские опыты, подробно описал результаты «мумификации магнетизмом». «Амбруаз Паре дал одному каготу подержать в руке свежее яблоко и через несколько минут увидел, что яблоко сморщилось, как будто оно пролежало восемь дней на солнце. Амбруаз Паре объяснил эту реакцию необычно высокой температуры тела кагота — Chrestian».

Начиная с новаторских работ Франциска Мишеля, различные историки пытались решить тайну каготов. Одна из теорий состоит в том, что они были прокаженными, и заразными, к тому же слабоумными. Это объясняет средневековые жесткие правила и законы против каготов, превращающие их в «неприкасаемых». Тем не менее, эта теория не выдерживает критики исторических и археологических фактов, где каготы описаны и обнаружены, как крепких, коренастых и совершенно здоровых людей.

Другая идея о появлении каготов состоит в том, что они были рабами готов, которые вторглись во Францию ​​в Тёмные века истории. Отсюда этимологи установили, что слово кагот — «ca-got» происходит от прозвища «cani Gothi» — «собаки готов» — это было оскорбительное имя уже в 507 году, чтобы обозначить готов, за их приверженность арианству, ставшему объектом скандала и ненависть к католикам. Это люди, после поражения в битве при Вуйе преследовались Франками, и был вынужден скрываться в недоступных местах Пиренейских гор, чтобы сохранить свои религиозные привычки арианства. Но эта идея не согласуется с географическим их расселением в других местах Франции и Испании. (Guyenne et en Gascogne, le Maine, l’Anjou, le Poitou et l’Aunis, Bretagne, Navarres)

Читать еще:  Как жить в мире в семье

В прошлом году появилась новая теория, предложенная британским писателем Грэмом Роббом в его книге «Открытие Франции». Робб предполагает, что кагот изначально были гильдией опытных средневековых столяров. В этом свете фанатизм против них был коммерческим соперничеством, которое со временем обросло чудовищными фантазиями, и поставило этих людей вне закона.

Некоторые авторы считают каготов западной Европы потомками мавританских солдат, оставшихся после вторжения мусульман в Испанию и Францию ​​в VIII веке и называют их «сарацинами».

Каготы стали христианами, но до сих пор против них действует и религиозная дискриминация и недоверие общества.

Казалось бы, что сегодня ни один представитель этого племени не скажет: «Я – кагот», во Франции нашёлся «последний кагот в мире» — это Мари-Пьер Мане-Боузак, она не сомневается в том, что является потомком мавританского солдата VIII века.

Что касается географического расселения каготов то, это, вероятно, связано с маршрутами испанских паломников Сент-Джеймс.

В средневековом замке Нест (Nestes), построенном в IX-XI веке в Верхних Пиренеях, открыли музей Cagots (кагот), посвящённый тайне этого отверженного народа.

Каготы

Каготы (фр. Cagots ) — пренебрежительный термин, относящийся к группе жителей стран Западной Европы (Франция, Испания), которые пострадали от отвращения и презрения к ним их сограждан, особенно в Гаскони и в предгорьях Пиренеев. Плохая репутация каготов связана с суеверием, приписывавшее им проказу, зловоние и т. п.

Каготы проживали в Гаскони, около Тулузы, в Стране басков, Шалоссе, Беарне, Бигорре и в пиренейских долинах, а также на севере Испании (Арагон, южная Наварра и Астурия), где они были известны под именем аготов.

В разных местах и в разное время каготы назывались и крестианами или хрестиасами (после XVI века), гезитэнами (в Шалоссе начиная с XIV века), гахетами, гахетзами, гафетами или аготами (в Бордо, департаменте Ланды), капотами в Арманьяке. В Бигоррском графстве каготы известны под именем каскарротов или грауэров. Находится также след каготов в Анжу, где они упоминались как капоты или болотные люди, в Вандейском департаменте их называли причудливыми и возможно в Бретани какинами. Каготы имели прозвище «утки», потому что они обязаны были носить на их одежде лапу утки, чтобы легко отличиться среди населения.

Предположения относительно этимологии слова «кагот» различно, потому что происхождение этого народа до сих пор неизвестно. Поэтому ни одна версия не может претендовать на правильность.

В аналогии с греческим словом плохо (cacos), близким к бретонскому слову «kakouz» которое означает в переводе прокаженный или скряга, можно предположить, что слово «кагот» образовалось от латинского глагола «cacare». Эта этимология, наиболее внушающая доверие, дана известным сатириком Франсуа Рабле. В сочинении Мелодия острова он показывает каготов как пораженных холерой гарпий. Рабле использует также термин «кагот» в знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» в описании Телемского аббатства, на двери которого есть надпись, запрещающая вход «лицемерам, фанатикам и каготам». В переводе с окситанского языка слово cago (также произошедшее от латинского глагола «cacare») означает как «дерьмо» или «немного дерьма».

Есть предположение, что каготы произошли от готов или сарацинов. Другие мнения говорят о происхождении от катаров. В церквях для каготов был сделан отдельный боковой вход, который был очень низкий, чтобы заставить каготов наклониться при входе и напомнить им об их подчиненном положении [1] . У священнослужителей была отдельная священная воды, отведенная для каготов. Сегодня каготы уже не образуют отдельный социальный класс и в значительной степени ассимилировались в общей популяции. Большинство представителей этого народа отказывается называть себя каготами.

Читать еще:  Как отпустить ребенка учиться в другой город

Известия о каготах впервые появляются после XI века. Термин продолжали использовать до XVIII века. Тем не менее, в Наварре и Испании это название просуществовало до 1819 года. Хронология упоминаний каготов:

Каготы: самый презренный народ Европы

Каготы – племя, обитавшее в Западной Европе, преимущественно во Франции и Испании. Представителей этого племени долгое время всячески притесняли: каготы не имели права вступать в брак с «обычными» гражданами, ходить босиком и даже прикасаться к перилам. Их считали умственно отсталыми, больными проказой и колдунами. Однако все, чем каготы отличались от других, – это отсутствием мочек ушей.

Странный народ

Первые упоминания о каготах появились после XI века. По поводу происхождения самого слова «кагот» до сих пор ведутся оживленные споры. Одни предполагают, что оно берет свои истоки от бретонского kakouz – «прокаженный», другие – что от окситанского cago – «дерьмо», третьи говорят о происхождении каготов от вестготов, а потому и сам термин считают производным от canis gothus – «готская собака».

Точных описаний внешности представителей этой народности нет. В одних источниках они упоминаются как люди с каштановыми волосами и карими глазами, в других предстают голубоглазыми блондинами. Однако всюду говорится об уродствах каготов: в основном это отсутствие мочек ушей, так называемая круглоухость.

В некоторых литературных произведениях того времени каготы часто упоминаются как самая бесправная общность. Так, Франсуа Рабле в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» указывает на надпись на двери Телемского аббатства, которая запрещает вход «лицемерам, фанатикам и каготам».

Везде и всегда каготы обязаны были носить на одежде гусиную (или утиную) лапку, чтобы окружающие сразу узнавали в них представителей отверженной расы.

Что каготам было запрещено

В церкви для каготов существовал отдельный вход с низкой дверью, чтобы изгои, всякий раз входя в храм, сознавали свое бесправное положение. Внутри представители племени сидели отдельно от остальных прихожан за перегородкой. Да и кропильница со святой водой у каготов была своя. Если кто-то из отверженных прикасался к воде в общей кропильнице, ему отрубали руку. Причастие каготам священник подавал на палке.

Каготы не имели права заниматься сельским хозяйством и животноводством, им запрещалось ходить босиком и прикасаться к перилам мостов, они не могли купаться в том же месте, где купаются «нормальные» люди. Хоронили каготов на отдельном кладбище.

Каготы занимались лишь теми ремеслами, которые были связаны со смертью. Они работали могильщиками, гробовщиками, палачами, а также плотничали и плели веревки. Последние две специальности в те времена тоже ассоциировались со смертью: плотник сооружал виселицы, да и веревки, в первую очередь, тоже ассоциировались с казнью.

Беспрепятственно каготы могли только ловить рыбу. Считалось, что проказа через рыбу не передается. Представители этого странного племени, как ни удивительно, прослыли отличными хирургами и акушерами. Здесь их европейцы отчего-то не чурались.

В чиновничьих кабинетах имелись списки всех местных каготов. Если напротив имени стояла пометка «плотник», значит, его обладатель являлся каготом.

Равные права со всеми каготы получили только после Великой французской революции 1789 года.

Однако суеверия, касающиеся каготов, живы в людях до сих пор. Может, именно поэтому каготы не любят афишировать самих себя. Ни один представитель племени не скажет вам: «Я – кагот». Этим словом их окрестили жители Европы, а не они сами. Да и в современном французском языке слово «кагот» – это оскорбление.

Источники:

http://ru-sled.ru/neprikasaemyj-narod-v-zapadnoj-evrope/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1801716
http://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5b5eaf26b23bb300a924a327

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: