4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто придумал Marvel

Корпорация Marvel: история и факты

История комиксов (как известно, английское слово comic означает «смешной») начинается в XVI–XVII вв. Впервые они появились в странах Западной Европы и представляли собой смешные истории в картинках.

В Америке же первый комикс вышел в конце XIX в. В 20-х годах XX в. журналы начинают выделять под них целые колонки. Затем комиксы становятся цветными, выходят отдельными изданиями и пользуются невероятной популярностью.

Они перестают быть смешными, комичными. Их главной темой становятся ужасы, приключения, фантастические истории, а главными героями ― супергерои, ведущие борьбу за справедливость, и антигерои, олицетворяющие зло.

Главным издателем комиксов становится американская компания DC Comics, знакомая многим по «Супермену» и «Бэтмену». Но в 1960 г. ей составила конкуренцию компания Marvel Comics, в числе наиболее известных комиксов которой ― «Человек-паук», «Железный человек», «Человек-муравей», «Капитан Америка», «Дэдпул», «Сорвиголова», «Доктор Стрэндж», «Люди Икс» и др. Комиксные истории разворачиваются в вымышленной Вселенной: Вселенной Marvel.

Со временем Marvel Comics завоюет едва ли не половину рынка производителей комиксов, а США ― славу центра индустрии комиксов.

Этапы развития Marvel Comics

Начало

Американскую компанию Marvel Comics, занимающуюся изданием комиксов, называют Домом идей. И действительно, креативных идей у ее сотрудников во все годы существования компании начиная с 1939 г. всегда было хоть отбавляй, что и позволило ей занять место в числе лучших.

Ее создателем был Мартин Гудман, издатель дешевых pulp-журналов, рассчитанных на массового читателя. Героями ее первого комикса, называвшегося Marvel Comics, были супергерой Человек-Факел и антигерой Нэмор Подводник. Сама же компания изначально носила название Timely Comics. Комикс получился настолько удачным, что спрос на него превзошел ожидания и компании не хватило собственных средств на его издание, поэтому пришлось задействовать другую компанию.

Следующий комикс «Капитан Америка», вышедший в 1941 г., оказался не менее удачным. Своим успехом он был обязан писателю Джо Саймону и художнику Джеку Кирби. Капитан Америка был патриотическим героем, участвующим в военных операциях американской армии. Изначально он представлял собой болезненного юношу, который благодаря введенной сыворотке стал суперсолдатом. Этот персонаж был особенно популярен во время Второй мировой войны.

Путь к славе

Расширившийся бизнес Гудмана требовал помощников. И одним из них стал 17-летний родственник по имени Стэн Ли, который впоследствии возглавит Marvel Comics. Стэн Ли оказался необычайно талантлив, и впереди его ждало блестящее будущее. Ныне он ― известный писатель, сценарист, продюсер, автор многих персонажей комиксов и даже актер, сыгравший эпизодические роли в фильмах, снятых по их мотивам.

В 50-е годы компания меняет свое название с Timely Comics на Atlas Comics, но ее дела уже не столь успешны, как когда-то, и новое название не помогает. В послевоенные годы интерес к супергероям падает, и темой комиксов становятся ужасы, преступления, любовные и шпионские страсти и т. п. Роль главных героев нередко играют смешные животные. Так, в 1957 г. вышел комикс «Смешная утка», и это был последний комикс, выпущенный Atlas Comics.

Первый комикс под логотипом Marvel Comics выйдет в 1961 г. Правда, это будет не один, а серия научно-фантастических комиксов под общим названием «Удивительные приключения». Замысел Гудмана основывался на том, что люди заинтересовались научной фантастикой, и фильмы на эту тематику стали пользоваться успехом. Но этот интерес еще не распространился на комиксы, поэтому сотрудники компании продолжали находиться в поисках тем и героев. Были выпущены комиксы о монстрах, побегах, комиксы для девушек, для детей, но они имели репутацию второсортных.

Компания привлекла к сотрудничеству молодых талантливых сценаристов и художников, среди которых был Стив Дитко, удачно вписавшийся в творческий коллектив.

Супегерои в реальном мире

В это же время компания-соперница DC Comics находится на пике популярности. Главные персонажи ее комиксов― те же супергерои, которые объединились в команду «Лига Справедливости». Почему бы не пойти по стопам конкурентов и не создать свою команду супергероев, подумал Мартин Гудман, и поставил перед своим творческим коллективом задачу превзойти DC Comics.

Герои комиксов DC Comics ― Бэтмен, Флэш, Супермен отличались физической мощью и не испытывали чувств, свойственных обычным людям: страха, сомнений и др.

В противовес им сотрудники Marvel Comics придумывают персонажей, которых можно назвать «супергероями в реальном мире». Они, как и люди, страдают, любят, впадают в депрессию, ссорятся, ругаются и мирятся, решают финансовые проблемы и пр. Стэн Ли и Джек Кирби наделили каждого героя своим характером, и это было впервые в истории комиксов.

Первым комиксом, где был применен новый подход к созданию персонажей, объединенных в команду, назывался «Фантастическая Четверка». Он вышел в 1961 г., и его герои Мистер Фантастик, Женщина-Невидимка, Человек-Факел и Нечто сразу же стали популярны. Читателям было внове, что герои не только спасают мир, но и конфликтуют, спорят, имеют разные точки зрения, их отношения, как у реальных людей, находятся в динамике.

Метод Marvel

Стэн Ли, который к этому времени уже был главным редактором компании, собрался было оставить свой пост, чтобы заняться чем-то более серьезным, нежели комиксы. Но оглушительный успех «Фантастической четверки» заставил его отказаться от этой мысли.

Во время работы над комиксом он и Джек Кирби выработают новый метод, который ляжет в основу работы всего издательства и станет называться методом Marvel. Его суть в том, что автор и художник работают не отдельно друг от друга, а постоянно взаимодействуют: художник делает наброски и передает их автору, тот пишет диалоги и снова отдает художнику для доработки. Они вместе обсуждают те или иные вопросы, и каждый имеет возможность внести что-то свое. Этот метод позволил ускорить темп работы над конечным продуктом и значительно повысил его качество.

Используя такой подход к работе над персонажами, в следующие два года Стэн Ли создает комиксы «Железный Человек», «Человек-Паук», «Невероятный Халк», которые вывели компанию в фавориты читателей. Компания DC Comics, не желавшая меняться в соответствии с их изменившимися предпочтениями, осталась позади.

Время Стэна Ли

В Marvel давно уже поняли, что комиксы привлекают не только детей, но и взрослых, и изменили политику, придумывая персонажи и сюжеты, интересные и взрослым. Причем у Стэна Ли хватило смелости затрагивать в комиксах злободневные социальные и политические вопросы, благодаря чему многие читатели DC Comics «перебежали» к Marvel.

Именно Стэну Ли, ставшему лицом издательства, оно во многим обязано своим успехом. Он «ввел в моду» общение с читателями с помощью газеты, сопровождавшей каждый новый выпуск. В газете он в дружеской манере рассказывал читателям о планах на будущее, новых сотрудниках, спрашивал совета и т. п., таким образом создавая у них впечатление, будто они являются частью творческого коллектива. Он завел собственную рубрику, где вел открытую переписку с фанатами, общаясь с ними «на их языке». Они выражали ему свою любовь и признание, а он получал от них уверенность в правильности выбранного пути.

Благодаря толерантности и харизматичности Стэна Ли в Marvel Comics царила дружелюбная творческая атмосфера: он ценил всех сотрудников и никогда не претендовал на эксклюзивное право быть единоличным автором персонажа, ставшего популярным. Он пользовался уважением как читателей, так и сотрудников, и стал наиболее известной личностью в индустрии комиксов.

Читать еще:  Как проходить в театре лицом или спиной

(Кстати, обстановка в стане конкурентов ― DC Comics была противоположной, что не могло не отразиться на качестве их продукции).

Далее были комиксы «Мстители», «Люди Икс», первые выпуски «Удивительного Человека-Паука», принесшие наибольший коммерческий успех. На рынке комиксов стала господствовать Marvel Comics, продажи которой достигли 50 млн выпусков в год. Исходя из коммерческих соображений в 1968 г. Мартин Гудман продал бизнес одной из корпораций, которая объединила его под названием Magazine Management Co. Сам же Гудман остался издателем.

В 1972 г. Гудман уходит на пенсию, и его заменяет Стэн Ли. А в Marvel приходит новый главный редактор. В это время в индустрии комиксов наблюдается спад. Главной темой комиксов снова становятся ужасы, фантастика, криминал, сатира. Но новые герои комиксов Marvel приобретают не меньшую популярность, чем старые. «Конан-Варвар», «Рыжая Соня», «Утка Говард», «Гробница Дракулы», «Космическая Одиссея», «Звездный путь» ―популярные комиксы 70-х годов 20 века.

В 1973 г. Magazine Management Co переименовывают в Marvel Comics Group, но продажи стали падать. Поднять их снова удалось благодаря открытию сети магазинов комиксов, ранее распространявшихся лишь через газетные киоски.

В 70-е же годы Marvel выходит на телевидение, представляя мультисериалы со своими героями, в частности Человеком-Пауком, зеленым монстром Халком.

Время Джима Шутера

Новым редактором Marvel в 1978 г. становится Джим Шутер, который будет занимать эту должность в течение следующих 9-ти лет. Под его руководством работа издательства существенно улучшится. Панибратское поведение Стэна Ли и продолжительная слава несколько расслабили сотрудников, они стали неорганизованными и начали нарушать сроки выпусков. Кроме того, Джим Шутер обладал нюхом на таланты: он переманил к себе талантливого автора Фрэнка Миллера, который вскоре станет звездой Marvel.

Джиму Шутеру удастся поднять продажи благодаря еще одному революционному методу, предусматривавшему создание комиксов-кроссоверов: переплетение сюжетов в кроссоверах заставляло читателей скупать все выпуски комиксов. Таковыми были, например, «Турнир чемпионов» и «Секретные войны».

Период, когда редактором Marvel был Шутер, считается одним из самых удачных в истории издательства.

Но дальше Marvel ждали трудные времена. Извечные конкуренты, а именно DC Comics, не дремали и выпустили сразу несколько комиксов и мини-сериалов («Хранители», «Возвращение Темного Рыцаря», «Кризис на Бесконечных Землях»), перезапустили «Супермена». Оставил Marvel и перешел в DC Comics Фрэнк Миллер. Таким образом, лидерство в индустрии комиксов в 1986 г. перешло к DC Comics. А Marvel была продана сначала New World Entertainment раз, а через три года еще раз ― уже MacAndrews and Forbes.

В 90-х годах XX в. издательству удастся еще раз «взлететь» благодаря серии комиксов про супергероев будущего «2099», но это будет взлет перед спадом. В 1992 г. из него уйдут лучшие сотрудники, а в 1996 г. оно объявит себя банкротом в соответствии с главой 11 Кодекса США о банкротстве, допускавшей реорганизацию. В 1997 г. будет образована новая корпорация ― Marvel Enterprises.

Новая жизнь Marvel: Ави Арад и Marvel Studios

Фактически от банкротства компанию спасет бизнесмен Ави Арад, владеющий компанией по производству игрушек, получивший контрольный пакет акций Marvel и исключительное право на выпуск игрушечных супергероев комиксов. Ави Арад станет продюсером едва ли не всех дальнейших экранизаций комиксов Marvel. Он, а также новый главный редактор Боб Харрас и издатель Билл Джемез вдохнут в Marvel новую жизнь.

В 1993 г. была образована Marvel Studios, которая выпускала мультисериалы по мотивам комиксов, пользовавшиеся популярностью у телезрителей. Это были, в частности, «Люди Икс» и «Человек-Паук».

Но на больших экранах фильмы Marvel появятся лишь несколько лет спустя. «Люди в черном» (1977), «Блэйд» (1998), «Непобедимый Человек-Паук» (1999), «Люди Икс» (2000) ― с ними студия Marvel вышла в мир большого кино.

Роли главных персонажей стали исполнять настоящие актеры. Так, роль профессора Ксавьера в «Людях Икс» сыграл британский актер Патрик Стюарт, а могущественного мутанта Магнето ― Иэн МакКеллен. Молодой актер Хью Джекман благодаря роли Росомахи завоевал мировую славу.

Почти все истории комиксов Marvel происходят в вымышленной Вселенной Marvel, на Земле-616. В 2000 г. был запущен импринт издательства Marvel Comics — Ultimat Marvel, под которым выходят комиксы с теми же, но переосмысленными персонажами, несколько отличающимися от первоначальных версий. И действуют они за пределами Вселенной Marvel, где обитали прежние герои. Вселенная Marvel ― лишь часть Мультивселенной, в которой находится множество Земель, где происходят разные истории с переосмысленными и, по сути, новыми героями.

Это было сделано для того, чтобы адаптировать прежних героев и старые истории под молодых зрителей.

11 сентября 2001 г. ― день страшной трагедии, произошедшей в Нью-Йорке. И Marvel не остается в стороне ― в одном из выпусков персонажи помогают пострадавшим людям, причем участие в разборке завалов принимают не только супергерои, но и злодеи. Устами героев Marvel обращается к жителям, призывая их не озлобляться и не отвечать ненавистью, потому что она в конечном итоге приведет к мировой войне, которая уничтожит планету.

«Железный человек» приносит успех

Marvel снова становится главным издателем комиксов, которые активно экранизируются, но права на экранизацию приходится продавать из-за нехватки собственных средств. Огромный успех Marvel приносит фильм «Железный человек», который вышел в 2008 г. и собрал в мировом прокате более 585 млн долларов.

Его главный герой Тони Старк и раньше появлялся в комиксах Marvel, но его роль не была прописана так ярко, чтобы привлечь к себе внимание. Было решено ее доработать и адаптировать для большого экрана, но сценаристы, которым это было предложено, отказывались. Своим появлением фильм «Железный человек» обязан режиссеру Джону Фавро, который с энтузиазмом взялся за дело. Роль Тони Старка ― супергероя-миллиардера была предложена актеру Роберту Дауни младшему. Он настолько удачно вписался в образ, что его герой стал суперпопулярным, а самого актера назвали новой голливудской звездой и секс-символом года. Фильм же включили в десятку лучших 2008 года.

Время Кевина Файги и Walt Disney Company

Еще один человек, чью роль в дальнейшем развитии Marvel трудно переоценить, ― это Кевин Файги, который стал продюсером экранизаций комиксов Marvel, а в 2007 г. ― главой Marvel Studios. Ему же принадлежит разработка концепции кинематографической Вселенной Marvel. А в 2011 г. он был назван одним из самых могущественных людей в мире кино.

В 2009 г. Marvel, обладающая огромным творческим потенциалом, заключила выгодную сделку с Walt DisneyCompany, обладающей значительными финансовыми возможностями, что открыло перед ней новые возможности. Сумма сделки составила более 4 млрд долл. А команда Marvel переехала из Нью-Йорка Манхеттена в Лос-Анджелес.

«Железный Человек 2» (2010) собрал в мировом прокате более 623 млн долл., «Железный Человек 3» (2013) ― более 1 млрд долл. и получил Оскара за лучшие визуальные эффекты. Фильм «Мстители» (2012) в мировом прокате собрал 1,5 млрд долл., став 5-м самым кассовым фильмом в истории. «Первый мститель: Другая война»― свыше 700 млн долл. и «Мстители: Эра Альтрона» ― свыше 1,4 млрд долл., заняв 7-е место среди самых кассовых фильмов.

Такова история Marvel Comics ― компании, которая прошла через финансовые трудности, творческие кризисы, пережила взлеты и падения и снова стала необычайно успешной. И эта история продолжается…

Стэн Ли – создатель вселенной Marvel

12 ноября 2018 года в возрасте 95 лет скончался Стэн Ли, создатель многих легендарных персонажей фантастической вселенной Marvel. При его непосредственном участии рождались Халк, Человек-Паук, Доктор Стрэндж, Люди Икс, Тор, Железный человек, Сорвиголова, Фантастическая четверка и многие другие. Стэн Ли был не только автором комиксов – он выступал в качестве продюсера, актера и телеведущего. За долгую карьеру у него было около 100 камео.

Содержание

Краткая биография

Стэнли Мартин Либер родился в 1922 году в Нью-Йорке. Его родители были еврейскими иммигрантами из Румынии, семья жила на Манхэттене. Когда Стэну исполнилось 9 лет, у него появился младший брат Ларри. Страна в это время переживала Великую депрессию, денег семье не хватало. Отец будущей легенды мира комиксов был закройщиком, но работы для него в 1930-е годы не хватало. Семье пришлось переехать в однокомнатную квартиру в Бронксе.

Читать еще:  Как найти клиентов репетитору английского

Стэн старался помогать родителям – он продавал газетные подписки, развозил сэндвичи, писал некрологи в службу новостей и пресс-релизы для туберкулезного центра.

Приход в мир комиксов

В 1939 году авторитетный издатель Pulp-журналов Мартин Гудман создал Marvel Comics, которая в тот момент существовала как группа компаний под общим названием Timely Comics. О Гудмане говорили, что вся его империя представляет собой семейный бизнес. Стэн попал в Timely Comics именно по этой причине – владелец компании был женат на его кузине Джин. Сам Ли такую версию собственного трудоустройства опровергал и утверждал, что устроился работать едва ли не случайно, увидев объявление в газете.

Стэн Ли устроился в Timely Comics в 1939 году, в тот момент ему было 16 лет. Через год он оказался самым молодым редактором во всей индустрии комиксов. Псевдоним Стэн Ли был придуман для того, чтобы подписывать первые работы. Стэнли Либер не хотел разменивать свое настоящее имя на мелочи и берег его для того, чтобы подписать действительно стоящее произведение, например, серьезный роман.

В октябре 1942 года Ли на три года отправляется на срочную службу. Он попадает в войска связи и занимается тем, что у него хорошо получается – пишет инструкции и создает обучающие фильмы для разных родов войск. После армии Стэн возвращается на работу в Timely Comics.

Новый тип героев

Стэн Ли пришел в индустрию в тот момент, когда начинался Золотой век комиксов. За период с конца 1930-х до начала 1950-х годов появились одни из самых известных персонажей. У Marvel это были Капитан Америка и Капитан Марвел, у DC Comics – Супермен, Бэтмен и Чудо-женщина.

Настоящая слава пришла к Стэну Ли в 1960-е годы, когда он начал придумывать супергероев нового типа – саркастических и противоречивых. Так появились Фантастическая четверка, Человек-Паук и другие персонажи. Они оказались той самой порцией свежей крови, которая была так необходима начавшей сдавать позиции индустрии комиксов.

Во многом за счет усилий Стэна Ли Marvel превратилась в одну из главных компаний, издающих комиксы. Основанной Мартином Гудманом организации удалось выйти из тени DC Comics и превратиться в равного ей по силе игрока.

Большинство своих персонажей Стэн Ли создал вместе с Джеком Керби – еще одним выходцем из семьи еврейских иммигрантов. Правда, Керби в итоге покинул компанию. В 1970 году из-за непонимания внутри корпорации он ушел работать в DC Comics.

А сам Ли был главным редактором Marvel Comics больше 30 лет – с 1941 по 1972 год.

Актерские работы

Когда по комиксам стали снимать приносящие огромные деньги блокбастеры, Стэн Ли полюбил появляться на экранах в камео. Его можно увидеть в нескольких частях «Людей Икс», «Человека-Паука», «Фантастической четверки» и других фильмах, снятых по комиксам Marvel. Обычно редактор занимал минимум экранного времени, представая в одном из эпизодов охранником, испуганным зрителем, продавцом мороженого на пляже, случайным собеседником главного героя или почтальоном. Стэн или упоминания о нем появлялись в «Симпсонах», «Теории большого взрыва», «Героях» и других сериалах.

В 2002 году Ли опубликовал автобиографическую книгу под названием «Excelsior! The Amazing Life of Stan Lee».

Последние годы

Стэн Ли продолжал заниматься созданием новых персонажей до самой смерти. За последние несколько лет он переболел пневмонией и стал хуже видеть. По последней причине сценарист и продюсер лишился возможности читать и писать – об этом он признался в начале 2016 года.

Однако и эти проблемы не помешали ему продолжить заниматься творчеством. Здесь Стэну помогала дочь Джей Си. Она всю жизнь упрашивала отца вместе создать нового супергероя, и эта мечта, наконец, сбылась. Стэн и Джей работали над созданием персонажа по имени Dirt Man, то есть Человек-грязь. Отец помогал развивать его историю, и последние ее корректировки он озвучил перед самой смертью. Пока детали сюжета о новом герое держатся в секрете. Джей Си собирается развивать этот проект и надеется, что он однажды перерастет в съемки полнометражного фильма.

В фантастических мирах смерть далеко не всегда становится концом. Великий Стэн умер, но истории его персонажей продолжают развиваться. Да и сам он еще не один раз появится на большом экране – продюсеры рассказали, что Ли успел сняться в нескольких камео для будущих картин.

Собственной главной суперсилой Стэн Ли считал удачу. В то же время он не боялся отдаться воле случая. В одном из интервью Стэн рассказал о том, что всегда хотел написать великий американский роман, но внезапно обнаружил себя доделывающим очередную партию комиксов.

История компании Marvel: от первых комиксов до мировых блокбастеров

Первые годы жизни компании: до комиксов от бульварной желтухи

Годом зарождения Marvel можно по праву назвать 1939. Тогда американский издатель по имени Мартин Гудмен захотел превратить несколько своих компаний в одну — он назвал её Timely Comics. В то время он в основном занимался разработкой pulp-журналов — недорогих регулярных газетёнок, в которых публиковались скандальные истории, сентиментальные рассказы и прочее бульварное чтиво. Само слово «pulp» означало дешёвую бумагу из вторсырья — самый доступный на тот момент материал, подходящий для нанесения типографской краски.

Как раз в это время популярность комиксов только начинала расти, а на рынке уже появились первые графические рассказы о Супермене и прочих героях, впоследствии вошедших во вселенную DC Comics. Гудмен был предприимчивым человеком, обладающим акульей бизнес-хваткой. Поэтому он обратил внимание на эту быстрорастущую нишу, и в скором времени в Timely Comics появилось новое лицо — Джо Саймон, который стал её главным редактором.

Именно под руководством Саймона художники Карл Бургос и Билл Эверетт придумали и разработали первый комикс, который был датирован октябрём 1939 года. Главными героями Marvel Comics #1 стали Человек-Факел и Немор-Подводник. Первый тираж в 80 000 экземпляров раскупили так быстро, что уже через месяц Гудман был вынужден выпустить вторую партию. Так и началось становление Marvel как одного из самых крупных супергеройских издательств.

Пока Человек-Факел сражался с противниками на бумажных страницах, в реальном мире начиналась Вторая Мировая Война, и Гитлер совершил нападение на Польшу. Да, Соединённые Штаты были далеко от этих событий, но даже у обычных горожан, не говоря уже о политиках, было явное чувство грядущей катастрофы.

Жестокие европейские диктаторы и милитаристы из Японии были не только влиятельными личностями, но и готовыми образами для злых антигероев. Их главными чертами оказались жажда власти, могущество и разрушительная сила, сметающая всё на своём пути. Дело оставалось за малым — придумать супергероя, который не только победит всех плохих, но и даст читателям надежду на светлое будущее, торжество добра и мирное небо над головой.

Так появился Капитан Америка. Впервые о нём упоминается в выпуске Captain America Comics #1, датированном 1941 годом. Конечно, явной целью его создания было поднятие патриотического духа граждан, ведь в условиях накалённой политической обстановки в мире все понимали — грядут тяжёлые для страны времена.

Капитан Америка представлял собой очеловеченную пропаганду, но тогда именно этого и требовала ситуация. Его звёздно-полосатые костюм и щит, как и весь образ, были полной собственностью американского правительства, а сама идея персонажа вполне соответствовала военному времени. Концепция заключалась в том, что без костюма Капитан Америка мог быть кем угодно — строителем, врачом или продавцом овощей. Но надевая свою сине-бело-красную униформу, он становился национальным героем — оружием Соединённых Штатов, всегда готовым к ответному удару. По сути, комиксы про этого супергероя воспитывали в американских читателях чувство собственной значимости для страны и готовность всегда прийти ей на помощь.

В довольно короткие сроки Капитан Америка стал безумно популярным персонажем. Миллионы выпусков комиксов о нём были отправлены в другие страны и даже на линии фронта. Журналы о супергерое-воителе любили все — от солдат до их оставленных в тылу детей. Персонаж, олицетворяющий собой саму Америку, крушил нацистов, японцев, итальянцев, да и вообще всех, кто попадал под категорию «плохой». Это давало читателям надежду на то, что светлая полоса обязательно наступит, а храбрые солдаты этому только поспособствуют. Успех Капитана Америки затмил собой даже культового в те времена Супермена.

Читать еще:  Как нормализовать сон

Тогда в Timely Comics пришли ещё двое новых сотрудников. Одним из них был обожающий книги семнадцатилетний подросток из семьи еврейских иммигрантов. Парень по имени Стэнли Мартин Либер занял в издательстве должность автора, а позже взял себе псевдоним Стэн Ли. Вместе с ним на работу приняли Джека Керби, и именно из-под пера этих двух гениев и вышли в дальнейшем все самые культовые и каноничные персонажи Marvel.

В 1944 году на экраны вышел фильм про Капитана Америку. Несмотря на то, что он картина не имела ничего общего с комиксами, зрители восприняли её с теплотой и интересом.

Трудности подросткового возраста: спад популярности после войны

Успех издательства в военные годы был ошеломительным, но после победы над Германией и Японией читатели заметно охладели к супергероям-воинам. Уставшие от настоящих сражений, американцы не хотели сталкиваться с ними ещё и на страницах комиксов, и в индустрии наступили тёмные времена. Даже самые популярные супергерои вроде Капитана Америки или Человека-Факела больше не были прибыльными.

Но Мартин Гудмен был настоящим бизнесменом и не собирался так просто сдаваться. В конце сороковых он изменил название своей компании на Atlas Comics, и решил идти по уже проверенному конкурентами пути, выпуская детективные, приключенческие и романтические комиксы, а также детские и подростковые журналы. Спустя десять лет Гудмен опять попытался возродить былую славу «великой тройки» героев, но ему это не удалось, и стало понятно, что формат требует изменений.

Американское общество в те годы было настроено радикально против когда-то любимых супергероев, обвиняя их создателей в пропаганде преступности и агрессии. Это послужило толчком к созданию в издательствах стандартов цензурирования, что заметно повлияло на качество комиксов.

Хоть и медленно, но индустрия продолжала развиваться. Именно в эти годы на «нейтральных» графических новеллах оттачивали своё мастерство Стэн Ли, Стив Дитко и Джек Кирби, впоследствии подарившие нам десятки действительно культовых произведений. В 50-х годах большой популярностью пользовались научные и фантастические фильмы, и Гудмен принял решение ударить именно по этой тематике. Были выпущены серии комиксов «Удивительные миры», «Тревожные истории» и «Мир фэнтези», но и им не удалось выстрелить так же, как когда-то смог Капитан Америка

Настоящее отрочество компании: перерождение издательства

Наступили шестидесятые. Поколение детей войны уже выросло, и его место заняли дети, для которых сражения с нацистами были чем-то вроде страшилки от взрослых. Общий уровень жизни американцев улучшался, и противники графических новелл выражали своё недовольство всё меньше и меньше. Именно тогда, посчитав наступившие времена весьма благоприятными для развития, многие издательства начали возвращать на полки истории о когда-то культовых супергероях.

Само собой, Мартин Гудмен не мог остаться в стороне. Снова переименовав свою компанию (на этот раз она стала называться Marvel Comics) он выпустил в тираж The Fantastic Four #1, где впервые рассказывалось о приключениях Фантастической Четвёрки. В отличие от DC Comics, которые тогда просто вернулись к привычному формату историй про Флеша, Бэтмена и Супермена, Marvel Comics полностью переосмыслила свой продукт.

Именно в это время издательство совершило поистине революционный шаг, превратив супергероев из сверхъестественных и обладающих аномальными силами существ в простых людей. Компания добавила им человечности, тем самым стерев грань между героем и читателем, точно также, как когда-то, будучи ещё Timely Comics, объединяла воинствующего Капитана Америку с теми, кому предстояло отстаивать честь страны в реальной жизни.

Полностью сменив вектор повествования, Marvel Comics показали, что даже сверхлюди могут ругаться, переживать, смеяться и плакать. В первых выпусках они даже были одеты в особые костюмы. Такой подход сделал персонажей одновременно и сложнее и проще. Читатели чувствовали, что новые борцы с несправедливостью такие же, как они — это только увеличивало популярность комиксов.

Примерно в это же время у Marvel Comics открылась и тёмная сторона, а именно плагиат. Главный персонаж Фантастической Четвёрки по имени Мистер Фантастик довольно неприкрыто копировал Пластичного человека, созданного издательством DC Comics. И речь не просто о внешнем сходстве — у героев были одинаковыми семейная история, уровень развития и даже имена жён. В дальнейшем Marvel обвиняли в плагиате ещё не единожды — некоторых популярных персонажей нельзя было назвать их полноценной собственностью.

И всё же любовь публики была так сильна, что компании Мартина Гудмена удалось выйти из затяжного кризиса. Шестидесятые стали важным временем для индустрии — именно тогда издания стали добавлять в свои комиксы научно-технические элементы. Были созданы Халк, Человек-паук, и другие супергерои, получившие свои силы благодаря радиации или генным модификациям. Комиксы стали более продуманными, хотя их идеям всё ещё не хватало реалистичности.

Через год после выхода серии про Фантастическую четвёрку Стэн Ли и Стив Дитко создали одного из самых культовых супергероев всех времён — Человека-паука. Впервые читатели увидели Питера Паркера в 1962 году в выпуске Amazing Fantasy #15, и он тут же обрёл заслуженную популярность. Сама концепция скромного и тихого парня, по случайности получившего суперсилы, позволяющие ему восстановить уличную справедливость, пришлась по душе многим подросткам. Читателям было легко ассоциировать себя с героем, и он стал так популярен, что Marvel пришлось выпустить отдельный комикс о паучьих приключениях под названием Amazing Spider-Man.

Популярность Питера Паркера была так высока, что молодые люди считали его такой же иконой эпохи, как Боб Дилан или Че Гевара. На приключения супергероя обратили своё внимание даже власти Соединённых Штатов — они предложили Стэну Ли интегрировать в паучьи приключения соцрекламу для предотвращения наркомании.

В 1971 году вышли выпуски The Amazing Spider-Man #96-98, где авторы достаточно детально раскрыли моральные и физические проблемы наркотической зависимости. Изначально из-за излишней жёсткости сюжета его хотела запретить комиссия Comics Code Authority, но тогда издательство проявило стойкость, выпустив комикс самостоятельно. И это оказалось правильным решением, ведь его продажи оказались невероятно высокими.

Помимо Человека-паука в те времена родились ещё несколько культовых персонажей вроде Халка и Человека-Муравья, а также своеобразный аналог Брюса Уэйна — Железный человек. Представший перед читателем в 1963 году, Тони Старк боролся со злом с помощью своего ума и различных высокотехнологичных устройств. В том же году были созданы Мстители, которые сразу же получили отдельную сюжетную линию.

Известная компания в зрелом возрасте: конкуренты и не только

Шестидесятые подходили к концу, и в индустрии определились однозначные лидеры — DC и Marvel. Естественно, они жёстко конкурировали, и порой за их сражениями наблюдать было интереснее, чем за нарисованными баталиями. В начале семидесятых случился неожиданный поворот — Джек Кирби, работающий со Стэном Ли над практически всеми персонажами Marvel, заявил о своём переходе в DC Comics. Это привело к сокращению продаж, и компания практически обанкротилась. Благодаря этому её в 1989 году выкупила корпорация MacAndrews and Forbes.

Несмотря на, казалось бы, довольно трудные времена, продукты Marvel начали выходить на телеэкраны. Отдельные экранизации получили Питер Паркер, Халк, Капитан Америка, Фантастическая Четвёрка, Люди Икс и многие другие. Даже истории малоизвестных героев вроде Блейда получили свои киноверсии.

На пороге 90-х издательству в очередной раз пришлось несладко — из него ушли практически все топовые художники. Некоторые из них впоследствии объединились и создали компанию Image Comics. После этого продажи Marvel резко упали, и компания внезапно вступила в партнёрские отношения с DC Comics для разработки совместных выпусков-кроссоверов, повествующих о том, как персонажи разных вселенных сражаются друг с другом.

Источники:

http://bbf.ru/magazine/23/7217/
http://stoneforest.ru/look/culture/comics/umer-sten-li/
http://trashbox.ru/link/marvel-history

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector