Кто это эриния
Эриния
По одному сказанию, дочери Никты и Эреба; либо порождены Землей от крови Урана [4] ; либо дочери Тьмы (Скотоса) [5] . По Эпимениду, дочери Кроноса [6] .
Согласно орфикам, это девять дочерей [7] Зевса Хтония и Персефоны [8] . По версии Псевдо-Гераклита их тридцать тысяч [9] .
У позднейших поэтов эриний три: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница.
Афиняне называют их «Почтенными», впервые Эсхил изобразил их с волосами на голове в виде змей [10] . Их пещера на склоне афинского акрополя [11] . В Сикионе их называли Евмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа [12] .
Мании — божества, чей храм около Мегалополя [13] . Видимо, это эпитет Евменид.
Суд над Орестом
Согласно мифу, эринии преследовали Ореста, за убийство матери, которое тот совершил по велению Аполлона. Аполлон смог лишь на время усыпить богинь-мстительниц, защищая Ореста. Конец же преследованию положила Афина-Паллада, проведя первый в истории мифической Греции суд, суд над Орестом, в результате которого герой был оправдан. Эринии пришли в ярость, поскольку суд отнял их исконное право карать муками нарушившего закон (мифический переход от мести к правосудию).
Однако Афина усмирила гнев богинь, убедив эриний остаться в Аттике, пообещав, что все афиняне будут воздавать почести древним богиням. С тех пор как эринии сменили гнев на милость, их стали называть Евмени́дами (от др.-греч. Εὐμενίδες , то есть милостивые, благосклонные).
Евмениды [14] у Эсхила отождествляются с Мойрами [15] .
В литературе и искусстве
Неоднократно упомянуты в «Илиаде» (XIX 418) и «Одиссее» (II 135; XI 280; XV 234; XVII 475; XX 78). Три Эринии упоминаются лишь у Еврипида (Орест 408), а их имена — у александрийских поэтов. Им посвящен LXIX орфический гимн, а также (как Евменидам) LXX орфический гимн. Хор Эриний участвует в трагедии Эсхила «Эвмениды», также, видимо, в трагедиях Ахея Эретрийского и Энния «Эвмениды». Эриния (Фурия) действует в трагедии Сенеки «Фиест».
Эриний и фурий изображали с волосами из змей, чёрной собачей мордой вместо лица и крыльями летучей мыши. Но существовали и другие изображения, на которых богини представлялись охотницами, с факелами и кнутами.
Согласно Данте Алигьери, они обитали в преисподней, где царит властительница вечных слез [16] Прозерпина (греч. — Персефона) — супруга Плутона.
- См. Нонн. Деяния Диониса VII 181. Гераклит, фр.52, 57 Маркович (союзницы Правды-Дике).
Есть мнение, что эринии представляют собой персонификацию образа бранящей матери, возникшую из детского страха смерти и угрызений совести.
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- ногтевой дизайн и макияж (190)
- Мыло (54)
- Батик (30)
- ФЬЮЗИНГ (5)
- энкаустика (2)
- Лента,ткан (365)
- Corel Paint (1)
- Армения (22)
- АТС (19)
- бисер (623)
- Бумага (408)
- коробки (88)
- Вязание (941)
- голосовыe поздравлениe (4)
- декупаж (68)
- Для детей (329)
- для умных (542)
- живопись (159)
- здоровье (251)
- игры (50)
- изонить (142)
- Интерьер (417)
- конфеты (192)
- куклы (378)
- кулинария (2399)
- салаты (136)
- торт (829)
- маски (100)
- мир мк (100)
- Музыка (496)
- Мягкие игрушки (56)
- Новый год (327)
- оформление блога (591)
- приветствие (88)
- Разделители (13)
- Разное (117)
- рамки для блога (14)
- СМАЙЛИКИ (15)
- текст (8)
- флэшки (71)
- часы для блога (65)
- папье-маше (25)
- ПК (206)
- Полезные ссылки (97)
- Прически (192)
- Пуговици и кожа (165)
- Разное (302)
- Раскраски (73)
- Реальный зароботок в сети Интернет (17)
- свадьба (248)
- Свечи (42)
- своими руками (468)
- скрапбукинг (1437)
- Блог (5)
- Винтаж (14)
- штапм (5)
- Сутаж (31)
- Трафореты (257)
- Умные мысли (64)
- фермерство (808)
- фото (186)
- фотошоп (1096)
- клипарт (591)
- рамки (92)
- уголки (32)
- уроки (54)
- фоны (137)
- шаблон (10)
- ХОЛОДНЫЙ ФАРФОР (188)
- Цветы (333)
- шторы (141)
- Шьем (1085)
–Музыка
–Метки
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
Мифы и Легенды * Эринии – Фурии – Эвмениды
Мифы и Легенды * Эринии – Фурии – Эвмениды
Эринии – Фурии – Эвмениды
Борис Валледжо – Фурии (Furies)
Материал из Википедии
Эринии (от др.-греч. Ἐρινύες «гневные», микен. e-ri-nu) — в древнегреческой мифологии богини мести. В римской мифологии им соответствуют фурии.
По одному сказанию, дочери Никты и Эреба; либо рожденные Геей, впитавшей кровь оскоплённого Урана; либо дочери Тьмы (Скотоса). По Эпимениду, дочери Кроноса. Их рождение приписывают первому совершившемуся преступлению: когда Кронос ранил своего отца Урана, капли его крови, падая, породили фурий.
Согласно орфикам, это девять дочерей Зевса Хтония и Персефоны. По версии Псевдо-Гераклита их тридцать тысяч.
У позднейших поэтов эриний три: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница.
Афиняне называют их «Почтенными», впервые Эсхил изобразил их с волосами на голове в виде змей. Их пещера на склоне афинского акрополя. В Сикионе их называли Евмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа.
Мании — божества, чей храм около Мегалополя. Видимо, это эпитет Евменид.
ЭВМЕНИДЫ (греч. Eumenides — “Милостивые, Благожелательные”) — эвфемистическое (“заменительное”) прозвание древнегреческих богинь мести Эриний. В классической античности Эриний перестали бояться и они превратились в благостных покровительниц людей, законности и порядка. С Эвменидами отождествляли Манию, богиню безумия, которая также претерпела изменения, превратившись в олицетворение “одержимости музами”, воплощение творческой энергии человека, вдохновения, страсти.
Суд над Орестом
Орест, преследуемый эриниями (Адольф-Вильям Бугро, 1862)
Согласно мифу, эринии преследовали Ореста, за убийство матери, которое тот совершил по велению Аполлона. Аполлон смог лишь на время усыпить богинь-мстительниц, защищая Ореста. Конец же преследованию положила Афина-Паллада, проведя первый в истории мифической Греции суд, суд над Орестом, в результате которого герой был оправдан. Эринии пришли в ярость, поскольку суд отнял их исконное право карать муками нарушившего закон (мифический переход от мести к правосудию).
Суд Афины. Оправдание Ореста
Однако Афина усмирила гнев богинь, убедив эриний остаться в Аттике, пообещав, что все афиняне будут воздавать почести древним богиням. С тех пор как эринии сменили гнев на милость, их стали называть Евменидами (от др.-греч. Εὐμενίδες , то есть милостивые, благосклонные).
Евмениды у Эсхила отождествляются с Мойрами.
В литературе и искусстве
Неоднократно упомянуты в «Илиаде» (XIX 418) и «Одиссее» (II 135; XI 280; XV 234; XVII 475; XX 78). Три Эринии упоминаются лишь у Еврипида (Орест 408), а их имена — у александрийских поэтов. Им посвящен LXIX орфический гимн, а также (как Евменидам) LXX орфический гимн. Хор Эриний участвует в трагедии Эсхила «Эвмениды», также, видимо, в трагедиях Ахея Эретрийского и Энния «Эвмениды». Эриния (Фурия) действует в трагедии Сенеки «Фиест».
Эриний и фурий изображали с волосами из змей, чёрной собачей мордой вместо лица и крыльями летучей мыши. Но существовали и другие изображения, на которых богини представлялись охотницами, с факелами и кнутами.
Словно ропот моря в час тревожный,
Словно плач потока, что стеснен,
Там звучит протяжный, безнадежный,
Болью вымученный стон.
Мукой лица исказились,
В их глазницах нет очей. Разверстый рот
Изрыгает брань, мольбы, угрозы.
С ужасом глядят они сквозь слезы
В черный Стикс, в пучину страшных вод.
Согласно Данте Алигьери, они обитали в преисподней, где царит властительница вечных слез Прозерпина (греч. — Персефона) — супруга Плутона (греч. — Аида).
Данте Алигьери. Божественная комедия.
АД. Песнь 9 (Терцины 34-49)
Фурии
34 Не помню я, что он еще сказал:
Всего меня мой глаз, в тоске раскрытый,
К вершине рдяной башни приковал,
37 Где вдруг взвились, для бешеной защиты,
Три Фурии, кровавы и бледны
И гидрами зелеными обвиты;
40 Они как жены были сложены;
Но, вместо кос, клубами змей пустыни
Свирепые виски оплетены
43 И тот, кто ведал, каковы рабыни
Властительницы вечных слез ночных,
Сказал: “Взгляни на яростных Эриний.
46 Вот Тисифона, средняя из них;
Левей-Мегера: справа олютело
Рыдает Алекто”. И он затих.
49 А те себе терзали грудь и тело
Руками били; крик их так звенел,
Что я к учителю приник несмело.
* См. Нонн. Деяния Диониса VII 181. Гераклит, фр.52, 57 Маркович (союзницы Правды-Дике).
В пьесе Жана-Поля Сартра «Мухи» эринии изображены в виде мух.
Эринии, Эриннии (Erinuez) – богини мести, рожденные Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. На древнее доолимпийское происхождение этих устрашающих божеств указывает также другой миф о рождении их от Никты и Эреба.
Число их было первоначально неопределенным, позднее стало считаться, что существуют три эринии, и им дали имена: Алекто, Тисифона и Мегера.
Три Фурии (Three Furies by Wenceslas Hollar)
Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями. В руках они держат зажженые факелы и бичи или орудия пыток. Из страшной пасти чудовищ высовывается длинный язык, и капает кровь. Их голоса напоминали и рев скота, и собачий лай.
Обнаружив преступника, они преследуют его неотступно, как свора гончих псов и карают за неумеренность, заносчивость, персонифицированную в абстрактном понятии “гордыни”, когда человек берет на себя чересчур много – он чрезмерно богат, слишком счастлив, слишком многое знает. Рожденные примитивным сознанием родового общества, эринии в своих деяниях выражают присущие ему уравнительные тенденции.
Место обитания безумных демонов – подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу.
Три Фурии Алекто, Тисифона и Мегера
Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов – Турна, вызвав тем самым кровопролитие.
Ужасная Тисифона в тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями.
Их сестра, Мегера – олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, сварливой женщины.
John Singer Sargent – Орест, преследуемый Фуриями. 1921
Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в “Эвменидах”. Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды, E u m e n i d e z (“благомыслящие”), тем самым меняя свою злобную сущность (греч. e r i n u e i n , “быть безумным”) на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как “блюстительницах правды”, ибо без их воли даже “солнце не преступит своей меры”; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Позднее их также называли семнами (“досточтимыми”) и понтиями (“могущественными”).
Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей. Также как защитницы правопорядка эринии гневно прерывают пророчества коней Ахилла, вещающих о его скорой гибели, ибо не лошадиное это дело заниматься вещанием.
С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немесида.
В Риме им соответствовали фурии (“безумные”, “яростные”), Furiae (от furire, “неистовствовать”), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.
Эринии
В греческой мифологии Эринии (Erinyes) – богини мести, порожденные богиней земли Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана либо, по другим вариантам, Никтой, богиней ночи, и обитавшие в аиде; иногда изображаются в виде собак или змей, что подчеркивает их хтонический характер. Олицетворяют угрызения совести и выражают представление о том, что преступление порождает на свет силы, которые рано или поздно уничтожают виновного. В греческой мифологии множество мифов связано с тремя эриниями: Алекто, Тисифоной и Мегерой. Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями, с зажженными факелами, бичами и орудиями пыток.
Они преследуют грешников неотступно, как свора гончих псов и карают за совершенные преступления, неумеренность, заносчивость, алчность, скупость, гордыню. Голоса эриний схожи с ревом скота и собачьим лаем. Место обитания безумных демонов – подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживаютбогам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу. Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов – Турна, вызвав тем самым кровопролитие. Ужасная Тисифона в Тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями. Их сестра, Мегера – олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, мстительной и сварливой женщины.
На более позднем этапе древнегреческой культуры эринии превращаются в эвменид, «благомыслящих», и олицетворяют порядок и законность как характеристики космически организованного мироздания (ср. у Анаксимандра: «Солнце не переступит меры, иначе эринии, слуги Дике, его настигнут»). Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в “Эвменидах”. Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя э вмениды (“благомыслящие”), тем самым меняя свою злобную сущность (“безумные”) на функцию покровительниц законности.
Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как “блюстительницах правды”, ибо без их воли даже “солнце не преступит своей меры”; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей.
С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немезида. В Риме эриниям соответствовали фурии (“безумные”, “яростные”), Furies, Furiae (от furire, “неистовствовать”), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.
Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1212869
http://www.liveinternet.ru/users/hasmikkirakosyan/post255277167/
http://godsbay.ru/antique/erinyes.html