78 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кого хоронят головой на восток

Почему православные хоронят головой на запад, а крест ставят в ногах

Во всех христианских церквях есть каноническое требование хоронить усопшего так, чтобы его лицо было обращено на восток. Для этого голова должна быть обращена на запад. У обычая есть несколько оснований.

Узреть Спасителя

Согласно откровению Иоанна Богослова (также известное как Апокалипсис), приход Спасителя перед Страшным Судом ознаменует воскрешение из мертвых. Иисус Христос придет с востока, а потому покоящиеся головой к западу первыми увидят Его.

Древний канон

Согласно Писанию, после распятия тело Иисуса по иудейскому погребальному канону уложили в пещере-гробнице лицом на восток. Отсюда традиция класть покойных именно таким образом в христианство.

Из тьмы во свет

Наконец, такое положение покойного имеет и символическое значение. Солнце восстает на востоке и заходит на западе, что понимается как движение от тьмы к свету, от бренного мира к вечной жизни. Смотря на восток, умерший словно обращает свой взгляд к Царству Божию.

Как ставить крест на могиле

Православные расходятся во мнениях о том, как ставить крест на могилу: в изголовье или в ногах.

Согласно одной традиции, крест следует ставить в ногах покойного, распятьем в сторону чела. По другой, крест должен стоять за головой покойного. Хотя канонические церковные догматы не дают ответа на вопрос, у каждого из версий обряда есть обоснование.

Крест в ногах, распятье обращено к умершему

Хотя споры идут до сих пор, большинство русских православных священников согласны в том, что нет принципиальной разницы в том, где следует устанавливать крест. Основной смысл креста на могиле состоит в том, чтобы указать, что в могиле покоится христианин. Поэтому ни один из вариантов не является ересью, и крест чаще ставят согласно местным традициям.

Чаще на Руси ставят крест в ноги распятьем в сторону усопшего.

Крест в ногах как духовная опора

В таком случае крест несет символическое значение духовной опоры и вечной жизни. Когда в соответствии с христианскими догматами произойдет воскресение мертвых, первым, что увидит умерший в день Страшного Суда, станет священный символ распятия. Другая причина установки креста в изножье могилы заключается в том, что при наступлении Воскресения восставший из могилы сможет опереться на него. Таким образом, крест выступает как источник света для души и опора для тела.

Обычай располагать крест в изголовье больше распространен у католиков и православных, живущих в европейских странах. Такое расположение олицетворяет победу Спасителя над дьяволом. Некоторые считают, что, воскреснув, умерший христианин понесет крест как хоругвь.

Возможно, вам будет интересно:

9. Важная «Солнечная линия» восток-запад Как хоронили покойников

9. Важная «Солнечная линия» восток-запад

Как хоронили покойников

Зададимся вопросом — почему в современной Каабе Черный Камень вделан именно в восточный угол здания? Напомним, что изначально Черный Камень символизировал падение ярославского метеорита 1421 года. Как мы показали в книге «Пророк Завоеватель», это событие отразилось во множестве источников, и одним из основных его отражений является знаменитый миф о падении Фаэтона, сына Гелиоса, то есть сына Солнца. И это естественно. Раскаленный шар, пролетевший по небу и затмивший Солнце, люди восприняли как падение на землю сына Солнца. Но ведь Солнце всегда движется с востока на запад. Следовательно, люди, начавшие поклоняться ярославскому метеориту — Фаэтону — вполне могли считать, что Черный Камень связан с линией восток-запад, то есть с траекторией движения Солнца. Эту линию можно условно назвать «солнечной линией». А потому, когда стал обсуждаться вопрос, — в какой именно из углов Каабы следует вмуровать священный камень, то могли учесть именно это направление. Причем, могли соперничать две точки зрения — вделать Черный Камень в восточный или же в западный угол Каабы. Восток — это восход Солнца. Запад — это его закат. В случае Каабы в современной Аравии, выбрали восточный угол (восход). В других Каабах могли выбирать западный угол (закат). Во всяком случае, естественно предположить, что Черный Камень помещали либо в восточный, либо в западный угол Каабы, по оси восток-запад, по солнечной линии.

Читать еще:  Что делать если куры клюют яйца

Обсудим теперь важный и интересный вопрос об ориентации захоронений людей. Василий Голованов в статье «Закон неотвратимости» в параграфе «Зачатки культа» отмечает следующее: «Первые достоверно известные захоронения человека принадлежат неандертальцам и относятся к раннему палеолиту. Почти во всех погребениях этого периода умершие похоронены в земляных ямах, на спине или на боку — в позе спящего человека, ГОЛОВОЙ НА ВОСТОК ИЛИ НА ЗАПАД». См. Журнал «Вокруг Света», 2004 г. Июнь, номер 6(2765).

В статье Шипуновой Т.М., посвященной обычаям Алтая, сообщается следующее: «Погребение усопших в скифскую эпоху в Горном Алтае совершалось по вполне устоявшемуся обычаю. Умерших клали ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ГОЛОВОЙ НА ВОСТОК, НОГАМИ НА ЗАПАД — туда, куда заходит солнце». См. «Мой Алтай. Краеведческий альманах». Взято из http://myaltai.ru/history/.

Кто такие скифы — мы уже хорошо знаем. Речь идет об ордынских обычаях эпохи XIII–XVI веков. См. нашу книгу «Новая хронология Руси».

Тем самым, линия, по которой движется солнце, учитывалась при погребениях еще в глубокой древности. Что и естественно. Солнце, дающее жизнь, обожествлялось, и направление его движения считалось фундаментальным, изначальным. Эта старинная традиция сохранилась и до наших дней.

Сегодня православных хоронят на спине, по линии восток-запад, головой на запад, и в деревянных гробах. При этом крест ставят на могиле в ногах покойника, дабы умерший как бы смотрел на лицевую сторону креста и одновременно на восток. Здесь надо вспомнить, что входя в христианскую церковь, всегда ориентированную по линии восток-запад (алтарем — на восток), верующий смотрит на алтарь и на возвышающийся там крест и, одновременно, смотрит, следовательно, на восток. Крест стоит в алтаре и обращен своей лицевой стороной к верующим, собравшимся в храме.

В этом смысле традиция современных православных захоронений следует тому же обычаю — умерший, лежа на спине, как бы смотрит горизонтально, к своим ногам, на восток и одновременно — на лицевую сторону креста, поставленного в ногах.

Отметим, что понятие лицевой стороны имеет смысл далеко не для любого креста. Но оно четко определено для православного восьмиконечного креста, который ставят на православных могилах. Такой крест снабжен в нижней части небольшой наклонной перекладиной, идущей сверху вниз — слева направо, если смотреть на крест с лицевой стороны. С обратной стороны она будет идти наоборот: сверху вниз — справа налево. У католиков традиция уже несколько другая. А именно, католический крест лишен нижней косой перекладины, поэтому для него понятия лицевой и задней стороны вообще не определены. Католический крест одинаково выглядит спереди и сзади, в отличие от креста православного.

Вернемся к ориентации православных захоронений. Оказывается, раньше, до XVI–XVII веков, православных на Руси хоронили, в основном, по-другому, а именно, ГОЛОВОЙ НА ВОСТОК. То есть, как древних скифов, см. выше. При этом крест ставили в голове покойника. Получалось, что покойник, лежа на спине, как бы смотрел горизонтально, к своим ногам, на запад, на закат, и не видел креста, возвышающего над его головой, немного сзади. Обоснования были таковы: умерший должен видеть закат Солнца, которое нисходит на западе. Мысль вполне понятная и естественная — закат символизирует смерть, поэтому покойника клали так, чтобы он видел закат светила. Когда люди приходили на могилу поклониться покойнику, они, напротив, смотрели на могилу, вдоль нее, от ног покойника по линии восток-запад в сторону его головы, то есть видели лицевую сторону креста, возвышающегося на востоке, над головой покойника, чуть сзади. То есть видели крест в правильном положении. Такое положение креста было нужно для того, чтобы живые люди, пришедшие на могилу, молились на лицевую сторону креста, то есть в правильном направлении. В таком положении молящиеся у могилы обращены лицом к востоку, где восходит Солнце.

Приведем старинные свидетельства того, что ранее православных людей хоронили головой на восток. Обратимся, например, к сборнику старинных казачьих песен, опубликованных в начале XX века в книге «Песни Оренбургских Казаков» [564:1а]. Вот фрагмент из Предисловия:

«Цель настоящего издания, печатаемого по распоряжению Наказного Атамана Оренбургского казачьего войска, генерал-лейтенанта Я.Ф. Барабаш и под редакциею Начальника Войскового Штаба, генерал-майора барона Ф.Ф. Таубе, сохранить в памяти потомства исторические песни Оренбургских казаков в том именно виде, в каком они поются ныне. Между собранными песнями встречаются некоторые, не исключительно Оренбургские; обстоятельство это объясняется как историческим прошлым Оренбургского казачьего войска, так и вековою связью с другими казачьими войсками… Песни эти или теперь поются в войске в искаженном виде, или же вовсе не поются, но помещены здесь, как относящиеся к истории Оренбургского войска. Заглавие книги „Песни Оренбургских Казаков“ избрано не потому, что все помещенные в сборнике песни составлены Оренбургскими казаками, а потому, что они поются в настоящее время в войске или тесно связаны с историею Оренбургского казачества. Настоящий сборник представляет из себя первую часть предпринятого Оренбургским казачьим войском издания трудов сотника А.И. Мякутина» [564:1а].

Читать еще:  Что такое мораль

В разделе «Восстание Стеньки Разина (1668–1671 года)» приведена следующая «Песня, по преданию будто бы сложенная самим Разиным»:

«Схороните меня, братцы, между трех дорог:

Между московской, астраханской, славной киевской.

В ногах мне положите саблю вострую,

В головах поставьте животворный крест.

Кто пойдет или поедет — остановится,

Моему ли животворному кресту помолится,

Моей сабли моей вострой испужается,

Что лежит тут вор, удалый добрый молодец,

Стенька Разин Тимофеев сын по прозванию».

Абсолютно четко сказано, что крест следует ставить в голове покойника, и что этому кресту следует молиться. Но поскольку православные молятся на лицевую сторону креста и одновременно — на восток, см. выше, следовательно, умерший должен лежать головой на восток. Все верно. Именно так хоронили и древних скифов, см. выше.

В начале 2012 года в Башкирии раскопали курган с могилой, где, по многочисленным местным преданиям, был некогда захоронен «знатный русский». Считается, что могиле примерно 500 лет. Местные краеведы поспешили приписать ее Ермаку Тимофеевичу, завоевателю Сибири. Верно это или нет, для нас сейчас неважно. А важно то, что тело знатного русского было уложено в могилу ГОЛОВОЙ НА ВОСТОК. См. В. Завьялов. Могила Ермака. Газета «Республика Башкортостан», номер 87 от 12.05.2012. См. также номер той же газеты от 24.04.2012.

Вот и другое свидетельство. Берем известную книгу С. Герберштейна «Записки о Московии». В главе под названием: «Следуют вопросы некоего Кирилла к епископу новгородскому Нифонту», мы с интересом читаем: «Следует ли погребать после заката солнца? О(твет). Когда солнце уже закатилось, погребать никого нельзя, ибо это венец мертвых (corona mortuorum; der todten Cron) — видеть солнце перед погребением» [161], с. 97.

Прежде чем обсудить этот текст, отметим, что он вызывает заметное беспокойство и раздражение у современных комментаторов. По этому поводу пишут так: «В этом непонятном месте Г. неправильно понял и сократил оригинал: „… но тако погрести, яко еще высоко (солнце. — А.Н.), како и венец еще не сыймется с него: то де последнее видит солнце до общего воскресения“. А.Н.» [161], с. 313.

Таким образом, современный комментатор предлагает нам некий другой туманный вариант ответа епископа новгородского, взятый из другого источника. Но тут возникает вопрос — почему мы должны отдавать предпочтение этому иному источнику и игнорировать старинный текст, цитированный Герберштейном. Тем более что цитата, приведенная Герберштейном, вполне понятна и допускает прозрачное и естественное понимание. Что здесь сказано? Новгородский епископ фактически говорит, что хоронить покойника следует до заката солнца, головой на восток, чтобы, будучи захороненным, то есть, уже лежа в земле на спине и глядя в направлении ног, он увидел солнце, заходящее на западе (видеть солнце перед погребением). Как мы уже говорили, мысль вполне понятная — заход светила символизирует смерть, закат жизни.

Аналогичный обычай захоронений существовал и у мусульман. Обратимся к погребениям, обнаруженным в старинном Биляре. На рис. 36 приведен план билярского могильника. Сегодня считается, что тут захоронены мусульмане. И что же мы видим? Совершенно очевидно, что практически все могилы здесь ориентированы по линии восток-запад. При этом, как сообщается на табличке в Билярском музее, см. рис. 37, «умерших жителей Биляра хоронили в гробах, но СТРОГО ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ ОБРЯДУ — на спине, без вещей, головой на запад, лицом на юг — к Мекке». На самом деле, как мы теперь понимаем, лицо умершего направляли на Царь-Град на Босфоре. При этом, «хоронили их в деревянных гробах, от которых до нас дошли лишь следы древесной трухи и железные гвозди по углам и бокам» [944:1], с. 44. Иногда покойника клали на бок, лицом на юг. И в этом случае тело было вытянуто по линии восток-запад, головой на запад. То есть ориентировали по солнечной линии, головой на закат Солнца.

Рис. 36. II Билярский могильник. XV раскоп. Часть плана. Музей с. Билярска. Хорошо видно, что все могилы ориентированы по линии восток-запад.

Рис. 37. Табличка из музея в Билярске. Фотография 2012 года.

По-видимому, мусульмане стали поворачивать лицо покойника на юг лишь в эпоху XVII века или даже позже. А в более ранних погребениях, как мусульманских, так и христианских — тем более что тогда это было одно и то же — поворота головы на юг в обязательном порядке не требовалось. Вероятно, этот поворот головы был вызван заменой направления на киблу. Направление на Царь-Град заменили направлением на Мекку в Аравии, которую отождествили с летописной Меккой не ранее XVII века, а возвели там Новую Каабу не ранее XVIII века. До XVII века в Великой = «Монгольской» Империи хоронили, скорее всего, более или менее единообразно: преимущественно головой на восток, на спине. А если ставили крест, то в голове покойного. Крест могли заменять каменным столбом или вертикальной каменной плитой с надписью, как принято сегодня у мусульман.

Читать еще:  Из чего делают майонез

Современный православный обряд захоронений — головой на запад — был, по-видимому, введен в первой половине XVII века во время правления Романовых.

Любопытно, что сегодня в Интернете время от времени среди верующих вспыхивает дискуссия — как правильно хоронить: головой на восток или на запад, и как ставить крест? Оказывается, в некоторых областях России до сих пор хоронят по старому обычаю — головой на восток и с крестом около головы. В то же время, священники РПЦ настаивают, что хоронить следует головой на запад и крест ставить в ногах. Выходит, что церковная романовская реформа середины XVII века убедила далеко не всех. И это понятно. Ведь погребальные обычаи очень консервативны и люди относятся к ним серьезно. Поэтому до сих пор кое-где на Руси продолжают хоронить по-старому.

Таким образом, оси восток-запад раньше придавали большое значение, причем в самых различных обрядах. Сегодня эта традиция в значительной мере уже забыта. Но поскольку мы анализируем старинные свидетельства, нужно обязательно учитывать это обстоятельство. Итак, возвращаясь к Черному Камню, сделаем вывод:

(11) Черный Камень, или его обломки, в Первой Каабе могли размещать как в центре здания, так и в его восточном или западном углу, то есть по линии восток-запад, подчеркивая тем самым траекторию движения Солнца — как отца Фаэтона = метеорита = Черного Камня.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Почему у христиан принято хоронить человека в гробу? Зачем ставить крест на могиле и хоронить лицом на восток? Разбираемся

В разных религиях погребение умершего осуществляется по-разному. На пример у мусульман тело умершего омывается водой с некоторыми добавками. Заворачивается в белую материю и закапывается в землю. Так же в могиле делается специальная ниша (как бы сбоку) и тело помещается в нее. Зачастую мусульмане хоронят своих покойных сидя, дабы душа находилась в сидячем положении (а не лежала), при разговоре с ангелами.

У индусов принято сжигать своих покойников и развеивать их пепел над каким-нибудь водоемом. Кстати в индии похороны очень затратное мероприятие и зачастую, дрова для погребального костра, не по карману родственникам умершего. О том, как люди выходят из данной ситуации, можете почитать найдя в поисковике статью о похоронах на реке Ганг.

В общем ритуалов погребения много. Так почему же у христиан принято хоронить человека в гробу? Дело в том, что в христианской религии человек не считается умершим. Он считается усопшим и по христианской вере все усопшие христиане при пришествии Христа, восстанут из своих могил, то есть воскреснут. Именно по этому к телу усопшего нужно относиться очень бережно.

Кстати именно с будущим воскресением, так же связаны — установка креста на могиле христианина и расположение его лицом на восток.

Ибо по кресту сразу видно праведника, который всю жизнь нес свой крест и теперь спит под его сенью. Расположение же лицом на восток имеет несколько смыслов:

Во-первых — Иисус при втором пришествии и конце света, придет с востока. И когда мертвые воскреснут, они должны первым делом увидеть своего спасителя и понять что Бог вновь победил сатану. А спаситель должен увидеть лица верующих в него.

Во-вторых — Восток это рождение света. Расположение лицом на восток, это своего рода стремление от мрака к свету. От ада к раю, ибо рай по библии так же находится на востоке.

Дорогие читатели, в данной статье мы с вами разобрали истинный смысл христианских обычаев при захоронении покойных. К сожалению не все знают эти смыслы и делают все это на автомате. Просто потому что так положено и заведено.

Но, поймите вера основывается на ее понимании, осмыслении (со стороны верующего) и неукоснительном соблюдении ее законов. А если родственники поставили крест на могиле покойного, а после там же устраивают попойки. То ему, поверьте, от этого только хуже.

Запомните! Поминать усопшего христианина нужно не водкой, а молитвой и добрым словом о нем.

Источники:

http://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/pochemu-pravoslavnye-horonyat-golovoy-na-zapad/
http://history.wikireading.ru/102097
http://zen.yandex.com/media/id/5cb9ea919377b000b4f62b9b/pochemu-u-hristian-priniato-horonit-cheloveka-v-grobu-zachem-stavit-krest-na-mogile-i-horonit-licom-na-vostok-razbiraemsia-5ccef1d7583aa800af53a6ee?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=1143116540.496.1572629868968.19872&integration=publishers_platform_yandex

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector