Какую социальную функцию не выполняет мораль
Мораль. Нормы и функции морали.
Понятие морали.
Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.
Мораль имеет свои характерные черты.
Признаки морали:
- Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
- Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
- Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).
Функции морали.
Философы выделяют пять функций морали:
- Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
- Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
- Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.
- Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
- Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.
Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.
Нормы морали.
Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.
- Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
- Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей. Наш великий пост – одно из проявлений этой моральной нормы.
- Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
- Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
- Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
- Смирение. Смирение – это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
- Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость – основа дипломатии.
Принципы морали.
Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.
Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).
Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.
Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.
Тест по обществознанию Мораль Религия 10 класс
Тест по обществознанию Мораль Религия для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Духовная культура. В части 1 — 15 вопросов, в части 2 — 5 вопросов, в части 3 — 1 вопрос (эссе).
Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)
1. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль, как и право, является социальным регулятором.
Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Мораль не выполняет такую социальную функцию, как
1) регуляторная
2) правоохранительная
3) ценностно-ориентационная
4) социализирующая
3. Источниками какого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд и Коран?
1) научное мировоззрение
2) религиозное мировоззрение
3) обыденное мировоззрение
4) официальная доктрина
4. Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями называется
1) верой
2) долгом
3) убеждением
4) совестью
5. Выберите верное утверждение.
1) убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения
2) убеждения присущи только человеку с научным типом мировоззрения
3) убеждения присущи только человеку с обыденным типом мировоззрения
4) убеждения присущи человеку только с религиозным типом мировоззрения
6. Центральными в этике являются понятия
1) общего и частного
2) добра и зла
3) абсолютного и относительного
4) идеального и материального
7. Крайняя форма религиозной нетерпимости
1) экуменизм
2) атеизм
3) фанатизм
4) деизм
8. Философское учение, которое признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира и считает, что сотворив мир, Бог перестал вмешиваться в земные дела
1) экуменизм
2) атеизм
3) фанатизм
4) деизм
9. Движение за объединение всех христианских Церквей
1) экуменизм
2) атеизм
3) фанатизм
4) деизм
10. Совершенством, высшей целью человеческих стремлений, представлением о высших моральных требованиях является
1) идеал
2) ценность
3) право
4) религия
11. Какой признак из названных не характеризует обыденное мировоззрение?
1) формируется стихийно
2) опирается на жизненный опыт человека
3) недостаточно использует опыт других людей
4) имеет тесную связь с мировым культурным наследием
12. Какой признак из названных не характеризует религиозное мировоззрение?
1) стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
2) опирается на жизненный опыт человека
3) ориентировано на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека
4) имеет тесную связь с мировым культурным наследием
13. Систематизация вероучения той или иной религии
1) теология
2) теодицея
3) теогония
4) деизм
14. Обычное название религиозно-философских трактатов, ставящих целью оправдать противоречие между верой во всемогущего и благого Бога и существование в мире зла и несправедливости
1) теология
2) теодицея
3) теогония
4) деизм
15. Точка зрения, предполагающая, что вера существует без опоры на разум
1) фидеизм
2) теодицея
3) теогония
4) деизм
1. Вставьте пропущенное слово: «__________ — практическая философия, прикладная наука. изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным)».
2. Вставьте пропущенное слово: «Духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий называется моральным __________».
3. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) аксиология
Б) эвдемонизм
В) нигилизм
Г) релятивизм
1) точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют
2) учение о ценностях
3) одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля. Основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью
4) отрицание всех положительных идеалов и любых повелений морали вообще
4. Этическая теория Эпикура, где добро определяется как то, что приносит людям наслаждение или избавление от страдания, а зло — как то, что приводит к страданию, называется __________.
5. Вставьте пропущенное слово: «Фридрих Ницше считал, что __________ — энергично, целеустремленно, аристократично, добро же добропорядочно лишь по причине жизненной слабости».
Часть 3 (темы для эссе)
1. «Даже в наихудших из нас есть частица добра, и в лучших из нас есть частица зла» (Мартин Лютер Кинг).
2. «Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред» (Микеланджело Буонарроти).
3. «Доброе так же легко превращается в злое, как и злое — в доброе» (Я. Беме).
4. «Когда человек религиозен, он во что-нибудь верит, но еще вопрос, всегда ли и всякий ли верующий религиозен» (Л. Карсавин).
5. «Вера есть обращение к таинственному, сокровенному духовному миру, который открывается свободе и закрыт для необходимости» (Н. Бердяев).
6. «Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее» (Д. Юм).
7. «Когда люди не верят ни во что, они готовы поверить во что угодно» (Ф.Р. де Шатобриан).
8. «Вера и разум как бы два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины» (Иоанн Павел II)
Ответы на тест по обществознанию Мораль Религия
Часть 1
1-1, 2-2, 3-2, 4-3, 5-1, 6-2, 7-3, 8-4, 9-1, 10-1, 11-4, 12-2, 13-1, 14-2, 15-1.
Часть 2
1. Этика / Этику
2. выбором
3. 2341
4. гедонизмом
5. зло
Тренировочный тест с ответами по теме “мораль”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Выберите определение , соответствующее понятию «мораль»
Совершенство ,высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке
Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями
Совокупность представлений о добре и зле , справедливости и несправедливости, хорошем и плохом , а также нормы поведения, основанные на этих представлениях
Узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий
Наукой о морали , нравственности является
Этика 2)эстетика 3) экзистенция 4)эклектика
Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?
Совокупность представлений о добре и зле , справедливости и несправедливости, хорошем и плохом , а также нормы поведения, основанные на этих представлениях
Узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий
Система норм , правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов
Форма общественного сознания , в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности
Центральным в этике являются понятия
1)общего и частного 2)добра и зла 3)абсолютного и относительного 4)идеального и материального
5. совершенством , высшей целью человеческих стремлений , представлением о высших моральных требованиях является
1) идеал 2)ценность 3) право 4) религия
6. мораль не выполняет такую социальную функцию, как
1) регуляторная 2) правоохранительная 3) ценностно- ориентационная 4) социализирующая
7. верны ли суждения о морали?
А. мораль ,как и право, является социальным регулятором
Б. за нарушение норм морали предполагаются санкции государства.
1. Верно а 2. Верно б 3. Оба верны 4.оба неверны
8. верны ли суждения о морали?
А. мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта ( общественное мнение, церковь)
Б. нравственность, в отличие от морали, в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные представления о добре и зле, совести и справедливости.
1. Верно а 2. Верно б 3. Оба верны 4.оба неверны
9. верны ли суждения о морали?
А. мораль проводит границу между добром и злом, справедливостью и несправедливостью.
Б. человек усваивает моральные нормы в процессе социализации.
1. Верно а 2. Верно б 3. Оба верны 4.оба неверны
10. мировоззрение в центре которого находится идея человека как высшей ценности
1) антропоцентризм 2) гелеоцентризм 3)гуманитаризм 4) гуманизм
1) любопытство, сомнение, любознательность
2) любовь , дружба, патриотизм
3) восторг, радость, отвращение, тоска
Все термины , за исключением одного характеризуют понятие «мораль» . найдите лишнее
Социальный регулятор, религия, ценности, нравственность, воспитание.
Вставьте пропущенное имя : « одним из первых сформулировал «золотое правило морали» знаменитый китайский филосов___________»
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Скобельская Анастасия Олеговна
- Написать
- 4271
- 26.07.2017
Номер материала: ДБ-612434
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 26.07.2017
- 4862
- 26.07.2017
- 6771
- 26.07.2017
- 3524
- 26.07.2017
- 3461
- 26.07.2017
- 2581
- 26.07.2017
- 2071
- 26.07.2017
- 2295
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Источники:
http://www.calc.ru/Moral-Normy-I-Funktsii-Morali.html
http://testschool.ru/2017/09/30/test-po-obshhestvoznaniyu-moral-religiya-10-klass/
http://infourok.ru/trenirovochniy-test-s-otvetami-po-teme-moral-2034442.html