5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каково значение почвы для жизни на Земле

Каково значение почвы для жизни на Земле

Почва и жизнь на Земле

Почвенный покров Земли кажется нам обычным и вечно существующим в природе. Однако это не так. Природа создавала почву в течение 4,5 миллиардов лет! Основой для образования почвы послужили продукты выветривания горных пород. Выветривание — это сложный процесс, результат совместного действия многих физических, химических и биологических факторов. Видео 37.

Условно это отражено в формуле: Горные породы + Солнце + воздух + вода + живые организмы = почва.

Процесс почвообразования никогда не прекращается, конечно, он идет и в наши дни, но очень медленно. Почва находится в постоянном процессе развития — формирования или разрушения.Длительность процесса образования почвенного покрова Земли обусловлена многими факторами. На образование почвы требуются многие тысячелетия. В то же время нерациональное природопользование, губительное для почвы, может уничтожить ее всего за несколько лет.

Как Вы думаете, следует почву отнести к возобновляемым, или невозобновляемым природным ресурсам? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос?

Благодаря почвенному покрову Земли обеспечивается жизнь растений, животных и человека. Почва — важнейший компонент всех наземных экологических систем Земли и сама является уникальной экосистемой (см. подробнее темы 2 и 3). Она осуществляет связи живых организмов с литосферой, атмосферой и гидросферой. Почва — это объект изучения отдельной науки — почвоведения. Родоначальник почвоведения — выдающийся русский ученый Василий Васильевич Докучаев. В Петербурге находится Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева, который является одним из крупнейших в мире музеев почвенно-экологического профиля. В музее можно получить ответы на вопросы — Что такое почва? Как она образуется? Что на этой почве растет? Кто в этой почве живет? Музей является хранителем богатейшей коллекции почв из различных природных зон мира.

В настоящее время ученые выделяют около ста типов почв. Почему существуют разные типы почв?

Многобразие почв связано, разумеется, с многообразием условий, в которых они формировались. Особенно большое значение имеют климат и свойства тех пород, из которых образовалась почва.

Рассмотрите рисунок и сравните чернозем, дерново-подзолистые и тундровые подзолистые почвы.

Знаете ли Вы, какие типы почвы характеры для Вашей местности? В почве имеется нескольких слоев, связанных между собой. Видео 38. Среди них различают коренную породу, которая подвергается выветриванию при выходах ее на поверхность, и материнскую, из которой формируется верхний слой почвы. Нижележащий слой называется подпочвой.

Уникальное свойство почвы — плодородие. Именно оно обеспечивает существование жизни на Земле. Плодородие почвы обусловлено содержанием в ней гумусных веществ (гумуса). Гумус — это скопление органических веществ, которые образовались при гниении растительных и других остатков живого. Он придает почве черный цвет и обеспечивает рост и развитие растений (т.е. жизнь на Земле). Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее. Больше всего гумуса содержится в черноземных почвах. Видео 39.

Из чего состоит почва?

Примерно 50% пространства в почве занимает воздух, заполняющий промежутки между твердыми частицами. Около 45% массы почвы приходится на долю минеральных веществ, около 5% — на долю органических веществ. Однако эти сведения о составе почвы не дают настоящего представления о ней.

Мы привыкли думать, что почва мало населена, что основная масса живых организмов находится на ее поверхности. Но это совсем не так! Для многих животных она является средой обитания. Все знают, что в почве живут и дождевые черви, и личинки насекомых, и сами насекомые. Почва служит местом гнездования и строительства жилищ для многих птиц и других животных. Расчеты ученых показывают, что масса живого в почве составляет ? массы живых обитателей лесов и более ? массы живого степной растительности.

Установлено, что чем меньше размеры организмов, тем больше их число в почве. Так, в 1 м 3 почве находится несколько десятков миллионов червей и насекомых. А в 1 грамме почвы содержится более миллиона простейших микроорганизмов. В целом количество почвенных микроорганизмов на Земле ученые оценивают приблизительно в один миллиард тонн! Однако значение живых организмов в почвенных процессах определяется не их массой, а той огромное работой, которую они совершают. Видео 40.

Мы не замечает работу почвенных бактерий, которые непрерывно перерабатывают отмирающие части растений и других организмов. Но если бы она прекратилась, поверхность Земли была бы завалена этими остатками. Трудно представить, что было бы с нашей прекрасной Планетой через какие-нибудь сто лет! А дождевые черви, как известно, питаясь, заглатывают почву. Если в одном гектаре почвы обитает около 140 тысяч дождевых червей, то их масса составляет 500 кг! А это значит, что за один год они пропускают через свой организм около десяти тонн почвенной массы!

В чем заключается биосферная функция почвы?

Важно понимать, что для характеристики почвы недостаточно знать ее состав. Научное знание о почве связано с пониманием того, что она представляет собой сложное природное тело, имеющее определенное строение(структуру). Будем помнить: Почва — это не механическая смесь различных веществ. Почва — это сложнейшая система взаимодействия минеральных, органических веществ и живых организмов.

Читать еще:  Когда сажать агератум

Благодаря их взаимодействию почва выполняет свои биосферные функции. Но, повторим, оно обеспечивается не только составом, но и строением почвы.

Почва состоит из очень мелких частиц. В пленке воды, обволакивающей почвенные частицы, живут микроскопические организмы. Более крупные поселяются между частицами почвы, как в пещерах. И те, и другие составляют с почвой единое образование. Тем, что живут на поверхности частиц, необходим воздух, а те, что находятся внутри частиц, способны жить без воздуха.

Питание, дыхание и все другие процессы жизнедеятельности живых организмов приводят к множеству изменений в составе почвы. При этом они вовлекают в эти процессы вещества, содержащиеся в воздухе и растворенные в воде, а сами выделяют образовавшиеся в процессе их жизнедеятельности новые вещества.

Таким образом, почва выполняет свою биосферную функцию как конечного звена, обеспечивающего создание всей биомассы Планеты.

Разрушение почвы может происходить как в результате природных процессов, так и под влиянием нерациональных действий человека.


Разрушение почвенного покрова на месте рубки леса

Такие природные процессы, как наступление ледников, извержение вулканов, образование гор, землетрясения, ураганы, смерчи или наводнения, не могут не влиять на состояние земной коры и на процессы почвообразования. Но естественная эрозия почвы(разрушение и снос верхних наиболее плодородных слоев в результате действия воды и ветра) — это медленный непрерывный процесс, одновременно с которым формируется новый почвенный слой. В отличие от естественной,антропогенная эрозия почвы вызвана вмешательством человека в природную среду в хозяйственных целях. Нерациональное использование полей и пастбищ, вырубка леса, осушение водоемов и тому подобное — все это может уничтожить плодородие почвы за очень короткий срок.

Например, первые поселенцы в Америке так нещадно эксплуатировали землю, что за 100 лет погубили 20% пахотных земель. Почва также разрушается вследствие заболачивания, опустынивания.

Горькое свидетельство безоглядной эксплуатации человеком природы — это и пустыни Северной Африки, и Прибалтийские дюны, и эродированные пространства в Австралии, Пакистане, в Индии и Канаде. Только в европейской части нашей страны насчитывается до 2 миллионов оврагов, которые образовались в основном вследствие распашки земли. Ежегодно земельные угодья теряют слой плодородной почвы, на создание которого природа затратила тысячи лет. Почвоведы называют эрозию настоящей трагедией.

Ученые считают, что для сохранения экологической устойчивости территории в каждой природной зоне должно соблюдаться определенное соотношение пашен, пастбищ и лесов. Так, например, в лесостепи, по исследованиям В.В. Докучаева, лесов должно быть 10-18%. Сейчас из-за чрезмерной распашки их осталось значительно меньше.

По современным данным человечество уже утратило за исторический период около 2 млрд. га некогда плодородных земель, превратив их в антропогенные пустыни. Это больше, чем площадь всей современной пашни в мире, составляющей 1,5 млрд. га.В конце ХХ века стало очевидным, что деградация почв приобрела угрожающие размеры и является одной из основных угроз глобального экологического кризиса. Это особенно тревожно, если учесть, что, последним оценкам, в мире насчитывается более одного миллиарда голодающих, то есть каждый шестой житель планеты. А это значит, что сейчас страдают от голода и истощения больше людей, чем когда бы то ни было в истории человечества, в то время как плодородие почв и площадь пригодных для сельского хозяйства земель сокращаются.

Мы когда-нибудь задумываемся над тем, что в нашей жизни значит почва? Пожалуй, очень редко. Нам кажется, что, поскольку почва — это не цветок, не насекомое, не зверь, что с ней может случиться? Так и будет всегда лежать под ногами. А вместе с тем всемирно известный эколог Жан Пьер Дорста сказал: «Почва — наш самый драгоценный капитал. Жизнь и благополучие всего комплекса наземных биоценозов, естественных и искусственных, зависит, в конечном счете, от тонкого слоя, образующего самый верхний покров Земли».

Недооценивая роль этого величайшего природного богатства, человечество ставит под угрозу само свое существование.

Охрана почвы от ее разрушения, борьба с уменьшением ее плодородия — важнейшая экологическая проблема, требующая безотлагательного пристального внимания мирового сообщества.

Конспект ООД «Почва и её значение для жизни на Земле»

Лариса Новикова
Конспект ООД «Почва и её значение для жизни на Земле»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Почва и её значение для жизни на Земле» (с использованием поисково-исследовательской деятельности). Разработали:

Новикова Л. В., старший воспитатель,

Чувичкина Т. А., воспитатель

Реализация содержания программы в образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Цель: Продолжать знакомить детей с почвой и ее свойствами. С помощью опытов установить, что в почве есть воздух, который в результате сжатия выходит из нее и почва уплотняется. Наглядно показать, как происходит загрязнение почвы. Обсудить возможные последствия уплотнения и загрязнения почвы в жизни подземных обитателей. Обогащать опыт детей новыми способами обследования объекта, формируя универсальные учебные действия. Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки объекта, делать выводы. Воспитывать интерес к поисково-опытнической деятельности, желание оберегать окружающую среду.

Предварительная работа:

— рассматривание разных видов почв;

— выполнение трудовых операций при посадке и пересадке растений, уход за растениями (рыхление, полив, подкормка).

Материалы и оборудование: большая ёмкость с водой, коробка с различными видами почв (рыхлая и плотная почва, на каждого ребенка: 2 баночки с водой, 2 емкости с почвой, краситель.

Читать еще:  Что делать если парень не хочет детей

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о…. Подойдите ко мне поближе, чтобы я смогла сказать вам на ухо, чем мы будем заниматься (мы будем говорить о почве). А теперь попробуйте описать этот объект, не говоря его названия, но, чтобы гости поняли о чем будет идти речь. (Дети описывают почву, взрослые общаются с детьми, отгадывают слово).

Воспитатель: — Итак, сегодня мы поговорим о почве, проделаем различные опыты с ней.

-Как вы думаете, что такое почва?

-Для чего она нужна?

-Живут ли под землей животные?

-А ведь под землей они могут задохнуться? (Рассуждения детей о том, что в почве тоже есть воздух).

Воспитатель: У нас в коробке два вида почвы. Чем они отличаются? (рыхлая и плотная). Где мы брали эти образцы? (Рыхлую с клумбы, а плотную с дорожки).

Воспитатель: Дети, давайте проверим в какой почве воздуха больше? Как это можно проверить? (Ответы детей)

Опыт№ 1. В большую емкость с водой дети бросают комочки рыхлой и плотной почвы, наблюдают за тем, когда появляется в воде больше пузырьков воздуха. Что это значит?

Вывод: Из комочков рыхлой почвы пузырьков выделяется больше, чем из комочков плотной, значит в рыхлой почве воздуха больше.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами проведем еще один опыт.

Опыт№ 2: Возьмите в руки комочки земли, рассмотрите их, запомните, как они выглядят. Обратите внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там находится воздух. А теперь сильно сожмите землю в руках. Что с ней произошло? Каким стал комочек? Почему?

Вывод: Комочек земли стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух вышел, для него не осталось места, точно также под тяжестью нашего тела сжимается земля, когда мы на неё наступаем, что затрудняет жизнь подземных обитателей.

После этого опыта на ширме появляется «старый» дождевой червяк.

Червяк: (кряхтя) – Ой-ой-ой… сколько нужно земли прорыть, чтобы к вам вылезти, здравствуйте, ребята! Я вот слышу вы про почву разговариваете, а ведь это мой дом. (В это время появляется «молодой» червяк)

Молодой червяк: Здравствуй дедушка, чем ты тут занимаешься?

С. Червяк: Здравствуй внучек, я здесь с детьми беседую, а ты что это такой расстроенный?

М. Червяк: Как же мне не расстраиваться, смотрю я на других червяков, они лежат, лежат в земле и вдруг превращаются в жуков, в комаров и даже в бабочек, а я никак не могу ни в кого превратиться.

С. Червяк: А это внучек дорогой, только личинки разные превращаются, а мы дождевые черви, всегда остаемся сами собой.

М. Червяк: Ох, горе, я тоже хотел летать над цветами и пить сладкий сок, а придётся всю жизнь бессмысленно рыться в земле.

С. Червяк: Бессмысленно! Это мы-то бессмысленно роемся! Да если бы мы не рылись в земле, то и бабочек бы не было, и жуки бы исчезли.

М. Червяк: Почему?

С. Червяк: А потому что им нечем было бы дышать и нечего было бы есть: не росли бы ни цветы, ни трава, ни капуста… Ведь для того чтобы на земле что-нибудь росло, надо что бы в земле был воздух, что бы она была рыхлая, а для этого необходимо землю перемешивать. Вот это мы с тобой и делаем.

М. Червяк: Мы! Неужели мы!

С. Червяк: Да. Ведь после каждого дождя, который заливает твою норку, ты строишь новую. Червяки маленькие, а земля большая, но вместе мы, путешествуя под землей, строим столько норок, что уже несколько раз перемешали её. Представляешь, всю землю, на всем земном шаре! Вот какая сила у червей, а ты хочешь в кого-то превратиться.

М. Червяк: Вот здорово! Ура! Мне уже нравится быть самим собой и приносить пользу.

С. Червяк: Вот и хорошо, а теперь я хочу задать вопросы детям: Скажите, где можно обнаружить подземных обитателей в земле под тропинками или на участках, по которым люди не ходят? Почему? (Ответы детей)

М. Червяк: А можно я тоже спрошу? Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу, парках и скверах будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется? (Ответы детей)

С. Червяк: Ну молодцы, дети, хорошо вы знаете правила поведения в лесу, парке, сквере. А нам пора на работу, до свидания.

Воспитатель: Дети, почва портится не только после того, как по ней ходят, но и после загрязнения. Мы с вами можем в этом убедиться, если проделаем следующий опыт.

Опыт№ 3: Перед детьми стоят две банки с чистой водой, краска и почва.

Воспитатель: Дети, растворите в одной из банок краситель, а затем полейте почву сначала чистой водой, потом грязной и опишите, что случилось с почвой (ответы детей).

Вывод: Когда полили почву чистой водой, она стала влажной, а когда полили почву водой с красителем, она поменяла цвет.

Воспитатель: А теперь скажите, если бы вы были на месте дождевых червей, или крота, какую бы вы выбрали почву для своего дома? (Ответы детей).

Что бы думали подземные животные о людях, которые загрязняют почву? (Ответы детей).

О чем просили бы их, если бы умели говорить? (Ответы детей).

Читать еще:  Кому в России жить хорошо

Что вы сегодня полезного узнали и смогли бы рассказать своим родным и близким об этом?

Кого из своих друзей вы смогли бы похвалить сегодня и почему?

«Вода, ее свойства и Значение в Жизни на земле». Комплексное занятие для старшего дошкольного возраста ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Ради жизни на земле» Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное Речевое развитие.

Конспект занятия «Значение природы в жизни человека» — Ход занятия Воспитатель: — Дети, природа имеет важное значение в жизни каждого человека: кроме красоты и прекрасного настроения, она.

Сообщение для педсовета «Значение природы в жизни людей» Значение природы в жизни людей велико и многообразно. Природа — это вся вселенная, c существующим в ней органическим (живым) и неорганическим.

Значение игровой деятельности в жизни дошкольника «Неправда, будто игра не серьезна. Для ребенка серьезна любая игра. Ибо, играя, он живет. Он только тогда и живет, только тогда и упражняется,.

Значение лепки в жизни детей Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие.

Значение математики в жизни дошкольника. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Значение мини-музеев в жизни детей Все мы знаем, что детство ребенок проводит время в кругу семьи, на игровых площадках, на уличных прогулках, но львиную часть своего времени.

Конспект занятия «Значение воды на земле» Цель Решение противоречий. Образовательные задачи Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Показать, где существует вода.

Конспект занятия «Значение воды в жизни растений» Воспитатель: -Ребята, угадайте куда мы отправимся сегодня. Справа мы сажаем репку, Слева — свеклу и бобы Тут везде рядами грядки, Будет.

Земля — роль почвы в природе и жизни человека

Природа наградила наш мир почвой, которая является основополагающим критерием существования всего живого на Земле. Из почвы мир получает все жизненно необходимые элементы. Именно поэтому ее нужно оберегать, удобрять и избавлять от негативных факторов.

Почва в природе

Почва является одной из главных составляющих педосферы — геофизической оболочки планеты.

Основной функцией почвы, как отдельного элемента в природе, является обеспечение жизни в целом. Ведь именно она дает возможность существования, роста и размножения всему живому — различным микроорганизмам, экосистемам, растениям, животным, человеку.

Почва является основой для образования всех жизненно необходимых элементов — воды и элементов минерального питания в виде химических соединений.

Пример: 1) растение в горшке с песком; 2) растение в горшке с глиной; 3) растение в горшке с почвой

Почва является не только необходимым условием для жизни на Земле, но и также следствием этой жизни.

Почва необходима для запаса энергии. Именно в ней проходят процессы фотосинтетической деятельности растительного мира. Примером такой деятельности является использование человеком огромного количества топлива, пищи и кормов, образующихся в недрах земного покрова. Уголь, газ, нефть, торф — все это следствие фотосинтетических процессов.

Почва играет большую роль в природе. Она обеспечивает безостановочное взаимодействие геологического и малого биологического обмена веществ. Круговорот кислорода, углерода, азота осуществляется именно через нее. Через почву эти элементы поступают в корни растений, создавая необходимые условия для пищевых цепочек. Таким образом она регулирует состав атмосферы и гидросферы.

Почва регулирует различные процессы, происходящие в природе. Одним из них является биосферный процесс. Роль почвы в этом процессе — стабилизация плотности и продуктивности всего живого на Земле.

Земельные ресурсы в жизни человека

Земельные ресурсы — земли, используемые человеком в хозяйственной деятельности.

Земельные ресурсы определяются по нескольким критериям. Огромную роль играет рельеф определенной местности. Он может быть удобен, не удобен или непригоден для осуществления конкретной деятельности. Равнинные территории подходят для взращивания культурных пород или определенной обработки. Горная и бугристая местность не достаточно удобна для орошения или удобрения растительных пород. А есть территории, на которых невозможно заниматься какой-либо целенаправленной деятельностью — расчлененные овраги, каменистые возвышенности, болота и другие.

Плодородие земельных ресурсов также важно для осуществления человеческой деятельности. Хороший почвенный покров сможет напитать все растения достаточным количеством необходимых веществ и элементов.

Почва и земельные ресурсы играют важную роль в жизни человека. Именно из почвы мы получаем все необходимое для жизни — пищевые ресурсы.

Земельные ресурсы помогают в осуществлении сельскохозяйственной деятельности и лесоводства. Также земля является источником строительных материалов, благодаря которым строятся современные сооружения.

Загрязнение окружающей среды почвы

Практически каждый вид деятельности человека наносит огромный вред почвенному покрову. Промышленные отходы черных и цветных металлов, отходы химической промышленности, органические химические соединения, продукты неорганической химии — все это сказывается на качестве почвы и земельных ресурсов.

Предприятие, не устанавливающие очистительные фильтры, выбрасывают в атмосферу диоксид серы, оксид углерода, пыль, золу, дым, сульфаты и нитраты.

Предприятия, занимающиеся простым органическим синтезом, оставляют отпечаток на почве. Они выбрасывают технологические отходы, которые не перерабатываются в условиях естественной среды.

Производство высокомолекулярных соединений сказывается на состоянии почвы. При осуществлении подобной деятельности в природу попадают мономеры, катализаторы, растворители, стабилизаторы, пластмасса, резина и другие вещества, загрязняющие окружающую среду почвы.

Источники:

http://u3a.itmo.ru/pochva-i-zhizn.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-pochva-i-eyo-znachenie-dlja-zhizni-na-zemle.html
http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2%D0%B0.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector