Какое значение имеет детская литература
Значение литературы в жизни ребёнка.
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Значение литературы в жизни ребёнка.
Наше время отличается глобальной компьютеризацией. Современными гаджетами, а также интернетом увлечены не только взрослые и подростки, но даже младшие члены общества. Всемирная сеть дает им все возможности для учебы, развития и развлечений. Но далеко не все, что предлагает детям интернет, оказывает положительное влияние на психику, развитие умственных способностей и положительных человеческих качеств ребенка. Поэтому родителям не следует пренебрегать старыми, проверенными способами воспитания своих чад, например такими, как детская литература. На протяжении многих десятилетий стихи и проза для малышей являются эффективным методом формирования маленькой личности. Найти произведение на любой вкус можно в том же интернете, в обычном книжном магазине в районных и школьных библиотеках. Так, старые сказки, рассказы и стишки учат ребят быть честными, послушными, справедливыми, видеть грань между добром и злом, проявлять смекалку в непредвиденных ситуациях, как это делают книжные герои. Немало ценных произведений и в мире современной детской литературы. От классических они отличаются тем, что учат ребят адаптироваться к нынешним условиям жизни, находить свое собственное место в социуме. Кроме того, повествование здесь ведется на более простом и понятном для малышей языке, который сегодня принято использовать в повседневной жизни. При выборе книг для своих чад и воспитанников взрослые должны для начала сами ознакомиться с их содержанием и убедиться, что данные книги имеют положительную направленность и будут полезными для маленьких читателей. Книга должна быть нужна и понятна каждому ребенку. Дети растут с книгами, получают из книг полезную информацию, учат буквы, учатся читать. Опыт ребёнка – дошколёнка – невелик и обогатить этот опыт помогает книга. В мире современных технологий – книга должна занимать своё почетное место. И не только как носитель информации, а как предмет, который веками ценился людьми разных времен. Читайте детям книги! И не обязательно покупать интересную книгу в магазине – сходите с ребёнком в библиотеку!
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Доклад «Значение книги в жизни ребенка»
Зинаида Ивановна Тавинцева
Доклад «Значение книги в жизни ребенка»
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Книга играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.
Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь.
Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком, если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.
Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образ доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Покупая книжку для Вашего малыша, выбирайте книги с плотными страницами, чтобы ему было легко их переворачивать, иллюстрации должны быть крупными и цветными, изображение должно быть схожим с реальным предметом. Это поможет ребёнку сформировать правильное представление о предмете. Начинать следует с простых стишков, потешек и коротких сказок. Ценность произведений устного народного творчества заключается в том, что ребёнок сам может изобразить действия персонажей или показать, о чём идет речь с помощью игрушки. Например, потешки «Сорока-белобока», «Водичка-водичка», «Идет коза рогатая» и т. д.
Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию. Повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» построены на повторении одних и тех же фрагментов.
По мере взросления следует подбирать более сложные и длинные сказки русских и зарубежных детских писателей. В жизнь дошкольника входят авторские сказки – Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, братьев Гримм, Б. Заходера и др. при выборе книг этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста (т. е. перевода). Многие известные детские книги изложены совсем не детским языком. Читать сказки нужно медленно, выразительно. Каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка не надоест ребенку, а напротив, она становится более любимой и своей. Время от времени необходимо возвращаться к уже прочитанному – это доставляет ребенку особое удовольствие. А когда ребёнок уже научится читать сам, конечно следует обратить внимание на шрифт: он должен быть крупным, чтобы не испортить зрение. Самое главное правило: ни в коем случае не удерживать ребёнка против его воли. Чтение книг может длиться от 5-10 до 20-30 минут. Ведь все дети разные, кто-то может слушать сказки целый час, а кто-то не больше 5 минут. Чтение книг должно приносить радость обоим – взрослому и ребенку. Чтение книг позволяет взрослому окунуться в мир детства, рождение ребёнка даёт эту удивительную возможность. Пусть это будет каждый раз путешествие в сказочную страну, где сбываются мечты, нет взрослых проблем, и всегда побеждает добро. Читать книги нужно регулярно. Чтение должно стать постоянной традицией.
Детям обязательно нужно читать стихи, причем как можно раньше. В детских стихах главное художественная форма – красота звучания, музыкальность ритмического текста завораживают ребенка. Дети очень чувствительны к ритму. От чтения стихов дети получают особое удовольствие. Гениальные детские стихи А. Барто, С. Я. Маршака, К. Чуковского и конечно же сказки А. С. Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие, складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть. И хотя эти стихи были созданы очень давно, на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни никто не придумал. Обязательно при ребёнке взрослый должен читать сам. Ведь личный пример взрослого – лучший способ заинтересовать малыша. Ребёнок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я. Любовь к чтению остается на всю жизнь.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
«Книжкин дом». Мини-музей в ясельной группе Здравствуйте уважаемые коллеги. Я бы хотела рассказать про наш мини музей книжки. Все мы прекрасно знаем что дети многое узнают из книг наглядно.
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у дошкольников Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у дошкольников В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и.
Какое значение имеет детская литература?
Какое значение имеет детская литература для детей, Вы узнаете из этой статьи.
Значение детской литературы
Какой ребенок не любит слушать сказки? А задумывались Вы над тем, какую роль играет детская литература в формировании будущей личности? Об этом мы поговорим в нашей статье.
Детская литература зародилась в недрах народной литературы. Сказать точно, когда это случилось невозможно. Уже в X-XI веках существовали басни, сказки, песни, легенды, сказания и былины. Ученые считают, что детская и народная литература существовали еще ранее, вот только такие материалы до наших дней не дошли. Увы. В более позднее время в домах даже держали старух сказительниц для детей. Песни и сказки рассказывали малышам их родители.
В конце XII века сказки стали записывать в рукописные сборники. Специально для детей впервые стали писать в начале XVII века. До XIX века особое место в детском чтении принадлежало книгам духовного чтения, которые включали в себя буквари и азбуки. По ним детей учили читать. Постепенно детская литература стала носить образовательный и воспитательный характер. Появилась детская учебная литература. Чтобы детям было легко и интересно читать, распространилось много ее жанров и видов — повести, сказки, басни, легенды, романы, баллады. Они предназначены для детей до 15-16 лет. Роль детской книги в жизни ребенка — воспитать и дать образование с помощью художественных образов. Особое место в мире детской литературы принадлежит Пушкину, Шарлю Перро, Гауфу, Андерсену, Братьям Гримм, Даниэлю Дефо («Робинзон Крузо»), Сервантесу («Дон Кихот»), Свифту («Путешествие Гулливера»).
Особенности детской литературы:
- главная роль отводится детям
- тематика произведения соответствует детскому возрасту
- объем небольшой и много рисунков
- простой язык изложения
- мало описаний и много диалогов
- много приключений
- цель книги – воспитание
- всегда счастливый конец
Значение детской литературы в воспитании детей и их развитии
Книги расширяют представление ребенка о мире, знакомят его с природой, вещами, всем тем, что его окружает. Читая книгу ребенку, родители формируют предпочтения и читательские вкусы. Читать с ребенком не только важно, но и нужно! Не поленитесь взять книгу, сесть рядом и почитать. Если читать вслух систематически, то ребенок со временем начинает понимать структуру произведения. Он разбирается, где начало, а где конец, реагирует на развитие сюжета. Так Вы развиваете у малыша логическое мышление. Чтение способствует правильному составлению предложений у ребенка, расширяет словарный запас, развивает воображение, формирует умение слушать, развивает фантазию. Это очень важно. Никогда не отказывайте ребенку в прочтении детской литературы вслух.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какое значение детской литературы в жизни человека.
Источники:
http://infourok.ru/znachenie-literaturi-v-zhizni-rebyonka-507342.html
http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-znachenie-knigi-v-zhizni-rebenka.html
http://kratkoe.com/kakoe-znachenie-imeet-detskaya-literatura/