19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая планировка у Москвы

Планировка Москвы и ее границы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:05, реферат

Краткое описание

Москва имеет радиально-кольцевую планировку. Такая планировка характерна для старинных городов-крепостей. Кольцами опоясывали центр, земляные валы и рвы. Сейчас на месте валов и кольцевых стен проходят широкие улицы

Содержимое работы – 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

Планировка Москвы и ее границы

Москва имеет радиально- кольцевую планировку. Такая планировка характерна для старинных городов-крепостей. Кольцами опоясывали центр, земляные валы и рвы. Сейчас на месте валов и кольцевых стен проходят широкие улицы.

В центе города находится Кремль, Китай-город, Белый город. От Кремля лучами-радиусами расходятся по Москве древнейшие улицы дороги. Они соединяли Москву с соседними городами. Сегодня они пересекают Бульварное и Садовое кольцо. Бульварное кольцо обнимает Кремль и Китай-город. А в пределах Садового кольца сложился исторический центр Москвы.

На Театральной площади расположен знаменитый на весь мир Большой театр. Это одно из лучших театральных зданий в мире. Украшает его восьмиколонный портик, увенчанный квадригой: Аполлон, стоящий в колеснице, сдерживает четверку вздыбленных коней.

Можно бесконечно перечислять достопримечательности Москвы. Прекрасные строки посвятил Москве Михаил Юрьевич Лермонтов:

Москва! Москва. люблю тебя, как сын,

Как русский, – сильно, пламенно и нежно.

Москва размещалась на семи холмах. В XX веке площадь города увеличилась в 5 раз. Границей современной Москвы стала кольцевая автомагистраль, протяженность которой 107 км – МКАД.

Радиусы – транспортные пути, вдоль них наибольшая концентрация населения. В местах пересечения радиусов кольцевыми магистралями образовались экономические центры.

В Москве можно выделить несколько территориальных уровней:

Москва в административных границах, проходящих по МКАД.

Москва в реальных границах в 10-15 км от МКАД – большая Москва с десятками городов и поселков, сросшихся с Москвой – Московская агломерация.

Пригородная зона с городами Московской агломерации с границей в 70-80 км от МКАД с дачными поселками, домами отдыха и пансионатами.

Московский столичный район с Московской областью и районами и городами соседних областей.

Радиально-кольцевая структура сохранилась в Москве и по сей день. И главные радиусы развития и центр. Метрополитен Москвы отражает радиально-кольцевую планировку.

Москва – промышленность города, предприятия и заводы Москвы

Информация о Московской области: промышленность и предприятия Московской области.

Столица является финансовым центром нашей страны, половина российских банков находятся в Москве.

В целом, промышленность занимает небольшую долю в экономике города, однако, Москва – один из наиболее развитых промышленно-производственных центров страны. Основные виды промышленности – это машиностроение, производство станков, судостроение, приборостроение. К развитым областям промышленного производства столицы относится и производство черной и цветной металлургии (цветной прокат, алюминиевые сплавы и проч.). Развита химическая промышленность, легкая и полиграфическая промышленность.

Предыдущие несколько лет показали рост промышленного производства столицы, но в то же время отметилась тенденция смещения производств за пределы города.

Следует отметить и то, что столица России – это также серьезный инженерный центр, где создаются проекты огромного числа продукции нашей страны, проводятся различные исследования, разрабатываются и осваиваются новые технологии изготовления продукции.

В Москве работают предприятия оборонной промышленности.

Наиболее крупные гражданские производства: Московский нефтеперерабатывающий завод, Автофрамос, Завод имени Лихачева, Московский шинный завод, Трехгорная мануфактура и др.

В Москве сосредоточено до 30% розничного товарооборота в общероссийском масштабе. Что касается бюджета города – по прогнозам на 2012 год бюджет столицы России будет равен бюджету Нью-Йорка.

Наиболее крупные промышленные предприятия и заводы в Москве

• Московский НПЗ – Московский нефтеперерабатывающий завод

• Серп и молот, ММЗ, ОАО – Московский металлургический завод

• Электрозавод – производство электротрансформаторов и реакторов;

• Московский завод Электрощит – производство электрических распределительных устройств;

• Завод имени Лихачева (ЗИЛ) – производство грузовых автомобилей;

• Автофрамос – завод по сборке автомобилей Renault;

• Московский шинный завод – ведущий производитель шин в России;

• Концерн Алмаз-Антей, ОАО – разработка и выпуск вооружения;

• Салют, ФГУП – производство авиационных двигателей;

• Тушинский машиностроительный завод – предприятия авиастроительной промышленности.

В Москве сосредоточены головные офисы практически всех крупнейших российских промышленных холдингов, а также представительства крупнейших мировых компаний:

• ОАО “ГАЗПРОМ” – крупнейшая энергетическая компания, являющаяся мировым лидером в данной отрасли.

• РАО ЕЭС России – лектроэнергетический холдинг, который является составной частью отрасли электроэнергетики России;

• Корпорация ТВЭЛ – занимается производством ядерного топлива;

• ОАО “ЛУКойл” – является одной из крупнейших российских компаний в нефтегазовой отрасли и занимает второе место после «Газпрома»;

• ОАО “НК “Роснефть” – является крупнейшей нефтегазовой компанией в мировом масштабе и занимает лидирующие позиции в данной отрасли в пределах нашей страны;

• ОАО “Газпром нефть” – крупнейшая современная нефтегазовая компания. Сфера деятельности компании распространяется на добычу нефти и газа, промысловый нефтегазовый сервис, переработку и маркетинг нефтепродуктов;

• СИБУР-Холдинг – крупнейший нефтехимический холдинг в России;

•«СИБУР – Русские шины» – крупнейший производитель шин в России, странах СНГ и Восточной Европы. Входит в состав крупнейшего нефтегазового холдинга «СИБУР – Холдинг» и является дочерним предприятием ОАО «Газпром».

• ОАО “НК “РуссНефть” – крупнейшая отечественная компания, входящая в десятку самых масштабных нефтяных компаний страны;

• ОАО “НК “Группа Альянс” – переработка нефти и реализация нефтепродуктов;

• ОАО “СУЭК” – группа предприятий топливно-энергетического сектора, количество сотрудников которой превышает 46000 человек;

• ОАО ГМК “Норильский никель” – группа компаний по добыче и обработке руд цветных металлов;

• ОАО “Группа ГАЗ” – является одним из крупнейших автомобилестроительных холдингов в России;

• ХК “Металлоинвест” – крупнейшая российская горно-металлургическая Холдинговая Компания;

• ЗАО “Объединенная металлургическая компания” (ОМК) – объединяет целый ряд предприятий, занятых в сфере металлургии и трубного производства, которые располагаются по всей территории страны;

• ЗАО “Трансмашхолдинг” – считается мировым лидером в машиностроении железнодорожном, учитывая ее физические объемы производства;

• ООО “Евраз Групп С.А.” – интернациональная горнодобывающая и металлургическая корпорация с центральным офисом в герцогстве Люксембург;

• МХК “Еврохим” – является крупнейшим предприятием в сфере производства минеральных удобрений, как в масштабе нашей страны, так и мировом масштабе;

• ЗАО Евроцемент груп – это международная компания, которая является лидером в сфере производства и продажи цемента, нерудных и строительных материалов в Российской Федерации;

• ООО “Группа Магнезит” – является управляющей компанией международного вертикально интегрированного холдинга по производству и последующему сервисному обслуживанию огнеупорных материалов и продукции из него;

• «Росатом» – государственная корпорация, управляющая всеми ядерными активами РФ.

• ОАО «Концерн Росэнергоатом» – крупная энергетическая компания, оператор российский атомных электростанций;

• Промышленно-металлургический холдинг и другие.

Два раза в сутки, утром и вечером, возникают транспортные пробки при пересечении “радиусов” с другими улицами. Для решения этой проблемы необходимо создание новых кольцевых магистралей внутри города и за его пределами. Новые кольца за городом уменьшают поток транзитных машин.

Центр Москвы – заповедная зона, требует реставрации.

Последние годы увеличился поток мигрантов-беженцев, вынужденных переселенцев и жителей стран СНГ, приезжающих, в Москву в поисках работы. В Москву с 1989 по 1994 гг. прибыло 150 тыс. украинцев, в 5 раз увеличилась численность армян, узбеков, таджиков, жителей Северного Кавказа и почти в 10 раз увеличилась численность азербайджанцев.

В результате миграции усилилась криминогенная обстановка. Особенно вызывает опасение увеличение числа нелегально проживающих беженцев и среди них лиц без определенного места жительства.

В Москве сократилось число постоянных жителей на 500 тыс. человек (с 1992 по 1999гг.). Причина этого – резкое снижение рождаемости и рост смертности.

Читать еще:  могут ли люди летать

Промышленные предприятия Москвы (особенно металлургические и предприятия химической промышленности), а так же наземный транспорт являются крупными загрязнителями воздуха и вод Москвы-реки.

Водная проблема является одной из острых проблем города. Московской агломерации не хватает воды Волги, которая поступает по каналу Волга-Москва. В Москве-реке на ? течет волжская вода.

Необходимо экономное использование воды и население, и особенно промышленными предприятиями города.

Имена московских улиц:Топонимический словарь. — М.: ОГИ, 2007.

Вострышев М. И., Шокарев С. Ю. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия — М.: Алгоритм, 2011.

Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки / Вострышев М. И. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010

Митрофанов А. Г. Прогулки по старой Москве. Петровка — М.: Ключ-С, 2008.

Сталинская перестройка: московские хорды и центральные диаметры

10 июля 1935 года принят Генеральный план реконструкции Москвы, реализация которого придала столичному центру его нынешний облик

Современную Москву трудно представить себе без, скажем, Крымского моста, ВДНХ, семи сталинских высоток, гранитных набережных Москвы-реки, широкой Тверской улицы. Кажется, что многие из этих объектов существовали если не всегда, то уж на протяжении последнего столетия точно. А между тем серьезная перестройка столицы Советского Союза началась только в 1935 году, когда был принят Генеральный план реконструкции Москвы. Совместное постановление Совнаркома СССР и Центрального комитета ВКП(б), утвердившее «генеральный план реконструкции Москвы на 10 лет и на ближайшие 3 года», было принято 10 июля 1935 года. Что любопытно: некоторые проекты, заложенные в этот план, продолжали реализовывать вплоть до семидесятых годов ХХ века!

«До основанья, а затем…»

Точкой отсчета в разработке первого генерального плана реконструкции Москвы, в котором слово «реконструкция» воспринималось не как «восстановление», а именно как «перестройка», нужно считать 1932 год. Тогда Моссовет объявил закрытый конкурс на проект генерального плана города. Задачей конкурса было выявление проекта, который позволил бы, с одной стороны, превратить Москву в пример лучшего социалистического города, своего рода витрину социализма, а с другой – помог бы решить проблему перенаселенности города, которая к началу 1930-х стала более чем актуальной.

Решить эти вопросы, сохраняя существовавший на тот момент облик города, было невозможно, и организаторы конкурса это понимали. Поэтому их совершенно не удивляли такие идеи, как, например, предложение француза Ле Корбюзье оставить от прежней Москвы только Кремль и Китай-город, а остальной город снести и отстроить заново, причем на основе не привычной радиально-кольцевой структуры, а более функциональной прямоугольной сетки. Герман Красин (брат советского наркома внешней торговли Леонида Красина) предлагал звездообразную схему, которая предполагала плотно застроенный административный центр и поселки вдоль лучей-проспектов, разделенных зелеными зонами; немец Эрнст Май — систему «город плюс города-спутники». А Николай Ладовский выдвинул концепцию города-параболы, в котором за счет размыкания одной из кольцевых транспортных магистралей развитие шло вперед и вширь по линии Тверской улицы и ее продолжения в сторону Ленинграда.

Схема пробивки новых и реконструкции старых магистралей центральной части Москвы. Черным обозначены запланированные новые магистрали. Иллюстрация из сборника «Генеральный план реконструкции города Москвы» издания 1936 года

Ни один из предложенных конкурсных проектов так и не был признан удовлетворяющим всем требованиям организаторов. Озвученные конкурсантами идеи решено было осмысливать и приспосабливать к текущим нуждам города силами столичных проектных мастерских, главной из которых стала мастерская №2 под руководством ленинградца Владимира Щуко. А формировать концепцию нового генерального плана реконструкции города доверили двум чиновникам от архитектуры: Владимиру Семенову, который в 1932 году стал главным архитектором столицы и руководителем Архитектурно-планировочного управления Моссовета, и специалисту в сфере планировки населенных мест Сергею Чернышеву, сменившему его в 1934 году на посту главного архитектора Москвы. Их усилиями был разработан «Эскиз генерального плана Москвы», который и лег в основу первого советского московского генплана, принятого летом 1935 года.

400 москвичей на один гектар

Постановление, которым утверждался новый генеральный план, начиналось с примечательного абзаца: «Стихийно развивавшаяся на протяжении многих веков Москва отражала даже в лучшие годы своего развития характер варварского российского капитализма. Узкие и кривые улицы, изрезанность кварталов множеством переулков и тупиков, неравномерная застройка центра и периферии, загроможденность центра складами и мелкими предприятиями, низкая этажность и ветхость домов при крайней их скученности, беспорядочное размещение промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства и быта — мешают нормальной жизни бурно развивающегося города, в особенности городскому движению, и требуют коренного и планомерного переустройства». И надо признать, что генеральный план в том виде, в котором его приняли 84 года назад, предлагал вполне адекватные пути решения обозначенных проблем.

Генплан реконструкции Москвы 1935 года предусматривал повсеместное использование асфальта в качестве дорожного покрытия

Начать с того, что документ предлагал ограничить население Москвы пятью миллионами человек. При таких условиях, как оговаривалось в плане, можно было обеспечить полное удовлетворение всех «бытовых и культурных потребностей этого населения (жилища, городской транспорт, водоснабжение и канализация, школы, больницы, торговая сеть, столовые и т. д.)». Причем добиваться этого нужно было за счет строительства сети такого рода учреждений не при каждом большом доме, как до тех пор, а «в центре ряда кварталов в расчете на обслуживание населения, проживающего не в одном, а в десятках домов».

Сами эти дома должны были быть как минимум шестиэтажными, а если речь шла о зданиях, стоящих на магистралях или в таких местах, которые требовали особенно выразительного или парадного оформления, — то от семи до четырнадцати этажей. Резко возрастал и размер кварталов городской застройки. Традиционными для Москвы начала 1930-х были кварталы размером полтора-два гектара, а новый генплан предусматривал площадь в шесть-семь раз большую. При этом каждый квартал предлагалось застраивать небольшим числом многоэтажных домов так, чтобы между ними оставалось достаточно пространства для освещения и проветривания.

Проект реконструкции жилого квартала между Марксистской и Воронцовской улицами. Иллюстрация из сборника фотографий и агитационных плакатов «Реконструкция Москвы» издания 1936 года

Ограничивал новый генеральный план и населенность кварталов будущей Москвы. Так, средней плотностью заселения предложено было считать 400 человек на один гектар городской застройки, а в особенно удобных и ценных местах для застройки — до 500 человек (за счет повышения этажности). Надо заметить, что эти показатели совсем не выглядели фантастическими: фактическая средняя плотность населения советской столицы к середине 1930-х годов достигала всего 350 человек на один гектар городской застройки. Правда, при этом в центре города в пределах Садового кольца она была втрое выше: до 1000 и более человек. Так что реализация нового генплана обещала разгрузить городской центр как минимум вдвое!

Хорды и проспекты сталинской Москвы

Темпы строительства жилья, которые предусматривались планом, впечатляют. В течение десяти лет город должен был получить 15 миллионов квадратных метров, или около 2500 домов. Из них пятую часть планировали построить в первые три года: в 1936-м — 800 тыс. «квадратов», в 1937-м — 1 миллион, а в 1938-м — 1,2 миллиона. Большая часть этих домов должна была появиться на уже существующей городской территории, которую предполагали освободить от транзитных железных дорог и сортировочных станций, больших складов и промышленных предприятий, и вывести за пределы городской черты «все опасные в пожарном отношении и вредные в санитарно-гигиеническом отношении предприятия, а также отдельные, большей частью мелкие предприятия, расположение которых мешает планировке улиц и площадей города».

Один из проектов застройки берега Москвы-реки в районе Зарядье. Иллюстрация из сборника фотографий и агитационных плакатов «Реконструкция Москвы» издания 1936 года

Читать еще:  Где искупаться в Барнауле

Все эти мероприятия, равно как и расширение сети общественного транспорта и включение в нее водных путей Москвы (кстати, обводнение города тоже являлось одной из задач нового генплана, решение которой позволяло наладить пассажирское и грузовое сообщение по воде в пределах города и транзитом через него), было завязано на кардинальное изменение и расширение схемы городской застройки и городских магистралей. По новому плану город получал систему новых магистралей, которые позволяли бы жителям перемещаться между районами без непременного заезда в центр Москвы.

Первым должен был появиться проспект, идущий от площади Дзержинского на юго-запад Москвы, где намечалась основная жилая застройка первой очереди. Затем планировалась прокладка трех сквозных широких улиц: первой — от Измайловского парка до Ленинских гор, второй — по Ленинградскому шоссе до завода имени Сталина (современный район ЗИЛа), а третьей — от Останкинского парка на Серпуховское шоссе. Кроме них предполагалось продолжение Бульварного кольца в Замоскворечье и прокладка так называемого «паркового кольца», которое соединило бы все парковые массивы города: эти кольца тоже решали бы вопрос разгрузки городского центра.

Театральный проезд после сноса Китайгородской стены в 1934 г. Иллюстрация из сборника «Генеральный план реконструкции города Москвы» издания 1936 года

С этой же целью план предусматривал четыре магистрали-хорды между крупными транспортными узлами, прежде всего вокзалами. Должны были появиться две трассы от Белорусского вокзала — до Комсомольской площади и до Киевского вокзала, трасса от «трех вокзалов» до Абельмановской заставы и магистраль, идущая от Шелепихи через Октябрьскую площадь к заводу имени Сталина. Если бы этот план был полностью осуществлен, центр Москвы действительно мог бы вздохнуть свободнее…

Увы, полной и точной реализации генерального плана реконструкции Москвы 1935 года помешала Великая Отечественная война. Хотя и до ее начала, и после Победы воплотить в реальность удалось довольно многие положения этой концепции: ту же широкую Тверскую улицу и Садовое кольцо, Манежную площадь с гостиницей «Москва» и зданием Госплана, в котором сегодня размещается Госдума, многие московские набережные и парки. При этом существенной потерей для города в результате воплощения первого советского генплана стал полный или частичный снос множества исторических зданий, например, Иверских ворот и Китайгородской стены, Сухаревой башни, Красных ворот (память о которых сохранилась сегодня только в названии станции метро), Симонова монастыря… Но итогом всех этих изменений стал тот облик Москвы, который кажется нам сегодня привычным и давним, и действительное изменение к лучшему условий жизни в столице, которое ее жители ощущали перед войной и после нее, вплоть до конца 1950-х.

Охотный ряд после реконструкции. Гостиница «Москва» и Дом комитетов СТО. Иллюстрация из сборника «Генеральный план реконструкции города Москвы» издания 1936 года

Планирование и строительство Москвы

Московские кольца от Кремля до МКАД

Если посмотреть на карту города до 2012 года, то можно увидеть, что Москва похожа на слегка вытянутое с севера на юг солнышко. Исторически тут сложилась радиально-кольцевая планировка. Но с каждым новым градостроительным планом границы города менялись.

История строительства Москвы: московские кольца от Кремля до МКАД.

Причудливая вязь переулков — характерная черта Москвы. Это особенность старинных городов, таких, например, как Таллинн и Тбилиси. В построенных недавно городах мы не найдем этого лабиринта (вспомним хотя бы Петербург или Одессу). Такая планировка возникала из-за хаотичной застройки и обилия мелких участков, к которым протаптывали и прокладывали узенькие дорожки — «проулки». Со временем они превращались в переулки. Но такая запутанная система и кривизна улиц была необходима и для защиты от врагов и пожаров.

Древнейшее кольцо Москвы — Кремль. Археологи считают, что крепость появилась на этом месте еще в XI веке. А уже при Юрии Долгоруком начали строить город (вначале слово «город» означало «ограда, забор», затем «огороженное место», а потом — «город, крепость»). Новое строение по площади превосходило древнее укрепление в 5-6 раз.

В конце XIV века Кремль окружило первое кольцо. Вдоль его границы в 1535-1538 годах прошла Китайгородская стена. Сохранились небольшие ее фрагменты. В памяти она осталась благодаря топонимике Китайгородского проезда и района Китай-город. Но вопреки распространенному мнению, укрепление не имело никакого отношения к Китаю. Наиболее вероятно, что название произошло от слова «кита» — «связка жердей», так как их использовали при постройке укреплений.

Москва продолжала расти и вскоре перешагнула Китайгородскую границу. Уже в конце XVI века появился новый рубеж в форме подковы — Белый город. О происхождении названия этой границы также ходят споры. Одни полагают, что имя дал белый камень возведенной здесь под руководством Федора Коня в 1585-1593 годах стены с 27 башнями. Другие связывают название с лежащими на территории Белого города свободными от уплаты податей «белыми землями».

В XVIII веке граница шагнула дальше, и Белый Город утратил оборонное значение. Кроме того, в его стене было мало ворот, и горожане проламывали новые. Из-за этого часть стены обрушилась. В итоге стены Белого города разобрали. А еще столетие спустя по его территории прошло Бульварное кольцо. Память о нем сохранилась в топонимике Белгородского проезда, площадей Никитские Ворота, Мясницкие Ворота, Сретенские Ворота, Яузские Ворота, Петровские Ворота, которые появились на месте бывших проездных ворот Белого города.

Следующее кольцо — современное Садовое — в древности называли Земляным или Деревянным городом. В некоторых источниках его также называли Скородом. Это имя связывали с постройками «на скорую руку», так как эта часть города горела и страдала от неприятеля чаще всего.

Сначала по границе Земляного города проходило 15-километровое деревянное укрепление с 60 мощными башнями. Но оно сгорело. Поэтому в 1630-х москвичи построили на его месте земляной вал, окруженный рвом с водой. Но ему было отведено не более 200 лет жизни — вал уничтожили, а ров засыпали. Владельцев домов на его месте обязали построить палисадники. Но и они исчезли в сталинское время. А память об исторической границе сохранилась в названиях Валовая улица, улица Крымский Вал, улица Зацепский Вал, улица и площадь Земляной Вал.

Камер-Коллежский вал в 1742 году насыпала Камер-Коллегия — государственная структура, которая ведала доходами империи. Если предыдущие кольца носили оборонительный характер, то на многочисленных заставах этого 37-километрового укрепления с ввозимых в город товаров взимали пошлину. А прошел вал там же, где еще в 1731 году стояла деревянная стена Компанейского вала, который построила компания купцов-водочников. Укрепление служило преградой для ввоза в Москву контрабандной водки. Но Компанейская стена прожила недолго, а ее ветхие постройки москвичи разобрали на дрова.

Во второй половине XIX века Камер-коллежский вал срыли, заставы упразднили, но он еще долго служил границей города. При этом площадь Москвы в границах Камер-Коллежского вала была 7 089 гектаров — менее 3% площади современного города. Сам вал сохранился только на границе Хамовников и Лужников. Сейчас по нему частично проходит третье транспортное кольцо. Зато память о Камер-Коллежском вале осталась в названиях площадей Дорогомиловская Застава, Серпуховская Застава, Проломная Застава, Тверская Застава, улиц Богородский Вал, Олений Вал, Сокольнический Вал, Бутырский Вал, Сущевский Вал, Грузинский Вал, Пресненский Вал, Трехгорный Вал, Серпуховской Вал, Даниловский Вал, Симоновский Вал, Крутицкий Вал, Рогожский Вал, Золоторожский Вал, Лефортовский Вал, Госпитальный Вал, Семеновский Вал, Измайловский Вал, Преображенский Вал.

Следующее — пятое кольцо — образовала Окружная железная дорога. Строили ее с 1903 по 1908 год. Длина этого кольца Москвы, на плане похожего на вытянутую к северо-западу петлю, составила 54 километра. И хотя Окружная была границей Москвы практически весь советский период, она не оставила топонимических следов.

Читать еще:  Кто такой Сильвер Нейм

Последнее кольцо — Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) — появилось в 1940-х. В июле 1941 года Государственный комитет обороны принял решение построить дорогу за 1 месяц по упрощенному проекту — проложить 30 км новых дорог и реконструировать 100 км старых. Построенное в авральном режиме кольцо использовали для переброски войск и военной техники. Это помогло разгромить фашистов под Москвой.

Но даже в пределах этого кольца длиной 109 километров (начинается от пересечения с шоссе Энтузиастов — «нулевого километра») Москве тесно, и в некоторых местах столица уже вышла за его пределы.

История планирования Москвы — генеральные планы развития Москвы.

Впервые создание планов развития территории Москвы упоминают в XVIII веке. Хотя в 1712 году столицу России перенесли в Санкт-Петербург, Москва своего значения не утратила. Поэтому при Анне Иоанновне, в 1731 году, был опубликован указ «О сделании плана города Москвы». В его создании участвовали 8 геодезистов, выпускников Навигацкой школы. Их имена сохранились на изданной карте: Сава Кашинцов, Максим Енкуватов, Алексей Карцов, Александр Коптев, Степан Чичагов, Василий Шишков, Яков Красильников, Сергей Щелков.

Геодезисты измеряли улицы и дворы, а владельцы домов этому препятствовали, поэтому «План императорского столичного города Москвы, сочиненный под смотрением архитектора Ивана Мичурина в 1739 году» готовили 8 лет. А в 1742 году появился указ «О строении в Москве домов по плану и о наблюдении, чтобы улицы были шириной восемь сажен (16,8 м), а переулки четыре сажени (8,4 м)». Полицмейстерская канцелярия следила, чтобы улицы на всем протяжении были одной ширины. Она же утверждала планировку новых усадеб и приписывала располагать все строения по красной линии улицы и вписывать их в окружающее пространство. А «обыватели» пытались строить как раньше — дома с крыльями, флигелями и парадным двором полукольцом.

В 1762 году появилась Комиссия для устройства Петербурга и Москвы. Ей и поручили разработку нового градостроительного плана. В 1775 году Екатерина II утвердила «Прожектированный городу Москве план» — первый регулярный проект застройки столицы.

На месте Кремля предполагали построить громадный дворец по проекту Баженова. Работами по реализации плана руководил его ученик — Матвей Казаков. Также по плану 1775 года Москва получила Водоотводный канал, Кремлевскую и Москворецкую набережные, деревянные Никольский и Краснохолмский мосты. А после опустошительного пожара 1812 года — Театральную и Манежную площади, Александровский сад, проезды вдоль стен Китай-города.

Этот же план лег в основу послепожарного плана Москвы 1817 года, который радикально изменил город. Неглинную спрятали в трубу на участке от Трубной площади до места впадения в Москву-реку, в центре города появился градообразующий ансамбль зданий — Манеж и Большой театр. Тогда же Бове предлагал достроить здания внутри Камер-Коллежского вала до 6 этажей и спрямить улицы. И хотя его предложение приняли, проект остался «лежать на полке».

Одновременно Александр I поручил составить план послепожарной Москвы реконструктору Царского Села В.И. Гесте. Тот Москву не знал, но план подготовил. По его предложению город превращался во французский парк с центральной площадью-клумбой — Кремлем и отходящими от него улицами-лучиками. План предполагал снос множества зданий и стен Китай-города. Но его не приняли.

Генеральные планы развития Москвы в XX веке.

Следующий генеральный план Москва получила лишь в советское время. В 1920-х специальная комиссия под руководством Ивана Жолтовского и Алексея Щусева разработала проект «Новая Москва». В его основу положили традиционную для города радиально-кольцевую планировку и принцип сохранения большинства старинных сооружений. Кремль предполагали использовать как музей, а общественный центр столицы перенести в Петровский парк, силуэту города придать конусообразный вид, а центральную часть Москвы застроить небоскребами.

Проект признали неудовлетворительным, и в 1931 году начался конкурс на разработку нового проекта. Его участники предлагали даже фантастические идеи. Например, французский архитектор Ле Корбюзье высказал идею оставить только Кремль и Китай-город. Эрнст Май, главный архитектор Франкфурта-на-Майне, предлагал расселить весь город. По его плану, старая столица сохраняла только функции административно-делового центра, а ее окружали города-спутники с малоэтажными домами. Приверженец рационализма Николай Ладовский решил, что кольца в дальнейшем не справятся с растущей нагрузкой, и предложил их разомкнуть. После этого столица должна была принять форму параболы и в будущем слиться с Ленинградом. Его план так и назвали «Парабола Ладовского».

В итоге выбрали проект Владимира Семенова и Сергея Чернышева. В утвержденном Генплане 1935 года зафиксировали рост числа жителей до 5 миллионов человек, а территории в 2 раза — до 600 квадратных километров. Проектировщики закрепили основные направления расширения — на юго-запад, восток, запад и северо-запад. В Генплан также включили идею обводнения Москвы — план по созданию судоходных магистралей. Москву предполагали сделать похожей на Венецию.

План реализовали только частично, но многие районы города сильно перестроили. Все это время москвичи посылали проклятия в адрес разрушителей исторической Москвы во главе с Лазарем Кагановичем. Сам он нещадно критиковал старую Москву: мол, улочки прокладывал даже не пьяный строитель, а пьяный сапожник.

В 1950-х Москва уже «поглотила» бывшие деревни и усадьбы и вышла за пределы Окружной железной дороги. Потребовался новый план. Его утвердили в 1971 году. Город делили на 8 зон, а старую радиально-кольцевую планировку улиц дополнили скоростными дорогами. Кроме того, в Москве запретили строить заводы и фабрики и наметили продлить метро.

Концепцию «солнца со множеством лучей» 1935 года заменили «семиконечной звездой» (историческое ядро и семь новых центров). Также Генплан 1971 года признал нецелесообразным дальнейший территориальный рост города и его населения. Окружающий столицу лесопарковый пояс должен был стать природной границей Москвы, но рост города оказался более интенсивным, чем планировали. Уже в первой половине 1970-х началось развитие жилых районов в Чертанове, Бирюлеве, Орехово-Борисове, Теплом Стане, Тропареве, Коньково-Деревлеве, Тушине, Гольянове, Вешняки-Владычине, Ивановском, а к началу 1980-х московские районы «шагнули» за пределы МКАД: Митино и Куркино — на северо-западе столицы, Солнцево — на юго-западе, Бутово — на юге, Новокосино — на востоке. Поэтому план 1971 года тоже реализовали лишь частично.

Первый постсоветский генплан Москвы разрабатывали с начала 1990-х годов и приняли в 1999, а в 2005 году закрепили законодательно. За последние 15 лет центр Москвы и многие районы сильно изменились из-за реконструкции, а часто и сноса исторических зданий и других объектов. Власти Москвы называли этот план «Генпланом возможностей».

В 2007 году главный архитектор города Александр Кузьмин заявил журналистам, что Москва собирается уйти от «возможностей» и прийти к «необходимости». Генплан города до 2025 года разрабатывали более трех лет и приняли 5 мая 2010 года.

Новая Москва.

В 2011 году (после почти 10-летних споров) также приняли проект расширения Москвы —Новая Москва. Этот амбициозный план позволил увеличить размер города в 2,4 раза за счет присоединения южных и юго-западных территорий Подмосковья. Выбор этого направления был неслучайным: на этой огромной площади проживало менее 250 000 человек.

Новые границы установили 1 июля 2011 года, и Москва стала граничить с Калужской областью. А в обществе нововведения раскритиковали: проект называли «выгодным только для бизнеса», а Москву — «Шанхаем развивающейся страны».

Источники:

http://www.turboreferat.ru/geography/planirovka-moskvy-i-ee-granicy/189346-947903-page1.html
http://histrf.ru/biblioteka/b/stalinskaia-pieriestroika-moskovskiie-khordy-i-tsientralnyie-diamietry
http://liveinmsk.ru/article/planirovanie-i-stroitelstvo-moskvy

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: