0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как записывают звук в кино

Почему для показа фильма нельзя использовать звук, записанный на съемках?

Все мы видели фотографии со съемок, на которых неизменно присутствует бум-оператор — человек с микрофоном на длинной палке, на который надета с мохнатая ветрозащита (как на картинке). Вы скажете — вот же, человек с микрофоном на съемках есть, звук пишется, так почему его нельзя использовать? Музыку под фонограмму подложили — и вперед!

Но, не все так просто. Звук, записанный бум-оператором, конечно используют в процессе производства, но лишь частично. Как правило, с бум-микрофона берутся только реплики актеров. А как же все остальные звуки? Ведь когда мы смотрим кино, мы слышим как звучит абсолютно все — как поют птицы, летают самолеты, взрываются бомбы, стучат колесами поезда, проезжают автомобили, и даже космические корабли, которые должны лететь в вакууме беззвучно, в кино у нас как правило звучат. Почему все эти звуки тоже нельзя записать на съемках, во время игры, как и речь актеров?

Давайте сначала разберемся с записью речи актеров на съемках, а потом перейдем к «тяжелой артиллерии» типа звуков машин, взрывов, итп.

Речь актеров во время съемок пишется не с одного микрофона (бума на длинной палке, который оператор держит на вытянутых руках), а с нескольких. Для записи берется целый микрофонный сет, состоящий из нескольких петличных микрофонов типа такого:

Как правило петличек используется 4-6, они маленькие, телесного цвета, крепятся на каждого актера незаметно под одежду. Бум на «удочке» — это лишь страховочный микрофон.

Почему нельзя использовать один бум, спросите вы, а приходится крепить еще дополнительные микрофоны на каждого актера? На это есть несколько причин:

1) Громкость источника звука падает прямо пропорционально квадрату расстояния от него. Это означает, что чем дальше микрофон находится от актера, тем тише будет записанная речь. В результате реплики актера мы просто не услышим, так как они будут слишком тихие, и по громкости будут сливаться со звуком улицы вокруг. Нам нужно, чтобы микрофон был как можно ближе к актеру, и этого можно достигнуть только с помощью незаметных и маленьких петличных микрофонов, которые крепятся прямо на одежду или тело актера.

2) На один бум невозможно записать всех актеров, потому что бум — это «пушка» — остронаправленный микрофон. Он лучше всего воспринимает звуки, которые находятся в направлении «12 часов» от его головки. Все что по бокам от головки, будет записано очень тихо и будет совершенно не слышно. Например, если актеры стоят друг напротив друга, то, если их писать только на «бум», оператору придется поворачивать микрофон очень быстро на 180 градусов, чтобы «поймать» звук от каждого актера. Так как оператор не может угадать, кто из актеров в какой момент заговорит, он не может поймать абсолютно все реплики на микрофон. Это практически не реально.

3) Бум-оператор не может приближаться к актерам слишком близко, так как иначе он рискует попасть в кадр, что рушит всю магию кино и вызывает гнев оператора, который снимает видео.

Итого, при съемках фильма для записи реплик актеров как правило используется следующий сет микрофонов:

Все эти микрофоны записываются отдельно на каждую дорожку многоканального рекордера. Благодаря этому сигналы от микрофонов не смешиваются, их потом можно перенести на основной носитель (жесткий диск проекта), чистить, выравнивать по громкости друг относительно друга, накладывать эффеты, итп.

Следует учитывать, что микрофон — это такой прибор, который, независимо от своих характеристик — направленности, амплитудно-частотной характеристики, особенностей конструкции — пишет АБСОЛЮТНО ВСЕ, что звучит в данный момент. То есть мы, звукорежиссеры и звукооператоры не можем запрограммировать микрофон так, чтобы он то писал, а это не писал. По факту, микрофон будет воспринимать все звуки, которые звучат. «Так вот, — скажете вы, — и прекрасно, можно одновременно на одни и те же микрофоны записывать и реплики актеров, и машины-самолеты-поезда-птичек.» Но нет, так не получится. Возьмем например такую игровую сцену — 2 персонажа разговаривают на перроне вокзала, и во время их разговора прибывает поезд. Интенсивность звука прибывающего поезда около 80 дБ. Человеческая речь — 20-30 дБ. То есть поезд, стучащий колесами, будет по-любому заглушать человеческую речь, его звук запишется громче на микрофон, и его с носителя записи уже не вырезать никаким способом, и человеческую речь не очистишь и не сделаешь громче. А нам нужно, чтобы зритель во время просмотра слышал в первую очередь реплики персонажей. Если он не будет слышать реплики за всеми остальными звуками, он потеряет нить повествования, и, следовательно, интерес к просмотру фильма тоже.

Возьмем другие примеры. Например, актеры ведут диалог на поле боя. Кругом взрывы и автоматные очереди. Или во время погони на автомобилях — ревут моторы, визжат тормоза. Как в таких сценах сделать речь персонажей максимально разборчивой?

Вот тут то и приходится применять наше звукорежиссерское мастерство. Технология производства громких сцен в фильме в основном такова: речь актеров переозвучивается после съемок в тихом, заглушенном помещении (студии речевого озвучания), а взрывы, машины, поезда и самолеты записываются отдельно в полевых условиях. После съемки актеров делается так называемый «звуковой дубль» — звукооператор записывает ту технику (машину, поезд, танк), которая участвовала в кадре.

Читать еще:  Как определить разницу по широте и долготе

Иногда звуковой дубль прямо во время съемок сделать не получается — не хватает времени, портится погода, вокруг слишком много шума. Тогда приходится перепоручать запись движения техники в кадре другому звукорежиссеру, или воспользоваться звуковой библиотекой (об этих моментах я расскажу чуть позже).

Еще одна веская причина, по которой невозможно записать абсолютно все звуки во время съемок — это большой процент использования компьютерной графики в современном кино. Например, раньше, когда компьютерной графики не было, в сценах, где в кадре присутствует некая аутентичная техника — например, винтовые самолеты времен второй мировой войны — для съемки эти модели самолетов реставрировали, чинили, и потом снимали. И звук от этих самолетов записывали непосредственно во время съемок. На данный момент, реконструировать винтажные модели самолетов нет необходимости — их можно нарисовать с помощью компьютерной графики. То есть, по факту во время съемок вместо этого самолета в кадре движется что-то, обклеенное зелеными квадратами. А звук то этого самолета откуда брать, если самого самолета нет? Ответ прост — звук винтовых самолетов берется из звуковых библиотек и накладывается отдельно во время постпродакшн (после съемочного процесса).

Широкое распространение компьютерной графики очень сильно повлияло на производство звука в целом. Теперь можно нарисовать сколь угодно фантастические вещи, что заставляет нас, звукорежиссеров быть очень изобретательными в отработке моментов с компьютерной графикой.

Третья причина, по которой в финальную фонограмму нельзя брать весь звук со съемок — это некий процент «грязи», брака, который всегда присутствует. Режиссер и остальная съемочная группа могут издавать звуки, которые записываются на микрофон и создают «грязь» — посторонние шумы, которые выдают съемочный процесс. Режиссер может что-то сказать в мегафон, оператор начать материться на бумщика, который влез в кадр. Пока актеры работают, за кадром всегда присутсвует большая тусовка, численностью не менее 20 человек, которых очень трудно заставить молчать, не шуршать, не хлопать, итд. Так же петличные микрофоны, которые крепятся на каждого актера, записывают вместе с его речью звук шуршащей одежды, звук перевариваемого обеда, и хлопки по плечу от напарника, которые по громкости звучат как атомные взрывы. Если эта «грязь» прозвучала одновременно с репликой актера — то все, это означает брак по звуку и отправку на дальнейшее переозвучание в студии звукозаписи.

Четвертая причина — в кино вместо актеров иногда играют дублеры — это либо сцены где есть риск для жизни, либо сцены, где есть «обнаженка». В тех случаях, когда актера замещает дублер или каскадер, и этот дублер кричит или говорит во время трюка, то этот момент так же приходится переозвучивать потом реальным актером, чтобы голос дублера, отличающийся по тембру, не выдавал зрителю всю «кухню» обмана с дублером.

Пятая причина, по которой нельзя на 100% использовать звук, записанный на съемочной площадке — это приведение звука к требуемому формату показа или трансляции.У нас есть 2 основных формата воспроизведения звука — это стерео и Dolby Digital5.1. Недавно к ним добавился Dolby Atmos. Все три перечисленных формата — многоканальные, включая стерео. То есть они предполагают отдельное позиционирование источников звука в соответствии с картинкой. Например, когда машина в кадре едет слева направо, то звук от этой машины тоже должен двигаться слева направо. И если по ходу действия самолет вылетает сзади и потом появляется на экране, то звук от этого самолета тоже нужно позиционировать сначала в тыловых каналах, потом в заэкранных в кинотеатре. Данную работу — точное позиционирование звуковых источников прямо во время записи выполнить почти невозможно, поэтому эта работа так же откладывается на период после съемок — постпродакшн.

Основы кинематографа: звук в кино

Вы, наверное, знаете, каким изначально было кино? Самым первым было “Прибытие поезда”, естественно. Кинематография, тогда ещё черно-белая, имела ошеломляющий успех и стала развиваться настолько быстро, что в 1900 году появился первый звуковой фильм.

Звуковой фильм и по сей день радует слух любого зрителя. Люди, которые работают над звуком в кинолентах, могут получить различные премии – значит им есть за что их вручать!

Давайте же разберемся – благодаря кому оживающие картинки имеют возможность говорить? Вы этих людей не видите, но слышите то, что они делают!

1. Кинокомпозиторы

Композитор – первый, кто приходит на ум при мысли о том, что у кино есть звук, и кто-то его делает. Что делают композиторы? Они сочиняют музыку для фильмов, очевидно. Музыкальное сопровождение фильма каждую минуту может меняться – ведь оно передаёт не только саму атмосферу фильма, но и характер героев, время, погоду и даже то, о чем думает герой. Сначала немое кино, которое показывали в кинотеатрах, сопровождали игрой музыки на фортепиано. Но теперь композиторы сочиняют полное музыкальное оформление фильма, которое позволяет как можно глубже погрузиться в атмосферу фильма.

2. Звукооформитель

Пожалуй, самая интересная профессия в мире звукового кино. Вы же видели видео, где обыкновенную прогулку по траве озвучивают ходьбой по пленке. Похоже же звучит?

Звукооформитель или шумовик, как его ещё называют, старается сделать озвучку полностью похожей на реальные звуки, и у него есть два способа для того, чтобы сделать это. Первый – это использование того же самого звука для создания другого. Примером может послужить стрельба и то, что каждый выстрел и правда записывается на студии или на полигоне. Или поцелуй – для этого целуют свою же собственную руку. Второй способ – это имитация любого трудного в записи звука посредством других, например, когда вместо лошадиных копыт мы слышим стук кокосовых половинок о какую-либо поверхность. Но без следующего человека все эти звуки были бы просто записанной какофонией.

Читать еще:  Почему вредно тренироваться каждый день

3. Звукооператор

Звукооператор работает с качественными параметрами каждой фонограммы. Также именно он настраивает соотношение сигнала и шума и частотную характеристику звука. Звукооператор настраивает громкость каждого звука, чтобы воспринималось всё это правильно.

4. Звукорежиссер перезаписи

Это самый последний этап в формировании звуковой дорожки к фильму, но человек-то не самый последний! Сведение всей звуковой дорожки, всех элементов и реплик ложится на плечи именно этого человека! Но перезапись это не переозвучивание – так что не стоит их путать!

5. Монтажёр звука

Кто же делает так, чтобы каждый звук был проигран в определённое время? Кто же синхронизирует их? Естественно, монтажёр звука! Это вполне логичная вещь, дабы не делать же всё одному человеку. Ведь каждая реплика должна идти в то время, когда она нужна, ни секундой раньше, ни секундой позже! Иначе всё восприятие картинки утратится.

6. Оператор микрофона

Оператор микрофона настраивает и расставляет микрофоны для самых важных действий съемочной площадки. Микрофоны, казалось бы, такая маленькая вещь, но такая важная. Необходимо следить, чтобы микрофон и был в нужном месте, и все было бы слышно, а также, чтобы микрофон не попал в кадр. Ведь один маленький засвет, и ох как неудобно!

7. Режиссер звуковых эффектов

Кроме обыкновенных звуков драки, готовки или сюсюканья с малышом есть и такие звуки как звук химической реакции, черной дыры, засасывающей всё, что бы то ни было, и другие звуки. Всё это – результат работы режиссера звуковых эффектов. С помощью компьютера, различных программ и другого оборудования он может создать абсолютно любой звук, например такой как рык тираннозавра.

8. Режиссер и актёры дубляжа

Если бы каждый снятый на территории любой страны фильм крутился бы только внутри оной, то это бы не только не приносило дохода, но и мешало окультуриванию других жителей Земли. Или же фильмы шли в кинотеатрах только с субтитрами, но это было бы интересно лишь тем, кто собирается освоить другой иностранный язык. Ведь получается так, что тебе приходится постоянно читать, что же Кейт собирается сказать Лео без наблюдения самой картинки. Какая-то книга получается.

Вот поэтому то и появились актёры озвучки, а режиссер дубляжа – это тот, кто координирует работу этих актёров. Довольно странно воспринимается то, что на своём родном языке этот актёр говорит с другой интонацией и тембром, поэтому голоса для озвучивания стараются подобрать как можно более похожими на те, которые можно услышать в оригинальной версии фильма. Но они не всегда совпадают. Смотря фильм на своём языке, можно заметить, что в разных фильмах у различных или одних и тех же актёров идентичный голос – это следствие того, что один актёр озвучивания кочует из одного фильма в другой.

Озвучивание фильма – это важный процесс, без которого фильм бы воспринимался по-другому. Но будь фильм немым или звуковым – кино само по себе прекрасно.

Но как вы думаете, что прелестнее – звуковое или немое кино?

Звук в кино / Часть 1

Звук. Вероятно это наиболее труднопостижимый элемент в кино, и довольно часто — настоящая напасть для кинематографистов. Мы часто можем услышать от кинематографистов такие фразы: «звук — это 2/3 фильма», «звук делает либо портит кино» и т.д. Да, у нас есть возможность добиться «голливудского» качества изображения, но со звуком все намного сложнее. Так как же обстоят дела со звуком?

Большинство киношников, как правило, задумываются о звуке в последнюю очередь. Многие считают, что звук — это поиск каких-то техников, звукорежиссеров, редакторов и звукооператоров, которые будут заниматься этим вопросом.

Отчасти это происходило потому, что кинопленка, использовавшаяся ранее, не может сохранять звукозапись, а аудиопленка не записывает видео. 35мм и 16мм пленка не могли хранить звукозаписи. Но появление цифровых камер внесло свои коррективы.

Сегодня кино становится в буквальном смысле более доступным, дешевым и простым. В результате появляются группы людей, желающие сделать все самостоятельно, не нагружая себя дополнительными знаниями, тренингами или информацией.

До недавнего времени видео и звук относились к разным департаментам. Теперь, с появлением независимого кинематографа, эти два элемента одинаково значимы.

Около 3 лет назад появился видеорепортаж под названием «Advanced Sound for DSLR s», где Стив Вайс из Zacuto задавался вполне резонным вопросом: «Почему звук — это всегда внебрачный ребенок для видеооператоров?» На эту тему — 13 довольно информативных минут обсуждений. Здесь я попытаюсь привести простое, но исчерпывающее пособие по звукозаписи для видео.

В следующих статьях я попытаюсь развеять заблуждения или неверные представления о записи звука в кино, расскажу о базисах, играющих первостепенную роль в записи качественного звука для вашего проекта, крупного либо малого, и, что важно, о том, как сделать работу со звуком легким, приятным и занимательным процессом.

Мы затронем следующие темы:

  1. Микрофоны: выбор, размещение, применение, сравнение звуков
  2. Звукозаписывающие устройства и медиумы. Выбор оборудования. AB -тест
  3. Запись звука на локациях, в студийной регулируемой среде.
  4. Обработка и редактирование звука в посте, включая ADR , фолли, синхронизацию и т.д.
  5. Что значит «Голливудский» звук?

И многое другое…

Мне, как преподавателю высшей школы, задают множество вопросов, и это лишь некоторые из них:

  1. Какое оборудование больше всего подойдет для обычной звукозаписи на локации?
  2. Какие программы для монтажа звука самые лучшие?
  3. Какие типы микрофонов лучше подойдут для различных случаев?
Читать еще:  Чем кормить ежа на даче

Также я коснусь основ кинопроизводства, важных постулатов кинематографа, типов камер, форматов, композиции кадра, методов освещения и динамического диапазона. У звука есть и масса других, не менее важных вопросов.

Хотя я не ощущаю от фильммейкеров желания открыть этот ящик Пандоры, однако понимание основ звука, в первую очередь, позволит вам улучшить качество фильмов, не проходя курсы аудиошколы. Таким образом, будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Что такое звук, как он двигается и как себя ведет?
  2. Что такое акустика и как она влияет на запись звука на площадке и в постпродакшне?
  3. Что такое звуковой сигнал, headroom, динамический диапазон?
  4. Структура аудио, как аналогового, так и цифрового.
  5. 3 базовых блока звуковой обработки и управления.
  6. Эффект близости (для микрофонов, динамиков)
  7. Частота дискретизации и битовая глубина

Список можно продолжать, и я на примерах буду ссылаться на эти базовые моменты.

Итак. Давайте начнем с рассмотрения цифровых основ. В аудиоиндустрии было время, когда аналоговая лента преобладала в профессиональной аудиозаписи. В какой-то степени где-то это актуально и сейчас. Но этот метод дорогостоящий и громоздкий. Возьмите любой формат записи на жесткие диски, возьмите сами накопители — теперь мы можем записывать, монтировать, микшировать звук без какой-либо порчи оригинала.

Аналогичным образом заработала видеозапись: видео может записываться на цифровой носитель. А звук можно записывать на маленькие, портативные и доступные устройства. В 1960-х годах 16мм камера Bolex и катушечный аудиомагнитофон Nagra сделали процесс более портативным, но настоящую революцию 21-го века сделали HDSLR -камеры и Zoom H4N .

Разве сложно разобраться со звуком в теории? Вероятно, нет, если сопоставлять цифровое видео и цифровой звук. В первой статье я хочу ввести некоторую терминологию. В дальнейшем мы вернемся к этим понятиям более детально.

Клиппинг (Clipping)

Как и в аналоговой фотографии понятие «blown out», так и в цифровой — «клиппинг» возникает, когда неверная экспозиция приводит к засвеченным участкам, изображение теряет детали и в конечном счете становится непригодным.

В цифровом звуке клиппинг — аналогичное понятие, означающее завышение уровней звука на входной стадии. Возникает цифровое искажение, и звук становится непригодным к использованию, т.к. будут утеряны детализация и точность воспроизведения.

Клиппинг также может возникнуть на стадии предусилителя, стадии микрофона и аналога стадии преобразования. Следовательно, если проводить аналоги с захватом изображения, то здесь потребуется не просто корректировка экспозиции. Мы рассмотрим эти вопросы чуть позднее.

Разрешение (Resolution)

В видео это означает горизонтальное разрешение изображения, его размер и возможность сохранить максимально возможный объем информации. Таким образом, когда мы сравниваем популярные цифровые камеры, то встречаем форматы 720p, 1080p, 2k и 4k.

Разрешение звука также соответствует способности захватить звук в высоком разрешении (частота дискретизации). Наиболее распространены 44.1k, 48k, 96k и 192k. Это понятие обычно бывает недооцененным в видеомонтаже, и из-за этого возникает большинство ошибок в синхронизации звука и изображения. В дальнейшем мы уделим этому также особое внимание.

Сжатие (Compression)

В цифровом кино сжатие применяется для управления большими объемами информации. Из-за ограничений зрительского восприятия сжатие применяется для удаления избыточной информации из сигнала. Полупрофессиональные камеры используют более высокие коэффициенты сжатия, а хай-енд камеры — низкие либо вообще не используют.

Сжатие аудио- и видеосигналов схоже с точки зрения управления данными. Используется сжатие с потерями (lossy) и без потерь (lossless), что также удаляет избыточную информацию, учитывая способность человека слышать высокие и низкие частоты.

Использование второстепенных форматов сжатия, например, mp3, часто применяемого на бытовом уровне, обычно приводит к менее желательным результатам.

Сжатие звука применяется также для нормализации звука, чтобы колебания уровней речи и сигналов звучали согласованно и слаженно.

Динамический диапазон (Dynamic Range)

В кино динамическим диапазоном обозначают область от самой темной до самой светлой точки, которые камера может записать. В темном изображении появляются шумы, а в светлом — засвеченные пятна.

В аудио у динамического диапазона схожий принцип: запись звука происходит в заданном интервале, в котором искажения звука имеют несущественный характер. Если записывать звук слишком тихо и затем прослушать на нормальной громкости, то будут слышны посторонние шумы и помехи.

Если записывать звук на высокой громкости на аналоговый носитель, то происходит насыщение пленки, что даст несколько больший динамический диапазон. Зато в цифровом звуке возникает клиппинг, и у вас в итоге остается искаженный звук.

Предварительное заключение

Я не собираюсь заниматься бесконечными сравнениями. Каждый может обнаружить сходство между аудио и видео.

Я бы хотел предложить вам задуматься вот о чем. В то время как мы тратим приличные деньги на камеры, чего мы ожидаем, если тратим на некоторое звуковое оборудование всего лишь малую долю таких денег, при этом не имея достаточного багажа знаний об аудиозаписи?

Когда я в университете сдавал экзамены, у нас было задание провести сравнительный анализ аппаратного оборудования и программных алгоритмов. В мире звука это называется ABX -тестами. К моему удивлению, результаты были несущественными. Как я всегда утверждаю, за что платишь, то и получаешь. Итак, еще раз, когда люди платят тысячи долларов за камеры, почему бы им не потратить всего пару сотен долларов на небольшой любительский полевой рекордер? Все сводится к индивидуальным характеристикам инструмента. С должными знаниями и информацией вы сможете определить, что дает независимо от цены отличный звук. Будьте уверены, Zacuto стремится дать вам нужные знания. Следите за новыми публикациями.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5c4b5d4b7fd71100ae5f34f9/5c4b707590376000ad5e1642
http://say-hi.me/24-kadra/osnovy-kinematografa-zvuk-v-kino.html
http://snimifilm.com/post/zvuk-v-kino-chast-1

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector