0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выглядит Джокер

Как менялся образ Джокера от фильма к фильму

Новый «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли поднял волну сравнений этого персонажа с другими его предшественниками. Предлагаем вместе проследить эволюцию визуального стиля Джокера

  • 15 октября 2019
  • 7833
  • Ирина Жигмунд

Популярное

Что не так с фильмом «1917»: лишние телодвижения, отсутствие логики, невнятный сценарий и непонятная «оскаровская» перспектива

Взрывы, кинотрупы и единый план: как снимали «1917»

Как создать нелинейную историю

«Мандалорец»: новые технологии в Галактике

Художник-фоновщик в анимации: Анна Атаманова

Суперзлодей вселенной DC Comics Джокер был создан в 1940 году Биллом Фингером, Бобом Кейном и Джерри Робинсоном, которые взяли за его основу персонажа Конрада Фейдта из фильма «Человек, который смеется», 1928 года.


Герой комиксов DC Comics Джокер / Иллюстрация: DC Comics

Шло время и Джокер, из сериала в сериал, из фильма в фильм, понемногу менялся, сохраняя свои главные визуальные особенности — контрастную одежду (чаще лилового с зеленым цветов, как в графическом романе), зеленые волосы, выбеленное лицо и жуткую улыбку клоуна. Мы вспомним лишь некоторые самые яркие его перевоплощения.

Сериал «Бэтмен» (1966-1968), фильм «Бэтмен» (1966)

Кадр из фильма «Человек, который смеется» (1928) / Фото: Universal Pictures

На съемках сериала «Бэтмен» / Фото: 20th Century Fox

Первая экранная версия Джокера, пожалуй, одна из самых забавных. Игравший его Сизар Ромеро отказался сбрить усы и их замазали гримом, что вкупе с кое-как приклеенным париком зеленоватого цвета выглядит довольно нелепо, хотя и вполне под стать Бэтмену в сатиновых трусах поверх трико. Яркие пурпурные и зеленые цвета костюма были использованы художником по костюмам сериала Пэтом Барто для того, чтобы заставить Джокера выглядеть как можно более похожим на его комиксовый прототип.

В фильме 1966 года «Бэтмен» Джокер не изменился, поскольку и Ромеро, и художник по костюмам остались прежними — фильм задумывался как пилот для сериала, хотя, по ряду причин, вышел на экран между 1-м и 2-м сезонами.

Фильм «Бэтмен» (1989)

Режиссер одной из самых удачных киноисторий о Бэтмене Тим Бертон несколько иначе подошел к визуализации персонажей комикса. «Мне было совершенно ясно: сериал шестидесятых слишком китчевый, — вспоминает он, — Новые, возрожденные комиксы полностью опровергают такое прочтение. Мы внесли некоторые изменения в образ Джокера. Он самый яркий герой фильма и, самый недвусмысленный злодей. Мне понравилась идея показать человека, превратившегося в клоуна, ставшего безумцем».

Разговаривая с художником по гриму Ником Дудманом, Бертон попросил не скрывать лицо Николсона, которое у некоторых зрителей и так ассоциировалось с его жутковатым персонажем из фильма Стэнли Кубрика «Сияние».

На съемках фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: 20th Century Fox

Костюм, сшитый Томми Наттером для Джека Николсона в роли Джокера в фильме «Бэтмен» (1989) / Фото: Bonhams

Джека Николсона в роли Джокера / Фото: 20th Century Fox

Костюмами в фильме занимались Боб Рингвуд и Тони Данстервилл. Но сам гардероб Джокера тех же контрастных сочетаний, что и раньше, полностью шили у Томми Наттера — известного мужского дизайнера, имеющего собственное ателье на Сэвил-Роу в Лондоне. Среди его клиентов были The Beatles и Элтон Джон. Наттер был славен своим хулиганским стилем, безупречным кроем, любовью к клетке и ярким краскам. «Они пришли ко мне, потому что никто другой не смог сшить все эти фраки, — вспоминает Наттер, — В итоге мы сделали около 60 костюмов, потому что понадобилось немало дублей для спецэффектов».

Фильм «Темный Рыцарь» (2008)

В качестве источника вдохновения для создания грима Джокера в фильме «Темный рыцарь» режиссер Кристофер Нолан принес гримеру Джону Кальоне –младшему репродукции картин Фрэнсиса Бэкона. Поскольку персонаж Хита Леджера наносил макияж сам, Кальоне придумал свой интересный ход.

«Это должно было выглядеть так, словно парень сделал свой грим, а потом спал в нем около недели», — говорит он. Для создания этого эффекта, художник использовал не плотный, клоунский грим, а краски на спиртовой основе, плюс, время от времени брызгал на лицо актера водой «Эвиан» и заставлял его хмурить лоб, чтобы появились морщины. Этот грим не поправляли, а напротив, ждали, пока он немного впитается и обнажит кожу Леджера. «Я должен был найти совершенство в несовершенстве макияжа, сделать эффект „живого и измученного“», — рассказывал Кальоне.

Кадр из фильма «Темный Рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Темный Рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

Художник по костюмам этого фильма Линда Хэмминг не приступала к созданию костюма Джокера до тех пор, пока не родился грим: «Дело в том, что до работы с гримерами я не могла думать об одежде, не представляя его лицо, поскольку это самая важная часть. Я собрала изображения Джокера из старых комиксов и иллюстрированных новелл, фотографии панк-музыкантов, денди всех мастей, картины Фрэнсиса Бэкона, фото старых клоунов с потекшим гримом, работы дизайнеров Александра МакКуина и Вивьен Вэствуд», — рассказывает Хэмминг. Ее идея заключалась в том, чтобы создать образ не клоуна, а эксцентричного современного панка, немного похожего на Кита Ричардса.


Кадры из фильма «Темный Рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

«Костюм Джокера покрасили и скроили вручную, а потом состарили в нашей мастерской. Его галстук сделали на Джермин-стрит, носки изготовили на заказ, а замечательные туфли произвели в Италии. Он своего рода денди: кожаные туфли выглядят модно, но их носки немного увеличены и приподняты. Это немного по-клоунски. Все остальное у Джокера вполне современное. Даже волосы у него зеленые без особой на то причины — просто потому, что его краска испортилась».

Фильм «Отряд Самоубийц» (2016)

Кадр из фильма «Отряд Самоубийц» (2016) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Отряд Самоубийц» (2016) / Фото: Warner Bros.

Восемь лет спустя, итальянский визажист Алессандро Бертолацци в фильме «Отряд самоубийц» Дэвида Эйера по-своему развил культовый облик Хита Леджера, за что получил премию «Оскар».

Гример знал, что не может слишком далеко уйти от канонических зеленых волос и белого лица — и это пришлось оставить. Но в остальном, для создания образа Джокера Бертолацци использовал фотографии молодого Дэвида Боуи. Персонаж Джареда Лето меньше всего похож на предыдущих Джокеров, он — гангстер-хипстер с зачесанными назад, темно-зелеными волосами, татуировками по всему телу, коронками во рту и черными тенями вокруг глаз.

Бертолацци высветлял актеру кожу лица с помощью шести-семи слоев органического макияжа, нанесенного аэрографом, последний слой был блестящим, поэтому создается ощущение, что, хотя актер и очень бледен, но снимается без грима. «Мне нравилась идея, что этот парень — труп. Я представлял его утром перед зеркалом, но вместо того, чтобы чистить зубы, он берет лезвие и режет свое лицо, просто так, для удовольствия», — говорит Бертолацци.


Кадр из фильма «Отряд Самоубийц» (2016) / Фото: Warner Bros.

Художник по костюмам Кейт Хоули сказала, что работать над любым культовым фильмом, таким как «Отряд самоубийц», сложно, потому что его персонажи всем давно известны. «Режиссер Дэвид Эйер не хотел, чтобы они выглядели как супергерои, поэтому мы в качестве вдохновения обращались к уличной культуре».

Стиль Джокера был позаимствован художником у современных глав картелей. «Все вульгарно и нарцисстично», — пояснила Хоули. У Джареда Лето в фильме не так много экранного времени, поэтому было сделано около пяти костюмов классической, «джокерской» гаммы, но совершенно других по стилю: тут есть лиловое пальто из кожи под крокодила, спортивные штаны, серебристый пиджак, большое количество хип-хоп-украшений. Вместе с татуировками и гримом все это смотрится устрашающе.

Фильм «Джокер» (2019)

Кадр из фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.

На съемках фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.

В новом фильме Тодда Филлипса Джокер — не супергерой, хотя снова имеет основные визуальные черты своего тезки из комикса: зеленые волосы, белое лицо, контрастного цвета костюм. «Эта история рассказана так, словно все происходило в реальной жизни, и именно это делает проект интересным» — говорит художник по гриму Ники Ледерманн.

Главный герой — клоун, который постепенно сходит с ума и превращается в психопата Джокера. «И нам пришлось придумать грим, который бы объединил клоуна и Джокера», — говорит Ледерманн. Изначально гример отталкивался от того клоунского грима, в котором выступал Артур, а потом трансформировал его в личину Джокера.

«Мы брали матовые краски, чтобы лицо не блестело. И пользовались сложными цветовыми сочетаниями, чтобы передать характер персонажа: синий у нас — это смесь зеленого и бирюзового. Красный — это красновато-коричневый цвет, который напоминает кровь. Даже его косая улыбка является метафорой того, что все не идеально. Может быть, это и смешно — а может быть, и нет», — сказал гример.

Читать еще:  Игры когда скучно

Кадр из фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.

Художника по костюмам Марка Бриджеса изначально тоже испугала перспектива работать со всем известным образом. Но потом он вспомнил свою юность и любимого Джокера в исполнении Ромеро, который и вдохновил его на создание стиля персонажа.

В начале фильма мы видим героя в костюме клоуна: «Зная, что некоторые характерные движения персонажа в фильме напоминают Чарли Чаплина, я немного поработал с его силуэтом, при этом помня, что наряд Артур собирал сам», — говорит Бриджес.

«Все мои варианты были основаны на том, чтобы что-то сказать об этом человеке, и я решил одеть его в слегка устаревшую поношенную рубашку, брюки из полиэстера и акриловый свитер, который был недорогим и мог бы быть куплен в комиссионном магазине. Мой выбор исходил из его личной внешности и финансового положения, поскольку он небогат и живет в непрестижном районе».

Дизайн основного костюма был прописан в сценарии как «выцветший красный костюм, который провисел у него в шкафу многие годы». «Я начал с самого начала и отправился по маршруту героя, — рассказывает художник по костюмам, — „базовый“ костюм мы видим на нем в комедийном клубе, потом при разных обстоятельствах к нему прибавлялись другие предметы, — и вот мы получаем финальный результат. На последней примерке, когда Феникс надел его с правильными рубашкой и жилетом случилось идеальное попадание в 1970-е годы, с чуть более длинным пиджаком, и вот он обретает странную, идущую ему уверенность в себе, которой не было у Артура, но которая прекрасно подходит Джокеру».

Вот так интересно раскрывали художники через костюм и грим образ одного персонажа и в итоге получались совершенно разные Джокеры из различных миров. Наверняка будут и другие, поживем — увидим.

Обложка: кадр из фильма «Джокер» (2019) / Фото: Warner Bros.

Джокер. Полная история суперзлодея

Каждый так или иначе слышал про Бэтмена и Джокера. Эта парочка — один из лучших примеров противостояния героя и злодея в истории комиксов. Неудивительно, что Джокер стал одним из самых опасных злодеев во вселенной DC — другие суперзлодеи рассказывают друг другу страшилки о нем.

Джокера придумали авторы Бэтмена Боб Кейн и Билл Фингер вместе с художником Джерри Робинсоном в 1940 году, таким образом, персонаж почти ровесник своего главного врага — Бэтмена.

Персонаж, у которого отсутствует как таковая предыстория, персонаж-загадка, но один из самых знаковых и популярных суперзлодеев в комиксах, чье влияние на культуру сложно описать. Предлагаем вам ознакомиться или вспомнить историю этого сумасшедшего клоуна.

Содержание

Концепт

Джокера легко узнать, даже если вы не читали комиксы. Его широкая улыбка, его белое лицо и часто зачесанные назад зелёные волосы, все это идентифицирует Клоуна-Короля преступности. Но как он пришёл к такому узнаваемому образу во времена, когда не было суперзлодеев, а тем более клоунов-суперзлодеев.

Концепт персонажа был основан на скетче карты масти “джокер”, нарисованной Джерри Робинсоном. Однако считается, что главным источником вдохновения послужил персонаж Гуинплен (Конрад Фейдт) из фильма “Человек, который смеётся” (1928 года). Многое из внешности этого персонажа легло в основу Джокера, а особенно широкая злобная улыбка.

Сосоздатель Боб Кейн в интервью в 1994 году подтвердил: “… (Джокер) выглядит как Конрад Фейдт, ну, вы знаете, актёр из “Человек, который смеётся”. У Фингера была книга с фотографиями Конрада, он показал мне и сказал: “Это Джокер.”

Первое появление

Бэтмен впервые появился в “Детективные комиксы #27” в 1939 году и в связи с растущей популярностью уже в апреле 1940 получил свою собственную комикс-серию. Первый номер расширил мифологию Бэтмена, введя Женщину-кошку и Джокера, которые станут одними из главных составляющих мира Бэтмена. Уже первое противостояние показало, насколько опасным может быть Джокер, когда он установил смертельный токсин по всему городу.

В первоначальном сценарии Кейн и Фингер убивали Джокера в его же дебютном номере. Но редактор Уитни Эллсворт спас злодея (последняя панель показывала, что злодей выжил). Это была огромная удача для злодея, без которой он мог просто навсегда исчезнуть из мира комиксов, и неизвестно как бы изменился Бэтмен без своего главного врага.

Происхождение

Происхождение Джокера — огромная тайна вот уже более 75 лет, никогда не было рассказано полной и верной истории его появления. Однако, многие авторы пытались рассказать свою версию появления Джокера. Фанаты Бэтмена считают самой каноничной версией происхождения вариант Алана Мура в графическом романе “Убийственная шутка”.

В романе мы видим флешбэки Джокера, комика-неудачника, который встал на путь преступности как член банды Красных колпаков, чтобы заработать немного денег, которые помогут ему содержать беременную жену. Однако в попытках убежать от Бэтмена он падает в чан с химией, выживает, но получает тяжелые травмы. Этот случай и смерть жены сводят его с ума, превращая в Джокера.

Но самое интересное здесь, что даже Джокер не помнит свою историю происхождения: ”Иногда я помню одно, иногда совсем другое… если уж прошлое так необходимо, пусть оно будет с вариантами! у человека должен быть выбор! ХА-ХА-ХА!”

Внешний вид

Джокер известен по многим причинам, но его уникальный внешний вид бесспорен: его красные губы, зелёные волосы и белоснежная кожа — все это результат падения в чан с химией.

Также неотъемлемой частью образа является безумная улыбка. Он страдает от так называемого “rictus grin”, когда спазм в мышцах лицах создаёт постоянную ухмылку во весь рот.

В дополнении к безумной внешности Джокер обычно носит фиолетовый костюм-тройку, состоящий из длинного смокинга и полосатых брюк.

Золотой век

Как говорилось выше, Джокер впервые появился в “Бэтмен #1” в апреле 1940 года, в этом выпуске он убил несколько человек с помощью его фирменного “токсина Джокера” — яд, который не просто убивает, но убивает жертв от безудержного смеха, оставляя трупы с безумными улыбками. Несмотря на то, что в первом номере Джокер закалывает себя в грудь, тем не менее он выживает и продолжает терроризировать Бэтмена и Робина. В дальнейшем Мистер Джей стал появляться в большом числе первых комиксов про Бэтмена, попутно убивая множество людей и избегая поимки. Когда Бэтмен и Робин наконец ловили его, он почти всегда умудрялся сбежать.

Когда издательство DC ввело понятие мультивселенной, персонажи Золотого Века комиксов стали жителями Земли-2 и вместе с другими Землями объединились в одну в результате события “Кризис на бесконечных Землях”. Джокер начал свою последнюю резню после смерти Брюса Уэйна и раскрытии его личности Бэтмена. Джокер узнал, что потерял главного врага и ещё сильнее сошёл с ума, отправился в Готэм, убивая множество невинных, пытаясь привлечь внимание Бэтмена, и он сделал этот, но в костюме был Дик Грейсон.

Серебряный век

Комикс Код запретил насилие в комиксах, поэтому множество персонажей претерпели серьёзные изменения, в том числе и Джокер. Он перестал преследовать цель убить Тёмного рыцаря, теперь он просто хочет поиграть с ним.

Некоторые уже присущие Джокеру вещи появились как раз в Серебряном Веке, такие как его изобретательные розыгрыши, шутливые пистолеты и смертельные игрушки.

Кроме того, таинственность персонажа подтолкнула сценариста Билла Фингера написать его историю происхождения. Как раз тогда Джокер стал “Красным колпаком” и в попытках сбежать от Бэтмена попал в чан с химией.

Бронзовый век

После небольшого хиатуса в конце 60-х — начале 70-х сценарист Денни О’Нил и художник Нил Адамс возродили Джокера. Вернув его к каноническому образу психопата-убийцы. Из-за его наклонностей он был признан сумасшедшим и посажен в лечебницу Аркхэм вместо тюрьмы.

В разгар Бронзового века с 1975 по 1976 DC запустило онгоин “Джокер”, в котором Клоун-Король преступности должен был сталкиваться каждый выпуск с новым злодеем. Но из-за Комикс Кода Джокер в каждом номере представал героем, что значительно снизило интерес к серии. И её отменили спустя 9 серий.

В конце серебряного и начале бронзового века сценарист Стив Энглхарт и художник Маршал Роджерс внесли в узнаваемый стиль злодея дополнения в виде вытянутого лица и длинного пальто.

Современный век

Событие “Кризис на бесконечных Землях” запустило новую эпоху комиксов — Современный век (иногда называемый Тёмный век). В этой эпохе мифология Бэтмена подверглась важным изменениям, а соответственно изменения коснулись и Джокера. Данный период ознаменовался написанием знаковых для персонажа истории (в том числе и Убийственная шутка).

Первой историей стала “Возвращение Темного рыцаря” от Фрэнка Миллера, представившая старую и злую версию Бэтмена, который выходит из отставки, чтобы покончить с преступностью вплоть до убийства Джокера. Сюжет вышел в 1986 году и перевернул индустрию.

Другая история — Бэтмен: Смерть в семье, рассказывающая о смерти Джейсона Тодда, второго Робина, от рук Джокера. Впервые Джокер убивает центрального персонажа из Бэт-пантеона, тем самым сильно повлияв на дальнейшее развитие комиксов о Бэтмене.

Читать еще:  Как вывести деньги с 1xBet

Влияние на Бэтсемью

Джокер всегда влиял на Темного Рыцаря, но были моменты, которые серьезно влияли на близких Бэтмена.

В конце 80-х фанаты DC устали от Джейсона Тодда и хотели, чтобы персонажа заменили. Однако вместо изменений редакторы взяли идею из «Возвращения Темного Рыцаря» и решили убить персонажа. Но не захотев самим решать судьбу персонажа, DC открыли две горячие линии и попросили читателей голосовать: “Должен Джейсон Тодд жить или умереть?”. В итоге в голосовании было принято более 10000 голосов, но даже небольшой разрыв в 72 голоса решил судьбы Джейсона Тодда. Джокер похитил Робина и запер его на заброшенном складе, где безжалостно избивал ломом, однако взрыв положил конец страданиям Тодда.

Не остановившись на этом, Клоун-убийца все в той же “Убийственной шутке” вломился в квартиру к дочери комиссара Гордона, Барбаре, также известной как Бэтгёрл, и пытался застрелить её. После чего она осталась парализованной.

Семья Джокера

Джокер привык работать вместе с другими противниками Бэтмена, такими как Пугало, Пингвин или Двуликий, но есть только два персонажа, которых можно назвать членами его “семьи”: Харли Квинн и дочь Джокера.

Харли Квинн (настоящее имя доктор Харлин Квинзель) впервые появилась в 1992 в мультсериале “Бэтмен”, а её путь в комиксах начался годом позже в “Приключения Бэтмена #12” в сентябре 1993 года. Будучи лечащим психиатром Джокера во время его пребывания в Аркхеме, доктор Квинзель влюбилась в злодея и помогла ему сбежать. Влюбленность в Джокера сводит её с ума, и она становится злодейкой Харли Квинн.

Ещё один персонаж, который запутался в своем прошлом больше, чем Джокер, это Дуэла Дент. Впервые она появилась в 1976 году в “Batman Family #6” как дочь Джокера, однако позже оказалось, что это неправда. Дальше она пыталась называть себя дочерью Пугала, Женщины-кошки, Пингвина, Загадочника и в конце-концов Харви Дента.

Влияние на комиксы и Поп-культуру

Задолго до Джокера в исполнении Хита Леджера персонаж уже не одно десятилетие имел огромное влияние на поп-культуру. Его часто называют первым суперзлодеем в комиксах, и также он является многолетним врагом Бэтмена с самого своего первого появления в 1940 году.

В 2015 году известный психолог доктор Трэвис Лэнгли опубликовал книгу “Джокер: Серьезное изучение Клоуна-Короля преступности”, книга стала первой научной работой о суперзлодее. Джокер — знаковый и важный персонаж в комиксах, который не раз влиял на индустрию и будет продолжать делать это дальше. Его цитаты, как например, «Достаточно одного незадавшегося дня, чтобы самый разумный человек в мире угодил в дурку» не раз использовались в поп-культуре.

В других медиа

Будучи архиврагом Темного рыцаря, Джокер появлялся практически в каждой адаптации приключений Темного Рыцаря (а это более 250 продуктов). Воплощало персонажа на экранах или было голосом озвучки множество актеров, но только несколько запомнились фанатам, как “настоящий» Джокер.

Первым экранным Джокером стал Сизар Ромеро в знаменитом телесериале 1966 года “Бэтмен”. В следующий раз Джокера исполнил Джек Николсон в фильме Тима Бёртона в 1989 году. Самое популярное воплощение Джокера в исполнении Хита Леджера (Темный Рыцарь, 2008). И недавнее исполнение в фильме “Отряд Самоубийц” Джаредом Лето.

Кроме того, Джокер появлялся в большом количестве полнометражных мультфильмов, где его озвучивали такие актеры, как Марк Хэмилл и Трой Бэйкер. Ну и, конечно же, Джокер не мог обойти стороной игры по комиксам DC: он появлялся в Injustice: Gods Among Us, DC: Universe Online, серии Batman Arkham и многих других.

Важные комиксы

Кроме упомянутой выше «Убийственной шутки» о Джокере написано множество важных и интересных историй, которые рассказывают много нового о персонаже.

Если вы хотите почитать о Джокере, то стоит обратить внимание на:

  • «Смерть семьи» и «Эндшпиль»: два сюжета, выходивших в рамках инициативы New 52, рассказывают о вернувшемся Джокере, которому известны тайны Бэт-семьи;
  • «Бэтмен. Под Колпаком» рассказывает о воскресшем Джейсоне Тодде, который вернулся в Готэм, пытаясь отомстить и убить Джокера;
  • «Человек, который смеется», Год первый про Джокера, рассказывает о первом появлении суперзлодея в Готэме и начале их противостояния с Темным Рыцарем.
  • «Джокер» — графический роман, действие которого хоть и происходит в альтернативной вселенной, но позволяет глубже заглянуть в психику Джокера.

Будущее персонажа

В настоящее время Джокер снова вернулся и не собирается уходить. Актер Джаред Лето ещё планирует вернутся к роли Клоуна-Короля преступного мира во вселенной DCEU, но видимо этому уже не суждено свершиться. В комиксах Джокер вернулся после событий «Эндшпиля», и скоро нас ждет его противостояние с Риддлером в сюжете «Война шуток и загадок» от Тома Кинга. А если брать во внимание тот факт, что комикс DC: Rebirth раскрыл то, что существует целых три Джокера, остается только гадать, что будет дальше.

Клоун в большом городе: Как создавался образ Джокера

Как Хоакин Феникс готовился к роли, во что его одевали и на кого из своих предшественников похож новый Джокер.

Главный враг Бэтмена

Джокер, придуманный Джерри Робинсоном, Бобом Кейном и Биллом Фингером, появился впервые на страницах комиксов в далеком 1940 году и с тех пор утвердился в статусе главного суперзлодея вселенной DC Comics. Существуют разные теории о прошлом героя: от гангстера до неудачливого комедианта. По канонической версии Алана Мура, человек, ставший Джокером, обрел свою специфическую внешность, после того как упал в чан с кислотой, испугавшись Бэтмена во время преследования при ограблении карточной фабрики. Основные приметы персонажа — бледная кожа, зеленые волосы, застывшая улыбка и фиолетовый костюм — со временем сложились в канонический образ, прочно вошедший в массовую культуру и не раз получавший воплощение на экране.

Эксцентричный шутник

Первым в кино и на телевидении Джокера воплотил Сесар Ромеро в 1966 году. В его интерпретации Джокер скорее не опасный преступник, а шутник и пакостник. Со светло-зелеными волосами, выбеленным лицом (хотя даже под толстым слоем грима просматривались усы Ромеро, которые актер почему-то отказывался сбрить), улыбкой, вычерченной ярко-красной помадой, и в малиновом костюме-тройке (художник по костюмам Пэт Барто) он больше всего походил на этакого опереточно-циркового злодея.

Гангстер-пижон

В фильме Тима Бёртона «Бэтмен» (1989) в роли Джокера блистал Джек Николсон. Актер позволил себе откровенное гримасничанье и клоунскую буффонаду, что соответствовало гротескной эстетике кинокомикса и смотрелось органично. Превратившийся из гангстера Джека Напье в клоуна — принца преступного мира, этот герой демонстрирует самый разнообразный среди всех экранных Джокеров гардероб (художник по костюмам Боб Рингвуд), сохраняя любовь к насыщенному фиолетовому цвету. Кстати, Джокер Николсона — единственный из киношных Джокеров, кто носит шляпу, отсылающую одновременно и к каноническому образу персонажа из комиксов, и к гангстерскому прошлому Напье. Николсон получил за эту роль очередную номинацию на «Золотой глобус».

Анархист

Хит Леджер в «Темном рыцаре» (2008) создал запоминающийся образ психопата-анархиста, чьи изощренно-филигранные преступления погрузили цивилизованное общество в хаос. Леджер на месяц закрылся в гостиничном номере, придумывая, каким должен быть его Джокер. Это уже не сказочный герой, выживший после падения в цистерну с кислотой. Застывший оскал заменяют два длинных шрама на щеках («улыбка Глазго»), растянутые от уголков рта практически до ушей. На его лице грим наложен нарочито небрежно, и в одной сцене он отсутствует вовсе. В итоге новое прочтение, казалось бы, уже избитого персонажа вызвало фурор среди зрителей и критиков (актер был удостоен посмертных премий «Золотой глобус» и «Оскар»), а костюм Джокера (художник по костюмам Линди Хемминг) — замшевое фиолетовое пальто, зеленый жилет, фиолетовые брюки в сиреневую полоску и темно-фиолетовые перчатки — стал активно тиражироваться косплеерами и любителями хеллоуинских вечеринок.

Психопат

В «Отряде самоубийц» (2016) Джаред Лето сыграл самого отталкивающего и физиологически неприятного из всех Джокеров. С татуировками, железными зубными протезами, зализанными зелеными волосами и в фиолетовом пальто из крокодиловой кожи на голое тело (художник по костюмам Кейт Хоули) он больше напоминает наркобарона, нежели главу преступного мира Готэм-Сити. Далеко не всех убедила такая трактовка образа, и актера даже номинировали на «Золотую малину».

От комикса к социальной драме

«Джокер» Тодда Филлипса — это фильм-сюрприз. Он снят совершенно в иной эстетике, нежели типичная кинопродукция вселенной DC. Это не старорежимный комикс с плоскими персонажами, а глубокая социально-психологическая драма, в которой Филлипс, опираясь на сюжет о Джокере из «Бэтмен: Убийственная шутка», убедительно демонстрирует трансформацию неудачливого клоуна и стендап-комика Артура Флека в антигероя, убийцу и главного вдохновителя беспорядков в Готэме. Огромный мрачный город, то враждебный, то равнодушный, сам становится полноправным действующим лицом и способен зародить даже в хорошем, по сути, человеке ненависть и агрессию. Филлипс не раз говорил, что, развернув действие своего фильма в 1981 году, вдохновлялся шедеврами американской новой волны и в особенности картинами Мартина Скорсезе (который на первых порах даже значился в качестве одного из продюсеров проекта). Так, рассказанная Скорсезе в «Таксисте» история хорошего парня Трэвиса Бикла (молодой Роберт Де Ниро), страдающего от вьетнамского синдрома, чья психика не выдерживает ежедневного соприкосновения с жестокостью и грязью Нью-Йорка 1970-х, очень созвучна истории превращения забитого Артура Флека в одиозного Джокера. А уж параллели и даже диалог с горько-смешным «Королем комедии», где все тот же Де Ниро играет неудачливого комика Руперта Папкина, похищающего главную звезду популярного комедийного шоу, чтобы попасть в эфир, и вовсе прозрачны. И то, что Тодд Филлипс пригласил постаревшего Де Ниро на роль Франклина Мюррея, телевизионной звезды и кумира Артура Флека, весьма символично.

Читать еще:  Что считается алкогольной зависимостью

Подготовка к роли

Роль в «Джокере» — явная заявка Хоакина Феникса на «Оскар» в грядущем наградном сезоне. Когда режиссер Тодд Филлипс вместе с соавтором Скоттом Сильвером приступили к работе над сценарием фильма, в главной роли оба видели исключительно Феникса и даже повесили его фотографию над компьютером, так сказать, для визуализации своих желаний. Хотя надежд заполучить актера в проект было немного, поскольку Феникс всегда избегал съемок в супергеройских блокбастерах и даже отказался от роли в «Докторе Стрэндже», посчитав, что продюсеры смогут ограничить его актерскую свободу. Однако сценарий «Джокера» настолько восхитил Феникса, что он без сомнений согласился и с большим воодушевлением отнесся к нестандартному взгляду Филлипса на комиксного злодея. В одном из интервью Феникс признался: «Это был вызов для меня как для актера. Сама история была призвана пошатнуть сложившееся мнение у публики в отношении Джокера. Я подумал, что это будет действительно сложно». Помимо упомянутых героев Де Ниро из фильмов Скорсезе, в процессе формирования образа актер также ориентировался на экранизацию романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» (1928), где Гуинплена, изуродованного в детстве, сыграл Конрад Фейдт, блиставший в шедеврах немецкого киноэкспрессионизма.

Для того чтобы войти в неустойчивое эмоционально-психологическое состояние героя, Феникс решился на экстремальное похудение и сбросил 23 с половиной килограмма. Актер шутил: «Вы реально становитесь плохим человеком, когда так резко худеете за короткий промежуток времени». Говорят, в какой-то момент он ел не больше одного яблока в день (хотя в нашем интервью Феникс настаивает: это байки режиссера, были еще салат и спаржа в уксусе). Главной актерской задачей для него стал поиск смеха Джокера. По сюжету картины Артур Флек страдает от неконтролируемых приступов смеха, которые настигают его в любых и часто совсем невеселых ситуациях. Герой даже носит с собой специальную карточку, чтобы сообщить людям о своем недуге. «Я смотрел видео людей, страдающих от патологического смеха или плача, — рассказывает Феникс. — В сценарии смех был описан как нечто болезненное. Я долго репетировал в одиночестве и потом попросил режиссера послушать мой смех, потому что должен был быть уверен, что смогу это сделать на площадке перед другими людьми. Мне не хотелось имитировать смех, мне хотелось его найти». В итоге многие критики и зрители заявили, что смех Джокера именно в исполнении Феникса самый пронзительный и запоминающийся.

Костюм для Джокера

В качестве художника по костюмам Тодд Филлипс пригласил дважды оскароносного Марка Бриджеса («Артист», «Призрачная нить»), который уже успешно поработал с Хоакином Фениксом на двух проектах Пола Томаса Андерсона — в «Мастере» и «Врожденном пороке».

Как должен выглядеть подавленный, психически нестабильный и затравленный обществом неудачник? Приступая к формированию гардероба Артура, Бриджес задал себе несколько вопросов: «Где герой покупает себе одежду? Заботит ли его то, как он выглядит? Одевается ли он как маленький мальчик?» Поскольку Флек до сих пор живет со своей матерью, художник решил, что в его одежде должен считываться элемент неуклюжести и инфантильности. Возможно, он годами носит одни и те же рубашки и свитеры, вероятнее всего, купленные в секонд-хенде.

В сценарии было прописано, что Флек до своего преображения в Джокера одет в терракотовый костюм в стиле 1970-х. Однако Бриджес посчитал такое решение слишком клишированным. Сначала он хотел выдать Фениксу пальто наподобие того, что носил герой Дастина Хоффмана в «Полуночном ковбое», но после проб костюма отказался от этой идеи, посчитав, что в таком варианте Хоакин не смотрится достаточно инфантильно.

В итоге Бриджес сделал выбор в пользу бежевой куртки с капюшоном, мешковатых брюк, растянутого коричневого кардигана, светлых рубашек с цветочным принтом, коричневых ботинок и белых носков. Это наряд неудачника, всячески подчеркивающий его болезненную худобу и угловатость. Преобладающая коричнево-земляная палитра гардероба Флека очевидно отсылает нас к внешнему облику Трэвиса Бикла из «Таксиста», пусть последний и смотрелся в своей одежде гораздо мужественнее.

Бриджес выстраивал гардероб персонажа, отталкиваясь от финального костюма. Чем ближе Артур был к окончательному преображению в Джокера, тем темнее становилась цветовая палитра его одежды. Вещи, которые он уже когда-то носил, составили основу нового образа, что придало еще большей достоверности. Так, оранжево-желтый жилет, бывший частью костюма неудачливого клоуна, становится одним из ярких штрихов в облике убийцы с клоунским лицом. При создании наряда Джокера художник опирался на описание в сценарии: «костюм красновато-бурого цвета, который был у Артура уже много лет».

Бриджес сразу определился, что в костюме Джокера должно быть три цвета: зеленый, золотой и красный, которые вместе образуют очень сильную и впечатляющую комбинацию. При этом он целиком и полностью отказался от фиолетового — доминирующего цвета злодея в комиксах. Цвет костюма и рубашки Джокера-Феникса ближе всего к облику первого кино-Джокера — Сесара Ромеро из фильма 1966 года, что естественно, потому что Артур наверняка мог видеть этого героя на экране. Такой вот постмодернистский штрих.

«Когда у нас с Хоакином была итоговая примерка полного ансамбля Джокера, все элементы подобрались идеально: правильная рубашка, правильный жилет, — рассказывает Бриджес. — Все это было завязано на стиле 1970-х, за исключением более длинного, чем тогда носили, пиджака. И во всем этом облачении у Хоакина сразу появилась плавность движений и уверенность, которой не было у Артура и которая так подходила Джокеру. Я был очень доволен результатом». Действительно, сложно удержаться от аплодисментов, когда Артур впервые появляется в образе Джокера под драйвовую песню «Rock-n-roll. Part 2» Гарри Глиттера.

Волосы цвета брокколи

Что касается грима и прически Феникса, тут специалисты также придерживались максимально реалистичного подхода. По сценарию волосы Флека были черными, но главный парикмахер Кей Георгиу («Влюбленный Шекспир», «Линкольн», «Кэрол») посчитала, что на экране это выглядело бы слишком мрачно, и лишь немного затемнила темно-русую шевелюру Феникса. Что же до канонических зеленых волос Джокера, тут идею подбросил художник-постановщик картины Марк Фридберг. «Марк сказал, что волосы должны быть цвета зеленых брокколи, — рассказывает Георгиу. — Тодд сразу же согласился, но встал вопрос: каких именно брокколи? Органических, дешевых, свежих, старых… У брокколи существует масса оттенков». В итоге Георгиу взяла несколько образцов и выкрасила волосы в разные оттенки зеленого, чтобы Филлипс мог выбрать нужный цвет.

Клоунский грим

За грим в фильме отвечала Ники Ледерман (сериалы «Секс в большом городе», «Винил»; «Дьявол носит Prada», «Ирландец»). По ее словам, рабочий грим клоуна, которого по долгу службы изображает Флек, должен быть узнаваемым и одновременно уникальным. Впоследствии он трансформируется в маску Джокера, став более зловещим. Используются одни и те же цвета — белый, синий и красный (кстати, цветовая палитра напоминает клоунскую маску печально известного маньяка Джона Уэйна Гейси). Все краски матовые, не глянцевые, в соответствии с приглушенной цветовой палитрой фильма. Это не чистые цвета, с примесью.

Так, голубой цвет, которым нарисованы слезы вокруг глаз (такая подводка отсылает к изображениям Джокера в старых комиксах про Бэтмена, например в «Смеющихся рыбах» и «Знаке Джокера»), — это сочетание зеленого и синего. Красный цвет улыбки и бровей отдает в рыжевато-коричневый и напоминает запекшуюся кровь. При этом у Джокера Феникса, в отличие от его предшественников, кончик носа также окрашен в красный как отголосок его клоунской профессии.

Реалистичный гардероб и грим Флека-Джокера вкупе с феноменально точной игрой Феникса позволили создать на экране максимально человечный образ уже, казалось бы, клишированного злодея. Процесс преображения забитого лузера в бескомпромиссного убийцу показан настолько тонко, что с учетом бэкграунда Артура (о котором мы узнаем во второй половине фильма) зритель не может перестать сопереживать герою, даже когда он начинает совершать свои злодеяния.

Источники:

http://tvkinoradio.ru/article/article16431-transformaciya-stilya-dzhokera
http://stoneforest.ru/look/culture/comics/polnaya-istoriya-dzhokera/
http://www.kinopoisk.ru/article/3419882/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector