Как воспитать в ребёнке честность
Как воспитать честного ребенка
Воспитание честности в детском возрасте является сложной, но чрезвычайно важной задачей. Родители часто не понимают, как реагировать на ложь, а дисциплинарные методы не всегда решают проблему. Если вы хотите, чтобы ребенок доверял вам, отвечал за свои поступки, строил справедливые отношения, помогите ему осознать, что такое искренность и проведите четкую границу между правдой и обманом. Предлагаем несколько простых советов, которые помогут вам воспитать честных детей.
- Показывайте пример честности. Главное правило семейного воспитания – быть образцом поведения для своего ребенка. Любое рассуждение о честном образе жизни, морали и правильных поступках разбиваются о ваш личный пример, которые дети видят каждый день. Каждый раз, когда вы говорите в транспорте, что ребенку меньше семи лет, чтобы не платить за билет, вы оправдываете ложь. Вспомните, как часто вы просили его отвечать на телефонный звонок: «Мамы сейчас нет дома»? Малыши еще не понимают, что взрослые используют так называемую белую ложь (ложь во благо), поэтому крайне нежелательно обманывать в их присутствии. Если же вам все-таки пришлось соврать, а ваш ребенок был рядом, то обязательно объясните ему причину своего поступка. Не бойтесь признаться, что совершили ошибку, и вам самим очень неприятно.
- Вознаграждайте честность. Искренность – всегда лучшая политика, найдите способ показать ребенку свою благодарность, даже если это будет простое «спасибо». Если он честно признал свою вину, выкажите радость: «Я очень горжусь тобой, потому что ты рассказал правду!» И тут встает сложный вопрос: как поступить с проступком? Если малыша наказать, в другой раз он постарается придумать более изощренную историю, чтобы не попасться. А если оставить ложь без последствий, то в следующий раз он может соврать потому, что ему ничего за это не было. Лучший выход – дать шанс исправиться, а также показать отрицательные результаты вранья и объяснить, как важно быть честным. Вы можете сказать, что цените правдивость ребенка, и расстраиваетесь, когда он обманывает: «Если ты не расскажешь, что произошло на самом деле, я очень огорчусь».
Дети очень любят похвалу, вот почему важно объяснить им, что хорошие поступки нужно делать потому, что так правильно, а не из-за возможности получить награду. Откажитесь от материального поощрения за честность – это может нарушить моральные ориентиры ребенка. Читаем статью по теме: Как и за что следует поощрять детей? Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения? Как не надо хвалить ребенка.
- Объясните, что врать – невыгодно. Обсудите с ребенком, как важно быть честным и что люди могут утратить доверие и даже разочароваться в человеке, который им постоянно врет. В качестве примера прочитайте литературные произведения, где просто и увлекательно, без морализаторства рассказывается о вреде лживого поведения: притча «Мальчик и волки», сказка Коллоди «Приключения Пиноккио», Родари «Джельсомино в Стране Лгунов», рассказ Драгунского «Тайное становится явным» и другие. Пусть дети также смотрят мультфильмы и слушают аудиосказки, в которых всегда побеждает правда.
Предложите детям представить такое общество, в котором бы все друг другу лгали. Хотел бы он жить там? Почему нет?
- Доверяйте детям. Для ребенка очень важно чувствовать, что близкие люди ему верят. Как правило, он стремятся всеми силами оправдать это доверие. Если же дети сталкиваются с напрасными обвинениями во лжи, то вскоре совсем перестанут говорить правду. Зачем быть честным, если никто не верит, а любое твое слово подвергается сомнению?
Также не следует закладывать в детей негативную модель поведения, постоянно напоминая об их предыдущих ошибках. Если вы будете ежедневно повторять ребенку перед детским садом: «Пусть только воспитатель сегодня пожалуется на тебя», «Только попробуй сегодня кого-нибудь ударить», то подобными фразами вы сами спровоцируете его на эти поступки. Объясните, что не сомневаетесь в его силах: «Веди себя хорошо – ты с этим справишься. Ты у меня молодец!» Ребенок обязательно вам поверит, и нужды во вранье просто не будет.
Читаем также:
- Не давайте лишний повод для обмана. Взрослым следует избегать таких ситуаций, когда ребенку проще соврать, чем сказать правду. Если ребенок баловался и разбил что-либо, то не нужно спрашивать очевидные вещи: «Это ты разбил кружку?» Наверняка он соврет. Лучше спросить по-другому: «Я знаю, что это ты разбил кружку. Расскажи, как это произошло?» Такие вопросы исключают всякую двусмысленность и вероятность обмана. Важно спрашивать ребенка доброжелательным тоном, чтобы не спровоцировать его на ложь из-за страха наказания.
- Не унижайте детей допросами. Не устраивайте детям допросов. Они могут расценить их как сомнение в правдивости и неуважение к собственной личности. Иногда дело может дойти и до перепалки: «Я этого не делал!» – «Делал. Признавайся!» – «Это не я!» Однако это вовсе не означает, что любому детскому слову нужно доверять безоговорочно, но любое ваше подозрение должно быть озвучено в максимально уважительной форме. А если вы сомневаетесь в честности малыша, то лучше сказать: «Я очень хочу думать, что твои слова – правда. Я огорчусь, если узнаю, что ты мне лжешь».
Читаем также:
Станьте примером честного поведения в глазах своего ребенка. Находите правдивые ответы с учетом возраста малыша, ведь любая взрослая ложь вынуждает ребенка вести себя так же. Создайте атмосферу безопасности и открытости, и тогда малышу не придется вас обманывать.
Дети о честности:
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Как воспитать в ребенке честность и правдивость?
Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского авторитета ложь нужна (порой даже необходима) в общении с детьми. Что же это за авторитет, который обеспечивается ложью и обманом? Попытка строить взаимоотношения с детьми на таких основах таит в себе огромную опасность. Родители скоро сами теряют грань между вымыслом, преподнесенным ранее ребенку, и действительностью, которую нужно постоянно почему-то скрывать.
Формирование правдивости, как одного из основных нравственных качеств, неизбежно связано с необходимостью так построить жизнь, чтобы дела и поступки не противоречили словам и планам. Обычно под правдивостью понимается умение «смотреть правде в глаза», говорить правду и быть честным в своих поступках. Это означает также умение признаваться в своих неблаговидных поступках, сказать товарищу о его неправоте. Быть правдивым всегда и во всем – дело нелегкое. В коллективе нередко возникают ситуации, когда правдивость становится вопросом чести. Нелегко рассказать взрослым о проступке товарища. Сознаваться самому в своей провинности легче, чем сказать то же самое о своем товарище или друге под нажимом взрослых. Выдать своего товарища – означает «предать» его. Для детей нарушение дружбы гораздо более серьезный проступок, чем сокрытие правды. Очень плохо, поэтому педагогически неверно, если под нажимом взрослых ребенок вынужден сказать правду. Если он не убежден в правильности своего поведения, не осуждает проступок активно, то воспринимает требование взрослых как насилие. Товарищи не прощают такого предательства. Однако, если дети понимают, в чем состоит проступок товарища, то обычно внутренне или явно его поддерживают. В этих вопросах требуется большая осторожность, так как ребенка нельзя ставить в ложное положение.
Формирование детской честности связано с выработкой правдивости. Честность подкрепляют такие структурные составляющие нравственности, как уважение и доверие. Дети подросткового возраста наиболее чувствительны к ущемлению их чувства собственного достоинства. Нечестность возникает не как какое-то свойство детей известного возраста, а как ответная реакция (иногда сверхреакция) на несправедливость взрослых.
Без доверия к ребенку невозможно добиться успеха в воспитании честности. Оно предполагает истинную правдивость во всех отношениях: к словам, делам, поступкам, планам. А это вызывает ответное желание другого человека во что бы то ни стало оправдать оказываемое доверие. При истинном доверии действительно можно «вверить себя», «вручить» свою судьбу. Доверие – одно из наиболее могучих проявлений гуманизма, поэтому оно окрыляет человека, заставляет его быть лучше, совершеннее, стремиться к достижению идеалов.
Обыкновенно о нем вспоминают тогда, когда оно не оправдывается. Почему? Потому, что доверие – отраженный акт, результат оценки данного человека той средой, в которой он постоянно находится. Долг каждого человека – оправдать доверие коллектива в форме морально-этических категорий, ставших нормой поведения.
Нарушения любой формы доверия всегда воспринимаются тяжело. Невозможность рассчитывать на него означает моральный крах личности, и может быть отнесена к так называемым «синдромным нарушениям морали». Связано это может быть с очень многими причинами: нечестность, неразвитое чувство собственного достоинства, отсутствие ответственности, неумение преодолевать трудности, слабая воля.
Старшее поколение достаточно хорошо осознаёт, что в стране произошла смена культурной парадигмы, пош .
Как воспитывается доверие в детском возрасте? Это всегда ответная реакция на отношение взрослых. От детей нельзя ничего прятать, скрывать. Нужно приучать ребенка к тому, что вещи, интересующие его, но принадлежащие членам семьи, всегда лежат открыто на своих привычных местах, тогда ребенок, проявляя к ним естественный интерес, не пытается взять их без разрешения. Ничто так не интересует детей, как старательно спрятанные от них предметы. Это настолько возбуждает исследовательские инстинкты, что каждая отсутствующая вещь воспринимается ими как очередная головоломка, разрешить которую – чуть ли не дело престижа. В педагогике и психологии этот феномен хорошо известен и успешно используется в тех случаях, когда нужно привлечь внимание человека к предметам или явлениям, его непосредственно не интересующим.
Доверие и правдивость, неизменно связанные с послушанием, легко вырабатываются в тех коллективах, где естественный порядок, организованность и дисциплина стали нормой жизни. Чувство порядка не позволяет импульсивным желаниям детей реализовать этот импульс как неправильный, недозволенный.
На формировании доверия отрицательно сказываются некоторые непродуманные действия.
Например, отец вдруг предлагает взять мальчику фотоаппарат, к которому всегда нельзя было прикасаться. Воспитанный сын не берет аппарат, но после повторных указаний вдруг его схватывает, открывает, крутит, трогает пальцами линзы объектива. Теперь уже отец требует немедленно положить аппарат на место, так как сын не умеет с ним обращаться. Конечно же, крик, слезы, конфликт с отцом и, естественно, конфликт внутренний – «А я-то поверил! Какой я глупый!».
Такая ситуация – провокация в чистом виде. А практически любая провокация вызывает тяжелую душевную травму, всегда подрывает отношение веры, открытости и откровения, уважения. Аналогичные нарушения возникают вследствие компромиссов в результате, как правило, неправильного поведения родителей.
Отсутствие четкого порядка в семье, непостоянство требований со стороны родителей, необходимость «быть начеку» вследствие возможности обмана вредно сказываются на формировании детской психики. Педагоги, работающие с малолетними правонарушителями, указывают, что у детей могут рано появиться враждебные чувства по отношению к «мучителям», в том числе и к родителям, отчуждение, желание отомстить, сделать наоборот, назло, даже с ущербом для себя. Различного рода нарушения поведения проявляются чаще всего в период каких-либо жизненных трудностей, в отсутствие контакта в семье. Дети становятся замкнутыми, иногда импульсивными, очень часто несдержанными, они не могут «держать себя в руках».
Как воспитывать в детях честность
Давайте рассмотрим несколько советов, которые помогут ребенку осознать, что такое честность.
Совет 1-й. Верьте ребенку
Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях обманывают, то, скорее всего, не понимают этого.
Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите.
Совет 2-й. Объясните, что на правде «держится мир», на детском языке: она – полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу
Попробуйте вместе представить такое общество, где все друг друга обманывают. Опишите ситуации обмана и нечестных людей: фальшивомонетчиков, мошенников и т. д. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают.
Совет 3-й. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду
Если ребенок разбил чашку и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: «Это ты разбил чашку?» – а лучше скажите: «Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось». Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду.
Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей свидетельствуют о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей и кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители.
Совет 4-й. Не учиняйте унизительных допросов
Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его – бесполезно. Как правило, в таком случае возникает перепалка. «Нет, это не я!» – «Нет, ты признайся!» – «Нет, не я» и т. д. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и каким образом можно было достойно выйти из ситуации. В зависимости от ваших принципов воспитания вы можете наказать его (конечно, без применения побоев – я не сторонник жестких наказаний). Но если вы не уверены в том, что это совершил ваш малыш, в этом случае лучше сказать: «Я надеюсь, твои слова – правда. Если нет, я очень огорчусь».
Совет 5-й. Вознаграждайте честность. Если ваш малыш признался вам, то покажите ему свою радость: «Я рад тому, что ты – честный человек, ведь ты сказал правду»
Но здесь возникает самая трудная ситуация: когда малыш признался, как быть с наказанием за проступок? Если вы накажете его, то в следующий раз он может не признаться. Если вы не накажете, то он может не понять, что он совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Дайте ему возможность исправиться. Главное, покажите отрицательные последствия его поступка и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает и вы надеетесь, что больше он вас не расстроит.
Совет 6-й. Показывайте пример честности
Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь; если говорите жене, что у вас нет денег, оставляя заначку на игрушки или для своих нужд, – вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность их будет иметь такой же относительный характер.
Маленькие дети не понимают двойной морали. Если такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелями, то обязательно объясните им подоплеку события. Признайте, что совершили ошибку, сказав неправду, что это очень неприятно, но иногда случается в жизни.
Когда один из моих друзей был маленьким, с ним произошел случай. Шло время Великого поста. Как-то он пришел из школы домой очень уставший и лег отдохнуть. В это время дома была бабушка, которая думала, что он уснул. Сквозь дремоту мой друг услышал, что на кухне кто-то хрустит. Он вышел на этот звук и увидел такую картину: бабушка, присев на корточки напротив буфета, что-то жевала. Увидев маленького внука, она в ужасе закричала: «Ты никому не говори, ты никому не говори! Черт меня попутал, черт меня попутал!» Нарушать Великий пост было большим грехом. Этот друг рассказывал, что впоследствии, если с бабушкой нельзя было договориться, он начинал ее шантажировать: «Бабушка, я всем скажу. » – и она сдавалась и выполняла все его требования.
Источники:
http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-vospitat-chestnogo-rebenka.html
http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/kak-vospitat-v-rebenke-chestnost-i-pravdivost/
http://www.psychologos.ru/articles/view/kak-vospityvat-v-detyah-chestnost