Как стать знатоком
Как стать знатоком передачи «Что? Где? Когда?»
- Как стать знатоком передачи «Что? Где? Когда?»
- Как отправить вопрос на игру «Что? Где? Когда?»
- Где снимают передачу “Что? Где? Когда?”
Попасть на телешоу
Оказывается, осуществить мечту и попасть на телешоу «Что? Где? Когда?» можно достаточно просто: нужно стать автором интересного вопроса, который не только попадет на игровой стол, но и удостоится чести быть отмеченным игроками и всеми присутствующими зрителями. Подобные вопросы не только оцениваются крупными денежными призами, но и удостаиваются специального приглашения их авторов на игру, проходящую в Москве или других городах нашей страны.
С 1990 года игра неизменно проводится в Нескучном саду в Охотничьем домике (г.Москва)
Помимо всего прочего, можно стать обладателем билета или специального приглашения в центральную студию или клубы, в которых проводятся игры с участием именитых знатоков. Его можно отвоевать, став участником специализированного форума, который, кстати говоря, есть и у игры «Что? Где? Когда?», проходящей в стране 17 раз в год аж с 1975 года. Это реальный шанс стать частью массовки, увидеть себя в рамках трансляций, проводимых Первым каналом и воочию насладиться игрой известных звезд-интеллектуалов. Основным модератором форума является непосредственный режиссер передачи – Борис Крюк, который старается отвечать на вопросы поклонников и любителей игры.
Стать знатоком
В интеллектуальном клубе традиционно создаются и совершенно новые команды. Однако, если раньше можно было стать членом вновь сколоченного коллектива лишь прислав заинтересованную заявку в редакцию клуба, то сегодня отбор происходит гораздо жестче. Мало стать победителем местных, районных и межрайонных соревнований, важно удачно попасть на глаза телевизионным продюсерам, приобрести популярность, стать настоящей знаменитостью. Для этого необходимо пройти отборочный тур «Брейн-ринг» шоу и, как минимум, блеснуть на нескольких его съемках, после этого вероятность попадания в элитарный клуб из ничтожной превращается в малую, но все же имеет место быть.
Кузницей кадров знатоков становятся и специальные турниры, которые проводятся среди телезрителей, которые несколько сезонов отвоевывали у действующих игроков очки, благодаря своим интересным вопросам. Попасть на такой турнир можно по приглашению Б.Крюка, который присутствует на финальных играх.
Первую игру, которая была поставлена, как семейное шоу, вел не В.Ворошилов, а известный А. Масляков.
Для тех, кому это путь может показаться сложным и изнурительным, интернет-сообщества предлагает массу площадок, проводящих он-лайн бои, это отличный шанс проявить себя и пусть на стать в один ряд с такими именитыми знатоками, как Друзь или Блинов, потешить самолюбие и в очередной раз утереть нос слабым противникам.
Как стать “знатоком” или покорение интеллектуальных игр.
«Что наша жизнь? Игра!» – эти слова знает, наверное, каждый в нашей стране. Для любителей оперы – это фрагмент арии Германа из оперы «Пиковая дама». Но для большинства эти слова и мелодия неразрывно связаны с небольшой комнаткой в Охотничьем домике Нескучного Сада в Москве. Именно там уже более тридцати лет проходят съемки телевизионной викторины «Что? Где? Когда?».
Созданная в 1975 году телеведущим Владимиром Ворошиловым, эта игра очень быстро стала настолько популярной, что вышла за рамки телевизионного экрана. Сейчас практически во всех крупных регионах России и во многих странах, где проживают выходцы из бывшего СССР, существуют «клубы знатоков». К сожалению, среда знатоков довольно закрытая, популяризацией игр практически никто не занимается. Это связано с тем, что для зрителей те разновидности игры, которые используются вне телевидения, скучны и практически неинтересны. Поэтому абсолютное большинство и не подозревает, что происходящее на экране – только верхушка огромного айсберга Интеллектуальных Игр. Итак, какие же бывают интеллектуальные игры? Вот основные виды игр на логическое мышление.
Элитарные игры, проще – «элитарка». Это именно то, что мы видим в телепередаче. Играет одна команда из шести знатоков. В телевизионной версии вопросы присылаются телезрителями, поэтому считается, что команда знатоков играет против команды телезрителей. Очередной вопрос выбирается волчком, который указывает на разложенные на столе конверты с вопросами. Такой «классический» антураж соблюдается, в основном, только при телевизионной съемке. Вне экрана команда играет против абстрактного противника, а вопросы могут выбираться с помощью жребия – бочонков для лото, бильярдных шаров или игральных карт. После зачитывания вопроса у команды есть одна минута на обсуждение. Каждый верный ответ на вопрос даёт команде одно очко, неверный ответ даёт очко противнику. Когда одна из команд набирает шесть очков, она выигрывает.
Если хорошая команда играет на пределе своих возможностей на хорошем и интересном пакете вопросов, то на телеэкране игра выглядит очень зрелищно. К сожалению, на этом преимущества «элитарки» заканчиваются. Зрелищно она выглядит только на экране, когда у зрителей есть возможность хорошо видеть и слышать минуту обсуждения. В обычных играх зрители, чтобы не мешать, стоят на некотором отдалении и практически ничего не слышат. Но самый главный минус – играет только одна команда. Если желающих играть много, то начинаются проблемы. Можно играть одновременно в разных залах, но это трудно организовать – нужны помещения, ведущие, аппаратура. Если играть последовательно, на разных комплектах вопросов, то неизбежно возникают споры об эквивалентности вопросов по сложности. Этих недостатков лишена спортивная версия игры.
Спортивная версия «Что? Где? Когда?» – «спортивка» – появилась в 1989 году. Главная особенность спортивки – соревнование команд друг против друга на одних и тех же вопросах. Все команды находятся в равных условиях, а это и есть главный критерий спортивности. Для зрителей такая игра неинтересна в принципе. Представьте себе большой зал, в котором располагаются несколько десятков команд. Ведущий зачитывает вопрос, после чего все присутствующие начинают громко спорить, в конце минуты что-то записывают на листочке бумаги и отдают ведущему. После объявления правильного ответа все опять некоторое время шумят, после чего переходят к следующему вопросу. И так много-много раз. Обычно отыгрываются тридцать шесть вопросов – три тура по двенадцать. В конце игры объявляются результаты, а команда, ответившая на максимальное количество вопросов, становится победителем. После этого знатоки, довольные или не очень, расходятся. Ну и на что тут смотреть зрителю? Тем не менее, среди знатоков «спортивка» чрезвычайно популярна, подавляющее большинство турниров проводятся именно по её правилам.
Вопросы, на которых играются «спортивка» и «элитарка», практически одинаковы. Но если в элитарной игре знаток при ответе может говорить довольно долго, то вопрос для спортивки подразумевает короткий ответ из нескольких слов – ведь его надо еще успеть написать на довольно маленьком бланке для ответа. «Элитарка» и «спортивка» требуют от знатоков очень широкого кругозора в самых различных областях науки, культуры, искусства. Но команды только из одних эрудитов редко добиваются больших успехов в игре. Вопросы, требующие лишь знания определённых фактов, обычно неинтересны. Такие вопросы называют вопросами на «чистое знание» и их стараются избегать.
Написать очень простой или очень сложный вопрос легко. Гораздо сложнее сформулировать вопрос так, чтобы он содержал в себе всё необходимое для ответа, но с первого взгляда это было неочевидно. На хороший вопрос большинство команд не отвечают, но, услышав правильный ответ, игроки хватаются за голову, удивляясь, как могли просмотреть очевидное. Хороший вопрос не требует специфического знания. Максимум, что потребует от команды автор хорошего вопроса – знания на уровне средней школы, внимательность, наблюдательность и здравый смысл. Вот довольно простой пример.
Вопрос 1. Это вещество – основной компонент кислотных дождей. В газообразной форме оно может вызывать тяжелые ожоги. При попадании большой дозы этого вещества в желудок может быть рвота. При случайном же вдыхании его не исключен и летальный исход. Назовите это вещество. Если догадаться, что автор вопроса не требует знания химии, то имеет смысл поискать самый простой из возможных вариантов.
Часто, на первый взгляд, автор требует от знатоков знания таких фактов из истории, которые нормальный человек может знать только случайно. Но разве может игра зависеть от случайных знаний?
Вопрос 2. Как-то раз друг Марка Твена, Гарри Дьюмен, взял в долг 500 долларов, пообещав непременно вернуть их через месяц — разумеется, если будет ещё жив. Вопрос: что сделал Марк Твен, не получив обещанного через месяц? Вы знаете, кто такой Гарри Дьюмен? Я не знаю, как и не знаю самой этой истории. Однако Марк Твен был еще тот шутник. Вспомните оговорку Дьюмена – вот вам и ответ.
Еще один интересный способ построения вопросов – пересказ псевдонаучным языком всем известных произведений.
Вопрос 3. Этот предмет отличало от ему подобных повышенное содержание 79-го элемента таблицы Менделеева. Эксперимент по нарушению его целостности, в котором принимало участие два человека, потерпел неудачу, но все же был доведен до конца благодаря вмешательству случайного фактора. Укажите этот фактор. Если все перевести на русский, то исходная сказка угадывается сразу. Даже если вы забыли, что 79-й элемент – это золото.
Вам еще не захотелось проверить себя в реальном турнире? Это достаточно просто, «ЧГК»-клубы есть практически в каждом городе. Собирайте команду и пробуйте. Может быть, именно вам покорятся вершины Игры.
Кстати, сверим ответы?
Вопрос 1: Вода.
Вопрос 2: Марк Твен опубликовал некролог Дьюмена.
Вопрос 3: Мышка, которая разбила золотое яичко, снесенное Курочкой Рябой.
Как стать знатоком
Сначала давайте договоримся, что молодыми будем считать тех, кто играет в телеклубе не более 3 лет.
1. К молодым игрокам я отношусь хорошо, если они действительно являются Игроками, т. е. не просто приходят в телеклуб посидеть за игровым столом и попробовать ответить на пару-тройку вопросов. Игрок должен обладать целым рядом качеств, например, любить Игру в себе, а не себя в Игре :–>))
2. Всю команду Уфаевой, молодых из команды Мухина, В. Степанова (если он не считает себя молодым, пусть меня извинит), В. Бройду, И. Бера.
3. Ни с кем. Всегда можно найти области знаний, в которых я сильнее, чем кто-то из них, а в других – они будут сильнее меня. В ЧГК соревнуются не только в знаниях, не зря Ворошилов употреблял слово “знатоки” в кавычках.
5. Я люблю и уважаю БК.
6. Свой стиль ведения. Но, вообще-то, трудно внести что-то интересное и эксклюзивное в программу, которая сразу задумывалась как интересная и эксклюзивная :–>))
1. Вы хотите сказать, что я выгляжу хмурым? Это я просто сосредоточенный – играю или внимательно наблюдаю за игрой. Вообще-то, близкие люди утверждают, что я веселый.
2. Наши отношения хорошие. Именно поэтому нет причин, по которым Борис Александрович не может высказать свое недовольство мной, равно как нет причин мне не высказать свое недовольство его недовольством :–>))
1. Большую ответственность перед коллегами по команде и желание сыграть как можно лучше.
2. Все мои “Совы” для меня имеют большое значение, но наибольшую радость, конечно, принесли первая и “магистерская”.
3. Да, но всегда по-разному. Это зависит от команды, в которой я играю. Но больше всего волнуюсь, когда играют дочери без меня, особенно, когда они делают что-то не то. И очень радуюсь, когда у них получается.
4. Что такое МС? Вообще-то, газетные материалы иногда размещаются на форуме, если не ошибаюсь, в разделе “Разное”. Я не возражаю, но мое мнение может не совпасть с мнением админа.
1. Мы не ругаемся, мы обсуждаем игровые и околоигровые моменты :–>)
2. Речь идет о вопросах, задаваемых в ходе игры? Если так, то не считаю, если, конечно, эти вопросы касаются общеизвестных фактов из биографий “знатоков”.
1. Не могу ответить – не видел ни одной программы “Фабрики”.
2. Средний уровень “знатоков”, по-моему, всегда остается одинаковым. Кстати, Илье и Дмитрию еще только предстоит стать звездами. Я уверен, что это наверняка произойдет. Однако, чем меньше их будут сейчас так называть, тем будет лучше для них.
1. Мне всегда интересно играть в СИ, иначе бы я не играл. Моя не слишком результативная игра связана отчасти с легким недомоганием во время некоторых съемок СИ, с возросшей нагрузкой на основной работе и, главное, с чрезмерным увлечением экспериментами в тактике игры – заигрался, короче.
2. Полагаю, что стать “дважды магистром” по-прежнему невозможно ;–>)))
1. Мне предложили, кстати, не вновь, а впервые. Я согласился, потому что посчитал, что это может быть интересным и полезным для всех. Уговоров не было, были переговоры, по большей части о технической стороне.
2. Безусловно, хотел бы, но понимаю, что сейчас это не возможно. :–>)) Надеюсь, что человек, который получит “Бриллиантовую сову”, будет ее достоин.
3. Предпочитаю сейчас воздержаться от каких-либо оценок команды, которой предстоит игра, определяющая судьбу остальных игроков телеклуба. Готов буду ответить на Ваш вопрос после финала.
4. Нынешний уровень вопросов меня устраивает не очень. Как я уже сказал, они не слишком игровые. Иногда зашкаливает количество так называемых “пошутилок” (пошути-придумай, как китайский-индийский мудрец, или как русский кузнец, или как французский-английский живописец). Причем без каких-либо наводок на игровые ходы в вопросе. Такие вопросы недалеко ушли от вопросов на чистое знание. Повторюсь, у меня практически не было претензий к вопросам финала осени и первых трех игр зимы 2004. Однако, игра 17.12.04 прервала эту наметившуюся положительную тенденцию. Надеюсь, что временно.
Что касается вопросов 13-го сектора, то в нем, наоборот, в последнее время выпадали все более и более “играбельные” и интересные вопросы, хотя и тут не без исключений.
5. Не соглашусь. Поведение ведущего определяется складывающейся игровой ситуацией, и ей он адекватен практически всегда.
6. Ничего, иначе бы я не согласился играть по текущим правилам.
7. По-моему, подсказать настоящему игроку невозможно, поскольку он занят игрой. В этом я убедился еще в 1981 г., когда пытался подсказать одному из сильнейших игроков тогдашнего клуба в тот момент, когда он наблюдал видеовопрос на экране. Я делал это практически в самое его ухо, т. к. стоял рядом с ним и смотрел на тот же телевизор (тогда такое было возможно). Каково же было мое удивление, когда в обсуждении выяснилось, что он меня попросту не слышал, поскольку воспринимал вопрос. Команда вопрос проиграла. Годом позже был случай, когда игрок услышал подсказку, выложил ее на стол, но не смог ее объяснить, и вновь команда вопрос проиграла (эта игра даже есть в моем видеоархиве). Весь мой опыт говорит, что команда, ориентированная на ожидание подсказки, обречена на поражения. Большинство присутствующих в зале “знатоков” также понимают это и не подсказывают. Кстати, все без исключения удаления из зала за подсказку (начиная с первого моего в 1982 г. :–>) ) были безосновательны. Ни один из удаленных “знатоков” не подсказывал! Жестикулировал, гримасничал, говорил с соседями громче, чем следовало, но не подсказывал.
8. Станислав очень сильный и, что еще важнее, очень перспективный игрок, причем не только в СИ, но и в ЧГК (трехкратный призер Чемпионатов Мира по ЧГК!). Он завоевал право играть в финале по существующим правилам, и никто не смеет это право у него оспаривать.
Источники:
http://www.kakprosto.ru/kak-846523-kak-stat-znatokom-peredachi-chto-gde-kogda
http://club-3t.ru/cat_18/393-post393.html
http://chgk.tvigra.ru/library/?faq/ad_quest1