8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как составить проект по окружающему миру

Учебный проект по окружающему миру для начальной школы. В гости к синичке

МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Компас» г.о. Самара

Учебный проект «В гости к синичке» направлен:
— на формирование у учащихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
— на взаимодействие учащихся с целью активизации познавательной деятельности, развития навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, получения опыта творческого взаимодействия и сотрудничества;
— на развитие у школьников коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде;
— на повышение уровня владения информационными технологиями.

В ходе реализации проекта у детей расширятся и систематизируются знания и представления о птицах: их видах, местах обитания.
Проектная деятельность позволит учителю не только решать широкий круг образовательных задач, но и развивать у учащихся умения человека XXI века: работать в команде, проявлять творческий подход при выполнении заданий, использовать информационно-технологические ресурсы, проводить рефлексию своей работы.

Цели и задачи
Проект направлен на организацию сетевого взаимодействия учащихся с целью активизации познавательной деятельности, развития навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, получения опыта творческого взаимодействия и сотрудничества, повышения уровня освоения информационно-коммуникативных технологий.
Задачи проекта:
— Способствовать повышению познавательной активности учащихся и интереса к изучению окружающего мира.
— Развивать у обучающихся информационно-коммуникационные компетентности, навыки проектной и учебно-исследовательской деятельности.
— Обеспечить деятельностное изучение учащимися окружающего мира и основ информационных технологий с помощью различных сетевых сервисов.

Предметная область: окружающий мир
Межпредметные связи: обществознание, информационные технологии, краеведение, технология, развитие речи.
Участники проекта: учащиеся 2-4 классов; команды из 3-5 человек. Участники проекта строго следуют всем этапам его проведения.
Срок реализации проекта: ноябрь-январь

Подготовительный этап: 1 ноября-10 ноября.
Анонс проекта. Знакомство родителей с материалами проекта. Знакомство с правилами работы в сети Интернет.
1 этап: 11 ноября-20 ноября Викторина «В мире птиц».
2 этап: 21 ноября-30 ноября Лесная братва (создание онлайн-пазлов).
3 этап: 1 декабря – 10 декабря Самая-самая.
4 этап: 11 декабря-20 декабря Бронзовые птички (работа с картой Google).
5 этап: 21 декабря – 15 января Акция «Помоги птицам!» (создание кормушки и оформление фотоотчета).
Заключительный: до 30 января Рефлексия участников проекта. Получение наградных документов.

Актуальность проекта
На сегодняшний день проблема отношения человека к природе является одной из наиболее актуальных. С каждым днем воздух, водоемы, леса и другие экосистемы становятся все более загрязненными, исчезают растения и животные, и все эти беды случаются по причине неправильного отношения человека к природе, причем неважно, делает ли это он осознанно или нет. Именно поэтому воспитание экологической культуры у подрастающего поколения очень важной задачей для современного общества.
Начинать это воспитание необходимо в раннем детстве. И в таком случае, возможно, нам удастся привить школьникам интерес к природе, научить ее любить и беречь. Необходимо, чтобы дети поняли, что человек является не главным действующим лицом в природе, а всего лишь ее частичкой. Поэтому он обязан соблюдать основные законы природы и всеми силами пытаться изменить свое потребительское отношение к ней.
Для воспитания экологической культуры у детей можно использовать самые разнообразные методы, в том числе и информационные технологии, что является актуальным и востребованным в настоящее время.

4) Коммуникативные:
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
5) Метапредметные:
· создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; стр46
· использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
· моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
· осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения.

6) Предметные:
· расширить знания учащихся о птицах;
· формировать умение отличать птиц по внешнему виду.

1 этап. Давайте знакомиться! Викторина «В мире птиц»
На этом этапе участникам необходимо ответить на вопрос: что мы знаем о птицах?
1. Проект начинается с творческой работы. Всем командам необходимо оформить визитку команды, где должно быть указано название, девиз, участники команды. Участники придумывают эмблему своей команды.
2. На первом этапе участникам необходимо ответить на вопросы викторины и узнайть о пернатых друзьях интересные факты. Викторина составляется организатором проекта в соответствии с возрастом участников.

Примерные вопросы викторины
1. Почему вредно кормить уток хлебом? (Хлеб — это очень вредный продукт для уток. Из-за этого у птиц может возникнуть болезнь под названием «Ангельские крылья»)
2. Почему мы не советуем держать дома дроздовую мухоловку? (Ядовитая птица)
3. В каком городе и за какие «заслуги» поставлен памятник петуху Майку? (г. Колорадо, город Фруита. Петух Майк прожил 18 месяцев без головы.)
4. Зачем совы подселяют змеек к своим совятам? (В качестве санитаров и домохозяек. Змеи не трогают птенцов сов.)
5. Где любит селиться хохлатая перепелка? (На земле)
6. Его оперение напоминает чешую, и ныряет он глубже всех. Кто он? (Пингвин)
7. Какая птица ходит под водой? (Оляпка)
8. Когда температура тела воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая)
9. Почему дрофа боится дождя? (Во время дождей перья дрофы намокают, так как у них отсутствует жировая смазка. Птица не может взлететь. Она становиться беззащитной)
10. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь)
11. У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)

Читать еще:  Почему не заходит в Гугл

2 этап. Лесная братва (составление пазлов) (Работа в компьютерном классе).
На этом этапе участникам необходимо ответить на вопрос: Какие птицы на Земле самые необычные?
1. Каждой команде проекта необходимо выбрать птицу, которую она будет изучать. Она должна быть самая-самая: или самая быстрая, или самая большая, или самая красивая и т.д. Участники выбирают самую красивую фотографию выбранной птицы и создают онлайн-пазл сами с помощью сервиса Flash-gear.com. Каждый участник должен подобрать сам себе картинку и создать свой пазл.

Все участники тренируются собирать пазлы друг друга. Если придуманный пазл трудно собирается или была выбрана неудачная картинка – нужно его переделать.
2. Когда команда справилась с заданием 1, она предлагает разгадать свой пазл другой команде. Этот пазл должна собрать другая команда и угадать птицу. (Поиск информации в сети Интернет по картинке)

3 этап. Самая-самая
1. Выбранная на втором этапе самая чудесная и замечательная! Теперь нужно рассказать о ней другим: где она живет, чем питается, какие у нее есть особенности, как выводит потомство, почему она самая-самая. Каждая команда создаёт визитную карточку выбранной птички.
2. Презентация своей птицы другим командам. «Теперь вы узнали много нового о вашей птичке. И о вашей птичке узнают другие команды!» Презентацию оформляет каждая команда с помощью редактора презентаций.
На этом этапе команды составляют совместную презентацию «Энциклопедия «Самые-самые». Каждая команда оформляет один слайд в презентации, где размещает информацию о своей птичке.

4 этап. Бронзовые птички (работа с картой google) (Работа в компьютерном классе).
На этом этапе участникам необходимо ответить на вопрос: как птицы вдохновляют скульпторов?
На этом этапе речь пойдет о птицах бронзовых, мраморных, чугунных и прочих, которые не летают, посвистывая, а молча украшают собой городские скверы и площади.
«Мы поговорим о памятниках, посвященным птицам. Собственно, нет ничего удивительного в том, что птицам ставят памятники, ведь многие птицы являются общепризнанными символами: голуби — мира, орлы — гордости, лебеди — верности и так далее.
Вот, например, самым известным и забавным памятником птицам в Москве, пожалуй, можно считать подарок Барбары Буш супруге первого президента России Раисе Горбачевой. Это скульптурная группа из бронзы — мама-утка и ее восемь малышей. Этот памятник — копия оригинала, стоящего в Центральном парке Бостона. Называется «Дайте дорогу утятам», создан он по мотивам одноименной сказки писателя Роберта Макклоски. Такие памятники есть во всем мире. Давайте найдем некоторые из них».
Работаем с Google картой. Каждый участник выбирает памятник, посвященный птицам. Необходимо поставить метку на карте, указав название птицы, город, в котором установлен памятник. (Например: Голубь, г. Самара). В содержании метки участникам нужно вставить изображение птички или памятника и краткое описание, чему посвящен этот памятник, при каких событиях он был установлен.

5 этап. Акция «Помоги птицам» (создание фотоотчета)
На этом этапе участникам необходимо ответить на вопрос: как мы относимся к птицам? Здесь открывается «Мастерская «Поможем птицам»»
Каждая команда должна изготовить кормушку из подручных материалов и ненужных предметов.
«Изготовить кормушку несложно. Можно использовать пластиковые бутылки, упаковки из-под сока, банок и других подручных средств.
Следует помнить несколько нехитрых правил:
• кормушка должна быть с крышей и, желательно, стенками, чтобы ветер и снег не проникли в кормушку;
• повесить кормушку во дворе, школьном саду на высоте 1,5 — 1,7 метров от земли;
• нельзя прибивать кормушку к живому дереву гвоздями;
• следить, чтобы в кормушке всегда был корм.
Можно не только повесить кормушку, но и скворечник — многие наши птицы ночуют в них, спасаясь от ночной стужи»
Каждая команда предоставляет фотоотчет о проделанной работе.

Заключительный
Рефлексия для участников проекта
Выдача сертификатов, грамот, дипломов

Продукты проектной деятельности детей
Энциклопедия «Самые-самые» (презентация)
Коллективная Google карта «Бронзовые птички»
Социально-значимое дело – АКЦИЯ «Помоги птицам»

·
Критерии оценивания итоговых работ
Критерии оценивания работ рассматриваются при знакомстве с заданиями проекта.
— результативность и активность обучающихся в процессе работы;
— умение грамотно и творчески оформить содержание своей работы;
— успешное усвоение знаний по окружающему миру, информатике, ИКТ и обучающих сервисов Интернета.

Читать еще:  Как удалить страницу в баду

Оборудование
компьютер (-ы) с выходом в Интернет,
проектор,
принтер.
Программное обеспечение
веб-браузер;
текстовый редактор;
редактор презентаций.

Материалы на печатной основе: учебники; справочный материал
Соблюдение авторских прав
Авторские права на созданные в рамках проекта работы сохраняются за участниками проекта. Организаторы проекта оставляют за собой право некоммерческого использования работ (размещение в средствах массовой информации, печатных сборниках и в Интернет), с обязательной ссылкой на авторов по завершении проекта.
В работах участников могут быть использованы материалы, не только созданные самостоятельно, но и заимствованные из различных источников. При использовании заимствованных материалов участники проекта должны соблюдать Закон РФ «О защите авторских и смежных прав», что должно быть отражено в работе.

Как составить проект по окружающему миру

Паспорт проектной работы

Название проекта: «Классный огород. Как развивается растение».

Руководитель проекта: Перевозкина Е. А.

Предметные области: окружающий мир, технология.

Авторская группа проекта: Груднак Мария, Макаренкова Екатерина, Столярова Елизавета.

Тип проекта: исследовательский практико-ориентированный.

Аудитория: учащиеся начальной школы.

Цель проекта: проверить гипотезу о том, что все цветковые растения проходят одинаковые стадии развития.

1. Изучить литературу по теме проекта.

2. Провести опыт по выращиванию гороха, фасоли, огурца, кабачка, подсолнуха, помидора и настурции.

3. Зафиксировать результаты опыта в дневнике наблюдений и с помощью фотографий.

4. Вырастить рассаду цветов для школьной клумбы.

5. Оформить компьютерную презентацию по результатам проекта.

1. Семена растений.

2. Инструменты для ухода за растениями.

3. Емкости для выращивания растений.

6. Компьютер учителя с выходом в интернет.

7. Ноутбуки учащихся (мобильный кабинет).

8. Цифровая лаборатория ЛабДиск (датчики температуры и освещенности).

Актуальность: Работа над проектом позволила организовать наблюдения за развитием растений для всех учащихся класса, способствовала развитию начальных исследовательских умений наблюдать, фиксировать и сравнивать результаты наблюдений. Практическая работа способствовала развитию активно-положительного отношения к окружающему миру, формированию жизненных умений и навыков.

Предполагаемые продукты проекта:

1. Дневник наблюдений за развитием растений.

2. Альбом фотографий «Как развивается растение».

3. Рассада для школьной клумбы.

Этапы работы над проектом:

1. Выбор темы проекта.

2. Планирование работы.

3. Выбор места для классного огорода, оптимального с точки зрения температуры и освещенности.

4. Проращивание семян, посадка растений, уход за растениями.

5. Ведение дневника наблюдений. Фотографирование.

6. Сравнение результатов наблюдений за разными растениями.

7. Посадка рассады цветов для школьной клумбы. Уход за рассадой.

8. Подготовка к презентации проекта.

9. Презентация проекта.

1. У растений гороха, фасоли, огурца, кабачка, подсолнуха, помидора и настурции сначала появляется корень, затем стебель, листья, цветы, а на месте цветов – плод с семенами.

2. Развитие разных растений различается темпом, размером растения, формой и цветом листьев, цветов, плодов.

3. Растение можно вырастить в помещении, если есть условия: свет, тепло, вода, воздух, почва.

Проектная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира

В современной школе очень важным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы; развивают у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В начальной школе эту проблему мы решаем через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Сделанные детьми творческие работы “открывают” их образовательное пространство: дети больше читают, причём не только учебную литературу, по-иному начинают общаться со сверстниками, учатся планировать своё время. Да и отношения с педагогами меняются, ведь в проектной деятельности педагог становится организатором и помощником, а это новые для образовательной ситуации позиции.

Работу над проектом можно разбить на следующие этапы:

  • Проблема (исследовательская, информационная, практическая).
  • Планирование (проектирование).
  • Поиск информации.
  • Продукт.
  • Презентация.
  • Портфолио.

Приведу примеры тем проектов по окружающему миру, которые можно использовать не только в системе Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, но и в других образовательных программах. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Он должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Форма представления может быть различной: плакат, проспект, альбом, видеофильм, блокнот, папка, макет, модель, игра, сценарий, компьютерный вариант, стенд, “раскладушка”, диафильм, буклет, афиша, рисунки, набор открыток, фотографий, заочная экскурсия, викторина, интервью, реклама, выставка и др.

Кристаллы (стендовая презентация)

Превращения воды (игра)

Друзья человека (альбом)

Кем быть? (слайд-шоу)

Пятый океан (компьютерная презентация)

Питайся правильно! (театрализованное представление)

Береги время! (плакат)

Как развить свою память? (упражнения)

Полезные ископаемые нашего района (коллекция)

Изменение рельефа Воскресенского района под воздействием человека (фотоальбом)

Традиции народов России (театрализованное представление)

Достопримечательности родного края (заочная экскурсия)

Природные зоны Земли (справочник)

Небесные тела (макет)

Я – житель планеты Земля (газета)

Страна, в которой мы живём (доклад)

Проблема отходов (видеофильм)

Рассказы о войне (книга)

Портрет соотечественника (галерея)

Подготовка к защите проекта и его презентация требуют большой подготовительной работы. Она будет более эффективной, если при подготовке будут использоваться карточки (шаблоны) для учителя и для учащихся. Рассмотрим на примере проекта “Пятый океан”.

Читать еще:  О чем сериал Ривердейл

Паспорт проекта для учителя

  • По целям и задачам – информационный (направлен на сбор информации об объекте (воздух) с целью анализа его свойств, обобщения знаний о воздухе и представления широкой аудитории)
  • По предметно-содержательной области – монопроект (проведён в рамках предмета “Окружающий мир”, использовалась информация из физики, технологии, географии)
  • По характеру контактов между участниками – внутриклассный
  • По продолжительности – краткосрочный (4 урока)

2. Сотрудничество учащихся в группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи

2. Организация экспериментирования и наблюдения на разных материалах

3. Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа

4. Фиксирование информации различными способами, выбор оптимального способа решения

Паспорт проекта для учащихся

Тема: “Пятый океан”.

Участники проекта: 2-б класс.

Характеристика (вид проекта):

    по цели – информационный,
  • по содержанию – монопредметный,
  • по участникам – внутриклассный,
  • по продолжительности – краткосрочный.

Цель: изучить свойства воздуха и ответить на вопрос: зачем нашей планете пятый океан?

Задачи проекта:

  • собрать информацию о воздухе;
  • провести эксперименты с воздухом;
  • создать компьютерную презентацию “Пятый океан”.
  • Планирование работы по реализации проекта.

    Учащимся необходимо пройти несколько этапов:

    • информационный – собрать в справочной и художественной литературе данные о свойствах воздуха и особенностях воздушного пространства, проанализировать информацию, выбрать и зафиксировать в презентации;
    • экспериментальный – провести ряд опытов и наблюдений с воздухом, результаты представить в виде схемы “Свойства воздуха”, в фотографиях и видеороликах;
    • технологический – зафиксировать результаты наблюдений и экспериментов в компьютерной презентации;
    • авторский – написать свой рассказ о воздухе и его свойствах.

    Используемые методы, средства.

      Поиск информации (справочники, энциклопедии, интернет-источники)
    • Опыты и наблюдения
    • Анализ полученных результатов
    • Моделирование

    Форма представления продукта: компьютерная презентация “Пятый океан”.

    Распределение обязанностей: работа в группах.

    Практическая значимость проекта:

    учащиеся

      самостоятельно получили знания по теме “Основные свойства воздуха”,
    • научились проводить и фиксировать эксперименты и наблюдения

    Результаты работы:учащиеся

  • собрали информацию о воздухе,
  • провели эксперименты с воздухом,
  • создали компьютерную презентацию “Пятый океан”,
  • поняли, что жизнь без пятого океана на Земле невозможна, его надо беречь.
  • Пожелания и предложения участников проекта.

    Замысел проектной задачи

    Учащимся предлагается конкретно-практическая ситуация, приближённая к реальным условиям, — нужно провести эксперименты и наблюдения по изучению свойств воздуха и создать под руководством учителя компьютерную презентацию для инопланетян (другого класса, дошкольников). Для этого учащимся необходимо пройти несколько этапов:

    • информационный – собрать в справочной и художественной литературе данные о свойствах воздуха и особенностях воздушного пространства, проанализировать информацию, выбрать и зафиксировать в презентации;
    • экспериментальный – провести ряд опытов и наблюдений с воздухом, результаты представить в виде схемы “Свойства воздуха”, в фотографиях и видеороликах;
    • технологический – зафиксировать результаты наблюдений и экспериментов в компьютерной презентации;
    • авторский – написать свой рассказ о воздухе и его свойствах.

    1 этап. Организационный

    Учащимся была предложена конкретно-практическая ситуация:

    — Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океана есть на свете ещё один океан – самый большой из всех океанов, и мы купаемся в этом океане каждый день, каждую минуту, сами того не замечая. Воздушный океан широко разлился над Землёй. Наши инопланетные гости Плютик и Клюпик просят нас рассказать, зачем нашей планете воздух и какими свойствами он обладает. (На планете гостей нет атмосферы)

    После знакомства с темой проектной работы ребята обсудили цель работы, сформулировали задачи и этапы, определили форму представления проекта. Также они решили записать вопросы, на которые они хотели бы получить ответ:

    • Есть ли место на Земле, где нет воздуха?
    • Из чего состоит воздух?
    • Откуда появилось слово “воздух”?
    • Почему небо голубое?
    • Можно ли поймать воздух? и др.

    2 этап. Информационный

    Дети собирали в справочной и художественной литературе данные о свойствах воздуха и особенностях воздушного пространства, анализировали информацию в группах, выбирали и фиксировали в презентации под руководством учителя основные выводы:

    • Воздух – плотное покрывало Земли
    • Атмосфера – воздушная оболочка нашей планеты
    • Воздух – смесь газообразных веществ
    • Всё живое (человек, животные, растения) не может без воздуха
    • Атмосфера защищает Землю от метеоритов
    • Без воздуха наша планета превратится в пустыню, сгорит днём от Солнца, замёрзнет ночью

    3 этап. Экспериментальный

    Учащиеся провели ряд опытов и наблюдений с воздухом:

    • Давление воздуха. (Тяжелая газета, фокус с водой, сплющенный пакет, яйцеглотатель)
    • Воздух меняет объем. (Подпрыгивающая монета)
    • Воздух движется. (Извивающая змея, летающее перышко, струя воздуха)
    • Воздух работает. (Парусные суда, воздушный шар-ракета)
    • Движение в воздухе. (Кто быстрее? Пирамида из бумаги)
    • Полеты в воздухе. (Сделай планер, сделай парашют)
    • Дышим воздухом. (Считаем вдохи, звук при сотрясении)
    • Воздух и звук. (Звукоулавливатель, музыкальные бутылки, музыкальные трубочки)
    • Воздух и запах. (Невидимка)

    Эксперименты были зафиксированы на фотографиях и в видеороликах. После просмотра и обсуждения опытов и наблюдений учащиеся представили свойства воздуха в виде схемы:

    Источники:

    http://ped-kopilka.ru/blogs/blog72119/uchebnyi-proekt-po-okruzhayuschemu-miru-dlja-nachalnoi-shkoly-pernatye-druzja.html
    http://www.sites.google.com/site/okruzausij/proekty/proekt-klassnyj-ogorod-1-klass
    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/654236/

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector