4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как разобраться в современном искусстве

Как научиться разбираться в современном искусстве

Попробуйте взглянуть на странные экспонаты и эксцентричных художников по-новому.

1. Поймите, что это и зачем оно вам

Наиболее распространённых мнений два. Либо что современное искусство — это какое‑то надувательство, а те, кто им интересуется, просто снобы. Либо что для его понимания нужно иметь художественное образование, а обычному человеку его никогда не постичь. Но как бы современное искусство ни отличалось от классического, оно часто говорит о том же: об эмоциях, поисках себя, окружающем мире и нашем месте в нём. Просто делает это совсем по‑другому.

Для начала давайте разберёмся, какое именно искусство считается «современным». В английском языке существует два термина: modern art и contemporary art. Первым называют то, что создавалось примерно в 1900–1970‑е годы, а вторым — всё, что после. По‑русски оба эти пласта искусства называют одним словом — «современное». Но в этой статье речь пойдёт только о художественных практиках, которые начали складываться с последней трети XX века, то есть о contemporary art.

Как пишут авторы обучающего курса «Короче, современность!», «особенность современного искусства в том, что оно давно перебралось в повседневность и существует вне пределов музеев и галерей». Сегодня совриском может стать всё что угодно: предмет, явление, процесс. Да, оно по‑прежнему включает в себя живопись и скульптуру, но это только два из множества вариантов носителей для передачи замысла художника.

«Фонтан», Марсель Дюшан, 1917 год, реплика 1964‑го. Объект стал одним из первых «редимейдов» – предметов массового производства, которые художник лишает их функции, переносит в другой контекст и таким образом превращает в арт-объект. «Фонтан» стал вызовом старому миру и запустил огромные перемены: именно после него стало понятно, что искусством теперь может стать всё что угодно, если художник вкладывает в это какую‑то идею. Фото: Jonathan Nackstrand, afp.com

Не спешите говорить, что такое совсем не для вас. Современное искусство настолько обширно, что каждый сможет отыскать что‑то для себя: стрит‑арт, лэнд‑арт Произведения неразрывно связаны с природным ландшафтом. , видеоарт Произведения создаются с использованием видеотехники. , перформансы Произведением становятся действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. , акционизм Искусством становится ситуация, созданная художником и имеющая для него какой‑то смысл. , театральные постановки с участием зрителей, современный танец — и это далеко не всё. Наверняка найдётся что‑то, что тронет именно вас, окажется созвучным вашему личному опыту.

Можете начать с более привычных всем музеев и галерей. Просто откажитесь от ожидания увидеть на выставке что‑то «красивое», потому что в современном искусстве главное не красота, а идея и то, как она выражена.

2. Усвойте общие принципы

Первое, что характерно для современного искусства, – разнообразие. И это касается всего: материалов, форм выражения, концепций и тем. Сейчас нет единой идеологии или «изма»: художники отражают в своих работах пёстрый культурный ландшафт, привлекают внимание к актуальным проблемам. Например, на сегодняшний день есть много работ о консьюмеризме, экологическом кризисе, поиске идентичности, зависимости от технологий и соцсетей, глобализации и миграции.

Такое разнообразие сбивает с толку неподготовленного зрителя. Но именно благодаря ему современное искусство, как зеркало, отражает наше общество и культуру.

Оно становится инструментом, с помощью которого можно по‑новому взглянуть на привычное и переосмыслить его.

Вторая важная черта — активное участие зрителей в формировании смысла произведения. Некоторые художники говорят, что зритель дополняет или даже завершает его, привнося собственные размышления, толкования и опыт.

«В сторону объекта», Авдей Тер‑Оганьян, 1992 год, Галерея в Трёхпрудном переулке. Художник напивался и засыпал на полу галереи, превращаясь в выставочный объект. Фото: Архив А. Астаховой.

Это особенно характерно для перформансов и хэппенингов Произведением искусства становятся действия, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. . В них зритель максимально вовлечён в создание произведения.

Не путайте эти жанры с акционизмом. В нём акцент тоже переносится с художественного произведения на процесс его создания, но акции — это чистый жест, декларация. Они часто носят более радикальный, политический, протестный характер.

И в‑третьих, важность объекта современного искусства заключается не в его физической форме, а в смыслах, формирующихся в процессе толкования. Они дополняют те идеи, которые изначально вдохновили автора. Благодаря этому искусство провоцирует нас размышлять о том, что происходит в сегодняшнем мире.

Читать еще:  Telegram где скачать

3. Ходите и смотрите

Есть два подхода знакомства с современным искусством. Первый — понять, почему оно возникло и как связано с предыдущими направлениями. «В противном случае мы будем воспринимать произведения лишь на уровне узнаваемой по силуэту картинки, а в современном искусстве первого уровня зачастую просто нет», — пишут авторы книги «Современное искусство и как перестать его бояться». Чаще всего советуют начать с импрессионистов и проследить историю развития искусства до наших дней.

Второй подход прямо противоположен — просто смотреть на работы, не углубляясь в историю.

«Остановитесь. Дышите. Расслабьтесь. Не думайте, просто смотрите, впустите его в себя. Впитайте окружающую обстановку, ощутите пространство перед собой, освободите сознание, дайте внутреннему монологу отойти на второй план, а глазам — привыкнуть», — пишет британский художественный критик Оссиан Уорд в своей книге «Искусство смотреть». Он советует глядеть «на каждое произведение, как будто вы впервые сталкиваетесь с чем‑то подобным, будь то картина, скульптура или некая не поддающаяся определению инсталляция».

Выбирайте наиболее приемлемый для вас подход, а лучше всего пробуйте оба. И в любом случае спрашивайте себя: «Что я здесь вижу? Что чувствую? Что автор делает, чтобы я это почувствовал?». Если испытали что‑то новое, неважно приятное или нет, вполне вероятно, вы уже поняли замысел художника.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего», чучело акулы в формалине, Дэмиен Хёрст, 1991 год. Главная тема произведения — смерть и чувство иррационального страха перед ней. Фото: Damien Hirst and Science Ltd, damienhirst.com.

Обратите внимание на то, из каких материалов сделан объект, что они вам говорят, какие ассоциации вызывают. Потом подумайте, не ссылается ли он на другие произведения искусства. Для этого прочитайте текст на сопроводительной табличке, поищите информацию в интернете, вспомните, что вы уже видели раньше.

Если после всего этого объект по‑прежнему вызывает недоумение или отторжение — ничего страшного. Вы не обязаны любить каждое произведение, даже если кто‑то другой считает его гениальным. Ходите, смотрите, взаимодействуйте, обсуждайте и вы найдёте то, что вызовет у вас отклик и желание узнать больше.

Куда пойти:

  • Музей современного искусства «Гараж», Москва.
  • Московский музей современного искусства (ММОМА).
  • Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) с филиалами в Москве, Санкт‑Петербурге, Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Томске, Самаре, Саратове.
  • Центр современного искусства«Винзавод», Москва.
  • Музей современного искусства Эрарта, Санкт‑Петербург.
  • Галерея современного искусства ГМИИ РТ, Казань.
  • Галерея «Виктория», Самара.
  • Галерея Синара Арт, Екатеринбург.

Если все эти города далеко от вас, посмотрите цифровые коллекции ведущих музеев мира.

4. Расширяйте кругозор

Читайте книги

Если вы совсем незнакомы с современным искусством, начинайте с первого пункта из списка. В этой книге подробно и легко рассказано об истоках зарождения совриска и его принципах. Если хотите сразу смотреть, не углубляясь в историю, берите третью книгу. Если вас интересует «изнанка» мира искусства, читайте шестую. Автор рассказывает о жизни художников, критиков, арт‑дилеров и кураторов. Остальные книги из списка тоже не обходите стороной.

  1. «Непонятное искусство», Уилл Гомперц →
  2. «Современное искусство и как перестать его бояться», Сергей Гущин и Александр Щуренков →
  3. «Искусство смотреть», Оссиан Уорд →
  4. «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», Дэвида Хокни и Мартин Гейфорд →
  5. «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней», Роузли Голдберг →
  6. «Семь дней в искусстве», Сара Торнтон →
  7. «О русском акционизме», Пётр Павленский →

Если вы читаете на английском, воспользуйтесь библиотекой Нью‑Йоркского музея Метрополитен. В 2018 году он выложил более 500 книг по искусству, которые можно скачать бесплатно. Вообще чаще заглядывайте на сайты музеев: они регулярно выставляют подборки книг по определённой теме или советуют, что почитать к какой‑то выставке.

«Человек, улетевший в космос из своей комнаты», Илья Кабаков, 1985 год. Работа представляет собой комнату в коммунальной квартире, жилец которой вырвался из неё и тягостного быта, катапультировав в космос при помощи самодельного устройства. Фото: Максим Стулов, «Ведомости», 2018 год, vedomosti.ru.

Смотрите видеолекции

Музеи часто выкладывают записи своих лекций на YouTube. Следите за каналами «Гаража», ГЦСИ, «Винзавода», Еврейского музея и центра толерантности. Много интересного есть на сайте конференции TED. Сами ролики на английском, но практически всегда есть русские субтитры. Ещё хорошая подборка видео на сайте «Теории и практики».

Чтобы вы не потерялись в обилии информации, мы собрали материалы, которые помогут начать знакомство с современным искусством:

    1. Лекция художника и теоретика искусства Дмитрия Гутова о современном искусстве.
    2. Лекция Гутова об искусстве в постсоветской России.
    3. Лекция об истоках современного искусства от преподавателя МГУ Екатерины Кочетковой.
    4. Курс по русскому искусству XX‑го века от Arzamas.
    5. Циклы лекций от музея «Гараж».
    6. Курс лекций о современном танце от Arzamas.
    7. Интервью с преподавателем Школы дизайна НИУ ВШЭ Александрой Старусевой‑Першеевой.
    8. Лекция о современном театре от художественного руководителя Лондонского театра Сэдлерс‑Уэллс.
    9. Лекция о связи современного искусства с наукой от куратора ГЦСИ Дмитрия Булатова.
    10. Лекция критика Натальи Тамручи «Зритель как соучастник» о параллелях классического искусства с современным.
Читать еще:  Что такое атеизм

5. Будьте более открытым к новым идеям

Современное искусство раздвигает привычные рамки, а значит, для его понимания и вам придётся выходить за собственные границы мышления и избавляться от стереотипов. Не отмахивайтесь от чего‑то только потому, что оно кажется вам странным и непонятным. Вспомните, что импрессионизм тоже когда‑то считался бездарной мазнёй, а сейчас воспринимается как классика живописи.

«Задача художника не в том, чтобы доставлять эстетическое удовольствие — для этого есть дизайнеры, — а в том, чтобы немного отстранившись от мира, попытаться его осмыслить или высказаться о нём при помощи идей, единственное назначение которых — быть идеями», — пишет автор книги «Непонятное искусство». Впустите эти идеи в свою жизнь и они станут для вас вдохновением.

10 лучших онлайн-курсов для тех, кто мечтает разбираться в искусстве

Хотите получать удовольствие от современного искусства, знать, чем Возрождение отличается от проторенессанса, и чем вдохновлялись великие русские писатели?

Для тех, кто мечтает разбираться в искусстве, AdMe.ru собрал 10 лучших бесплатных онлайн-курсов. Смотрите и слушайте.

Понять искусство

Этот курс — находка для тех, кто хочет научиться разбираться в искусстве. Он дает основные понятия теории, рассказывает о жанрах и техниках. Слушатели узнают, как научиться получать удовольствие от современного искусства и «читать» арт-произведения, а также что такое «точка смотрения», и почему этот «кусок пластмассы» является гениальным творением.

Длительность: 7 недель
Начало: 14 сентября
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Автор: Проект MediaNovation
Универсариум

Русский авангард

© «Купание красного коня», К.Петров-Водкин

Курс ведет историк искусства и эксперт по русскому искусству ХХ века Андрей Сарабьянов. Слушатели узнают, кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику, и как попытались увлечь своими утопиями всю страну. Лектор расскажет как возникло самое известно полотно русского авангарда — «Черный квадрат», и чем закончились творческие поиски Малевича.

Длительность: 5 лекций и 20 дополнительных материалов
Начало: можно заниматься в любое время
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Арзамас

Как понимать живопись 19 века

© «Утро стрелецкой казни», В.И.Суриков.

Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, расскажет о том, как художники 19 века переосмысливали исторические события, о символах и смыслах, которыми они наполняли свои картины. В качестве примера лектор рассмотрит восемь полотен известных художников, среди которых Гойя, Делакруа, Суриков и Мане. Слушатели узнают, к примеру, как Суриков написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью.

Длительность: 8 лекций и 40 дополнительных материалов
Начало: можно заниматься в любое время
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Университет: Европейский университет в Санкт-Петербурге
Арзамас

Леонардо да Винчи в 3D

© «Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Авторы курса, преподаватели Российского государственного гуманитарного университета, предлагают «поговорить» с Леонардо и попытаться понять Мастера, его величие и его трагедию. Слушатели курса узнают о том, как с помощью 3D-сканеров, 3D-принтеров, лазерных каттеров можно создавать, реконструировать сложные объекты, придуманные художником в далеком прошлом.

Длительность: 8 недель
Начало: скоро, можно записаться на перезапуск
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Университет: РГГУ
Универсариум

История искусства от Оксфордского университета

© «Вавилонская башня», Питер Брейгель старший

В этой подборке аудиозаписи 30 лекций, которые читают для студентов лучшие преподаватели факультета истории искусств Оксфордского университета. Темы разные: от европейской средневековой архитектуры до искусства Китая.

Длительность: 30 лекций
Язык: английский
Начало: можно заниматься в любое время
Стоимость: бесплатно
Университет: Оксфордский университет

Умные вещи

Курс приглашает отправиться в воображаемое путешествие в культурное пространство, населенное объектами, созданными человеком: дверями, окнами, зеркалами и так далее. В конце путешествия слушатель сможет различать авторские метафоры в живописи и расшифровывать литературные символы.

Длительность: 7 недель
Начало: скоро, можно записаться на перезапуск
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Университет: МГУ
Универсариум

Шедевры западного искусства

© «Бар в Фоли-Бержер», Мане

Массачусетский колледж искусств знакомит с историей европейского искусства на примере 24 величайших произведений. Среди них картины, скульптуры, памятники архитектуры, музыкальные и литературные шедевры: от афинского Парфенона до полотен Поллока.

Длительность: 9 модулей
Начало: можно записаться, о запуске сообщат
Язык: английский
Стоимость: бесплатно
Университет: Массачусетский университет
Cadenze

Театр английского возрождения

© «Портрет Елизаветы I», Джордж Говер

Театровед и театральный критик Марина Давыдова расскажет о театре времен Шекспира — находки и озарения того времени легли в основу современного театрального искусства. Слушатели узнают, как устроен английский театр, чем он похож на мир и как спектакль по пьесе «Макбет» может утянуть нас в средневековое прошлое.

Длительность: 3 лекции и 18 дополнительных материалов
Начало: можно заниматься в любое время
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Арзамас

Петербургские перекрестки

© «Портрет Пушкина», Александр Кравчук

Литературные прогулки по Санкт-Петербургу с лучшими преподавателями словесности, которые расскажут ученикам о петербургском тексте, несколько веков создаваемым русскими писателями и поэтами. Слушатели курса узнают о том, как северная столица вдохновляла многие поколения великих русских писателей и поэтов, познакомятся с Петербургом Державина, Пушкина, Блока, Мандельштама, Ахматовой, Бродского.

Читать еще:  Кто родители Бога

Длительность: 5 недель
Начало: октябрь 2015, записавшимся о дате старта сообщат
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Университет: СПБГУ, РГПУ им. Герцена
Лекториум

Современное русское искусство

Авторы предлагают познакомиться с основными понятиями и формами искусства XX века. Из лекций можно узнать, как и почему в XX веке радикально менялись темы и жанры в искусстве, как развитие искусства связано с историей нашей страны, а также для кого и зачем существует современное искусство. И понять, наконец, что такое инсталляция и перфоманс.

Длительность: 10 недель
Начало: 3 августа, но можно присоединиться или записаться на следующий курс
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Автор: Московский музей современного искусства
Универсариум

7 важных книг для тех, кто хочет хорошо разбираться в искусстве

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Филип Хук, «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я»

Книга известного искусствоведа и сотрудника аукционных домов – это увлекательнейший путеводитель по миру искусства. Стиль изложения довольно сложного материала настолько лёгкий, что создает ощущение неторопливой беседы о великом искусстве между двумя давно знакомыми людьми. Филип Хук преподносит структурированную информацию, касающуюся, в том числе, и коммерческой составляющей искусства, рассказывает о порядке и принципах формирования цен на творения мастеров, останавливается на порядке организации торгов. При этом на страницах книги скрыто множество интересных историй и случаев из личной практики автора.

Витторио Згарби, «Сокровища Италии. От Караваджо до Тьеполо»

Витторио Згарби в присущей ему увлекательной манере знакомит читателя о лучших представителях барокко. Автор словно проводит увлекательную экскурсию по Апеннинскому полуострову, делая долгие остановки в больших городах, чтобы рассказать о лучших художниках Италии. Во время прочтения книги складывается полное ощущения знакомства с интересным художественным произведением.

Сэм Филлипс, «. Измы. Как понимать современное искусство»

Ещё один качественный и захватывающий путеводитель по миру искусства, на этот раз от редактора британского журнала Frieze. Здесь собрана краткая информация об эволюции искусства, появлении и развитии новых стилей и течений, начиная со второй половины ХIX века. Желающие разобраться в многочисленных стилях и школах могут порадоваться наличию удобной таблицы, информация в которой представлена в хронологическом порядке. Для знатоков и искусствоведов книга вряд ли будет полезна, а вот для тех, кто только начинает знакомиться с историей искусства, станет незаменимой.

Анастасия Постригай, «Влюбиться в искусство. От Рембрандта до Энди Уорхола»

Анастасия Постригай – блогер, который пишет о культуре, а её книга написана для тех, кто начинает своё знакомство с многогранным миром искусства. В книге отсутствуют хитросплетения терминов, зато материалы о выдающихся личностях представлены живым и понятным языком, который дополнен справками о тех фильмах и книгах, что помогут читателю глубже изучить творчество художника или эпоху, когда он жил и творил. Единственное, в чём можно упрекнуть автора, так это в личных оценочных суждениях по отношению к деятелям искусства. Впрочем, даже в названии Анастасия Постригай обещала своим читателям влюбить их в искусство.

Сара Торнтон, «Семь дней в искусстве»

Эта книга написана более десяти лет назад, однако и сегодня не утратила своей актуальности. Сара Торнтон рассказывает о рынке искусства и о месте художника в нём. Отличие данной книги от других изданий об искусстве состоит в том, что автор создает эффект полного погружения не в творчество, а в околотворческую среду. Интервью с владельцами галерей и коллекционерами, художниками и критиками позволяет взглянуть на коммерческую изнанку искусства.

Бэнкси, «Wall and Piece»

Настоящее имя автора книги о граффити никому неизвестно. И никто не может похвастаться знакомством с граффитистом Бэнкси. Но он известен каждому, кто интересуется культурой граффити. В книге можно познакомиться с философией творчества загадочной личности, посмотреть на фотографии его работ и посмеяться вместе с автором над забавными случаями из жизни таинственного незнакомца и талантливого творца.

Аксёнова Алина, «История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения»

Алина Аксёнова является лектором известного московского лектория Level One. В своей книге автор кратко знакомит читателя с историей искусств, начиная с Древней Греции и Рима. Для тех, кто хочет научиться определять стили по характерным признакам и различать течения и направления в искусстве, книга станет настоящим путеводителем. Отлично подойдет для изучения азов вместе с детьми.

Жители разных стран находят свои собственные источники счастья. Предлагаем познакомиться с книгами о том, в чём находят счастье жители разных стран. К примеру, шведы используют технику лагом, датчане – хюгге, а жители Южной Кореи называют свой стиль счастливой жизни палли-палли. Впрочем, можно использовать опыт любого человека и просто научиться быть счастливым, невзирая на обстоятельства. Главное – получать удовольствие от жизни в любой точке планеты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://lifehacker.ru/sovremennoe-iskusstvo/
http://www.adme.ru/svoboda-kultura/10-luchshih-onlajn-kursov-dlya-teh-kto-mechtaet-razbiratsya-v-iskusstve-1035960/
http://kulturologia.ru/blogs/260519/43222/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector