Как появился Дед Мороз
Настоящая история Деда Мороза
Дед Мороз, Санта-Клаус, Пэр Ноэль, Святой Николай — зимние дарители подарков хорошим детям (на самом деле — всем подряд) заполонили весь околохристианский мир. Эти персонажи делают самое холодное и мрачное время года чуточку волшебным, помогают скрасить бесконечное ожидание весны. Но в самом начале своей древней истории они были такими же холодными и мрачными. Человечество прошло долгий путь, прежде чем начало отмечать победу над своими зимними страхами.
Dead Мороз
Чем севернее жили люди, тем сложнее у них были отношения с природой. И тем затейливее им представлялись персонификации стихийных сил, с которыми приходится бороться, чтобы выжить. Именно к воплощениям зимней стужи восходит образ бородатого добряка с мешком подарков. Только в древности он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму. Бесценный дар для времён, когда сорок лет считались преклонным возрастом.
Мороз, снег и лёд, зимняя глухая темень в сознании наших предков ассоциировались со смертью. В скандинавских мифах на обледенелом севере расположено царство мёртвых, где правит жуткая богиня Хель — прототип Снежной королевы из сказки Андерсена. Дома современных Дедов Морозов тоже помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, «полюс холода» Оймякон в Якутии… Российский Великий Устюг Вологодской области да белорусская Беловежская пуща — пожалуй, самые южные места, где поселяли этого дедушку. К счастью, современные Деды Морозы не хотят нас убить. А наших предков — хотели. И те хитрили как могли, откупаясь жертвами.
В самую длинную ночь в году — в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря — древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться. Люди украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.
Йольское полено — не только украшение, но и традиционный рождественский десерт (рулет с кремом)
Изображение Вотана-странника стало популярной иллюстрацией к истории Вечного Жида
У германцев Йоль был посвящён Вотану (он же Один), богу мудрости, владыке жизни и смерти. По легенде, впервые пересказанной Якобом Гриммом, Вотан скачет в эту ночь по небу во главе Дикой охоты, приобщая к своей свите неосторожных путников. Возможно, именно здесь коренится традиция «Рождество — семейный праздник»: в самую длинную ночь года все члены семьи должны сидеть у родного очага, а не шляться по дорогам. Вотана часто изображали длиннобородым стариком, опирающимся на копьё, в плаще и шляпе странника — узнаете Дедушку Мороза в тулупе и с посохом? Вотану на Йоль приносили жертвы — достоверно известно, что это были лошади и свиньи, но не исключено, что в самой глубокой древности жертвы были человеческими.
Славянский Мороз (Мраз) тоже требовал жертв. Отголосок церемонии человеческого жертвоприношения можно увидеть в сказке «Морозко». Помните девушку, которую едва не заморозили до смерти, но потом щедро одарили в награду за кротость? Так вот, юные девственницы, которых каждую зиму отправляли в лес в качестве жертвы зимнему богу, действительно замерзали насмерть. Но в языческом сознании такая смерть означала приобщение к той самой стихийной силе, которой все боялись. И если Морозко принял жертву — значит, в этом году он будет добрым.
Но как эти капризные и ненасытные стихии превратились в добрых и щедрых дарителей? Чтобы это произошло, в мировой мифологии должен был появиться другой, не языческий персонаж.
В книге Терри Пратчетта «Санта-Хрякус» пропавшего духа Страшдества подменяет Смерть — потому что антропоморфные персонификации должны помогать друг другу
Санта-Чудотворец
В III веке нашей эры в римской провинции Ликия, что в Малой Азии, жил юноша Николай, который с детства решил посвятить себя религии. Когда умерли его родители, он раздал всё своё немалое наследство бедным, а сам отправился в обучение к дяде-епископу, который позднее рукоположил его в священники. Со временем Николай сделался епископом Мирликийским, любимым в народе за доброту и щедрость к нуждающимся. Причём эту щедрость он проявлял тайком — но всё равно почему-то становилось известно, что загадочным благодетелем был именно епископ.
Изображение святого Николая в католической традиции. Кстати, как и Вотан, он считается покровителем путешественников.
В память о щедрости святого Николая — а святым он был назван ещё при жизни — день его памяти (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) стал праздником, в который положено дарить подарки и помогать бедным, ритуально приобщаясь к тому истинно христианскому образу жизни, который вёл епископ-бессеребренник. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой Николай — добрый седобородый старик в длиннополом епископском одеянии и высоком головном уборе (митре). Чтобы подарок оказался в детском носочке, который специально вешали у камина, святой Николай якобы поднимается на крышу каждого дома и спускается по печной трубе.
В эпоху Реформации, когда протестанты боролись с католическим обычаем почитания святых как с идолопоклонничеством, ритуал дарения подарков сместился на Рождество — в память о дарах, которые принесли младенцу Христу трое волхвов. Святой Николай впал в немилость, сохранившись в качестве главного рождественского благодетеля лишь в нескольких странах. Сейчас многие польские, украинские, австрийские, чешские, венгерские, хорватские и часть голландских детей получают главные подарки «за хорошее поведение в течение года» не на Рождество или Новый год, а в день памяти святого Николая — 18 декабря. Впрочем, некоторые умудряются выпрашивать у родителей по подарку на все зимние праздники. Если вы помните себя ребёнком, то должны знать, как это делается.
В Нидерландах и Бельгии Святого Николая сопровождает Чёрный Петер — слуга-мавр, ведущий свою родословную от одного из рождественских волхвов-дарителей.
Праздник к нам приходит
Из Голландии святой Николай переехал в Америку — вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Они называли его Синтерклаас — отсюда и произошло известное нам имя «Санта-Клаус». Правда, поначалу его так звали только в Нью-Йорке, который изначально принадлежал Голландии и назывался Новый Амстердам. Английские пуритане, делившие северо-восток нынешних Соединённых Штатов с голландцами, Рождество не отмечали — у них вообще были проблемы с весельем.
В 1821 году Синтерклаас впервые садится в сани, запряжённые оленем
Отец Рождество образца 1836 года больше напоминает бога вина и веселья Диониса (Бахуса)
Но в английском фольклоре был старинный персонаж по имени Отец Рождество (Father Christmas), символизировавший не христианский обычай бескорыстно делиться с ближним, а скорее языческую любовь к безудержному веселью во время праздников. Отца Рождество представляли толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии. В викторианскую эпоху, когда влияние протестантов в Англии ослабло (большинство успело эмигрировать в Америку), Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки. А в Америке его внешность и любовь к веселью («Хо-хо-хо!») достались Синтерклаасу, превратившемуся в Санта-Клауса. Красный цвет одежды — вот и всё, что осталось в Америке от епископа Николая.
В 1821 году Синтерклаас появился на страницах детской книжки неизвестного автора «Новогодний подарок детям от пяти до двенадцати лет», а в 1823-м — в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая», ныне известном американским детям как «Ночь перед Рождеством». Оно написано от лица отца семейства, который просыпается в рождественскую ночь и наблюдает, как по небу летят сани Санта-Клауса, запряжённые оленями, и как сам Санта спускается по каминной трубе, чтобы разложить подарки для детей в чулки, развешанные у камина.
Реклама 1931 года представляет Санту как самого занятого человека в мире, которому нужна пауза, чтобы освежиться глотком прохладного напитка
Эта сцена с тех пор повторяется постоянно — на рождественских открытках, в кино и мультфильмах, а также в рассказах родителей, которые хотят, чтобы их дети верили в Санта-Клауса, а не в мучительные поиски подарков в суете предрождественских распродаж. Появилась традиция оставлять в рождественскую ночь у камина угощение для Санты: молоко с печеньем — в Америке и Канаде, рюмку хереса или бутылку пива с куском мясного пирога — в Англии и Австралии. Да, Санта-Клаус стал частью культуры всех англоязычных стран, вернувшись через океан на свою прародину Британию, а оттуда добравшись до Австралии. Кстати, в 2008 году ему было даровано канадское гражданство.
А в том, что Санта стал известен всему миру, винить надо божество ХХ века — Его Величество Маркетинг. В 1930-е годы весёлый румяный старик в красно-белых одеждах стал появляться в рекламе «Кока-колы». Тогда же актёры, изображающие Санту, начали в праздники работать в разукрашенных торговых центрах и на рождественских ярмарках — общаться с детьми, выслушивать их заветные желания и ненавязчиво продвигать товар.
Эта реклама уже тогда была настолько массовой, что породила устойчивую городскую легенду, будто канонический облик Санта-Клауса был изобретён «Кока-колой». На самом деле в XIX — начале XX века он частенько появлялся на иллюстрациях в таком виде. Да и в рекламе его облик впервые использовала не «Кока-кола» — Санте и до этого приходилось продвигать минеральную воду и имбирный эль.
Борода из ваты
История отечественного Деда Мороза в том виде, в каком мы его знаем, также насчитывает немного лет. Ещё в XIX веке он был персонажем русского фольклора и детских книжек (например, сказки Одоевского «Мороз Иванович»), время от времени заглядывал на публичные детские ёлки — но редко. Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами. Языческого Мороза не одобряла православная церковь, да и дети боялись бородатого старика — в их сознании Мороз был суровым зимним властелином из сказок. Когда в 1910 году такой Дед появился на празднике в одном детском саду, распевая песню на стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», малыши расплакались от страха. Воспитательнице пришлось снять с актёра фальшивую бороду, чтобы Мороз выглядел человечнее.
Встреча Морозко и кроткой падчерицы в исполнении Ивана Билибина
Революция 1917 года едва не поставила крест на зимнем празднике: Рождество, как и прочие даты церковного календаря, большевики решили списать в утиль. Ёлки и прочие ритуальные зимние увеселения были вычеркнуты из быта нового советского государства — в 1929 году Рождество официально стало обычным рабочим днём.
Но в 1930-е от «левых перегибов» начали отказываться. В ноябре 1935 года Сталин произнёс знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее». Пользуясь случаем, кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев, мечтавший вернуть детям праздник, в декабре выступил в газете «Правда» с предложением: организовать для советских детей праздничные ёлки, очистив их от религиозных атрибутов. Так ёлочная звезда Вифлеема превратилась в пятиконечную советскую, вместо Рождества было решено массово праздновать Новый год, Святки с традиционным ряженьем в костюмы стали новогодним карнавалом. Изменилась и атмосфера праздника: Рождество было тихим семейным торжеством, Новый год же полагалось отмечать шумно и весело.
Иллюстрация 1950-х годов к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»
Проблема была только с Дедом Морозом: дети по-прежнему боялись старика в белых одеждах. Чтобы смягчить эффект, в сопровождение ему была выдана внучка Снегурочка, ласково называющая Мороза «дедушкой», и целая свита лесных зверюшек. Кроме того, в сказочных представлениях, которые разыгрывались на детских ёлках, Дед Мороз выступал добрым волшебником, этаким Гэндальфом, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Мало-помалу, в течение двух десятилетий, Дед Мороз в Советском Союзе стал таким же безобидным, хоть и могущественным добряком, как Санта-Клаус на Западе. Только одевается он обычно не в красное, а в белое и синее — оттенки заснеженных зимних сумерек. Лишь в последние годы Мороз иногда появляется в красном, а его головной убор приобретает черты митры святого Николая.
Новогодние ёлки — всё, что осталось в нашей культуре от древнего ритуала встречи Зимы и упрашиваний Мороза, чтобы он был действительно добрым. В этом празднике есть все нужные атрибуты и обрядовые действия: украшенная ёлка как воплощение мирового древа и символ бессмертия (потому что вечнозелёная), вождение хороводов (обрядовый танец, в индоевропейской культуре символизировавший солнце), разыгрывание мистерии о победе Света над Тьмой… Всё служит той же цели, с которой наши предки приносили жертвы Вотану или Морозу: бесстрашно встретиться с холодной Смертью лицом к лицу и в честном бою выиграть право пережить ещё одну зиму.
Как следует повеселитесь в новогоднюю ночь. От этого зависит, взойдёт ли весеннее солнце.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
День рождения Деда Мороза. История возникновения праздника
Кто такой Дед Мороз на самом деле и откуда появился он в России? История появления Деда Мороза и возникновения праздника. Полезная информация для детей и взрослых
История появления Деда Мороза и Снегурочки
Деду Морозу более 2 тысяч лет! Его прообразом наши предки считали сурового и страшного старика, которого называли разными именами: Трескун, Зимник, Морок, Студенец. И был этот старик очень злой и могущественный. Он мог заморозить одним дуновением. От взмахов его посоха замерзали реки и озера, а леса и деревни мгновенно покрывались инеем.
Визит старика с мешком обычно предвещал беду: после его ухода в доме оставались обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить деревню от страшного визита, свирепому старику приносили общую жертву – в мороз привязывали к ели юную девушку. «Почему именно девушку?» – спросите вы. Женщина могла сделать меньше физической работы, поэтому представляла наименьшую ценность. Тем более, в период холодной зимы и лютого голода, девушки часто оказывались лишними ртами (обузой).
Таким образом, прообраз Деда Мороза – злой старик, живущий на Севере в стране Мертвых; прообраз новогодней елки – это дерево, символизирующее бессмертие (вечнозеленая ель), к которому приносили жертвоприношения; а прообраз Снегурочки – это замерзшая девушка, которую приносили в жертву, чтобы выиграть право пережить еще одну холодную зиму.
В 1840 году в рассказе В.Ф. Одоевского впервые появился персонаж – Дед Мороз с именем Мороз Иванович. Его нрав по-прежнему был суров, но в характере появилась доброта. Так постепенно стал складываться новый образ Деда Мороза.
После 1917 года новогодние праздники в России были отменены и возобновились только в 1935 году, когда на празднике в Москве появился Дед Мороз со Снегурочкой. Так Дед Мороз и Снегурочка стали символом самого любимого народного праздника – Нового года, заменившего в СССР праздник Рождества Христова.
После распада СССР, образ Деда Мороза стал тесно переплетаться с европейским новогодним персонажем – Санта Клаусам. Схожесть основана в первую очередь на доброте и на приношении подарков детям, которые хорошо вели себя в течение года. Что касается внешнего вида, то русский Дед Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом, предпочитает передвигаться пешком или на санях, запряженных резвой тройкой коней. День Рождения Деда Мороза приходится на 18 ноября (по данным статистики, именно с этого дня в России наступает зима). Теперь перейдем к Санта Клаусу, у которого своя интересная история.
История возникновения Санта Клауса
Прообраз Санта Клауса – Святой Николай Чудотворец, который прославился еще при жизни, благодаря своей доброте и щедрости. Хотя щедрость он проявлял тайком, но всё равно скоро всем становилось известно, что загадочным благодетелем был именно Николай Чудотворец (епископ Мирликийский). Одна из легенд гласит, что он узнал о трёх сёстрах, чей отец обеднел и не мог дать за них приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом. Чтобы спасти девушек от этой участи, Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестёр в печную трубу. И мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки. Так люди стали верить, что, развешивая носки возле печи в Рождество, можно получить подарки от Святого Николаса.
В XX веке Санта Клаус стал еще более популярен во всем мире благодаря маркетингу производителей напитка «Coca-Cola». Именно маркетинговая кампания этой фирмы включала в себя рекламные акции, когда актёры, изображающие Санта Клауса, работали на рождественских ярмарках и общались с детьми.
Вид у Санта Клауса следующий: Санта носит красный остроконечный колпак с белым помпоном на конце и штаны под цвет куртки, на ногах у него черные сапоги. Передвигаться Санта Клаус предпочитает на санях, запряженных оленями.
И в заключение хочется сказать, что какое бы имя не носил новогодний Волшебник (Дед Мороз, Санта Клаус, Пер НОэль, Синдерклаас, Йоулупукки и так далее), в какой наряд бы не был он одет, на чем бы он не приезжал – это все не так важно. Главное, что он добрый!
Каким был Дед Мороз в древности?
«Дедушка Мороз!» – зовут ребята на новогодних утренниках. И он обязательно приходит – величественный и добрый старик, который приносит радость, улыбки и, конечно, подарки. Этот герой всем нам очень знаком и душевно близок, но что мы знаем о нём? Как сформировался его образ и когда впервые он стал появляться во время новогодних праздников? Думаю, стоит провести расследование и узнать интересные факты о Дедушке Морозе.
Добрый или нет?
Принято считать, что Дед Мороз далеко не юный, однако мало кто задумывается о том, каков же истинный возраст новогоднего покровителя морозов и вьюг. А появился он ещё в языческие времена.
Много столетий тому назад у древних славян было божество, которое распространяло свою власть в зимнее время. Его называли по-разному – Студенец, Трескун, Морозко. Представители восточнославянских племён, что проводили немалую часть жизни в лесах, задумывались о том, отчего в морозные дни так трещат ветви деревьев, а потому нашли объяснение «странному» явлению в образе божества.
Дед Мороз того времени был невысоким стариком с белой бородой, что напоминала по цвету снег. Не стоит заблуждаться насчёт того, что он уже в древности был добрым по отношению к людям. Нет, напротив – Трескун мог стать причиной гибели человека, заморозив его до смерти. Нередко он носил с собой мешок, куда забирал всех, кто становились жертвами его гнева.
Впрочем, договориться с ним тоже можно было. Славяне верили, что грозный бог будет более снисходительным, если получит дары. Как видите, всё было совсем наоборот, а подарки приносили самому Морозу. В то же время снег, подаренный божеством в зимние месяцы, считался благом, так как закрывал собой поля, от которых в дальнейшем зависела жизнь крестьян. Во время Святок люди специально проводили «кликанье мороза», чтобы задобрить бога. У двери или на окне оставляли специально для Студенца блины и кашу, а также просили быть поласковее и не приходить на землю с наступлением тёплого времени года.
Военные подвиги
Другая версия о появлении образа Деда Мороза оправляет нас в совсем другое время. Эта гипотеза предполагает, что Дед Мороз был не выдуманным, а вполне реальным историческим персонажем и даже более – генералом.
Во время войны он спасал свою армию, помогая бойцам продвигаться вперёд и усложняя погодные условия для противника. Если это так, то, по всей видимости, Мороз действительно владел какими-то тайными умениями и знаниями, которые использовал во благо России. Но история эта более похожа на увлекательное предание, нежели на правду.
Противоречия веры
С христианством у Деда Мороза были непростые отношения. Почему? Он ведь воплощал собой природные силы и представления языческих верований. Тем не менее, постепенно персонаж этот стал завоёвывать сердца православных. Ведь образ его претерпел резкие перемены.
Главный праздник этого героя, Новый год, был учреждён как светский, не имеющий никакого отношения к религии. Сам Дед Мороз стал добрым покровителем детишек, которые рады встретить доброго дедушку на своём празднике.
Хочу заметить, что совсем недавно, в 2000 году, митрополит Сергий отметил, что Дед Мороз никак не противопоставляется христианской вере, более того – он воплощает собой добро, а в любом мировоззрении важно различать светлое и тёмное. Поэтому теперь все недоразумения, возникающие у Деда Мороза с христианами, ушли в прошлое.
Дед Мороз и помощники
Если взглянуть на литературу, то впервые Деда Мороза мы встречаем в сказке «Мороз Иванович» Владимира Одоевского. В своём творении 1840 года автор рассказывает о строгом и мудром старике, жилище которого находится в стране льда, а попасть в этот мир можно лишь через колодец.
В гости к Морозу Ивановичу приходят дети. Если они справляются с порученной работой, то хозяин морозной страны щедро вознаграждает их, а вот ленивых он не терпит и гонит прочь. Вы заметите, что этот старик не слишком похож на современного Деда Мороза, и будете правы. Знакомый нам образ формировался продолжительный период времени, однако именно Мороз Иванович стал основой для становления нашего Деда Мороза.
В 1935 году Сталин подписывает постановление о праздновании Нового года в советских городах и посёлках. С того момента начинается проведение утренников, где дети простых крестьян, рабочих могли участвовать в празднике, о котором ранее не могли и мечтать. Уже на первом новогоднем торжестве появляется не только добрый старик, но и его внучка Снегурочка (о ней кстати мы расскажем в отдельной статье ).
Если её дедушку сотворили верования людей, то эта снежная девочка стала творением искусства. Впервые она появляется в сказке А.Н.Островского, а позднее – в опере Н.А.Римского-Корсакова, что и приносит этому персонажу всеобщую популярность.
Чтобы подчеркнуть гармонию Деда Мороза и его внучки с природой, их доброту, в советское время создавались сказки и мультфильмы, где в качестве помощников героев мы видим лесных зверей и птиц. И здесь мне хочется упомянуть о Снеговике (о нем тоже будет статья⛄), который также выступал на стороне добра в сказке «Снеговик-почтовик». Как выяснилось, он является ровесником Мороза – в древности снеговики были своего рода идолами, что делали для задабривания морозного божества с непростым характером.
Письмо Дедушке Морозу
Сегодня Дед Мороз является самым узнаваемым и популярным персонажем сказок. Несмотря на то, что герой этот вымышленный, ему можно отправить своё письмо и рассказать о своих мечтах и волнениях. Терем Деда Мороза находится в Великом Устюге, что считается родным краем этого героя. Как детворе, так и взрослым можно написать ему по адресу:
162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, «Почта Деда Мороза».
Я думаю, что в него непременно стоит верить, даже если детство уже осталось далеко позади, и вы растите своих собственных детей. Дед Мороз – это не просто герой, в которого «превращаются» обычные люди. Это – всё доброе и чудесное, всё то, что существует на самом деле. А верите ли вы в Деда Мороза ?
Источники:
http://www.mirf.ru/science/history/nastoyaschaya-istoriya-deda-moroza
http://www.2semechki.ru/blog/den-rozhdenija-deda-moroza/
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5c2213436dfd4e00ab14eee7