Как появились картины
Живопись: ее виды и история возникновения
Что есть живопись? Это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ запечатления окружающего мира красками на поверхности. Основное выразительное средство живописи – цвет, воздействующий на общее восприятие зрителем картины, позволяющий обращать внимание на важные детали, усиливающий эмоциональную составляющую произведения. Оттенки и тона, необходимые художнику для точной передачи колера, объема, пространства достигаются путем смешивания красок на палитре.
Виды живописи
Основных вида – два: станковая и монументальная.
Станковая . Название получила от слова «станок», под которым подразумевается мольберт. Истинные художники, привыкшие писать всегда и везде, практически никогда не расстаются с этим трех- или четырехногим «другом». Установив холст на мольберт, мастер имеет возможность не только писать интересный ему сюжет без искажений (как это бывает, если рисовать, сидя за столом), но и время от времени отходить подальше от работы, чтобы оценить результат на расстоянии. Такой прием позволяет увидеть картину в целом и быстро поправить огрехи.
Монументальная . Неразрывно связана с архитектурой. Другое ее название – «мураль», означающее «настенную живопись». Монументальной росписью украшаются потолки, стены зданий. Как правило, сюжет такого «полотна» подчеркивает предназначение сооружения, образует единую с ним концепцию, как художественную, так и тематическую. Чаще всего задействуется техника фрески – росписи по сырой штукатурке.
Существует еще и декоративная живопись, главное призвание которой – украшать. Отличается чистыми, сочными цветами, тщательно проработанными формами, логическим построением композиции. К особенностям направления относятся: нарушение перспективы, изменение пропорций, отсутствие объема, наличие контура и орнаментальных узоров. Декоративная живопись может быть и станковой, и монументальной.
Основные стили:
- ренессанс (Возрождение) . Появился в Италии, в 14 веке. Ориентирован на изображение светской стороны жизни. Художники воспевают культ человеческого тела, проявляют интерес к деталям. Стал основой для стиля рококо – утонченной «версии» барокко;
- маньеризм . Пришел из Италии 16 века. Для него характерны: чрезмерный эротизм, изломанность линий, некоторая деформированность, удлиненность фигур, композиционная перегруженность, едкая цветовая палитра, напряженность поз и прочее;
- барокко . Возник в 16 веке, в Италии. Дошел до Испании, Франции, Германии. Главные черты – роскошь, пышность, динамизм. Большое внимание уделено украшениям и другим элементам, подчеркивающим состоятельность, принадлежность к богатому сословию;
- классицизм . Зародился в 17 веке, в странах Западной Европы. Спустя сто лет охватил восточную часть. Картины, написанные в стиле классицизм, отличаются натуралистичным, догматическим воспроизведением. Прародитель академизма, приветствующего каноны изобразительного искусства;
- импрессионизм . Пришел из Франции в конце 19 века. Его суть – запечатлеть мгновение с помощью быстрых мазков. Полотна, выполненные в этом стиле, нужно рассматривать с небольшого расстояния, чтобы яркие пятна краски сложились в общую картину.
История возникновения и развития
Свое начало история живописи берет с той поры, когда человек впервые изобразил что-то на поверхности с помощью краски. Случилось это, согласно научным данным, 40-12 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Об этом свидетельствуют сохранившиеся наскальные росписи в пещерах на территориях Южной Франции, Северной Испании и других стран.
Рисунки были выполнены с помощью земляных красок, цвет которых варьировался, в зависимости от примесей в почве. Например, природный желтый пигмент охра «водился» там, где велико содержание железа. Окислившийся же металл придавал земле характерный ржавый оттенок. Коричневую, бурую, зеленоватую краску, известную как умбра, находили в почвах, богатых окислами марганца. Не гнушались древесным углем и сажей.
На стены пещер красящий пигмент наносился кусочками меха, расщепленными палочками, пальцами. Изображения животных, а позднее – охотничьих сцен получались выразительными и правдивыми, несмотря на отсутствие композиционного начала. Первые запечатленные фигуры людей появились в 8-4 вв. до нашей эры. Цветовая гамма стала обширнее благодаря появлению пигментов, добытых методом перетирания в порошок пестрых минералов (лазурит, киноварь). Тогда же, в эпоху неолита появились казеин, альбумин, гуммисмолы и другие связующие. Смешение их с разноцветной каменной мукой давало краски различной консистенции.
В античный период «наскальная» живопись была уже на более высоком уровне. Связанная, как правило, с заупокойным культом, она носила повествовательный характер. Появилась композиционная завязка: соотношение, расположение человеческих фигур указывало на имевшую место иерархию от господина до раба; бытовые, батальные сцены рассказывали о перипетиях жизни людей той эпохи.
От античности до наших дней
Искусство передачи светотени принадлежит древним грекам, далеко продвинувшимся в направлении реалистичной живописи. Однако популярность наполненных объемом и чувственностью монументальных произведений быстро угасла, уступив место вазописи. Зато новый прием полюбился римлянам, питавшим страсть к украшательству интерьеров. В высокохудожественных росписях стен прослеживается использование воздушной и линейной перспектив.
В средние века живопись обрела религиозный характер. Художники более не стремились отображать на холстах реальность. Стала важна передача духовности. Даже если произведение не являлось иконой , все равно оно было лишено объема и перспективы. Персонажи располагались на одной линии и выглядели плоскими, примитивными.
Все изменилось с приходом эпохи Ренессанса. Художники, следя за настроениями в обществе, старались угадать модные тенденции в живописи и следовать им. Пейзаж и портрет стали независимыми жанрами. Появились новые техники. Все выглядело чинно и благородно вплоть до 17-18 вв., когда католическая церковь утратила былую значимость и власть. Мастера живописи, не опасаясь более инквизиции, начали писать максимально правдивые картины, отображающие истинный облик людей той эпохи, их обыденную жизнь.
В этот же период формируются новые стили: рококо, барокко, маньеризм, классицизм. Появился и романтизм , вскоре сменившийся более эффектным и неоднозначным импрессионизмом. Кардинальные перемены история живописи претерпевает в начале 20 века. Возникает абстракционизм – направление, призванное донести до зрителя эмоции художника, состояние его души в момент создания полотна.
Больше нет необходимости писать согласно канонам. Художники стремятся к самовыражению . Их фантазия дает толчок к зарождению новых стилей и их направлений, ответвлений. Несмотря на это, даже в нынешнем 21 веке любовь к классической живописи остается в силе.
Спасибо за внимание! Ставьте нравится, если нравится! Подписывайтесь на канал!
Картина
Картина (лат. charta «лист из папируса, бумага», итал. cartina «красивая тонкая бумага», греч. χάρτης «лист из папируса») – это произведение станковой живописи, которое, как правило, выполняют при помощи станка (мольберта). Стоит отметить, что в отличие от произведений монументальной живописи (мозаик, фресок), прочно связанных со стеной здания, для которого, собственно, они и создавались, и включённых в ансамбль его декоративного и скульптурного убранства, картина является самоценным творением, поэтому может существовать в любом интерьере. Создавая полотно, художник обычно опирается на натуру, однако в этом процессе огромную роль играет творческое воображение.
“Картина — стих, только без слов”.
Квинт Гораций Флакк
Она состоит из живописной основы (холста, металлической или деревянной доски, картона, камня, шёлка, бумаги и т. д.), красочного слоя и грунта. Картина играет ведущую роль в развитии живописи.
Форматы картин
Важное значение имеет и формат картины, то есть форма плоской поверхности, на которую впоследствии наносят краски. Самый распространённый – прямоугольный формат. Поверхность, вытянутая по горизонтали, предрасполагает к подробному, неторопливому повествованию (П. Веронезе, Б. Гоццоли, В. Карпаччо), дает возможность создавать панорамные пейзажи. Квадратный формат, или же такой, где высота немного превышает ширину, придаёт изображению некий характер торжественного предстояния – его зачастую применяют для портретов алтарных и образов.
“Картины, которые вытянуты в высоту, создают ощущение устремлённости ввысь или же, наоборот, низвержения вниз”.
Когда появились первые картины?
В пещерах первобытных людей, которые жили сотни тысяч лет тому назад, были найдены наскальные рисунки, искусно демонстрирующие живых существ, среди которых растения, животные и т.д.
Изображения отражали реальную жизнь много веков назад, когда египтяне создали первую человеческую цивилизацию.
После того как на Ближнем Востоке появилось христианство, в искусство пришли значительные изменения. Таким образом, натурализм древнего искусства заменили восточными стилями с их символическими изображениями и плоским рисунком. А в эпоху Средневековья (приблизительно с V по XV век) получило развитие искусство книжной иллюстрации, а также фресковой живописи.
В эпоху Возрождения появились картины, которые постепенно выделялись из алтарных храмовых композиций. Пока точно не установлено время, когда появились первые работы, написанные на свободно натянутом холсте, однако, скорее всего, его использовали уже в XV веке, и именно для живописи темперой. Нужно отметить, что в Северной Европе широкое применение свободно натянутого холста как настоящей основы для живописи относится уже к XVII веку.
Как создавались первые картины
— Это очень трудно — писать картины?
— Это либо легко, либо невозможно.
Основой для картины (то есть поверхность, на которую наносятся краски) может служить картон, холст, дерево, в очень редких случаях камень или металл. Ренессансные картины (эпохи Возрождения) писали на деревянных досках. В Европе в XV-XVI вв. начали использовать холст, который натягивали на деревянный подрамник перед началом работы. Со второй половины XVI века небольшие картины порой создавали на специальных медных досках. В XIX веке все использовали картон. На любую основу предварительно наносили грунт, который выравнивал поверхность, участвующий в колорите картины своим тоном и позволяющий прочно связать её с красочным слоем. Как правило, применяли белый грунт из мела или же гипса, смешанного с клеем, и лишь чуть позже появилась белая масляная краска. С конца XVI века вместе с белыми широко применялись и цветные грунты – серые, красно-коричневые и так далее. В основном картины писали темперой или (в конце XV века) масляными красками.
Роль «рамы» в картине
Рама имеет довольно важную роль в живописи. Она выделяет картину из окружающего пространства и превращает её в самостоятельное, цельное произведение. В живописи рама обычно оформляется в материале (дерево, гипс, металл). Ее назначение полностью отделить изображенное в картине от ее окружения, то есть сосредоточить внимание зрителя лишь на композиции, придать ей некую законченность.
Сегодня многие современные художники отрицают реалистичную живопись, поэтому они стали игнорировать и традиционные способы ее подачи, а именно само обрамление. Некоторые абстрактные картины выставляются или совсем без рам, и даже с довольно небрежно натянутым холстом с бахромящимися краями, или, в лучшем случае, в тоненькой деревянной планке – «обноске», которую прибивают прямо к подрамнику. Такие художники считают, что рама только отвлекает внимание от их произведения и зритель должен видеть «лишь чистое искусство».
Как изменилась живопись на сегодняшний день
Естественно, с развитием общества искусство также претерпело серьезные изменения. Именно так и появилось современное искусство (англ. contemporary art), которое создано в недавнем прошлом или же в настоящее время. Со временем даже современное когда-то искусство стало достоянием истории. На сегодняшний день к contemporary art относят произведения, написанные в период с 1970-х годов и по нынешний день. Таким образом, историю развития новых направлений искусства ХХ века условно делят на два больших этапа:
- Модернизм (англ. modern art) — искусство, начиная от эпохи импрессионизма (примерно с 1880 года);
- Современное искусство — начиная с 1970 года прошлого века и до настоящего времени.
Когда появились первые картины?
Когда появились первые картины?
Многие современные художники рисуют картины, вкоторых пытаются показать окружающий мир. Но в те времена, когда человек начал рисовать, он ставил перед собой только такую задачу. В пещерах первобытных людей, живших много тысяч лет тому назад, были обнаружены наскальные рисунки, которые очень искусно показывают животных. Эти рисунки были сделаны людьми в Европе из каменного века. Много тысяч лет тому назад, когда египтяне создали одну из первых человеческих цивилизаций, рисунки тоже отражали реальную жизнь.
Египтяне верили в загробную жизнь и поэтому рисовали на стенах своих гробниц все, что им встречалось в жизни. Здесь есть изображения мужчин, женщин, детей с животными, лодок и других предметов. Наиболее художественно одаренными людьми всех времен, кроме, пожалуй, китайцев, были древние греки, пережившие зенит славы в V веке до н. э. Они ставили перед собой задачу изобразить в скульптуре жизнь, но жизнь всовершенной или идеальной форме. Появившееся на Ближнем Востоке христианство привнесло в искусство значительные изменения. Натурализм древнего искусства сменился восточными стилями с их плоским рисунком и символическими изображениями.
В эпоху Средневековья, примерно с V по XV век, получило развитие искусство фресковой живописи и книжной иллюстрации. Фреска наносилась краской прямо по сырой штукатурке, поэтому после высыхания картина составляла со стеной неразрывное целое. Иллюстрации к рукописям или книгам рисовали монахи. Они делали затейливые заглавные буквы, рисунки и иллюстрации на всю страницу.
Похожие главы из других книг
Где и когда появились первые словари?
Где и когда появились первые словари? С начала II тысячелетия до нашей эры писцы в Аккаде (одном из древнейших центров Вавилонии) начали составлять шумерско-аккадские словари – первые словари в истории человечества. В этих словарях шумерские клинописные знаки
Где и когда появились первые концентрационные лагеря?
Где и когда появились первые концентрационные лагеря? Первые концентрационные лагеря появились в 1900 году во время Англо-бурской войны (1899–1902) в Южной Африке. Война вышла из-под контроля англичан, буры (африканеры) постепенно переходили к партизанским способам борьбы, и
Когда и где появились первые детские сады?
Когда и где появились первые детские сады? В 1837 году в прусском городе Бланкенбурге (Тюрингия) было основано заведение для детей младшего возраста, взявшее на себя заботу как по уходу за ними, так и по организации их игр и занятий. Инициатором создания такого учреждения
Когда появились первые пираты?
Когда появились первые пираты? Пиратство, или морской разбой, существует уже несколько тысячелетий.Даже древнегреческие и римские суда подвергались нападениям со стороны морских разбойников в Эгейском и Средиземном морях. Пираты были настолько могущественны, что даже
Когда и как на Руси появились первые врачи?
Когда и как на Руси появились первые врачи? Самое первое упоминание о тех, кто лечит болезни, содержится в «Повести временных лет» в записи от 1024 года. Летописец указывает, что в Киеве появились два «лечца с Востока». Вероятно, ими были монахи, прибывшие из Палестины.
Когда в Москве появились первые аптеки?
Когда появились первые деньги?
Когда появились первые деньги? Довольно долго человек обходился без денег. Он пользовался системой, которую мы называем бартерными сделками. Если кому-то требовалось что-то такое, чего он не делал сам, он находил другого человека, у которого был необходимый товар, и
Когда появились первые флаги?
Когда появились первые флаги? Что такое флаг? Это символ или знак, сделанный из ткани. Его можно нести, им можно махать, он может развеваться. И считается, что люди, которые несут или вывешивают какой-либо флаг, показывают таким образом свою принадлежность к определенной
Когда появились первые пираты?
Когда появились первые пираты? Пиратство, или морской разбой, существует уже несколько тысячелетий. Даже древнегреческие и римские суда подвергались нападениям со стороны морских разбойников в Эгейском и Средиземном морях. Пираты были настолько могущественны, что даже
Когда появились первые объявления?
Когда появились первые объявления? Объявления называются так потому, что содержат сообщения, которые вывешиваются для обозрения людям. Они вывешиваются в многолюдных местах. Таким образом, они являются первыми примерами рекламы. Объявления были обнаружены в развалинах
Когда появились первые акробаты?
Когда появились первые акробаты? Человек всегда любил развлекаться. С самого начала цивилизации для таких развлечений существовали акробаты, жонглеры, дрессировщики животных и клоуны. Так что мы не можем точно сказать, когда появились первые акробаты. Сегодня наше
Когда появились первые печки?
Когда появились первые печки? В начале XV века стали появляться печи, хотя очаг все еще был главным источником тепла в доме. Печь была эффективнее, чем очаг, так как она находится внутри комнаты, и обогревает ее как излучением тепла, так и перемещением горячего воздуха.
Когда появились первые пожарные команды?
Когда появились первые пожарные команды? Человек всегда знал, что огонь может быть другом и помощником, но он также может быть и большим разрушителем. Перед первобытным человеком, однако, не стояла проблема борьбы с огнем, как у нас, просто потому, что он не жил в домах,
Когда появились первые рептилии?
Когда появились первые рептилии? Первые рептилии разгуливали по Земле около 300 000 000 лет назад. В те времена самыми большими животными на суше были амфибии. Но яйца они откладывали вводе. Первые рептилии напоминали амфибий, но они уже откладывали яйца на суше. Их потомство
Когда в Москве появились первые аптеки?
Когда в Москве появились первые аптеки? Начало аптекарскому делу в Москве положил Иван Грозный. В 1581 году в Кремле появилась Верхняя государева аптека, которая обслуживала царскую семью. Но уже при Михаиле Федоровиче Романове лекарствами из этой аптеки могли
Где и когда появились первые словари?
Где и когда появились первые словари? С начала II тысячелетия до нашей эры писцы в Аккаде (одном из древнейших центров Вавилонии) начали составлять шумерско – аккадские словари – первые словари в истории человечества. В этих словарях шумерские клинописные знаки
Источники:
http://zen.yandex.ru/media/id/5cbdb3d48bcaaa00b3d724d2/5da8e24fbc2514be0653148d
http://art-news.com.ua/kartina
http://info.wikireading.ru/100779