Как понимать музыку
Как научиться понимать классическую музыку
Текст: Антон Мухатаев
Классическая музыка окутана практически мистическим ореолом: чтобы слушать и понимать её, необходимы не просто особый настрой, но и недюжинная образованность. Даже если вы не ходили в музыкальную школу, а родители не заставляли слушать вместо любимых групп Моцарта, это не значит, что мир симфонических, оперных и прочих произведений для вас закрыт. Специалисты объясняют, как человек без подготовки может начать слушать классическую музыку.
Эндрю Уоттс
Перед тем как слушать произведение, изучите его контекст и задайте себе следующие вопросы: какую цель поставил перед собой композитор? Когда и где он написал произведение? Что происходило в то время в том месте? Это полностью изменит ваш подход к прослушиванию. У многих произведений есть несколько уровней глубины. Не зная предыстории, вы поймёте только поверхностные, самые очевидные вещи. Возможно, вы получите удовольствие от них, но совсем другое дело — увидеть целостную картину.
Композиторы уделяли много внимания тому, чтобы наполнить свои произведения глубиной, нюансами и дополнительными смыслами. Так они связывали свои работы с другими музыкальными, художественными и литературными произведениями того времени. Сегодня узнать эти тонкости просто: можно начать с сайта Classical Archives или «Википедии». Симфонические оркестры и компании, выпускающие классическую музыку, обычно предлагают программки, написанные композиторами, музыкальными критиками и другими экспертами, которые рассказывают обо всём, что нужно знать перед прослушиванием. Также BBC снял несколько качественных документальных фильмов о жизни и работе известных композиторов.
Ходите на концерты с друзьями и обсуждайте с ними музыку. Классическую музыку, будь это сольные выступления, выступления камерных ансамблей, симфонических оркестров или оперные представления, лучше слушать с кем-нибудь ещё. Дирижёры, композиторы и музыковеды часто проводят лекции перед концертами. Поэтому приходите на концерты заранее. Новички часто говорят мне, что получают намного больше удовольствия от концерта после таких лекций.
Обращайте внимание на движения и жестикуляцию дирижёра и исполнителей. Эти музыканты десятилетиями оттачивают мастерство: поразительно, как у них получается превратить маленькие чёрные точки на бумаге в выразительные повествования. Желательно посмотреть партитуру и отдельные партии, узнать, что требовалось от каждого музыканта. А после концерта, если это возможно, поговорите с музыкантами и попытайтесь узнать, какая часть произведения им нравится больше всего, а какую было сложнее всего выучить. Поделитесь своим мнением и выслушайте другие точки зрения. Многие композиторы задумывали свои произведения таким образом, чтобы они подстёгивали людей к обсуждению.
Говорите с людьми, которые много знают о классической музыке, и просите у них совета. К классической музыке относят работы тысяч композиторов за период в несколько сотен лет. Изучить всё в подробностях не так-то просто. Поэтому разговаривайте с людьми, которые знают больше вас (как делаю я), и спрашивайте у них, какие произведения стоит послушать дальше. Прежде чем последовать их рекомендациям, не забудьте изучить контекст каждого произведения.
Дэвид Лей
Для меня настоящим откровением стал хронологический подход к классической музыке: благодаря ему я разобрался, что происходило в голове у композиторов. Так, когда состоялась премьера Третьей симфонии Бетховена, её невероятный по тем временам размах сбивал слушателей с толку. До неё развитие сонаты никогда не было столь долгим. Но вам, человеку, который слышал Вагнера (и раз уж на то пошло, The Velvet Underground), будет сложно представить, насколько она поражала воображение тогда, — нужно поставить себя на место слушателя того времени.
Сегодня большинство людей волнует только мелодия. Но в произведениях вроде Третьей симфонии (и почти во всём Бетховене) суть не в мелодии. Мелодия Третьей симфонии — это лишь арпеджированные аккорды и неожиданный гармонический переход. А слушателей того времени поражало прежде всего то, как Бетховен обращался с формой. Местами он растягивал некоторые особо захватывающие части композиции, а иногда сбивал слушателя с толку. Если вы научитесь воспринимать музыку так, как её воспринимали люди тогда, то она вас поразит.
К счастью, слушатели того времени по большей части не изучали музыку и не готовились к каждому концерту. Они просто слушали произведения эпохи, в которой жили, — и только её. Никакого «канона» ещё не было: если вы жили в 1820-х, то вы слушали музыку 1820-х. Так что попробуйте погрузиться в классическую музыку. Целую неделю слушайте только Генделя; уверен, что так вы полюбите и Гайдна, и Моцарта. Потом повторите это с Брамсом, Вагнером, Стравинским, Кейджем, Адамсом. Такой подход позволит вам прочувствовать контекст. Нет ничего более прекрасного, чем слушать музыку и понимать, что она значит. Современные же композиторы интересны тем, что нарушают определённые правила, и вы можете прочувствовать их музыку, только если интуитивно понимаете, что это за правила.
Материал был впервые опубликован на сайте Look At Me
Как понимать музыку?
Слушают музыку все (притоптывая в такт, напевая мелодию). Но слышат ли? Многие ли действительно способны понимать музыкальные произведения? К сожалению, такое умение дается не каждому. Но этому можно научиться. Так как понимать музыку?
Зачем учиться слушать музыку?
Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни, но некоторые как будто ее не замечают. Другие довольны тем, что воспроизводят популярные мелодии и не пытаются развиваться дальше. А нужно ли умение слушать музыку?
Музыка (от греческого «муза») – искусство, которое нельзя отделить от способности человека чувствовать. Понимание музыки развивает эмоциональность, умение сопереживать, сочувствовать. А эти душевные качества способствуют и личностному росту.
Из всех живых существ музыка доступна только человеку, она развивает и интеллект, делает мышление более образным. Да и для самопознания это полезно: слушая незнакомые произведения, можно открыть в себе новые качества.
Учимся понимать музыку
Часто встречаются совет о том, что нужно слушать побольше разной музыки. Возможно, когда-нибудь количество и перейдет в качество. Но все же здесь требуется не упорство, а элементарное желание.
- Не считайте, что музыка вас не волнует из-за отсутствия слуха. Доказано, что таких людей нет. Понимать музыку способны все, а слух можно развивать.
- Нужно следовать от простого к сложному. Не пытайтесь сразу понять образец музыкального авангарда, вряд ли терпения хватит больше чем на 10 минут.
- Прислушайтесь к себе и подберите произведение, по настроению совпадающее с вашим состоянием.
- Начав слушать, не отвлекайтесь на посторонние раздражители. Позвольте мелодии захватить вас.
- Если не получилось, значит, что-то не совпало. Но если эта музыка не вызвала чувств, ассоциаций, их обязательно вызовет другая.
Нужна ли классика?
Не желающие слушать классическую музыку не понимают, какого удовольствия себя лишают. Человек и все живые организмы запрограммированы на понимание классики. Исследования показали: растения, птицы, животные развиваются лучше под классические произведения. Существуют программы для беременных, включающие прослушивание такой музыки, это положительно влияет на плод.
Как понимать классическую музыку
- Забудьте о предубеждениях («классику слушают старики»). Не бойтесь расслабиться и открыться навстречу новым ощущениям.
- Начинайте с простых, известных произведений (месса И. С. Баха не подойдет начинающим, но у него же есть легкая приятная «Шутка»).
- Помогает сориентироваться программная музыка, имеющая названия. Они показывают, что хотел изобразить композитор.
- Почитайте биографию автора. Зная его состояние при написании произведения, вам будет легче понять музыку.
- Крупные произведения (симфонии, оперы) сложны для восприятия. Слушайте их по частям.
- Если не получается открыть самостоятельно дверь в новый мир, ищите проводника (человека, разбирающегося в музыке).
- Сходите на концерт. Часто именно живое исполнение делает людей поклонниками классики.
Музыка украшает жизнь. Старайтесь слушать и слышать, и к вам придет понимание музыки.
Как понимать музыку
Сегодняшняя тема, может напрямую и не связана с темой Внимания, но это, лишь на первый взгляд.
Музыка наиболее часто завладевает нашим вниманием. Одних только музыкальных каналов на телевидении – десятки, добавим радио, интернет, гаджеты и тп.
Мы привыкли к музыке. Но как мы обычно оцениваем музыку – нравится не нравится. Обычное, стандартное заключение. Ведь все вокруг должно нас радовать и развлекать. Общество потребления, одним словом – а мы его жители. Так и живем.
А можно ли по-другому взглянуть на музыку?
Не с позиции нравится — не нравится. А попытаться понять – в чем ее смысл, в чем ее влияние, которое мы можем не замечать, но оно присутствует.
Разовьем нашу наблюдательность в отношении музыки. А для этого создадим некоторую базу, фундамент, без которого изучение музыки будет не системным.
Язык музыки
Музыка — универсальный язык человечества. Лонгфелло Г.
Кто же говорит с нами на этом языке?
Как мы узнаем- что язык понят?
По сути те же вопросы, которые можно отнести и к пониманию текста, о чем мы уже говорили не раз. Но музыка это нечто другое, чем просто текст.
И. Гете сказал «Величие искусства яснее всего проявляется в музыке». И это верно, поскольку, то что Поэзии бывает сложно выразить словами, выражается в музыке.
Музыка — это вибрации. А вибрации воздействуют независимо от нашего восприятия. Ведь текст мы сами складываем в смысл. Музыка же охватывает нас своим звуком, вибрациями независимо от нас.
Любое место на Земле имеет свой голос. И человек чувствует это через ощущение атмосферы различных мест. Хазрат Инайят Хан в своей книге «Мистицизм звука» пишет, что голос, однажды произнесенный может звучать в этом месте тысячи лет, другой голос – несколько месяцев, третий- мгновения.
Музыка привлекает нас и доставляет удовольствие, потому что она соответствует ритму и тону, которые поддерживают целостность нашего существа.
Музыка природы вызывает в нас чувство возвышенного. Именно поэтому мы наслаждаемся природой. Правда если мы открыты и созерцая ее становимся едины с ней. «Побыть одно мгновение в сонастроенности с природой, с открытым сердцем, стоит целой жизни», — пишет Хазрат Инайят Хан.
Способны ли мы еще слышать музыку природы? Во время прогулки в лесу или в парке, наблюдая за бегущим ручьем, слушая шелест листьев и трепетание ветвей.
Способны ли мы воспринимать музыку не только, как источник развлечения, времяпровождения?
В книге «Мистицизм звука» автор описывает пять различных аспектов искусства музыки:
— популярный — то, что вызывает движение тела,
— технический — то, что удовлетворяет интеллект,
— артистический – то, что имеет красоту и изящество,
— взывающий –то, что задевает сердце,
— возвышающий – то, что задевает душу.
Думаю, что сегодняшний мир остановился на первом аспекте.
Правда иногда люди посещают концерты конкретных исполнителей, — это второй аспект, но движущим мотивом здесь является мастерство исполнения, музыка – на втором плане.
Кто-то ценит красоту и артистичность — третий аспект, музыка опять за кадром.
Фабрики по производству талантов и артистическое шоу. Музыка стала коммерческой и музыканты учитывают лишь то, что порадует аудиторию.
В старые времена делались попытки предохранить искусство музыки от коммерциализации. Музыкантам платили фиксированную небольшую сумму, удовлетворяющую их основные потребности. Музыканты чувствовали, что их окружение должно быть гармоничным и красивым. Так рождалась Великая музыка.
******
Чтобы приблизиться к пониманию музыки предлагаю уйти от традиционных советов – больше слушайте и постепенно осознаете и поймете. Предлагаются даже целые программы — что слушать.
Я же предлагаю, немного отвлечься непосредственно от музыкальных произведений и поразмышлять. В качестве источников размышления предлагая две книги:
- Николаус Арнонкур «Магия языком звуков. Путь к новому понимаю музыки».
- Кирилл Скотт «Музыка и ее тайное влияние в течении веков».
Новое понимание музыки
«Кругом звучит значительно больше музыки, чем прежде, но теперь она не имеет для нас былого значения, оставаясь разве что «милым украшением», — пишет Н. Арнонкур.
«Милое украшение», — и как украшение она должна быть прежде всего красивой. Т.е. не должна беспокоить или ужасать. Мы отворачиваемся от современного искусства, поскольку оно беспокоит нас. И стремимся к старинной музыке, постольку находим в ней и красоту и гармонию.
Но… музыка — это отображение современного духа. И если современная музыка тревожит, значит таково современное состояние духа.
Поняв это, возможно появятся выводы, побуждающие к изменениям в нашей жизни. Ведь раньше музыка была одной из основ нашей культуры и жизни. Сделав музыку лишь «милым украшением», чисто эстетического порядка, мы ищем красоту у предыдущих поколений, не пытаясь разобраться с нынешним, через музыку.
Но не поняв связь музыки с эпохой, мы не поймем и старинную музыку. Да мы найдем в ней и красоту и гармонию, но только поняв связь ее с эпохой, мы будем лучше понимать и современную музыку.
И как пишет Николас Арнонкур — «музыка неминуемо есть отражение настоящего; итак, если хотим изменить музыку, прежде всего следует изменить настоящее. Это не кризис музыки, а отражение в ней кризиса нашего времени».
«Музыка прежнего времени обращалась прежде всего к «просвещенным» людям или к тем, кто знал ее язык. Затем музыка стала обращаться ко всем: если слушатель не разбирался в музыке, то надо устранить из ее языка все то, что требовало понимания. Композиторы должны были писать музыку, напрямую обращаясь к чувствам простейшими и наиболее доступными средствами. (философия говорит так: если искусство лишь нравится – это означает, что оно предлагается уже только невеждам». Вот так пишет Н. Арнонкур (австрийский дирижёр и хормейстер, виолончелист, музыкальный писатель).
Думаю, что чтение этой книги позволит по новому взглянуть на музыку. Даст импульс разобраться в чем же ее особенность. Почему классическая музыка так воздействует на наши чувства, почему современная тяжело воспринимается (имеется в виду не популярная музыка).
Почему даже в рекомендациях советуют начинать с музыки более ранних периодов. Хотя казалось бы именно современная музыка должна быть нам ближе. Но по мнению Арнанкура, современная музыка для нас дисгармонична, и мы убегаем от нее в прошлое. В прошлое — где было больше гармонии, но не в музыке, а в духе времени. Музыка лишь отражала этот дух.
Влияние музыки
О влиянии музыки на общество узнаем из книги Кирилла Скотта «Музыка и ее тайное влияние в течении веков».
Приведу несколько цитат из книги, на которые ссылается автор.
«Музыкальное образование, — пишет Платон – как и всё другое, есть инструмент воздействия, потому что ритм и гармония находят свой путь в потаенные уголки души, мощно ими овладевают, придают им привлекательность, и душа того, кто действительно образован становится красивой».
Это мнение разделял и Аристотель, когда писал: «Эмоции всех видов вызываются мелодией и ритмом. Отсюда человек через музыку привыкает воспринимать настоящие эмоции. Следовательно, музыка имеет силу для образования характера. Различные формы музыки, которые основываются на различном строе звуков, могут быть разными по своему воздействию на характер. Одна, например, действенна в направлении меланхолии, другая служит смягчению, одна способствует растерянности, другая — овладению собой, третья — восхищению, и так идет далее по всему роду звуков». Следовательно, по закону соответствий, определенный характер музыки вызывает в нас и соответствующее настроение.
Автор книги намерен доказать, что каждый специфический вид музыки производил четкое влияние на историю, этику и культуру.
Приводятся примеры влияния музыки различных Великих композиторов: Гендель, Бах, Шопен, Мендельсон, Шуман, Вагнер, Штраус.
Я же остановлюсь в качестве примера — на Генделе.
Георг Фридрих Гендель — немецкий и английский композитор эпохи барокко (1685 -1759 гг).
С 1712 года Гендель живет и творит в Англии, поэтому характерные черты Викторианской эпохи будут объяснены в дальнейшем воздействием его музыки.
Викторианская эпоха (1837—1901 гг) — период правления Виктории, королевы Британской империи, Ирландии и Индии.
Эта эпоха, как мы знаем, характеризуется высокими нормами морали. Это строгий кодекс поведения, нетерпимость к его нарушениям.
Возвышенная форма музыки Генделя повлияла на изменение морали от одной крайности к другой: от свободных нравов к чрезмерным ограничениям. И основное воздействие этой музыки распространилось лишь тогда, когда Викторианская эпоха уже давно началась.
«Воздействия музыки Генделя, проявляются в пробуждении почтительности, благоговения и глубокого уважения со всеми сопровождающими их явлениями и следствиями. Именно Гендель способствовал тому, что Викторианская эпоха находилась в такого рода условностях, а многие люди того времени были жеманны, формальны, высокомерны. Эти несовершенные стороны человеческих качеств должны рассматриваться, как следствия влияния музыки Генделя на определенные характеры» — пишет Кирилл Скотт в своей книге «Музыка и ее тайное влияние в течении веков».
Послушав музыку Генделя, действительно становится понятно, что ее возвышенность может повлиять на мораль.
О влиянии музыки писал и китайский философ Сюнь цзы, живший еще в III веке до н.э.
«Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи».
О том какое влияние оказали другие композиторы, перечисленные выше, вы узнаете из этой книги. Думаю, что это интересная информация.
*****
Познакомившись с указанными книгами, я надеюсь, что ваше отношение к музыке немного изменится. И ваше понимание музыки перейдет на другой уровень.
А если соотнести это с нашей основной темой – Внимание, то мы повысим и наблюдательность. Поскольку теперь нам известны аспекты музыки, на которые можно будет направить наше внимание.
А возможно, что интерес, который вызовет эта новая информация побудит вас к изучению и других книг о музыке, чтобы лучше узнать ее язык.
Источники:
http://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/music/222345-understanding-classics
http://elhow.ru/razvlechenija/hobbi/muzyka/kak-ponimat-muzyku
http://tehread.ru/kak-ponimat-muzyiku.html