1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как подготовить первоклассника к школе

«Шесть приемов» подготовки к школе: советы психолога для родителей первоклассников

Совсем немного остается до начала нового учебного года. Особенно сложно входить в школьный график будет первоклашкам. По мнению учителей и психологов, первые месяцы у выпускников детских садов уйдут на адаптацию к новым условиям, речь идет именно о психологической перестройке жизни малышей. Тюменский педагог-психолог Наталья Курманова, уверяет, что в первом классе дети чаще всего страдают от смены режима. В детском саду к ним относились более снисходительно, а в школе — предъявляют определенные требования, и не каждый готов их принять. О том, как психологически подготовить ребенка к новому этапу жизни специалист рассказала в интервью нашему изданию.

Кор.: Очень часто приходится слышать фразу: «Ребенок должен быть психологически готов в школе»… Что следует подразумевать родителям под этой фразой, и можно ли подготовить первоклассника к школе?

Психологическая готовность представляет собой сочетание интеллектуального и личностного развития ребенка. Многие родители считают, что для успешности ребенка в школе достаточно организовать только интеллектуальную готовность — научить ребенка читать, считать и решать, и это обеспечит его полную подготовку к школе, но очень важным аспектом в подготовке является внутренняя личностная готовность: его уровень приспособления к новым условиям, уровень самостоятельности и самообслуживания, усвоение им социальных норм и правил. В 6-7 лет меняется весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».

Существует такое понятие, как частичная готовность к школе, когда ребенок не способен быстро усваивать новые знания, ему требуется дополнительное время, поэтому учебные программы всегда рассчитаны на детей со средним уровнем подготовленности. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события. К тому же, программа, рассчитанная для среднего учащегося, им кажется неинтересной, уже изведанной.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Совет родителям: ваше серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Кор: С какими проблемами и трудностями с точки зрения психологической сталкиваются первоклашки в школе?

В первом классе дети чаще всего страдают от смены режима. В детском саду к ним относились более снисходительно, а в школе к ним предъявляют определенные требования, и не каждый готов их принять. Есть проблема неусидчивости, они не могут более 20 минут высидеть на месте. У многих современных детей не сформированы навыки самостоятельности, самообслуживания, они не могут приготовиться к уроку, теряют вещи во время занятий физкультурой, в раздевалке, забывают про портфели. В классе много ребят, и к каждому нужно искать подход. Необходимо привыкать к учителю, к его манерам поведения, к его голосу и т.д. Многие очень негативно реагируют к обращению по фамилии, они обижаются, им сложно принимать себя как отдельную самостоятельную личность, но это необходимо прививать.

Кор.:Есть какие-то простые приемы для адаптации к началу учебы в школе?

Для того, чтобы процесс адаптации проходила для наиболее безболезненно, родителям необходимо приложить усилия уже в летний период.

Первый прием – это первое посещение школы вместе с ребенком. Ребенок должен почувствовать ваш эмоциональный настрой. Если родитель положительно настроен и оптимистичен, по отношению к школе, то ребенок очень глубоко усваивает данную установку, и у него в будущем не будет возникать тревожности от посещения школы.

Второй прием — родителям желательно организовать посещение ребенком школьного лагеря во время летних каникул. Так он сможет быстрее оценить ситуацию и приспособиться, дошкольник уже в летний период осваивает пространство, в котором ему предстоит обучаться. В начале учебного года, ему не придется тратить силы и время, чтобы ориентироваться в школьных стенах, у него будет больше шансов проявлять любознательность к самим школьным предметам, а не к стенам школы.

Третий прием– в августе за 2-3 недели до начала учебного года необходимо урегулировать режим дня, который будет действовать в учебный период, утренний подъем должен соответствовать тому времени, когда вам придется просыпаться в учебное время. Постепенно приучая ребенка к режиму дня, родители помогут ребенку облегчить период адаптации к новым обстоятельствам.

Четвертый прием — при выполнении занятий, взрослым важно соблюдать положительный настрой, чтобы не отпугнуть ребенка.

Читать еще:  Чем лечебная косметика отличается от уходовой

Пятый прием — занятия лучше проводить в игровой форме, обязательно делая перерывы для отдыха и игр. Максимальная концентрация внимания у детей в этом возрасте 20 минут, после этого наступает утомление, через 5-7 минут смены деятельности, ребенок снова готов активно трудиться. При этом он должен понимать, что его труды достойно поощряются взрослыми, подкрепляются похвалой.

Шестой прием — ребенку будет гораздо легче приспособиться к новым условиям, если с ним в классе будет обучаться кто-то из его знакомых. Постарайтесь организовать для ребенка возможность общения со сверстниками, по возможности с будущими одноклассниками.

Педагог-психолог Наталья Курманова

Кор.: Как правильно выстроить режим дня школьника, чтобы ему было комфортно переносить новые нагрузки?

Самым рациональным распределением времени будущего первоклассника является режим дня, в котором будут учтены индивидуальные особенности самого ребенка. Наиболее активные часы детей 6-7 лет: 8.00-11.00 часов и 16.00-17.00.

Например, если ваш ребенок жаворонок, то самые активные мероприятия необходимо планировать на первую половину дня, а если он сова, то будет более активен во второй половине дня. Но, я предлагаю вам выстроить режим дня первоклассника примерно следующим образом. Постарайтесь, чтобы он ложился не позднее 9 вечера и вставал в 7 утра, т.к. первоклассник должен спать не меньше 10 часов, плюс — дневной сон, к которому привык организм. Ребята должны находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день, поэтому сразу после уроков погуляйте с ребенком хотя бы минут 40. Только потом идите на обед — пусть нагуляет аппетит.

Обед должен быть в 13.30-14.00. После этого дайте своему непоседе вдоволь отдохнуть. Не нужно сразу же усаживать его за уроки, после обеда наступает спад работоспособности. Если ребенок привык к просмотру телевизора или к играм, то в период с 15.00-16.00 это самое подходящее время.

Даже если ребенок уже не спит днем, может прийти домой может сразу же заснуть. Это значит, что организм измотался. Дайте ребенку возможность отдохнуть.

Только лишь, когда ребенок поел и отдохнул, можно сесть за уроки. Оптимальное время — 16.00-17.00. В первом классе домашнего задания не задают, но это время можно потратить на то, чтобы пролистать вместе с ребенком изученный в школе материал, помочь ребенку воспроизвести то, что ему запомнилось больше всего в течение дня, выяснить с какими темами могли возникнуть затруднения и помочь ему разобраться.

После приготовления домашнего задания ваше чадо может пойти в секцию или кружок. Дорогу туда как раз можно совместить с прогулкой.

И никаких домашних заданий вечером! Не успеваете на кружок? Лучше отложить одно занятие, чем перенести уроки на вечернее время.

Перевозбуждение, накопившееся за день, нужно снять прогулкой. Не думайте, что вечерние пляски и небывалая активность свидетельствуют о том, что ребенок не устал. Чтобы снять напряжение, погуляйте с ребенком перед сном. Если ложимся в постель в 21.00, то начать прогулку стоит не позже 19.30, сразу после ужина.

Отход ко сну должен быть спокойным, без разговоров о дневных трудностях и без напоминаний о досадных ошибках или неудачах прошедшего дня.

Кор.: Какие установки необходимо доносить до ребенка, который идет в первый класс? Некоторые дети, походив немного в школу говорят — не хочу, не пойду, не интересно…Что ответить?

Дети могут говорить — не хочу, не пойду, не интересно по нескольким причинам: родители сами «боятся» школы; нервничают, что им придется брать на себя дополнительную нагрузку и ответственность; когда дети видят, что родители негативно относятся к школе, и даже к учителям; когда у самих родителей отсутствует интерес к знаниям, они не читают; когда ребенок не ощущает поддержки со стороны родителей. Если учитель жалуется на поведение ребенка, а родители, не разбираясь его наказывают, у него закрепляется в сознании, что в школе плохо. Нередко перед поступлением в школу чадо усиленно готовят, а потом ему не интересна программа, которую он уже освоил в дошкольном возрасте. Психологически ребенок упустил период, когда ведущей деятельностью являлась сюжетно-ролевая игра, одним словом – он не наигрался. Поэтому позитивное отношение к школе, к учебе напрямую зависит от отношения к школе значимого взрослого, его родителей.

Самое главное, по мнению психологов, поддержать первоклассника в его желании добиться успеха. Хвалить начинающего ученика надо за каждое достижение. Похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны повысить интеллектуальные достижения даже взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Мамам и папам также советуют не забывать, о том, что когда человек учится, у него может что-то не получаться и это вполне естественно — ребенок имеет право на ошибку.

Специалисты рекомендуют не отправлять ребенка в школу без завтрака, быть внимательным к жалобам на головную боль, усталость, плохое самочувствие — чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы. Кроме того, нужно контролировать количество времени проведенного за гаджетами, для семилетки норма — всего 15-20 минут в день.

Читать еще:  Какой камень подходит Водолею женщине

С недавнего времени тюменцы могут получить бесплатную консультацию психолога, по всем возникающим вопросам вас ждут в виртуальном кабинете на портале «Территория здоровья». Здесь можно анонимно обсудить семейные или личные проблемы.

Беседовала Елена КУХАЛЬСКАЯ,
фото автора

Подготовка к школе: практические советы родителям

Узнайте, как правильно подготовить ребенка к школе, и решите несколько логических задач для дошкольников от ЛогикЛайк.

На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику, способности к математике и познавательный интерес.

Подготовка к 1 классу всегда волнительна и для детей, и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводят буквы и решают примеры. К чему нужно готовить будущего первоклассника на самом деле?

В разделе «Подготовка к школе» мы делимся рекомендациями о том, как подготовить ребёнка к школе самостоятельно, а также онлайн.

Родителям в помощь – полезные материалы, вопросы, задания

1. Физическое развитие

С детства прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице.

Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится.

Если сын или дочь сами напоминают вам об очередной тренировке и стараются не пропускать ни одного занятия в неделю – это успех.

2. Психологическое развитие

Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?

1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.

Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.

Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.

2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.

Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.

3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.

Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.

Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.

3. Интеллектуальное развитие

Читать, писать, считать и решать простые математические задачи ребенка научат в школе. Более ценное, что могут сделать родители для своих детей – научить их правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное.

Что именно нужно делать?

1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.

2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.

3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать.

Каким образом?

Для этой цели нужно регулярно выполнять нестандартные задания и решать задачи на логику. Дополнительная польза: у ребенка формируется усидчивость и привычка доводить начатое дело до конца. Читайте подробнее, как и зачем развивать логику.

Где искать задачи?

10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий?

Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте.

Как подготовить к школе первоклассника

Для малыша, которому предстоит пойти в первый класс, школа – это целый мир: необычный, интересный и одновременно сложный и опасный. Как облегчить адаптацию ребенка, чтобы подстелить соломку на его пути к знаниям и новой дружбе? Своим мнением делится опытная мама и врач-педиатр Олеся Бутузова.

Читать еще:  Почему снятся сны

Начну с того, что посещать курсы по подготовке к школе, на мой взгляд, нужно обязательно, но вовсе не для того, чтобы научиться писать-считать.

Мой сын читает с четырех лет, с пяти решает примеры на сложение и вычитание, но вот социальная подготовка у него хромает. Нет, высидеть 40 минут урока он может, а вот вынести тот факт, что сегодня Кирилл с соседней парты ответил лучше, – нет.

Первое, на что стоит обратить внимание, – это усидчивость. Ближе к семи годам ребенок может и должен заниматься одним делом в течение 20-40 минут. Если этого не происходит, не стоит пренебрегать консультацией невролога и его помощью.

Второй момент – это как раз-таки соперничество. Дети очень любят соревноваться, и в какой-то мере это даже хорошо, но только в том случае, если это способствует развитию. Если же промахи и поражения доводят ребенка до истерик или ярко выраженного расстройства, стоит посовещаться с психоневрологом и выработать определенную тактику поведения по отношению к такому ребенку. Например, в домашних условиях имеет смысл устраивать соревнования, в которых все играют по-честному, не поддаваясь малышам, – это помогает привыкнуть к тому, что в жизни случаются и победы, и поражения.

Режим дня

Как педиатр я точно знаю, что ребенку любого возраста очень важно соблюдать режим: в одно и то же время ежедневно просыпаться и засыпать, есть и гулять. Когда организм живет по режиму, он, как правило, и работает как часы.

Чтобы влиться в школьный ритм заранее, я советую переходить на школьный распорядок дня недели за две до начала занятий. Этого времени хватит на то, чтобы будущий школьник перестроился на ранние подъемы и бодрые завтраки.

Воспитываем самостоятельность

Несложные задачи вроде завязывания шнурков или умения не забыть в школе сменную обувь для первоклассника могут стать настоящим испытанием. Например, классические школьные ботинки часто выпускаются именно со шнурками, к которым совершенно не привыкли маленькие поклонники обуви на липучках. Так что этим важным навыкам будущего первоклашку надо обучать заранее (если честно, я занимаюсь этим с начала августа).

Хотя родители и прививают детям навыки опрятности с младых ногтей, – для школьника этого мало. Важно ведь не просто умение ребенка мыть руки (с чем худо-бедно справляется любой трехлетка), но без напоминаний делать это всякий раз после туалета и перед едой. Учителя, в отличие от воспитателей в саду, бытовые «мелочи» почти не контролируют, так что здоровье и внешний вид ребенка будут зависеть только от него самого.

Набор первоклассника

Школьная форма, «сменка», спортивный костюм, канцтовары – это все приобретается исходя из маминого вкуса и запросов школы, а вот требования к рабочему месту и ранцу первоклассника должны быть вполне определенными, и прежде всего – безопасными для здоровья. Расскажу, на что обращала внимание я.

Рюкзак. Я купила максимально облегченный ранец, но при этом – с ортопедической спинкой. Она позволяет равномерно распределить нагрузку, а это в свою очередь является профилактикой всевозможных искривлений позвоночника.

– Письменный стол. Он подбирается по росту: сажаем ребенка и просим опустить руку – локоть выпрямленной и опущенной руки должен быть ниже стола на 5 см.

Стул. Когда ребенок сидит, он должен опираться всей стопой на пол. У меня ребенок высокий, но если у кого-то ножки не достают, необходимо обязательно приобрести специальную подставку, иначе возникнет дополнительная нагрузка на позвоночник, что может стать причиной повышенной утомляемости и искривления.

Ну и, конечно, как и в любом другом вопросе, многое зависит от родительского настроя, который так остро чувствуют и считывают детки. Если родители сами готовятся к учебе, как к каторге с кучей проблем и нервотрепки (а я очень часто встречаю именно такое отношение), то такими и станут все долгие годы обучения. Психологическая подготовка вообще определяет едва ли не половину успеха.

Я стараюсь смотреть в будущее с позитивом, рассказываю сыну о том, что это новый, интересный этап в его жизни, где будет много ярких встреч и событий. 1 сентября я обязательно устрою ему праздник с вкусным угощением, чтобы он еще раз почувствовал, что это событие – радостное. Конечно, при этом важно внимательно наблюдать за поведением первоклашки в этот непростой для него период, чтобы в случае необходимости сразу же оказать ему психологическую поддержку. Отмахиваться от детских проблем нельзя, ведь для ребенка они не менее важны, чем наши – взрослые и серьезные.

Большое внимание уделяю закаливанию и профилактическим методикам. Пишу книги и статьи о здоровье детей. Автор «Современного сборника лекарственных препаратов», «Доврачебная помощь детям» и других книг медицинской и фармацевтической тематики. Сотрудничаю с медицинскими журналами и издательствами.

Источники:

http://park72.ru/education/180395/
http://logiclike.com/razvitie-rebenka/podgotovka-k-shkole
http://deti.mail.ru/article/kak-podgotovit-rebenka-k-shkole/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector