2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как пишут сценарии к сериалам

Как написать сценарий: 10 основных шагов

Инструкция для тех, кто не знает, как развить сценарную идею в полноценный текст, который можно воплотить на экране

  • 1 марта 2019
  • 72997
  • Роман Сорокин

Популярное

Что не так с фильмом «1917»: лишние телодвижения, отсутствие логики, невнятный сценарий и непонятная «оскаровская» перспектива

Взрывы, кинотрупы и единый план: как снимали «1917»

Как создать нелинейную историю

«Мандалорец»: новые технологии в Галактике

Художник-фоновщик в анимации: Анна Атаманова

В сценарии, в отличие от других художественных произведений, действие максимально концентрированное. В нем нет места глубоким размышлениям героев и тщательному описанию пейзажей. Все это сценарист должен выразить через действия и диалоги, а над красивой «картинкой» будет работать режиссер.

В общих чертах все сценарии одинаковы — будь то полнометражная драма, короткий метр, мультфильм или рекламный ролик. Они строятся по стандартной пятичастной структуре, состоящей из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки, но отличаются в деталях. Если вы планируете извлечь из своей идеи какую-то прибыль, нужно уже на старте обозначить цель, определить тему, жанр и формат кинопроизведения.

С чего начать писать сценарий


Фото: freepik.com

Создание сценария — творческая работа, но киноиндустрия требует формализованного подхода. Продюсерам и режиссерам некогда читать огромные фолианты, поэтому они разработали общепринятую систему «творческой документации», которая позволяет на начальном этапе понять — стоит ли браться за проект. Основные рекомендации по этому поводу содержатся в документах Гильдии сценаристов Америки (Writers Guild of America), которая задает «моду» по всему миру.

Предложенная схема в общем виде подходит к написанию любых сценариев, за исключением, пожалуй, сериалов, которые требуют особого подхода.

1Идея. Вы должны четко понимать, о чем пишете. Фантазия автора не ограничена, но произведению нужен примерный формат — полнометражное кино, мультфильм или что-то другое.


Фото: freepik.com

Кроме того, надо знать конъюнктуру рынка и востребованные форматы различных киностудий и телеканалов, чтобы сразу представлять, кому можно будет продать свою идею.

4Пора задаться вопросом «Как правильно написать сценарий»? Какой будет завязка, кульминация и развязка сюжета, кто станет главным героем, а кто — второстепенным, что будет основной линией фильма, а какие сцены могут раскрасить «второй слой» истории?


Фото: freepik.com

Это будет структурой вашего сценария — его скелетом и планом работы. Отдельный документ, также предваряющий написание сценария — это характеристика персонажей. Она описывает внешний вид, характер и историю главного героя, а также остальных действующих лиц.

6Чтобы более полно презентовать вашу идею, может потребоваться тритмент. По сути, это расширенный синопсис на 10 страницах, последовательно излагающий сюжет без длинных диалогов. Он помогает продюсеру лучше понять, что зритель в итоге увидит на экране.


Фото: rawpixel.com

В России вместо тритмента распространена сценарная заявка. В ней отражаются ключевые элементы проекта: название, логлайн, целевая аудитория и в произвольной форме излагается основная идея сценария.

7Синопсис пришелся по душе продюсеру, инвесторы впечатлились тритментом, в вашем портфеле лежит контракт о намерениях (а еще лучше — объемный задаток в иностранной валюте). Теперь пришла пора первого драфта.


Фото: rawpixel.com

Не ограничивайте свою фантазию, не следите за объемом и качеством текста. Первый вариант сценария вы пишете исключительно для себя, чтобы перенести на бумагу всю историю от начала и до конца в некотором подобии логического порядка. На этом этапе в сценарий включаются все сцены будущего фильма со всеми диалогами, действиями героев и описанием декораций.

8Пора перенести весь получившийся поток сознания в строгие рамки, собственно, сценария. Сперва нужно определиться с форматом записи.

В русской традиции сценарий выглядит как насыщенная проза с редкими пометками сценариста относительно времени и места действия, декораций и действующих героев. Такой сценарий удобно читать, но снимать кино по нему сегодня мало кто будет.


Фото: rawpixel.com

В мире принят более стандартизированный и краткий «американский» формат. Он похож на предельно урезанную пьесу, и каждая его сцена пишется по строгим правилам. Помимо двух «классических форм» есть также и специфические формы сценарной записи для рекламных роликов, музыкальных клипов и «немых» фильмов. Всегда лучше уточнить у заказчика, какие именно технические требования он предъявляет к сценарию, чтобы не переделывать работу дважды.

9А вот далее начинаются следующие редакторские версии, которых может быть несколько десятков. Во второй редакции нужно определиться, насколько хорошо отражена задуманная вами структура фильма — все ли повороты сюжета учтены, что можно выкинуть без потери смысла. На третьем заходе уделите внимание своим персонажам — может быть, кто-то «выбился из характера», его нужно заменить или вовсе отправить в копилку для следующего проекта.


Фото: rawpixel.com

В четвертой редакции нужно подвергнуть строгой ревизии диалоги. Проговорите их вслух — похоже ли это на естественную человеческую речь? Наконец, в финале пройдитесь по всем стилистическим, грамматическим и орфографическим ошибкам, чтобы текст было не стыдно показать заказчику.

Сценарий к фильму: образец

Вот так, к примеру, выглядит образец сценария документального фильма, снятого в 2018 году. Он написан в «американском» формате, который оформляется по строгому стандарту.

Во-первых, сценарий пишется только шрифтом Courier New и 12-м кеглем — это позволяет уложить каждую страницу примерно в одну минуту экранного времени. Во-вторых, каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия в соответствии с общепринятыми сокращениями. А уже после этого идет описание действия в максимально сжатом формате и диалоги персонажей.


Фото: rawpixel.com

При этом требования разных киностудий могут слегка отличаться, поэтому всегда лучше заранее получить образец приемлемого формата, чтобы в работе ориентироваться на него.

СЦЕНА 37. ИНТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА — ВЕЧЕР

Двойная экспозиция: через свиток появляется изображение — ВОЕВОДА держит свиток, на столе рукописи

А вверх Амуром рекою гора, а в ней руда серебряная, а от той горы вверх сидят многия люди деревнями, а в деревнях дворов по пятидесяти и по сту и по полутораста, а пашут пашню, и лошадей и всякой животины и мелкой много, и вина

СЦЕНА 38. ЭКСТ. БЕРЕГ РЕКИ — ДЕНЬ

Ведущий спускается с насыпи к реке Амур

С берегов Лены русские землепроходцы проникли на Амур и первым был письменный глава Василий Поярков. Он принес важные сведения об Амуре, о его богатствах, о народах, его населяющих. Но чтобы получить эти сведения, ему пришлось пройти через очень суровые испытания

СЦЕНА 39. АНИМАЦИЯ. КАРТА

Анимация, графика: Карта, по ней плывёт кораблик казаков, показан маршрут их движения

Казаки Василия Пояркова перевалили становой хребет и спустились в долину реки Зея, притока Амура, где поставили зимовье.

Коллективное сознательное: как пишутся телесериалы

В последние годы сериалы значительно потеснили кино: далеко не все из того, что может позволить себе какой-нибудь кабельный канал, покажут на большом экране. Пока Голливуд превращался в завод по производству однотипных кинокомиксов, все самые смелые идеи перетекли в телевизор

Читать еще:  Как стать майнером

Массовый зритель видит ситуацию так: сценарист приходит на телеканал с гениальным сценарием первого сезона потенциального сериала, руководство радостно хватается за него, выделяет деньги, зовет актеров, запускает съемки, а сериал ставит в эфирную сетку ближайшей осенью. На деле все не совсем так, а вернее, далеко не так.

Прежде всего, крупный телеканал не станет работать с человеком «с улицы». Для начала сценаристу придется обзавестись агентом, который станет искать для него работу. И это, увы, скорее всего будет работа «литературного негра» – то есть написание коллективного «буриме» в связке с другими авторами по идее, сочиненной кем-то третьим. На то есть причины: написать целый сериал в те сроки, которые обычно на это отводятся, – непосильная задача для одиночки, к тому же команда авторов становится первой тестовой аудиторией будущего шоу, способной увидеть те минусы, которые один с автор с «замылившимся глазом» просто не заметит.

На съемочной площадке сериала “Игра престолов”

С основной историей обычно выступает шоураннер, часто обозначаемый в титрах «исполнительным продюсером», – маститый сценарист, чутью которого доверяет руководство телеканала. Шоураннер придумывает идею сериала и пытается заинтересовать ею телеканал. Если им нравится идея и шоураннеру предлагают двигаться дальше, он придумывает персонажей, сюжетную завязку, в общих чертах прикидывает дальнейшее развитие событий и пишет сценарий «пилотного» эпизода. Начальство читает и оценивает. Если сценарий очень хорош, ему могут дать «зеленый свет» сразу, заказав целый сезон. Если у боссов телесети есть некоторые сомнения в том, что на экране это будет смотреться так же круто, как на бумаге, сезон могут заказать только после съемок «пилота». А могут и не заказать, если шоураннер не устранил сюжетные дыры, которые в итоге вылезут на поверхность, – тогда эта «личинка сериала» ляжет на полку и будет забыта.

Но вот «пилот» написан, сериал заказан, надо срочно сочинять остальное, чтобы вписаться в телепрограмму следующей осени. Шоураннер набирает команду.

В сценарной команде может быть от 7 до 12 человек. Первым делом они садятся за стол и высказывают сюжетные идеи, которые бы подошли данному конкретному шоу. Одной идеи на человека маловато – чтобы хоть что-то было взято в работу, каждый должен запастись несколькими. Пока один сочинитель фантазирует вслух, другие ищут в его задумках слабые места и высказываются на тему того, как бы они улучшили эти идеи, если бы сами были их авторами. Со стороны это напоминает занятия в литературной студии, с тем отличием, что воплощать конечную задумку будет не ее автор, а все вместе.

Но вот «питчинг» заканчивается, и шоураннер, внимательно послушав всех, одобряет некоторые из идей. Тот, кто придумал идею на целый эпизод, обычно его же и пишет. Что дальше – команда садится за пишмашинки? Пока еще нет. Идеи должны отлежаться. Даже когда общее содержание новых эпизодов уже прояснилось, группа авторов еще пару дней терзает их, проходясь по всем ключевым сюжетным узлам: логично ли поведение героев, убедительны ли их мотивации, увлекательны ли сюжетные повороты и насколько реально это снять?

На съемочной площадке сериала “Шерлок”

Но даже и после этого садиться за полноценный сценарий еще рано. Каждый автор получает неделю и пишет краткий пересказ своего эпизода страниц на 10 – так называемый «аутлайн» (в Голливуде, работающем сразу с цельными историями, такую выжимку назвали бы «тритментом»), в котором уже кратко прописаны все сцены, но еще нет диалогов. Шоураннер читает его в присутствии автора и исчеркивает своими замечаниями: туда ли движется сюжет, что надо изменить, а что добавить.

Можно ли снимать по аутлайну? Разумеется, нет. Хотя изредка случаются и такие курьезы. Один уважаемый шоураннер рассказывал на круглом столе, посвященном трудностям ремесла, душераздирающую историю о неправильном планировании: проблема заключалась в том, что вся съемочная команда уже заняла свои места, а сценария все не было. В итоге шоураннер, вооружившись сырым «аутлайном», надиктовывал секретарше диалоги в режиме реального времени, и актерам приносили в течение дня страницу за страницей этого рождающегося прямо на ходу «сценария». На нормальную игру исполнители ролей настроиться так и не смогли, да и автор позже не скрывал, что получилась «бессмыслица». В «потогонных» ситкомах, когда каждую неделю надо выдавать на экран по новому эпизоду, такие случаи не редкость, просто авторы стараются не выносить сор из избы: как говорил Бисмарк, потребителю лучше не знать, из чего делается колбаса.

Что ж, аутлайн одобрен, и сценаристу выдается две недели на написание «авторского черновика» эпизода. Эту приблизительно 40-60-страничную кипу листков (в зависимости от того, длится серия полчаса или 50 минут), набранных 12-м кеглем c использованием классического шрифта Courier, он может настрочить где угодно – у себя дома, в кафе или в каком-нибудь другом стимулирующем фантазию месте, оснащенном вай-фаем и розетками.

На съемочной площадке сериала “Во все тяжкие”

Казалось бы – победа! Но нет, мучения только начинаются. Теперь надо показать этот сценарий коллегам, которые не оставят от черновика камня на камне – команда обсосет каждую строку диалогов и даст понять, что это никуда не годится: недостаточно смешно (если речь о комедии) или недостаточно грустно (если сочиняется драма). Еще неделя или две уйдет на переписывание текста с учетом «мнения большинства», и хотя никому не нравится кромсать свое детище, против суровой правды не попрешь: когда ты уже до предела заморочен бесконечными правками и переписываниями, одна голова хорошо, а десяток – все же лучше.

После нескольких таких коллективных прогонов, проверок на прочность и «финальной полировки» сценарий… наконец-то готов к съемкам? Нет! Наступает день читки, когда актеры шоу собираются в одной комнате и озвучивают текст по ролям. Сценаристы делают выводы и ночью лихорадочно выправляют те места, которые плохо воспринимались «на слух». На следующий день репетиция завершается по уже выправленному сценарию, и только после этого работу над ним можно считать завершенной.

Но мало написать сценарий своего эпизода (или двух эпизодов, если повезет) – это только часть работы. В каждом сезоне стандартного ситкома таких эпизодов в среднем 22, что в сценарном эквиваленте выглядит как толстенная пачка бумаги. Это значит, что над своим собственным текстом автор проработает лишь несколько недель, а все остальное время будет заниматься улучшением чужих сценариев: они должны как минимум не противоречить друг другу, так что каждый сценарист должен очень внимательно читать то, что наваяли его собратья по команде. Отчитавшись за свою серию, он еще много недель проводит, шерстя сочинения коллег и по полной программе отыгрываясь на них за зарезанные коллективом собственные гениальные идеи (иной раз коллектив из-за этого напоминает пауков в банке, так что работа шоураннера, вынужденного руководить десятком гениев с раздутым эго, вовсе не проста). Впрочем, результату это идет только в плюс.

Читать еще:  Как передается вирус папилломы человека

На съемочной площадке сериала “Доктор Хаус”

Худшее, наверное, что может случиться со сценаристом, это когда уже одобренный и отрепетированный сценарий кладется на полку: например, автор написал эпизод про стрельбу в кинотеатре, и вдруг это случилось в реальной жизни. Дабы не давить на болевые точки общества, телесеть, скорее всего, откажется от съемок такого эпизода, иначе возмущенная реакция граждан может обвалить рейтинги всего шоу. Но такое случается и в большом кино, тут уж ничего не попишешь.

Среди плюсов работы телесценаристов – громкие должности, которыми их часто награждают в титрах. Например, шоураннер сериала, помимо прочего несущий ответственность за его общий успех, обычно получает отметку «исполнительный продюсер» или просто «продюсер», а его подчиненные, чей вклад оказался наиболее весомым, могут быть вписаны «исполнительными сопродюсерами», «контролирующими продюсерами» и т.д. В свою очередь, звездный сценарист, не входящий в основной пул авторов, но частично помогший проекту, может быть назван «консультирующим продюсером». Все титулы условны, но звучат гордо, почти как в Голливуде.

Естественно, при придумывании и написании сценария надо учитывать специфику конкретного канала: это должно быть именно то, что соответствует его политике. Одна и та же идея для разных заказчиков может быть реализована очень по-разному, здесь учитывается и то, эфирное это ТВ или кабельное, и потенциальная аудитория, и возрастной ценз: то, что хорошо для кабельного канала, не пройдет цензуру на Disney Channel. В зависимости от того, кто заказывает музыку, за кадром могут быть оставлены (или, наоборот, выпячены) некоторые вещи, герои будут вести себя по-другому, выражаться строго в рамках дозволенного, даже структура каждого эпизода будет зависеть от того, есть ли на канале реклама. Ввиду того что кабельные каналы вроде HBO не прерываются на показ прокладок или нового средства для чистки унитазов каждые 10-15 минут, сценаристам не нужно дробить повествования на 4-5 актов, сопровождая финал каждого акта зацепкой-«клиффхэнгером», которая бы удержала зрителя от переключения на другой канал. Такой сериал гораздо больше похож на традиционное кино.

На съемочной площадке сериала “Настоящий детектив”

Автору надо еще и быть «в тренде» – как минимум понимать, насколько сериалы изменились в сравнении с телешоу прошлого века. Если раньше телевизионный принцип «по одной проблеме на каждую серию» был главенствующим и в финале эпизода зритель обязательно получал ответы на все вопросы, то теперь, когда пропущенные эпизоды любой может без проблем посмотреть в Интернете или заказать на DVD, завершение начатого когда-то сюжетного конфликта можно засунуть в следующие серии, чем активно и пользуются сегодняшние сериалоделы, желающие сделать свою продукцию менее предсказуемой (впрочем, многие т.н. «вертикальные» ситкомы, в которых сюжет, в отличие от «горизонтальных» драм, особо не развивается в течение сезона, продолжают работать по старым схемам).

Помимо вышеперечисленного сценарист должен обладать чувством ритма и хорошо представлять, влезет ли написанный им сюжет в отведенные ему временные рамки. Если на стадии читки выясняется, что получается слишком длинно, диалоги срочно приходится сокращать (по этой причине писателям обычно не доверяют адаптировать собственные книги для ТВ: человек, привыкший работать в одиночку, слишком бьется за каждую строку своего детища). В «разговорных» же сериалах, где герои говорят много и быстро, объем диалогов, напротив, должен быть больше обычного (такой сценарий может быть и 70-страничным).

На этой работе некогда ждать, когда сочинителя посетит муза: если сценарист не укладывается в дедлайны, шоураннер выгонит его в шею и возьмет другого автора. К счастью, за те пару месяцев, в течение которых выпекается каждый эпизод, сценарист успевает настолько вникнуть в дела своих персонажей, что под конец начинает разбираться в их заботах, привычках и желаниях лучше, чем в своих собственных, так что работа идет чем дальше, тем быстрей. А когда все серии наконец-то отправляются в работу, у команды авторов наступают «каникулы» до следующего сезона – можно расслабиться и наконец-то разгрузить закипевшие мозги.

На съемочной площадке сериала “Девочки”

Правда, каникулами это можно назвать, только если начальство телеканала останется довольно рейтингами и решит продлить шоу на следующий сезон – в противном случае сценарист окажется в бессрочном и неоплачиваемом отпуске и вынужден будет снова искать себе работу. Впрочем, те, кто умеет писать крепкие «черновики», требующие минимальных правок и постепенно делает карьерные скачки (те самые переходы из ранга простого «писаки» в редакторы, сопродюсеры, консультирующие продюсеры, исполнительные продюсеры и т.д. вплоть до шоураннера), о своем будущем могут особо не беспокоиться: люди с развитой фантазией и умением быстро работать в этой профессии нужны всегда.

Многих интересует: а как попасть в эту профессию? Как пишутся сценарии? Однозначных рецептов нет. Профессионалы советуют искать в Интернете готовые сценарии и проводить их разбор. Предлагать свои идеи следует именно тем каналам, которые делают «нечто подобное» (даже если ваш сценарий им не пригодится, могут отметить мастерство и позвать в другой проект). Также неплохой вариант – попытаться сперва стать режиссером и снять собственное микробюджетное кино (вдруг попадется на глаза продюсеру вроде Джей Джей Абрамса или Джадда Апатова?!), как сделала Лина Данэм, у которой теперь на HBO свой сериал «Девочки». Трамплином может стать даже снятый в собственной комнате веб-сериал, ставший «вирусом» и набравший большое количество просмотров. Литературное прошлое тоже может оказаться плюсом, особенно в России, где на подобную работу, считающуюся довольно «хлебной», сложно проникнуть иначе как «по знакомству».

Главное – не разочаровываться потом, увидев результат своих трудов на экране: каким бы прекрасным ни был сценарий, его напрочь способна испортить бездарная актерская игра. Впрочем, ни от чего подобного не застрахован и Голливуд. С той только разницей, что сценаристу провального сериала гораздо проще затеряться в толпе соавторов. У успеха много отцов, но у неудачи в данном случае – тоже.

Урок 10: От пилота – к сериалу

Урок 10: От пилота – к сериалу

Сегодня мы поговорим о том, как переходить от пилота к сериалу. Прежде всего, нужно четко понимать, для чего именно пишется пилотная серия.

Первый вариант, самый простой – пилотная серия пишется для того, чтобы с ее помощью сценарист мог получить работу. В этом случае важно показать, что сценарист умеет работать с героями, умеет строить структуру и умеет писать диалог. Неплохо если при этом он имеет представление о бюджете – в его сценарии нет множества объектов и большого количества персонажей. И он умеет попадать в хронометраж.

Читать еще:  К чему снится гостиница

При этом и автор и продюсер понимают, что сериал по этому пилоту никогда не будет снят. Это то, что американцы называют спек скрипт – не заказанный сценарий. Правда, американские сценаристы обычно пишут сценарии уже идущих в эфире сериалов. Наши всегда пишут что-то свое. Если коротко, это выглядит так: вы придумываете сериал. Пишете заявку и пилот. Рассылаете ее по кинокомпаниям. Ваш проект не покупают и не запускают в эфир, но вашу работу оценивают высоко, и вы получаете заказ на какой-то другой сериал или присоединяетесь к уже существующей команде сценаристов на другом проекте.

Второй вариант – вы пишете пилот, его покупают и заказывают вам целый сериал. Вы садитесь и пишете весь сезон.

Третий вариант – вы пишете пилот, и канал зазывает кинокомпании съемку пилота по вашему сценарию. Съемки пилота – дорогое удовольствие, поэтому у нас это удовольствие себе позволяет только канал СТС, чье производство наиболее приближено к западным стандартам.

Что должно быть в пилоте?

1) Герои. Вы должны заявить всех главных героев, показать место каждого героя в истории, обозначить их цели, показать их функции, характеры и, при необходимости, предысторию.

2) Конфликты. Уже в пилоте нужно завязать или показать все основные конфликты, которые есть между героями. Помните – нет конфликта – нет героя.

3) Информация, необходимая для понимания истории. Вы должны ввести зрителя в мир вашего сериала. Например, в сериале «Игры престолов» задача пилотной серии – показать огромный средневековый альтернативный мир. В сериале «Светлячок» пилотная серия вводит нас в мир космических приключений. Если зрителю нужно что-то знать о вашем мире для того, чтобы понимать ваш сериал – нужно дать эту информацию как можно скорее.

4) Сюжетные линии. Все основные сюжетные линии сериала должны быть завязаны в пилотной серии. А лучше – в первые семь минут пилотной серии. Если вы слишком растянете экспозицию, ваш зритель может не дотерпеть до начала истории.

5) Тема сериала. Например, ваш сериал о любви. Или о палестино-израильском конфликте. Или о жизни милиционеров. Зритель должен иметь возможность как можно скорее решить – о чем ваш сериал и интересна ли ему его тема.

6) Идея сериала. Если вы не знаете идею своего сериала – вы не сможете выстраивать его структуру. Следовательно, идею нужно сформулировать заранее и использовать ее как элемент структуры уже в пилоте.

Как видите, груз довольно большой. Поэтому нужно взвешивать каждый бит информации, который вы добавляете в ваш пилот – нужна эта информация здесь или нет. Избавляйтесь от балласта. Все-таки самая главная задача пилота – заинтересовать зрителей. Заставить их посмотреть сериал дальше. Перегрузите свой пилот информацией – и он не взлетит.

Когда сценаристы, особенно начинающие, работают над пилотом, они иногда забывают о том, что пилот – это часть сериала.

Здесь есть две крайности – либо автор вбухивает в пилот все свои идеи, не оставив ничего не потом, либо наоборот, не дает зрителю какую-то важную информацию – мол, это мы потом объясним. Иногда при этом оказывается, что автор просто не придумал, что будет дальше. И получается отличный интригующий пилот, который невозможно продолжить и развить до полноценного сериала.

Поэтому уже в работе над пилотом нужно обратить внимание на следующие моменты:

1) Цели героев, их функции, характеры и биографии должны быть устроены таким образом, чтобы давать автору возможность рассказывать длинную интересную историю.

2) Конфликты между героями не должны быть легко разрешимы. Если есть притяжение между разнополыми героями, то обязательно должно быть что-то, что их отталкивает друг от друга. Чтобы они могли сезон за сезоном то притягиваться, то отталкиваться.

3) Мир должен быть глубоким и разнообразным. Вы должны иметь возможность все время рассказывать зрителям что-то новое о мире сериала. Например, в «Играх тронов» в каждом сезоне нам показывают какую-то новую волшебную штуку – то драконов, то волшебный огонь. И уверен, у авторов в припасено еще немало подобных аттракционов.

4) Сюжетные линии должны быть выстроены таким образом, чтобы можно было растянуть сюжет на много серий, и он при этом не терял напряжения.

5) Тема сериала должна быть интересна зрителю в течение долгого времени. Нужно учитывать то, что например, сериалы про спортсменов и советских знаменитостей зрителям уже поднадоели.

6) Идея должна быть понятной зрителю и иметь четко выраженную разность потенциалов с антиидеей. Чтобы зритель точно понимал, за кого он болеет.

Как видите, в некотором смысле сериал устроен противоположным образом, чем пилот. Если в пилоте нам нужно подать информацию в концентрированном виде и при этом не перегрузить зрителя, то в сериале нам нужно эту информацию разбавить, растянуть, но при этом чтобы у него не возникло ощущения, что сериал состоит из одной воды. Автор обязательно должен это учитывать, когда переходит от работы над пилотом к работе над сериалом.

Если пилот – это бег на короткую дистанцию, то сериал – это марафон. И, конечно, бежать и в том и в другом случае нужно совершенно по-разному.

Есть несколько случаев, когда вы можете снизить концентрацию информации в пилоте. Например, когда вы делаете экранизацию известного литературного произведения. Если вы уверены в том, что большая часть вашей аудитории знакома с первоисточником, вы можете какую-то информацию оставить на потом, а что-то и вовсе убрать за кадр. И, кстати, в этом случае у вас, обычно, нет необходимости очень жестко удерживать аудиторию сюжетом – зритель и так знает, чем закончится ваша история и ему, скорее, будет интересно, не какие события произойдут дальше, а как именно вы сделаете ту или иную сцену.

Второй случай – когда главное в вашем сериале – не история. Такое бывает. Главной может быть тема. Есть темы, на которые что ни сними – внимание публики будет гарантировано. Например, если это кино про заговор против Сталина. Может быть главной фигура режиссера. Может быть шоу, полностью построенное вокруг фигуры главного актера (например, «Управление гневом» – это сериал Чарли Шина, сюжет там большой роли не играет).

И, наконец, третий случай – когда сериал предназначен для того, чтобы смотреть его целиком. В последнее время такой вид премьеры практикуют интернет-гиганты «Нетфликс» и «Амазон». Они выкладывают новые сериалы сразу сезонами и зрителю не нужно ждать целую неделю до того, как выйдет новая серия. В этом случае граница между пилотом и остальным сериалом размыта.

Источники:

http://tvkinoradio.ru/article/article15143-kak-napisat-scenarij-10-osnovnih-shagov
http://www.film.ru/articles/kinoslovar-kak-pishutsya-teleserialy
http://public.wikireading.ru/132631

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: