8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как писать сценарий

Как написать сценарий к фильму, примеры

Возможно, хоть один раз в жизни всякий графоман-любитель задумывался о том, что было бы интересно попробовать свои силы в качестве писателя-сценариста. Это интересный опыт — возможно, и «Оскар» не за горами! Кажется, что сочинять и писать очень просто. Но это не так. Любой сценарий, как и книга, строится на определенных правилах и принципах, с которыми не помешало бы ознакомиться начинающему сценаристу.

Идея и жанр будущего сценария

Главной движущей силой повествования является идея. Это то, что лежит в основе всего сценария. Нужно очень тщательно продумать и проработать идею. Она должна быть свежа и оригинальна. Поскольку именно непроработанная идея является самой распространенной ошибкой начинающих сценаристов.

Следует сформулировать идею и записать ее на бумаге. Если написанное нравится, и задумка кажется интересной тогда все отлично. Можно провести опрос среди друзей и знакомых, только лучше скрыть свое авторство. Если большинство остались равнодушны к идее, можно попробовать поискать другую.

Идеей для сценария может послужить что угодно: прочитанная книга, увиденный фильм, услышанная новость. События повседневной жизни также могут частенько послужить хорошей основой.

Всякий жанр имеет свои специфические черты. Но все же лучше выбирать жанр, который раскрывает главную идею. Еще в выборе жанра важно, чтобы автору было комфортно писать в его рамках.

Из видео вы узнаете, как выбрать идею для сценария и как научиться правильно комбинировать несколько идей.

Выбор названия

Название — одна из составляющих успеха сценария. Главная цель хорошего названия — заинтриговать, привлечь внимание. Это означает, что оно должно быть не просто эффектным, а интригующим — читающий должен захотеть сам узнать, что скрывается за названием.

Идея для хорошего названия, скорее всего, придет не сразу. Вполне обычная практика, когда что-то дельное приходит в голову уже в конце написания. Для этого существует такое понятие, как «рабочее название». При съемках фильмов режиссеры тоже часто пользуются рабочим названием фильма.

Узнать, как студии выбирают сценарии, вы можете из этого видео.

Структура

Самая распространенная, базовая схема — это трехкратная структура. Она лежит в основе большинства популярных фильмов. Состоит из трех актов:

  • завязка;
  • борьба героя с препятствиями;
  • развязка.

Придерживаться структуры очень полезно для написания сценария — именно она помогает не запутаться в хитросплетениях сюжетных линий, характеров героев и диалогов.

В этом видео раскрываются секреты лучшего сценария.

Акт 1. Вступление и завязка истории

Очень важная часть. Именно в ней должны быть освещены основные стороны конфликта, показан главный герой, место и время будущего фильма. Нужно суметь заинтересовать читателя с первых 8−20 страниц. Ведь если потенциального читателя, а, возможно, в дальнейшем покупателя, не заинтриговать сразу — дальше он читать не станет.

В 1 акте должны быть затронуты следующие вопросы:

  • знакомство с главным героем, его характер, раскрытие с разных сторон;
  • событие, которое послужит завязкой всего сценария;
  • главный злодей, который будет противостоять герою;
  • необходимо обозначить главную цель героя.

В конце 1 акта нужно ввести поворотное событие, которое изменит жизнь главного героя и плавно подведет читателя ко второму акту.

Можно попробовать свои силы сценариста в создании видеоролика. Видео поможет вам в этом.

Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели

Второй акт — это главная часть. В нем происходит главное противостояние героя и антигероя или борьба главного персонажа с трудностями, встречающимися у него на пути. Второй акт идет самым объемным, поэтому его лучше условно разделить еще на три части.

1 часть второго акта

Начало 2 акта открывается с противостояния двух движущих сил — героя и антигероя. Главный персонаж принимает вызов. Все мосты сожжены, и путь только вперед к назначенной цели.

2 часть второго акта

Препятствия на пути главного персонажа все сложнее и опасней, а цена поражения высока. Ставки поднимаются, и в случае проигрыша герой потеряет все, чем дорожил. Герой оказывается лицом к лицу с большими неприятностями. Заканчивается вторая часть крупным поражением главного героя.

3 часть второго акта

Это своеобразная подготовка к кульминации. Обстоятельства складываются не в пользу героя, кажется, что битва уже проиграна. Главная цель кажется недостижима. Внезапно главный герой получает еще один шанс исправить ситуацию в свою пользу. Он решает продолжать борьбу и стремится к победе.

Акт 3. Главный герой выходит победителем

Последний акт — это наиболее эмоциональная часть. Главный персонаж достигает поставленной цели и выходит победителем из борьбы. Он находит ответы на все загадки и вопросы. Действие подошло к кульминации, после которой наступила развязка истории.

Еще в конце истории нужно отвести небольшое место для того, чтобы показать, как сложилась судьба героев после приключения.

Читать еще:  Как вылечить нервы

2 эффективных способа придумать сюжет – в этом видео.

Персонажи сценария

Проработка главного и второстепенных персонажей очень важный момент, поскольку плоские или, что еще хуже, неправдоподобные персонажи могут на корню загубить даже очень интересную идею сценария. Главное в создании персонажа — реалистичность. Нужно чтобы читатель сопереживал герою, отождествлял себя с ним. Следует помнить, что не бывает во всех смыслах положительных героев, как и безнадежно отрицательных. Герой должен иметь свою историю, быть противоречивым, но в то же время читатель должен, как и в свое время Станиславский, воскликнуть: «Верю!»

Следует продумать привычки, черты характера, внешность каждого, даже второстепенного персонажа. Сделать их героев максимально непохожими друг на друга.

Диалоги и описание действий

Следует стараться сохранять умеренность в использовании диалогов в сценарии — это утомляет зрителя, если по сценарию будут снимать фильм. Но также, что очень важно, диалоги между героями должны быть реалистичными. Слишком правильные и детальные реплики звучат фальшиво.

В каждом сценарии помимо диалогов есть описание действий. Изображение действий — это все, кроме диалогов. В него входит: описание интерьера, внешности героев, действий. Описание редко бывает длинным, но если такое случилось, следует разбить его на маленькие абзацы.

Редактирование сценария

Опытные сценаристы советуют: когда текст уже написан, отложите его в сторону хотя бы на 1−1,5 недели. Потом уже приступайте к редактированию. Это нужно для того, чтобы взглянуть на текст свежим взглядом.

Сценарий проверяется на предмет орфографических ошибок, стилистических и пунктуационных. Следует знать, что для оформления сценария существуют определенные стандарты. Стандарты эти распространяются на оформление титульного листа, размер шрифта, рекомендованное количество страниц, информацию, от какого лица ведется повествование. Скорее всего, придется переделывать некоторые диалоги и выкидывать из текста сцены, которые никак не влияют на развитие сюжета.

Полезные советы от Pixar в этом видео.

Часто встречающиеся ошибки

Перечень самых распространенных ошибок, которые совершают новички:

  1. Написание текста о том, в чем сам автор плохо разбирается.
  2. Введение в сюжет скучных, шаблонных персонажей.
  3. Несоблюдение последовательности повествования.
  4. Длинные и скучные диалоги с вычурными репликами.
  5. Пересмотр слишком большого количества пособий по написанию сценариев. Это сильно запутывает новичков на первых порах освоения писательского ремесла.

Видео

Изучение этого видео поможет вам написать сценарий.

Как написать сценарий: 10 основных шагов

Инструкция для тех, кто не знает, как развить сценарную идею в полноценный текст, который можно воплотить на экране

  • 1 марта 2019
  • 72903
  • Роман Сорокин

Популярное

Что не так с фильмом «1917»: лишние телодвижения, отсутствие логики, невнятный сценарий и непонятная «оскаровская» перспектива

Взрывы, кинотрупы и единый план: как снимали «1917»

Как создать нелинейную историю

«Мандалорец»: новые технологии в Галактике

Художник-фоновщик в анимации: Анна Атаманова

В сценарии, в отличие от других художественных произведений, действие максимально концентрированное. В нем нет места глубоким размышлениям героев и тщательному описанию пейзажей. Все это сценарист должен выразить через действия и диалоги, а над красивой «картинкой» будет работать режиссер.

В общих чертах все сценарии одинаковы — будь то полнометражная драма, короткий метр, мультфильм или рекламный ролик. Они строятся по стандартной пятичастной структуре, состоящей из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки, но отличаются в деталях. Если вы планируете извлечь из своей идеи какую-то прибыль, нужно уже на старте обозначить цель, определить тему, жанр и формат кинопроизведения.

С чего начать писать сценарий


Фото: freepik.com

Создание сценария — творческая работа, но киноиндустрия требует формализованного подхода. Продюсерам и режиссерам некогда читать огромные фолианты, поэтому они разработали общепринятую систему «творческой документации», которая позволяет на начальном этапе понять — стоит ли браться за проект. Основные рекомендации по этому поводу содержатся в документах Гильдии сценаристов Америки (Writers Guild of America), которая задает «моду» по всему миру.

Предложенная схема в общем виде подходит к написанию любых сценариев, за исключением, пожалуй, сериалов, которые требуют особого подхода.

1Идея. Вы должны четко понимать, о чем пишете. Фантазия автора не ограничена, но произведению нужен примерный формат — полнометражное кино, мультфильм или что-то другое.


Фото: freepik.com

Кроме того, надо знать конъюнктуру рынка и востребованные форматы различных киностудий и телеканалов, чтобы сразу представлять, кому можно будет продать свою идею.

4Пора задаться вопросом «Как правильно написать сценарий»? Какой будет завязка, кульминация и развязка сюжета, кто станет главным героем, а кто — второстепенным, что будет основной линией фильма, а какие сцены могут раскрасить «второй слой» истории?


Фото: freepik.com

Это будет структурой вашего сценария — его скелетом и планом работы. Отдельный документ, также предваряющий написание сценария — это характеристика персонажей. Она описывает внешний вид, характер и историю главного героя, а также остальных действующих лиц.

Читать еще:  С чего начать мелкий бизнес

6Чтобы более полно презентовать вашу идею, может потребоваться тритмент. По сути, это расширенный синопсис на 10 страницах, последовательно излагающий сюжет без длинных диалогов. Он помогает продюсеру лучше понять, что зритель в итоге увидит на экране.


Фото: rawpixel.com

В России вместо тритмента распространена сценарная заявка. В ней отражаются ключевые элементы проекта: название, логлайн, целевая аудитория и в произвольной форме излагается основная идея сценария.

7Синопсис пришелся по душе продюсеру, инвесторы впечатлились тритментом, в вашем портфеле лежит контракт о намерениях (а еще лучше — объемный задаток в иностранной валюте). Теперь пришла пора первого драфта.


Фото: rawpixel.com

Не ограничивайте свою фантазию, не следите за объемом и качеством текста. Первый вариант сценария вы пишете исключительно для себя, чтобы перенести на бумагу всю историю от начала и до конца в некотором подобии логического порядка. На этом этапе в сценарий включаются все сцены будущего фильма со всеми диалогами, действиями героев и описанием декораций.

8Пора перенести весь получившийся поток сознания в строгие рамки, собственно, сценария. Сперва нужно определиться с форматом записи.

В русской традиции сценарий выглядит как насыщенная проза с редкими пометками сценариста относительно времени и места действия, декораций и действующих героев. Такой сценарий удобно читать, но снимать кино по нему сегодня мало кто будет.


Фото: rawpixel.com

В мире принят более стандартизированный и краткий «американский» формат. Он похож на предельно урезанную пьесу, и каждая его сцена пишется по строгим правилам. Помимо двух «классических форм» есть также и специфические формы сценарной записи для рекламных роликов, музыкальных клипов и «немых» фильмов. Всегда лучше уточнить у заказчика, какие именно технические требования он предъявляет к сценарию, чтобы не переделывать работу дважды.

9А вот далее начинаются следующие редакторские версии, которых может быть несколько десятков. Во второй редакции нужно определиться, насколько хорошо отражена задуманная вами структура фильма — все ли повороты сюжета учтены, что можно выкинуть без потери смысла. На третьем заходе уделите внимание своим персонажам — может быть, кто-то «выбился из характера», его нужно заменить или вовсе отправить в копилку для следующего проекта.


Фото: rawpixel.com

В четвертой редакции нужно подвергнуть строгой ревизии диалоги. Проговорите их вслух — похоже ли это на естественную человеческую речь? Наконец, в финале пройдитесь по всем стилистическим, грамматическим и орфографическим ошибкам, чтобы текст было не стыдно показать заказчику.

Сценарий к фильму: образец

Вот так, к примеру, выглядит образец сценария документального фильма, снятого в 2018 году. Он написан в «американском» формате, который оформляется по строгому стандарту.

Во-первых, сценарий пишется только шрифтом Courier New и 12-м кеглем — это позволяет уложить каждую страницу примерно в одну минуту экранного времени. Во-вторых, каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия в соответствии с общепринятыми сокращениями. А уже после этого идет описание действия в максимально сжатом формате и диалоги персонажей.


Фото: rawpixel.com

При этом требования разных киностудий могут слегка отличаться, поэтому всегда лучше заранее получить образец приемлемого формата, чтобы в работе ориентироваться на него.

СЦЕНА 37. ИНТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА — ВЕЧЕР

Двойная экспозиция: через свиток появляется изображение — ВОЕВОДА держит свиток, на столе рукописи

А вверх Амуром рекою гора, а в ней руда серебряная, а от той горы вверх сидят многия люди деревнями, а в деревнях дворов по пятидесяти и по сту и по полутораста, а пашут пашню, и лошадей и всякой животины и мелкой много, и вина

СЦЕНА 38. ЭКСТ. БЕРЕГ РЕКИ — ДЕНЬ

Ведущий спускается с насыпи к реке Амур

С берегов Лены русские землепроходцы проникли на Амур и первым был письменный глава Василий Поярков. Он принес важные сведения об Амуре, о его богатствах, о народах, его населяющих. Но чтобы получить эти сведения, ему пришлось пройти через очень суровые испытания

СЦЕНА 39. АНИМАЦИЯ. КАРТА

Анимация, графика: Карта, по ней плывёт кораблик казаков, показан маршрут их движения

Казаки Василия Пояркова перевалили становой хребет и спустились в долину реки Зея, притока Амура, где поставили зимовье.

Как быстро написать интересный сценарий

“Талант как прыщик — неизвестно на какой zhope вскочит” Фаина Раневская “Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах” Венедикт Ерофеев

В романе Трифонова «Время и место» (всем читать — получите невероятное удовольствие!) мастер писательского курса повторяет – «гениальную страницу может написать каждый, а ты напиши триста». На сценарном курсе мастер, вероятно, говорил бы чуть иначе – «гениальную страницу может написать каждый, а ты напиши ее к дедлайну».

Читать еще:  Приложение где вставляют лица и танцуют

Насчет гениальной не знаю, но глубоко убежден, что каждый может написать ИНТЕРЕСНУЮ страницу. Если его этому научить. Собственно, «интересное конструирование» и составляет суть драматургии, как профессии. Опытный профессионал может написать триста интересных страниц. Но иногда требуется написать триста интересных страниц в необычные сроки, осторожно назовем их «сжатыми». И вот здесь не обойтись без высоких технологий. Могу поделиться своими.

Я человек многодетный и работать приходится много — пишу от 16 до 30 серий в год. Халтурить в таких условиях было бы глупо — приличная часть жизни превратилась бы в отхожее место, чего мы не любим. Поэтому работаю с интересом и, в меру умения, хорошо. Делать это быстро мне помогает технология, которую я называю «путь бездарного человека». На мой взгляд, каждый человек состоит из бездарности и таланта в индивидуальных пропорциях. И если талант вещь прихотливая, сегодня он есть, завтра нет (см. первые и последние фильмы Никиты Михалкова, например), то бездарность — она всегда с тобой, на нее можно рассчитывать 24 часа в сутки. Итак, мужественно отталкиваемся от того, что талант отошел ненадолго или в принципе отсутствует. При этом сделать надо хорошо и быстро. Скажу скучнейшую вещь — прежде всего, надо быть готовым ОЧЕНЬ много работать. Много писать и не бояться переписывать радикально. Более того — чем быстрее вам надо сдать сценарий, тем больше придется написать в абсолютном выражении. Почему?

Есть отлаженная производственная технология строительства сценария. Сначала пишется лог-лайн (две строчки, описывающие идею), затем стори-лайн (абзац, описывающий историю), синопсис (описывающий общую трехчастную конструкцию истории), поэпизодник (поэпизодный сценарный план), первый драфт (первый вариант сценария), второй драфт (второй вариант сценария).

Талантливые дилетанты постоянно совершают банальную ошибку — пропускают некоторые технологические этапы как несущественные по их мнению. Наиболее одаренные садятся за сценарий, даже не зная, чем он закончится. На первый взгляд, подобный подход должен ускорить изготовление сценария. Казалось бы, этапов меньше – результат будет готов быстрее. Ан нет! Сроки в таких случаях срываются безбожно, съемочная группа ведет подготовку без сценария, по очень приблизительному поэпизоднику, непосредственно сценарий появляется только на съемочной площадке и в таком виде, что править его уже бессмысленно. Почему?

Соблюдение технологии (поэтапности) изготовления сценария ускоряет процесс по трем причинам. Первое — зная чем закончится история, сценарист работает значительно быстрее — он знает, куда идет. Писать по разработанному синосису — еще быстрее. Написать серию по хорошо разработанному поэпизоднику можно за три-семь дней. Соответственно, и поэпизодник изготовить из хорошо разработанного синопсиса получится значительно быстрее, чем просто из воздуха. И так далее.

Второе — каждый этап позволяет отладить принципиальные вещи, не наворачивая лишние круги и не переделывая все радикально. Что я имею в виду. Возьмем в качестве примера работы по покраске автомобильного элемента (извините за экзотический пример — перекрашиваю машину в гараже и хлебнул технологий) — здесь существуют свои этапы — зачистка, грунтовка, шлифовка, шпатлевка, шлифовка, грунтовка, шлифовка, покраска, покрытие лаком, полировка — все очень похоже на изготовление сценария)) Если я где-то не отшлифовал вовремя, пропустил этап, после полировки я обнаружу яму, которую мне придется снова вскрывать шпаклевать и т.д. а то и вовсе краска слезет через месяц чулком или провалится непросушенная шпаклевка. Если я пропустил этап отладки синопсиса или провел его формально, вполне возможно, что на этапе написания сценария я обнаружу, что история композиционно перекособочена и мне придется вычеркивать страницами и страницами же дописывать, исправляя то, что на уровне синопсиса можно было исправить в нескольких строках. Понятно, да? Поэтапность позволяет на каждом этапе отлаживать конструктивные особенности сценария соответствующего масштаба.

И последнее, премиальное преимущество этапной работы. Изготавливая промежуточные полуфабрикаты сценария, ты имеешь возможность визировать их у заказчика (если заказчик не ленится их читать). Если заказчик утверждает саму историю на уровне синопсиса, то есть небольшой шанс, что тебе не придется ее переписывать на уровне сценария)) Теперь давайте предположим, что надо написать сценарий ваще быстро! Раза в два быстрее стандартных (бесчеловечных) сроков. Что мы делаем в этой ситуации?Правильно! Шлифуем (переписываем) лог-лайн, синопсис и поэпизодник еще тщательнЕе. Чтобы сократить самый объемный этап изготовления сценария — непосредственно написание сценария по поэпизоднику, поэпизодник должен быть безупречным. По хорошо отшлифованному поэпизоднику мне удавалось писать серию за два дня.

Ну, вот, собственно, весь метод – «евреи, кладите больше заварки», иными словами. Страшно занудно. Самого воротит. Но это работает. У меня. Чего и вам желаю))

Источники:

http://liveposts.ru/articles/cinema/kinoindustriya/kak-napisat-stsenarij-k-filmu-primery
http://tvkinoradio.ru/article/article15143-kak-napisat-scenarij-10-osnovnih-shagov
http://zen.yandex.ru/media/id/5a92a1148309057ddf7c81f1/5ab89f5edcaf8e357c08cb6e

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: