Как озера изменяют рельеф
Причины неравномерного размещения озер
Что такое озеро? Назовите причины неравномерного размещения озер на территории России Изменяется ли количество озер с продвижением к югу? Каким образом озера изменяют рельеф? Самый «озерный край» России?
Слайд 22 из презентации «Крупнейшие озёра России»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Крупнейшие озёра России.ppt» можно в zip-архиве размером 938 КБ.
Похожие презентации
«Телецкое озеро» – Озеро расположено на высоте 434м над уровнем моря. Ночь. Максимальная глубина- 325м. Площадь зеркальной глади озера- 223кв.км. Озеро имеет вытянутую, руслообразную форму и состоит из двух частей. “Славное ты, Золотое озеро, Ты словно глубокое море. Протяженность береговой линии- 181км. И любуется в зеркало твое Синее и бездонное небо.
«Карьерское озеро» – Самостоятельные исследования учащихся помогают ответить на проблемные вопросы по данной теме. Критерии оценивания презентации, буклета. 2.Факультативные занятия. 3. Предметные кружки. 4. Научно – практические конференции. 5. Семинары. Материалы проекта. План применения учебного проекта в школе. Методические задачи.
«Каспийское озеро» – Помимо добычи нефти и газа, на побережье Каспийского озера и каспийском шельфе ведётся также добыча соли, известняка, камня, песка, глины. В Каспийском озере разрабатывается множество месторождений нефти и газа. Площадь Каспийского озера в настоящее время — примерно 371 000 км?, максимальная глубина — 1025 м.
«Озеро Ханка» – Лебедь- Шипун. Чёрный лебедь. Покорители воздушного прстранства. Воробей Сорока мандаринка. Утка мандаринка Черепаха трионикс Дальневосточная жерлянка Лотос орехоносный. Утка Мандаринка. . Но вот пришла лягушка прожорливое брюшко. Журавлиное чудо. Квакша Жерлянка Дальневосточная лягушка. Путешествие.
«Онежское озеро» – Климат Онежского озера является переходным от умеренного морского к умеренному континентальному. Климат озера. Распространена почти повсеместно. Онежское озеро. Озера Евразии. Физико-географическое положение озера. Судоходство. Животные в Онежском озере. На Онежском озере с мая по август наблюдаются белые ночи.
«Ладожское озеро» – На транзитном пролёте весной и осенью здесь отмечено более 50 видов птиц. Валаамские острова Валаамский монастырь. Флора и фауна. Наиболее характерный тип леса — ельники-кисличники. Относится к бассейну Балтийского моря Атлантического океана. В Ладожское озеро впадают 35 рек, а берёт начало только одна — Нева.
Что даст рыболову знание о рельефе дна водоема?
Чаще всего нам не видна земля, которая находится под толщей воды. А многое ведь многое бы отдали, чтобы хорошенько рассмотреть донный рельеф: все горки, ямки и канавки.
Располагая такими данными, мы уверенно смогли бы предположить, где вероятно может стоять или кормиться рыба, а главное – какая. Наверняка бы знали, затеряется ли опущенная насадка среди россыпи гальки или увязнет в илистом дне.
Когда вода прозрачная, дно на небольших глубинах легко можно рассмотреть с берега или лодки. Современная техника, эхолоты позволяют довольно точно представить донный рельеф на любой глубине. У крупных водоемов существуют специальные карты с горизонталями глубин. На худой конец, рыболовы и сами всегда примечали глубину в местах постоянной ловли и особенности донного грунта.
Наиболее интересны для рыболова резкие изменения донного рельефа: бровки, возвышенности, ямы, русла реки в водохранилище. Донный откос или свал приманивает лещей, здесь они любят кормиться. Над прогреваемой отмелью вдали от берега собирают планктон стаи мальков, а на них уже из глубины делают набеги окуни, которых на обратном пути поджидают хитрые щуки. Спиннингисту просто нужно знать такие перепады, чтобы ловить не наугад, а конкретного хищника, располагающегося в конкретном месте. Еще рыбаку не плохо бы держать в памяти все коряги, на которых он оставил уже не одну приманку. Для тех водоемов, где ловишь регулярно, можно составить хотя бы схематическую карту и отметить на ней наиболее интересные места. Ради этого стоит потратить день – второй не на рыбалку, а на промер глубин и нанесение основных ориентиров. Главное потом не забыть нанести новые сведения, полученные возможно путем потери крючков и блёсен.
Такая карта – схема озера может послужить вам не один год. С картой же реки дела обстоят намного сложнее. Уже на следующий год постоянное течение и бурное половодье, намывая отмели и обрушивая крутые берега, могут сделать устаревшей, со множеством ошибок.
Так же не менее важно знать характер грунта на дне. Если на небольшом озере он может быть однороден на всей площади, то на реке достаточно разнообразен. На каменисто – песчаном дне, где мало растительности, обитают бычки – подкаменщики и держатся пескари. Прячась от течения за большим камнем, в засаде может стоять щука. Окуни, надеясь обнаружить мальков, проносятся темными тенями и долго здесь не задерживаются.
На песчаном грунте хорошо себя чувствуют водяные растения: тростник и камыш. Возле них часто укрываются и кормятся мальки, которые и привлекают хищников.
В омуте и на тихом плесе может накапливаться ил. Лещ, отдыхавший и “перекусывающий” весь день на глубине к ночи выходит на илистые мели на усиленную кормежку. Здесь же моллюсками будет кормиться и язь.
Под прикрытием водяных трав в озерном иле роется, кормится и даже зарывается в него золотой карась. Порой илистое дно может занимать все озеро, затрудняя поиски карася и линя. Лучше всего в таких местах надеяться на прикормку. Но придется проследить, чтобы она не сильно тонула в донном сапропеле, где рыба отыщет ее не скоро. То же относится и к насадке. Возможно, крючок с ней придется приподнять с помощью крошечного поплавка – кусочка пробки или пенопласта.
Неплохо знать на водоеме места, где пробиваются родники. Это особенно пригодится вам зимой, когда рыба под угрозой нехватки кислорода будет стараться находить все места для спасения, хотя здесь, вероятнее всего, будет весьма легкий песчаный грунт и не так много корма.
Урок географии на тему “Озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота”
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (739,6 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: дать представление о размещении, особенностях, происхождения и значения озёр, болот, подземных вод, многолетней мерзлоты.
Задачи:
- Проверить полученные знания о реках России;
- Актуализировать знания об озёрах как составной части гидросферы;
- Выявить происхождение, особенности и географию озёр России;
- Сформировать представление у учащихся о типах болот и причинах их происхождения и важности сохранения;
- Охарактеризовать подземные воды как важнейший природный ресурс страны;
- Получить представление о распространении многолетней мерзлоты на территории России, влиянии на природу и хозяйственную деятельность человека;
- Познакомиться с особенностями покровных и горных ледников.
- Развить географическое мышление.
- Способствовать формированию представлений о красоте, богатстве и разнообразии природы России;
- Воспитать бережное, рациональное отношение к внутренним водам.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта России, мультимедийное оборудование, раздаточный материал (творческое домашнее задание, тестовые задания).
Ход урока
I. Орг. Момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Показать по карте реки бассейна Тихого океана, Северного Ледовитого, Атлантического океана.
- Повторить термины: речная система, исток, устье реки, бассейн, падение, уклон реки, водораздел реки, паводок, половодье.
- Тестовые задания.
Главная река со всеми ее притоками – это:
А) речная система; б) режим реки; в) бассейн рекиПревышение истока над устьем – это:
А) уклон реки; б) падение рекиМесто где река берет начало, называется:
А) исток; б) устьеВнезапный подъем уровня воды в реке:
А) паводок; б) половодье; в) наводнениеОбъем воды, который протекает в русле реки за год, называется:
А) твердый сток; б) годовой сток; в) расход водыНаиболее низкий уровень воды в реке – это:
А) половодье; б) межень; в) паводокБольшинство рек России имеют питание:
А) дождевое; б) ледниковое; в) снеговое; г) смешанноеОт климата зависит:
А) режим реки; б) скорость течения; в) направление теченияПричинами половодья являются:
А) весеннее таяние снега на равнине; б) выпадение ливневых дождейЧем больше падение реки, тем:
А) больше скорость течения реки; б) больше годовой сток; в) больше площадь бассейнаIII. Изучение нового материала.
Ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, отгадайте загадку:
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нём все отражается .
Как это зеркало называется?Скажите, сегодня на уроке о чём мы будем разговаривать? (Об озёрах)
Озёра, так же как и реки являются внутренними водами. Кроме рек и озёр что ещё относят к внутренним водам? (Болота, ледники, подземные воды, многолетнюю мерзлоту)
Сформулируйте нашу сегодняшнюю тему урока. («Озёра, болота, ледники, подземные воды, многолетняя мерзлота») (слайд 1)
Давайте вспомним из курса 6 класса, что такое озеро? (варианты ответов учеников) (слайд 2)
Известный русский поэт А. Блок передал нам своё восприятие озера так:
Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.
(«Над озером»)Такого количества и такого разнообразия озёр, как в России, нет ни в одной стране мира, 3 млн озёр. (Слайд 3) Они неравномерно размещены по территории нашей страны. С чем это связано? (расположение озёр зависит от типа климата, расположения водоупорных пластов, геологического строения).
Наибольшее количество озёр сосредоточено на Северо-Западе Русской равнины, на низменностях Средней и Северо-Восточной Сибири, а так же на юге Западной Сибири.
Большинство озёр России – это пресные, сточные озёра, из которых вытекают реки, но есть и солёные, например, Баскунчак, Эльтон, Чаны, Каспийское море-озеро. Эльтонское озеро – самое большое и известное соляное озеро; оно известно своими целебными свойствами. Люди, приезжавшие сюда на костылях, через некоторое время возвращались домой, оставив костыли в местном санатории. (слайд 4)
Как вы уже сказали, озеро – это природное углубление, а углубление – это котловина, образованная на земной поверхности. Давайте вспомним, какие различают озёра по типу котловин.
Тектонические озера (слайд 5)
Каспийское озеро – самое большое на Земле, в прошлом оно соединялось с океаном, и было морем. За размеры и состав воды его называют морем. В результате тектонических движений, произошло медленное опускание обширных участков земной коры, т.о. возникла котловина Каспийского озера.
Котловина Байкала образовалась в результате опускания участков земной коры по разлому. Байкал самое глубокое озеро мира (1642 м.)
Ледниковые озера (котловины были образованы под действием силы тяжести древнего ледника) расположены на северо-западе русской равнины. Самые крупные из них Ладожское, Онежское, Имандра.
Вулканические озера находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на п-ве Камчатка. При извержении такое озеро выкипает.
Термокарстовые озера (слайд 6) образуются на территориях с многолетней мерзлотой. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии много таких озер. Самое известное – озеро Неджели.
Карстовые озера образуются в том случае, если имеется распространение растворимых в воде горных пород (известняков, гипсов, доломитов).
Лиманные озера (слайд 7)
На низинных берегах Черного, Азовского и некоторых других морей широко распространены лиманные озера – продукт взаимодействия реки и моря: затопленное морем устье реки постепенно отчленяется от моря косой, воздвигающейся между морем и рекой, и превращается в лиман. Лиманные озера узкие и неглубокие, в очертаниях сохраняют извилистость затопленных речных долин.
Озера-старицы
По долинам рек разбросаны пойменные озера. Это старицы – оставленные рекой русла, узкие и длинные, усиленно зарастающие тростником и камышом.
Завальные или запрудные озера
В особую группу выделяются завальные, или плотинные, озера, Образующиеся в результате обвалов в горах. Загромождая узкие долины горных рек, обвалы часто создают высокие прочные плотины, выше которых по реке начинается образование озера. Много таких озер на Кавказе и в других горных районах страны.
Водохранилища созданы на крупных российских реках для накопления и хранения воды в целях ее использования в хозяйстве. Например, Камское, Куйбышевское, Рыбинское, Красноярское, Братское.
Ребята, каково значение озёр в природе и жизни человека? (слайд 8)
Запись в тетради:
- Озёра влияют на климат, охлаждая и увлажняя воздух летом на побережье.
- Озёра питают реки.
- Озёра изменяют рельеф (создают дно и берега, обрывы и террасы и т.д)
- Способствуют поднятию грунтовых вод.
- Пресные озёра – источники питьевой воды.
- В озёрах ловят рыбу.
- Озёра – транспортные пути.
- Озёра – замечательные места отдыха.
Но кроме положительных моментов, есть ещё и отрицательные, так например, создание водохранилищ приводит к разрушению берегов, затоплению лесов, сх угодий, деревень, дорог (пример – строительство целого каскада водохранилищ на Волге привело к исчезновению многих населённых пунктов и приведению в непригодность полей и пастбищ).
IV. Физкультминутка.
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.Вспомните, как на физической карте обозначаются болота? Какие места на территории России наиболее заболочены? (Западная Сибирь, Северо-Запад Русской равнины, юг Дальнего Востока).
А сейчас мы выслушаем доклад на тему «Болота». (слайд 9)
Кроме рек, озёр и болот к внутренним водам относятся ледники, подземные воды и многолетняя мерзлота. О них мы послушаем следующие сообщения, подготовленные вашими одноклассниками. (Зачитываются сообщения на темы «Ледники и многолетняя мерзлота», «Подземные воды»)(слайд 10, 11, 12)
V. Закрепление.
Фронтальный опрос:
Какие типы озёрных котловин есть в нашей стране? Где и почему они размещаются?
Какие территории нашей страны наиболее заболочены? Почему?
Какое значение для жизни человека имеют подземные воды?
В каких районах России сосредоточены ледники?
Назовите причины образования многолетней мерзлоты, районы её размещения, влияние мерзлоты на природу и деятельность человека.
VI. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Оценивание, выставление отметок.
VII. Домашнее задание.
§13; обозначить на контурных картах границу многолетней мерзлоты, наиболее крупные озёра страны; творческое задание наиболее сильным ученикам (Приложение)
Источники:
http://900igr.net/prezentacija/geografija/krupnejshie-ozjora-rossii-61777/prichiny-neravnomernogo-razmeschenija-ozer-22.html
http://fishmanual.ru/statyi/957-chto-dast-rybolovu-znanie-o-relefe-dna-vodoema.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/629018/