Как научиться писать стихи
Как писать стихи – несколько полезных упражнений и советов
Как писать стихи – несколько полезных упражнений и советов.
Анна Туренкова (2006г)
Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности “техники” того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.
Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. “Лёгкий стих”-=-=-
Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.
“В саду цветёт пушистый пень”
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. ”
и т.д.
Стараетесь выдержать одну и ту же рифму и размер как можно дольше. Не пытайтесь угнаться за смыслом – это всего лишь упражнение. Оно развивает словарную гибкость, чувство рифмы и размера.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. “Рифмуем всеххх”-=-=-
А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.
“Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. ”
и т.д.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. “Польза классики”-=-=-
Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое “правильное” стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.
___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.
Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.
-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. “Хочу написать то, что думаю”-=-=-
Вы просто выбираете тему – задаётесь описанием конкретного предмета, явления, сути. Записываете в строчку, через запятую все ассоциации и из них творите.
Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): “осень, листья, кружиться, золото, увядание. ” и т.д.
Из этого стихоплётим:
“Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. “
Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.
Я знаю, некоторые всплеснут руками, поднимут глаза к небу и воскликнут “А как же мой стиль?! Моя поэтическая уникальность.” Не тревожтесь. Стиль – атрибут мастерства. Т.е. сначала приходит мастерство, а потом появляется стиль. Он от вас никуда не денется – он находится в вас, это ваш образ мыслей, ваши предпочтения, ваши особенности. Наверное вы вспомните, как в младших классах писали в прописях свои первые буквы? Тогда было ещё рано говорить о подчерке. А потом с истинно природной неизбежностью вы почему-то стали по-своему выводить эти загогулины, закруглять всевозможные петельки и чёрточки, украшать заглавные буквы чернильными всплесками. Такой же эффект появляется во всём, чем вы занимаетесь. А в чём как не в стихах ему проявится сильнее всего? Это же ваши собственные мысли. Изречения великого мудреца – вашего настоящего Я.
Идея такой тренировки не моя. Её подсказал мне один добрый дедушка в поезде, когда мне было 5 или 6 (сама не верю!) лет. Предполагаю, что схожим образом занимаются многие люди, которые стремятся к совершенствованию своего мастерства. Возможно в их методике есть отличия и преимущества. Но мне, именно такой порядок упражнений показался мне наиболее естественным . Признаюсь честно – сама последний раз занималась ещё в школьные годы. Но поверьте, когда техника правильно поставлена, можно о чём угодно рассказать красивыми, запоминающимися, яркими стихами. Не мятся, не вымучивать по отдельности каждую фразу не нестись по кочкам не разбирая дороги, а Творить! Об этом мечтает каждый поэт, и если вы приложите определённые усилия – это ваше!
Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •
-=–=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то
1. Не начинайте “издалека”, пусть первая строчка будет вашей рекламой – старайтесь заинтересовать читателя.
2. Не отвлекайте читателя от темы. Какой бы она не была – реалистичной или абстрактной или даже если её и в помине не было. Старайтесь написать нечто цельное. Закройте глаза и представьте общее впечатление от того, что вы сотворили. Уберите лишнее, добавьте недостающее.
3. Старайтесь не допускать пустых и проходящих строк. Если таковые всё-таки возникли, отложите стихотворение, и вернитесь к нему через час или через несколько дней. Пересмотрите и внесите поправки. Лучший критик для вас – это вы сами, потому что только вы знаете, что вы хотели написать. Не позволяйте этому замечательному помощнику сидеть без дела.
4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.
5. Помните, что у вас качестве “изюминки” стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.
6. Главное вовремя остановится. Избегайте “словестного поноса”. Вовремя говорите себе “стоп!” Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.
7. Дописывайте до конца. Синдром “последней строчки” знаком практически всем. Лучше посидеть лишние 10 минут и придумать достойную рифму, чем убить хорошее впечатление, от всего стихотворения. Возможно то, что вы изобретёте напоследок станет восклицательным знаком и символически подытожит вышесказанное. Удачное и меткое завершение приводит читателя в восторг.
8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.
а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.
б) Если вы наоборот, не потратили на какую-либо свою находку достаточно красок и усилий, то взгляд читателя проскользнёт мимо. Таким образом общий смысл, общее настроение вашего произведения, будут переданы ему в искажённом виде, не в том, который содержится в вашем представлении. (Субъективность восприятия – это другое)
в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.
г) Итак. Вы пишете поэму. Помните, что в этом мире всё циклично – времена года, процессы происходящие в человеческом организме, да и сами стихи. Есть множество различных способов упорядочивания текстовово массива. Но вы не ошибётесь, если будете следовать принципу “фаза напряжения чередуется с фазой расслабления”. Вот как раз во второй фазе, если вы не сумеете выполнить её в разрезе вашей основной темы, придётся оторвать читателя от неё, развлечь, убаюкать, утешить. Часто для этого используют лирические отступления, “детские” или “гуслярские” рифмовки и т.п. Иногда неплохо смотрятся фрагменты прозы или _удобная_ смена ритма.
Если вы не уверены в том, что у вас получится органично и хорошо соблюдать эти фазы, напишите сначала смысловую, серьёзную часть, а потом отдельно поработайте над вставками. Может быть придётся задуматься о равновесии. Не забывайте, что здесь оно смещено словами, использованными только из необходимости выдерживать ритм и находить рифму. Поэтому вряд ли стоит растягивать расслабляющую часть до объёма смысловой. Поэмы, в которых эти соотношения хорошо сбалансированы читаются “на одном дыхании”.
-=–=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:
http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
“От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)”
Никому Не Говори
http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
“Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки”
Docking The Mad Dog
(. ) ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА автора – НЕ оставляйте, пожалуйста, рецензии на этой страничке.
Открой в себе поэта: как научиться писать стихи
Сможешь, как Пушкин?
Текст: Валентина Дмитриева · 1 июня 2017
Возможно, читать стихи сейчас не так популярно, как смотреть сериалы. Но мы верим, что остались еще истинные ценители поэзии. Ты с удовольствием читаешь стихи Есенина, Пушкина, Фета, Рождественского и мечтаешь сочинить что-то хоть отдаленно похожее? Тогда скорее читай наши советы. Упорство, тренировка и вот уже вместо унылого текстового поздравления с днем рождения ты пишешь подруге целое стихотворение!
Пиши только тогда, когда есть вдохновение
Творчество напрямую связано с твоим внутренним состоянием. Невозможно создать что-то хорошее, если у тебя нет подходящего настроения. Ни в коем случае не заставляй себя, не загоняй в какие-то рамки, типа «напишу что-то завтра после уроков, потому что будет свободное время» или «сегодня вечером нужно пару строчек написать, а завтра уже побольше». Поверь, ничего хорошего из этого не выйдет. Поэзия – это отражение твоих чувств и порыв души.
Начни с простого
Если ты хоть иногда проявляла внимание на уроках литературы, ты должна вспомнить, что существуют разные типы рифм и размеры стихотворений. Но на первом этапе не советуем тебе забивать этим голову. Для начала просто найди самые легкие рифмы, которые придут в голову, и запиши их. Потом с помощью этих слов попробуй составить несколько строк. Не обязательно, чтобы они содержали какой-то глубокий смысл, ведь ты только пробуешь. На начальном этапе главное для тебя – научиться работать со словом.
Выбери темы, которые тебе интересны
У поэтов и писателей есть огромный простор для творчества. Можно писать абсолютно обо всем, что происходит в жизни, что нас окружает, что мы чувствуем. Поэтому очень важно найти именно то, что близко тебе. Обычно любимая девичья тема, конечно же, любовь. Но если ты наслаждаешься пейзажами и любишь слушать шум моря, смело отражай ощущения от единения с природой в стихотворных строках. Если тебя волнует проблема поиска себя, пиши об этом. Просто прислушайся к внутреннему голосу и поймешь, чем хочешь поделиться с миром. Ну… или только с самыми близким.
Пиши обо всем, что видишь
Если ты уже потренировалась рифмовать слова и составлять незамысловатые строки, стоит перейти к написанию конкретного стихотворения на определенную тему. Где ее взять? Из жизни, конечно. И если в твоей жизни совсем ничегошеньки не происходит, надо срочно кардинально менять ситуацию! Пробуй новое, соглашайся на все-все-все даже самые сумасшедшие предложения друзей, а еще извлекай выгоду из плохого. Несчастная любовь? Замечательно! Это просто непаханое поле для творчества! Запиши все слова и фразы, которые у тебя на уме. Если там не будет ни одной рифмованной пары – ничего страшного. Когда будет список с конкретными словами и фразами, на них уже и будешь ориентироваться: придумывать рифмы, определять очередность.
Не забывай использовать художественные приемы
Метафоры, эпитеты, антитезы, анафоры, аллитерации – это именно то, что делает стихотворение таким легким, сказочным и придает идеальное звучание. Ведь в обычной жизни мы редко пользуемся подобными приемами. Чаще мы разговариваем очень просто и понятно. Поэзия же дает нам возможность окунуться в совсем иной мир, увидеть то, что было скрыто. В общем, средства художественной выразительности – твои лучшие друзья.
Изучи теорию
Если ты уже определилась с основными темами, подобрала много рифм, написала десяток простеньких стихотворений без особого смысла и поняла, что это действительно тебе интересно и ты хочешь совершенствоваться – тебе пора переходить к подробному изучению этого ремесла. Теперь важно окунуться в теорию и разобраться, какие же бывают рифмы, определить, какие ты использовала в своих первых «трудах» и какие ближе всего твоему сердцу. Также обязательно изучи все приемы, которые используют поэты. Очень полезно всю эту теорию разбирать на конкретных примерах, то есть проводить подробный анализ известных произведений. Можешь даже позаниматься с репетитором, если тебе так легче.
Учись у профессионалов
Конечно, в любом деле необходим определенный пример, ты должна на кого-то равняться. К счастью, мы знаем огромное количество талантливых поэтов, у которых можно чему-то научиться. Поэтому лучшей тренировкой в промежутках между написанием собственных стихов будет чтение произведений других авторов. Тебе очень повезло, ведь специально для тебя мы составили подборку лучших стихотворений талантливейших поэтов. Все они совершенно разные, каждый по-своему видит и показывает мир. Ты обязательно найдешь того, кто близок твоему сердцу.
- Роберт Рождественский. Его стихи о любви такие легкие, будто парящие. Но в тоже время затрагивают самые тонкие струны души. Огромное количество стихотворений Рождественского было использовано известными музыкантами в качестве текстов песен. Одну из них ты наверняка отлично знаешь. Алексей Воробьев добавил к стихотворению «Будь, пожалуйста, послабее» нежнейшую мелодию и подарил нам песню, которая завоевала сотни девичьих сердец. Другие стихи этого поэта ничуть не хуже, поверь!
«Люблю тебя»
…Ты в судьбе моей как весенний ветер,
Ты в любви моей вечное тепло.
Хорошо, что мы встретились на свете,
Но не знаю я, за что мне повезло…
Что еще почитать: «Хотя б во сне давай увидимся с тобой», «Человеку надо мало», «Все начинается с любви», «Любовь настала», «Песня, в которой ты», «Приходи и позови», «Как много лет во мне любовь спала», «Я в глазах твоих утону, можно».
- Александр Пушкин. Конечно, строки из произведений этого великого русского поэта ты знаешь с самого детства. И, возможно, после мучений в школе и зубрежки десятка его стихотворений, у тебя остались не самые положительные эмоции. Забудь про школьные будни и перечитай эти шедевры вновь. Обещаем, Александр Сергеевич пополнит список твоих любимых поэтов!
«Я помню море пред грозою»
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Что еще почитать: «Я вас любил, любовь еще, быть может», «Не множеством картин старинных мастеров», «Редеет облаков летучая гряда», «Признание», «Красавица», «Когда б не смутное влеченье».
- Джордж Байрон. Английский поэт-романтик. Вся его лирика просто насквозь пропитана чистой и всепоглощающей любовью к женщине. В своих стихотворениях Байрон использует множества метафор и сравнений, чтобы описать красоту и прелесть своей любимой. Если твой парень не поэт и не мастер красивых речей, то просто почитай Байрона и почувствуй себя королевой. Мы уверены, твой бойфренд думает точно так же, просто не может правильно сказать!
«Ты плачешь»
Ты плачешь — светятся слезой
Ресницы синих глаз.
Фиалка, полная росой,
Роняет свой алмаз…
Что еще почитать: «Она идет во всей красе», «Подражание Катуллу», «Сердолик», «К Мэри, при получении ее портрета», «Сонет к Дженевре».
- Константин Бальмонт. Любовная лирика этого поэта обладает какой-то сказочной силой. Когда читаешь его стихотворения, ты слышишь все звуки, чувствуешь запахи и четко видишь все детали. Ты увидишь закат, сияние звезд, свет луны, услышишь плеск волн. Бальмонт идеально подойдет для чтения перед сном. После него тебе точно приснится идеальное место из твоих грез.
«Я люблю тебя»
Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение,
Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле.
Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления,
Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле…
Что еще почитать: «Минута», «Беатриче», «Люби», «Линии света», «Весна, весна», «Нет дня, чтоб я не думал о тебе».
- Омар Хайям. Персидский поэт, стал широко известен благодаря своим рубаи (четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространенная на Ближнем и Среднем Востоке). Все стихотворения, которые мы советуем тебе прочесть, состоят всего из четырех строчек. Но даже с помощью минимального количества слов Хайям умеет передать очень важные и глубокие мысли. Это, правда, не рубаи, но тоже очень известное стихотворение поэта.
«Я пришел к мудрецу и спросил у него»
Я пришел к мудрецу и спросил у него:
“Что такое любовь? Он сказал: “Ничего”
Но, я знаю, написано множество книг:
Вечность пишут одни, а другие – что миг.
То опалит огнем, то расплавит как снег,
Что такое любовь? “Это все человек!”
И тогда я взглянул ему прямо в лицо,
Как тебя мне понять? “Ничего или все?”
Он сказал улыбнувшись: “Ты сам дал ответ!:
“Ничего или все!”,- середины здесь нет!”
Что еще почитать: «Как больно за сердца, в которых нет огня», «Изначальней всего остального любовь», «Быть в плену у любви, сердце, сладко тебе», «Словно солнце, горит, не сгорая, любовь», «Когда к жизни Любовь меня в мир призвала».
- Александр Блок. Один из крупнейших представителей русского символизма. В стихотворениях у Блока все продумано до мелочей. Наверняка ты помнишь «Незнакомку» из школьной программы. Как бы тебя не бесило то, что пришлось учить это огромное стихотворение, ты определенно должна признать, что написано оно очень талантливо. Ты ведь прямо-таки окунаешься в эту уютную вечернюю атмосферу. Вот и остальные произведения Блока заставят тебя прожить каждую эмоцию вместе с автором.
«О да, любовь вольна, как птица»
О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно — я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!
Что еще почитать: «Одной тебе, тебе одной», «Пусть я и жил, не любя», «Как день, светла, но непонятна», «Я и молод, и свеж, и влюблен», «Уже над морем вечереет», «Пора забыться полным счастья сном», «Незнакомка».
- Уильям Шекспир. Еще один хорошо известный тебе автор. Мы точно знаем, что ты уже прочитала «Ромео и Джульетту» и влюбилась в эту трагедию. Ведь там такая сильная любовь, о которой мечтает каждая девочка. Сонеты Шекспира, конечно, немного поменьше, чем драматические произведения. Но зато их много. Поэтому ты точно найдешь что-то себе по душе.
«Сонет 106»
…В любой строке к своей прекрасной даме
Поэт мечтал тебя предугадать,
Но всю тебя не мог он передать,
Впиваясь в даль влюбленными глазами…
Что еще почитать: «Сонет 109», «Сонет 130», «Сонет 16», «Сонет 47».
- Шарль Бодлер. Французский поэт, основоположник эстетики декаданса и символизма. Произведения этого автора отличаются от всего, о чем мы писали выше. В стихотворениях Бодлера ты не найдешь той романтики и сравнения женщины с прекрасными цветами и птицами. Его поэзия скорее окутана тайной и мраком. Женский образ и признания в любви могут показаться тебе немного странными. Но оторваться от стихов Бодлера просто невозможно!
«Глаза Берты»
Пусть взор презрительный не хочет восхвалить,
Дитя, твоих очей, струящих негу ночи;
О вы, волшебные, пленительные очи,
Спешите в сердце мне ваш сладкий мрак пролить…
Что еще почитать: «Тебя, как свод ночной, безумно я люблю», «Когда она идет, роняя блеск огней», «Признание», «Печаль луны», «Лебедь», «Гимн», «Что обещает ее лицо».
КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СТИХИ. 11 советов начинающим
Вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Это ни в коем случае не страница учебника. До учебников не дорос. Это просто несколько личных советов.
Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.
Заранее извиняюсь за возможные описки или ошибки. Всё как в анекдоте: “писатель я, а не чита. “, а не филолог. В статье не стану использовать редкие специфические термины, известные лишь кругу посвященных. К чему мне “умничать”?
________________________
Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
С ритма? Рифмы?
Нужно в себе обнаружить желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно , в адрес потенциального читателя.
Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским “alter ego” – его отражением, внутренним голосом, собеседником и субъектом, желающим донести некую мысль и слова до читателя.
Следующее, что необходимо обнаружить в себе, – это саму мысль, которую следует донести. Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком – отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной “бич”, напрочь обесценивающий результат.
Редким исключением может являться пейзажная лирика – словесная картина. Но этой “продукцией” настолько завалены литературные сайты, что, говоря “коммерческим языком”, предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.
________
Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой. И тут я вас снова огорошу. Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но дам практические советы.
Совет по ритму:
начинайте творить с двусложных стихов, а точнее с ямба, коим, например, написан пушкинский роман в стихах “Евгений Онегин”. Все помнят:
“Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.”
Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
– где каждый слог, в основе которого есть некая гласная буква, обозначается символами “_” или “/”. При этом “_” соответствует слабому месту (ну, или безударному слогу), а “/” соответствует сильному месту, Одна такая повторяющаяся пара “_ /” – называется стопой.
Благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.
Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.
Так, например в приведенном отрывке количество слогов в строках таково:
9
8
9
8
а)
Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: “колется – успокоятся”. При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы “набить руку” в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях. Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.
Освоив такой способ, можете переходить к рифмам более сложным.
б)
Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда – беда её засилье и тривиальность. Последние проистекают от простоты её подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы неопределённой формы. “Кидаться – смеяться – ругаться – целоваться – “. Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: “пришёл – нашёл – зацвёл – “. Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, “козёл” – и будет счастье :).
в)
Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: “шла” (1 слог) и “заволокла” (4 слога).
г)
Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимая многими сетевая цитата: “ботинок – полуботинок”. Кто только уже над этим не посмеялся.
Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: “брак” (семейный союз) и “брак” (плохое качество).
Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн.
На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение – оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов – важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе может практически каждый.
Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они – типичные враги лапидарности.
Научитесь писать свои стихи с конца!
Как так?
Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (5) как можно ловчее, не добавляя лишней “воды”, допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество – это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:
“Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды”.
“Ударная концовка” – удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной. Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! 😉
Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё чувствуют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку. Мой же совет – для тех, кто его ищет.
Удачная концовка – важнейший элемент ваших будущих произведений. Но далее я усилю требования следующим призывом:
Если в стихотворении несколько четверостиший, то подойдите к ним с теми же требованиями, как и к финалу. То есть 7-ой пункт – это тот же 6-ой пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию (строфе) в составе стихотворения. А именно:
а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
в) и лапидарно дополняйте “сюжетной подводкой” рифмованных (по отношению к концовке) строк.
Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.
Безусловно, при сочинении строк вы столкнётесь с трудностями попадания в ритм. Будьте гибче в выражении мыслей, дабы иметь по возможности больше вариантов. Начинающий поэт чаще всего определяет почти безальтернативные опорные (основные) смысловые слова и благополучного ритма ради начинает дополнять их мусором из коротких (одно- и двусложных) слов: предлогов, междометий и даже жаргонных восклицаний. Эти слова “для вставки”, как правило уродуют стихи и бросаются в глаза понимающим читателям.
В итоге совет: пишите строки по возможности “длинными” словами, избегая многочисленных односложных слов-заполнителей. Естественно, “длинные” слова не должны быть длинными в буквальном понимании. Они должны быть “достаточными” для строки. При этом, как минимум, исполнены эстетики, присущей богатому русскому языку.
Старайтесь не писать простыми и примитивными предложениями, при которых одна законченная мысль соответствует в точности одной строке. Это самый легкий и не самый удачный способ стихосложения (и мыслеобразования). Укладывайте простые предложения в сложные. вплоть до размеров целого четверостишия. Используйте причастные, деепричастные обороты.
Используйте метафоры (но не “перегибая палку”). Русская поэзия славится своей метафоричностью, образностью. Используйте изысканные слова, эпитеты, определения из литературного лексикона (если, конечно, он согласно замыслу не противоречат лексикону вашего литературного героя).
Не описывайте действие/сюжет словами просторечными или элементарными. Так, например: “герой сказал – героиня сказала – он ей сказал – она ему сказала – он ответил громче – она ответила примирительно. “. Или: “он вошел, походил по дому, затем вышел и пошел в лес. Походил там полдня, затем из лесу вышел. был сильный мороз”.
Только у слова “сказать” в русском языке найдется под 100 слов-синонимов и выражений. Пользуйтесь словарями, например, этим словарём синонимов. А вот небольшой словарь эпитетов.
Русский язык богат синонимами, оборотами, эпитетами. Используйте их ради создания богатого послевкусия в пику пресности и косноязычию.
Помните также, что метафора – это яркое сравнение. То есть некое явление сопоставляется с иным ярким, “поэтически сочным” образом. А не наоборот. Иначе стихи блекнут, вместо того, чтобы гореть ярче.
Не соединяйте различные плохо совместимые стили в одном стихотворении. Не мешайте “высокое” с “низким”. Если, конечно, это не юмористическое произведение, где игра “высокого” с “низким” может быть элементом юмора или сатиры.
____________________
Вот и все 11 советов.
Если бы сам всегда соответствовал своим же советам, то, возможно, стал бы вторым пушкиным ;). Но за много лет, как минимум, познал ценность этих идей. Их понимание выручало меня не раз. А в целом мне ещё учится и учиться. Впрочем, как и всем, желающим хорошо писать стихи.
Источники:
http://www.stihi.ru/2007/06/11-494
http://www.ellegirl.ru/articles/otkroy-v-sebe-poeta-kak-nauchitsya-pisat-stihi/
http://fabulae.ru/note.php?id=47926