7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научиться петь на опоре

Как научиться петь на опоре

Правильно я пою, или нет? Таким вопросом задается каждый начинающий вокалист. И верно, чтобы уметь петь «как угодно», сначала нужно научиться правильно петь. На этом сайте я уже говорила о существовании единого фундамента любого вокала в статье «Общий фундамент любой вокальной техники». Частью такого фундамента, его функцией является еще одно свойство, которое вокалист должен постигнуть, если хочет получить ответ на вопрос «как правильно петь».
Путешествуя по просторам Сети, я не раз обнаруживала, что одним из самых загадочных терминов вокала для начинающих вокалистов (да и не только начинающих) была, есть и остается вокальная опора. «Как опирать голос?», «Как почувствовать опору?», «Если я ощущаю (то-то и то-то), значит, у меня есть опора?» – масса вопросов на форумах, сервисах вопросов и ответов и прочих ресурсах. Немало и объяснений, то есть ответов на подобные вопросы. Все ответы разные и изобилуют описаниями различных ощущений, которые должен испытывать певец при достижении опоры.

Разные ответы, потому что, действительно, ощущения у людей совершенно различны. Вот как трактуется это фундаментальное понятие в вокальном словаре:

ОПОРА – термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука («опертое звучание») и манеры голосообразования («пение на опоре»). При опертом звучании голос обладает всеми необходимыми вокальными качествами: звонкостью, округлостью, устойчивым вибрато и свободой выполнения различных видов вокальной техники. Субъективное ощущение опоры у разных певцов может быть различно. Одни чувствуют ее как определенную степень напряжения дыхательных мышц; другие как столб воздуха, упирающийся в нёбо или зубы; третьи — как ощущение торможения воздуха на уровне гортани (отсюда выражения «опора дыхания», «опора звука», «упор звука», «опора звука на дыхание» и т. п.). Чувство опоры не является прирожденным, оно развивается в процессе освоения вокальной техники. Ведущие, наиболее яркие ощущения при пении определяют для каждого певца его интерпретацию опоры.

Итак, опору нельзя назвать «ощущением» при пении, скорее соответствующие ощущения возникают ВСЛЕДСТВИЕ достижения певцом опоры. Очевидно, что любые объяснения, использующие «ощущательную» лексику будут малоэффективны, ведь другой человек ту же самую опору может ощутить, когда ее достигнет, иначе, чем его визави. Есть и доля вредности в таких объяснениях. Дело в том, что, стараясь достигнуть при пении именно того (или тех) ощущений, о которых ему говорили, вокалист тыкает «пальцем в небо». Вместо того, чтобы искать ощущение, нужно научиться «правильно оформлять певческий звук», как об этом говорит вокальный словарь, вырабатывая у себя технические навыки. Опора и есть совокупность таких навыков.

Постепенно, начиная со следующего дня, гласную нужно удлинять, доводя ее длительность секунд до десяти, а также пробовать и другие гласные – А, Э, И. Но! Начав петь гласную, сохраните ее ровность (по громкости и высоте) до конца! Пусть сначала это будут всего 2 секунды, двигайтесь небольшими шагами.

Вот такие гласные и станут первыми вокальными звуками, которые вы поете «с опорой». Чувства же и ощущения, которые при этом у вас возникнут, будут принадлежать только вам. При таком вокале гласные звучат звонко и плотно, правда? Вот это и есть опора. Но в вокале от понятия «опора» неотделимо и другое понятие – «вибрато». Что это, и с чем его едят?
Вибрато.
Можно было бы начать статью об эффекте ВИБРАТО с определения вибрато из «Вокального словаря» или Википедии, но нужно ли? Ведь самое интересное заключается в том, что ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭФФЕКТА ВИБРАТО в голосе так и не ясна до сих пор. Да, как это ни покажется странным, специалисты так и не выработали пока единого мнения о том, почему возникает вибрато. Объяснение происхождения эффекта вибрато можно найти в «Резонансной теории искусства пения» профессора Морозова В.П. – виднейшего российского специалиста в области изучения вокального голоса. Как проявляется ВИБРАТО – каждый может услышать сам.

Вибрато в голосе маленькой девочки – следствие «правильности» работы ее вокальных органов, ведь она и не задумывается о том, как петь правильно, а просто поет, как ей удобнее и больше нравится!

В том случае, если голос «прямой», безвибратный, вибрато можно выработать, если делать упражнения, снимающие излишнее напряжение с гортани, то есть устраняющие зажим. Этим мы просто освобождаем путь природе голоса, которая со временем берет свое, и вибрато запускается. Вызвать вибрато искусственно невозможно, мне, по крайней мере, это неизвестно.

Вибрато – эффект, который невозможно развить ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО. Под невозможностью я понимаю то, что лучше объяснить на примере. Предположим, юноша приходит в атлетический зал с целью накачать только БИЦЕПСЫ. Тренер ему объясняет, что так не делают, даже если ему и удастся только одни бицепсы развить до уровня Шварценеггера, то все остальное тело будет выглядеть при этом ужасно, просто потому, что несбалансированно. А юноша настаивает. Ну не знает он глубин… Пусть даже он и выполнит свою мечту, бицепсы станут, как шарики воздушные… Так вот, в атлетическом зале это, пусть чисто теоретически, возможно, поскольку существуют специальные упражнения (изолированные), а в вокале в применении к вибрато – нет! Изолированных упражнений не существует пока в принципе!

Читать еще:  Как попасть на фотосессию для детей

Ряд специалистов предлагают (но это используется, как правило, ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ) вызывать ПОДОБИЕ вибрато. Ну, например, легкими нажатиями на живот в момент фонации создавать толчки звука. Если нажатия будут по своей частоте 6-7 раз в секунду, то голос также будет вибрировать, точнее мы услышим вибрацию, поскольку воздух начнет выходить толчками, понимаете? Или предлагают еще в момент пения одной рукой делать «отмашки». В горизонтальной плоскости их делать удобнее, чем в вертикальной. Частота отмашек также должна соответствовать правильному вибрато – 6-7 Гц. Благодаря создаваемой вибрации (резко двигающаяся вперед-назад рука оказывает воздействие на вокальный тракт от легких до трахеи) воздух так же выходит толчками. Это все – не настоящее вибрато. Ведь настоящее вызывается, главным образом, ПЕРИОДИЧЕСКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ ГОРТАНИ вверх-вниз!

Такие способы нужны, чтобы НАТОЛКНУТЬ сознание ученика на то, КАК ЕГО ГОЛОС БУДЕТ ЗВУЧАТЬ, КОГДА У НЕГО БУДЕТ ПОЛНОЦЕННОЕ ВИБРАТО! Сам эффект вибрато таким образом не выработать.

Наличие в голосе эффекта вибрато является неотъемлемым свойством голоса, поставленного по академической модели. В голосе классического певца вибрато НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ! Его просто не пустят на сцену, потому что его никто не станет слушать! Прямой голос считается в классике вокала просто неразвитым. Конечно, такое сочетание – прямой голос и классический вокал, возможно лишь гипотетически, поскольку развитие голоса в академической традиции обязательно приведет к запуску вибрато, в противном случае певец просто не состоится, признают профнепригодным.

Лайфхак для голоса #3. Пение на опоре — управляй дыханием!

Ниже вы найдете упражнение на пение на опоре, которое использует задержанный вдох. Эта уникальная техника сделает вашу диафрагму более активной, научит удерживать дыхание и равномерно расходовать воздух при звукоизвлечении.

Ранее мы обсуждали, что такое пение на опоре — оно же “парадоксальное” дыхание у певцов. Если вам не совсем ясно, о чем речь, я советую пройти по ссылке выше и почитать теорию, а потом возвращаться сюда. В данном лайфхаке речь пойдет о практике и закреплении озвученных тем.

Пение на опоре. Упражнение на задержку дыхания и удержание выдоха.

У данного упражнения на задержку дыхания много аналогов. Еще знаменитый исследователь певческого голоса В.П.Морозов говорил как важно уметь петь на задержанном вдохе. Это и является пением на опоре.

Задержанным вдохом управляет диафрагма. Она активно подключается к процессу дыхания, расширяется и удерживает воздух. И не дает вам сдуться, создавая тем самым опору голосу. Данный лайфхак поможет почувствовать, как работает диафрагма при пении на опоре.

Алгоритм выполнения следующий:

  1. Подойдите к стенеи встаньтевплотнуюк ней лицом. Прислонитесь к ней так, чтобы соприкасаться всем корпусом: животом, грудью и бедрами. Голову можно повернуть в сторону и щекой прикоснуться к стене. Руки опущены вдоль тела, ноги устойчивы, кончики пальцев ног также касаются стены — не отодвигайте их далеко.
  2. Сделайте вдох в «живот». А правильнее сказать, в нижнюю часть грудной клетки, так чтобы расширились нижние ребра, а вместе с ними диафрагма. При правильном вдохе (тест на который описанв первом лайфхаке), передняя стенка живота пойдет вперед. Если вы правильно сделали вдох, появится ощущение словно вы надули небольшой «шарик» в солнечном сплетении. Именно в солнечном сплетении в районе ребер, там, где находится диафрагма, не ниже! Этим «шариком» вы вплотную прикасаетесь к стене.
  3. Задержите дыхание после того, как вдохнули. Вдох и пауза. Во время которой почувствуйте сопротивление стены. Ощутите напряжение в расширенных мышцах ребер, передней стенки живота и диафрагмы. Касайтесь надутым солнечным сплетением стены на задержке дыхания.
  4. Начните медленно выпускать воздух, но не сдувать живот! Чем больше вы выдыхаете, тем сильнее удерживайте мышцы диафрагмы и живота надутыми, словно продолжаете расширяться. Должно сложиться ощущение, что при выдохе вы все еще продолжаете вдыхать (парадокс вокального дыхания, помним?). Выдыхайте и толкайте стену расширенной диафрагмой с такой силой словно пытаетесь сдвинуть ее с места.
  5. Повторите упражнение уже с голосом. Потяните звук на любую гласную, например, «А», работая с дыханием по прежней схеме. Вдох с расширением диафрагмы и живота. Пауза и задержка дыхания в расширенном состоянии. Выдох — мышцы не сдуваем. Если не получилось с первого раза, снова вернитесь к беззвучному выдоху, а потом опять попробуйте на звуке. Главная задача не сдуваться и толкать стену животом, чувствовать ее давление на мышцы живота и их сопротивление в ответ.
  6. Отойдите от стены и сделайте такой же вдох и выдох с удержанием расширенной диафрагмы, словно продолжаете толкать стену. Спойте или скажите что-то, надув «шарик» на солнечном сплетении и не сдувая его, как будто толкаете стену. Диафрагма расширяется и живот идет вперед. Именно эти мышечные движения и подразумевают пение на опоре, их нужно тренировать.

Многие педагоги по вокалу советуют представлять в этот момент, что вы толкаете диафрагму вниз при звукоизвлечении, словно опираетесь на нее, и в этом и заключается опора пения. Если такой художественный образ вам помогает лучше ощутить напряжение, то можете думать о нем, когда поете. Но я советую вам для начала разобраться в физиологии дыхания. Изучить собственные ощущения в теле, чтобы осознать все механизмы работы голоса. А потом уже искать подкрепление в образах и метафорах.

Читать еще:  Как развить сверхъестественные способности

Я не чувствую опору при пении: ошибки начинающих вокалистов в работе с задержкой выдоха.

Пение на опоре у начинающих вокалистов вызывает много вопросов. Кто-то считает, что нужно посильнее поднажать на диафрагму, кто-то думает, что лучше надуть живот, и это поможет удержать звук. А кто-то поет около пяти лет, да так и не научился удерживать выдох, потому что не придает должного значения тренировке диафрагмы.

Я хочу предостеречь вас от таких ошибок. Вот самые распространенные из них:

  • Главное в этом упражнении, понять, что не стоит сильно напрягать и зажимать мышцы живота и диафрагмы. Цель лайфхака — помочь вашему голосу, а не вызывать лишние спазмы. Есть понятие активных мышц, а есть понятие зажатых. Стоит их различать.
  • Не делайте упражнение через силу, если чувствуете, что создаете зажим в теле. В таком случае нужно перейти на более мягкий режим, делать вполсилы до легкого напряжения в диафрагме. Но небольшое чувство натяжения или иные ощущения активных мышц должны присутствовать!
  • Также плохо, если вы не почувствовали никакого напряжения и никакого сопротивления со стеной. Это значит, что диафрагма не удерживает ваш воздух, а спускает его сразу. Либо, вообще, не включается, и вы дышите верхом грудной клетки. Как научиться дышать животом, вы сможете прочитать в первом лайфхаке.
  • Следите за тем, чтобы ребра и живот не сужались во время выдоха. Хотя бы первые 5-10 секунд. Разумеется, по мере того, как будет заканчиваться дыхание, мышцы пойдут на спад и будут стремиться к естественному положению. Но постарайтесь, выдыхая(!), сохранить их в расширенном положении, как можно дольше.
  • Также плохо, если надув шарик на солнечном сплетении и начав толкать стену, вы отклоняетесь от нее. Вам нужно прислониться к ней, как можно сильнее, чтобы создать сопротивление и получить обратную опору и давление на мышцы от стены. Вступайте с ней в борьбу!

Внимание. Это важно! Помните, что после вдоха всегда должна быть небольшая пауза, и только потом выдох. Во время этой остановки вы даете мышцам диафрагмы и живота собраться и удержать расширенное состояние, удержать воздух.

Сначала эта пауза будет длинной, когда вы только начнете выполнять упражнение на опору при пении, но чем чаще вы будете обращать внимание на эту паузу, тем быстрее она войдет в привычку и станет маленькой и незаметной.

Со временем вы перестанете замечать задержку после вдоха совсем, пауза будет присутствовать и при исполнении песни, но быть микроскопической. Но необходимой для диафрагмы, чтобы успеть сгруппироваться и приступить к работе.

Моя практика показала, что если ученики не задумываются о данной схеме: вдох-пауза-выдох, они не могут контролировать свое дыхание полностью, спускают весь воздух на первых нотах, а голос лишается поддержки дыхания и опоры при пении.

Как сделать пение на опоре постоянным?

Пропойте, стоя у стены, всю песню целиком на задержанном вдохе, в таком же расширенном состоянии, как описано в лайфхаке. Это включит в работу ваш певческий выдох и опору голоса.

Особенно такое дыхание пригодится на сложных нотах, например, на верхних или там, где нужно долго тянуть звук и экономить выдох. Спойте самые сложные места в песне, прислонившись к стене и толкая ее расширенной диафрагмой.

Когда нужно сэкономить вдох на длинной фазе или высокой ноте, вы можете вспоминать напряжение при задержанном дыхании у стены, и мышцы непроизвольно будут повторять эти движения и удерживать воздух. Самое важное чередовать тренировки со стеной и без. Сначала толкать мышцами стену, потом отходить от нее на шаг и представлять, что вы продолжаете сопротивляться ее давлению, расширяя диафрагму.

Пение на опоре — искусство управлять дыханием.

Резюмируем: опора звука у вокалиста подразумевает постоянную работу с выдохом. Дыхание нужно удерживать, равномерно расходовать, а не толкать рывками. Техника задержанного вдоха, которая использует парадоксальное дыхание, учит именно такому подходу к выдоху: вы придерживаете воздух, аккуратно его выводите. Плавный воздушный поток дает опору голосу, делает его сильным. Ведь каким будет выдох, таким будет и звук.

Данный лайфхак для голоса как раз позволяет научиться и тому, и другому. Приучайте мышцы живота, солнечного сплетения и ребер быть активными, расширяться при вдохе и удерживать воздух при выдохе. Именно это является самым основным навыком у хорошего певца.

Напишите мне про ваши ощущения в комментариях, насколько легко получается задерживать вдох. Либо поделитесь своим лайфхаком на опору голоса!

Как петь на опоре. Основы, которые должен знать каждый вокалист

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

Читать еще:  Что едят носороги

«Держи воздушную подушку» – рекомендовал мне мой первый педагог по вокалу. И я пела, как могла. Боясь расстроить преподавателя, я сказала, что не представляю, что такое “воздушная подушка” и где она у меня находится. Пытаясь удерживать воздух внутри, я переставала дышать, а без дыхания, сами понимаете, и пения нет. Петь у меня то получалось, то не получалось. На живых выступлениях я пела на связках, а занятия по вокалу на тот момент ассоциировались у меня с большим напряжением и дискомфортом. Этот педагог так и не смог объяснить мне, как петь на опоре.

«Держи воздушную подушку» – рекомендовал мне мой первый педагог по вокалу. И я пела, как могла.

Следующий педагог не сразу, но сумел дать мне ощущение опоры. Но и тогда у меня не было чувства комфорта и легкости. Там меня учили выжимать звук, напрягая все мышцы живота вниз, а иногда от напряжения у меня болело все внутри и я давилась звуком. Нужно ли «тужиться» во время пения? Об этом мы узнаем позже.

Оказалось, все намного проще, когда пришло точное понимание и ощущение, какие мышцы работают и что такое опора. И это было озарение, которое изменило мою жизнь и мое пение к лучшему. Я стала брать те ноты, которые несколько лет назад просто не сумела бы взять, причем, очень легко.

Итак, какие мышцы составляют опору? Это мышцы пресса, внимание – верхнего пресса! Чтобы точно обозначить нужное место, нужно приложить три пальца над пупком. Это приблизительно центр солнечного сплетения.

​Способы почувствовать опору и понять как петь на опоре

1. В положении стоя отклоните корпус назад и так зависните. Автоматически напрягаются мышцы живота, которые не дадут вам упасть – это и будут нужные мышцы. Теперь распрямите тело, а мышцы оставьте в таком же напряженном положении – это и есть опора.

2. Лягте на пол, положите на живот не слишком тяжелый предмет, но и не невесомый. Попробуйте мышцами живота приподнять предмет вверх, но не надувайте его, поднимайте не воздухом, а именно мышцами. Мышцы, которые будут удерживать предмет – это и есть опора. Физиологически мышцы, которые работают при опоре, называются диафрагма.

3. Возьмите палочку (подойдет лак для волос, бутылка, зонтик – любой вытянутый округлый предмет, но не острый), приложите к животу одним концом, другим упритесь в стену, сделайте вдох и напрягите мышцы живота. Напряженными мышцами надавливайте на вашу «палочку», она будет упираться в стену, а напряженные мышцы будут оказывать палочке сопротивление и не дадут ей вдавиться в живот.

4. Представьте, что вы поднимаете тяжелый предмет (две сумки по бокам или диван) – нужные мышцы напрягутся автоматически.

5. Покашляйте – при кашле естественным образом работают мышцы опоры.

В нашей онлайн-школе “Петь легко” мы рекомендуем заниматься именно с “вокальной палкой” или “бутылкой” – она даст вам постоянное ощущение опоры. Когда вы поете, надавливайте предметом на живот, а мышцы живота напрягайте так, как будто хотите этот предмет вытолкнуть вперед, и пробуйте петь. Таким образом, диафрагма делает не втягивающие движения, а выдавливающие. Ощущение опоры может прийти не сразу, но его не спутать ни с чем: вам должно быть комфортно, будто есть на что опереться, и вы можете оттолкнуться и начать летать 😊

Опора – это не только напряженные мышцы живота, но, скорее, умение удерживать ими воздух. Чем лучше вы удерживаете воздух в легких и экономнее его расходуете при пении, тем лучше работает ваша опора.

Опора – это не только напряженные мышцы живота

Как отличить пение на опоре

Когда исполнитель поет на опоре, его пение громкое, выразительное, есть динамика тише-громче, он свободно переходит на высокие ноты и не вылетает на фальцет (головной писклявый звук). Его звук не зажат в носу или в голове. Он может петь мощно, но при этом без напряжения.

Для чего нужна опора вокалисту

Опора помогает снять напряжение с голосовых связок и расслабить гортань. Другими словами, сохранить здоровые связки и певческий аппарат на всю жизнь. Ведь пение – это большая нагрузка на весь организм, и, чтобы давать концерты, записываться в студии, много говорить, нужно правильно распределять напряжение и воздух в теле. И если вы хотите петь долго и счастливо, лучше сразу начинайте учиться пению у грамотных педагогов! Таким образом, мне понадобились годы, чтобы понять, что такое «воздушная подушка», где ее удерживать и как петь на опоре 😊

Жаль, что тогда у меня не было таких меток, которые мы сейчас используем в нашей школе.

Не повторяйте чужих ошибок – учитесь петь сразу правильно. В нашей школе вы научитесь удерживать опору во время пения уже с первых уроков на практике и под контролем хороших специалистов.

Источники:

http://vk.com/topic-21499140_26278831
http://ovocale.ru/penie-na-opore-upravlyaj-dyxaniem/
http://easyvoice5.ru/articles/kak-pet-na-opore-osnovy-kotorye-dolzhen-znat-kazhdyi-vokalist

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: