Как древние евреи оказались в палестине
Евреи в Палестине
Евреи в Палестине
Завоевав Палестину (Ханаан) и жестоко расправившись с ее оседлым населением (в Библии красочно описываются «подвиги» иудеев, которые, с благословения Яхве, безжалостно уничтожали целые города и опустошали плодородные области этой благодатной части ближневосточного региона), древние евреи осели в этой стране, перешли к земледельческому образу жизни и создали здесь свое государство. Немалое влияние на развитие их культуры – возможно, также и религии – оказали при этом традиции древних палестинских семитских народов, отныне включенных в состав еврейского государства. Первые его цари – объединитель страны Саул, храбрый Давид, мудрец Соломон (XI–X вв. до н. э.), чья деятельность ярко описана в Библии, – не сумели, однако, создать сильного государства, которое после Соломона распалось на две части – Израиль на севере и Иудею на юге. Власть царей в обоих государствах была слабой, но зато большим авторитетом и влиянием пользовались жрецы Иерусалимского храма и различного рода «слуги божьи», назореи («святые» люди) и пророки, выступавшие с обличением несправедливостей и социального неравенства, становившихся все более заметными по мере развития общества. Эти «слуги божий» видели спасение от всех бед в исступленном культе великого Яхве, в уповании на его милость и волю.
Иерусалимский храм с течением времени, особенно после реформ иудейского царя Иосии в 622 г. до н. э., стал не только центром, но и практически единственным местом, где совершались ритуалы и жертвоприношения в честь Яхве. Остальные святилища и алтари, равно как и культы других древнееврейских и заимствованных иудеями у завоеванных ими народов Ханаана богов, с начала I тысячелетия до н. э. постепенно отмирали. Только одному Яхве возносили теперь молитвы жрецы из колена Левия, т. е. потомки Моисея. Яхве был на устах у многочисленных пророков, чьи поучения были включены в Библию (в Ветхий завет) и дожили до наших дней. При этом существенно заметить, что пророки соперничали с жрецами Иерусалимского храма, представляя собой нечто вроде оппозиции официальному курсу культа Яхве. В известной мере можно сказать, что вся жизнь народа и политика государства концентрировались вокруг Яхве и Иерусалимского храма. Недаром и весь период древнееврейской истории до 586 г. до н. э., когда Иерусалим был завоеван Вавилонией, храм разрушен, а множество евреев во главе с жрецами и пророками были уведены в плен в Вавилон, называется периодом Первого храма. Храм этот, построенный в Х в. до н. э. Соломоном из крепкого камня и ливанского кедра, представлял собой впечатляющее сооружение. Строительство его легло тяжелым бременем на народ, и некоторые авторы предполагают, что именно с этим был связан распад еврейского государства после Соломона.
Период Первого храма – эпоха наращивания мощи жрецов и усиления культа Яхве. Уже тогда сложились те основы иерократии (власти духовенства) и теократии, которые отчетливо проявили себя позже, в период Второго храма. После завоевания Вавилонии персидским царем Киром евреям в 538 г. до н. э. разрешили возвратиться в Иерусалим, а храм был отстроен заново. Жрецы его утопали в роскоши – со всех концов страны к ним стекались обильные подношения. В период Второго храма еще резче и последовательнее, чем прежде, стал осуществляться очищенный от наслоений прошлого культ единого и всемогущего Яхве. Жрецы храма, практически забравшие в свои руки всю власть в стране, энергично боролись против политеистических пережитков и суеверий, в частности они запретили изготовление любых идолов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ПАЛЕСТИНА В И ТЫС. К Н. Е.
Заселение Палестины древними евреями
Согласно ветхозаветной традиции, предки древних евреев до своего прихода в страну Ханаан якобы попали со своими козами, овцами и ослами в Египет. Там они славно размножились, однако в конце концов вынуждены были бежать из египетского рабства, потому что фараоны обременяли их хозяйственными работами. Организовал этот побег Моисей, имя которого означает вождь. Через него на горе Синай (как раз на том месте, где позже вырос монастырь св. Екатерины) Бог заключил с беглецами завещание (соглашение), пообещав им убежище и свою опеку, если они в дальнейшем будут отдавать все свое религиозное горение только ему. Однако беженцам быстро надоело вести праведную жизнь, и Бог наказал их за это, заставив в течение 40 лет скитаться в странствиях, прежде чем они попали в землю обетованную – Палестину.
Историки не уверены, что в своей миграции в Палестину евреи побывали в Египте, ведь факт остается фактом: египетские письменные источники ни словом не упоминают о пребывании евреев в этой стране и об их побег оттуда, археологи также оказались беспомощными в решении этого вопроса, сама Ветхозаветная традиция освещает египетский плен евреев весьма противоречиво. Поэтому историки в основном считают, что если Египет и стал временным пристанищем для евреев, то только для немногих их племен. Церковные авторы, разумеется, считают эту старо-заветную рассказ вполне достоверной, хотя датируют выход по-разному: то концом XIII в. до н. е. (годы царствования фараона Мернептаха, в памятном надписи которого является единственная в древнеегипетской традиции упоминание об Израиле), то еще серединой XV в. до н. е. (владычества фараона Аменхотепа II).
До поселения в Палестине и образования своего государства ветхозаветных союз 12-ти израильских племен на самом деле представлял собой ряд враждующих племенных групп, не объединенных между собой ни этнически, ни религиозно, каждая – со своей исторической судьбой. Племя Иуды, например, по словам историка, “скорее представляло собой оседлый род Хананеев, чем кочевников-арамеев”, и “слилось с израильским народом и стало похожим на него гораздо позже”. Сам приход этих кочевников семитов в Палестину отделался несколькими волнами. Первые племена (ветхозаветные колена), возглавляемые выборными вождями-судьями, попали в Трансиордании почти беспрепятственно, им легко удалось овладеть Иерихоном, который хранил верность египетским фараонам, и разрушить Бетел. Однако другие колена уже должны были брать Иордана с боями. Первыми пришли в Палестину израильские племена, поэтому они поселились в северных, земледельческих областях страны, иудеям же достался неземледельческих Юг.
Местные ханаанейцам поступили евреям стойкое сопротивление, отраженный в библейском эпосе о Самсоне, Дебору и других еврейских героев. Характерно, что хотя еврейские колена и громили ханаанейские города, самых Хананеев они не вырезали, а слились с ними, потому что считали отдельные ханаанейские племена (Моавитян, эдомитяне, Аммонитские) своими родственниками. Расположенный на неприступной скале Иерусалим (это название переводится как “пусть [Бог] установит мир”) евреи сначала взять не смогли. В конце концов евреи и местное ханаанейское населения взаимопонимания между собой, надо было защищаться против общего врага – двух племен морских народов, филистимлян и чакара, которые также поселились на окраине Палестины и в которых, в отличие от евреев, уже была железная оружие. Ожесточенная борьба между евреями и филистимлянами за Палестину отражена в библейской легенде о Давиде и Голиафа.
Поселившись в Палестине, евреи быстро переняли земледельческую культуру и торговые традиции ханаанейцам. Они стали выращивать злаки, виноградную лозу и маслины. В них появились имущественная и социальное неравенство, рабовладение, родовая община изменилась территориальной, зародилась государственность. К построению своего государства еврейские колена к тому времени уже были готовы. Дело в том, что последние их вожди-судьи – Эли и Самуил – были также верховными жрецами, а поскольку жреческая должность считалась наследственной, то обязанности судей тоже стали наследственными.
Еврейские колени нередко конфликтовали между собой, заключали друг против друга политические союзы, возглавляемые вождями-судьями. Однако общие торговые интересы и враждебное окружение требовали от них политического объединения, которое и совершилось в XI в. н. е.
Бедная Палестина, или как евреи кусок арабской земли отхватили
Нетаньяху в очередной раз продемонстрировал, что мнение мирового сообщества Тель-Авиву безразлично. Палестинские территории ими активно осваиваются, а строительство еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан все расширяется и расширяется. Беспокойство генсека ООН никого не волнует. Это ли не наглость?
Бедные израильтяне, страдающие от арабской агрессии, ускоренно вытесняют палестинцев с их же земли. Генеральный секретарь ООН призывает Нетаньяху одуматься и прекратить накалять обстановку в регионе. Строительство новых поселений на оккупированных евреями территориях ни к чему хорошему не приведет. О мире можно будет только мечтать.
Но нет, Кабмин принимает историческое решение: вблизи палестинского города Наблус, что на Западном берегу реки Иордан в районе долины Шило, построят новое поселение для размещения бывших жителей Амоны – небольшого поселка в Самарии, принудительно расселенного по решению суда. Поселок якобы незаконно находился на палестинских территориях, да и жители выселяться не хотели, сопротивляясь полиции.
Палестинцы поступили мудро, обратившись за помощью к международному сообществу, выставив Тель-Авив в дурном свете. Итак, почти полмиллиона евреев проживают в 140 поселениях, построенных на оккупированных с 1967 года Израилем палестинских территориях. Мало того, Минобороны Израиля планирует построить еще 2,5 тысяч единиц жилья в еврейских поселениях на Западном берегу, невзирая на протесты ООН.
Израиль обеими руками вцепился в эти территории, под любыми предлогами оттягивая момент их возвращения Палестине. Чужая земля душу греет и позволяет расширяться? А как же «Фесский план»?
Еще в 1967 году наметились пути решения ближневосточного конфликта. Главы арабских государств приняли декларацию, предусматривающую вывод израильских войск с оккупированных арабских территорий, в том числе Восточного Иерусалима. Еврейские поселения на захваченных землях следовало уничтожить, предоставив палестинцам право на самоопределение и создание независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме. Это подтвердила и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН.
Израиль не просто протестовал и критиковал позицию ООН, но и предпринимал шаги к закреплению своего присутствия на этих территориях. Так, в 1980 году евреи «приватизировали» Восточный Иерусалим. Израильский Кнессет принял «Закон об Иерусалиме», согласно которого этот город был провозглашен единой и неделимой столицей Израиля. Аннексия? Несомненно. И никакие исторические факты не легализуют это решение.
Источники:
http://history.wikireading.ru/103235
http://studbooks.net/1988/istoriya/palestina
http://politikus.ru/events/92668-bednaya-palestina-ili-kak-evrei-kusok-arabskoy-zemli-othvatili.html