1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как делают взрывы в кино

Как делают взрывы в кино

Мы находимся в Ярославле на съемках фильма «Жизнь и судьба» по одноименному роману Василия Гроссмана, скоро телеканал «Россия» уже покажет это кино.

Многие сцены происходят в окопах, в самый разгар Сталинградской битвы, поэтому взрывов было предостаточно. Сегодня мы расскажем, как делаются взрывы в кино.

Сразу скажу, чтобы вы не разочаровывались: сам «динамит» мне сфотографировать не разрешили, «по этическим соображениям». Все остальное покажу и расскажу.

Я думаю никому не нужно объяснять, что когда мы видим на экране бомбежку, никто не сбрасывает бомбы, чтобы показать взрыв. Шашки закладываются заранее, в тех местах, где взрыв должен попасть в кадр. Поэтому сначала режиссер объясняет пиротехнику мизансцену, а оператор показывает, какие декорации будут в кадре. Потом они вместе решают, где лучше произвести взрывы, чтобы они и в кадр попали и артистов не покалечили. После этого пиротехник показывает артистам, где будут взрывы. В данном случае главный пиротехник Михаил Марьянов показывает, где и когда будут происходить взрывы Александру Балуеву и актерам групповки:

После этого репетируют. На время репетиции пиротехники встают на место взрывов и в нужный момент, кричат «Бах!». Потом эти же пиротехники будут каждый взрывать свой заряд:

В конце все остались живы-здоровы

Главным критерием взрыва в кино является не мощность, а зрелищность. В случае, когда снимаются взрывы от снарядов, попадающих в землю, огненные клубы обычно не нужны. Зрелищность достигается, тем, что шашки засыпают большим количеством рыхлой земли. Цвет выбирают в зависимости от того, куда попадает снаряд:

Красивее всего смотрится взрыв с черноземом:

Мощность взрыва для зрелищности, конечно, тоже важна. Если заложить недостаточно «динамита», то взрыв в кадре будет вялым (сравните с первой фотографией в посте )

Еще одной важной составляющей красивого взрыва являются дымы: черный и белый. Если идет бомбежка, то дым от взрывов должен быть по всюду. Дымы делают кадр более наполненным и атмосферным. Черные дымы делаются с помощью специальных дымовых шашек, а белые вот такой штукой:

С дымами главное не переборщить, иначе в кадре не будет видно ни взрыва, ни артистов:

Дымы — это тоже забота пиротехников, а вот огни, которые должны красиво гореть в кадре часто зажигают художники картины:

Особая песня — это ночные взрывы:

Тут уже просто черноземом не обойдешься. Нужна таки вспышка!

Грохот во время взрыва невероятный и земля по-настоящему трясется, даже когда он далеко. А когда взрыв в непосредственной близости, реально впадаешь в ступор и сердце начинает биться быстрее. Но надо сказать, что взрыв всегда не хаотичный, а направленный, так что артистам кроме временной глухоты ничего не угрожает. Если, конечно, работают профессионалы

Один из взрывов я решил снять поближе. Залег в кустах метрах в 15 от заряда. Сосредоточился, палец на кнопке, смотрю на маленький земляной холмик. Ощущение, как перед ковбойской дуэлью. Успею-не успею:

И тут как шибанет. Кнопку-то я нажать успел, но поскольку земля тряслась и руки мои от взрыва соответственно тоже, первый кадр получился в стиле импрессионизма:

А потом меня засыпало землей. По следам на земле я потом увидел, что взрыв был направлен прямо на меня Землю я потом вытаскивал из-за шиворота и из карманов пол дня. Лицо было черным, а тело немного потрясывало Но оно того однозначно стоило! Ощущения, когда ты находишься рядом с мощным взрывом непередаваемые!

Вот вроде бы и все, что я хотел сказать о взрывах в кино, которые видел. Надеюсь вам было интересно. Хочу сказать одну вещь о фильме. На самом деле война в нем — это скорее среда обитания героев, чем самоцель. Фильм не столько о войне, сколько о судьбах людей.

Профессия пиротехника. Как снимают взрывы в кино

Первое, что приходит в голову при слове «пиротехника», — это, конечно, эпические взрывы, столбы огня и ядерный гриб, закрывающий собой горизонт. Однако если вы решите освоить эту профессию только ради разрушения цивилизации, то будете наверняка разочарованы, потому что она предполагает и менее крупные формы — например, растопку в кадре камина или зажигание обеденных свечей.

Другими словами, услуги специалистов требуются практически для любого фильма. В их компетенции оказываются и безобидные петарды, и дымовые шашки, и имитации (или не имитации) взрывов с выстрелами, а также расчет мощности зарядов, обеспечение группы искусственным туманом, контроль обращения с оружием и связь с исполнителями трюков. К тому же для работы с опасными материалами необходимы специальная лицензия и разрешения, а при съемках сложных сцен с огнем не лишним бывает согласование с пожарными службами.

Когда речь заходит о масштабных разрушениях на экране, одна фигура стоит особняком. К режиссерским талантам Майкла Бэя принято относиться в лучшем случае снисходительно, но в области пиротехники он — царь и бог, давно заслуживший собственный памятник. Под который следовало бы тут же заложить центнер динамита — в полном соответствии с любимым творческим принципом мастера.

Майкл, несомненно, сделал большой вклад в химию и физику, открыв доселе невиданные пиротехнические свойства практически у всех вещей на земле. Если какой-то предмет появляется у него в кадре, высока вероятность, что над ним уже тикает таймер. «Пришел, увидел, детонировал», «я взрываю, следовательно, я существую» и «КА-БУМ. » — такова философия Бэя.

Поклонники неуемного постановщика даже не поленились посчитать количество фейерверков в его фильмах: получилось около тысячи — и это было еще до выхода четвертых «Трансформеров»! В картинах поскромнее дело обходилось парой десятков бабахов, а в более дорогих счет шел на несколько сотен.

Голливуд все чаще возвращается к живым практическим эффектам вместо компьютерной графики. Однако Майкл Бэй никогда от них не отказывался. По уверениям специалиста по спецэффектам и лауреата «Оскара» Джона Фрэзиера, каждые «Трансформеры» по меньшей мере на 50% состоят из настоящих разрушений.

Читать еще:  Что лучше МДФ плёнка или пластик

Бэй в свою очередь гордится работой с Фрэзиером: «Он плохо слышит, потому что очень много всего перевзрывал. Нам до сих пор принадлежит рекорд Гиннесса за «Перл-Харбор»: Джон подорвал 350 снарядов за 7 секунд. Сейчас, мне кажется, многие не стали бы делать по-настоящему».

Фрэзиер на протяжении семи месяцев — дольше самих съемок — готовил сцену авиаудара в «Трансформерах: Месть падших». Бомба, для которой понадобилось почти 4000 литров бензина и более 300 динамитных шашек, вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая крупная, взорванная поблизости от актеров. «Когда Шайя ЛаБеф, Меган Фокс и Тайриз Гибсон находились на расстоянии 25 метров от эпицентра, началось настоящее веселье. Жар был очень сильным».

Впрочем, «007: Спектр» — последний на сегодняшний день эпизод в эпопее о Джеймсе Бонде — бросил вызов Бэю, и тот вряд ли теперь сможет спать спокойно. А все потому, что Сэм Мендес поставил рекорд среди самых больших постановочных взрывов в истории кино. Эпизод снимался в Марокко под руководством Криса Корбоулда, специалиста по спецэффектам и обладателя «Оскара». На аннигиляцию злодейской базы ушло 8418 литров керосина и 33 кг порошкообразных веществ, в сумме — 68,47 тонны в тротиловом эквиваленте.

Поскольку использование пиротехники потенциально может привести к травмам, на съемочной площадке особое внимание уделяется созданию безопасных условий. Например, чтобы никто не пострадал от осколков и ошметков, части декораций иногда изготавливают из специальной монтажной пены.

В «Плохих парнях 2» все тот же Бэй легко и непринужденно уничтожил 40-миллионный особняк в Майами — самый дорогой объект, проверенный им на прочность. Строго говоря, кинематографисты не разнесли все имение в щепки целиком, но фасад порушили основательно. В течение месяца они меняли части дома, устанавливали фальшивые стены, облегченные окна и другие элементы — так получилось создать контролируемый огонь.

Настоящую революцию в возрождении пиротехники в кино совершил и недавний оскаровский триумфатор «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера. За последние пару десятилетий зрители устали от изобилия мультяшной компьютерной графики, не способной натурально заменить живые трюки и фактуру. «Дорога ярости» на 80% состоит из настоящих эффектов, трюков, грима и декораций.

Подвешенный на тросах боевой гитарист, изрыгающий пламя из своего музыкального инструмента, — один из мощнейших образов картины. «Джордж, увы, не любит, когда вещи не работают. В прошлом, бывало, я строил для него реквизит, который изначально задумывался как бутафория, а он говорил: «Ладно, давай врубай эту штуку», — жалуется художник-постановщик Колин Гибсон. — И да, огнеметная гитара у нас рабочая, к ней подключался усилитель, играй сколько хочешь». Бандурина весила около 60 кг и держалась на амортизирующих тросах, закрепленных на машине. Выбросы пламени апокалиптический музыкант регулировал с помощью рычага тремоло.

Взрыв грузовика, тянущего мобильный нефтеперегонный завод, посреди преследующих его машин — другой незабываемый кадр. Все было по-настоящему, но другие машины встроили в кадр на стадии постобработки. «Мы отвезли его в пустыню, — откровенничает Том Вуд, специалист по визуальным эффектам, — окружили камерами с машин и вертолета и бабахнули. В дело пошли азотные пушки (пневматические устройства, приводимые в действие энергией сжатого азота. — THR), от которых кабина взлетала на воздух».

Возросший интерес к практическим эффектам не означает отказ от компьютерной графики. В той же «Дороге ярости» больше 2000 кадров, обработанных на постпродакшне, — в основном удаление тросов и тематическое украшение намибийской пустыни. Наилучшие художественные результаты дает грамотное совмещение настоящих эффектов с нарисованными. Все горит на самом деле, а графика лишь усиливает впечатление.

Схожим образом снимают и в России — в частности, апрельский блокбастер «Экипаж» «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова», который вполне может потягаться по зрелищности с практически любой голливудской картиной: «Все, что касается взрывов, огня, — делалось вживую. Такие сцены на 90% — пиротехника, — комментирует один из постановщиков спецэффектов проекта игорь Титов. — CG — это лава, некоторые общие планы, сцены в воздухе, погодные условия».

К работе над фильмом пиротехники подключаются уже на стадии препродакшна и изучают сценарий, дабы понять возможности и ограничения проекта. «У нас было полгода подготовки, — продолжает Титов. — Мы присутствовали на читках, записывали, что и в каком количестве нам потребуется. Какие-то материалы у нас и так есть, остальное параллельно покупалось, заказывалось, собиралось. За элементами для качающихся платформ-гимблов (карданный подвес, приводящий в движение декорацию или технику. — THR) моему коллеге Илье Чуринову пришлось летать в США, пока я работал на съемочной передовой в Крыму».

Непосредственно на съемках специалисты входят в состав операторской группы, а их количество меняется в зависимости от задач. Часто на запечатление некоторых дорогих кадров есть всего один шанс, прежде чем все безвозвратно сгорит или разлетится на куски, поэтому крайне важно наладить взаимопонимание с человеком, стоящим за камерой.

Впрочем, всего предусмотреть невозможно, и иногда искать новые решения приходится уже в реальном времени. Для работы с пиротехникой, с одной стороны, требуется воображение, с другой — технические знания в области физики, химии, механики и умение применять их на практике, смешивая горючие смеси для получения нужного эффекта.

С годами появилось множество материалов, призванных сделать работу с огнем менее рисковым занятием. Горючие гели и жидкое топливо пришли на смену куда более опасным резиновому клею, бензину и другим сильно воспламеняемым субстанциям. Но сама профессия от этого легче не становится. С другой стороны, старания именно этих специалистов зритель всегда замечает и ценит. И лучшим тому подтверждением служат сборы насыщенных пиротехникой проектов. Не случайно ведь появилось выражение «Взорвали кассу».

Читать еще:  Что лучше дизайнерская мебель или обычная

Взрывы и дождь. Как делают погоду в кино

Эта статья продолжает цикл материалов в рамках специального проекта портала Мир 3D «Спецэффекты: докомпьютерная эпоха».

Каждую пятницу выходит новая статья, которая рассказывает о развитии одного отдельно взятого приема в области эффектов: от идеи до воплощения в культовых фильмах. Известные режиссеры и неизвестные создатели киноэффектов, самые интересные и невероятные факты в истории кинематографа. Так постепенно раскрываются секреты создания магии кино.

Автор рубрики: Надежда Маркалова.

Взрывы в кино: что за кадром?

Очень часто, видя взрывы и слыша свист пуль в кино, мы не задумываемся о том, как это сделано. А ведь даже сегодня пиротехнику по-прежнему делают на съемочной площадке, потому что цифровой огонь пока очень сложен: он либо выглядит нереалистично, либо слишком дорогой. Например, чтобы отрендерить цифровые взрывы для фильма «Знамение», понадобились все компьютерные ресурсы студии Animal Logic, а сам рендер занимал десять часов на один кадр. Далеко не все могут себе это позволить.

Нельзя просто взять и взорвать, скажем, все здание сразу – это будет не эффектно. Нужно, чтобы сначала пламя вылетело из окон, потом из подвала здания, потом разлетелись стены, а уже потом – большой огненный шар взмыл в небо. И зритель должен увидеть это во всех подробностях (ну, почти, во всех).

Если нужно взорвать настоящее здание, пусть даже специально для этого построенное, его предварительно готовят: подпиливают рамы так, чтобы нужная часть их осталась на месте, а нужная – разлетелась на части. Также это делается для того, чтобы здание развалилось при минимально необходимом заряде. Все части, что должны развалиться, делаются из легких материалов с тем, чтобы если какие-то куски случайно упадут на голову кинематографистам, ущерб был бы минимален.
Если при этом в кадре должны быть персонажи, с людьми скрупулезно отрабатываются все их передвижения, фиксируется время, необходимое для того, чтобы они достигли безопасного расстояния до того, как произойдет главный взрыв.

Люди, занимающиеся пиротехникой, хорошо разбираются в составах горючих и взрывчатых материалов. Они четко знают, сколько какого состава надо для того или иного взрыва – не только по объему, но по цвету горения и поведению вещества после воспламенения, так что картинка на экране получается строго по сцнарию.

Согласно «сценарию» взрыва пиротехники подбирают размер и состав заряда, потом эти заряды закладывают в железные урны, наподобие пушек, наклоненные в сторону окон. Сверху на заряд кладут куски дерева – что-то, что будет играть роль разрушенных деталей стен или окон. Этот мусор вылетит из окон вместе с огнем. Также по стенам здания прокладывается детонирующий шнур (prima cord). Он мгновенно воспламеняется и разрушает все, к чему прикасается. В центре здания расставляют второй строй бомб с мусором, на этот раз нацеленный вверх. За ними стоят бочки с горючим, которые создадут большой огненный шар в конце всего действа. Необходимо убедиться, что все провода, соединяющие пульт управления с зарядами, хорошо защищены от предыдущих взрывов и работают. Если хоть что-то не сработает, дубль будет испорчен, а второго дубля – не предусмотрено.

Все провода тянутся к пульту управления. Этот пульт представляет из себя…. кусок дерева со вбитыми в него гвоздями (и название у него соответствующее: nailboard – дословно «доска с гвоздями»). Каждый гвоздь соединяется кабелем с нужным набором зарядов. Еще один гвоздь находится в руках оператора. Этот гвоздь и замыкает контакт, приводя в действие взрыватель каждого заряда.

Пиротехники создают бомбы из пороха, а также из материала, который горит гораздо медленнее и создает большой огненный шар. В отличие от бензина, который имеет обыкновение оседать на окружающих предметах и поджигать их, этот материал сгорает полностью в воздухе, не оседая и не причиняя ущерба съемочной площадке. Две недели подготовки уходят на то, чтобы взорвать все здание за четыре с половиной секунды. Обычно взрывы снимают несколькими камерами, чтобы иметь возможность показать сцену с разных ракурсов при монтаже.

Одна из самых знаменитых пиротехнических сцен в кино была сделана Эй. Ди. Флауерсом (A. D. Flowers) и Джо Ломбарди (Joe Lombardi) для фильма «Апокалипсис сегодня». Эй. Ди. Флауерс делал пиротехнику к фильму «Ад в поднебесье», «Приключение «Посейдона» и «Диллинджер», Джо Ломбарди работал на таких лентах как «Москитный берег», «Необычайная отвага», «Прямая и явная угроза» и «Псы войны», вместе они уже работали с Фрэнсисом Фордом Копполой на фильме «Крестный отец».

Оба специалиста считаются легендами кинопиротехники. Во время съемок «Апокалипсиса сегодня» они использовали все виды взрывчатых материалов, какие только возможно. Десять месяцев они провели на Филиппинах, создавая знаменитую сцену с напалмом. И это – самая большая пиротехническая сцена когда-либо созданная для кино. Им понадобилось почти 200 метров пластиковой трубы диаметром 15 сантиметров, которую заполнили бензином. Процесс заполнения занял два дня. Вдоль трубы были расставлены бочки с бензином, в которых находились заряды. Эти бочки детонировали последовательно, так, чтобы казалось, что летящие в небе самолеты выпускают ракеты.

В фильмах присутствуют и взрывы поменьше – например, когда по сюжету в персонажа стреляют, мы видим, как пуля ударяется в стену около его головы. Естественно, никто не стреляет в актера на съемочной площадке, но эффект удара пули должен быть в кадре. Чтобы создать такую иллюзию, в стене, у которой будет происходить действие, делается отверстие, в которое закладывается маленький заряд. Если у нас предполагается автоматная очередь, к примеру, то таких зарядов делается несколько, и все они соединяются проводами с таким же «пультом управления» из гвоздей. Потом стену заново шпаклюют, чтобы взрыватели не были видны. Во время съемки оператор-пиротехник проводит своим гвоздем по тем, что вбиты в дерево, подрывая мини-заряды последовательно.

Читать еще:  Как разбанить аккаунт фри фаер

Иногда такое отверстие от пули требуется сделать в человеке. Тогда на тело накладывают кусок толстой кожи или какой-нибудь другой защитный материал, поверх которого крепится мини-заряд и полиэтиленовый мешочек с жидкостью, имитирующей кровь. Идущий к заряду провод прячут под одеждой.

Есть еще один вид взрывов в кино – это миниатюрные взрывы, которые должны создать иллюзию взрыва большого. Еще на заре кинематографа специалисты заметили, что если просто взорвать миниатюру, как обычно, то она разлетается, как спичечный коробок, что сразу выдает реальные размеры макета. Чтобы создать иллюзию того, что взрывающаяся миниатюра – это большой объект, ее, во-первых, подпиливают так, чтобы части, на которые модель распадается, были как можно меньше размером, а во-вторых, снимают с другой скоростью. Минимальная скорость съемки миниатюрного взрыва – 100 кадров в секунду. Для взрыва летающей боевой машины на планете Хот в фильме «Империя наносит ответный удар» в модели было предусмотрено место для заряда, секрет состава которого пиротехники не рассказывают. Этот состав сделан так, чтобы при взрыве он напоминал бенгальский огонь по цвету и структуре. Модель также снимают несколькими камерами.

В съемке взрывающихся моделей космических кораблей есть еще один нюанс – в космосе нет гравитации, поэтому все части корабля будут отлетать на равные расстояния от эпицентра взрыва. Чтобы имитировать это, макет подвешивают над камерой, которую закрывают стеклом, чтобы в нее не попали осколки модели, а у самой камеры ставят вентилятор, чтобы упавшие осколки не попали объектив.
Модель также подпиливают, чтобы части, на которые она развалится, были достаточно мелкие. Камера раскручивается до скорости 240 кадров в секунду. Такая скорость необходима, чтобы миниатюрный взрыв превратился в кадре в огромный, всеразрушающий огненный шар, а зритель при этом успел разглядеть части космического корабля, разлетающиеся в безвоздушном пространстве. Для такого взрыва обычно предусмотрено три дубля – не всегда получается сразу рассчитать силу взрыва.

Дождь, снег и ветер. Как делают погоду в кино

Даже сейчас непосредственно на съемочной площадке делают довольно много эффектов (их называют in camera effects). Например, погодные условия очень сложно воссоздать потом, когда кино уже снято, поэтому их стараются сделать сразу во время съемок фильма.

Например, в фильме «Знамение», в сцене крушения самолета, большая часть которой – цифровая, дождь – вполне реальный, воссозданный старым добрым способом: с помощью водонапорных башен и сетки из трубок, поднятой над съемочной площадкой.

Еще на заре кинематографа режиссеры и декораторы пытались создать нужные им погодные условия, когда настоящие не подходили. В 1903 году компания Эдисона сняла сцену со снегом для фильма «Хижина дяди Тома». Создатели спецэффектов пытались приспособить для этой цели соль, измельченные куриные перья и даже отбеленные кукурузные хлопья!

В фильме Фрэнка Капры (Frank Capra) «Эта замечательная жизнь» для создания иллюзии снега применяли мыльную и огнетушащую пену. А на земле лежали кусочки пластика, гипсовая пыль и 300 тонн алебастра. Современные повелители погоды пользуются смесью из пеноплистерола и измельченного льда. Для крупных планов используют жидкий азот – хлопья натурального снега должны таять в кадре, соприкасаясь с кожей персонажа!

Чтобы укрыть улицы снегом, их поливают огнетушащей пеной, засыпают измельченным льдом и мелкими хлопьями полиэтилена (одного льда не достаточно – он тает, поэтому во время съемок его надо пополнять). Часть снега должна испариться в кадре, а часть… можно будет сложить в мешки и унести с собой. Чтобы создать снегопад, конструируют машину, разбрасывающую хлопья полиэтилена, и поднимают ее над улицей.

С дождем не меньшие проблемы: настоящий дождь не отображается на пленке! Во времена черно-белого кино в воду, предназначенную для кинодождя, добавляли молоко или химикаты.

Сегодня, чтобы полить огромную съемочную площадку дождем, создается сеть из трубок с разбрызгивающими головками. Эта сеть поднимается над площадкой с помощью крана, и в нее закачивают воду. Размер отверстий дождевых головок можно варьировать, как и давление, под которым подается вода. Например, мелкие дырочки в купе с сильным давлением дают в кадре сильный туман. Здесь есть одна проблема – объем. Чем больше воды вы поднимете над головой актеров за единицу времени, тем лучше — капли воды должны быть крупные, иначе камера их не увидит. У каждого специалиста по спецэффектам есть свои фирменные секреты. У кого-то это состав взрывоопасной смеси, а у кого-то – головка разбрызгивателя водяных капель. Еще один секрет кинодождя кроется в правильном освещении. Если его неверно осветить – камера его тоже не увидит.

Кран поднимает генерирующую дождь конструкцию на высоту десятиэтажного дома. Это минимальная высота, позволяющая каплям выровнять свою траекторию падения прежде, чем они попадут в кадр. Кроме того, сама конструкция в кадр попасть не должна.

В 1939 году фильм «И пошел дождь» получил «Оскар» за спецэффекты, выиграв в жестокой конкуренции у «Унесенных ветром» и «Волшебника страны Оз». Чтобы соединить в кадре разрушения, вызванные землетрясением, дождь и затопление города разрушающейся дамбой были созданы резервуары с водой, которые должны были затопить часть декораций, построенных в натуральную величину на территории киностудии «20й век Фокс». Специалисты целый год готовили эту сцену.

Не менее сложно создавать ветер: для этого раньше использовали… авиационные двигатели. Они очень шумные, как все мы знаем и это создает особые трудности на съемочной площадке. Например, на съемках фильма «Ко мне, Мухтар» для создания снежного бурана авиационный двигатель просто опустили в снег. При этом, естественно, собаки перестали слышать команды дрессировщиков. Потребовалось немало времени, чтобы четвероногие актеры привыкли к шуму и перестали на него реагировать.

Но сейчас, чтобы не переозвучивать фильмы, созданы специальные вентиляторы, которые гонят воздух беззвучно. Кроме того, скорость их лопастей можно менять, регулируя силу ветра.

Источники:

http://loveopium.ru/kino-2/kak-delayut-vzryvy-v-kino.html
http://thr.ru/cinema/delo-pahnet-kerosinom-kak-snimaut-vzryvy-v-kino/
http://mir3d.ru/vfx/950/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×