2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли сатира в романе обломов

Есть ли сатира в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Есть ли сатира в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Роман «Обломов» является, пожалуй, лучшим произведением И.А. Гончарова. Писавшийся на протяжении десяти лет (с 1848 по 1859 гг.), «Обломов» является отражением тех важнейших процессов, что происходили в русском обществе в 30-ых годах 19 века. Важнейшее место среди них занимает разрушительное влияние крепостного права на дворянство и крестьян, на их жизнеспособность.
В романе с удивительным мастерством переплетаются трагические и сатирические мотивы, создавая объективную картину жизни и характера главного героя — помещика Ильи Ильича Обломова. Так, например, сатирой – «обличением и высмеиванием отрицательных, внутренне превратных явлений жизни» — проникнуты описания Обломова и его слуги Захара: их поведение, образ жизни, взаимоотношения.
Мы видим, что Илья Ильич проводит все свои дни в лежании на диване. Ему хорошо и комфортно в широком мягком халате, из которого он ни за что не хочет вылезать: «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».
Подобна ленивому телу героя и его мысль – и она не может «облачиться» во что-либо, кроме халата: «На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь».
Но не только лень повинна в постепенном «затухании» героя. Его мучает страх перед жизнью, который он не в состоянии преодолеть. Именно поэтому Илья Ильич так никогда и не составит письмо своему управляющему, так никогда и начнет реформ у себя в имении.
Причина такой нежизнеспособности героя, во-первых, — в условиях его воспитания, в крепостнической среде, которая начисто лишила Обломова всех «жизненных навыков».
В главе «Сон Обломова» дано описание его детства – описание истоков характера героя. Здесь сказочно-идиллические ноты тесно переплетаются с сатирическими, симпатия писателя к образу жизни Обломовки переплетается с обличением его последствий: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни»; «Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает» и др.
Вторая причина деградации Обломова – жизнь, кипящая вокруг него. Она настолько цинична, холодна и жестока, что герой предпочитает лежать на диване, но не участвовать в ней.
Сатирическую картину петербуржского общества создают визитеры, посещающие Обломова. Это «светский человек» Волков, тратящий свою жизнь на пустую суету раутов и приемов: «- Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных — пятницы, у Вязниковых — воскресенья, у князя Тюменева — середы. У меня все дни заняты! — с сияющими глазами заключил Волков».
Это «канцелярская крыса» Судьбинский, представляющий бюрократический Петербург: «Да много кое-чего: в письмах отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять».
Это литератор Пенкин, который пишет обо всем и ни о чем: «О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров».
Обломов, как умный человек, понимает всю пустоту этих людей, их занятий, тех сфер жизни, что они представляют. Герою скучно и неинтересно заниматься тем же. А предложить что-то свое он не может – «обломовщина проклятая» не позволяет.
Сатирическими красками обрисован и слуга Обломова Захар, который также является жертвой крепостничества. Наверное, именно в образе Захара, в описании его отношений с «барином» больше всего сатирического в романе: «Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне».
Этот герой ленив, неотесан, груб. Он постоянно пререкается с Обломовым, хамит и чуть ли не проклинает его («Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет»), не выполняет своих обязанностей. Кроме того, он считает незазорным иногда прикарманить барскую мелочь или посплетничать о нем на завалинке.
Но мы понимаем, что Захар обожает своего Илью Ильича, охраняет его и его «добро», как верный пес: «Не дам фрака, — решительно сказал Захар».
Больше того, после смерти Обломова заканчивается и жизнь Захара – он превращается в нищего старика, до последнего вздоха ухаживающим за могилой своего барина. И здесь сатирические ноты уступают место глубоко трагическим.
Таким образом, несомненно, что в романе Гончарова «Обломов» большое место отводится сатире. Писатель обличает и высмеивает отрицательные черты в героях, которые породила «обломовщина» и современное автору общество в целом. Сатирические черты мы видим в образе самого Обломова, его слуги Захара, визитеров Обломова и в некоторых других персонажах и ситуациях романа.

Читать еще:  Как создать конфиг CS GO

Есть ли сатира в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Есть ли сатира в романе И.А. Гончарова «Обломов»?.

Есть ли сатира в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Роман «Обломов» является, пожалуй, лучшим произведением И.А. Гончарова. Писавшийся на протяжении десяти лет (с 1848 по 1859 гг.), «Обломов» является отражением тех важнейших процессов, что происходили в русском обществе в 30-ых годах 19 века. Важнейшее место среди них занимает разрушительное влияние крепостного права на дворянство и крестьян, на их жизнеспособность.

В романе с удивительным мастерством переплетаются трагические и сатирические мотивы, создавая объективную картину жизни и характера главного героя — помещика Ильи Ильича Обломова. Так, например, сатирой – «обличением и высмеиванием отрицательных, внутренне превратных явлений жизни» — проникнуты описания Обломова и его слуги Захара: их поведение, образ жизни, взаимоотношения.

Мы видим, что Илья Ильич проводит все свои дни в лежании на диване. Ему хорошо и комфортно в широком мягком халате, из которого он ни за что не хочет вылезать: «Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».

Подобна ленивому телу героя и его мысль – и она не может «облачиться» во что-либо, кроме халата: «На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь».

Но не только лень повинна в постепенном «затухании» героя. Его мучает страх перед жизнью, который он не в состоянии преодолеть. Именно поэтому Илья Ильич так никогда и не составит письмо своему управляющему, так никогда и начнет реформ у себя в имении.

Причина такой нежизнеспособности героя, во-первых, — в условиях его воспитания, в крепостнической среде, которая начисто лишила Обломова всех «жизненных навыков».

В главе «Сон Обломова» дано описание его детства – описание истоков характера героя. Здесь сказочно-идиллические ноты тесно переплетаются с сатирическими, симпатия писателя к образу жизни Обломовки переплетается с обличением его последствий: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни»; «Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает» и др.

Читать еще:  Где купить переводные татуировки в спб

Вторая причина деградации Обломова – жизнь, кипящая вокруг него. Она настолько цинична, холодна и жестока, что герой предпочитает лежать на диване, но не участвовать в ней.

Сатирическую картину петербуржского общества создают визитеры, посещающие Обломова. Это «светский человек» Волков, тратящий свою жизнь на пустую суету раутов и приемов: «- Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных — пятницы, у Вязниковых — воскресенья, у князя Тюменева — середы. У меня все дни заняты! — с сияющими глазами заключил Волков».

Это «канцелярская крыса» Судьбинский, представляющий бюрократический Петербург: «Да много кое-чего: в письмах отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять».

Это литератор Пенкин, который пишет обо всем и ни о чем: «О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров».

Обломов, как умный человек, понимает всю пустоту этих людей, их занятий, тех сфер жизни, что они представляют. Герою скучно и неинтересно заниматься тем же. А предложить что-то свое он не может – «обломовщина проклятая» не позволяет.

Сатирическими красками обрисован и слуга Обломова Захар, который также является жертвой крепостничества. Наверное, именно в образе Захара, в описании его отношений с «барином» больше всего сатирического в романе: «Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне».

Этот герой ленив, неотесан, груб. Он постоянно пререкается с Обломовым, хамит и чуть ли не проклинает его («Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет»), не выполняет своих обязанностей. Кроме того, он считает незазорным иногда прикарманить барскую мелочь или посплетничать о нем на завалинке.

Но мы понимаем, что Захар обожает своего Илью Ильича, охраняет его и его «добро», как верный пес: «Не дам фрака, — решительно сказал Захар».

Больше того, после смерти Обломова заканчивается и жизнь Захара – он превращается в нищего старика, до последнего вздоха ухаживающим за могилой своего барина. И здесь сатирические ноты уступают место глубоко трагическим.

Таким образом, несомненно, что в романе Гончарова «Обломов» большое место отводится сатире. Писатель обличает и высмеивает отрицательные черты в героях, которые породила «обломовщина» и современное автору общество в целом. Сатирические черты мы видим в образе самого Обломова, его слуги Захара, визитеров Обломова и в некоторых других персонажах и ситуациях романа.

Есть ли сатира в романе И. А. Гончарова “Обломов”?

Есть ли сатира в романе И. А. Гончарова “Обломов”? Роман “Обломов” является, пожалуй, лучшим произведением И. А. Гончарова. Писавшийся на протяжении десяти лет , “Обломов” является отражением тех важнейших процессов, что происходили в русском обществе в 30-ых годах 19 века.

Важнейшее место среди них занимает разрушительное влияние крепостного права на дворянство и крестьян, на их жизнеспособность. В романе с удивительным мастерством переплетаются трагические и сатирические мотивы, создавая объективную картину жизни и характера

Ему хорошо и комфортно в широком мягком халате, из которого он ни за что не хочет вылезать: “Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. Подобна ленивому телу героя и его мысль – и она не может “облачиться” во что-либо, кроме халата: “На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь”.

Читать еще:  Приложение где вставляют лица и танцуют

Но не только лень повинна в постепенном “затухании” героя. Его мучает страх перед жизнью, который он не в состоянии преодолеть. Именно поэтому Илья Ильич так никогда и не составит письмо своему управляющему, так никогда и начнет реформ у себя в имении. Причина такой нежизнеспособности героя, во-первых, – в условиях его воспитания, в крепостнической среде, которая начисто лишила Обломова всех “жизненных навыков”.

В главе “Сон Обломова” дано описание его детства – описание истоков характера героя. Здесь сказочно-идиллические ноты тесно переплетаются с сатирическими, симпатия писателя к образу жизни Обломовки переплетается с обличением его последствий: “Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни”; “Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает” и др. Вторая причина деградации Обломова – жизнь, кипящая вокруг него.

Она настолько цинична, холодна и жестока, что герой предпочитает лежать на диване, но не участвовать в ней. Сатирическую картину петербуржского общества создают визитеры, посещающие Обломова. Это “светский человек” Волков, тратящий свою жизнь на пустую суету раутов и приемов: “- Да мало ли домов!

Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных – пятницы, у Вязниковых – воскресенья, у князя Тюменева – середы. У меня все дни заняты! – с сияющими глазами заключил Волков”. Это “канцелярская крыса” Судьбинский, представляющий бюрократический Петербург: “Да много кое-чего: в письмах отменили писать “покорнейший слуга”, пишут “примите уверение”; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять”. Это литератор Пенкин, который пишет обо всем и ни о чем: “О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров”. Обломов, как умный человек, понимает всю пустоту этих людей, их занятий, тех сфер жизни, что они представляют.

Герою скучно и неинтересно заниматься тем же. А предложить что-то свое он не может – “обломовщина проклятая” не позволяет. Сатирическими красками обрисован и слуга Обломова Захар, который также является жертвой крепостничества.

Наверное, именно в образе Захара, в описании его отношений с “барином” больше всего сатирического в романе: “Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне”. Этот герой ленив, неотесан, груб. Он постоянно пререкается с Обломовым, хамит и чуть ли не проклинает его , не выполняет своих обязанностей. Кроме того, он считает незазорным иногда прикарманить барскую мелочь или посплетничать о нем на завалинке. Но мы понимаем, что Захар обожает своего Илью Ильича, охраняет его и его “добро”, как верный пес: “Не дам фрака, – решительно сказал Захар”.

Больше того, после смерти Обломова заканчивается и жизнь Захара – он превращается в нищего старика, до последнего вздоха ухаживающим за могилой своего барина. И здесь сатирические ноты уступают место глубоко трагическим. Таким образом, несомненно, что в романе Гончарова “Обломов” большое место отводится сатире.

Писатель обличает и высмеивает отрицательные черты в героях, которые породила “обломовщина” и современное автору общество в целом. Сатирические черты мы видим в образе самого Обломова, его слуги Захара, визитеров Обломова и в некоторых других персонажах и ситуациях романа.

Источники:

http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/goncharov-i-a/oblomov/2386-est-li-satira-v-romane-i-a-goncharova-oblomov
http://my-soch.ru/sochinenie/est-li-satira-v-romane-ia-goncharova-oblomov
http://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/est-li-satira-v-romane-i-a-goncharova-oblomov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector