2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли ислам в России

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Религия

Мусульмане в России и вызовы будущего

Ислам — вторая религия после христианства в России, а мусульмане — значительная часть российского народа. Исторические различия между христианами и мусульманами волнуют российское руководство, которое работает над уменьшением этих различий, в то время как США стремятся возобновить разногласия между ними.

Россия считает, что соседние страны Центральной Азии, где проживает более 100 миллионов человек и большая часть турецкого народа, разбросанная по территории Евразии, являются частью вопроса национальной безопасности России. В любой момент США могут использовать исторические различия между этими народами и Россией, используя «Аль-Каиду» (запрещенная в РФ организация — прим. ред.) и ее «спящие» террористические ячейки в этих регионах. США или Турция могут заставить их нанести удар по территории России. Россия уже пережила горький опыт Чеченской войны, которая была войной гражданской. Она напомнила о действиях Ленина и Сталина по отношению к советским мусульманам.

Контекст

Путин ищет поддержки российских мусульман

Российским мусульманам не страшен ИГИЛ

Что происходит в мусульманской общине России

Писатель и специалист по России Юсеф Муртада написал книгу «Мусульмане в России: наследие и вызовы будущего», которая представляет собой исследование геополитики в восьми главах. Первая глава посвящена феномену «исламофобии» в западном мире. Во второй главе освещается вопрос о политической географии России, а в третьей главе рассматривается возникновение ислама в России. Четвертая глава посвящена жизни российских мусульман в царскую эпоху, а пятая повествует о страданиях мусульман в советскую эпоху. В шестой главе показана жизнь мусульман после распада Советского Союза. В седьмой главе рассматривается география ислама в России. А восьмая глава посвящена немусульманским религиям в России: православное христианство, иудаизм и буддизм.

Россия — федеративное государство, насчитывающее около 160 этнических групп. Это самая большая по площади страна мира, а ее население составляет около 143 миллионов человек.

Российские и арабские исследования показывают, что число российских мусульман колеблется от 15 до 20 миллионов. Они входят в состав сорока различных этнических групп. Подавляющее большинство из них проживает в регионах Поволжья, Урала, Кавказа, Москвы, Санкт-Петербурга и Западной Сибири.

Татары являются крупнейшей мусульманской нацией России. В стране их насчитывается около 6 миллионов человек, что составляет примерно 4% населения России. За ними следуют башкиры, численность которых составляет более 1 миллиона человек. Следом идет Чечня с мусульманским населением примерно в 1 миллион человек.

Подавляющее большинство российских мусульман — мусульмане-сунниты, которые принадлежат к двум мазхабам: Шафиитскому на Северном Кавказе и Ханафитскому в других мусульманских регионах. Существование суфийских групп на Северном Кавказе не имеет особого значения.

История появления ислама в России восходит к временам исламского завоевания под предводительством халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Ислам пришел в Россию более 1400 лет назад, но спустя 300 лет русские обратились к христианству. В конце XX века состоялось празднование 1000-летия принятия христианства на Руси.

Отношения между мусульманами и христианами прошли через различные этапы. Долгое время мусульмане господствовали над Россией и были периоды, когда русские являлись только орудием в руках мусульман, которые стремились реализовать свои желания.

Напротив, мусульмане подвергались преследованиям и истреблению в царскую эпоху, особенно во времена правления Ивана Грозного, а также во время долгого правления династии Романовых.

Во время Октябрьской революции 1917 года Ленин обещал мусульманам, что он будет их сторонником, но то, что произошло после его смерти, противоречило его обещаниям. Русские контролировали большую часть земли, которую ранее они отвоевали у османов. Мусульмане в Центральной Азии и на Кавказе подвергались несправедливости и тирании. Османская империя потеряла Центральную Азию и Кавказ, что было очень серьезной географической и численной потерей.

До русской оккупации территория между Большим Туркестаном и Тураном, не считая Кавказа, жила в состоянии урбанистического и научного процветания после прихода ислама.

История сохранила бессмертные названия важных географических объектов: Ташкент, Бухара и Самарканд сыграли важную роль в развитии исламской цивилизации. Они дали этому региону, исламскому миру множество знаменитых ученых, в том числе: Имама аль-Бухари, аль-Газали, ан-Насаи, ат-Тирмизи, аль-Хорезми, аль-Фараби, Ибн Сину и аль-Бируни. Арабский язык — язык мусульман, культуры и общения между слоями общества в этих странах. С другой стороны, русские вели кочевой образ жизни.

После многовекового процветания цивилизации произошли две крупные трагедии:

Первая трагедия произошла от рук монголов, но затем появился Османский султанат. Вскоре мусульмане пережили вторую трагедию, которая началась с захвата императрицей Екатериной II острова Крым и последующего убийства миллионов мусульман. Этот стратегический остров был выведен из-под контроля Османской империи. Потеря Крыма знаменует собой начало краха Османской империи, которая была ослаблена из-за русско-турецких войн, в результате которых русские захватили обширные районы Кавказа и Средней Азии.

Читать еще:  Принято ли в Финляндии оставлять чаевые

Русские стремились изменить самобытность мусульманских районов и демографию с помощью грубой силы. Многие мусульмане восстали против своей религии, особенно те, кто бежал в Восточную Европу, чтобы спасти свою жизнь. Свадьба мусульманских женщин с христианскими мужчинами стала широко распространенной практикой.

Однако «исламское пробуждение» спровоцировало руководителей России принять необходимые меры по ограничению сторонников исламского возрождения. Результатом стали столкновения между мусульманами и службами безопасности. Нападение российской армии на Чечню вызвало гнев среди мусульман Чечни и Северного Кавказа. Их гнев был встречен жестокими репрессиями со стороны российских властей.

После событий 11 сентября 2001 года Россия и ее союзники в Центральной Азии нашли историческую возможность противостоять исламским течениям, некоторые из которые приняли формы насилия и терроризма.

Президент России Владимир Путин во многих своих выступлениях говорил об угрозе ваххабитского ислама. Он считает его главной причиной глобального терроризма, который также затрагивает и Россию. Именно это побудило российское правительство принять превентивные меры. К ним относятся: контроль над некоторыми организациями, такими как Исламский фонд «Вакф» и террористическая организация «Аль-Харамейн» (запрещенная в РФ организация — прим. ред), а также введение запрета на обучение в Саудовской Аравии, Египте, Пакистане, Турции и Катаре.

Следует отметить, что до введения запрета Пакистан был первой страной, в которой учились студенты из России и Центральной Азии. Ранее более 12 тысяч студентов обучались в исламском университете в Исламабаде.

«Те, кто возвращается из исламских стран, и не важно учились они там или воевали, внутри России создают социальную антисистему. Необходимо принять закон о запрете ваххабизма», — считает российский исследователь Галина Хизриева из Российского института стратегических исследований.

Одновременно происходит сотрудничество с суфийскими группами и суфийским фондом «Табах», который периодически проводит конференции в Чечне для распространения суфизма и продвижения умеренного ислама.

Русские хотят сделать Чечню моделью умеренного ислама, после того как она стала главной мусульманской силой, которая противостояла российскому государству.

Политика открытости Путина положительно сказалась на укреплении связей между мусульманами и их родиной — Россией, а также на усилении их причастности к формированию российской нации. Никогда ранее российский лидер или президент в царскую или коммунистическую эпохи не посещал российских муфтиев или мечети в России. Сегодня премьер-министр Медведев посетил Совет муфтиев России, что стало знаменательным событием в истории России. Кроме того, в 2016 году Путин лично присутствовал на открытии Соборной мечети в Москве.

Политика открытости помогла наладить непрерывный диалог между мусульманами и христианами, который основывается на гражданских правах и объединении.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Станет ли Россия мусульманской страной?

Алармистские высказывания об исламской угрозе у нас звучат постоянно, но на деле – ислам исторически является одной из традиционных религий России.

Шейх Равиль Гайнутдин, глава Совета муфтиев России, сделал громкое заявление в марте 2019 года: он предположил, что за ближайшие десять лет число мусульман в России вырастет многократно. «По прогнозам специалистов, в чьей компетентности не приходится сомневаться, через полтора десятка лет до 30% населения России будут составлять мусульмане», – сказал Гайнутдин, выступая в Госдуме.

Сейчас мусульман в стране, согласно опросу Фонда общественного мнения, куда меньше: в районе 7% от населения, что составляет примерно 10 миллионов человек. С другой стороны, в Совете муфтиев России с такой оценкой не согласны и предполагают, на основании количества верующих, совершающих хадж в Мекку, что в стране живут не менее 24 миллионов мусульман.

В любом случае, слова Гайнутдина, одного из наиболее авторитетных мусульманских лидеров о росте числа мусульман почти до трети населения в течение десяти лет вызвали бурную реакцию. Представитель Русской православной церкви поддержал мнение коллеги, не стесняясь в выражениях.

Сомнительный прогноз

«Примерно столько и будет. Мусульмане рожают больше детей. У чеченцев по восемь человек детей и у ингушей, – заявил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. – Россияне закончатся к 2050 году. Здесь будут жить другие народы совсем: чеченцы, ингуши, арабы».

Сделать с этим ничего нельзя, пессимистично полагает Смирнов: «Уже поздно». С другой стороны, ученые опровергают его мрачные предсказания, объясняя, что со временем рождаемость падает у всех народов – это естественная фаза демографического перехода.

«Прогноз дикий, конечно, нелепый и просто смешной. Русские не рожают по той же причине, по которой не рожают все остальные народы. К 2050 году изменятся и чеченцы, и ингуши, они тоже будут рожать меньше. На них в этом смысле надеяться не стоит», – уверен старший научный сотрудник экономического факультета МГУ и лаборатории народонаселения и демографии Борис Денисов.

Читать еще:  Как узнать разрядность системы windows 7

С ним согласен Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ: «Снижение рождаемости идет у двух крупнейших российских этносов, где ислам доминирует (татары и башкиры), достаточно просто анализа переписей, темпы даже повыше русских».

Откуда пришли мусульмане?

Какое бы будущее ни ждало Россию в демографическом смысле, было бы ошибкой воспринимать российских мусульман как пришельцев, пришедших вытеснить православных (или любых других) русских с их исторических территорий. На самом деле ислам присутствует на территории современной России даже с более давних времен, чем христианство.

Первой цитаделью ислама на Кавказе стал дагестанский Дербент, сегодня самый южный город России и один из самых древних. Арабы завоевали и исламизировали Дербент в VIII веке, задолго до того, как Русь, находившаяся далеко на севере, приняла православное христианство, что случилось в 988 году.

Славянам, впоследствии сформировавшим русский этнос, приходилось и торговать, и воевать с мусульманскими соседями: и с Волжской Булгарией (существовала в X-XIII веке), и со степными кочевниками. Конечно, огромную роль в появлении ислама на Восточно-Европейской равнине сыграла Золотая Орда — государство татаро-монголов, которому Русь платила дань с 1260-х до 1480-х гг. Позже, когда Орда распалась на несколько государств, а Москва, напротив, объединяла вокруг себя русские земли, московские цари успешно воевали против татар-мусульман.

От войны к принятию

В 1550-х годах Иван IV Грозный разгромил Казанское и Астраханское ханства, присоединив их к России – Казань, столица Татарстана, и сейчас остается городом с крупнейшим мусульманским населением страны. За следующие два века Россия присоединяла новые и новые территории, где жили мусульмане: в Поволжье, в Сибири и на Кавказе, в Крыму и, наконец, в Центральной Азии. Поначалу русские вели себя с новыми согражданами довольно жестко.

«Воеводы в единении с иерархами православной церкви задались целью искоренить ислам, разрушили множество мечетей и перебили их служителей», – пишет «Кавказский узел». Здесь нет ничего необычного: вплоть до XIX века завоеватели навязывали побежденным свою религию жесткими методами, будь то исламизация Балкан турками или религиозные войны в Европе.

В XVIII веке Екатерина Великая начала другую, куда более мирную политику в отношении мусульман: татарской и башкирской знати предоставили право дворянство, ослабили запрет на строительство мечетей, учредили специальное духовное собрание, регулировавшее дела уммы – исламской общины. Дальше мусульмане существовали так же, как и всё не православное население России: легальное, но ограниченное в правах существование, краткий период религиозной свободы после революции 1905 года, антирелигиозные репрессии в Советском Союзе и либерализация 1990-х, когда в Конституции была прописана свобода вероисповедания.

Разрозненные и умеренные

В современной России, как и во всем мире, у мусульман, нет никакого единого управления и универсальных духовных лидеров. Шейхи и вероучители меняются от региона к региону, а на представительство мусульман на федеральном уровне претендуют сразу две организации: Совет муфтиев России в Москве (лидер – Равиль Гайнутдин) и Центральное духовное управление мусульман в Уфе (лидер – Талгат Таджуддин). Кроме того, есть влиятельные муфтияты в Казани и разрозненные мусульманские лидеры Северного Кавказа.

Кроме того, российских мусульман можно разделить на три группы, отмечает исламовед Алексей Малашенко, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций»: татары и башкиры Поволжья и Урала, мусульмане Северного Кавказа и маленькие общины, разбросанные по всей стране, вдали от районов компактного проживания мусульман. В последних значительную роль играют и мигранты: как с Северного Кавказа, так и из бывших республик СССР.

«Все эти группы различаются по этнокультурной и собственно религиозной идентичности, более того, между ними может существовать взаимное отторжение, даже неприязнь», – считает Малашенко. На этом фоне бессмысленно говорить об абстрактной «исламской угрозе»: отдельные радикальные группировки существуют, но они точно не представляют всех мусульман.

В основном же все крупные группы внутри российского ислама придерживаются умеренных взглядов на вероучение, считает Игорь Загарин, религиовед, доцент РАНХИГС: большинство российских мусульман — сунниты, сторонники «мягкого» подхода к исламу, в отличие, например, от саудовских ортодоксов. Сказываются века сосуществования с другими религиями.

Есть ли ислам в России

В России последователи ислама проживают практически во всех субъектах Федерации и принадлежат к 40 различным этносам. Регионами компактного расселения российских мусульман являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь.

Большая часть мусульман России проживают в девяти республиках: в Адыгее, Башкирии, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Татарии, Чечне.

Остальные причисляемые к мусульманам граждане проживают на территории различных областей Российской Федерации. В областях Центрального региона — около 3,2 млн чел., в Поволжье — около 1 млн чел., в Сибири и на Дальнем Востоке — около 0,5 млн чел.

В 1937 году мусульмане в стране составляли 5,9 процента, в 1989 году — 7,9 процента, в 1994 году — более 8 процентов населения Российской Федерации. В настоящее время, по экспертным оценкам отечественных специалистов, их количество колеблется в пределах 12–20 млн человек и может составлять от 8 до 12 процентов населения России, а к 2030 году численность российских мусульман может достичь 30 млн человек.

Читать еще:  Что приготовить на десерт

На территории России, начиная с 1990-х гг. активизировалась деятельность всех религиозных конфессий. Но наиболее интенсивное развитие получил ислам. Одним из направлений социальной активности российских мусульман стала деятельность по восстановлению и строительству мечетей. До революции на территории Российской Федерации насчитывалось около 12 тыс. мечетей. Если в 1991 г. в России было 870 зарегистрированных мечетей, то в 2015 г. действовало уже около 8 тыс. В настоящее время в ряде регионов число мечетей превысило дореволюционный уровень. Больше всего их действует на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане. Мечети становятся духовными центрами мусульманского населения и опорными точками в процессе массового распространения ислама, а также создания молодежных, женских, духовно-просветительных, благотворительных и других мусульманских общественных организаций.
В СССР кадры мусульманского духовенства готовили в двух исламских учебных заведениях: в медресе «Мир–Араб» (Бухара) и в Исламском институте (Ташкент). Небольшое число выпускников этих учебных заведений направлялось для повышения квалификации в ведущие зарубежные исламские университеты (главным образом в Египет).

После распада СССР в России не оказалось ни одного авторитетного исламского высшего учебного заведения, которое могло бы готовить имамов мечетей и кадры квалифицированного мусульманского духовенства. Поэтому для подготовки квалифицированных имамов, мулл, преподавателей религиозных дисциплин несколько тысяч молодых мусульман были направлены на учебу за рубеж. При этом они неизбежно испытывали влияние культуры и идеологии стран, далеко не всегда созвучных российским традициям и образу жизни. В частности, значительное количество молодежи из России прошли обучение в исламских высших учебных заведениях Королевства Саудовской Аравии. Одной из главных проблем в этой ситуации стало то, что в Саудовской Аравии распространен нетрадиционный для России ханбалитский мазхаб. Поэтому обучение будущих исламских священнослужителей в Саудовской Аравии создает предпосылки для распространения среди российских мусульман нетрадиционных для них мазхабов и иных религиозных течений.

В России постепенно формируется система исламского среднего и высшего образования, в настоящее время насчитывается свыше 80 мусульманских религиозных учебных заведений.

Российские мусульмане не имели в прошлом и не имеют сейчас единого духовного центра. Провозглашение на территории бывшего СССР новых независимых государств и борьба за суверенитет ряда национальных республик РФ привели к изменениям в исламских управленческих структурах. Кроме того, социальными предпосылками этих изменений стали этническая неоднородность, различный уровень образования, разные обычаи и традиции народов России, исповедующих ислам.

В настоящее время в стране насчитывается свыше 80 самостоятельных Духовных управлений мусульман. Относительно большое количество исламских центров в России и напряженные отношения между ними свидетельствуют о наличии серьезных противоречий среди российских мусульман. В последние годы мусульманские организации России объединены вокруг трех центров: Центрального Духовного управления мусульман России во главе с муфтием Талгатом Таджуддином, Совета муфтиев России (председатель, муфтий Равиль Гайнутдин). Мусульмане Кавказа объединены в свой Координационный центр (председатель — Исмаил Бердыев). Правда, нужно иметь в виду, что для мусульман организационное единство — понятие условное, поскольку ислам не предполагает обязательность четкой духовной иерархии, характерной для ряда христианских церквей, а также наличие единого духовно-административного центра в масштабах государства.

За последние десятилетия мусульманские страны создали целый ряд влиятельных международных организаций, активно действующих во всех регионах мира. В России в 1990-е гг. действовали более 60 международных общественных исламских организаций. Международные исламские организации ведут большую культурную и религиозно-просветительскую работу, оказывают многостороннюю помощь мусульманской общине России. Некоторые из них, используя свои большие финансовые возможности, пытаются в той или иной степени контролировать деятельность отдельных региональных общин в России, усиленно стимулируют социально-политическую и религиозную активность российских мусульман. Наиболее активными являются международные организации Саудовской Аравии, Ирана, Турции, Сирии, Иордании.

Многофакторный характер исламского возрождения в современной России имеет различные последствия. Позитивный характер имеет возрастание активности ислама в области благотворительности и духовно-нравственного воспитания верующих. Как и другие мировые религии, ислам в качестве традиционной для России религии (в той мере, в какой он избегает политизации) содействует социальной стабильности, укреплению семьи, общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Негативный социальный характер имеют последствия активизации так называемого «политического ислама» в России. Политизация ислама подпитывает его радикальные течения и способствует распространению радикальных течений, нарушает принципы толерантности.

Сегодня одним из важных направлений совершенствования законодательства в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций должно стать законодательное регулирование как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации деятельности православных, мусульманских и других традиционных для России религиозных организаций в сфере благотворительности и милосердия, духовно-нравственного воспитания молодежи, в пропаганде здорового образа жизни, борьбе против алкоголизма, наркомании, преступности.

В последние годы предпринимаются попытки принятия концептуальных документов, способствующих осмыслению серьезных богословских проблем и объединению мусульман России. В 2013 году принят документ «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития», в 2015 году — Социальная доктрина российских мусульман, которые нацелены на выработку единой концепции по наиболее важным вопросам исламского богословия и общей позиции в определении места и роли ислама в современной идейно-политической жизни России.

Рафик Мухаметшин. «История ислама в России»

Источники:

http://inosmi.ru/religion/20180731/242874526.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5b8d0a54e3cd4f00aad6640b/5ce5629ac1917600b45af07d
http://islam-today.ru/blogi/rafik-muhametsin/islam-v-sovremennoj-rossii/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector