3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Единицей какого уровня языка является слово

Русский язык. ответы. Ответы на Билеты русский язык Язык как система. Основные уровни языка

Ответы на Билеты русский язык:

1.Язык как система. Основные уровни языка . Язык представляет собой не набор разнородных элементов, а строго организованную систему.

Языковая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц, представляющих собой единое целое.

Языковая система представляет собой систему разных уровней или ярусов.

Основные уровни языковой системы (от низшего к высшему):

Соответственно языковые единицы:

4) Синтаксема (схема предложения)

На низшем уровне нет смыслового значения, морфема – минимальная смысловая единица.

Фонема – одноплановая единица, имеющая форму, но не имеющая значения.

Между единицами языка существуют парадигматические, синтагматические и иерархические отношения.

Парадигматические – это отношения противопоставленности, взаимосвязи и обусловленности между единицами одного языкового уровня, объединяющие эти единицы в классы (парадигмы).

Синтагматические – (соединенное, вместе построенное) отношение сочетаемости между линейно расположенными единицами одного языкового уровня (фонема с фонемой, морфема с морфемой, лексема с лексемой).

Иерархические – это отношения включения между единицами разных уровней (расположение единиц от низшего к высшему).

2. Фонетика.Понятие фонемы.Фонетические единицы. Фонетический

Фонетический уровень языковой системы – это материя языка, выражающая мысль и передающая ее другому человеку. Язык возникает прежде всего как звуковой язык и существует как таковой на протяжении тысячелетий, прежде чем человек изобретает письмо, т.е. способ письменной фиксации речи.

фонемат – единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через морфемы – для опознавания и различения слов.

Фонемы в системе языка находятся в отношениях оппозиции (противопоставления) друг к другу. Основание оппозиций служат различительные признаки, представляющие собой обобщение артикуляционных и акустических свойств звуков:

звук – конкретная единица– мы его произносим, слышим, воспринимаем, т.е. отличаем от других звуков. С точки зрения функциональной, основной единицей языка являетсяфонема – абстрактная единица, соотносимая со звуком. Другими словами, звук является конкретным воплощением, материальной реализацией фонемы в речи.

3 Ударение в русском языке. Орфоэпия и орфоэпические нормы. Орфоэпические нормы определяет фонетическая система языка. Каждый язык характеризуется своими фонетическими законами, регулирующими произношение звуков и слов, которые они создают.

Орфоэпические нормы – это еще и нормы постановки ударения, которое в русском языке не фиксировано. Это значит, что в разных грамматических формах слова ударение может отличаться («рука» — «руку _

Ударение – это обязательный признак слова. Это выделение слога в слове различными средствами: интенсивностью, длительностью, движением тона.

4.Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство.

Что создает красоту звучания речи?

Забота о культуре речи обращает наше внимание на ее звуковую сторону. Хороший писатель, а тем более поэт, в своей работе над языком произведения отбирает не только слова, но и звуки, добиваясь соответствия фонетической стороны речи ее эмоциональной окраске, образной системе.

5.Лексика. Слово в лексической системе языка. Многозначность слова.Синонимы, антонимы, омонимы.

Лексические нормы — это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи.

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в общеизвестном значении и общепринятых сочетаниях.

Соблюдение лексических норм достигаются в результате:

1) понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением;

2) знания лексической сочетаемости слов;

3) учёта многозначности либо омонимии слов;

4) учёта расслоения лексики на: — общеупотребительную и сферы ограниченного употребления; — активно употребляемую и пассивный словарный запас; — нейтральную и стилистически окрашенную .

В лексической системе русского языка есть слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Такие слова называются лексическими омонимами, а звуковое и грамматическое совпадение разных языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом, называется омонимией (гр. homos — одинаковый + onyma — имя). Например, ключ — родник (студеный ключ) и ключ — металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка’ (стальной ключ); лук — растение (зеленый лук) и лук — оружие для метания стрел (тугой лук). В отличие от многозначных слов лексические омонимы не обладают предметно-семантической связью, т. е. у них нет общих семантических признаков, по которым можно было бы судить о полисемантизме одного слова.

3. Многозначные слова

Большинство русских слов имеют не одно, а несколько значений. Они называются многозначными или полисемантическими и противопоставлены словам однозначным. Способность лексических единиц иметь несколько значений называется многозначностью или полисемией.

Антонимы (гр. anti — против + onyma — имя) — это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.

Синонимы (гр. synonymos — одноименный) — это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь — тут, жена — супруга, смотреть — глядеть; родина — отечество, отчизна; храбрый — смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой.

6. Фразеология. Фразеологические единицы русского языка.Источники фразеологизмов. Виды.

Фразеологизмы различаются по степени спаянности компонентов. Если она максимальна, то это фразеологические сращения, например попасть впросак, бить баклуши, ничтоже сумняшеся. Если связь между компонентами меньшая, — это фразеологические единства (тянуть лямку, намылить шею). Во фразеологических сочетаниях один член фразеологизма имеет так называемое ограниченное, связанное употребление, а второй — свободное: щекотливый вопрос, чревато последствиями, кромешная тьма.

Фразеологизмы — это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они — важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. п.

7. Морфемика. Морфема как значимая часть слова.Морфемный разбор слова.

Единицы языка. Уровни языковой системы

Единицы языка — это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. К основным единицам языка относят звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения.

Единицы языка образуют соответствующие уровни языковой системы: звуки речи — фонетический уро­вень, морфемы — морфемный уровень, слова и фразео­логизмы — лексический уровень, словосочетания и предложения — синтаксический уровень.

Каждый из языковых уровней тоже является слож­ной системой или подсистемой, а совокупность их обра­зует общую систему языка.

Язык — естественно возникшая в человеческом об­ществе и развивающаяся система облеченных в звуко­вую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназна­ченная прежде всего для целей коммуникации. Язык в одно и то же время — условие развития и продукт человеческой культуры. (Н. Д. Арутюнова.)

Низший уровень языковой системы — фонетиче­ский, он состоит из простейших единиц — звуков речи; единицы следующего, морфемного уровня — морфемы — состоят из единиц предшествующего уровня — звуков речи; единицы лексического (лексико-семантического) уровня — слова — состоят из морфем; а единицы сле­дующего, синтаксического уровня — синтаксические конструкции — состоят из слов.

Читать еще:  Какие автомобили самые безопасные

Единицы разных уровней различаются не только местом в общей системе языка, но и назначением (функцией, ролью), а также строением. Так, кратчай­шая единица языка — звук речи служит для опознава­ния и различения морфем и слов. Сам звук речи значе­ния не имеет, со смыслоразличением он связан лишь косвенно: сочетаясь с другими звуками речи и образуя морфемы, он способствует восприятию, различению морфем и образуемых с их помощью слов.

Звуковой единицей является и слог — отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними. Но слоги не соотносятся с морфемами или какими-либо другими значимыми еди­ницами; кроме того, выявление границ слога не имеет достаточных оснований, поэтому некоторые ученые не включают его в число основных единиц языка.

Морфема (часть слова) — кратчайшая единица язы­ка, имеющая значение. Центральная морфема сло­ва — корень, в котором заключено основное лексиче­ское значение слова. Корень присутствует в каждом слове и может полностью совпадать с его основой. Суф­фикс, приставка и окончание вносят дополнительные лексические или грамматические значения.

Различают морфемы словообразовательные (образующие слова) и грамматические (образу­ющие формы слова).

В слове красноватый, например, три морфемы:

— ко­рень краен- имеет признаковое (цветовое) значение, как и в словах красный, краснеть, краснота;

— суффикс -оват- обозначает слабую степень проявления признака (как в словах черноватый, грубоватый, скучноватый);

— окончание -ый имеет грамматическое значение мужско­го рода, единственного числа, именительного падежа (как в словах черный, грубый, скучный).

Ни одна из этих морфем на более мелкие значимые части разделе­на быть не может.

Морфемы с течением времени по своей форме, по со­ставу звуков речи могут видоизменяться. Так, в словах крыльцо, столица, говядина, палец некогда выделявшие­ся суффиксы слились с корнем, произошло опрощение: производные основы превратились в непроизводные. Так же может изменяться и значение морфемы. Синтакси­ческой самостоятельностью морфемы не обладают.

Слово — основная значимая, синтаксически самосто­ятельная единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. Слово представляет со­бой материал для предложения, причем предложение может состоять из одного слова. В отличие от предло­жения, слово вне речевого контекста и речевой ситуа­ции не выражает сообщения.

В слове сочетаются признаки фонетические (его зву­ковая оболочка), морфологические (совокупность со­ставляющих его морфем) и семантические (совокуп­ность его значений). Грамматические значения слова материально существуют в его грамматической форме.

Большинство слов многозначно: например, сло­во стол в конкретном речевом потоке может обозначать род мебели, вид пищи, набор блюд, предмет медицин­ской обстановки. Слово может иметь варианты: ноль и нуль, сох и сохнул, песнь и песня.

Слова образуют в языке определенные системы, груп­пы: на основе грамматических признаков — систему частей речи; на основе словообразовательных связей — гнезда слов; на основе смысловых отношений — систе­му синонимов, антонимов, тематических групп; по ис­торической перспективе — архаизмы, историзмы, нео­логизмы; по сфере использования — диалектизмы, про­фессионализмы, жаргонизмы, термины.

К слову по его функции в речи приравниваются фра­зеологизмы, а также составные термины <точка кипе­ния, вставная конструкция) и составные названия <Белое море, Иван Васильевич).

Из слов образуются словосочетания — синтаксиче­ские конструкции, состоящие из двух или более знаменательных слов, соединенных по типу подчинительной связи (согласования, управления, примыкания).

Словосочетание наряду со словом является элемен­том построения простого предложения.

Предложения и словосочетания образуют синтакси­ческий уровень языковой системы. Предложение — одна из основных категорий синтаксиса. Оно противо­поставлено слову и словосочетанию по формальной ор­ганизации, языковому значению и функциям. Предло­жение характеризуется интонационным строем — инто­нацией конца предложения, законченности или не­законченности; интонацией сообщения, вопроса, побуж­дения. Особая эмоциональная окрашенность, которая передается интонацией, может превратить любое пред­ложение в восклицательное.

Предложения бывают простые и сложные .

Простое предложение может быть двусоставным, имеющим группу подлежащего и группу сказуемого, и односоставным, имеющим только группу сказуемого или только группу подлежащего; может быть распространен­ным и нераспространенным; может быть осложненным, имеющим в своем составе однородные члены, обращение, вводную, вставную конструкцию, обособленный оборот.

Простое двусоставное нераспространенное предложе­ние членится на подлежащее и сказуемое, распростра­ненное — на группу подлежащего и группу сказуемого; но в речи, устной и письменной, происходит смысловое членение предложения, которое в большинстве случаев не совпадает с членением синтаксическим. Предложе­ние членится на исходную часть сообщения — «дан­ное» и на то, что утверждается в нем, «новое» — яд­ро сообщения.

Ядро сообщения, высказывания выделя­ется логическим ударением, порядком слов, им завершается предложение. Например, в предложении Предсказанный накануне ливень с градом разразился утром исходной частью («данным») является предска­занный накануне ливень с градом разразился, а ядром сообщения («новым») выступает утром, на него падает логическое ударение.

Сложное предложение объединяет два или более простых. В зависимости от того, какими средствами связаны части сложного предложения, выделяются сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения.

45. Текст предыдущей статьи разделите на части, сформулируй­те вопросы по содержанию каждой части (письменно), подготовь­те устные ответы на вопросы.

46*. Вы уже знаете, что язык с течением времени изменяется, развивается, совершенствуется. Прочитайте текст вслух, выде­ляя интонацией его ключевые положения. Определите главную мысль каждого абзаца и коротко запишите ее.

Подготовьте устное сообщение, отвечая на следующие вопро­сы:

а) в каком состоянии находится сейчас русский язык и что активизирует его развитие;

б) какие внешние воздействия влия­ют на происходящие в нем изменения;

в) какие изменения в рус­ском языке происходят наиболее активно, какие, по мнению ав­тора, лишь ожидаются, а о каких трудно что-либо сказать?

В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические 5 тенденции 6 и вступает в новый период своего исторического развития.

Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прог­нозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутрен­ним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянно­го пристального внимания, бережной заботы — особен­но на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны по­мочь языку обнаружить его первоначальную суть конк­ретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак — это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

Трудно сказать, предстоят ли русскому языку син­таксические, а тем более морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют очень значительного времени и к тому же не напрямую связываются с внеш­ними воздействиями. Вместе с тем можно, видимо, ожидать значительных стилистических перегруппировок. Важными «внешними» стимулами в этих процес­сах будут такие явления, как научно-технический прог­ресс, превращение русского языка в мировой язык со­временности, ставшее одной из глобальных реальностей нашего времени.

Читать еще:  Какие имена гениальных людей вам известны

На наших глазах идет творение фразеологии, пре­одолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося поло­жения, реальных дел и задач. Например: убирать за­валы (прошлого); искать развязки; прибавить в рабо­те; усилить поиск; оздоровить общество; воспиты­вать словом и делом и т. п.

Новое политическое мышление требует и новых ре­чевых средств, точного их употребления. Ведь без язы­ковой точности и конкретности не может быть ни под­линной демократии, ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания на­рода прямо связано с упорядочением средств общения. (Л. И. Скворцов.)

Найдите предложение, в котором говорится о функциях языка. Какие это функции?

ЯЗЫКОВЫЕ УРОВНИ И ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА.

Язык представляет собой систему знаков, организованных иерархически это означает, что каждый уровень является предшественником другого, а каждый последующий уровень базируется на предыдущем.

УРОВЕНЬ ЯЗЫКА – совокупность однородных единиц и правил, которые регулируют поведение этих единиц.

Традиционно выделяют следующие языковые уровни:

4) Синтаксический (словосочетания + предложения)

5) Уровень текста.

Важно помнить, что каждый уровень содержит как единицу языка, так и единицу речи.

Все единицы языка являются абстрактными.

1) Фонема – наименьшая односторонняя единица языка (у неё есть план выражения и у нет плана содержания), которая обладает звуковым выражением, но не имеющая значения. Выполняет 2 функции:

— смыслоразличительная (дистингтивная) – луг-люк, лис-лес, buy-guy, fox-box, good,food.

— строительная (конститутивная). (*к,л,а – не обладают значением, но выполняют функцию в образовании языка*) – является строительным материалом для единиц более высокого уровня. Монофтонг – когда дифтонг, меняются значение по долготе, краткости. Suit – suite (посомтреть значение почему по разному звучат)

Фон – звук, произнесенный конкретным человеком в речи. Звук в речи отражает специфику конкретного человека, тембр голоса, дефекты, мелодичность.

2) Морфема – наименьшая, значимая единица языка, обладает и формой и значением; двусторонняя единица, имеет план выражения и план содержания. Выполняет строительную функцию и отчасти номинативную.

Позиционная классификация морфем: морфемы бывают корневые и аффиксальные; и те и те обладают значением, НО их значение различное (позиция по отношения коня). Значение корня – лексическое, оно более конкретно. Значение аффикса (по позиции по отношению корня: префиксы и постфиксы) – либо грамматическое, либо лексико – грамматическое и оно более асбтрактно (*вод – входит в состав слов водяной, подводный, и предает значение – связанное с водой, имеет отношение к воде. С другой стороны «н», «нн» — морфема образует прилагательное как часть речи, но по этой морфеме мы не можем заранее определить значение прилагательных, в которые они входят, т.е. их значение абстрактно и оно грамматическое. «ся» — образует глаголы с возвратным значением, образует пассивные глаголы, обладает лексико – грамматическим значением.

Рассмотрим классификацию морфем по положению в слове:

— суффиксы – аффиксальная морфема, следующая за корнем.

— префиксы – аффиксальная морфема, предшествующая корню.

— окончания – находится в абсолютном конце слова.

— интерфиксы – аффиксальная морфема, соединяющая компоненты сложного слова. (handIcraft, stateSman, nowAdays).

— конфиксы – сложный аффикс, состоящий из двух частей – первая часть предшествует корню, а вторая часть следует за корнем. Образуют грамматические формы слов и существительные со значение собирательности (ge mach-t – 3 форма от глагола делать). В полинезийском языке есть слово ke_pulau_an – архипелаг, pulau – остров. Подоконник, забайкалье, геномен; добавляется приставка и суффикса одновременно (так и в русском и немецком).

— инфиксы – аффиксальная морфема, которая вклинивается в корень. Stand – stood – stood (N – инфикс). Есть в литовском языке:

— трансфикс – (арабский язык – faqura – был бедным, afqara- стал бедным, ufqirа – доведен до бедности; одни и те же согласные, которые несут в себе лексическое значение, гласные выражают грамматическое значение, они отражают время, а так же могут нести словообразовательное значение.). Когда аффикс, который разрывает корень, состоящий из согласных и при помощи гласных отражает грамматическое значение, а согласные представляют корень и несут в себе лексическое значение.

Морф – текстовый представитель морфемы (бер-бир, рос-раст, мак-мок).

3) Лексема – слово, в совокупности всех своих лексических значений. Лексема представлена в словарях. Слово «кисть» — часть руки, инструмент рисования художника. В речи каждый раз будет реализовываться только одно значение слова, и это уже будет словоформа (spring). Есть семантическая самостоятельность; позиционная и семантическая самостоятельность.

Словоформа – слово в речи, в совокупности всех своих грамматических значений.

4) Фразема – абстрактная единица языка, представленная сочетанием как минимум двух слов, знаменательной части речи. В речи фраземы реализуются в виде словосочетания.

Сходство: слово – номинативная функция, словосочетании – тоже номанитианвя функция.

Словосочетания бывают: сочинительные и подчинительные (* мама и папа, вилка с ложкой, она*).

Сочинительные словосочетания характеризуются равным статусом обоих компонентов, а это означает что мы можем поменять местами эти компоненты без ущерба для смысла.

Подчинительные словосочетания характеризуются неравным статусом обоих компонентов, всегда можно выделить главное слово и зависимое.

Способы формального выражения связи:

В подчинительных словосочетаниях различают следующие типы синтаксической связи:

— согласование – уподобление зависимого слова главному выражении всех грамматических значений (в английском нет рода, но есть слова которые относятк мужчинам или женщинам и с помощью 5 суффиксов относят к женскому полу). Оно не типично английскому языку, this — theese

— примыкание – заключается в простом расположении рядом главного и зависимого компонента без каких-либо изменений зависимого компонента (ехать быстро).

— управление – при управлении главное слово ставит зависимое в определенную грамматическую форму, чаще всего это падеж (вижу мальчика).

В английском – когда к глаголу требуется предлог – look for.

Предложение – одно и более слов.

Отличие словосочетания от предложения – предикативность – отнесение содержания, к реальности и действительности; выражение с помощью языковых средств отношения содержания высказывания к действительности.

Интонация, актуальное членение предложения и коммуникативные типы предложений – они повествовательные (

Пропозиция – структурная схема предложения или синтаксический образец по которому можно строить любое высказывание. Минимальная схема предложения представлена подлежащим и сказуемым, при этом основная характеристика предложения – предикация.

Предикация – отнесение содержания высказывания к реальности (действительности). Выражается в категориях времени, лица и наклонения.

Единица устной речи – высказывание. В отличии от предложения, высказывание обладает модальностью – отношением говорящего к предмету сообщения. Высказывания принято разделять на различные коммуникативные типы:

— повествовательные предложения (сообщают о факте).

— вопросительные предложения (запрашивают информацию).

— побудительные предложения (побуждают к действию).

Читать еще:  Сколько стоит автобус и метро в Казани

— обтативные предложения (выражают желание – Хоть бы дождь поскорее кончился.)

Иногда выделяются так же промежуточные коммуникативные типы, когда форма предложения несоответствует его значению. Сколько можно тебе об этом говорить! – это по форме вопрос, но по функциям побудительное.

Пограничные предложения – есть побуждает,

но и спрашивает что-либо.

Текст – последовательность предложений, которые характеризуются следующими особенностями – обладают темой, стилистическими особенностями и модальностью. Такой текст М. Я. Блох называет – диктема.

Теоритечески минимальный текст может совпадать с 1 предложением, а максимальный текст – целое художественное произведение.

Параграф (=сверхразовое единство) – последовательность предложений, которые объединяются тематическим единством и формальными средствами связи т.е. есть общая тема и определенная связь которые связывают его в единое целое.

Блох выделяет еще Диктема.

Словоизменительные (окончания) город – города, ходит – ходил. Work – worked

Лексический уровень (уровень слова).

ЛЕКЦИЯ 4 18.10.11

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Фонема, выполняет 2 функции: смыслоразличительная и строительная.

ФОНЕТИКА – раздел языкознания изучающий звуки речи с акустической и артикуляционной течек зрения.

Акустический аспект изучения фонемы – изучает звук как физическое явление, как звуковую волну распространяющуюся от говорящего к слушающему.

Артикуляционный аспект – изучает звуки речи с точки зрения их образования органами речи и восприятия органами слуха.

ФОНОЛОГИЯ изучает звуки с точки зрения их функционирования в языке.

АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

Звук – представляет собой колебательные движения, передаваемые через воздух и воспринимаемые человеческим ухом.

Если колебания равномерные и периодические, то возникают гласные звуки или ТОН. Если колебания неравномерные, непериодические, то возникают согласные звуки или шумы.

Есть сонорные согласные (л, м, н, р, й, w) в которых присутствует как тон, так и шум, поэтому эти согласные в некоторых языках могут образовывать слог (в английском table, pupil) .

При характеристике звуков необходимо учитывать следующие параметры:

1. Высота звука – количество колебаний за единицу времени

2. Сила звука – амплитуда колебаний

3. Долгота звука – продолжительность звучания

· По работе языка:

· По движению языка по горизонтали:

Гласные переднего ряда (и, э)

Гласные среднего ряда (ы)

Гласные заднего ряда (а, о, у)

Огубленные (лабиализованные) (о, у, w)

(ни в англ ни в рус нет четкой пизиции долгого краткого звука; в русском языка под ударением гласные звучат дольше).

· По месту образования:

· По способу образования преграды:

Смычные (взрывные) (б,п,д)

Аффрикаты – совмещают в себе признаки смычных и щелевых (ц,ч)

· Палатализация (смягчение) – поднятие передней или средней части языка к твёрдому небу (л’)

· Веляризация – процесс противоположный смягчению – поднятие задней части языка к мягкому небу (есть в восточных языках и укр Г).

1. Комбинаторные (комбинация)

1) Аккомодация (уподобление звука) – уподобление гласного звука согласному и наоборот (путь и порт – о и у огублены и под влиянием этих звуков звук П становится лабиализованным).

2) Ассимиляция (уподобление звука) – уподобление гласному звуку гласным или согласному звуку согласным (шубка – глухой звук К оглушает предшествующий звук Б, сшить; birds – звонкий звук d уподобляет себе s и получается z).

Прогрессивные – предшествующий звук влияет на последующий (уподобление вперёд, как в birds).

Регрессивные – последующий звук влияет на предыдущий (шубка, shits).

3) Диссимиляция (расподобление звука) – явление при котором 2 одинаковых или похожих звука становятся разными для удобства произношения (легко – ГК взрывные, один из них превращается в щелевой Бывает контактной и дистактной.

Диалекты и древние слова

4) Метотеза – телерка – тарелка Перестановка

5) Гаплология – упращение слов в следствии диссимиляции. Трагикокомедия – трагикомедия.

2. Позиционные (позиция) – обусловлены положением звуков в слове. Эти изменения затрагивают звуки на конце слова и безударные.

Редукция – качественное и количественное изменение звука. При количественном изменении звук просто выпадает, либо сокращает длительность звучания.

При качественной – произношение звука становится менее четким (без ударения – воды, водный, но водяной).

Дистрибуция фонемы – совокупность всех тех позиций, в которых встречается фонема.

— Существуют фонемы с неограниченной (широкой) дистрибуцией – встречаются во всех позициях (у) (ручка, журавль, наденут, утро, кинул). Фонема Ы – характеризуется ограниченной дистрибуцией. Не встречается в начале слова (искл заимствованных слов) Поселок в Якутии – ыныкчанский; не встреч после мягких согласных).

Свободное варьирование фонемы – употребление разных фонем в одном и том же слове в одной и той же позиции, значение слова не меняется (галоши, калоши; шпаклевать, шпатлевать).

Оппозиция фонемы – противопоставление фонем по одному или нескольким признакам (/глухость, твёрдость/мягкость).

— двоичные – 2 звука противопоставляются по 1 признаку (звонкость, глухость).

— троичные – 3 звука противопоставляются по нескольким признакам (англ b, d, g – b губной, d переднеязычный, g заднеязычный).

— групповые – противопоставление всех гласных всем согласным по признаку присутствия тона, шума

Нейтрализация фонемы – исчезновение различительного признака фонемы оглушение звонких на конце слова (сугроб; в англ нет).

Существует 4 теории слога:

1. Теория выдыхательного толчка – кол-во слогов соответствует кол-ву выдыхов с силой, толчков (корова – толчка 3).

2. Теория сонорности – в слове образуются сонорные звуки, т.е. те в которых присутствует тон (гласные и сонорные согласные)

3. Теория академика Л.Д. Щербы – слог = дуга мускульного напряжения.

Аракин придумал блин

1) Полностью закрытый слог (cat)

2) Полностью открытый (а, и)

3) Закрый слог (начинается на гласную, заканчивается на согласный; он, at)

4) Прикрытый – слог, который начинается на согласную, а заканчивается на гласный (но, до, go, know, far).

Интегральные признаки – признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем «ч» мягкость не является интегральным признаком, т.к. в русском языке нет твердой «ч».

Дифференциальные признаки – признаки по которым одни фонемы отличаются от других.

Маслов – страница 64-65 (оппозиция фонемы)

Наблюдение пропорциональности – если отношение между членами пропорционально отношениям между другими членами оппозиции. Это отношение повторяется в других отношениях. (Мягкость-твердость/звонкость-глухость).

4. Ильчук Елена Вечаславовна

Привативная – одна фонема обладает признаком которым вторая фонема не обладает.

Градуальная – усиление того или иного признака. Степень выражености того или иного признака.

Эквипалентная – все фонемы равноправны и признаки их различны. Их объеденяет 1 общий признак – b/d/g – звонкость.

1. Обязательный – когда фонема не может быть заменена другим вариантом.

2. Позиционный (специфический) в зависимости от позиции – гриБной и гриБ.

Дистрибьюция фонема – позиция, которую может занимать фонема

1.контрастная том, ком, сом, дом.

2. дополнительная не встречается в одном окружении и не различают смысла.

«семь»аллафон более закрытый «сел» менее закрытый

3.свободное варьирование. Встречаются в одном и том же окружении но не различают их значения.

Источники:

http://topuch.ru/otveti-na-bileti-russkij-yazik-yazik-kak-sistema-osnovnie-urov/index.html
http://studopedia.ru/6_26179_edinitsi-yazika-urovni-yazikovoy-sistemi.html
http://poisk-ru.ru/s4634t2.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector