Другую какая часть речи
Какая часть речи слова «другие», «другими», «других»?
Слова «другие», «другими», «других» являются формами определительного местоимения «другой». В контексте слово «другие» может выступать в роли существительного.
Узнаем, какая часть речи слова «другие», «другими», «других», выяснив их начальную форму, общее значение и грамматические признаки.
Слова «другие», «другими», «других» — это местоимения
Эти слова часто путают с прилагательными.
Другие люди окружали нас здесь.
Другими глазами я смотрел на всё происходящее.
У меня нет других взглядов на эту проблему.
«Другие», «другими», «других» отвечают на вопросы: какие? какими? каких?
Но эти слова не обозначают конкретный признак предмета, как имя прилагательное, а только указывают на него в значении «иной», «не такой», «какой-то».
Такой уникальной особенностью указывать на признак обладает самостоятельная часть речи — местоимение.
Рассматриваемые слова находятся в падежных формах множественного числа. Их начальной формой именительного падежа единственного числа является местоимение «другой».
Слово «другой», указывая на признак предмета, соотносится с именем прилагательным, замещает его в предложении и поэтому являются местоимением-прилагательным.
Уточним, какими грамматическими признаками оно обладает.
Грамматические признаки слова «другой»
Если учитывать общее значение и грамматические признаки, то все местоимения группируют в следующие семантические разряды:
- личные местоимения (я, ты, вы, мы);
- притяжательные (наш, мой, свой);
- указательные (тот, этот, такой);
- неопределенные (некий, некоторый, какой-либо) и пр.
Слово «другой» указывает на обобщенный признак лица или предмета, отвечает на вопрос: какой? В соответствии с этим значением относится к определительным местоимениям:
Рассматриваемое местоимение изменяется по родам и числам:
По падежам это определительное местоимение изменяется как имя прилагательное.
Какая часть речи “другой” в русском языке?
1 ответ
Слово «другой» – это самостоятельная часть речи, определительное местоимение, указывающее на обобщенный признак предмета. Пример: Может, забросим все дела и поедем отдохнуть в другой город? На другом конце провода повисло молчание.
Также слово «другой» может выступать в роли существительного – обозначать лицо и отвечать на вопрос «кто?». Пример: Другой ответит тебе на этот вопрос.
Оценка: 4 ( 5 голосов)
- 1. Другие: часть речи какая?
- 2. По другому – часть речи
- 3. Какая часть речи у слова другой?
- 4. Какая часть речи слово “всех”?
- 5. Совсем – часть речи в русском языке?
- 6. ВСЕ – это какая часть речи в русском языке?
- 7. ВСЕ – какая часть речи в русском языке?
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1.
марьям дибиргаджиева 332
- 2.
Игорь Проскуренко 284
- 3.
Надежда Лопина 204
- 4.
Таня Хмелевская 187
- 5.
Елжан Джалшора 166
- 6.
Дмитрий Гагарин 138
- 7.
Ольга Жаркова 121
- 8.
Андрей Шкурнов 103
- 9.
Даниил Киселёв 95
- 10.
Nura Velieva 82
- 1.
Кристина Волосочева 16,320
- 2.
Юлия Бронникова 16,310
- 3.
Алина Сайбель 16,229
- 4.
Ekaterina 15,996
- 5.
Мария Николаевна 15,680
- 6.
Лариса Самодурова 15,520
- 7.
Darth Vader 15,111
- 8.
Liza 14,840
- 9.
TorkMen 14,476
- 10.
Влад Лубенков 13,360
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Урок русского языка в 10-м классе
(с углубленным изучением предмета)
Переход одних частей речи в другие
Цели урока: показать учащимся на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи, познакомить с переходными явлениями в области частей речи, воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.
Вступительное слово учителя
Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.
Переход числительного один в другие части речи
Один в поле не воин (пословица). Одно другому не мешает.
У вас семья? – Нет, я один (одинокий). Диалекты слились в один язык (единый, целостный).
В один прекрасный день. Один из присутствующих (какой-то, некий).
Он живет один. Одним нам не справиться (в одиночку, самостоятельно).
В группе одни мальчики. От него одни неприятности (только).
Субстантивация (переход прилагательных в существительные)
Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов-
и -ин-, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени. Наблюдается так называемая полная субстантивация и частичная. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое). При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные).
1. По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.
Блюда и напитки
Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.
2. Понаблюдайте и сделайте вывод, какие прилагательные – относительные или качественные – субстантивируются преимущественно. (В существительные переходят, как правило, относительные прилагательные, с качественными такое происходит редко. Если относительные прилагательные субстантивируются и при обозначении лиц, и при обозначении неодушевленных предметов, то качественные – почти всегда только при обозначении лица.)
3. Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа? Приведите примеры. (Есть, например: молодые, близкие, легкие.)
4. Постройте связный ответ о следствиях субстантивации. Помощь при составлении ответа вам окажут следующие вопросы:
приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж;
могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения;
сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные;
могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными;
какие синтаксические функции имеют субстантивированные прилагательные? Ответ подтвердите примерами.
(Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных: самостоятельные род, число и падеж. Например: часовой – м.р., горничная – ж.р., заливное – ср. р., часовые, больные – мн. ч. Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной. Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных. В предложении они выступают в свойственных существительному функциях:
5. Верно ли утверждение: «Субстантивированные прилагательные обогащают словарный состав языка, расширяют его стилистические возможности»? Ответить на поставленный вопрос вам помогут следующие задания:
– С какими научными терминами, представляющими собой субстантивированные прилагательные, вы встречались на школьных уроках? (Согласная, гласная, касательная, бобовые, позвоночные, беспозвоночные и т.д.)
– Вспомните субстантивированные прилагательные, являющиеся народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый – лось.)
– Как вы думаете, принадлежностью какого стиля являются слова: докладная, накладная, объяснительная? (Данные субстантивированные прилагательные – канцеляризмы, и используются они в официально-деловом стиле.)
– Какой характер имеют субстантивированные прилагательные любимый, милый, родной, дорогой? (Это слова субъективно-оценочного характера.)
Обратите внимание на то, что в русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся. Это – Вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое и др. Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.
Переход других частей речи в местоимения и местоимений в другие части речи
Учитель. По вопросу о переходе в местоимения других частей речи ведутся дискуссии. Многие лингвисты отмечают, что такие существительные, как человек, люди, мужчина, женщина, дело, штука, вопрос, явление, вещь, при ослаблении номинативной семантики становятся местоимениями: Дело (= это) было вечером, делать было нечего (С.Михалков). Петя, тебя человек (= кто-то) зовет. Здоровье – вещь (= нечто) серьезная. Способны становиться местоимениями следующие прилагательные и причастия: последний, отдельный, известный, подобный, данный, соответствующий, настоящий, целый и др. Придумайте свои примеры, подтверждающие переход прилагательных и причастий в местоимения.
Вот некоторые примеры.
Он скрыл свою настоящую (прил.) фамилию (подлинную, действительную). – В настоящей (мест.) книге речь пойдет о проблемах космонавтики (этой). Накопился целый (прил.) ворох неизученных документов (значительный, большой). – Он отсутствовал в школе целую (мест.) неделю (всю). В данном (прич.) на доске примере допущена неточность. (?) – В данный (мест.) момент нам не подходит твое предложение (этот). Это мое последнее (прил.) слово (окончательное, бесповоротное). – В гостях были Марина, Вера, Тоня, но последняя (мест.) пришла не вовремя (эта).
Учитель. Подумайте, изменяются ли грамматические свойства прилагательных и причастий при переходе их в местоимения.
Известный (прил.) писатель – при известных (мест.) условиях. Прилагательное известный может иметь степени сравнения (известнее, более известный, известнейший, самый известный), зависимые слова (известный всем факт), способно сочетаться с наречиями степени (очень известный писатель, весьма известный писатель). Обращаю внимание учащихся на то, что эти признаки не обязательно проявляются одновременно. При переходе прилагательного известный в местоимение эти грамматические свойства утрачиваются.
Переход местоимений в другие (самостоятельные) части речи можно рассмотреть на следующих примерах. Учащимся предлагается определить частеречную принадлежность выделенных слов, указать их лексическое значение, подчеркнуть как члены предложения.
1. Игра кончилась ничьей (сущ.).
2. Соперники согласились на ничью (сущ.).
3. Мои (сущ.) сегодня уехали в Сочи.
4. Шахматист он никакой (прил.).
5. Чувствует он себя ничего (нареч.).
6. Он очень даже ничего (прил.).
7. Что ему? Ему ничего (кат. сост.), он всем обеспечен.
8. Сам (сущ.) велел.
9. Что (нареч.) ты задумался?
Лексическое значение выделенных слов
1, 2. Ничья – исход игры, при котором никто не выигрывает; никем не выигранная партия; ничейный результат.
3. Мои – родные, родственники, домочадцы.
4. Никакой – плохой, совершенно незначительный, никуда не годный.
5. Ничего – довольно хорошо, сносно, нормально.
6. Ничего – неплохой.
7. Ничего – неплохо, терпимо.
8. Сам – хозяин, глава.
9. Что – почему.
Как видно из приведенных примеров, местоимения при переходе в другие самостоятельные части речи приобретают определенное номинативное значение. Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы. Чтобы убедиться в этом, проведите сравнительный анализ предложений: Что (мест.) случилось? – Он сказал, что (союз) ничего страшного не произошло. Какие (мест.) цветы тебе нравятся? – Какие (частица = что за) цветы распустились в палисаднике!
Переход причастий в прилагательные и существительные
– Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?
Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.
Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.
Чтобы учащиеся глубже осознали этот процесс, предлагаю им ответить на вопрос: какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Прошу подтвердить суждения конкретными примерами.
Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности), отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества), утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина).
Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями. Предлагаю учащимся это проверить на следующих примерах: блестящий успех, любящий взгляд, открытый характер, прыгающий мальчик.
Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный.
Любящий (прил.) взгляд – добрый.
Открытый (прил.) характер – искренний, прямой.
Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.
Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист.
Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые.
Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые.
Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное.
Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.
В этих примерах наблюдается факт двоякой замены, который свидетельствует, что переход окончательно еще не завершен.
Заполните таблицу конкретными примерами.
Проанализируйте данные ниже примеры. Что ими подтверждается?
Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща.
Блестящий ответ – самый блестящий ответ.
Угрожающее положение – опасное положение.
Любимые цветы – самые любимые цветы.
Выступить блестяще.
Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.
Источники:
http://russkiiyazyk.ru/kakaya-chast-rechi/drugie-drugimi-drugih.html
http://obrazovaka.ru/question/kakaya-chast-rechi-drugoj-v-russkom-yazyke-97540
http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200203807