1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что за формат SACD

Что за формат SACD

SACD — идеальный формат звука

Общие сведения о формате

Супер Аудио Компакт Диск (Super Audio CD или SACD) появился в сентябре 1999 года, как идеальный цифровой звукоовой формат для сохранения уникального звукового наследия человека. Из профессионального стандарта он постепенно превращается в общедоступный формат, открывающий нам все тонкости звука в его многоканальном выражении. В магазинах появляются диски и аппаратура для прослушивания SACD. Форма и размер SACD совпадает с обычным компакт диском (CD), цвет рабочей поверхности стал золотистым. Изобретателями SACD, как и CD стали фирмы SONY и PHILIPS, которые стремяться сделать из этого формата новый звуковой стандарт.

    SACD обеспечивает:
  1. Естественность завучания и высочайшее качество записи;
  2. Совместимость с предыдущим форматом СD;
  3. Полная защита авторских прав, цифровое копирование дисков невозможно;
  4. Cохранность архивных записей от старения магнитрых материалов;
  5. Многоканальное воспроизведение записи;
  6. Поддержку ведущих производителей техники и фирм звукозаписи.

Коллекция SACD дисков постоянно расширяется, уже выпущено свыше 1000 наименований. Емкость SACD стала в 6 раз больше обычного CD, кроме звука на них можно записывать текст и изображения. Частота воспроизведения звука достигла 100 кГц, а четкость сигнала увеличилась в 64 раза. Преемственность сохраняется благодаря, так называемым, двуслойным или гибридным дискам, которые можно слушать и на старых CD проигрывателях. Все SACD проигрыватели воспроизводят обычные CD в стерео режиме. Сравнение форматов смотрите в таблице.

Технология кодирования SACD

Супер аудио система записи включает в себя несколько технических открытий, ключевая роль в разработке и внедрении которых принадлежит фирмам SONY и PHILIPS.

Для записи дисков используется новейшая технология прямого цифрового потока DSD (Direct Stream Digital), которая позволяет воспроизвести натуральный и естественный звук, отражающий музыкальную атмосферу с превосходным реализмом.

DSD позволяет увеличить разрешение звука за счет более точного отражения иссходной звуковой волны. Это достигнуто благодаря переводу звукового потока с оригинала в 1 разрядный вид (1 bit) с использованием сверх высокой частоты в 2 822.4 KГц (в 64 раза больше, чем у CD). Чем выше частота, тем искажений. Прямая передача 1 разрядного сигнала в DSD также приводит к уменьшению искажений.

Устройство, которое переводит аналоговый сигнал в DSD называется Сигма Дельта Модулятор (SDM). Для кодирования уровня аналогового сигнала требуется передавать несколько битов, но если уровень сигнала изменяется плавно, как в звуке то получается избыточность
передаваемой информации. Поэтому можно кодировать и передавать только единичное изменение уровня сигнала: 0 — уменьшение, 1 — увеличение уровня сигнала. А если дискретизировать с очень большой частотой, как в SACD, то качество модуляции будет очень высоким, так как при этом можно улавливать «тончайшие» изменения уровня сигнала.

SDM отличается от формата Пульс Кодовой Модуляции (PCM), который применяется для записи CD и DVD-Audio.

Технология SACD приводит к записи звуковой копии с качеством не достижимым пока никакими другими цифровыми и аналоговым носителям.

Сравнение аудио форматов можно посмотреть в таблице.

В SACD проигрывателях нового поколения введена система ACP, которая улучшает форму цифровых импульсов и эффективно борется с помехой (иногда цифро-аналоговый преобразователь путает 0 и 1 сигнал Zero crossing) в однобитовых преобразователях.

Для уменьшения информационного потока при DSM-модуляции применяют сжатие повторяющихся последовательностей битов. Специальная технология кодирования DST (Direct Stream Transfer) позволяет это делать практически в 2 раза и без потерь (по принципу компьютерного ZIP). Эта схема компрессии позволяет разместить многоканальный и стерео DSD данные на SACD диске объемом 4,7GB.

Защита записи от копирования

Пиратские копии SACD технологически невозможны. Для SACD была придумана оригинальная тройная защита (схема 3). В т.н. «водяном знаке», т.е. потайном секторе, спрятаны некоторые данные, которые должны быть считаны проигрывателем перед началом воспроизведения. При перезаписи SACD они не копируются, и такой неполноценный диск впоследствии проигрывателем не опознается. Кроме того, на любом диске есть метки PSP-PDM, которые могут быть скопированы только на лицензионном SACD-рекордере. И наконец, расшифровать содержание диска можно только с помощью ключа, спрятанного в PSP-PDM.

Тройная система защиты записи от копирования привела к тому, что для того для того чтобы начать воспроизведение SACD-проигрыватель сначала считывает SACD метку в потайном секторе (содержащую данные о диске и его производителе). При перезаписи потайной сектор не копируется, поэтому «пиратский» диск становится неполноценным и не воспроизводится. Затем определяет физическую маркировку «водяной знак» (его рисунок может быть видим на поверхности диска). DSD — содержание зашифровано, а ключ к нему содержится в «водяном знаке» (PSP — Pit Signal Processing). PSP метки могут быть скопированы только на лицензионном записывающем устройстве SACD.

Дополнительная защита от цифрового копирования (DTCP) устанавливается на цифровом SACD выходе (IEEE 1394 до 50 MB/c) в версии 1.2 SACD. Это единственный вариант цифрового выхода с некоторых SACD плееров (например Sony SCD-XA9000ES), цифровой COAXIAL не работает.

Читать еще:  Как согреться на морозе

Многоканальность звучания

Многоканальные диски (Multi Channel или Surround) можно слушать уже только на многоканальных SACD проигрывателях. На SACD может быть записано 1, 2, 2.1, 3, 4 (3.1, 4.0), 5 или 6 (5.1) каналов (.1 — это низкочастотный динамик или субвуфер). Квадро, стерео и даже моно SACD выпускают только в виде переизданий старых исполнителей, новые записи стараются сделать многоканальными.

Объемное звучание воссоздает пространственную акустику и воспроизводит тонкие звуковые эффекты каждого инструмента. Слушатель помещается в центр происходящего. Не случайно Peter Gabriel говорил о своем первом многоканальном диске (UP): «Добро пожаловать в мою музыку!». Человек, который слушает многоканальную музыкыку с закрытыми глазами теряет опору и ориентацию в пространстве.

Многоканальное звучание создает дополнительный эффект реверберации, которая сопровождает любой звук, возникший в естественной акустической среде. Возникает она при отражении звуковой волны от каких-либо препятствий и ее возврата в точку прослушивания.

Многоканальные диски обозначают словами MULTICHANNEL или Multi-ch (от английского прилагательного многоканальный) или SURROUND (от английского глагола окружать; обступать).

Принцип размещения колонок не отличается от стандартной схемы 5.1. для DVD-Video. SACD 6+1 не существует. Да это и не нужно — для создания ревербераций, эффекта присутствия и звуковых эффектов на некоторых дисках вполне достаточно 2-х (а не 3, как в некоторых DVD-Video) тыловых колонок, ведь сцена всегда перед слушателем, в отличие от кино, где тыловой звук не менее важен, чем фронтальный.

Рекомендуется использовать специальные усилители и колонки с улучшенными частотными характеристиками, которые способен воспроизводить SACD проигрыватель. Многие ведущие производители аппаратуры выпускают проигрыватели SACD. Проигрыватели бывают стерео и многоканальные. Последнее время производится много комбинированных DVDVideo+SACD или DVDVideo+ DVDAudio+SACD.

Разметка поверхности диска

На звуковом CD в центре размещено оглавление или TOC (Table of Contents), а за ним от центра к внешним краям расположены дорожки с записями.

В SACD разметка усложняется. По внешнему краю добавлено поле для записи текстовой и графической информации, а рабочая поверхность, как правило, разбита на две зоны идентичные по содержанию, но записанные в стерео и многоканальном варианте. Это сделано для того, чтобы владельцы стерео SACD проигрывателей могли прослушать диск. Каждая зона содержит не менее 74 минут записи. Диск обозначается так:

Реже существуют диски для воспроизведения только на многоканальных проигрывателях, в этом случае продолжительность звучания диска превышает 2 часа. Такие диски обычно выпускают с образцами записи SACD и тестовыми сигналами (Reference SACD).

Гибридные SACD

Большинство SACD являются гибридными (HYBRID) или двуслойными дисками, которые можно слушать, как на CD проигрывателях (стерео), так и на SACD проигрывателях. На SACD проигрывателях по умолчанию включается многоканальный режим (Multi, Multi Channel или Surround), если на диске его нет, то двухканальный режим (Stereo). Принудительно диск можно переключить на CD формат, но при этом произойдет потеря в качестве звука. Однако, CD слой на гибридных SACD компакт дисках выполнен с лучшим качеством, чем обычный CD потому, что студийный источник был записан с применением DSD. Прямой перевод данных осуществляется по SBM технологии (Super Bit Mapping) в стандартный для CD 16 разрядный вид c частотой 44.1 KГц.

Гибридный диск состоит из двух слоев толщиной по 0,6 mm. Нижний SACD слой прозрачен для CD проигрывателей, кроме того их лазерный луч сфокусирован дальше и имеет большую длинну волны (780 nm). Луч для считывания SACD отражается уже от нижнего слоя, его размер и длинна волны (650 nm) меньше, что позволяет плотнее размещать информацию.

Сейчас в мире насчитывается около 500 миллионов CD проигрывателей, поэтому выпуск гибридных SACD является залогом успешного распростанения этого формата.

CD слой на гибридных SACD компакт дисках выполнен с лучшим качеством, чем обычный CD потому, что студийный источник был записан с применением DSD. Прямой перевод данных осуществляется по SBM технологии (Super Bit Mapping Direct — Direct SBM) в стандартный для CD 16 разрядный вид c частотой 44.1 KГц. SACD запись — это идеальный материал для перехода на любой из других видов цифровых стандартов: например, для перехода от стандарта DSD к частоте CD (44,1кГц) нужно просто произвести деление Bitstream-потока на 64.

Гибридные диски обычно обозначают соответствующими наклейками и надписями:

Что за формат SACD

SACD (англ. Super Audio Compact Disc ) — формат неперезаписываемых оптических аудио-дисков, позволяющий хранить аудио-данные со значительно более высоким качеством по сравнению с обычным CDDA. Разработан компаниями Philips в 1999 году.

Содержание

Описание формата

Особенности кодирования

При записи SACD-дисков используется однобитный цифровой формат записи Direct Stream Digital (CD, благодаря более высокой частоте сэмплирования (до 2,8224 kHz).

Однобитный формат записи — это прямая запись однобитного выходного сигнала с АЦП типа дельта-сигма, причем этот сигнал имеет замечательные характеристики: динамический диапазон более 120 дБ, частотная характеристика от 0 до 100 кГц. При таком сочетании частотной характеристики и динамического диапазона формат DSD не имеет соперников среди других записывающих систем, цифровых или аналоговых.

Читать еще:  Как пережить смерть близкого человека

Запись напрямую такого однобитного сигнала является альтернативой существующим форматам мастер-записи. Подобная запись устраняет необходимость процессов децимации и интерполяции для аналогового ввода/вывода. При этом упрощается структура (блок-схема) записывающей системы, поскольку исчезают параллельные информационные связи многоразрядных цифровых слов и необходимость их синхронизации.

Как и в обычных PCM-системах, аналоговый сигнал сначала конвертируется в цифровой с помощью дельта-сигма модуляции при частоте дискретизации в 64 раза большей, чем номинальная частота дискретизации. Но DSD записывает одноразрядные импульсы напрямую, тогда как обычные системы затем преобразуют одноразрядный сигнал в многоразрядный PCM-код. В результате DSD дает цифровое одноразрядное представление аудиосигнала.

Сам по себе поток дельта-сигма импульсов является довольно «шумным». Сверхвысокое отношение сигнал/шум, которого требует DSD в звуковом диапазоне, достигается с помощью шумоподавляющих фильтров пятого порядка, что эффективно сдвигает шумы вверх по частоте за пределы звукового диапазона.

DSD производит дискретизацию аналогового звука на частоте в 64 раза большей, чем, например, CD (44,1 кГц). Получается 2 822 400 Гц. CD использует 16 бит для каждого семпла, так что поток информации здесь составит 16х44100 Гц на канал или 705600 бит/с на канал. DSD использует 1 бит на отсчет, так что поток информации составит 2822400 бит/с на канал. Это в 4 раза больше, чем у CD.

Действительно, хотя повышение разрядности и частоты дискретизации PCM-систем реально улучшали качество звука, эти улучшения становились все менее значительными. Очевидна и причина этого — фильтрация. В PCM-системе на входе необходимы фильтры с очень крутой характеристикой, чтобы подавить частоты, равные половине частоты выборки или превышающие ее. При частоте выборки 44,1 кГц фильтры типа «кирпичная стена» должны пропускать частоту 20 кГц и при этом отсекать частоту 22,05 кГц — задача не самая легкая. Кроме того, при записи и воспроизведении неизменно добавляются шумы квантования. К тому же семплирование на частоте Найквиста приводит к значительному сдвигу между фазовой и частотной характеристиками фильтров в верхней четверти частотного диапазона. В однобитной системе, напротив, фазовая характеристика в верхней части звукового спектра не подвержена воздействию фильтра типа «кирпичная стена». Этот аспект особенно важен, когда система цифровой обработки является частью петли обратной связи, потому что в этом случае сдвиг фазы меньше, а стабильность системы и достоверность звучания выше.

Другой особенностью этого формата является его поведение в условиях возможной перегрузки. Одноразрядные кодеры высокого порядка должны иметь возможность управления перегрузкой, чтобы не пострадала стабильность. Это обеспечивается с помощью выбора соответствующей передаточной характеристики. Одноразрядный формат не дает, в отличие от многоразрядного, эффектов aliasing и dipping при перегрузках.

Устойчивость к ошибкам

Поскольку любой бит одноразрядного формата несет одно и то же количество информации, эффект каждой ошибки не зависит от того, какой бит является ошибочным. В этом одноразрядный формат выгодно отличается от многоразрядного кодирования, в котором ошибка в старшем значащем бите (MSB) сказывается в 2L (L- длина слова) больше, чем ошибка в младшем значащем бите (LSB). Для 20-битной системы записи это означает, что ошибка в MSB скажется примерно в 1 млн. раз больше, чем в LSB.

Системы опережающей коррекции ошибок (такие, как используются в формате CD) исходят из предположения, что все биты имеют одинаковый информационный вес, поэтому они одинаково защищают каждый бит. Для аудиосигнала, очевидно, это не подходит, и вследствие этого страдает эффективность таких систем — младшие значащие биты получают избыточную защиту, а старшие значащие биты не получают достаточной защиты. Более того, эффект от ошибок не является пропорциональным, так как зависит от того, в каком бите произошла ошибка. Это приводит к быстрой деградации сигнала при превышении определенного уровня плотности ошибок.

Фактически, максимальный эффект от каждой отдельной ошибки — это функция частоты избыточной дискретизации. эффект от ошибки обратно пропорционален коэффициенту избыточной дискретизации. Например, если коэффициент 64, ошибка, вносимая одним битом, будет примерно 1/64 максимального уровня. То есть, ее уровень на 36 дБ меньше максимального уровня сигнала на выходе.

Беспрецедентная широта частотного и динамического диапазонов означает, что DSD может сохранить малейший нюанс оригинала вплоть до уровня шума и ниже. DSD можно рассматривать как кульминацию в разработках систем цифровой записи. Рекомендуется в качестве формата для мастеринга.

Еще более важно то, что такая система способна обеспечить стабильный, но расширяемый и совершенствуемый формат и в будущем.

Особенности SACD-дисков

Запись на SACD-диске может содержать от 1 до 6 звуковых каналов. Для воспроизведения SACD требуется специальный проигрыватель, совместимый с этим форматом. На диске может содержаться дополнительный CD-слой (только стерео) для совместимости с обычными проигрывателями. Такие диски называются гибридными (англ. Hybrid SACD ), их можно слушать на любых обычных проигрывателя CD-дисков. Примерно половина выпущенных SACD-дисков являются гибридными.

Продолжительность звучания Super Audio CD может достигать 109 минут при условии, что он содержит две SACD-зоны с разными параметрами записи (например, 2.0 и 5.1). При использовании только одной SACD-зоны продолжительность звучания превышает 2 часа.

Читать еще:  Какие виды спорта подходят для похудения

Качество звука, что лучше: CD или SACD?

Что лучше: CD или SACD? выбрал концерт, но в каком формате лучше? но вот будет ли существенная разница?

И подскажите формат lossless, он лучше или хуже CD и SACD?

P.S. спрашиваю потому что в инете много разногласий и мнений, хотелось бы узнать мнение и отзывы «бывалых»людей и знающих толк в музыке.

Ответы

Берите SACD, там все равно прописан и CD слой. Сможете сами сравнить на своей системе в своих условиях.

а что скажете про lossless ?

А это пусть вам раздающий в этих ваших торрентах и интернатах рассказывает. Откуда мне знать что он туда напихал)))

Торренты. я не пользуясь торрентами!при чем тут это?по моемому вы не в тему.

хорошо, не торренты, так энторнеты. Простите старика, плоховато в этом разбираюсь. Но что лежит во flac-ах alac-ах думаю известно мало кому. Вполне возможно, что там и файлы прошедшие мастеринг для портативных устройств. А может и ошибаюсь. У меня разные сведения на эту тему и зависят они от региона.

Да все с lossless хорошо 🙂 Очень много зависит от вашей системы, а не от самого формата. Я считаю, что слушать FLAC, например, нисколько не хуже, чем слушать CD. Но лично я не могу без коробочки и полиграфии (красивого оформления), я привык к CD и полный переход на музыку без носителя — для меня травма)) Если выбирать между CD и SACD — то SACD. Однако у меня есть много фирменных обычных дисков, где качество звука такое, что и ничего больше не хочется, но у меня система делает свое дело также)

если flac честный, то соглашусь.

Формат CD и SACD отличаются по звуку очень серьезно и по всем тех параметрам звук SACD качественнее, чем звук с обычного CD. К тому же дорожка на SACD диске может быть многоканальный. SACD диски могут иметь только слой SACD или иметь два слояя, где есть слой с записью SACD и второй слой с обычной CD дорожкой. Для воспроизведения SACD дисков с дорожкой высокого разрешения нужен специальный проигрыватель, т к обычный CD плеер не будет воспроизводить дорожку с высоким разрешением.

А вообще, SACD формат задумывался, как альтернатива аналоговой записи с виниловой пластинки, плюс расширение стерео записи до уровня многоканальной.

Не могли бы вы описать сет, на котором в стерео эта разница была бы столь очевидна, чтобы можно было отследить вслепую с одного прослушивания?

Bbhob, будете смеяться, но я прекрасно слышу разницу CD и DSD на пионере PD-50, что оказалось для меня неожиданностью.

Плеер конечно хорошЪ. Рискну предположить, что в нем как раз реализована идея цифровой обработки с внесением предискажений. Когда разницу больше слышно, в директе или с компенсацией и эффектами?

Плеер подвергнут твику и он действительно — более чем хорош за его деньги.

Про эффекты вообще вопроса не понял. у меня в тракте даже регулятора баланса нет.

Имел в виду ресемплирование с 16 до 32 битт для CD-слоя, например.

При проигрывании СД — все отключено, 16 бит. Так больше нравится.

транспорт : oppo 103d,в тех.характеристиках есть такой формат для воспроизведения.

Разницу в качестве звучания слоя CD и SACD на одном диске можно услышать на любой записи, но что бы полностью раскрыть достоинства формата SACD нужен соответствующий по качеству звуковой тракт.

если oppo 103d и рес.cambridge audio 651?этого будет достаточно,что бы услышать качество звучания?

SACD изначально разрабатывался Sony как аудиофильский стандарт. Формат CD использует частоту 44,1 кГц, а SACD — в 64 раза бо́льше — 2,8224 МГц. Поток с CD 705 600 бит/с , а DSD 2 822 400 бит/с. Это в 4 раза больше, чем у CD.

При прямом сравнении записи на SACD и CD диске первый будет однозначно лучше. Особенно, если изначально запись производилась в DSD. Но, к сожалению, очень часто SACD диски выпускаются с записями переведёнными с простого PCM. Для полной реализации супер-аудио формата нужно не только наличие специализированного проигрывателя, но желательно иметь ещё и усилитель с широким частотным диапазоном и соответствующую акустику.

Если у вас есть много любимых исполнителей, чьи альбомы есть в записях на SACD дисках то, наверное, есть смысл для покупки SACD-проигрывателя. В противном случае, ради пары-тройки дисков специализированный проигрыватель брать не стоит.

Ну пока правда в слепых тестах эту разницу ощутили только японские девственницы. (из собранных Sony фокус-группа разницу в записях с порезаным/непорезаным ультразвуком очень нестабильно отмечали только девушки до 20 лет)

Прелесть записей в SACD в возможности их цифровой обработки (внесение компенсации ну например) без получения явного цифрового нойса.

теоретически sacd конечно превосходит возможности сд-формата, вопрос что послужило исходником

но вот эти издания Living Stereo — одни из лучших по звуку что я слышал

Источники:

http://www.videoton.ru/Articles/sacd.html
http://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583971/biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/94416
http://stereo.ru/qa/pacf7-kachestvo-zvuka-chto-luchshe

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector