5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое стоицизм

Значение слова &laquoстоицизм»

1. Направление в античной философии, ставившее своей задачей построение этики на основе сознательного подчинения господствующей в мире необходимости и требовавшее господства человека над страстями.

2. перен. Стойкость, мужество в жизненных испытаниях. Я думаю, что русскими учеными, их жизнью и работой в годы интервенции и блокады дан миру великолепный урок стоицизма. М. Горький, Письмо С. Ф. Ольденбургу, 22 авг. 1925.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Стоици́зм — философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н. э. — середина II века до н. э.), Средняя (II—I века до н. э.), Новая (I—III века н. э.). Наиболее известны в наше время из представителей Древней Стои Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп, на перечне сочинений которого соответствующий фрагмент труда Диогена Лаэртского обрывается. Видными представителями стоицизма в Древнем Риме были Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий.

В переносном смысле стоицизм — твёрдость и мужество в жизненных испытаниях.

СТОИЦИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от греч. stōikos — стоик]. 1. Рационалистическое философское учение в древней Греции и Риме (истор. филос.). 2. перен. Твердость в жизненных испытаниях, стойкость, способность противостоять соблазнам (книжн. устар.). Проявить с.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

стоицизм

1. направление в античной философии, согласно которому человек должен освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму

2. стойкость, мужество в жизненных испытаниях

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова контент-анализ (существительное):

Что такое Стоицизм

Значение стоицизма

Стоицизм — философская школа эпохи эллинизма. Философы-стоики утверждают, что добродетель (такая, как например, мудрость) — это счастье, а суждение должно основываться не на людских словах, а на их поступках. Также они утверждают, что нельзя контролировать или полагаться на внешние события, а только на себя и свои реакции.

Стоицизм был основан Зено́ном Кити́йским в Афинах примерно в 308 году до н. э., но с этим учением связаны такие философы, как: Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.

Своё название стоицизм получил от греческого stoikos, в частности от Stoa Poikile — дословно «галерея разнообразия» или «расписной портик», большой зал в Афинах (украшенный фресками с изображением битвы при Марафоне), место в котором находилась школа стоиков и Зенон преподавал свои учения.

В чём суть учения стоицизма?

Самые главные принципы стоицизма заключаются в том, что наш мир может быть непредсказуемым, а жизнь скоротечна.

Стоицизм призывает человека к стойкости, силе и самоконтролю. И предполагает, что источник нашей неудовлетворённости кроется в нашей импульсивной зависимости от наших спонтанных чувств. Мы должны полагаться больше на логику.

Стоицизм был создан для того, чтобы действовать, а не для бесконечных разговоров о мироздании. Он пытается помочь преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать в соответствии на то, на что можно воздействовать.

Стоическая этика

Стоицизм — это не просто набор убеждений или этических утверждений. Это образ жизни с постоянной практикой и обучением, включающий постоянную практику логики.

Эта этическая доктрина учит безразличию и «пассивной» реакции на внешние события на том основании, что никакие события и ничто внешнее вообще, не может быть ни добром, ни злом. Она учит достичь хладнокровие перед лицом жизненных взлётов и падений.

Целью стоицизма является освобождение от страстей (в смысле: мучений или страданий) посредством стремления к разуму и апатии (в смысле: объективности, неэмоциональности и чёткого суждения).

Стоики считают, что когда человек станет ясным, непредвзятым и самодисциплинированным мыслителем, то сможет понять «логос«.

Логос — это естественная универсальная причина всех вещей.

Для философов-стоиков, несчастье и зло являются результатом невежества. И если кто-то недобр, то это потому, что он не осознаёт своего собственного универсального разума.

Читать еще:  Какое мясо самое полезное

Разрешение этой проблемы, этого зла и несчастья, можно достигнуть, практикуя стоическую философию и изучить собственные суждения и поведения, чтобы определить, где человек мог отклониться от универсального разума природы.

Широко известно одно изречение стоиков: «Жить в согласии с природой», которое нужно воспринимать, как в смысле законов Вселенной, так и в отношении сущностной природы человека и разума.

Цитаты стоиков

«Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше».
Луций Анней Сенека

«Если вас беспокоит что-то внешнее, боль связана не с самой вещью, а с вашей оценкой; и это у вас есть право отозвать в любой момент».
Марк Аврелий, Медитации

«Жалобы — это не жизненная стратегия. Каждому из нас отпущен определённый запас времени и сил. Тратя время на жалобы, мы не достигаем своих целей.»
Рэнди Пауш, «Последняя лекция»

«Что нас действительно пугает и тревожит, так это не сами внешние события, а то, как мы о них думаем. Нас тревожат не вещи, а наше понимание их значимости».
Эпиктет

«Стоик – это тот, кто превращает страх в благоразумие, боль в трансформацию, ошибки в инициацию и желание в начинание».
Нассим Николас Талеб

Представители стоицизма

За исключением основоположника, Зенона Китийского (которого ещё называют Зенон-стоик), у стоицизма было три главных лидера, но есть и другие.

Марк Аврелий, император Римской империи. Считается, что он садился каждый день и работал над своими заметками о сдержанности, сострадании и смирении.

Эпиктет перенёс ужасы рабства в Риме, но был освобождён и основал свою собственную школу.

Также древнегреческий философ-стоик Хрисипп обычно считается наиболее важным влиянием на стоицизм. Более поздняя, знаменитая фраза в стоицизме гласила: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои».

Хрисипп защищал и развивал эмпирическую эпистемологию, психологию и проводил многие другие исследования.

Конечно же Сенека. У этого харизматичного оратора были многолетние проблемы со здоровьем. Что однако не помешало ему стать всемогущим советником и получить безграничную власть. Но одновременно его ненавидел и сенат, и римский народ.

А вот американский профессор Массимо Пильюччи — уже философ-стоик нашего времени. Он преподаёт философию в Городском колледже Нью-Йорка (City College of New York) и публикует книги. Одна из этих книг стала довольно популярной: о том, как быть стоиком в современном мире.

А умер ли философ от смеха?

Многие источники пишут, что философ-стоик Хрисипп умер от слишком сильного смеха. Но другой философ, по имени Диоген Лаэртский, писал, что по его мнению, он умер от того, что выпил слишком много неразбавленного вина, т. е. его смерть была вызвана алкогольным отравлением.

Криминалистика была довольно ограничена в то время, и мы никогда не сможем узнать истинную причину его смерти.

СТОИЦИЗМ

СТОИЦИЗМ – учение одной из наиболее влиятельных философских школ античности, основанной ок. 300 до н.э. Зеноном из Кития; название «Стоя» происходит от «Расписного Портика» (Στοὰ Ποικίλη) в Афинах, где преподавал Зенон. История Стоицизма традиционно делится на три периода: Ранняя (Зенон, Клеанф [КЛЕАНФ], Хрисипп [ХРИСИПП]и их ученики, 3–2 вв. до н.э.). Средняя (Панэтий, Посидоний, Гекатон и др., 2–1 вв. до н.э.) и Поздняя Стоя (или римский стоицизм): (Сенека [СЕНЕКА], Музоний Руф [МУЗОНИЙ РУФ], Гиерокл [ГИЕРОКЛ], Эпиктет [ЭПИКТЕТ], Марк Аврелий [МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН],1–2 вв. н.э.). Цельные сочинения сохранились лишь от последнего периода. Это делает неизбежной реконструкцию стоицизма, который в настоящее время рассматривается как строгая система (окончательно оформленная Хрисиппом). Стоицизм (подобно кинизму, эпикуреизму и скептицизму) – практически ориентированная философия, целью которой является обоснование «мудрости» как этического идеала, но неординарная логико-онтологическая проблематика играет в ней принципиально важную роль. В области логики и физики наибольшее влияние на стоицизм оказали Аристотель и Мегарская школа [МЕГАРСКАЯ ШКОЛА];этика формировалась под киническим влиянием, которому у Хрисигша и в Средней Стое стало сопутствовать платоническое и перипатетическое.

Учение стоицизма делится на логику, физику и этику. Структурная взаимосвязь трех частей служит выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-логоса [ЛОГОС] (прежде всего закона причинно-следственной связи) в сферах познания, мироустроения и морального целеполагания.

Универсальным средством анализа любой предметности выступают четыре взаимосвязанных класса предикатов, или категории: «субстрат» (ὑποκείμενον), «качество» (ποιόν), «состояние» (πὼς ἔχον), «состояние в отношении» (προς τί πώς έχον), содержательно эквивалентные 10 аристотелевским категориям.

ЛОГИКА – основополагающая часть стоицизма; ее задача – обосновать необходимые и всеобщие законы разума как законы познания, бытия и этического долженствования, а философствование – как строгую «научную» процедуру. Логическая часть делится на риторику и диалектику; последняя включает учение о критерии (гносеология) и учение об обозначающем и обозначаемом (грамматика, семантика и формальная логика, созданные Хрисиппом). Гносеология стоицизма – программный антипод платонической – исходит из того, что познание начинается с чувственного восприятия. Познавательный акт строится по схеме «впечатление» – «согласие» – «постижение»: содержание «впечатления» («отпечаток в душе») верифицируется в интеллектуальном акте «согласия» (συγκατάθεσις), приводящего к «постижению» (συγκατάληψις). Критерием его необманчивости является «постигающее представление» (φαντασία καταληπτική), возникающее только от реально наличной предметности и раскрывающее свое содержание с безусловной адекватностью и ясностью. В «представлениях» и «постижениях» происходит лишь первичный синтез чувственных данных – констатация восприятия некоторой предметности; но они не дают знания о ней и, в отличие от коррелятивных им логических высказываний (ἀξιώματα), не могут иметь предиката «истинный» или «ложный». Из однородных «постижений» в памяти складываются предварительные общие представления (προλήψεις, ἔννοιαι), образующие сферу первичного опыта. Чтобы войти в систему знания, опыт должен приобрести четкую аналитико-синтетическую структуру: это задача диалектики, изучающей в основном отношения бестелесных смыслов. Ее основой является семантика (находящая отклики в логико-семантических концепциях 20 в.), которая анализирует отношение слова-знака («выраженное слово», λόγος προφορικός), обозначаемого смысла («внутреннее слово» = «лектон», λόγος ἐνδιάθετος, λεκτόν) и вещественного денотата. Отношение знака и смысла на уровне «лектон» выступает первичной моделью причинно-следственных связей. Соотношение телесного и бестелесного в рамках телесного универсума является глобальной (и не имеющей решения) метапроблемой стоицизма: реально существуют только тела; бестелесное (пустота, место, время и «смыслы») налично иным образом.

Читать еще:  Как разнообразить свою жизнь

Формальная логика (см. Хрисипп [ХРИСИПП])устанавливает логическую зависимость между смыслами, изоморфную причинной зависимости в физическом мире и этическому долженствованию; поэтому ее основой является импликация (как строгая аналитическая процедура). Использование развернутых высказываний (описывающих реальную структуру «фактов») в качестве терминов позволяет считать формальную логику стоицизма первой «логикой пропозиций» в истории европейской логики.

ФИЗИКА – последнее оригинальное физическое учение до-неоплатонического периода – отличается не имеющим аналогов в античности тотальным соматизмом, лежащим в основе последовательно-континуалистской картины мира. Двумя главными разделами физики являются онто-космология и антропология. Пантеистическое отождествление бога с телесным сущим приводит к фундаментальному смещению акцентов: онтологической моделью служит антитеза не идеи и материи, а двух вечносущих «начал»: активного (бог-Зевс = Логос [ЛОГОС])и пассивного (бескачественный субстрат, вещество), которые следует понимать не как первичные субстанции, а как принципы организации единого сущего. На первом этапе космогонии две пары элементов, активные (огонь и воздух) и пассивные (земля и вода), путем сгущения и разрежения актуализируют противоположность «начал». Из элементов возникают все вещи согласно индивидуальным «сперматическим логосам», в которых Логос выступает как закон организации и развития каждой индивидуальной «природы». Космос – окруженная беспредельной пустотой сфера с неподвижной землей в центре и огненным эфиром на периферии. Время понимается как мера движения (пространство, время и тело бесконечно делимы). Космос как порядок преходящ: в конце цикла огонь поглощает прочие элементы («воспламенение»), но в каждом последующем цикле мир возрождается из огненного протосубстрата в прежнем виде.

Предельной манифестацией бога-Логоса на физическом уровне выступает творческий огонь (πῦρ τεχνικόν), он же – природа (φύσις, то, что в себе самом несет начало порождения и развития). Творческий огонь отождествляется с пневмой [ПНЕВМА],состоящим из огня и воздуха всепроникающим теплым дыханием, «душой» космического организма. Основная характеристика пневмы – «давление огня» (πληγὴ πυρός), или «напряжение» (τόνος), и двунаправленное движение: центростремительное обеспечивает стабильность любой вещи и космоса в целом, а центробежное – разнообразие телесных качеств. Это делает возможной симпатию космическую [СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ],коррелятом которой является «всеобщее и полное смешение» (κρᾶσις δι’ ὅλων) как следствие бесконечной делимости и полной взаимопроницаемости телесных структур и их качеств. Отдельная вещь (физический «факт») определяется как «состояние пневмы»: онтология стоицизма регистрирует не субстанции, а наличные состояния, или явления-факты.

Уровни организации телесных структур определены степенью чистоты и напряжения пневмы: 1) неорганический уровень, «структура» (ἕξις); 2) растительный, «природа»; 3) животный, «душа» (впечатления и импульсы) и 4) разумный, «логос». Специальный раздел физики посвящен каузальному взаимодействию структур. Отождествление логической необходимости с физической причинностью приводит к абсолютному детерминизму (психологическая основа этической «терапевтики»): причинность «из ничего» невозможна, «возможное» и «случайное» постулируется как неизвестное. Делению причин на известные и неизвестные сопутствует функциональное деление на основные и вспомогательные или (в моральной проекции) на решение субъекта (τὸ ἐφ’ἡμῖν, προαίρεσις) и внешнюю (не зависящую от субъекта) причинность. Всекосмическое «сцепление» причин понимается как «судьба» (εἱμαρμένη), а необходимость такого «сцепления» – как «рок» (ἀνάγκη). В провиденциально-телеологической ипостаси «судьба» = «необходимость» = Логос выступает как «промысл» (πρόνοια), целесообразно упорядочивающий мироздание (основание для мантики). Теология, венчающая космологию, построена на принципе аллегорезы: в традиционных богах персонифицируются различные функции единого Логоса-Зевса.

Субъект раннестоической антропологии, смоделированной в парадигме макрокосмоса и микрокосмоса, – внутренне целостный индивид, целиком определенный своим разумным началом. Душа человека – «частица» космической пневмы, пронизывающая все тело и отделяющаяся от него после смерти, – состоит из 8 частей: пяти чувств, речевой, породительной и «ведущей»; в последней (помещающейся в сердце) сконцентрированы «способности» представления, согласия, влечения и разумности. Ощущение возникает в результате круговорота пневмы между органом чувств и «ведущей» частью, а влечение – как результат «согласия» на «впечатление» о привлекательности объекта. В отличие от Зенона, считавшего влечения эпифеноменами суждений, Хрисипп отождествил их с суждениями, придав психологии законченный интеллектуалистический характер. Средняя Стоя провела платоническую коррекцию учения, допустив самостоятельное существование аффективного начала в душе.

Читать еще:  Где научиться инвестировать

ЭТИКА – наиболее важная часть учения, оказавшая универсальное влияние на все развитие этики от христианства до Канта, базируется на идее автаркии добродетели при соединении понятий добродетели и счастья. Исходным пунктом теоретической этики можно считать созданную Зеноном концепцию «первичной склонности», или «расположенности» (οἰκείωσις), устанавливающую «природные» масштабы целеполагания и долженствования: действия живого организма детерминированы стремлением к самосохранению. У разумного существа эта эгоистическая склонность с возрастом необходимо эволюционирует через «расположенность» к близким до уважения себя и других как носителей разума в масштабах всего мира. Конечной нравственной целью является жизнь согласно разумной природе, тождественная счастью и добродетели («добродетели довольно для счастья»). Добродетель («разумность», φρόνησις, или знание блага, зла и безразличного, применяемое практически) – единственное благо, ее противоположность – единственное зло; прочее безразлично (ἀδιάφορον), так как не имеет прямого отношения к добродетели. Безразличному соответствует «надлежащее» (καθήκον), τ. е. действие, «природно» оправданное и целесообразное для всякого живого организма, но лишенное подлинно нравственного характера. Нравственное действие, κατόρθωμα (высший уровень «надлежащего», на котором природа полностью реализует свой разумный потенциал), определено не инстинктивным здравым смыслом, а моральным отношением к действию. Воплощением идеала добродетельности является мудрец. Будучи внутренне автономен (добродетель – единственное, что «зависит от нас»), он обладает непогрешимым интеллектуально-нравственным настроем, соответствующим идеалу апатии [АПАТИЯ], и принимает свою «судьбу» как проявление благого промысла: знание нравственной необходимости совпадает с пониманием космической причинности. Целью мудреца является его собственное совершенство, подобное совершенству космоса и выраженное в действии: мудрец имеет друзей, участвует в делах общества и т.п. Самоубийство рекомендовалось при обстоятельствах, делающих невозможным идеально-нравственное поведение. Конкретные нравственные предписания составляли основной предмет практической этики (моралистики).

Ригористическая посылка этики – все, что не благо, есть зло; каждый, кто не мудр, порочен – вступала в неизбежное противоречие с абсолютизацией исходной «природной» основы всякого действия. После Хрисиппа (особенно в Средней Стое) были сделаны попытки, не отказываясь от первоначального ригоризма, несколько смягчить его путем введения «предпочитаемого» в сферу нравственного целеполагания, а также признания нравственного достоинства за «продвигающимися» к добродетели. Но несмотря на все попытки обосновать нравственную автономию с помощью своеобразной «космодицеи», «царство свободы» было (в силу недостаточного формализма этической теории) принесено в жертву природе, которая выступает общей основой этики и права. Поэтому теория государства и права, формально не входящая в состав этики, по сути является ее продолжением, так как восходит к теории «первичной склонности». Учение о «космополисе» как мировом сообществе разумных существ, основанном на принципе справедливости как норме «естественного права», свидетельствует об оформлении нового для античности политико-правового мышления, оказавшего универсальное влияние на развитие европейского правового сознания.

Эволюция стоицизма отражает скрытые тенденции учения. В раннем стоицизме логико-онтологическая проблематика неизменно присутствует на первом плане. Средний стоицизм трансформирует антропологию и этику, включая в нее платонические и перипатетические элементы; логико-онтологическая проблематика постепенно отходит на задний план. В позднем стоицизме теоретизирование окончательно ограничивается этикой, которая все более эволюционирует к моралистике; в таком виде он на время становится ведущей «философской идеологией» Римской империи. Параллельно происходит широкая диффузия стоической терминологии и догматики, знаменующая конец стоицизма: как практическая философия он не выдержал соперничества с христианством, а как теоретическая – с возрождавшимся платонизмом.

Стоицизм оказал заметное влияние на христианскую тео-космологию, антропологию и этику (апологеты, Климент Александрийский, Тертуллиан, Немесий Эмесский, Августин), на арабо-мусульманскую мысль, а затем – на ренессансный «натурализм» и новоевропейскую философию (Декарт, Спиноза, английский эмпиризм, Просвещение; теории государства и права 16–18 вв.); особым феноменом является программный «неостоицизм» 16–17 вв. (Ж.Липс, Г.Дю Вер, П.Шаррон), реанимированный в нач. 20 в. (Г.Луазель). В настоящее время стоицизм вновь начинает рассматриваться как источник продуктивных философем (Делёз и др.).

Фрагменты:

1. Stoicorum veterum fragmenta, coll. G. ab Arnim, vol. I–IV. Lipsiae, 1921–24. (Stuttg., 1968);

2. Фрагменты ранних стоиков, пер. и комм. А.А.Столярова, т. 1. М., 1998, т. 2 (ч. 1). М., 1999;

3. I frammenti degli Stoici antichi, trad. e ann. da N.Festa, vol. I–II. Bari, 1932–35 (2-d., Hildesheim – Ν. Υ., 1971);

4. vol. III, I frammenti morali di Crisippo, trad. da R.Anaslasi. Padova, 1962;

5. Hutser K.-H. Die Fragmente zur Dialektik der Stoiker, Bd. I–IV. Stuttg., 1987–88.

Литература:

А) Общие работы:

1. Степанова А.С. Философия Древней Стои. СПб., 1995;

2. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995;

3. Bevan E. Stoics and Sceptics. Oxf., 1913;

Источники:

http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC
http://www.uznaychtotakoe.ru/stoicizm/
http://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%98%D0%A6%D0%98%D0%97%D0%9C

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector