Что такое религиоведение
Религиоведение и теология. Основное различие.
Читая Пикабу, я начал отмечать для себя одну забавную тенденцию. В постах о религии, коих на сайте становится все больше и больше, происходят ожесточенные споры. Но ни защитники религии, ни их оппоненты, чаще всего, совершенно не разбираются в матчасти. Поэтому я решил написать несколько ознакомительных постов на эту щепетильную тему, как и обещал (прошу прощения у подписчиков за долгую задержку). Так как я в свое время защищал диплом по религиоведению, то подход к материалу будет сугубо научный. И начать, пожалуй, стоит с самых основ. То есть разделить понятия “религиоведение” и “теология” и дать им определения.
Как наука, религоведение сформировалось совсем недавно. Если быть точным, то к концу XIX века. К тому моменту человечество уже знало об электричестве, уравнениях Максвелла и “Теории о происхождении видов” Чарльза Дарвина. И вот, в этой прогрессивной среде один немецкий филолог, коего звали Фридрих Макс Мюллер, совершил переворот в изучении религии. В 1870 году в Оксфорде он прочитал курс лекций, в котором предложил исследовать мировые религии сравнительным методом. То есть отринуть мистицизм и буквально препарировать их на составляющие. При этом он предоставил свои исследования, которые вызвали немалый скандал в научной и религиозной среде, сравнимый с работами Дарвина. В своих изысканиях он сравнивал авраамические религии (христианство, ислам и иудаизм), восточные учения, древние мифологии (Греции, Рима и т.д.), а также верования первобытных племен (например, свежеизученных африканцев). И пришел к выводу, что христианское учение не так уж и далеко ушло от верований папуасов. Неожиданно для всех религиоведение набрало немалую популярность и стало одним из основных инструментов изучения человеческого общества, наряду с этнографией и философией.
Фридрих Макс Мюллер, основоположник религиоведения.
К ХХ веку религиовединие полностью сформировалось как самостоятельный предмет. Но стоит учитывать тот фактор, что изначально это наука, созданная на границе других дисциплин. Религиоведение пересекается с общей и социальной философиями, историей философии, социологией, антропологией, психологией, всеобщей историей, этнографией, археологией и другими науками. И тут вы зададитесь вопросом – “Зачем оно вообще нужно?” “Чтобы провести сравнительный анализ” – ответят вам религиоведы. И будут правы. Потому что только религиоведение в полной мере позволяет сравнить ислам и культ Радужного змея из Австралии и выявить очень много общего, абсолютно незаметного на первый взгляд.
К сожалению, в России у религиоведения довольно сложная история. Во времена Империи эта наука испытывала очень серьезное давление со стороны официальной религии. Большая часть научных работ того времени написана православными служителями и имеет явный христианский подтекст, что негативно сказывается на объективности исследований. После Революции религиоведение попало в опалу, как и все, связанное с религиозностью. Более-менее серьезные работы стали появляться уже после смерти Сталина, в период оттепели. Чаще всего эти работы проходили как этнографические или как критика религиозности в канве научного атеизма. Ну а с распадом СССР стало совсем непонятно. Ибо кто девушку платит, тот ее и танцует. И под маской научных работ начали продвигать всякую “дичь” о славяно-арийских ведах, Гипербореи и далее по списку. А после 2000 года бывшими кафедрами научного атеизма и этнографии заинтересовалась РПЦ (в профильных регионах мусульманские и буддийские религиозные деятели). Сначала на пожертвования, а потом с помощью Божей и государственной помощью, на их базе начали открываться кафедры теологии. И, таким образом, к 2018 год, довольно сложной найти научную работу, в которой “пятидесятники” будут называться реформатами (или протестантами), а не деструктивной сектой.
Прекрасный образчик уровня современных российских религиоведов. Не надо быть такими.
С теологией все одновременно и проще, и сложнее. Если выразится совсем просто, то теология – это наука (да, наука, как ни странно), изучающая все аспекты одной, отдельно взятой, религии изнутри. И, как бы не странно это прозвучало, теолог не обязательно должен быть верующим человеком, тем более священнослужителем. На Западе есть немало таких примеров. Отличие же от религивоедения здесь в том, что в теологии отсутствует сравнительный анализ материала. Теолог изучает свой предмет только внутри религии. Он исследует философскую мысль раннего христианства и ему не обязательно знать, чем она схожа, например, с манихейством. Для христианского теолога манихейство априори является ересью и отрицается доктринами его учения. В этой закостенелости и кроется ахиллесова пята нынешней теологии. И если католики пытаются выйти из положения, признавая современные научные открытия, переписывая старые средневековые догматы, то у православия здесь образуются очень большие проблемы.
Религиоведение – это наука, предметом изучения которой является сравнительный анализ всех когда-либо существовавших религии, от неандертальского культа мертвых до пастафарианства. При этом она основывается на объективном исследовании всех возможных источников информации и освещает религиозные аспекты жизни как индивида, так и человеческого общества в целом.
Теология – куда более субъективная наука, предметом изучения которой является одна определенная религия (православие, католичество, ислам и т.д), ее догматы, философия и история развития. Чаще всего, основными источниками данных являются священные тексты и научные работы предшественников, что нередко влечет за собой исторические ошибки и устаревание взглядов на современное общество.
Надеюсь, что я смог хоть немного разграничить понятия “религиоведение” и “теология”. Если подобная концепция вам интересна, то в комментариях предлагайте темы для постов. В силу своих возможностей и знаний постараюсь удовлетворить ваш интерес.
Религиоведение – что это и зачем?
Религиоведение — это наука о религиях (название образовано из слов «религия» и «ве́дение»).
Слово «религия» нам понятно интуитивно, но специалисты насчитывают десятки, а некоторые — сотни определений этого слова. Ведь нередко, говоря о религии, человек представляет себе то верование, в котором он родился и вырос. Но не все так просто.
Что такое религия
Само слово «религия» вошло в русский язык в петровскую эпоху из западноевропейских языков, а те, в свою очередь, заимствовали его из латыни — religio. Древнеримский оратор Цицерон использовал это слово в значении почитания богов в любой форме, будь то жертвоприношения, истории о деяниях богов и так далее.
Христианство возникло в Палестине, провинции Римской империи, и сначала власти объявили его недозволенной религией и даже атеизмом из-за того, что христиане не поклонялись тогдашним богам-покровителям. Однако притягательность нового учения оказалась сильнее правительственных запретов, и через три столетия христианство было уравнено в правах с другими верованиями Римской империи, а еще через несколько десятилетий стало официальным и единственным вероучением. И теперь словом «религия» стали обозначать только христианскую веру, «истинную религию», а все остальные именовали «ложными», языческими.
Но к XVIII веку верования разнообразных народов, в том числе индейцев в недавно открытой Америке, тоже стали называть религией. И так оформилось современное значение этого слова, которое охватывает самые разные представления о Высших Силах.
Зачем изучать религии
Когда в одном государстве, а то и в одной компании или семье сосуществует несколько разных религий, каждая из которых утверждает свое представление об окружающем мире, о его причинах и последствиях, способах добиваться успеха и преодолевать поражения, может возникать дисгармония.
И она лишь усиливается, когда газеты, телевидение, Интернет в погоне за сенсацией погружают аудиторию в атмосферу скандала с участием тех или иных религиозных фигур, подменяя взвешенный анализ псевдогероическим пафосом.
Поэтому перед религиоведением стоит задача беспристрастно проанализировать разные вероучения, не возвышая и не принижая ни одно из них, не призывая к «охоте на ведьм».
Казалось бы, так просто разделить все по принципу «свои» и «чужие», где «свои» — хорошие, а «чужие» — плохие, подлежащие изгнанию или истреблению. Тем не менее такая черно-белая палитра в прошлом приводила к войнам и геноциду (вспомните инквизицию, холокост и даже сожжение старообрядцев на Руси, а также теракты последних десятилетий), и даже в художественной литературе часто бывает показано, что «свои» познаются не по формальным признакам, — это те, кто действительно любит и понимает, кто готов помочь в трудную минуту («Аленький цветочек», «Властелин колец», «Звездные войны», «Ночной дозор» и так далее).
Поэтому в последнее столетие были приняты международные соглашения, подписанные и Российской Федерацией: Европейская конвенция по правам человека и ряд других, где понятие религии трактуется очень широко и утверждается терпимость, толерантность ко всем верованиям (за исключением призывов к насилию). Современное религиоведение опирается именно на такое широкое представление.
Какие бывают религии
Представьте себе, что вам дали задание нарисовать животное. Вы можете нарисовать кошку, собаку, кенгуру и так далее, но не животное вообще. Так же и с религиями — каждая самобытна, уникальна, и если вы знаете одну религию, это еще не значит, что вы знаете их все. Есть несколько способов их классификации в зависимости от признаков, которые берутся за основу. По одной из классификаций выделяются следующие категории.
Мировые религии
Они распространены по всему миру, не только среди какой-либо одной культуры или народа. К этой категории относятся христианство, ислам, индуизм, буддизм.
Этнические (народные) религии
Они формируют неотъемлемую часть национальной или этнической группы. Например, культ предков у индейцев, самобытные верования коренных народов Севера, равно как иудаизм у евреев и синтоизм у японцев.
Новые религиозные движения – или секты?
Те религиозные движения, которые возникли относительно недавно (границы «недавно» четко не определены — от нескольких десятилетий до двух столетий), религиоведы определяют термином «новые религиозные движения». В СМИ их часто называют «секты», хотя это далеко не всегда верно: в религиоведении слово «секта» указывает на общину, которая отделилась от устоявшейся конфессии. Однако, стремясь принизить новообразованную общину, подчеркнуть ее неистинность с точки зрения господствующей, более укоренившейся точки зрения, слову «секта» часто придают негативный оттенок, а заодно распространяют его на любые нетрадиционные проявления религиозности, даже если те ни от чего не отделились. Такой действительный или нагнетаемый конфликт привлекает внимание аудитории, но не всегда способствует толерантности, гармонии в обществе. Специалисты насчитывают тысячи групп, принадлежащих к категории «новые религиозные движения»; на примере трех из них можно увидеть их разнообразие:
- Церковь Божией Матери Державной — течение, возникшее в середине 1980-х годов, лидер которого позиционирует себя как пророка, получающего откровения от Божией Матери.
- Международное общество сознания Кришны — организация, основанная в 1966 году индийским проповедником в США. Кришна издавна почитается в Индии как Верховная Личность Бога, стремящаяся восстановить закон и добродетель. Верующие стремятся следовать строгим нравственным нормам, в частности, отказываясь от незаконного секса, табака, алкоголя, наркотиков, мясных продуктов. Это движение известно также под названием «Харе Кришна», поскольку его последователи считают своей религиозной обязанностью повторять эти слова.
Религиоведение и теология (богословие)
Религиоведение — относительно молодая светская научная дисциплина. Но с глубокой древности существует и теология — учение о Боге (от греческого theos — «бог»), по-русски также называемое богословием. Теология направлена на рациональную интерпретацию религиозной веры и доказательство истинности своего вероучения; теологи изучают религиозные доктрины, ищут доказательства существования Бога, стараются обосновать религиозные правила и нормы.
По сути, религиоведение претендует на объективное, беспристрастное изучение своего предмета — религии. Это отличает его от теологии и богословия, так как они призваны доказывать превосходство своей веры, и от атеизма, ставящего своей целью опровержение истинности религиозной картины мира.
В заключение
Благодаря религиоведению человек получает возможность самостоятельно разобраться в самых сложных и спорных вопросах, не веря слепо ни ангажированным журналистам, ни красноречивым миссионерам. Религиоведение помогает с уважением отнестись как к собственным религиозным традициям, так и к религиозному опыту других народов, лучше понимать друг друга и конструктивнее вести диалог и сотрудничество последователей разных конфессий.
Сергей Игоревич Иваненко, доктор философских наук, религиовед
47.03.03 Направление: Религиоведение
Учебный план заочноеСвидетельство о государственной аккредитации (с приложением): Свидетельство о государственной аккредитации серии №90А01 номер №0002831 , регистрационный номер № 2699 от 1 ноября 2017 г., выданное на срок до 1 ноября 2023 года.
Описание основной образовательной программы:
Что такое религиоведение?
Религиовед изучает взаимодействие религиозной веры (как православия, так и других конфессий) с различными сферами жизни. Утверждая уникальность религиозного опыта, нельзя при этом и отрицать, что религия является важным фактором в культурной и общественной, даже политической и экономической деятельности человека. Поэтому нужны специалисты, совмещающие богословские знания с владением эмпирическими (история, социологи, психология) и общегуманитарными (философия, культурология) дисциплинами.
Выпускники направления «Религиоведение» способны оценить и продемонстрировать значимость религии для процессов, которые обычно кажутся сугубо «светскими», понимать, как устроено религиозное сознание, дать экспертную оценку религиозным явлениям, в том числе новым религиозным движениям.
Зачем изучать религиоведение?
Основная задача высшего образования – личностное развитие студентов, получение ими фундаментальных знаний, участие в интеллектуальном служении Церкви. Время учебы в университете – это возможность поставить перед собой новые вопросы, расширить представления о мире, найти свое место в жизни.
Среди наших выпускников – ученые-исследователи, преподаватели высшей и средней школы, книгоиздатели, специалисты синодальных и государственных учреждений, священнослужители и катехизаторы.
Особенности религиоведческого образования в ПСТГУ
Учебная программа включает в себя как все базовые богословские дисциплины (библеистика, догматическое богословие, церковная история, патрология, введение в литургическое предание и др.), так и дисциплины, составляющие совокупность религиоведческого знания (среди них: история, социология, психология, антропология, философия религии, новые религиозные движения, религия и экономика, религия и право, история религиозного искусства, методика преподавания религиоведческих дисциплин в средней школе).
Таким образом, особенностью направления «Религиоведение» в Свято-Тихоновском университете является совмещение базового религиоведческого и богословского образования. Кроме того, в ходе обучения в бакалавриате студенты имеют возможность углубленно специализироваться в области истории, социологии или философии; осваивать дополнительную программу углубленного изучения иностранных языков (латинский, древнегреческий, английский и немецкий языки); осуществлять дипломное исследование на любой из кафедр богословского факультета.
Для юношей, стремящихся к принятию священного сана, возможно дальнейшее поступление в ПСТБИ.
Приоритетными направлениями религиоведческих исследований, осуществляющихся в настоящее время на богословском факультете, являются:
- история науки о религии и отдельных религиоведческих дисциплин в России XIX-XXI веков,
- религиозная история античности и Средних веков,
- социологическое изучение современной религиозной ситуации,
- академическое изучение феномена эзотерической религиозности и новых религиозных движений,
- религиозные аспекты русской и западноевропейской культуры XIX-XX веков,
- философия религии в России и Германии: основные проблемы, пути развития, история взаимных влияний.
Студенческая жизнь
Обучение предполагает прохождение учебной и производственной практики. В разные годы студенты трудились в Комитете по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций при Государственной Думе, Государственном Историческом музее, научных центрах, библиотеках и архивах, а также в составе археологических экспедиций.
Перспективные студенты привлекаются к сотрудничеству с научно-исследовательскими центрами университета, участвуют в международных научных конференциях и грантах, стажируются в университетах Германии, Швейцарии, Австрии, Испании, США.
Помимо этого, студенческая жизнь включает в себя участие в богослужебной жизни факультета, паломнические и миссионерские поездки, экскурсии в культурные и научно-просветительские центры. На факультете действуют научное студенческое общество, добровольческий корпус, киноклуб, хор. Доброй традицией факультетской жизни является организационная инициатива со стороны учащихся.
Особенности заочного профиля
Заочный профиль называется «Религиозная ситуация в России и мире». Роль религиозного фактора в жизни современного общества постоянно растет. Религия влияет на частную жизнь граждан и на международную политику, на общественные и межнациональные отношения, на экономику и семейную этику, многие конфликты современности имеют религиозную основу. Выпускники профиля должны уметь анализировать современную религиозную ситуацию, давать профессиональную оценку религиозным явлениям и влиянию религии на процессы, происходящие в социуме, а также месту православной духовной традиции в современном мире.
Список базовых религиоведческих и богословских дисциплин, изучаемых на заочном профиле, в основном совпадает с очным «Религиоведением», но ориентирован на изучение современной ситуации и предполагает возможность специализации на старших курсах по направлению «Миссиология».
Студенты могут проходить практику по месту жительства, как на приходах РПЦ, так и в научных центрах, музеях, библиотеках и архивах, занимаясь изучением региональной проблематики и проведением полевых исследований.
Преподаватели
Преподавательский состав программы включает в себя ведущих специалистов в области теологии, философии и религиоведения, которые трудятся как в Свято-Тихоновском университете, так и в других ведущих религиоведческих центрах Московского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета, Высшей школы экономики.
Константин Михайлович Антонов, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры:
«Смысл университета, и в особенности это касается конфессионального, церковного университета, в том, что, в отличие от специальных учебных заведений, он готовит не узкоспециализированного профессионала, а человека как цельную личность. Студент здесь не просто получает частную, пусть и подробную, информацию из некоторой области, не просто осваивает стандартный набор операций, необходимых для получения стандартного результата. Он погружается в целостный универсум знаний, которые открывают ему мир духовных реальностей. Он соприкасается с этим миром, вживается в него, осваивает его ценности, и сам при этом формируется ими, обретает свой собственный неповторимый духовный склад, который блаженный Августин когда-то назвал ordo amoris — порядок любви. Какой бы жизненный путь он ни избрал в дальнейшем, этот сформированный им порядок любви станет прочной основой для сознательного и свободного, а не пассивного и вынужденного движения по этому пути…
Университетское образование делает человека способным стать тем, кем он захочет стать».
Иван Владимирович Забаев кандидат социологических наук, заведующий иследовательской лабораторией «Социология религии»:
«Знаете ли Вы, что Колумб поплыл открывать Америку вовсе не из-за жажды новых знаний? Он плыл в Китай за деньгами для нового крестового похода, для того, чтобы отвоевать-таки Гроб Господень в Иерусалиме.
Знаете ли Вы, что США начали войну против Ирака не только потому, что искали там нефть или ракеты? Вы удивитесь, если узнаете, что они защищали «святую землю»? А американцы нет – все крупнейшие газеты того периода говорили ровно об этом.
Знаете ли Вы, что крупнейшими предприятиями немецкой экономики сегодня являются вовсе не концерны Сименс, Бош, Мерседес или Фольксваген? Два крупнейших предприятия немецкой экономики сегодня – это католическая «Каритас» и протестантская «Диакония» – предприятия по организации социальной работы.
Знаете ли Вы, что тексты рекламы антибактериальных средств сегодня в своих описаниях вирусов и бактерий один в один повторяют описание бесов из текстов святых отцов первых веков христианства? Что это значит?
Что все это значит?
Это значит, что в мире есть такая часть жизни как религия и она оказывает на современную жизнь огромное воздействие. Однако мы в России сегодня не умеем, не знаем и не можем справиться с этой частью жизни. Мы не понимаем, что происходит в этой связи как в мире, так и в нашей собственной стране. Для того, чтобы изменить ситуацию, нужны специалисты хоть что-то понимающие в религии.
ПСТГУ – университет, специально созданный для того, чтобы готовить специалистов, способных анализировать религиозную ситуацию, воздействие религии на другие сферы жизни. Специалистов, способных создавать и управлять коммерческими и некоммерческими (образовательными, благотворительными, каритативными и др.) организациями с религиозной составляющей.»
Группы в социальных сетях:
Перечень основных дисциплин
Описание основной образовательной программы: ООП
Описание дополнительной образовательной программы: Программа профессиональной переподготовки “Углубленное изучение современного иностранного языка (англ./нем.)”
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению Религиоведение
Источники:
http://pikabu.ru/story/religiovedenie_i_teologiya_osnovnoe_razlichie_5750938
http://fb.ru/article/409947/religiovedenie-chto-eto-i-zachem
http://abiturient.pstgu.ru/direction/470303-Religiovedenie-istoriko-religiovedcheskiy-profily