Что такое профотбор в военном училище
Что такое профотбор в военном училище
1. Профессиональный отбор кандидатов, поступающих в ВА МТО для обучения курсантами, проводится приемной комиссией в целях определения способности кандидатов осваивать образовательные программы соответствующего уровня.
Для прохождения профессионального отбора кандидатом в приемную комиссию вуза представляются:
1) документы (в срок не позднее одних суток до заседания приемной комиссии вуза для принятия решения о зачислении кандидата в вуз): паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, оригинал документа об образовании и (или) о квалификации;
наличии или отсутствии у него особых прав (преимуществ) при приеме на обучение в вузы, установленные законодательством Российской Федерации (при наличии прилагаются подтверждающие их документы);
наличии или отсутствии у него индивидуальных достижений (при наличии прилагаются подтверждающие их документы);
сдаче единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) и его результатах при приеме на обучение по программам с полной военно-специальной подготовкой (при наличии нескольких результатов ЕГЭ, срок действия которых не истек, указывается, какие результаты ЕГЭ и по каким общеобразовательным предметам должны быть использованы).
Профессиональный отбор кандидатов включает:
а) определение годности кандидатов к поступлению в вуз по состоянию здоровья;
б) определение категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования;
в) вступительные испытания, состоящие из следующего:
оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов при приеме на обучение в вуз по программам с полной военно-специальной подготовкой (при приеме на обучение в вуз по программам со средней военно-специальной подготовкой учитывается средний бал документа об образовании);
оценки уровня физической подготовленности кандидатов.
2. Профессиональный отбор кандидатов проводится с 1 по 30 июля.
3. Конкурс из опыта прошлых лет составляет не менее трех кандидатов на одно учебное место.
4. Срок обучения курсантов по программам с полной военно-специальной подготовкой – 5 лет, квалификация «специалист».
5. Срок обучения курсантов по программам со средней военно-специальной подготовкой – 2 года 10 месяцев, квалификация «техник».
6. Весь период обучения курсанты проживают в общежитии казарменного типа.
7. Во время всего периода обучения курсанты обеспечиваются вещевым имуществом и трехразовым питанием в столовой.
Кандидаты, поступающие в академию, проходят предварительное и окончательное медицинское освидетельствование. Каждый кандидат освидетельствуется хирургом, терапевтом, психиатром, невропатологом, а при необходимости – другими специалистами. Окончательное медицинское освидетельствование проводится военно-врачебной комиссией академии. Результаты медицинского освидетельствования кандидатов объявляются не позднее одного дня после вынесения заключения о состоянии здоровья.
Каждому по боеспособности: Минобороны перепроверит ЕГЭ абитуриентов
Минобороны серьезно повысит требования поступление в военные вузы. Помимо результатов ЕГЭ будущие курсанты должны будут в режиме реального времени пройти специальные тесты профессионального отбора. Абитуриента, их завалившего, не примут в военный вуз, даже если у него высокие баллы по единому госэкзамену. Кроме того, в ходе профотбора будет выявляться склонность к боевой службе или управленческой работе.
Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, Минобороны ввело новую систему тестов для профессионального отбора военнослужащих — она начнет действовать уже в нынешнем году. Тесты были разработаны специалистами Военной академии Генштаба. По этим критериям будут проверяться не только абитуриенты военных вузов: в дальнейшем их будут применять и для отбора кандидатов на службу по контракту. Не прошедший профотбор кандидат не будет зачислен в военный ВУЗ, даже если у него проходной балл по ЕГЭ и физподготовке.
Тесты для абитуриентов военных вузов есть и сейчас. Но они в основном ориентированы на определение пригодности кандидата к тем или иным классам военных специальностей: теперь вместо семи их будет три. В первую категорию попадут те, кто пригоден к службе в подразделениях, непосредственно участвующих в боевых действиях — ВДВ, спецназ и так далее. Годность по второй категории означает наличие управленческих способностей — такие кандидаты могут со временем занять важные командные должности. Прошедшие по третьей категории могут служить на всех должностях, кроме предусмотренных первыми двумя. То есть это технические специалисты, инженеры, офицеры штабов и тыловых служб.
Шпаргалки не помогут
Разработанные тесты размещены в «военном интернете» — внутренней компьютерной сети Минобороны. Доступ к ним имеют только офицеры, которым это положено по должности. При прохождении тестирования разработчики могут видеть результаты абитуриента в режиме реального времени. Задание можно пройти в любой точке страны, где есть доступ к соответствующей программе.
Более того, система подстраивается под кандидата прямо в ходе тестирования. К примеру, если ответы указывают на то, что он склонен к боевой службе, ему будет предложен блок вопросов, которые смогут более тщательно выявить способности.
Некоторые блоки будут содержать вопросы по разным предметам школьной программы, чтобы проверить общую эрудированность кандидатов. Тем самым военные проверят, насколько прочно кандидат усвоил программу при подготовке к ЕГЭ и не забыл ли он всё сразу после сдачи.
Еще одно нововведение заключается в том, что теперь все тесты стали идентичными для мужчин и для женщин — кандидаты не делятся по гендерному признаку с точки зрения профессиональной и психологической пригодности к службе.
В новую систему включены также элементы, позволяющие определить потенциальную предрасположенность кандидата к совершению тех или иных поступков, которые могут впоследствии повлиять на будущую службу.
Каждому по способностям
Новая система профотбора сделает управление человеческими ресурсами в вооруженных силах на порядок эффективнее, сказал «Известиям» член экспертного совета «Офицеров России», доцент РЭУ имени Плеханова Александр Перенджиев. Это должно свести к минимуму ситуации, когда государство тратит много времени и денег на подготовку офицера, который не сможет служить по своей специальности в силу своих психологических особенностей.
— Есть люди, которые не могут хорошо работать с бумагами, с документами, анализировать информацию, — сказал Александр Перенджиев. — Им лучше работать с личным составом. А есть те, кто по-своему психотипу не может управлять. Их назначают командирами, а в итоге страдают и солдаты, и дисциплина. Точно так же не следует отправлять в бой офицера, который не обладает для этого необходимыми морально-психологическими качествами. Он гораздо больше принесет пользы на штабной работе.
В 90-е годы прошлого века отбора практически не было, и офицерами подчас становились люди, неприспособленные к военной службе, вспоминает эксперт. И это не в лучшую сторону сказывалось на ситуации в вооруженных силах.
Нервы на поверку
— Важно научиться максимально эффективно использовать людей, поэтому любую разумную систему, улучшающую качество отбора будущих офицеров, можно только приветствовать, — рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — Деление с помощью тестов будущих офицеров на способных проявить себя или в боевых действиях, или на командных должностях не лишено смысла. В вооруженных силах всегда негласно делили сослуживцев на офицеров «для войны» или «для мирного времени». Нельзя сказать, что кто-то из них был плох. Просто не все могут в экстремальных условиях проявить хладнокровие или взять на себя инициативу. В то же время вне фронтовых условий многие из таких офицеров становились, например, прекрасными преподавателями. Подготовка офицера обходится государству очень дорого, поэтому разбрасываться такими кадрами как минимум неразумно и расточительно.
По мнению Владислава Шурыгина, качество будущих офицеров сильно зависит от количества абитуриентов, подавших заявления в военные училища.
— В СССР хорошим считался конкурс, при котором на одно место в военное училище претендовали четыре и более человек, — рассказал эксперт.
Сейчас в военном вузе в первую очередь смотрят на результаты ЕГЭ и физподготовку абитуриента. Во время существующей процедуры тестирования оцениваются познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент). Обращается внимание и на свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность, динамичность), психомоторику и нервно-психическую устойчивость с четырьмя уровнями градации: «высокая», «хорошая», «удовлетворительная» и «неудовлетворительная». Результаты так или иначе сказываются на судьбе будущих офицеров, но не являются одним из решительных факторов при поступлении в военный вуз.
Проверка профпригодности военнослужащих
6 минут Автор: Елена Павлова 332
Многие призывники негодуют, слыша о тестировании на профпригодность военнослужащих. Наравне с обязательным медицинским освидетельствованием, заключающемся в проверке состояния физического здоровья, дополнительно проходят психологический «отбор».
Но сразу стоит отметить, что процедура не является обязательной, она актуальна только для тех, кто планирует получение высшего военного звания (речь идет о будущих офицерах).
При этом тестирование не такое простое, как кажется на первый взгляд, поэтому перед прохождением стоит взвесить все плюсы и минусы, оценить свои шансы и решить, обоснован ли риск или все-таки лучше остановиться на общем медосмотре.
Что это такое
Медицинский осмотр в военкомате – обязательная процедура для каждого призывника. И лишь те, кто «метит» в офицеры или поступает в высшее учебное заведение военной специализации, дополнительно сдают психологические тесты, проходят испытание в полевых условиях. Обычно и на медосмотрах к таким мужчинам требования более строги.
Главная цель трехступенчатой проверки – отсеивание «неподходящих» кандидатур на звание офицера. Поскольку чин предполагает высокую ответственность, навыки быстрого реагирования, умение координировать и управлять коллективами, необходим тщательный контроль при отборе военнослужащих.
Сложно оспаривать важность регулирования офицерского состава, ведь отсутствие подобных проверок даст о себе знать в виде неуравновешенных кадров, халатно выполняющих свои обязанности. А это подвергает риску безопасность как каждого отдельного солдата, так и страны в целом.
Проверка на профессиональную пригодность позволяет видеть на руководящей военной должности человека, обладающего следующими качествами:
- способность управлять массами;
- самоорганизация и организация подчиненных;
- самообладание и уравновешенность;
- умение прислушиваться, слышать и подчиняться вышестоящему руководству;
- сообразительность, смекалка;
- усидчивость;
- умение быстро мыслить и реагировать в экстренных ситуациях;
- развитые логические и интеллектуальные способности;
- психическая устойчивость;
- умение приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.
Преградой для прохождения теста является излишняя вспыльчивость, речевые дефекты (затрудняющие отдачу приказов), неподконтрольность, истерия, трусость или неправильное поведение в экстремальных ситуациях. Иногда татуировки тоже являются преградой для присвоения высшего руководящего звания.
Этапы проверки
Отбор на службу по контракту состоит из 3 стадий, следующих в таком порядке:
- Психологическое тестирование . Проводят в самом начале, так как доминирующие требования – это обладание подходящим складом ума, характера, темперамента. Проверка направлена на выявление психических и психологических отклонений, нарушений поведения, скрытых форм поведенческих отклонений. Уже на этой стадии учитывается умение быстро принимать решение, мыслить логически, быть спокойным и рассудительным.
- Медосмотр . Практически ничем не отличается от того, что проходят все юноши, попадающие в военкомат. Независимый эксперт проводит расширенное освидетельствование, для которого важны сильное сердце и здоровые легкие (поскольку контрактника с перспективой стать офицером ожидает повышенная нагрузка).
- Полевые испытания . Предполагает прохождение полосы препятствий с многочисленными преградами за ограниченный промежуток времени. На практике распространена командная работа, позволяющая выявить лидерские качества и способность налаживания контакта с подчиненными.
Проверки на профпригодность проходят поэтапно, постепенно. Несоответствие требованиям одного этапа препятствует прохождению следующего за ним. Например, кандидата с психологическими отклонениями не допустят к медосмотру.
Так же, как и при выявлении физических изъянов пройти полосу препятствий не представляется возможным. Если мужчина намеренно отказывается от прохождения одного из обязательных этапов контроля, это служит основанием для отказа в присвоении ему необходимой категории для получения офицерского чина.
Вопросы теста и ответы к ним
Психотбор контрактников требует серьезного отношения участников тестирования к процедуре, повышенной концентрации внимания. Но не стоит путать этот вид контроля с проверкой знаний в школе или в институте – правильных ответов здесь нет. Ведь ответы описывают состояние, характер и темперамент интервьюируемого.
Настоятельно рекомендовано отвечать честно, не юлить. Однако тех, кто мечтают стать офицерами «во что бы то ни стало», часто спасает логическое мышление. Так, тест состоит из 86 вопросов, на которые нужно правдиво ответить в течение 20 минут.
Опросник состоит из коротких суждений. Если вы согласны с утверждением и считаете, что поступили бы так же, достаточно поставить «+» в колонке напротив предложения. Несогласие, соответственно, выражается знаком «-».
Результаты тестирования исчисляются в баллах. В зависимости от их количества выносят заключение о психологическом состоянии потенциального командира. Чем меньше количество баллов, тем лучше для опрашиваемого:
- наилучшим считается показатель, не превышающий 18 баллов – такие данные свидетельствуют о высоком уровне НПУ и исключении нервных срывов;
- 19-32 балла говорят о среднем уровне психологической устойчивости – при том, что человек находится в стабильном моральном состоянии, сохраняется риск появления срывов или потери контроля в опасных ситуациях;
- 33 и выше – показатель неустойчивой психики, рекомендована консультация невропатолога, психиатра. С таким вердиктом можно и не мечтать о звании офицера.
Для лучшего понимания специфики тестирования военнослужащего предлагаются тезисы из опросника:
- Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
- Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.
- Счастливей всего я бываю, когда я один.
- Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
- Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.
Разновидности и категории соответствия
Сегодня не существует единого унифицированного перечня вопросов для проверки психоэмоционального фона и личностных качеств военнослужащих. Вопросы могут задавать разные, в том числе, узконаправленные (например, для выяснения уровня образования).
Среди методик распространены тесты МИОМ, MBTI, А. Баса-Дарки, МЦВ Люшера, Калифорнийская методика СPI, Фрайбургская методика FPI, межличностный тест ДМО Лири. С их помощью определяют специфику сразу нескольких психологических качеств человека. Для анализа ряда личностных компонентов предложены более узконаправленные вопросники (тест М. Рокича, тест Д. Голанда, анкета Йовайши, методика Р. Кэттелла, КОТ и др.).
Самая популярная программа оценки будущих офицеров – методика изучения особенностей мышления (МИОМ). Это субтесты, классифицированные на 9 категорий, каждая из которых содержит ряд заданий на анализ конкретной психоэмоциональной составляющей.
Например, «МИОМ-1» – это проверка общей осведомленности военнослужащего, на основании которой делают вывод об эрудиции и здравом смысле гражданина. «МИОМ–2» направлена на умение классифицировать предложенные предметы по общим, часто не ярко выраженным, признакам.
Перечень прочих разновидностей тестов по изучению особенностей мышления выглядит так:
- «МИОМ–3» – аналогии;
- «МИОМ–4» – категоризация;
- «МИОМ–5» – арифметический тест;
- «МИОМ–6» – установление числовых закономерностей путем построения логических рядов;
- «МИОМ–7» – фигуры (навыки мысленного оперирования фигур на плоскости);
- «МИОМ–8» – кубы (по аналогии с предыдущим, различие в том, что фигуры предложены объемные и в трехмерном пространстве);
- «МИОМ–9» – память (анализируют способность запоминать и обрабатывать информацию).
Заполненные бланки обрабатывают специалисты с профильным образованием (психологи) и присваивают категорию, раскрывающую уровень потенциала военнослужащего. Всего выделяют 4 категории:
- Мужчина с первой категорией рекомендован в первую очередь, так как он способен быстро воспринимать новую информацию, обучаться различным навыкам.
- Вторая категория положена просто рекомендованным, в ответах которых присутствуют погрешности (с психологической и логической точек зрения) и отстают от первой категории.
- С третьей категорией человек рекомендован условно.
- Обладатели четвертой категории не рекомендованы к прохождению службы и заниманию высокой должности.
Реально ли подготовиться к тесту
Ответственные военные хотят заранее подготовиться к тестированию, а лучше – обзавестись готовыми ответами. В интернете создано немало сайтов, предлагающих помощь в предоставлении готовых решений к тестам государственного образца (естественно, не на бесплатной основе). В большинстве случаев так обогащаются мошенники.
Даже если вы заучите ответы на вопросы, велик риск несовпадения заданий. Учитывайте, что любая хитрость раскроется (например, отсутствие лидерских качеств быстро проявится). Перед прохождением тестирования в военкомате каждый желающий может пройти самотестирование на официальном сайте Министерства обороны РФ в онлайн-режиме.
Таким образом, тесты на профпригодность для контрактников, претендующих на получение офицерских чинов, – один из трех обязательных этапов проверки. Сдают их не все призывники, а только те, кто планирует обучаться в военных вузах или получать звание офицера в будущем.
Проводятся обычно в военкоматах независимо от действия призывной кампании. Все, что требуется от мужчины – сообщить в военный комиссариат о желании прохождения тестирования. В подразделениях Вооруженных сил России (МЧС, МВД, полиция и др.) тесты на профпригодность периодически сдают и действующие сотрудники.
Источники:
http://vamto.net/abiturient/proffotbor.php
http://iz.ru/842706/roman-kretcul-aleksei-ramm-bogdan-stepovoi/kazhdomu-po-boesposobnosti-minoborony-pereproverit-ege-abiturientov
http://prizivniku.com/raznoe/proverka-profprigodnosti-voennosluzhashchih