4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое право справедливости

Право справедливости

Право справедливости — название набора правовых принципов, действующих в рамках традиции английского общего права, дополняя строгие правила там, где требование их формального исполнения могло бы быть слишком жёстким. В гражданских правовых системах подобные “общие оговорки” позволяют судьям более свободно применять кодексы.

Право справедливости сложилось в Англии к XIV веку. Его происхождение связано с тем, что из-за строжайшего формализма общего права большинство людей практически не имело возможности подать иск в королевские суды, что заставляло многих (в том числе тех, кто не был согласен с вынесенными судами решениями) обращаться к королю напрямую, прося его о “милости и справедливости” (отсюда и возникло названия права). Рассматривал жалобы не лично король, а лорд-канцлер от его имени. Число жалоб было высоким и постоянно росло, поэтому при лорде-канцлере был создан специальный орган с установленным порядком рассмотрения дел, позднее получивший название “Канцлерский суд”, также известный как “суд справедливости” (поскольку считалось, что, раз он не зависит от системы общего права, то при вынесении решений руководствуется лишь принципами справедливости). В ходе его деятельности возникли основанные на конкретных случаях – прецедентах – нормы, которые впоследствии сформировали систему права справедливости. Чаще всего право справедливости применялось в области гражданских правоотношений.

Результатом формализма, дороговизны, медлительности, общей неспособности “общего права” решительно трансформироваться в связи с меняющимися историческими условиями стало появление в Англии в XIV в. “суда справедливости” и последующего формирования еще одной правовой системы, “права справедливости” (equity).

Возникновение “суда справедливости” было связано с деятельностью лорда-канцлера — “проводника королевской совести”, который сначала от имени короля, а с 1474 года — от своего имени стал оказывать защиту истцам, жалующимся на “плохое правосудие”, на то, что их обидчики не преследовались, а они не защищались в судах “общего права”.

На основе обращения потерпевших к королю с просьбой “ради Бога и милосердия” защитить их права лорд-канцлер стал издавать приказы о вызове под страхом штрафа обидчика в канцлерский суд, где без формальной процедуры разбирались жалобы, выносились решения, невыполнение которых грозило ответчику тюремным заключением на основе специального приказа за неуважение к суду. В начале XIV в. при Эдуарде II аппарат при лорде-канцлере окончательно превращается в суд, не связанный нормами “общего права”, а руководствующийся нормами “справедливости”.

“Право справедливости” не обладало жесткой детерминированностью, оставляя решение многих вопросов на откуп судей, что неизбежно должно было привести к созданию ряда принципов, ограничений, соответствующего “инструментария” справедливости. Эти принципы и стали создаваться по мере того, как накапливались решения “судов справедливости”. Судебные отчеты по рассматриваемым делам начали публиковаться поздно, с 1557 года, когда резко возросло количество дел в судах справедливости.

Основные принципы “права справедливости”, часть которых была заимствована из “общего права”, сведенные в определенную систему норм в XVII в., сохранили свое значение до наших дней. Главный из них заключается в том, что “право справедливости” — это “милость короля”, а не исконное право потерпевшего. На “право справедливости” нельзя претендовать во всех случаях нарушения прав, так как оно носит дискреционный характер, то есть зависит от усмотрения суда.

Среди других принципов можно отметить следующие: — “право справедливости” не может быть дано в ущерб правам лиц, основанным на “общем праве”, если только эти лица не совершили каких-либо неправомерных действий, вследствие которых было бы несправедливым с их стороны настаивать на своих правах;

  • — там, где возникает коллизия между нормами “права справедливости”, действует норма “общего права”;
  • — там, где возникает коллизия прав по “праву справедливости”, следует защищать те права, которые возникли раньше по времени;
  • — равенство есть справедливость. Тот, кто ищет справедливости, должен сам поступать справедливо;
  • — “право справедливости” признает приоритет закона, но не допускает ссылки на закон в целях достижения бесчестных намерений и пр.

“Право справедливости” создавалось не для того, чтобы заменить “общее право”, а чтобы придать ему большую эффективность путем отхода от старых формальных правил, создать средства защиты нарушенных прав и интересов в тех сферах общественных отношений, которые не затрагивались нормами “общего права”. Если сначала “право справедливости” дополняло “общее право”, то со временем, в силу изменившихся исторических условий, оно стало приходить в прямое противоречие с ним. Столкновения между “судами справедливости” и судами “общего права” начались в 1616 году, когда Э. Кок, главный судья “Суда общих тяжб” в Вестминстере, поставил вопрос о том, может ли “суд справедливости” выносить решение после соответствующего решения суда “общего права” или вместо Него? Резко конфликтную ситуацию вызвали прежде всего приказы канцлерского суда (inqunction), запрещающие исполнение некоторых решений судов “общего права”.

Яков I, предпоследний абсолютистский король в Англии, решил этот конфликт в пользу “суда справедливости”, судьи которого отстаивали абсолютную и неограниченную власть монарха, имеющего право вмешиваться “через своих слуг” в отправление правосудия. Королем был издан указ, что в случае, когда нормы “общего права” и “права справедливости” оказываются в противоречии, последние имеют преимущественное значение.

Право справедливости

Право справедливости — название набора правовых принципов, действующих в рамках традиции английского общего права, дополняя строгие правила там, где требование их формального исполнения могло бы быть слишком жёстким. В гражданских правовых системах подобные “общие оговорки” позволяют судьям более свободно применять кодексы.

Право справедливости сложилось в Англии к XIV веку. Его происхождение связано с тем, что из-за строжайшего формализма общего права большинство людей практически не имело возможности подать иск в королевские суды, что заставляло многих (в том числе тех, кто не был согласен с вынесенными судами решениями) обращаться к королю напрямую, прося его о “милости и справедливости” (отсюда и возникло названия права). Рассматривал жалобы не лично король, а лорд-канцлер от его имени. Число жалоб было высоким и постоянно росло, поэтому при лорде-канцлере был создан специальный орган с установленным порядком рассмотрения дел, позднее получивший название “Канцлерский суд”, также известный как “суд справедливости” (поскольку считалось, что, раз он не зависит от системы общего права, то при вынесении решений руководствуется лишь принципами справедливости). В ходе его деятельности возникли основанные на конкретных случаях – прецедентах – нормы, которые впоследствии сформировали систему права справедливости. Чаще всего право справедливости применялось в области гражданских правоотношений. Канцлерский суд не мог прямо отменить решение, вынесенное судом общего права, однако мог вынести такое решение, которое значительно изменило или сделало бы невозможным действие принятого ранее решения; это решение формально не могло считаться юридическим в полной мере, однако “соответствовало требованиям справедливости”. Будучи в основе своей прецедентным, право справедливости также в значительной степени было основано на римском и каноническом праве. В течение применения и развития права справедливости сложились многие специфические институты англо-саксонского права (доверительная собственность, исполнение договоров в натуре (тогда как общее право предусматривало лишь денежную компенсацию за неисполнение договора) и так далее).

Читать еще:  Великое видится издалека

Право справедливости, как обычно говорят, “смягчает суровость общего права”, разрешая судам использовать собственную точку зрения и применять правосудие в согласии с естественным правом. Современное право справедливости ограничено нормами материального и процессуального права, и английские и австралийские правоведы склонны сосредотачиваться на его технических аспектах. Существует 12 “неопределённых этических утверждений”, которые определяют применение права справедливости, и ещё 5 могут быть добавлены.

Историческая критика права справедливости в его развитии основана на том, что у него не было чётких правил применения, ввиду чего лорд-канцлер мог выносить решение, руководствуясь только собственной совестью, а кроме того, подобное “дублирование” прав ещё более усложняло английскую правовую систему. Право справедливости затем потеряло значительную часть своей “гибкости” и с XVII века было интегрировано в систему общего права, а в ходе судебной реформы 1873-1875 годов окончательно формально стало частью общего права, однако многие правовые институты, сложившиеся в ходе практики его применения, по-прежнему отделены от институтов общего права, регулируя вопросы договорной собственности, возмещения ущерба и других аспектов; притязания, основанные на нём (англ. equitable rites), отделяются от основанных на общем праве субъективных прав.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Право справедливости” в других словарях:

ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ — (англ. equity) в Великобритании правовая система, действовавшая с 14 в. параллельно с общим правом. Право справедливости сложилось на основе решений т. н. канцелярского суда, менее связанного формальностями, чем суды общего права, и считавшегося… … Большой Энциклопедический словарь

Право справедливости — (англ. equity) в Великобритании правовая система, действовавшая с 14 в. параллельно с общим правом. Право справедливости сложилось на основе решений т. н. канцелярского суда, менее связанного формальностями, чем суды общего права, и считавшегося… … Политология. Словарь.

ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ — в англо американской правовой системе часть npeцeдентного права, складывавшаяся из решений английского суда канцлера, который существовал с XV до конца XIX в. При необходимости выйти за жесткие рамки закрытой системы сложившихся в общем праве… … Юридический словарь

ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ — (англ. lаw of Equity) Правовая система, действовавшая в Англии с XIV в. параллельно с системой общего права. Складывалось постепенно в связи с тем, что из за крайнего формализма общего права граждане часто не имели возможности обратиться с иском… … Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

право справедливости — (англ. equity) в Великобритании правовая система, действовавшая с XIV в. параллельно с общим правом. Право справедливости сложилось на основе решений так называемого канцлерского суда, менее связанного формальностями, чем суды общего права, и… … Энциклопедический словарь

Право справедливости — (англ. Equity) правовая система, действовавшая в Англии с 14 в. параллельно с системой т. н. общего права (См. Общее право). П. с. как система складывалось постепенно в связи с тем, что из за крайнего формализма общего права граждане… … Большая советская энциклопедия

Право справедливости — в средневековой Англии система правовых норм, основанная на применении норм общего (см. Общее право), римского или канонического права исходя из соображений справедливости. Механизм его состоял в том, что истцы, не находившие защиты в суде общего … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

право справедливости — в англо американской правовой системе часть npeцeдентного права, складывавшаяся из решений английского суда канцлера, который существовал с XV до конца XIX в. При необходимости выйти за жесткие рамки закрытой системы сложившихся в общем праве… … Большой юридический словарь

ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ — одна из составных частей прецедентного права Англии, складывавшаяся из решений Суда канцлера, который существовал с XV в. до судебной реформы 1873 1875 гг. В результате произошло формальное слияние П.с. с общим правом. Однако и поныне П.с.… … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ — часть прецедентного права, складывавшаяся из решений Суда канцлера, который существовал с XV в. до судебной реформы 1873 1875 гг., в результате которой произошло 4чормальное слияние П.с. с общим правом. Однако и поныне П.с. продолжает… … Энциклопедия юриста

«Право справедливости» Англии 15-17 вв. Как самостоятельная система права Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стрижаков Илья Владиславович

В данной статье рассматривается вопрос соотношения «права справедливости» и «общего права» Англии 15-18 вв., а также возможность рассмотрения «права справедливости» как самостоятельной отрасли права. Согласно наиболее распространенной точке зрения, «справедливость» в праве Англии является средством дополнения, усовершенствования уже существующих норм. Но, учитывая ряд особенностей, которые характеризуют «право справедливости» не только как дополнение, но и как средство расширенного, уникального регулирования общественных отношений, в данной статье предлагается точка зрения, согласно которой «право справедливости» является самостоятельной системой права.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стрижаков Илья Владиславович

Текст научной работы на тему ««Право справедливости» Англии 15-17 вв. Как самостоятельная система права»

Стрижаков Илья Владиславович

Читать еще:  Какая клавиатура самая тихая

аспирант кафедры теории государства и права Сургутского государственного университета ХМАО – Югры ilia0707@mail.ru

«Право справедливости» Англии 15-17 вв.

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРАВА

Ilya V. Strizhakov

the graduate student of chair of the theory of the state and the right of the Surgut state university Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra ilia0707@mail.ru

ENGLAND 15th – 17th CENTURIES. AS AN INDEPENDENT system OF LAW

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос соотношения «права справедливости» и «общего права» Англии 15-18 вв., а также возможность рассмотрения «права справедливости» как самостоятельной отрасли права. Согласно наиболее распространенной точке зрения, «справедливость» в праве Англии является средством дополнения, усовершенствования уже существующих норм. Но, учитывая ряд особенностей, которые характеризуют «право справедливости» не только как дополнение, но и как средство расширенного, уникального регулирования общественных отношений, в данной статье предлагается точка зрения, согласно которой «право справедливости» является самостоятельной системой права.

Ключевые слова: «Право справедливости», Лорд-Канцлер, Суд Лорда Канцлера, принципы «права справедливости».

Annotation. This article discusses relation between the law of equity and common law of England 15-18th cent., and consideration of the law of equity as an independent branch of law. According to the most widespread point of view, «equity» in the law of England is a means of additions, improvement of already existing norms. But considering a number of features, which characterize «equity law» not only as addition, but also as means of expanded, unique regulation of the public relations, in the article presenting point of view according to which «equity law» is independent system of the law.

Keywords: «Equity law», Lord Chancellor, Court of chancery, maxims of equity

История развития английского права шла по пути формирования «общего права», дополнением «общего права» правом «справедливости» и путем интерпретации статутов. Изучение особенностей возникновения и формирования правовой системы Англии представляется актуальным, так как всеобще известно влияние этого государства на правовое устройство многих стран, в том числе входивших в число колоний и доминионов. Влияние права Англии, в частности «права справедливости», на право нашей страны можно обнаружить, например, в возникновении такого института, как траст, или доверительная собственность. Формальным источником формирования «права справедливости» являлся Суд Канцлера в лице Лорда Канцлера. Изначально он действовал от имени суверена, но с 1474 г. действовал уже от своего имени. Этот год принято считать датой возникновения «права справедливости».

Вместе с тем, почти все нормы права справедливости были созданы в период между 1529 г. (окончание срока Канцлерства Уолси) и 1827 г.

(окончание срока канцлерства лорда Илдоуна). «Справедливость» как система может датироваться лишь концом 17 века. С середины 17 века становится правилом, что Канцлеры решают дела на основании прецедентов, а не «по личной совести и убеждению».

Достаточно широко известно, что «общее право» Англии формировалось из прецедентов, т.е. ранее вынесенных решений судов. Английскому праву не было свойственно изменение посредством законодательства. В связи с тем, что это привело к излишней закрепощенности права и невозможности закрепления правового регулирования новых общественных отношений, была введена практика рассмотрением некоторых дел Лордом Канцлером. Первоначально, в случае невозможности получения удовлетворения в судах общего права, сторона по делу могла обратиться с жалобой к королю. Впоследствии рассмотрение таких петиций перепоручалось Лорду Канцлеру. Это было связано с тем, что Канцлер являлся представителем духовенства, и не был связан формальными требованиями

общего права. При вынесении решения Лорд Канцлер руководствовался своим представлением о должном, «справедливости». При этом, по существовавшему тогда положению, решение одного Канцлера было не обязательно для другого. Через некоторое время были выработаны принципы «права справедливости», которые лежали в основе решений, выносимых Судом Канцлера.

«Право справедливости» имело в своей основе «милость» короля, на которую нельзя претендовать как на право. Всякое удовлетворение, предоставляемое по праву справедливости, может быть дано или не дано по собственному выбору суда после рассмотрения всех обстоятельств дела.

По мнению П.Г. Виноградова, «право справедливости» являлось либеральной интерпретацией «общего права», так как являлось результатом «переработки норм английского права с учетом уже сложившегося опыта других европейских «цивилизованных правовых систем» [7, p. 41] .

Ф. Мейтланд писал: «Отношение между общим правом и правом справедливости следует рассматривать не как отношение между двумя противоречивыми системами, а как между кодексом и дополнением к нему, как между текстом закона и глоссой» [3, с. 288].

«Право справедливости для права в целом – все равно, что духовность для религии, иначе говоря, – то, что каждый хочет в ней увидеть», писал Селден [6, р. 45].

Эдуард Кок – «все дела, которые подпадают под общее право, должны разбирать в судах общего права. Там, где достаточно ординарной юрисдикции, никто не должен прибегать к экстраординарной» [4, р. 84] .

Как мы можем заметить, многие авторитетные правоведы, в том числе некоторые наши соотечественники, сходятся во мнении, что «право справедливости» следует рассматривать как средство дополнения уже существующей правовой системы, которая на момент возникновения «права справедливости» была представлена «общим правом». Вместе с тем, такая точка зрения представляется не совсем верной по следующим основаниям.

Как уже было сказано, Канцлер являлся духовным лицом, в связи с этим при рассмотрении дел он не был обременен нормами «общего права», а мог руководствоваться своими представлениями о должном, о справедливости. Представляется, что на соответствующее мнение Канцлера, как представителя духовенства, влияло каноническое право. Это подтверждается тем, что многие положения, свойственные каноническому праву, были заимствованы «правом справедливости». Например, «требование, чтобы каждая тяжущаяся сторона предстала перед противоположной стороной для допроса под присягой, и ответы ее служили доказательством против нее, как признание, а не в ее пользу» [1,

с. 79-80], установленное церковными судами, было впоследствии принято судом Канцлера. Что касается принципов «права справедливости», то их насчитывается несколько десятков. Не ставя задачу рассмотреть каждый из них, рассмотрим, как реализация этих принципов повлияла на правовую систему Англии.

Читать еще:  Власоеды у собак

Качественное различие между «правом справедливости» и «общим правом» заключается не в сфере содержания рассматриваемых дел, а в типе судебного процесса, характере процессуальных средств защиты. Именно это отличие является проявлением отсутствия формализма, медлительности и дороговизны судебного процесса, учета мотивов и целей сторон, эффективных гарантий исполнения приказа Лорда Канцлера.

Процесс в Суде Канцлера отличался тем, что ответчик должен был отвечать на все вопросы, которые будут ему заданы, в отличие от судебного процесса в суде общего права, где ответчик обязан был отвечать только по вопросам, о которых он был заранее уведомлен. «Общее право» считало основным доказательством письменные документы, в Суде Канцлера устные показания признавались равным по силе доказательством. Кроме того, Канцлер мог потребовать предоставления необходимых документов от той стороны, у которой они находились.

Также следует отметить, что «право справедливости» предусматривало более широкий набор санкций в сравнении с «общим правом». Например, впервые были введены судебные запреты, исполнение в натуре, ректификация, аннулирование.

Наиболее важной чертой применения средств судебной защиты по «праву справедливости» является то, что они назначались по усмотрению суда. Влияние «права справедливости» проявилось на праве собственности и торговом праве. Например, оформление соглашения об аренде считалось эквивалентным самой аренде, даже если форма такого соглашения не соответствовала установленной форме [2, с. 72].

Таким образом, можно отметить, что «право справедливости» предоставляло защиту более широкого круга прав, а также большее разнообразие средств их защиты. Еще одним обстоятельством, позволяющим рассматривать «право справедливости» как самостоятельную систему права, может служить конфликт компетенции судов общего права и права справедливости.

Начиная с периода царствования Ричарда 2, Палата Общин Англии регулярно жаловалась на работу Суда Канцлера и в 1390 обратилась к королю с просьбой запретить Суду Канцлера нарушать положения общего права, не отменять решения судов общего права в обход надлежащей процедуры. В то же время она просила, чтобы не одно судебное постановление, которое обжалуется, не принуждало стороны обращаться в Суд Канцлера. Тем не менее, эти жалобы не препятствовали успешному функционированию Суда канцлера. В 1393, например, считалось достаточно известным, что Палата Лордов отправила два дела в Суд Лорда

канцлера для рассмотрения [5, р. 40].

Палате Общин, тем не менее, удалось внести некоторые изменения в порядок работы Суда Канцлера. В 1394 Король согласился с ее обращением, и победа ответчика в Суде Канцлера давала право взыскать судебные расходы с другой стороны.

В период царствования Якова 1 по делу, которое рассматривал главный судья Кок, лица, представлявшие интересы истца, представили суду ложную информацию о том, что свидетель, который должен был давать показания по делу, не может явиться ввиду болезни. В результате суд вынес решение в пользу истца. Узнав об этом, Канцлер Лорд Эллесимер направил истцу приказ о запрете приведения этого решения в исполнение. Тогда против ответчика и его представителей было возбуждено уголовное дело за оспаривание решения Суда королевской скамьи, что привело к тому, что Канцлер был вынужден вступиться за них.

Так возник первый конфликт между судом общего права и судом справедливости, который был разрешен в пользу расширения полномочий последнего вмешательством короля (1615 г.). Это позволяло прибегать к суду справедливости даже тогда, когда решение суда общего права уже

1. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.

2. Уолкер Ронльд, Английская судебная система, М., 1980, С. 72.

3. Цвайгерт К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права / К. Цвайгерт,

Х. Кетц. М., 1995, С. 288.

4. Coke E. Institutes. P. 84.

5. Kerly D. An historical sketch of the equitable jurisdiction of the Court of Chancery, Cambridge University Press, 1890, Р. 107.

6. Seidell J. Seldeniana, or, The Table Talk of John Selden, London, 1789. P. 45.

7. Vinogradov P. Collected papers, Greek law, Oxford, 1928, vol. 2. Р. 41.

состоялось, и добиваться пересмотра вынесенного решения. Также это привело к формированию принципа, согласно которому в случае возникновения противоречий между судами общего права и права справедливости приоритет отдавался юрисдикции последнего. Судьи общего права были категорически против этого, так как если Лорд Канцлер имеет полномочия отменять их решения, стороны по делу будут толпами стекаться в Суд Лорда Канцлера [5, p. 107]. Такое положение дел сохранялось до принятия Закона об отправлении правосудия в 1875 г.

Таким образом, представляется неверным утверждение о том, что «право справедливости» выступало дополнением общего права, так как сам факт существования противоречий между судами и их разделение по признаку принадлежности к праву «справедливости» или «общему» праву, а также наличие особых принципов, которыми руководствовались суды справедливости, говорит о самостоятельности каждой из этих систем права.

Несмотря на объединение двух систем права после реформы 1873-1875 гг., различие между «правом справедливости» и «общим правом» по-прежнему имеет место, и английские юристы подразделяются на работающих в общем праве и в праве справедливости.

1. Harold J. Berman. Faith and Order: The Reconciliation of Law and Religion, M., 1999.

2. Ronald Walker. The English legal system, M., 1980, Р. 72.

3. Cwaiger K. Introduction to comparative law in the field of private law / K. Cwaiger, X. Ketc, M., 1995, Р. 288.

4. Coke E. Institutes. P. 84.

5. Kerly D. An historical sketch of the equitable jurisdiction of the Court of Chancery, Cambridge University Press, 1890, Р. 107.

6. Seidell J. Seldeniana, or, The Table Talk of John Selden, London, 1789. P. 45.

7. Vinogradov P. Collected papers, Greek law, Oxford, 1928, vol. 2, Р. 41.

Источники:

http://studwood.ru/1257680/istoriya/pravo_spravedlivosti
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1853616
http://cyberleninka.ru/article/n/15985917

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: