3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое первобытное искусство

Первобытное искусство

Первобытное искусство — это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, появившегося в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет. В палеолите — древнем каменном веке, оно было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также геоглифами — изображениями на поверхности земли, дендрографами — изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Но всё перечисленное не способно противостоять натиску разрушительного времени. Поэтому, сохранились и были постепенно обнаружены лишь абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу, а также анималистическая пещерная живопись, зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм из кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге, времени верхнего палеолита (35.000 — 30.000 тыс.лет) и многочисленные скопления наскальных изображений на поверхностях скал под открытым небом, эпохи неолита, или новом каменном веке, (11.000 тыс.лет), известные на всех обитаемых континентах. К неолиту относятся и руины различных мегалитических построек на территории Европы, Южной Америки и Азии (например: Стоунхендж в Солсбери, с вертикально установленными камнями по кругу — кромлехами, весом до 50 тонн, Великобритания, упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков, на бескрайнем Карнакском поле, называемых менгирами, и могильных комплексов из необработанных крупных камней, например, Корконнский дольмен, Морбиган, Франция).

Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, давно вымерших животных эпохи плейстоцена (2.2 млн.лет — 11.000 тыс.лет) и сотен крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденных Буше де Пертом, впервые, в 30-х годах XIX века на территории Франции. Но тогда, эти находки оказались предметом ожесточённого спора между первыми исследователями-любителями и догматичными креационистами в лице священнослужителей, уверенных в божественном происхождении мира. В результате, удивительные, необычные находки не вызвали доверия как у профессиональных учёных французской Академии наук, так и у широкой публики. Переворот, во взглядах на первобытное искусство, произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 году Мария, восьмилетняя дочь испанского археолога-любителя М. де Саутуола, обнаружила на сводах пещеры Альтамира, на севере Испании, скопление крупных, от одного до двух метров, изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных, сложных позах. Это были первые, официально опубликованные в 1880 году, росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. В настоящее время известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании и Франции. Мастерство древних художников отразилось в умении передавать изобразительными средствами динамику и характерные особенности животных. Первое сообщение об этом, на русском языке, появилось только в 1912 году, в переводе с французского языка шестого издания курса публичных лекций Соломона Рейнака, прочитанном им в Луврской школе в Париже в 1902-1903 гг. В настоящее время первобытное изобразительное творчество изучают исследователи из двух международных организаций ИКОМОС (ICOMOS) — объединяющий профессиональных исследователей и ИФРАО (IFRAO), объединения исследователей-любителей, куда входят уже 50 национальных организаций со всего мира.

Содержание

Первобытная скульптура

Наскальная живопись

Наскальные рисунки наносились в палеолите, в пещерах. Материалом для создания изображений служили [краска] из органических красителей (растения, кровь) и древесный уголь (сцена сражения носорогов в пещере Шове — 32.000 тыс.лет). Как правило, пещерная живопись и рисунки древесным углём выполнялись с учётом [[объёма, перспективы, цвета скальной поверхности и пропорции фигур, учитывая передачу движений изображённых животных. На наскальных рисунках изображались, также, сцены поединков животных и человека. Вся первобытная живопись, как часть первобытного изобразительного творчества, явление синкретичное и предположительно создавалась в соответствии с культами. Позднее, изображения первобытного изобразительного творчества приобрели черты стилизации. Многие образцы, пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО (всемирного наследия ЮНЕСКО).

Мегалитическая архитектура

Мегалиты (греч. μέγας — большой, λίθος — камень ) — доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности.

Распространение

Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.

Типы мегалитических сооружений

  • менгир — одиночный вертикально стоящий камень
  • кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг
  • дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней
  • таула — каменное сооружение в форме буквы «Т»
  • трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня
  • сейд — в том числе сооружение из камня
  • каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями
  • крытая галерея
  • лодкообразная могила

Назначение

Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

Предметы быта

К искусству из предметов быта относят игрушки для детей, украшения, различные ритуальные статуэтки. Как правило украшения выполнялись из бронзы. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и сразу бросались в глаза. Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.

Читать еще:  Почему русские мужчины не следят за собой

Что такое первобытное искусство

1. Первобытное искусство. Терминологический словарь.

АНИМИЗМ (от лат. — душа) — одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевлённость всех предметов и явлений, в существование; обязательный элемент всякой религии.

ВЕК (столетие) — единица измерения времени , равная 100 годам . Десять веков составляют тысячелетие . В более узком смысле веком называют не вообще столетний интервал времени, а конкретный, номерной отрезок, повторяющийся каждые 100 лет, исходная точка зависит от используемого календаря (способа летоисчисления). Согласно григорианскому календарю , I век н.э. начался 1 января 1 года и закончился 31 декабря 100 года. II век начался в 101 году, III век — в 201 и т. д. Последний год века начинается с номера этого века (например, 1900 год — последний год XIX века). Поэтому, если основываться на летоисчислении по григорианскому календарю, неверно распространённое утверждение о том, что XX век закончился 31 декабря 1999 года; на самом деле это произошло 31 декабря 2000 года . Кроме того, в этой системе нет места «нулевому веку»: после I века до н.э. начался I век н.э.

Разбиение годов на века в григорианском календаре

ВЕК БРОНЗОВЫЙ — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы , что было связано с улучшением обработки таких металлов , как медь и олово , получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку . В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

ВЕК ДРЕВНЕКАМЕННЫЙ – (ПАЛЕОЛИТ) ( греч. παλαιός — древний и греч. λίθος — камень) (древнекаменный век) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo ) (около 2,6 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. . Выделен в 1865 г. Джоном Леббоком .

ВЕК ЖЕЛЕЗНЫЙ — эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Железный век приблизительно датируется периодом 1 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе.

ВЕК МЕДНЫЙ, медно-каменный век, халколит (от греч. χαλκός « медь » + λίθος «камень») или (ЭНЕОЛИТ) (от лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) — эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку . Термин предложил в 1876 г. на международном археологическом конгрессе венгерский археолог Ф. Пульский для уточнения первоначальной классификации Томпсена, в которой за каменным сразу следовал бронзовый век. Медный век приблизительно охватывает период 4—3 тысячелетия до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе.

ВЕК НОВЫЙ КАМЕННЫЙ – (НЕОЛИТ) ( греч. νέος — новый, λίθος — камень) — новокаменный век, последняя стадия каменного века . Медный век приблизительно охватывает период 8-3 тыс. лет до н.э.

ВЕК СРЕДНИЙ КАМЕННЫЙ — (МЕЗОЛИТ) (средний каменный век , др.-греч. μέσος — средний и λίθος — камень) — период между палеолитом и неолитом , с вариантами датировок от 15 до 6 тысяч лет до нашей эры.

ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРОЗРАЧНЫЕ (РЕНТГЕНОВСКИЕ) — один из приемов, повторявшихся на протяжении всего палеолита — придание изображению свойства прозрачности. Таким образом становилось возможно видеть внутренности животного, как если бы этому не мешала толща тела, при этом жизненно важные органы зверя изображаются так, чтобы они стали как бы доступны охотнику. Точных объяснений причин, по которым возник столь странный прием, не существует, есть основания предположить их связь с охотничьей магией.

ИЗОБРАЖЕНИЯ НАЛОЖЕННЫЕ — один из приемов, повторявшихся на протяжении всего палеолита — скопление наложенных фигур, линий и борозд, переплетающихся столь сложно, что чрезвычайно трудно с достаточной ясностью выделить отдельные силуэты. Точных объяснений причин, по которым возник столь странный прием, не существует, вероятно, подобные изображения свидетельствуют об усилиях разных поколений художников.

МАКАРОНЫ — прямые или волнообразные линии непонятного назначения, процарапанные или нарисованные на стене в эпоху каменного века.

МЕГАЛИТИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ (МЕГАЛИТ) – (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора. В предельном случае это один модуль ( менгир ). Мегалитическими сооружениями являются: дольмены, менгиры, кромлехи.

МЕГАЛИТ ДОЛЬМЕН (от бретонск. tol – стол и men – камень) — древние мегалитические то есть сложенные из больших камней или каменных плит) рукотворные сооружения определённой формы, имеющие внутренний объем.

МЕГАЛИТ КРОМЛЕХ (от бретонского crom – круг и lech – камень) — один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6–7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится дольмен или менгир. Пример: Стоунхендж

МЕГАЛИТ МЕНГИР (от нижнебретонского men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.

МЕГАЛИТ ТАУЛА (каталан. taula, букв. «стол») — тип T-образного мегалита. Таулы могут достигать по высоте 3,7 метров и состоять из вертикального столба (монолита или нескольких небольших камней, расположенных друг на друге) с горизонтальным камнем, расположенным сверху. U-образная стена обычно примыкает к сооружению.

МЕГАЛИТ ТРИЛИТ (англ. trilite ) — мегалитическое сооружение в виде трех больших камней, установленных в виде ворот либо врытых параллельно друг другу.

ОТПЕЧАТОК РУК — древнейшие наскальные изображения (30—21-е тыс. до н. э.), представляющие собой отпечатки рук красного или чёрного цвета с укороченными средним или безымянным пальцем, что дает возможность сделать предположение о существовании ритуального членовредительства. Эти изображения, считающиеся одним из древнейших выражений художественной деятельности палеолитического человека, выполнены в двух различных техниках — позитивной и негативной. Негативные отпечатки встречаются чаще позитивных, точно так же, как изображений левых ладоней больше, чем изображений правых. Отпечатки ладоней располагаются вдоль стены пещеры наподобие фризов, группами или поодиночке. Одиночные изображения, такие, как на стенах пещер Гаргас (французские Пиренеи) или Эль Кастильо (Кантабрия, Испания), возможно, имеют магический смысл .

ОТПЕЧАТОК РУК ПОЗИТИВНЫЙ — изображение ладони человека, нанесенное непосредственно на поверхность стены, предварительно окрашенной ладонью.

ОТПЕЧАТОК РУК НЕГАТИВНЫЙ – изображение ладони человека, выполненное в технике суффляжа, заключался в распылении красящего вещества через полую трубку-соломинку, по подобию простейшего аэрографа; при этом сама ладонь выполняла роль экрана. В результате получался негативный отпечаток руки , окруженный ореолом в виде красочного пятна произвольной формы.

ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом . Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал . Напр.: Венера из Тан-Тана, Венера из Берехат-Рама, Венера Вестоницкая, Венера Виллендорфская, Венера Лоссельская и т.д.

Читать еще:  Где обитает зебра

ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕЩЕРЫ — естественная полость в верхней толще земной коры , сообщающаяся с поверхностью земли одним или несколькими выходными отверстиями, проходимыми для человека, хранящая остатки палеолитической живописи и петроглифов. Наиболее крупные пещеры — сложные системы проходов и залов, нередко суммарной протяженностью до нескольких десятков километров.

ПАЛЕОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ – наскальные рисунки в пещерах . Напр.: Ласко, Фон -де-Гом, Труа Фрер, Альтамира и др. Материалом для красок служили органические красители ( растения , кровь ). В 12 тысячелетии до н. э. пещерная живопись выполнялась с учётом объёма , перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение . На наскальных рисунках в основном изображались сцены боев животных и человека , животных, позднее богов. Позднее пещерная живопись стала стилизованной . Некоторые образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО .

ПЕТРОГЛИФ (от греч. pétros — камень и glyphé — резьба, вырезывание), изображения и знаки, выбитые и высеченные на поверхности скал, на потолках и стенах пещер и на отдельных камнях.

САКРАЛЬНОСТЬ (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле всё, имеющее отношение к Божественному , религиозному , небесному , потустороннему , иррациональному , мистическому , отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Сакральные объекты имеют не только материальное измерение, но и духовное , связаны с высшим миром. Сакральное искусство воплощает идеи и образы Божественного. В западно-европейской традиции Ars Sacra (сакральные искусства) — все художественные предметы, имеющие отношение к богослужению , преимущественно церковная утварь. Сакральное время не подчиняется установленным физическим законам , предполагает особое исчисление, определяет порядок ритуалов . Сакральное пространство — среда общения человека с высшим миром, Божественным и потусторонним. Сакральные тексты содержат основы религиозного учения и могут быть объектом поклонения. Сакральные действия — это, как правило, богослужение и религиозные обряды . Сакральное противоположно профанному, то есть мирскому, повседневному . Термин получил широкое распространение в гуманитарных науках , в частности, благодаря работам М. Элиаде .

СЕМАНТИКА ( фр. sémantique от др.-греч. σημαντικός — обозначающий), также семасиология — наука о понимании (значении) определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений; раздел семиотики .

СИНКРЕТИЗМ (греч. — соединение, объединение) — слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (напр., синкретизм первобытного искусства характеризует нерасчленённость деятельности и мышления человека в первобытной культуре).

ТОТЕМ (англ. totem из яз. индейцев, означающее его род ) — 1) животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания; каждый род носил имя своего тотема; 2) герб племени с изображением тотема.

ТОТЕМ АНТРОПОМОРФНЫЙ ( антропоморфизм) ( греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

ТОТЕМ ЗООМОРФНЫЙ (зооморфизм) — представление богов в образах животных , а священных животных – как воплощение сущности богов. Является существенным элементом многих древних политеистических религий (напр., древнеегипетской ) и некоторых современных религий (напр., индуизма ).

ТОТЕМ ОРНИТОМОРФНЫЙ (орнитоморфизм)- представление богов в образах птиц, а священных птиц – как воплощение сущности богов. Является существенным элементом многих древних политеистических религий (напр., древнеегипетской ) и некоторых современных религий (напр., индуизма ).

ТОТЕМ ПОЛИМОРФНЫЙ (полиморфизм) — представление богов в синтетических образах, обладающих теми или иными признаками антропоморфности, зооморфности и орнитоморфности.

ТОТЕМИЗМ — комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (животными или растениями, которое представляется предком-покровителем). Тотемизм был распространён у всех народов мира, пережитки тотемизма сохранились во всех религиях.

Первобытное искусство

Разделы: МХК и ИЗО

От времени возникновения искусства нас отделяют сотни тысяч лет. Каковы же причины возникновения искусства ?

Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытно – общинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества, к верхнему палеолиту. Эта эпоха зрелости первобытно-общинного строя, сложения рода, возникновения матриархата. По своим физическим данным человек ничем не отличался от современного. Он овладел речью, делал довольно сложные орудия труда из камня, кости, рога, дерева, охотился на зверей. С расширением его общественно-трудовой деятельности обогащался его кругозор. Тысячи лет развития

Племен воспитали верность глаза, гибкость руки, способность выделить главное и характерное, умение видеть присущую природе красоту и гармонию форм. На этой основе зародилось эстетическое чувство. Своим возникновением искусство обязано не биологической основе человека, не религии, магии и игре, а развитию общественной жизни и ее основе – труду, который “старше искусств” (Г.В.Плеханов).

Труд – творческий процесс, он преображает самого человека, его мозг, чувства, изменяет его природу. Труд развивал в человеке нравственность, эстетические чувства, начатки научных знаний. Образование пяти внешних чувств – это работа всей предшествующей всемирной истории. Без тренировки руки при работе в камне человек бы не смог научиться рисовать. Должно было развиться музыкальное ухо, глаз, умеющий видеть красоту формы и цвета, чтобы родилось произведение живописи или песня.

Воздействуя на природу, человек познавал ее. У него возникали образы, которые находили выражение в слове, муз. звуках, в рисунках. Труд пробуждал в человеке способность видеть красоту и богатство окружающего мира. Работая орудиями труда из камня и дерева, люди знакомились с разными видами и свойствами материалов, приучались четко воспринимать особенности объема и поверхности. Охота давала возможность наблюдать животных, их повадки. Процесс труда знакомил человека с законами симметрии и гармонии, порождал чувство меры и упорядоченности, наличие замысла, сознательность и целеустремленность, что важно в искусстве. Произведения искусства в эпоху каменного века были порождены практическими потребностями. Труд, искусство, мифология, магия не были расчленены, а выступали слитно. Первобытный человек не разделял себя с природой, приписывал себе возможность воздействовать на нее с помощью колдовских заклинаний. Наскальные росписи и рисунки изображающие животных были связаны с магическим обрядом, обеспечивающим удачу на охоте. В этом мышлении поэтически воплощалось стремление человека к овладению миром. В нем содержались элементы эстетического восприятия, из которого развилось искусство.

В первобытном обществе зародились изобразительная деятельность, легенды, мифы, танец, пантомима.

Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим,
Он не умел слепить горшка из глины,
Боялся духов выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней стремительно живой,
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылен,
Упал, и умирая шевелится,
И кровь глотает раненный бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком легким.
В. Берестов.

Переодизация первобытного искусства.

1. Каменный век. (40–4 тыс. до н. э.). В нем различают 3 этапа:
Палеолит. (40–12 тыс. лет до н.э.)
Мезолит. (12–8 тыс. лет до н. э.)
Неолит. (10–4тыс.лет до н.э.)

Читать еще:  Что такое интрига

2. Эпоха бронзы (3–1 тыс. лет до н. э.)

Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы,
Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья…
Силы железа потом и меди были открыты.
Но применение меди скорей, чем железа, узнали.
Лукреций 1 в. до н. э.

1. Палеолит. 35–10 тыс. до н. э. (Древнекаменный век.)

Места нахождения памятников: Европа, Южная Азия, Сев. Африка.

Ранние рисунки палеолита примитивны – это контурные изображения звериных голов на плитах известняка пещера Ла Ферраси Франция. Позже в рисунках и живописи весь мир животных: олени с ветвистыми рогами, табуны диких коней, напуганные лани, косматые зубры и медведи, грузные бизоны, изображенные почти в натуральную величину.

Монументальные изображения животных наносились кремневым резцом по камню или краской по сырой глине на стенах пещер.

В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охры, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь. Иногда рельеф.

Животные изображались в разнообразных движениях. Экспрессивные изображения с конкретными чертами, точностью форм, умением выделить из множества наблюдений главное. Пещеры Фон де Гом Франция, Альтамира Сев. Испания, Ляско и Лимейль Франция, Дольные Вестоницы Чехия, Брно Словакия, плато Тассили в Сахаре, в Сибири, на Дону, в Италии, Германии, Алжире, Австрии..

В эпоху палеолита развивается резьба на камне, кости, дереве, круглая пластика. Статуэтки животных – медведей, лошадей, львов. Палеолитические “ Венеры” массивные и монументальные.

В своей основе искусство палеолита наивно и реалистично. Верно воспринимая отдельные предметы первобытный человек не мог охватить цельную картину мира.

Репродукции: Раненный бизон. (Пещера Альтамира), палеолитичкская Венера, зубры (пещера Ляско), оттиск человеческой руки (пещера Пеш-Мерль).

2. Мезолит 10–6 тыс. до н. э.(Среднекаменный век.)

Подъем производительных сил, группирующиеся в небольшие коллективы люди осваивали большую чем прежде территорию. Они образовывали стоянки под открытым небом, занимались охотой на мелких зверей, совершенствовали обработку каменных орудий, пользовались луком и стрелами, приручили собаку и некоторых других животных. Жизненный опыт человека расширился, более развитым стало мышление, возникло верование в загробную жизнь. В изобразительном искусстве исчезает многокрасочность. Наскальные росписи этого времени исполнены силуэтно, красной или черной краской, без лепки объема. Развивается повествовательное начало, композиция становится более совершенной. Центральная тема– охота, появляется изображение человека, его деятельности. Динамичное часто драматическое действие. Эти черты характеризуют росписи в Восточной Испании и Сев. Африке. Мчащиеся фигуры разъяренных воинов, сбор плодов, меда, загон скота, танец.

Репродукции: Росписи в Вост. Испании, Сев. Африке – мчащиеся воины, танцы, сбор меда, плодов, загон скота.

3. Неолит. 6–2 тыс. до н. э. (Новый каменный век.)

Человечество переходит от пассивного присвоения продуктов к производящей хозяйственной деятельности. Появились новые формы производства – скотоводство и земледелие, техника обработки каменных орудий, гончарство, строительное дело, совершенствовалось ткачество и обработка кожи, заселялись новые пространства, усиливалась межплеменная вражда за земли и территорию охоты. Переход от матриархата к патриархату усложнил отношения между людьми.

В наскальной живописи продолжает существовать схематичный стиль изображения человека – “Лыжник” в Редей (Норвегия), “Медведь” в Финнхаг (Норвегия).. Петроглифы на скалах изображают лосей, северных оленей, медведей, китов, тюленей, рыб, рептилий. Наскальные изображения животных похожие на скандинавские находятся в Крыму, на Кавказе, Урале, Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Выдающиеся петроглифы Каменных островов на Ангаре. Создавались антропоморфные скульптуры (Южная Европа, Средиземноморье) “каменных баб”,представляющих собой каменные столбы с округлыми головами и руками,сложенными у пояса.Во Франции их считали богинями покровительницами мертвых. Гигантообразные Кикладские идолы (Афины) 3–2 тыс. до н.э.,терракотовые женские фигуры из триполья, торс из Кара-Тепе (Каракумы), “Сидящая женщина” (Мальта) 2 тыс. до н.э.

Распространялась мелкая пластика, художественные ремесла и орнамент, которые положили начало декоративному искусству. В основе орнамента условно-схематическая передача природы, стремление абстрагироваться от реальных образов. Примеры орнаментально– керамических изделий трипольские сосуды 4–3 тыс. до н. э. (Европейская часть России и Балканских стран) различной формы с орнаментом, нанесенным красной и белой краской. Характерные мотивы: параллельные полосы, двойные спирали, зигзаги, концентрические круги, имеющие разное смысловое значение. Из повторения одних и тех же знаков возник сложный узор. В орнамент включали схематичные изображения людей, животных, фольклорные образы.

4. Эпоха бронзы 2 тыс. до н. э.

В эпоху бронзы с введением новых форм хозяйствования и металлических орудий (медь, бронза) произошло новое разделение труда, создавшее неравенство. Среди племен выделялись пастушеские. Появился ткацкий станок. На этой основе совершилось второе разделение труда – ремесло отделилось от земледелия Окончательно утвердился патриархат. Все это сыграло большую роль в развитии цивилизации. Это создавало благоприятные условия для развития духовной деятельности человека: искусства, фольклора, эпоса, песни, музыки. Преобладала монументальная архитектура.

Грандиозные простые по формам сооружения из камня были выражением мощи рода, его единства. Мегалитические постройки (“ мег ” –большой, “лит”– камень): менгиры, дольмены, кромлехи найдены в различных частях Европы. Менгиры в Бретани, Франции, России Армения, Сибирь, Крым, Кавказ, Африке. Это погребальное сооружение из 2 или 4 вертикально поставленных камней, количество которых доходит до 1000.

Более сложные мегалитические постройки – кромлехи. Самый грандиозный из них возведен в Стоунхендже 2 тыс. до н. э. (Южн. Англия) из грубо обтесанных камней синего цвета.

В плане – это круглая площадка диаметром 30 м., замкнутая 4 кольцами вертикально поставленных камней. Кольцо внешнего круга из 30 каменных столбов, соединенных лежащими на них балками, образует подобие гигантского хоровода, внутреннее кольцо, в центре которого находилась гигантская каменная плита – возможно алтарь, – составлена из невысоких менгиров. Второе кольцо сооружено из семиметровых блоков синего цвета, попарно поставленных и перекрытых плитами. Архитектурный замысел кромлех прост, но исполнен символического смысла. В Стоунхендже впервые появилась центрическая упорядоченная композиция, выявлены основные взаимоотношения несущих и несомых частей. В ритме намечается мотив колоннады и аркады.

В эпоху железа (нач.1 тыс. до н. э.) появился новый тип архитектуры – крепости, оборонительные сооружения, сложенные из огромных каменных глыб на территории современной Франции, Балканах. Погребальные сооружения – большие камеры в курганах вождей.

В первобытном обществе существовало только безымянное наивно-непосредственное творчество, принадлежавшее всему обществу, единство которого было основано на кровно-родовых отношениях.

Репродукции: Изображения менгиров – Бретань Франция, “Каменное войско” Армения,

Аллеи менгиров в Закавказье, Британии, Стоунхендж Англия, изображение рыбы Армения, зверя Сибирь.

1. Расскажите об особенностях живописи, графики и скульптуры эпохи первобытности. Правомерно ли утверждение ученых о “реализме” изобразительного искусства этого периода ?

2. Какие крупные центы первобытного искусства на территории нашей страны и Европы вы назовете?

3. В чем проявился синкретический характер первобытного искусства? (Используйте материалы о возникновении танца, музыки, театра.)

4. Расскажите об основных периодах первобытного искусства, охарактеризуйте их.

5. Расскажите об архитектурных сооружениях первобытной эпохи.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/669812
http://www.sites.google.com/site/1historyofart/dvuazycnye
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/613531/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector